казанская икона божией матери и владимирская отличия
Чем Влалимирская икона божьей матери отличается от Казанской божьей матери?
По церковному преданию икону написал евангелист Лука.
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
Самые почитаемые иконы Богородицы в России (часть I)
В прошлой статье мы говорили об иконографических типах икон Богородицы, а сегодня хотим поговорить о самых известных и почитаемых образах Божией Матери в России.
Наверное, каждый верующий человек может сходу назвать несколько самых известных икон Божьей Матери, например, Казанскую, Владимирскую, Смоленскую. Но многих мы не знаем – ведь иконописных образов Богородицы несколько сотен.
Большинство икон названы по месту обретения или пребывания: «Казанская», «Тихвинская» и др. Некоторые названия связаны с особыми обстоятельствами написания, например, «Троеручица». Какие-то иконы названы исходя из изображения, деталей на образе: «Неупиваемая Чаша», «Семистрельная».
Расскажем о самых известных почитаемых иконах Божией Матери, которые прославились как чудотворные.
«Казанская» икона Божией Матери
Наверное самой известной иконой Богородицы на Русской земле является «Казанская» икона Божьей Матери.
К молитве перед этим образом Божией Матери прибегают в самых разных нуждах и печалях, и Она всегда приходит на помощь. Этой иконой традиционно благословляют молодых к венцу.
Икона явилась чудесным образом, когда в июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара. На пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матроной был обретен образ Божией Матери. Когда икону торжественно переносили в храм, чудным образом прозрели бывшие при этом два слепца: Иосиф и Никита. Это чудо стало первыми в длинном списке чудес и исцелений.
Икона получила свое название по месту обретения.
В 17 веке, во времена Смуты, когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под Свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость, и малое ополчение выбило поляков из Москвы. Вскоре на Красной площади князем Пожарским был заложен собор в честь Казанской иконы.
Первообраз иконы утрачен, но с Казанского чудотворного образа сделано множество списков, от которых происходили и происходят великие чудеса. В честь этой иконы построено много храмов. Самые известные – Казанский собор в Москве и в Санкт-Петербурге.
Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве (первое упоминание 1625 г.)
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (строительство 1801-1811 гг., архитектор А.Н Воронихин)
Дата празднования иконы: 22 октября (4 ноября).
«Владимирская» икона Божией Матери
«Владимирская» икона Божией Матери является чудотворным списком с древней иконы Богородицы, которая до 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.
В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. Летописи сообщают нам, что Матерь Божия Сама чудесным образом выбрала место для пребывания образа, вот как это случилось. На крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела оставить Ее икону во Владимире, а на сем месте поставить храм. Икону поместили в Успенском соборе Владимира, с тех пор она и стала называться «Владимирской».
В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, в Успенский собор Московского Кремля, надеясь на спасение от войск захватчика. Тамерлану было видение, в котором величественная Дева во главе ангельского воинства устремилась на его полки. Проснувшись, хан приказал войскам отступить.
Святая икона еще не раз становилась на защиту Руси. 23 июня 1480 года чудо, явленное Пресвятой Богородицей, заставило отступить полки Золотой орды во время знаменитого стояния на реке Угре. А в 1521 году с помощью Богородицы были остановлены войска крымских татар всего в нескольких километрах от Москвы.
Впоследствии все Российские монархи помазывались на престол именно перед иконой Божией матери «Владимирская».
Сегодня образ хранится в храме Святителя Николая в Толмачах.
Дата празднования: 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября).
Икона Божьей Матери «Одигитрия Смоленская»
В соответствии с письменными историческими источниками, древнейшая икона «Одигитрия» первоначально находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, где почиталась как защитница столицы.
Согласно преданию, на Русь икона Богоматери была привезена в 1046 году. Это был список, сделанный для дочери византийского императора Константина IX Мономаха царевны Анны, вышедшей замуж за русского князя Всеволода Ярославича.
В начале XII века князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богородицы, в котором и поместили святыню. По месту пребывания и прославления икона стала называться «Смоленской».
В 1398 году икона была перенесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля.
В 1456 году икона вернулась в Смоленск. Перед возвращением с нее было сделано несколько списков, в том числе один для Благовещенского собора. На месте прощания москвичей со Смоленской святыней был основан Новодевичий монастырь.
Особое почитание образа началось с 1514 года, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству. Чудотворная икона находилась в Смоленске вплоть до 1943 года. Во время войны была утрачена.
Дата празднования: 28 июля (10 августа).
Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»
Этот образ прославился в 1170 г. во время осады Новгорода многочисленными войсками суздальцев. Народ Новгородский мог надеяться только на чудо, и все горячо молились о нем перед иконой Богородицы. И чудо («ЗНАМЕНИЕ») совершилось. Во время битвы в икону, выставленную на стены Новгорода для защиты, попала стрела. Икона повернулась ликом к новгородцам, после чего наступила тьма, войска нападавших поддались панике и в смятении бежали. С тех пор на Руси за этой иконой утвердилось название «Знамение Новгородская».
Этот образ особо чтился в Великом Новгороде, и впоследствии с него было сделано множество списков. Некоторые из них прославились как чудотворные и наименованы по месту явления чудес: «Знамение Абалацкая», «Знамение Дионисиево-Глушицкая», «Знамение Курская Коренная» и др.
После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. А 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы из Новгородского музея-заповедника в Софийский собор Великого Новгорода, где она и пребывает.
Дата празднования: 27 ноября (10 декабря).
«Фео́доровская» икона Богородицы
Икона была чудесно обретена в XII веке в ветвях дерева близ сожженного татарами города Городца. Когда попытались снять икону с дерева, она поднялась на воздух, и лишь после горячей молитвы священникам удалось принять икону и поместить ее в храме.
В 1239 году этой иконой великий князь Ярослав благословил на брак своего сына Александра Невского, затем икона перешла к брату Александра Василию, который перенёс её в Кострому и поместил в церкви великомученика Феодора Стратилата. С этого момента за иконой закрепилось название «Фео́доровская».
За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, городу угрожало полное разорение. Не надеясь на свои малые силы, князь велел вынести перед войском образ Защитницы христиан, и татары обратились в бегство. Позднее на том месте, где стояла икона, выстроили каменную часовню, а близлежащее озеро было названо Святым.
Образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых, поскольку связан с призванием на царство основателя династии – Михаила Фёдоровича Романова. Это произошло после 15-ти лет Великой Смуты, в 1613 году. Мать Михаила инокиня Марфа после долгих сомнений и уговоров благословила этим образом совсем еще молодого своего сына на царство, обратившись при этом к Феодоровской Божией Матери со словами: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего».
Существует несколько списков с иконы Феодоровская. Первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
А древняя Феодоровская икона хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, а также как помогающая в трудных родах.
Дата празднования 14 (27) марта и 16 (29) августа.
«Тихвинская» икона Божьей Матери
Древнее предание рассказывает, что икона «Тихвинская» была явлена рыбакам в 1383 году над Ладожским озером. После нескольких чудесных перемещений икона «выбрала место» у Тихвинского погоста, на котором и был построен для нее храм во имя Успения Богоматери.
Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Она очень почитается на Русской земле. Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей.
Дата празднования: 26 июня (9 июля).
Икона Божьей Матери «Донская»
«Донская» икона Божьей Матери представляет собой образ Пресвятой Богородицы в иконографическом изводе «Умиление».
Согласно записям в книге Донского монастыря, эту икону в 1380 году донские казаки преподнесли великому князю Димитрию перед самым началом Куликовского сражения.
В 1591 г. икона вновь явила свою божественную силу, избавив Москву от войск крымского хана Казы-Гирея. Как гласит древнее предание, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны от стен города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву. Это событие стало причиной основания на месте чуда Московского Донского монастыря.
В наши дни чудотворный список с этой иконы постоянно хранится в Донском монастыре, а сама икона ежегодно привозится в монастырь из Третьяковской галереи в день празднования, 1 сентября.
Иконы Богоматери: какие бывают и чем отличаются?
Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.
Владимирская:
Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.
Для иконы Владимирской Богоматери характерно изображение Богородицы и Младенца, которые соприкасаются ликами. Ножка Младенцы согнута таким образом, что видна его пяточка, а руки обнимают Мать за шею, как символ близкого общения души с Богом.
Перед этой иконой молятся об избавлении от различных неприятностей, от ересей и распрей, о прекращении вражды между странами и сохранении России.
Донская:
Всё то же изображение двух святых ликов, однако, в этом исполнении выражение лица Богоматери весьма эмоционально, что является редкостью. По мнению исследователей, эмоциональность – признак принадлежности иконы русским мастерам.
Донская Божья Матерь считается заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В её чудодейственную силу веровал сам Иван Грозный.
Феодоровская:
На первый взгляд икона очень схожа с Владимировской, но есть существенные отличия. Например, то, что Младенец сидит на руке Богородицы, а вместо оголенной пяточки здесь видна ножка до колена. При этом, кажется, что его ноги хотят сделать шаг, и изображены на фоне облачения Святой, которые в отдалении напоминают чашу, как символ избавления.
Приобрести деревянную икону Федоровской Богоматери можно здесь.
Казанская:
Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.
Иконе молятся о прозрении, об исцелении от всевозможных болезней глаз и любых других недугов, о сохранении Русской державы. Также этой иконой чаще других благословляют брак (смотрите разделы: венчальные иконы).
Один из самых распространенных и почитаемых образов.
Семистрельная:
Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.
Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.
На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную, выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.
Остроабрамская:
Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.
Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.
Отрада и утешение:
Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу – это как символ спасения.
В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.
Призри на смирение:
У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение, прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.
На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.
Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы – архаичен и многолик.
В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.
Казанская, Смоленская, Владимирская иконы Богородицы. Почему их особо чтят на Руси?
Если зайти в православный храм, то первое, что мы отметим в его убранстве, это иконы — изображения христианских святых или сцены из Нового или Ветхого заветов. На Руси сложилась традиция особого отношения к иконам, на которых изображена Богородица. Они носят разные названия, связанные чаще всего с местом их явления или хранения.
В чем же причина особого отношения к Божией Матери? И почему иконы Казанской, Смоленской и Владимирской Божией Матери снискали особое почитание у православных россиян?
Богословы и религиозные философы, рассматривая такое явление, как икона, признавали его глубину и неоднозначность при кажущейся простоте и даже, возможно, примитивизме изображения.
В Ветхом завете было запрещено создание изображений как видимых объектов поклонения, о чем говорилось во второй заповеди Декалога. Но уже в собственно христианские времена изображения стали вводиться в религиозную практику — это христианские символы на стенах катакомб, когда первые гонимые христиане тайно исповедовали свою веру.
Иконы, появившиеся в религиозной практике, какое-то время отвергались иконоборцами, однако VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, принял догмат об иконопочитании. С тех пор иконы стали свободно применяться в богослужении. Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь)
Фото: ru.wikipedia.org
Есть особый символический язык икон — язык красок, язык изображаемых жестов. Икона не является картиной или простой иллюстрацией библейского сюжета. Зерно феномена иконы лежит в единстве образа и первообраза. Образ — это само изображение, наглядное и в то же время символичное, а первообраз — эта та духовная субстанция, которая стоит за образом.
Чтобы понять природу особого отношения русских православных христиан к Богородице, надо осознать, кем прежде всего виделась им Дева Мария. Она прежде всего — мать Богомладенца. И у Божией Матери, как и у своей матери, человек ищет заступничества, понимания и прощения. А Иисус Христос, как любящий сын, будет готов исполнить то, о чем просит его Богородица. «Заступница», «защитница», «спасительница» — так именуется Божия Матерь в обращенных к ней молитвах.
Почитание Богоматери совершается в первую очередь через иконы. Только в церковном календаре числится около трехсот богородичных икон. Но особое место среди них занимают Казанская, Смоленская и Владимирская иконы Божьей Матери. Это связано с явлением великой духовной поддержки, когда сильнейшие исторические кризисы разрешались в пользу русского народа.
Смоленская икона
Такой тип образа, как на Смоленской иконе Богородицы, называют еще Одигитрией (Путеводительницей). Икона пришла на Русь из Греции. Смоленская икона Божией Матери
Фото: Дионисий, 1482 г., ru.wikipedia.org
По преданию император Константин благословил этой иконой брак своей дочери Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес икону из Чернигова в Смоленск и поместил ее в соборном храме Успения Богородицы. Там икона стала именоваться Смоленской.
В 1239 году после молитвенного обращения народа к Богородице случилось избавление Смоленска от набега отряда хана Батыя: объективно силы были на стороне хана, но татары так и не напали на город.
Не раз Смоленскую икону привозили в Москву. Икона была вынесена перед русским войском в 1812 году накануне Бородинской битвы. Перед занятием Москвы французами Смоленскую икону перенесли в Ярославль и после окончательной победы вернули в Смоленск. Это одна из древнейших богородичных икон на Руси.
Казанская икона
Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.
Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы. Казанская икона Пресвятой Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org
В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.
Владимирская Божия Матерь
Древний оригинал иконы хранится в Москве, в Третьяковской галерее, в храме-музее Святителя Николая. Изначально он находился в Иерусалиме, по преданию этот образ создал апостол Лука, видевший живую Деву Марию.
В V веке образ перевезли в Константинополь. И в начале XII века патриарх Константинополя подарил икону князю Мстиславу. На Руси местом ее хранения стал сначала Вышегорский монастырь рядом с Киевом. Позже по чудесному волеизъявлению икона избрала местом своего пребывания город Владимир. Владимирская икона Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org
Особо мощно икона явила свою помощь в спасении Москвы от Тамерлана и при так называемом стоянии на Угре, в 1480 г.
Перед иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля помазывали государей на царство и совершали избрание патриархов.
Тип силуэта Богоматери, держащей на руках младенца-Христа, по-гречески называется «елеуса», что означает — милующая. На иконе Богородица прижалась своей щекой к щеке сына, этот жест безграничной любви выражает всю суть отношения Божией Матери к Богомладенцу и глубже — суть отношения ко всем людям.