казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

Икона Божией Матери Казанская Вышенская является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани.
Вышенский список имеет характерные черты греческого письма. Древность Вышенской Казанской иконы доказывают окрашенные в более темные тона фигуры Царицы Небесной и Иисуса Христа.
Кем создано изображение – неизвестно. Но история чудотворного образа полна интересных исторических фактов, подтверждающих целительную силу Казанской Вышенской иконы Божией Матери.

Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью.
Путь из Москвы в Тамбов был неблизким и опасным. Ямщик, который ее вез, заподозрил у нее большие деньги и решил украсть их. Неожиданно он свернул с дороги и направил лошадей в чащу близлежащего леса. Мария Ивановна сразу поняла, какая ей грозит опасность и от всего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти.
— Не бойся, Я твоя Заступница, – вдруг послышался голос в ответ на ее молитву.
Ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил ее помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти ее в монастырь. После краткой совместной молитвы пред иконой Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довез ее до монастыря.

9 июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. Монахиня долго думала, кому после смерти передать святыню, и решила оставить ее своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре.
Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года.
Из повествований об истории чудотворных икон мы знаем, что часто Сама Матерь Божия определяет место для пребывания Своего образа, и это определение непреложно и промыслительно.

До 1846 года Казанский Лик был почитаем местными прихожанами Вышенской пустыни. Но быстро чудотворные деяния святыни становились известны далеко за пределами Тамбовской епархии. К удивительной иконе стекались паломники и страждущие. Возле чудесного Вышенского образа всегда горела лампада.
Не раз видели прихожане удивительный свет, исходящий от чудотворной иконы. От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. А в 1853 и 1871 годах в Шацке, Моршанске и Тамбове были эпидемии холеры. И Царица Небесная даровала исцеление от хвори молящимся детям и взрослым.
Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел. Благодарные почитатели украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и сделали ценный киот из чистого серебра. Когда чудотворная икона пребывала в Крестных ходах, на ее место в Вышенской пустыни поставлялась ее точная копия.

После 1917 года и произошедшей революции начались гонения на Церковь, разграбление и уничтожение ее святынь. Для того, чтобы спасти Вышенский список, крестьяне спрятали святой образ в земле, закопав его в футляре. Но по чьему-то доносу икону выкопали и варварски разграбили. С иконы сняли оклад с украшениями – при этом лик чудом уцелел, и попал в семью православного священника, у которого до 1946 года и был на сохранении.
В 1918 году новая власть закрыла Свято-Успенский Вышенский монастырь: всех монахов прогнали, все здания национализировали и разграбили. На целых семь десятков лет утихли возносимые здесь молитвы.
Что касается Вышенского образа, то в 1946 году, после того как открыли храм в честь игумена земли русской Преподобного Сергия Радонежского, который находится в селе Эммануиловка, священник, ранее хранивший икону у себя, передал святыню в этот храм.
Немного позднее, в 50-е годы, для святого образа были собраны средства и изготовлена позолоченная риза.

Летом в 1988 году в нашей стране отмечали праздник 1000-летия Крещения Руси. Уже в те годы советской власти ощущались послабления по отношению к православной вере. И именно в тот период, в 1990 году, Церкви удалось вернуть в свою собственность Вышенский монастырь.
В 1999 г. в монастырь был передан образ, сделанный еще в дореволюционные время с Вышенского списка Казанской Богоматери. Этот образ хранили тайно в год советской власти монахини, в ожидании лучших времен.
Икону в советские годы хранили монахини Людмила и Иулиания, которые получили образ от монахини Херувимы.
По свидетельству монахини Людмилы, когда стали открывать храмы и монастыри, они долго молились, чтобы Матерь Божия указала им место, где должно храниться ее образу. После чтения акафиста трижды выпал жребий: «на Вышу», что было воспринято как воля Самой Царицы Небесной. Второй раз Матерь Божия пожелала пребывать Своим образом в Вышенской монастыре, что явилось особым утешением для сестер возрождающейся обители.
С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция Крестных ходов по тамбовским землям с чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.
20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь. В торжестве, которое возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий и епископ Сердобский и Спасский Митрофан, участвовало много верующих.
И так, проделавшая большой земной путь и сохраненная истинными христианами в тяжелейшие годы, Вышенская икона Пресвятой Богородицы находится в возрожденном женском монастыре в Рязанской области и продолжает творить чудеса и по сей день.
«Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго».

Тропарь, глас 4:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

МОЛИТВА
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу,
Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит.
Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница.
Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти;
даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений,
да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник

Казанская икона Божьей Матери: приметы, молитвы, чудеса иконы

казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть картинку казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Картинка про казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

Православные День Казанской иконы Божьей Матери празднует 4 ноября – этот образ Пресвятой Богородицы в России особо любят и почитают.

Казанской иконе Божьей Матери, которая издревле считается покровительницей земли русской, православные возносят молитвы и просят поддержки в самые тяжелые для России времена.

Sputnik Грузия расскажет Вам о Казанской иконе Божьей Матери, какие она являла чудеса и какие молитвы нужно читать перед этим образом Богородицы.

История Казанской иконы

Одно из чудес Казанской иконы Божьей Матери – это явление самого образа в Казани. Икону Богородицы обрела девятилетняя девочка в 1579 году после страшного пожара, уничтожившего часть города, на пепелище.

После пожара в Казани, который начался в доме купца Онучина, его дочери Матроне во сне явилась Божья Матерь и поведала девочке, что ее икона находится в земле, под развалинами их дома.

казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть картинку казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Картинка про казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

Образ, не пострадавший от пожара, перенесли торжественно в приходскую церковь Николы Тульского, где настоятелем тогда был благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Именно он составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божьей Матери.

Прозрение двух казанских слепцов во время крестного хода стало первым чудом в длинном списке случаев благодатной помощи Казанской иконы Божьей Матери.

Матрона и ее мама приняли монашеский постриг в женском монастыре, основанном впоследствии на месте обретения Казанской иконы.

Чудеса Казанской

казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть картинку казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Картинка про казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

Икона Божьей Матери являла чудеса исцеления от разных недугов, в том числе и от слабоумия. Так произошло с жителем города Лаишево по имени Козьма, которому родственники посоветовали идти в Казанский монастырь Богородицы и просить исцеления.

Богородица являла многие чудеса в Казани через свою чудотворную икону. Однажды в храм пришла женщина со слепым младенцем на руках и долго со слезами на глазах шептала молитвы перед иконой Божьей Матери, прося Деву Марию о прозрении своего ребенка.

И вдруг все, кто находился рядом с несчастной женщиной и возносил молитвы перед иконой Божьей Матери, посмотрели на младенца и увидели, что он ручками касается лица своей матери.

Тогда архиепископ попросил принести ребенку яблоко, которое он стал тут же хватать. Убедившись, что ребенок прозрел, все сразу же воздали славу Господу и Божьей Матери, творящей удивительные чудеса.

Список чудес, которые являла Богородица через свою чудотворную икону, можно продолжать бесконечно. Искренняя молитва перед Казанской иконой Божьей Матери действительно помогала найти выход из бесконечных проблем и болезней.

Одна из прихожанок Богородицкого женского монастыря в Казани всю жизнь страдала от врожденного порока сердца. К 50 годам ее ждала сложная операция, на которую не хватало денег, да и гарантии, что она выживет после хирургического вмешательства, никто не давал.

Источник

Казанская икона Божьей Матери: о чем ей молятся и кому она помогает?

казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть картинку казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Картинка про казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

4 ноября россияне отпразднуют не только День народного единства, но и день почитания Казанской иконы Божией Матери. По сути, это один и тот же праздник, поскольку в дореволюционной России Казанская икона чествовалась в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Казанская икона исторически стала одной из самых почитаемых икон Царицы Небесной на Руси.

Казанской иконе Божьей Матери молятся:

«Сейчас, может быть, не нужно выделять какую-то одну или даже несколько особо чтимых икон Богородицы, – говорит специалист по церковному искусству Александр Копировский. – Следует помнить, что их несколько десятков, если не больше, и самых разных. И когда в народе говорят: вот эта помогает от того-то, эта от того-то, то это народные суеверия, потому что Богородица у нас одна, а икон ее – много. И называть их надо правильно: не «икона казанской Богоматери», а именно «Казанская икона Богоматери», то есть она прославлена в граде Казани. И исторически сложилось так, что она стала общерусской почитаемой святыней».

По словам Александра Копировского, это так проявляется особо выраженная на Руси любовь, почтение и благоговение к Пресвятой Богородице. А с другой стороны, надо знать и историю и помнить, что поклоняться нужно не самим иконам, а первообразу, то есть духовно восходить к тем, кто на них изображен, не поддаваясь народным суевериям.

Чудесное обретение иконы на пепелище

История Казанской иконы Божией Матери со дня ее обретения связана прежде всего с защитой нашей страны от бед, в первую очередь – от вражеских полчищ. Многие из этих событий считались и считаются чудесными, как чудесным было и само обретение иконы. Ему предшествовало одно из самых страшных бедствий, которые тогда могли случиться в деревянных городах – катастрофический пожар. Он прошел, гудя по Казани в 1579 году, через четверть с небольшим века после того, как войско царя Иоанна Грозного взяло штурмом столицу Казанского ханства.

В пожаре погибла половина Казанского Кремля с прилегающей к нему частью города, и среди мусульманского населения возникли слухи, будто таким страшным образом неверным дается знак свыше, будто Бог осерчал на них. И словно в ответ на это одному из маленьких жителей Казани – девятилетней стрелецкой дочери Матрене Онучиной явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома свою икону. Но добиться от взрослых, чтобы они прислушались к ее словам, девочке удалось не сразу. Трижды являлась ей Матерь Божия, прежде чем хотя бы мать Матрены согласилась отправиться вместе с дочкой на пепелище с лопатой в руках. И почти сразу они наткнулись на икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Как писал священник Никольской гостинодворской церкви Казани Ермолай, будущий патриарх всея Руси Гермонен, в труде «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы», в момент обретения «чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа».

«Когда в печи одного из сгоревших домов нашли икону – не сгоревшую, а явно положенную туда, чтобы сохранить от огня, – это было воспринято как знак того, что несмотря на все земные напасти, такие как пожары, которые в то время часто случались, Богородица это место не оставила. Из этого сделали государственное событие, икону повезли в Москву, построили Казанский храм, возобновленный в XVII веке. И это событие стало очень почитаться народом: на сгоревшем пустом месте все-таки появляется образ Богородицы – как знак явления ее самой», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский.

Почему она стала считаться защитницей от иноплеменников

Обретение Казанской иконы Божией Матери стало одним из самых ярких событий в Казани той эпохи, и неудивительно, что ставший патриархом Гермоген особо почитал именно эту икону. Настолько, что во время польско-шведской интервенции по его повелению, переданному грамотой из заточения, именно список этой иконы привезли в 1611 году из Казани первому народному ополчению. Увы, это войско постигла неудача. Но второе ополчение, собранное Мининым и Пожарским, добилось успеха, освободив Москву от оккупантов. Правда, это было уже после смерти патриарха Гермогена, погибшего от голода в заточении. И вновь воинов-ополченцев осенял лик Богородицы, обретенный чудесным образом в Казани. С этой поры Казанская икона Божией Матери и стала почитаться как символ святой защитницы России.

«Интересно, что эта икона непривычной иконографии, – говорит Александр Копировский. – Она напоминает фрагмент, потому что у младенца Христа на этой иконе видна только одна правая благословляющая рука, а левую как будто закрыли поля иконы, и Он виден только по пояс. Это свидетельствует о том, что икона довольно новая – XVI века, это поиски новых иконографий. В это время в иконописи действительно стараются не просто повторять старые формы, а искать новые. Но это мы отмечаем уже сейчас. А тогда люди просто радовались, что появилась такая новая икона даже на пепелище – в знак того, что жизнь продолжается».

За четыре с лишним столетия вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество легенд, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны и проявлением небесного покровительства. С 1624 по 1930-й годы икона (точнее, один из самых знаменитых ее списков) хранилась в Москве в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади. Другие списки иконы освящали и битву под Полтавой, во время которой царь Петр I молился перед этой иконой, и закладку и строительство Санкт-Петербурга, в котором со временем появился и один из самых знаменитых воинских храмов – Казанский собор. Именно здесь к Богоматери обращался с молитвой фельдмаршал Михаил Кутузов, собираясь принимать командование всей русской армией, и здесь же 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов».

Новейшая история, легенды и факты

Несмотря на массированную атеистическую пропаганду и торжество безбожия, воцарившегося в России после октября 1917 года, многие православные именно с молитвами, обращенными к Казанской иконе Божией Матери, связывают и победы в годы Великой Отечественной войны.

Согласно легендам, сохраняющимся по сей день и время от времени получающим обоснования в виде частных воспоминаний, именно эту икону поднимали на самолете «Дуглас» над Москвой в самые трудные дни октября 1941 года. Незадолго до того, как удалось остановить врага на подступах к Ленинграду, митрополиту Илие (Караму) Антиохийскому якобы было видение: к нему явилась сама Царица Небесная и пообещала Ленинграду свое заступничество. Митрополит, как гласит легенда, обратился к советскому правительству через международный Красный Крест и рассказал о «Господнем определении», после чего в обстановке полной секретности чудотворную Казанскую икону Божьей Матери по личному распоряжению Сталина якобы на самолете пронесли по кругу (такой своеобразный крестный ход) над Ленинградом. На той границе, над которой ее пронесли, и удалось потом остановить немцев.

Многие воины-сталинградцы также были уверены, что в расположении 62-й армии генерала Василия Чуйкова по негласному распоряжению Сталина хранится Казанская икона Божией Матери. И подобных примеров не счесть, скажем, участники штурма Кенигсберга вспоминают, что в самый разгар операции на самом трудном участке появилась именно эта икона. А в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове по сей день хранится список Казанской иконы Божией Матери, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду и которую с тех пор так и называют в народе – «Партизанская».

А с 2011 года Казанская икона Божией Матери в прямом смысле слова смотрит на Россию свыше. 7 апреля 2011 года космический корабль «Союз ТМА-21», носящий имя первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, доставил на Международную космическую станцию список иконы, переданный космонавтам патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Теперь эта икона хранится в российском секторе МКС, чтобы, как сказал патриарх Кирилл, «над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирался Покров Пречистой Царицы Небесной».

Источник

Икона Божией Матери Казанская

Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Смотреть картинку казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Картинка про казанская вышенская икона божией матери о чем молятся. Фото казанская вышенская икона божией матери о чем молятся

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *