казанский девичий монастырь в калуге сайт
Казанский девичий монастырь в г.Калуга
С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.
П окров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.
Т рудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.
Х рам – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.
Н о в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.
М онашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».
Казанский девичий монастырь в калуге сайт
Собор и строящийся сестринский корпус
Вид монастыря с сестринским корпусом
Вид с колокольни на собор
Праздник св.блж. Матроны Московской
Плащаница Господа Иисуса Христа
Калуга, Монастырский пер. 1
Если смотреть на город Калугу с правого берега Оки, то вашему взору открывается чудесная картина: склон, покрытый аккуратным зеленым ковром травы, выше — буйство сочных крон деревьев. И среди этой зелени кусочком неба выглядывают голубые купола храма с солнечными маковками и крестами на них. Это собор Казанского девичьего монастыря. И его голубые купола – это символ чистоты и непорочности Богородицы, Небесной Покровительницы обители.
Возникновение Казанского девичьего монастыря историки и краеведы относят к началу 17 века, когда после Смутного времени распространилось особое почитание Казанской иконы Божией Матери. Первый храм обители был построен приблизительно в 1629-1645 годах, и главный престол был посвящен именно Казанской иконе Богородицы. Возможно, что первые насельницы уже собирались на совместную молитву «на подоле», т.е. в том месте, где был позднее расположен монастырь, а монастырский собор появился позже. Точной даты основания монастыря пока найти не удалось.
За несколько веков обители многое пришлось повидать и пережить: и расцвет монастыря, и его разорение после октября 1917 года, и сожжение монастырских построек во время фашистской оккупации города.
В годы лихолетья чудом уцелел величественный Казанский собор, построенный на месте ветхого в начале 20 века при игумении Ангелине Яновской. После революции в нем располагался Государственный архив Калужской области. Казалось бы, история одной из древнейших женских обителей Калужской земли закончена навсегда. Но Господь судил иначе. В 1992 году началось возрождение монастыря пока в виде небольшой общины сестер, не имеющей ни своего храма, ни своих келий. Прежде чем сестры дождались передачи монастырского комплекса Русской Православной Церкви, прошло 25 лет. За это время сестры сменили несколько мест проживания. В епархии шутили: «Монастырь без определенного места жительства…»
Но в годы ожидания сестры набирались опыта монашеской жизни, внутренне готовились водвориться в родных стенах Казанского девичьего монастыря, к поруганным руинам которого ходили ежегодно крестным ходом на летний праздник Казанской иконы Божией Матери. За эти годы сестрам посчастливилось поучаствовать в возрождении еще более древней обители, основанной в честь Великого Стояния на Угре – Спасо-Преображенского Воротынского монастыря.
Но вера в то, что Казанскому девичьему монастырю вернут его главный храм и исконное место обитания крепла вместе с неустанными молитвами и ежегодным крестным ходом к Казанскому собору.
Надо ли говорить, сколь труден путь возрождения? Но если молитва не прерывается и жизнь идет по Христовым заповедям, то Господь не оставляет своей защитой и помощью. А помощь приходила, откуда не ждали. Имена не только благодетелей, но и трудившихся на благо обители записаны на постоянное поминовение в синодиках монастыря.
Покров Божией Матери в Ее Казанской иконе, которой посвящена наша обитель, распространяется на всех жителей града Калуги. Сестры молятся о мире и благоденствии земли Калужской. Всех благочестивых калужан и паломников мы будем рады видеть в возрождающейся обители. Матерь Божия по вашей усердной молитве утешит всякую скорбь, поможет в трудных обстоятельствах, подаст отраду и утешение в печалях.
Казанский девичий монастырь в калуге сайт
С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.
Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.
Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.
Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.
Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.
Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».
История
П о исследованиям дореволюционных краеведов Казанский девичий монастырь возник в виде общины вскоре после Смутного времени. В начале, возможно, насельницы не имели своего храма, а ходили в ближайший приходской храм в честь пророка Илии. Первый храм в обители был построен приблизительно в 1629-1645 годах, в царствование первого царя из Дома Романовых – Михаила Федоровича. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прп. Алексия, человека Божия, в каменной трапезной церкви был устроен «иждивением Иоанна и Петра Алексеевичей».
М онастырь был своекоштным, с введением штатов – третьеклассным.
П о доношению преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского, в 1757 г. в монастыре был каменный храм с приделом Алексия, человека Божия, 20 деревянных келий и деревянная же ограда. Положение обители в те времена было довольно скудным. «Хлебной и на церковные потребности дачи никакой не отпускалось, крестьян и угодий за монастырем не было, а за теснотою земли под монастырскими постройками у обители не имеется свободного места даже для посадки овощей. Не имея никаких других доходов, игумения с сестрами питались с самою крайнею нуждою, более мирскими даяниями».
В царствование Екатерины II обитель уже была обнесена каменной оградой, о чем свидетельствует план 1776 года, но кельи были и оставались деревянными и до закрытия монастыря в 1922 году.
В 1823 году при игумении Августе в трапезной пристройке был устроен с севера придел в честь Ченстоховской иконы Божией Матери.
И з очерка Алексея Знаменского в Калужских Губернских ведомостях за 1889 год №55 мы узнаем, что «все постройки кроме храма внутри монастыря были деревянные, а в плане города монастырь значился каменным, поэтому 11 ноября 1828 года игумения Ангелина шлет прошение «Его Превосходительству Господину Калужскому Губернатору» изменить план города в квартале, где расположен монастырь, разрешить деревянные постройки внутри ограды монастыря. Игумения ссылается на то, что монастырь находится под горой, отделен каменной оградой и зеленью, все келии деревянные, большинство их является личной собственностью монахинь, которые ни сил, ни средств перестраивать келии не имеют. Игумения Ангелина просит разрешения и далее строить деревянные келии, как более пригодные для жизни больных и престарелых монахинь. На что она получила милостивое разрешение».
Е пископ Филарет (Амфитеатров) в 1820-1821 годах писал в столицу: «В Калужской епархии состоит только один женский монастырь внутри города Калуги. Местное положение его так тесно, что живущие в нем сестры с великим трудом едва могут помещаться…».
П ри игумении Ангелине (Яновской) началось строительство нового трехпрестольного храма, для чего старый был разобран.
Освящение соборного монастырского храма состоялось 6 июля 1903 года. По описанию дореволюционного краеведа Д.И. Малинина «Стиль здания – византийский с пятью куполами, из коих средний 11 аршин в диаметре. Купол поддерживается четырьмя столбами, арки высокие. На западной стороне – хоры. Иконостас четырехъярусный, живопись современная».
В 1915 году, во время торжеств, посвященных 400-летию преставления праведного Лаврентия Калужского, будущая святая прмц. Вел. кн. Елисавета почтила своим присутствием Казанский девичий монастырь.
После революции монастырь, ликвидированный декретом рабочее-крестьянского правительства в 1918 году, был восстановлен монахинями под видом 1-ой женской трудовой артели. В 1922 году монастырь был упразднен, все 118 проживавших там монахинь выселены в двухнедельный срок. Его насельницы разделили судьбу многих верующих людей, были подвергнуты репрессиям, погибли в тюрьмах, лагерях.
В дни фашистской оккупации немцы устроили на территории монастыря гетто, которое при отступлении подожгли, и все деревянные келии сгорели.
Возрождение монастыря
Монастырь в виде монашеской общины был возобновлен 10 февраля 1992 года. Община сформировалась из сестер Сестричества в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, которое по благословению Владыки Климента существовало при благотворительном отделе епархии. Жили сестры в маленьком деревянном домике, неподалеку от Никольского храма г. Калуги, в который они и ходили, т.к. прежняя территория Казанского девичьего монастыря и монастырский собор как тогда, так и сейчас Церкви не возвращены. Этот домик был много лет резиденцией епархиальных архиереев во времена гонений на церковь.
С прибытием на Калужскую кафедру Архиепископа Климента епархии было возвращено здание семинарии, а общинка разместилась в этом намоленном домике.
26 декабря 1995 года Священный Синод благословил открытие Казанского девичьего монастыря. С 1995 по 2007 год монастырь размещался в здании бывшего там до революции Духовного училища,
где кроме него находились Православная гимназия (более двухсот детей) и Калужское Духовное училище с пансионом на 60 воспитанниц. Домовый храм в честь свт. Гурия Казанского, освященный архиепископом Климентом в 1995 году, был монастырским.
Интересно, что в 1914 году, когда Россия была втянута в Первую мировую войну, в здании Духовного училища размещался эвакуированный с прифронтовых территорий женский монастырь. В том же году святая Великая княгиня прмц. Елисавета посещала эвакуированных сестер монастыря и молилась вместе с ними.
Здание соборного монастырского храма в честь Казанской иконы Божией Матери до сих пор епархии не передано. Но в 2012 году был выделен участок земли рядом с соборным храмом для строительства сестринского корпуса.
Правда, участок этот мало пригоден для строительства, но все же это событие вселяет надежду на скорое возрождение древнейшего в Калужской епархии женского монастыря.
С 2000 года монастырь восстанавливает Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, находящийся в 20 км от Калуги.
Казанский девичий монастырь развивает дореволюционные традиции милосердия и благотворительности. При обители существует сестричество милосердия в честь прмц. Елисаветы, воскресная школа для детей-инвалидов и их родителей. Монастырь окормляет Полотняно-Заводской Детский дом для умственно отсталых детей, сестры посещают женскую колонию №7 в г. Калуге. На сегодняшний день в монастыре около 30 сестер.
Казанский Девичий монастырь сегодня
С егодня Казанский Девичий монастырь находится в процессе возрождения.
Б ез преувеличения — словно феникс из пепла. По малой капле собираются пожертвования прихожан, паломников – доброхотных людей. Помогают всем возможным – кто копеечкой, кто вещами, продуктами, стройматериалами, кто своим безвозмездным трудом.
В Казанском Соборе вывозится мусор, старая штукатурка, ремонтируется крыша, купола.В пристроенных архивных помещениях также ремонтируются комнаты, чтобы первые сестры смогли жить и трудиться в обновленной обители, пока временно, до постройки сестринского корпуса. В этих же архивных помещениях бывший читальный зал архива оборудован временно под домовый храм в честь Казанской иконы Богоматери.
С 19 марта 2017 года в храме совершаются службы по воскресным и праздничным дням.Все желающие помолиться вместе с первыми насельницами древнейшей женской обители Богоспасаемого града Калуги могут прийти в монастырь и своей молитвой также помочь возрождению.
Неспешно продвигается строительство сестринского корпуса с храмом в честь блж. Матроны Московской. Но сестры верят, что Господь, благословивший начатие святого дела, поможет и совершит его, ибо сила Божия в немощи совершается.
Монастырские требы
Требы, совершаемые в Казанском девичьем монастыре:
Записка (на 1 день):
— на Литургию — о здравии или о упокоении (на проскомидии вынимается частица)
Чтение акафиста Казанской иконе Божией Матери (ТОЛЬКО О ЗДРАВИИ):
— 40 дней – 100 руб. одно имя,
— полгода – 300 руб. одно имя,
— год – 600 руб. одно имя;
Чтение акафиста Блаженной Матроне Московской (ТОЛЬКО О ЗДРАВИИ):
Именной кирпичик о здравии и об упокоении (возможность оказать милостыню за души некрещеных…)
Простые записки, молебны и панихиды принимаются непосредственно в храме монастыря или по телефону (8 910 867 26 00) через смс, whatsapp, telegram.
Просим внимательно относиться к заказу поминовений!
Принимаются имена только крещеных людей в Русской Православной Церкви.
Имена пишутся в родительном падеже (например: Петра, Ольги). Имена обязательно отделяются между собой запятой, либо пишутся в разных строках.
— О поминовении на акафистах.
Пожертвования можно перевести на карту Сбербанка по номеру телефона: +7(910)867-26-00 матушка Ангелина (Галина Владимировна П.)
Требы просьба направлять СМС сообщением, сообщением через WhatsApp или Telegram (на номер телефона: +7(910)867-26-00).
Просим приложить квитанцию об оплате.
О поминовении на акафистах.
В нашей обители ежедневно совершается чтение Акафистов:
• в честь Казанской иконы Матери Божией,
• в честь святой блаженной Матроны Московской.
Акафист (в переводе с греческого «гимн при исполнении которого нельзя сидеть») – это особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление и прославление Господа, Божией Матери и святых Божиих угодников. Первый Акафист в честь пресвятой Богородицы был написан знаменитым византийским гимнографом преподобным Романом Сладкопевцем в VIв. В Константинополе. Этот Акафист можно найти в любом молитвослове, а также он включен в торжественную службу Похвалы Пресвятой Богородицы (совершается в пятую субботу Великого Поста), которая так и называется – Суббота Акафиста. Позже были созданы также известные всем Акафисты Господу нашему Иисусу Христу (Акафист Иисусу Сладчайшему) и святителю и чудотворцу Николаю.
В Русской Православной Церкви особенной любовью к акафистным молитвословиям была отмечена эпоха XIX и начало XXв. Особенно много было сложено Акафистов в честь чудотворных икон Божией Матери, которая издавна пользовалась великим почитанием на Руси, названной нашими благочестивыми предками Домом Пресвятой Богородицы.
В нашей обители ежедневно читается, а по воскресениям поется Акафист Казанской Иконе Матери Божией, т.к. это главная икона нашего монастыря, в честь которой он назван и освящен – Казанский девичий монастырь.
Священное Предание Православной Церкви разделяет все молитвословия на просительные, благодарственные и славословные (т.е. возношающие славу и хвалу). Из них самые последние считаются самыми высокими по духу, ибо заключают в себе бескорыстную «жертву хвалы» благодарной, благодарственной и любящей Бога души. А еще святые отцы говорят о том, что хвала и благодарение, приносимые нами Господу, Божией Матери, святым, столь угодны им, что побуждают их удваивать ниспосылаемые нам милости и помощь. Поэтому жертвуя на поминовение о здравии Ваших близких на Акафист в честь Казанской Иконы Божией Матери (Акафисты читаются только о здравии), Вы не только прославляете Ее как Царицу Неба и Земли, но и, несомненно, ожидайте от Нее спасительных для Вас милостей как от Премилосердной Небесной Матери и Заступницы Усердной.
В Казанском Девичьем монастыре, что во граде Калуге, строится сестринский корпус с храмом в честь блаженной Матроны Московской.
Святая блаженная Матрона – великая подвижница 20 столетия, просиявшая в нашей Церкви во времена безбожного гонения. Ее помощь людям, неисчислимые чудеса и исцеления по молитвам к ней верующих людей известны не только в России, но и во всем мире.
В нашем монастыре ежедневно читается акафист св. блаженной Матроне.