казанский храм в звенигороде расписание богослужений
История нашего храма
Храм Казанской Божией Матери был основан в 1896 году в селе Поречье, Звенигородского уезда, Московской губернии.
Однокупольный, с боковыми приделами Трёх Святителей и мученицы Александры, храм был выстроен на средства известной московской благотворительницы купчихи А. К. Медведниковой.
Ставшая владелицей села в конце XIX века, Александра Ксенофонтовна в своей усадьбе открыла богадельню для престарелого духовенства Московской епархии, и при ней устроила храм Казанской Божией Матери. После смерти в 1899 году Медведникова была похоронена в усыпальнице церкви.
После революции в 30-х годах богадельня и храм с могилой А.К. Медведниковой исчезли с лица земли. В бывшей усадьбе обосновался совхоз и школа кустарей, позднее санаторий Академии наук.
Карта 1920 г. Храмы и часовни на карте не отображены.
8 октября 2011 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась закладка временного храма в честь Казанской Божией Матери на территории м-на Южный, г. Звенигорода.
7 апреля 2012 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось малое освящение, которое возглавил по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия благочинный церквей Звенигородского округа протоиерей Александр Карлюк в сослужении настоятеля храма священника Николая Курдова.
Внастоящее время ведутся подготовительные работы по строительству основного одноименного храмового комплекса.
Духовенство храма
протоиерей Николай Николаевич Курдов, 1978
2019 грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 2017 медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» 2014 протоиерейство 2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования 2009 наперсный крест 2003 камилавка 2003 набедренник 2000 грамота Патриаршая
Поделиться:
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Рубрика: Новости
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно ситуации с коронавирусом Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно ситуации с коронавирусом
к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.
В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).
Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.
Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.
Непрестанно молюсь о всех вас.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пять поучений афонского старца прп. Паисия Святогорца о смысле и значении поста.
– Секрет в смиренном и любочестном подвиге, который сопровождается молитвой и приобщением Пречистых Таин. Они питают душу, питают и тело. Когда мы причащаемся, то принимаем самое действенное лекарство, Тело и Кровь Христовы.
Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна
Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).
Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.
Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.
Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы
По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.
Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.
Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад
На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.
Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.
История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.
Спасение главы во времена революционных бесчинств
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.
Глава святого Иоанна в наши дни
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.
Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
Священник Максим Массалитин https://pravoslavie.ru/1635.html 8 марта 2004 г
История возникновения Великого поста и подготовительных недель.
Принято считать, что Великий пост готовит нас к празднику Пасхи. Конечно, у него есть и другие задачи, как то: избавление от грехов и страстей, упражнение в добродетелях, особенно в творении милости всем нуждающимся. Но если посмотреть на Великий пост с богослужебной стороны, то станет понятным, что готовит он нас не только к Пасхе, но и к Страстной седмице, да и у него самого есть несколько подготовительных недели. И таким образом получается, что к Пасхе нас готовят целых 3 особых богослужебных периода.
Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло несколько столетий и было тесно связано с богословским осмыслением праздника Пасхи, с традицией подготовки оглашенных к принятию крещения и влиянием монашеской аскетической практики.
Сложно сказать, как готовились христиане к Пасхе в I веке. Возможно этот вопрос не был строго регламентирован и зависел от местной традиции той или иной общины. Точно лишь можно сказать, что длительных всеобщих постов в это время мы не знаем.
Во II—III веке Пасха предварялась постом, обычно, от одного дня до 40 часов. Если предположить, что Христос умер вечером (в 9 часу), а воскрес рано утром, то получается 40 часов. Причем, постились христиане как в честь Страстей Спасителя и Его Воскресения, так и подражая Его 40-дневному посту после принятия Крещения от Иоанна. В это время постный день заключался в полном невкушении еды и пития до вечера (до 9 часа по Византийскому времени или до 15-16 часов дня по нашему времени).
Крамской. Христос в пустыне. 1872.
В начале IV века пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Позже к нему прибавился подготовительный период от 2-х до 3-х недель, а когда в богослужении была особенно выделена Страстная седмица, то возникли проблемы с тем, как же все-таки считать дни Великого поста. В разных странах были свои традиции, а в Константинополе и соседних с ним странах были следующие…
6 недель поста + Страстная седмица в сумме дают 35 дней строгого поста (из 7 недель исключаем 7 пар сб-вс). До 40 недотягивает. Поэтому у сирийцев и армян был введен дополнительный пост, за три недели до Великого, продолжительностью 3-5 дней.
Византийцы, однако, с сиро-армянским изобретением не согласились и посчитали иначе: 35 дней Великого поста (6 недель +Страстная седмица) + Великая суббота + два сочельника (Рождества и Крещения), получается 38 дней. Оставшиеся до числа 40 два дня назначили на среду и пятницу Масленицы, установив в эти дни тоже пост до вечера (несмотря на то, что вечером можно творог и т. д. лакомства: именно так и положено делать по нашему уставу, который идет из Византии, до сих пор). Армянский же предварительный пост — тот, что за три недели до Великого — византийцы, которые с армянами полемизировали, решили отметить тем, что на соответствующей неделе пост отменяется совсем. Вот поэтому следующая неделя будет сплошной.
Выделение сырных среды и пятницы как особенных привело к оформлению Сырной седмицы (Масленицы), которую определили, как время, когда начинается уже полный отказ от мяса. В субботу Сырной седмицы стали совершать всеобщее поминовение всех усопших — это было поминовение как бы впрок, потому что поминовение означало в том числе трапезу, угощение для нуждающихся (а милостыня идет на пользу усопшим), но Великим постом угощение не очень уместно. Со временем эта суббота («вселенская родительская») сместилась на неделю раньше, сейчас она находится не внутри Масленицы (там теперь суббота в честь всех преподобных), а перед ней.
преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Воскресенье в конце Масленицы — то, которое мы называем Прощеным воскресеньем, — посвятили воспоминанию грехопадения Адама и его изгнания из рая: во-первых, потому, что Великим постом обильно читается Ветхий Завет, а история грехопадения расположена как раз в начале Ветхого Завета; во-вторых, потому, что пост — время покаяния, и тема грехопадения как раз подходит для того, чтобы открывать собой пост.
Воскресенье перед Масленицей посвятили, наоборот, последнему событию Священной истории, которое еще даже не произошло — Страшному суду. Получается, что круг церковных праздников заканчивается перед Масленицей воспоминанием Страшного суда, чтобы через неделю начаться снова, с воспоминания изгнания Адама из рая.
Прощеное воскресенье получило особое песнопение: «Покаяния отверзи (т. е. открой) мне двери, Жизнодавче…». В нем Адам, а в его лице — все человечество, как бы сидит у закрытых врат рая и просит открыть их покаянием. Со временем это песнопение стало настолько любимым, что его исполнение распространили с Прощеного воскресенья на все воскресенья поста; а со времен патриарха Никона — и на все подготовительные воскресенья перед постом, так что послезавтра вечером мы его уже услышим (а вот у старообрядцев оно начнется все-таки только в Прощеное воскресенье).
Корзухин Алексей. Перед исповедью. 1877
Неделя о Страшном суде тоже получила песнопение: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго Дне Суднаго…». Со временем это песнопение образовало единый цикл с «Покаяния отверзи…».
Наконец, о воскресеньях о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Когда-то — до VIII века — соответствующие евангельские отрывки (Лк 18. 9-14 и Лк 15. 11-32) читались не до Великого поста, а внутри него:
1-е воскресенье поста посвящалось всем пророкам Ветхого Завета,
2-е — притче о блудном сыне,
3-е — о мытаре и фарисее,
4-е — о милосердном самарянине,
5-е — о богатом и Лазаре.
В VIII веке порядок чтения Евангелия поменяли: на литургиях воскресений Великого поста стали читать Евангелие от Марка, так как для Евангелия от Луки определили осенне-зимний период года; воскресенья поста получили совсем иные названия. В результате этого два любимых народом чтения: о мытаре и фарисее и о блудном сыне, были переставлены изнутри поста вовне, и образовали два подготовительных воскресенья (при этом следы древней системы чтений в виде некоторых отдельных песнопений на темы перечисленных выше притч до сих пор сохраняются в богослужении соответствующих недель Великого поста).
Источник:
составил священник Виталий Фомиченко
Неделя о блудном сыне. Митрополит Антоний Сурожский.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Семирадский. Блудный сын.
Раз за разом мне случается проповедовать на притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее, и каждый раз я замечаю, как легко — о, не на практике, не в действительности, а воображением — мне отождествиться с грешником, нашедшим свой путь обратно к Богу, с мытарем, который в сердечном сокрушении стоял у врат церкви, не в состоянии вступить в святое Божие место, или с блудным сыном, которые, несмотря на свою невероятную бесчувственность, жестокость, всё же нашел свой путь домой. И как редко меня задевала за живое судьба фарисея, судьба старшего сына. Да, Бог не осудил ни того, ни другого. О мытаре Он сказал: этот человек ушел более прощенным, более освященным, чем тот… Бог не сказал, что фарисей отошел без сопровождающей его любви Божией, что Бог не помнит его верности, его исполнительности.
Лосев Н. Блудный сын. 1882
Мы также стоим сегодня перед образом старшего сына. Всю свою жизнь он прожил бок о бок с отцом, вся его жизнь была попечением о том, что составляло интерес его отца: он работал усердно, преданно, забывая себя, не обращая внимания на усталость, не требуя вознаграждения, потому что чувствовал, что поступая так, он ведет себя правильно; одного ему не хватало: тепла, ласки, радости о своем отце. Но было что-то, что так поражает в нем: его преданность. Несмотря на то, что сердце его не горело, он оставался верным; несмотря на то, что он не получал видимого вознаграждения или видимого признания, он оставался верным, он работал; как он говорит, был «рабом». И как мы бываем жестоки, когда думаем, что он не заслуживает нашего сочувствия; и как мало кто из нас способен быть настолько преданным, так совершенно и неуклонно послушным зову долга, как был он, когда мы не встречаем признания, не слышим одобрения, не получаем ни малейшего вознаграждения, потому что подобно тому, как отец поступил по отношению к старшему сыну, те, кто окружает нас, те, кому мы служим, на кого мы, может быть, рабски трудимся, т.е. чьи интересы составляют сердцевину нашей жизни, принимают это, как должное: разве это не естественно? Ведь он мне сын! Ведь он мне отец! Ведь он мне брат! Ведь он мне муж, жена! Не друг ли он мой? Не предполагает ли это полную, безграничную преданность, которая и есть свое собственное вознаграждение?
Как часто мы бываем жестоки к людям вокруг нас, которых мы ставим на положение старшего сына, никогда не признанного, всегда ожидая, что он сделает нужное, неуклонно и совершенно. Да, у блудного сына было тепло, блудный сын вернулся с сокрушенным сердцем, он был готов стать новым, тогда как старший сын мог только продолжать работать в своем суровом постоянстве; разве что перед лицом отцовского сострадания он понял бы, что означает, что его младший брат действительно был мертвым и вернулся к жизни, действительно был потерян и нашелся.
Рембрант. Возвращение блудного сына.
Задумаемся о себе: рядом с каждым из нас есть кто-то, к кому мы относимся с той же холодностью, с которой мы думаем о старшем брате, но также рядом с каждым из нас есть кто-то, с кем мы обращаемся так же надменно и сурово, как старший брат отнесся к своему младшему брату, когда тот вернулся домой. Он его сбросил со счетов, тот больше не был ему братом. Младший изменил их отцу — он не заслуживал прощения. И однако отец, жертва сыновнего отвержения, легкомыслия, жестокости, прощает всем сердцем, со всей нежностью.
Давайте найдем свое место в этой трагической и красивой притче, потому что тогда мы, может быть, найдем свой путь стать старшим братом, хотя, может быть, гораздо менее усердным, менее преданным интересам нашего отца, нашего друга, нашего родственника. Или, может быть, мы сможем найти в своем сердце творческое расположение младшего сына и научимся от него сначала, что нет такого положения, из которого не может вывести искреннее раскаяние, решительный поворот, и что есть Кто-то Один, по крайней мере — Бог — и, вероятно, один человек или несколько, кто готов принять нас, искупить нас, восстановить нас и помочь нам начать новую жизнь, вместе: отец, младший сын и старший сын. Аминь.
О празднике Сретения Господня.
В событии праздника Сретения Господня (Лук.2:22-39) поразительное количество смыслов. Это и исполнение младенцем Христом закона Моисеева, и встреча (что и означает сретение) всего человечества в лице старца Симеона с Богом, и свидетельство праведного Симеона, как представителя Ветхого Завета (по преданию на тот момент праведному Симеону было около 360 лет), о исполнении обетования Божия – пришествии спасителя, и признание одухотворенным мужем немощного сорокадневного младенца Владыкой, сотворившим весь мир, и парадоксальное удерживание старцем на руках Того, Кто на протяжении столетий удерживал его от смерти, и величайшая чистота Матери Божией, которая тем не менее приходит принести положенную по закону жертву очищения, и приведение Симеона Богом (Духом Святым) в храм на встречу с Богом младенцем Христом — что и с нами происходит, не сами мы приходим к Богу, но Он приводит нас к Себе — и много других возвышенных смыслов. Но особенно удивительной и даже, наверное, пугающей современного человека, в этом событии выглядит радость праведного Симеона, осознающего, что теперь, встретив Христа, он наконец-то умрет.
Конечно в этой радости есть место и ликованию от встречи со Спасителем, и торжеству, вызванному исполнением пророчеств, но всё же из слов самого Симеона мы видим, что он благодарит Бога за то, что Тот с миром отпускает его по данному прежде обещанию. И грядущее спасение всех людей, и просвещение народов мира светом откровения Божественной Истины, и слава народа Израилева, из среды которого рождается Спаситель, и будущего Израиля – всех верующих во Христа, отходит для праведного старца на второй план. Что же такого притягательного видит он в смерти?
Мы ищем долголетия, а праведный Симеон тяготился дарованным ему на время бессмертием. Далекий от веры Христовой наш современник, пообещай ему Бог, что он не умрет пока не увидит Христа, пришедшего во плоти, безмерно радовался бы открывающимся перед ним перспективам и в тайне, малодушно, надеялся бы никогда не увидеть Христа. А святой старец молит Бога о смерти.
Ожидание второго пришествия Господа Иисуса Христа, всеобщего воскресения, а значит и окончания этой временной жизни, занимает одно из важнейших мест в христианском вероучении. Об этом мы каждый день молимся словами «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Чтобы эти слова не были пустым сотрясанием воздуха, будем всем сердцем стремиться продлить нашу Встречу с Богом в вечность, и всегда вместе с апостолом Иоанном Богословом, на обещание Христа скорого Его пришествия будем готовы ответить: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр.22:20)!
священник Александр Карташов.
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.