казанский собор картины в русском музее и в третьяковке
“Загадка” даты Казанского собора на рисунке Бенжамина Патерсена раскрыта
За основу альтернативного мнения по дате рисунка Казанского собора и, соответственно его “загадки”, возьмем следующее видео Председателя СНТ. В конце статьи будет интрига! И нужна помощь!
Это не открытие канала Песчаный Воин Hard, информация уже есть в сети. Просто сам докопался до этого и сейчас перепроверил.
“Ложь Историков. Загадки Санкт-Петербурга. 1 часть.” (с)
Кто же на самом деле построил Санкт-Петербург с его античными храмами и замками? Давайте посмотрим на этот город немного под другим углом и сразу обнажится вся ложь историков, которые придумывают нам с вами фантастические небылицы. Председатель СНТ
Тема довольно старая, избитая и тд. Была у меня статья. Тогда, год назад примерно, не докопался до сути. Вернее, пытался, шёл в том же направлении как и сейчас, но немного не дожал. Поискал где надо, навскидку не нашел и принял на веру слова опытного садовода про дату одного рисунка, который напрочь перечеркивает ВСЮ историю Санкт-Петербурга.
Всё видео не будем разбирать. Много шелухи и криков про ложь историков и их фантастические небылицы.
“Суть проблемы” Казанского собора
Скриншоты из видео Председателя.
“Суть проблемы” Казанского собора
Собор построен в 1801 – 1811 годах.
И есть рисунок Бенжамина Патерсена, который, якобы, это опровергает, ибо нарисован когда?
1800 год.
А откуда мы это узнаем? Смотря видео Председателя СНТ про ложь историков.
Открытка “Изобразительное искусство”. Москва.
ГОД 1984!
Открытка “Изобразительное искусство”. Москва. ГОД 1984!
Отличное доказательство лжи историков и их фантастических небылиц.
Открытка 1984 (!) года с надписью – 1800г.
Музей А.С. Пушкина Москва.
Откуда вообще такая дата? 1800 год?
По этой условной копии рисунка Патерсена сделанной в 1821 году другим художником, этого не следует.
Автор: Списано с картины Патерсона, о чем гласит надпись под картиной. – Божерянов И. Н. Невский проспект. Культурно-исторический очерк двухвековой жизни Петербурга. — СПб.: Художественные мастерские А. И. Вильборга, 1902. — Т. 2. — 186 с., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37365060
Откуда дата? По разным источникам оригинал хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина и ГМ им. А. С. Пушкина.
Сначала написал в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. https://www.pushkinmuseum.art/. Был там в 2017 году:-)
Спасибо большое сотрудникам музея!
… уточнили информацию у хранителей: произведения с таким названием указанного Вами автора нет в коллекции нашего музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина…
Возможно, Вам стоит обратиться в Государственный музей А.С. Пушкина: http://www.pushkinmuseum.ru/
Большое спасибо за помощь сотрудникам музея!
Получаю следующий ответ:
В ответ на Ваше письмо о гравюре Б. Патерсена сообщаю следующее. В фондах музея А.С. Пушкина имеется гравюра очерком, раскрашенная акварелью, работы Б. Патерсена. Она называется «Новый Казанский собор» и датируется 1811 годом. Информация о данном произведении опубликована в издании: “Дар Губара: Каталог собрания Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России.” — Москва, 2006. С. 208, № 2297. В настоящее время предмет находится на реставрации.
Ещё раз –
… имеется гравюра очерком, раскрашенная акварелью, работы Б. Патерсена. Она называется «Новый Казанский собор» и датируется 1811 годом. …
1811 год
Дата окончания строительства
Рисунок Патерсена не 1800 года, а 1811 года, как и окончание строительства собора.
Откуда пошла дата 1800 – на совести исследователей. Пусть ищут, но они не будут.
Губар, Павел Викентьевич
Часть фондов музея это его коллекция которая была передана в дар музею в 1977 году вдовой собирателя Анастасией Григорьевной Ливер.
А вот и наш Бенжамин Патерсен. К сожалению, на сайте музея нет его рисунка “Новый Казанский собор”. Заметьте, название не “Вид Казанского собора с Невского проспекта”, как пишут везде альтернативщики.
Гравюра очерком сейчас на реставрации. Посмотреть не открытку 1984 года, а копию оригинала в книге с подписью автора, пока можно только в этой книге.
Есть у кого возможность это сделать? Может книга есть? Пришлите фото страницы, поставлю в статью.
А вот и интрига.
Это не единственный рисунок Бенжамина Патерсена с Невским проспектом.
1799 – НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ У ГОСТИНОГО ДВОРА
Надо бы и здесь дату проверить. Если что не так, пишите. Проверю.
В 1799 году Бенжамин Патерсен написал встречную картину. Гравюру очерком, наверное.
Что мы видим на ней?
Церковь Рождества Богородицы
В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Что мы видим на картине Патерсена от 1799 года на Невском проспекте там, где потом ничего не будет стоять? Ибо с с этого места Казаснкий собор не видно.
Церковь Рождества Богородицы, снесенную перед началом строительства Казанского собора.
Альтернативные “исследователи” вы хотите сказать что?
Бенжамин Патерсен нарисовал Церковь Рождества Богородицы по памяти? :-))) Почему? Потому что по вашим словам там уже стоял КАЗАНСКИЙ СОБОР. В 1800 году. И церкви Рождества Богородицы там не было.
Они не могли стоять в одно и тоже время на ОДНОМ МЕСТЕ.
Доклад на тему “Загадка” даты Казанского собора на рисунке Бенжамина Патерсена раскрыта” закончил.
QR-коды не помешали аншлагу: как Москва «повалила» на главную выставку сезона
В Третьяковской галерее открылась выставка Михаила Врубеля, впервые в истории объединившая работы выдающегося живописца из коллекций Третьяковки и Русского музея. Три «Демона» художника и обе части «Пророка» наконец-то соединились в одном выставочном пространстве, а целый зал отдан графическим рисункам из психиатрической лечебницы, где лежал Врубель. Всего на выставку привезли более 300 работ из 9 российских и зарубежных музеев и 8 частных собраний. С самого ожидаемого столичного художественного проекта года — корреспондент «БИЗНЕС Online».
Гигантская очередь у входа стояла уже с раннего утра. Но внутрь попадали лишь те, у кого не было проблем с QR-кодом
Очереди с раннего утра
В первый же день открытия выставки стены Новой Третьяковки прошли испытание на прочность количеством желающих увидеть работы Михаила Врубеля. Гигантская очередь у входа стояла уже с раннего утра. Но внутрь попадали лишь те, у кого не было проблем с QR-кодом. Отбор простой, но строгий: нет кода, нет прохода. И никакие уговоры здесь не действуют.
Этот масштабный и очень дорогой проект Третьяковка готовила больше года. Экспозиция включает более 50 живописных полотен, около 200 графических картин и порядка 30 майолик — керамических фигурок из обожженной глины, покрытых специальной глазурью. О Врубеле написаны сотни книг и научных работ, сняты десятки фильмов, сказаны тысячи слов, но он все равно остается одним из самых загадочных художников рубежа XIX–XX веков.
«Это очень серьезный вызов для нас. Казалось бы, имя Врубеля всем хорошо известно, но в течение прошлого века было всего две больших монографических выставки. Одна — в начале 20-х, а вторая — в 1956 году. То есть уже 65 лет работы Врубеля, бо́льшая часть которых хранится в двух крупнейших музеях — в Третьяковке и Русском, — не объединялись в одной экспозиции», — говорит директор галереи Зельфира Трегулова.
Чтобы охватить гигантское пространство, Чобан не только возвел специальные стены, но и сделал в них многоугольные дыры
В экспозиции нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Выставочное пространство, за которое отвечал хорошо известный и в Татарстане архитектор Сергей Чобан (автор плана развития Адмиралтейской слободы Казани и куратор Российской молодежной архитектурной биеннале в Иннополисе — прим. ред.), взывает к восприятию самой формы врубелевских произведений, к сквозным мотивам его творчества. Выставка занимает целых три этажа и 12 залов. Чтобы охватить это гигантское пространство, Чобан не только возвел специальные стены, но и сделал в них многоугольные дыры. Отдаленно они напоминают соты или в тысячу раз увеличенные мазки, характерные для врубелевского письма. «Пространства должны окунать зрителя из высоких в низкие, из темных в светлые, в разные фазы существования Врубеля как человека и художника», — объяснял журналистам Чобан свою задумку.
Первым же делом зрителей встречает одна из самых сказочных и удивительных картин Врубеля — его знаменитая «Царевна-Лебедь»
Главные «Демоны» Врубеля
Первым же делом зрителей встречает одна из самых сказочных и удивительных картин Врубеля — его знаменитая «Царевна-Лебедь». Ее огромные глаза полны печали, тревоги, словно она предчувствует беду. Прообразом царевны стала жена художника, его обожаемая муза, певица и любимая исполнительница Николая Римского-Корсакова Надежда Забела-Врубель. Композитор написал оперу по сюжету «Сказки о царе Салтане» Пушкина, главную партию в которой исполнила Забела. Вдохновленный ее исполнением, Врубель создал одну из самых загадочных своих работ. Он часто писал ее портреты. И многие из них посетители увидят дальше, но именно этот, с еле узнаваемыми внешними сходствами, встречает гостей в начале.
Один короткий поворот за угол приводит зрителей в сердце главной темы для искусного художника и мечущегося человека Врубеля — к его «Демонам». «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» словно захватывают проходящих в цепкие лапы и уводят в свою темно-серую холодную пещеру. Этот зал даже цветовой гаммой напоминает потаенное демоническое логово или темные уголки человеческой души.
Один короткий поворот за угол приводит зрителей в сердце главной темы для искусного художника и мечущегося человека Врубеля — к его «Демонам»
Сам художник не раз говорил, что его демона не понимают: путают то с чертом, то с дьяволом. Но врубелевский герой вовсе не злобный дух. Это творческая душа, мечущаяся и страдающая под властью собственных дум, но при этом величавая и властная.
Бытует легенда, что «Демон поверженный» создавался в маленькой мастерской с мощным направленным источником света. А когда картина попала в выставочные залы, где освещение оказалось совершенно иным, краски ее померкли. Врубель был в ужасе. Он тотчас же взялся за краски и принялся переписывать картину прямо на глазах у изумленной публики. Но попытки были тщетны. Демон терял мерцание и выразительность, а художник утратил власть над своим творением в погоне за ускользающим образом.
Сам художник не раз говорил, что его демона не понимают: путают то с чертом, то с дьяволом
Предложение оперной диве
Как известно, иллюстрации Врубеля выходят далеко за пределы прямой функции — изобразительного комментария к тексту. Его серия работ над произведениями Лермонтова, которые тогда еще неизвестному художнику заказал издатель Петр Кончаловский, — отдельное произведение искусства. Этим проникновенным иллюстрациям и метким наброскам выделен целый небольшой зал, вход в который просматривается через проем в стене.
Ближе к середине экспозиции располагается зал с ранними работами Врубеля. Тут и небольшие итальянские пейзажи, бегло написанные на деревянных дощечках, и схематичные портреты прохожих. Художник славился не только своим наметанным глазом и искусным владением пером, но и быстротой работой. Врубель не делал массы набросков даже к своим большим и значимым произведениям. Среди экспонатов раннего этапа творчества можно встретить и первые майолики. Например, голову египтянки, которая на самом деле была Верой Мамонтовой, дочкой прославленного мецената и покровителя Врубеля Саввы Мамонтова. К слову, она же позировала Валентину Серову для «Девочки с персиками».
Среди этих разножанровых и преимущественно небольших по размеру картин удивительно видеть узкое двухметровое полотно «Богоматери с младенцем». Художник писал его для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Но у врубелевской Богоматери совсем не смиренный и благостный взгляд. Ее глаза широко раскрыты, как и у младенца, зрачки сужены в напряжении. Этот взор скорее внушает безумие и тревогу, чем спокойствие и смирение.
Ломаная дорога из сквозных проходов в стенах ведет зрителей в следующий зал, в сердце художника, где их ждет его муза Забела-Врубель. Он писал ее портреты почти с первого дня знакомства. А влюбился, по собственному признанию, еще до того, как увидел. Врубель влюбился в голос Забелы в частной опере Мамонтова. Говорил, что все певицы поют как птицы и только Надя — как человек. У нее было камерное сопрано, диапазон небольшой, но звучала душа.
Художник почти сразу сделал оперной диве предложение, а та отшутилась. Мол, если напишет ее на портрете похожей, то даст согласие. Никого художник не изображал так часто, как свою жену. Он писал ее в разных образах, придумывал сказочные и театральные костюмы, наделял мистическими чертами, окружал необыкновенной природой. Она угадывается не только в «Царевне-Лебеди», но и в дриаде с картины «Сирень», и в гетевской Маргарите.
Неожиданно на пути зрителей оказывается темный зал, из которого волшебным светом красуются сказочные майолики Врубеля
«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие»
Важное место в жизни художника занимал меценат Савва Мамонтов. Его парадный портрет занимает особое место на выставке, а по обеим сторонам от полотна располагаются керамические львиные головы, выполненные в технике майолика.
Неожиданно на пути зрителей оказывается темный зал, из которого волшебным светом красуются сказочные майолики Врубеля. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — все они эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале. А в центре этой красоты располагается белоснежный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу Врубеля специально для его жены. А рядом с черным залом стоит еще одно необычное творение мастера — мозаичный камин. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича. Камин выполнен с таким выразительным мастерством, что его орнаменты можно разглядывать бесконечно.
Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — все они эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах
Ближе к выходу в темном тоннеле висит целая серия графических рисунков. Эти работы Врубель писал в психиатрической клинике. Его моделями были обычные санитары, смотрители и душевнобольные пациенты. «Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», — сказала куратор Ирина Шуманова.
В последние годы жизни художник сознательно избегал цвета, масла. Он решил поставить, казалось бы, заведомо проигрышную для любого мастера задачу — угольным карандашом изобразить преломление света на перламутровой раковине. Этому художественному эксперименту отведен целый зал. Врубель считал, что если ему удастся передать цвет перламутровой раковины простым карандашом, то зрители смогут смотреть на его картины так, как он их видит сам.
Замыкает выставку еще одна загадочная работа мастера, его последнее творение — «Шестикрылый серафим». Считается, что в небесное существо трансформировался не дававший покоя Врубелю демон. Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка. Последние 6 лет он не покидал квартиры и, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умерший от пневмонии Врубель навеки вписал свое имя в историю искусств как первый русский художник, сделавший высшим смыслом саму живопись.
Храмы Петербурга. Казанский
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади.
Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре.
Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста.
Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.
Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.
Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).
Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.
Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.