казанский собор кто архитектор
Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге — история, строительство и др.
В Санкт-Петербурге немало замечательных прекрасных соборов и храмов, но Казанский собор, расположенный в самом сердце Северной столицы, отличается особенной историей, харизмой, архитектурой и красотой.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — памятник российского церковного зодчества особой значимости. С его возведением началась золотая эпоха российского храмового искусства. Над этим храмом трудились лучшие мастера того времени, а также многочисленный простой русский народ.
Казанский собор дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Возведённый за относительно короткий срок храм быстро стал одним из символов архитектуры города на Неве. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и др.
Уникальные факты о строительстве Казанском соборе в Петербурге
На этом месте на Невском проспекте изначально была заложена первая каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Земцов. Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:
благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.
Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.
Возведение нового здания Казанского собора
Строительство современного здания собора велось в течение 10 лет. Храм был возведён на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Андрей Никифорович Воронихин раньше был крепостным Александра Сергеевича Строганова. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, которые принадлежали графу Строганову. Андрей с детства любил рисовать. Талант юноши привлёк внимание Строганова. Он дал Воронихину вольную и отправил его учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
С 1779 года Андрей Воронихин работал в Петербурге и проживал в Строгановском дворце. Архитектор А. Н. Воронихин разработал проект собора, где изначально планировалось возвести не одну, а две колоннады, что сделать не удалось. Почему автор отклонился от первоначального плана, до сих пор не выяснено.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Казанский собор подарил наименования Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы, а также Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Императоры и архитекторы Казанского собора
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построили в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом, по проекту архитектора Михаила Земцова, в период правления императрицы Анны Иоанновны.
Современный Казанский собор начали возводить при императоре Павле I, а завершил строительство храма его сын — Александр I Павлович. Именно по указу Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.
Участниками конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но потом император изменил решение. Через год граф Александр Строганов предложил государю новый проект, созданный тогда ещё молодым, но очень талантливым архитектором Андреем Воронихиным.
Почему император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора тоже доподлинно неизвестно. Казанский собор был построен в стиле ампир и классицизма в 1811 году. Как желал того император Павел I, облик Казанского собора был спроектирован по подобию обора Святого Петра в Риме.
Казанский собор — памятник русской воинской славы
Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года Казанский собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа.
По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за её пределами в собор начали поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.
В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау доставили гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова. Великий полководец был погребён в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 года.
Над могилой возвели бронзовую ограду, созданную по проекту А. Н. Воронихина. Также установили икону Смоленской Божией Матери и был укреплён герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой расположены 5 штандартов и 1 знамя, сохранившиеся до наших дней.
Позднее над могилой поместили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». Она описывает великое событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. На стенах собора разместили 97 ключей, большинство из которых сейчас находятся в Москве, 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова.
Перед Казанским собором, к 25-летию победы над Наполеоном, в 1837 году, по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли. Памятники были отлиты мастером В. П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.
Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 году, после посещения мастерской Орловского.
В монументах заложена глубокая символика. Идея памятника Барклая де Толли переплетается с событиями 1-го этапа войны, когда русская армия под его руководством совершила вынужденное отступление. Фигура Кутузова символизирует 2-й этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов памятники великим русским полководцам были замаскированы. Бойцы, которые отправлялись на фронт, проходя мимо памятников, отдавали воинские почести великим русским полководцам. Возле монументов молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
Казанский собор в цифрах и фактах
Строительство Казанского собора велось исключительно силами российских мастеров, с применением только российских стройматериалов. Казанский собор называют музеем российского природного камня.
Материалы Казанского собора
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Туф с пористой структурой легко обрабатывался.
Его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.
Колонны Казанского собора
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Храм украшает колоннада, состоящая из 96 колонн, весом по 30 тонн каждая.
Однако, с Невского проспекта она не кажется массивной — впечатление лёгкости и воздушности ей придают каннелюры — вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.
При возведении Казанского собора не всё из задуманного удалось осуществить. До настоящего времени сохранились 2 пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но это так и не было сделано.
Новшества в строительстве, купол и высота
Во время строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге впервые в архитектуре при работе над куполами использовались металлические конструкции. Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 метра и состоит из 2-х рядов железных рёбер.
Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе — 71,5 метра. Высота храма ныне сравнима приблизительно с 25-этажным жилым домом.
Памятник архитектуры и изобразительного искусства
Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Также отмечают, что собор был построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи.
Казанский собор снаружи и внутри декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов трудились Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Фёдор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный, который создал архитектор Константин Тон.
Судьба Казанского собора при СССР и после
С приходом советской власти Казанский собор закрыли. Вместо креста на куполе храма установили позолоченный шар со шпилем. Церковная утварь была распределена между городскими музеями.
В 1932 году Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. Экспонировались православные иконы XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, а также ритуальные предметы.
В стенах храма хранилось самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. С 1991 года Казанский собор стал снова действующим храмом, правда, несколько лет он сосуществовал с экспозицией музея.
Мощи на чердаке храма
Почти 20 лет на чердаке Казанского собора в Санкт-Петербурге хранились мощи святых, перенесённых туда сотрудниками Музея истории религии и атеизма, — благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.
В 1991 году, когда храм стал снова действующим, ему вернули все святыни, лишь мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Новейшая история и богослужения в Казанском соборе
Сейчас Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения.
В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник и консультант по религиозным вопросам.
Как крепостной из Усолья спроектировал и построил символ Санкт-Петербурга. Путь архитектора Воронихина
Если вы хоть раз были в Санкт-Петербурге, то у вас точно есть фотография на фоне Казанского кафедрального собора. Этот величественный памятник архитектуры — работа архитектора, который родился и вырос недалеко от Березников.
Публикация подготовлена по материалам научных трудов профессора Александра Терехина.
История создателя «пушкинского» Санкт-Петербурга Андрея Никифоровича Воронихина начинается 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье (ныне город Усолье). В этот день запись о рождении появляется в метрической книге Спасо-Преображенского собора.
Его отец Никифор Воронихин был крепостным-канцеляристом. Также есть версия, что на самом деле Андрей Воронихин был внебрачным сыном графа Александра Строганова, который в будущем во много способствовал его обучению и карьере. А матерью архитектора якобы была крепостная из деревни Огурдино (находится на правом берегу Камы в двух км на северо-восток от поселка Орёл).
Еще в детстве будущий великий зодчий изучил грамоту, а основам живописи он учился в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Кроме того, Усолье, где проходили первые годы жизни Воронихина, несмотря на статус села, в те годы было настоящим центром соляных владений Строгановых в Прикамье. Здесь дворянский род промышленников-меценатов накапливал произведения искусства, созданные не только их крепостными, но и другими русскими и зарубежными художниками. Поэтому возможность «прикоснуться к прекрасному» у Воронихина была с самого детства.
Именитые учителя Воронихина
В 1777 году Андрей Воронихин вместе со старшим братом Ильей отправляется в Москву, где становится учеником архитекторов Василия Баженова (автор проекта Михайловского замка в Санкт-Петербурге) и Матвея Казакова (создатель Сенатского дворца Московского Кремля). В те годы наставник Воронихина Василий Баженов озадачивается проблемой перестройки российских городов. Великий зодчий собирает вокруг себя людей, не оформленных в какое-либо сословие (разночинцев), и крепостных. Он учит их не только живописи, архитектуре и скульптуре, но и точным наукам: физике, механике. Так Баженов пытается воспитать национальные кадры в архитектуре.
Учеба у Баженова и Казакова в Москве длится два года. Несмотря на то, что в будущем Андрей Воронихин будет признан именно как успешный архитектор и один из создателей русского классицизма, в начале своего становления он был больше увлечен живописью. Узнав о талантах своего крепостного, в 1779 году Александр Строганов забирает его в Санкт-Петербург.
Жизнь при дворе Строгановых, Европа и революция во Франции
При дворе старого графа Строганова Воронихин продолжает практиковаться в живописи и служит наследнику рода Павлу Строганову, которому на тот момент было семь лет. Вместе с юным графом и его учителем французом-эмигрантом Пьером-Жильбером Роммом (будущий революционер-якобинец, один из подписавших смертный приговор королю Людовику XVI) Андрей Воронихин за несколько лет объедет внушительную часть Российской империи — от Севастополя до Архангельска. В том числе Воронихин вновь побывает в Прикамье, где посетит Очер и родное Усолье. Путешествуя по стране, он много рисует, отмечая особенности местной архитектуры.
Также, живя у Строгановых, будущий создатель Казанского собора познакомится с выдающимися представителями своего времени. При дворе графа бывали знаменитые русские художники Степан Щукин и Владимир Боровиковский, писатель Денис Фонвизин, академик Пётр Паллас (сопровождал Воронихина и Строганова во время путешествия на Урал).
Александр и Павел Строгановы.
В 1786 году граф Александр Строганов даёт вольную 27-летнему Андрею Воронихину, но несмотря на то, что больше он не крепостной, Воронихин остается служить при дворе. В этом же году вместе с подросшим 14-летним Павлом Строгановым Воронихин отправляется в Европу на четыре года. Там он путешествует по крупнейшим, посещает театры и лекции, изучает архитектуру (тогда во Франции бурно развивается классицизм).
В 1789 году начинается Великая французская революция, как раз в это время юный граф Строганов и его компаньоны находятся во Франции. Шарль-Жильбер Ромм и Павел Строганов (под псевдонимом «Гражданин Очер») принимают активное участие в политической жизни и входят в Якобинский клуб. Был ли революционером Андрей Воронихин — неизвестно. В 1790 году по приказу Екатерины II Павел Строганов вместе со своим «служителем» возвращаются в Россию, Ромм остается во Франции, где в будущем будет избран в Национальный конвент (высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики). К этому моменту Воронихину уже исполнилось 30 лет.
Петергоф, Казанский собор и Горный институт
Первая возможность попробовать себя в архитектуре у Андрея Воронихина появляется в 1793 году. Ему доверяют сделать внутреннюю отделку Строгановского дворца на набережной Мойки, поврежденного пожаром. Затем в 1796–1797 годах Воронихин достраивает дачу Строгановых на Черной речке и рисует несколько ее пейзажей. Эта работа позволила ему получить звание академика перспективной живописи.
Строгановская дача на Черной речке. Андрей Воронихин
Знаковым в судьбе Андрея Воронихина становится 1800 год. В начале года он становится преподавателем архитектуры в Академии художеств, президентом которой в те годы был его давний покровитель Александр Строганов. В этом же году, но уже при поддержке Павла Строганова, 40-летний Воронихин получает заказ от императора Павла I на проектирование колоннады у ковша Самсона в Петергофа и великолепно справляется с задачей.
Воронихинские колоннады в Петергофе. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
После успешной работы над колоннадой в 1800 году Воронихин получает заказ на строительство Казанского собора. Как известно сейчас, своим успехом архитектор все также обязан графу Александру Строганову, который был председателем комиссии по строительству собора. Закладка храма состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 года.
Работая над проектом, архитектор вдохновлялся собором Святого Петра в Риме. Похожесть на главный храм Римской католической церкви было ключевым требованием императора Павла I, который был поражен его красотой во время поездки по Европе. Однако Казанский собор — не просто культовое здание. Воронихин был первым, кто нашел новые приемы организации городского ансамбля.
В то время площади Санкт-Петербурга, как правило, были открыты в сторону Невы — главной водной магистрали города. Воронихин повторил этот прием, открыв площадь перед собором в сторону Невского проспекта — главной дороги города. Также Воронихин необычно для своего времени использовал колоннаду собора. Он не стал закрывать ей храм от улицы, а наоборот — раскрыл его. Собор стал частью общего пространства, центром Невского проспекта и прилегающих к нему площадей и улиц.
Также Воронихин применил необычное для своего времени решение по строительству купола Казанского собора. Конструкция была создана из ковкого железа. Ранее эта технология в России применялась только на небольших церквях и никогда не использовалась для сооружений такого масштаба. Чтобы предусмотреть все нюансы сборки, Воронихин создал модель купола собора, чего до него тоже не делалось. Чтобы удостовериться в том, что конструкция выдержит, была даже сформирована специальная комиссия.
В 1806 году, во время строительства собора, Воронихин получает знаковый заказ лично от императора Александра I. Ему поручают проектирование и постройку Горного института на Васильевском острове. Также в первом десятилетии XIX века архитектор принимал участие в перестройке здания Военно-медицинской академии, Дома Лаваля на Английской набережной Санкт-Петербурга, Константиновского дворца в Стрельне. Его же авторству принадлежит Розовый павильон в Павловске.
Строительство Казанского собора (как и Горного института) заканчивается в 1811 году. По его итогам архитектора награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Дальнейшая жизнь Воронихина связана с преподаванием в Академии художеств и проектированием, в том числе для своих покровителей — графов Строгановых, которым он во многом был обязан успехом.
Считается, что по проектам Воронихина было построено несколько зданий на территории Пермской губернии. К его авторству относят дом управляющего имением Строгановых в Ильинском, усадьба князей Голицыных и Ново-Никольская церковь в Усолье.
Дом управляющего имением Строгановых в Ильинском.
Семья и смерть
Последние годы жизни архитектор не прекращал заниматься архитектурой. Воронихин работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812 года: храмом Христа Спасителя в Москве и колоннами из пушек, отбитых у французов. Однако работа над ними была прервана скоропостижной смертью зодчего. Андрей Воронихин скончался 5 марта 1814 года в возрасте 55 лет от инсульта. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Могила архитектора Андрея Воронихина. Фото: Анна Кудрявцева, Wikimapia
Несмотря на то, что брак с гувернанткой Строгановых Марией Лонд (1770–1822) подарил Воронихину шестерых сыновей, у выдающегося архитектора не осталось потомков. Два ребенка умерли в детстве. Жизнь троих была непродолжительной: Александр (1805–1835), Павел (1806–1836), Владимир (1808–1828). Дольше всех прожил младший сын Воронихина Константин (1810–1869), однако он не оставил наследников.
В Пермском крае в память об архитекторе Андрее Воронихине названы улицы в Усолье и Ильинском. Также в 2009 году на северной стороне колокольни Ново-Никольской церкви была установлена мемориальная доска, посвященная архитектору.
Храмы Петербурга. Казанский
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади.
Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре.
Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста.
Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.
Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.
Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).
Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.
Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.