казанский собор масонский символ

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Почему на многих православных храмах изображено масонское всевидящее око

Или лучезарная дельта, как этот символ еще было принято называть в среде вольных каменщиков.

На многих православных храмах в России, особенно построенных в начале 19 века, присутствует знак, который у многих вызывает недоумение. Знак вот такой:

У вольных каменщиков этот знак называется всевидящим оком или лучезарной дельтой, только какое отношение он имеет к православию? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе придется немного удариться в конспирологию, но без нее в такой теме как и без ста грамм точно не разберешься.

В Россию масонство пришло позже, чем оно зародилось в Европе. Говорят, что первым масоном в наших краях стал Петр I после своего европейского образовательно-познавательного турне. Косвенные доказательства этому есть, например, в 19 веке одну русскую масонскую ложу даже назвали «Петр к истине», тем не менее был первый русский император вольным каменщиком или нет, мы, вероятно, никогда не узнаем.

Екатерина II к масонству относилась скептически, а под конец правления так вообще их запретила. С Павлом I у масонов тоже как-то не срослось, а вот Александр I на первых порах своего правления всячески потворствовал вольным каменщикам.

Кто-то даже говорит, что сам Александр I был членом масонских лож, но опять же достоверность информации не на высшем уровне. Но в любом случае даже если сам император не был масоном, то многие первые лица государства были вхожи в общества, переставшие к тому моменту быть тайными. Понимаете, куда клоню?

В начале 19 века масонство в России было эдаким «мажорским» клубом: даже если ты не особо разделяешь идеи каменщиков, все равно нужно было время от времени светить личиком в их обществе, иначе подумают что ты жуткий консерватор и вообще тундра неогороженная.

Как раз после войны 1812 года и триумфальной победы над Наполеоном, которого, кстати, тоже многие историки считают масоном, и строятся в России все эти храмы с лучезарной дельтой. В те времена даже первые люди государства масонством баловались, что уж говорить просто о богатых промышленниках и дворянах, на чьи деньги строились храмы. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Но уже через десять лет Александр I окончательно охладевает к масонству и запрещает масонские ложи в России. Через три года декабристы выступают на Сенатской площади, многие из которых тоже были членами запрещенных масонских лож, но Николай I еще больше закручивает гайки — никаких лож в России не будет.

Создается противоречивая ситуация: масонство запрещено, официально ложи закрыты, а на множестве храмов, построенных десять-двадцать лет назад красуются лучезарные дельты – не порядок! Но решение было найдено, причем довольно изящное: было решено «подружить» ставший чуждым символ масонства с православием.

Примерно в первой половине 19 века появляется новая икона под названием «Всевидящее око Божие». Икона олицетворяла неусыпное око всевидящего Христа. Никакого противоречия со Священным Писанием нет – икона имеет право на жизнь. Всевидящее око стали наносить внутри храмов в качестве росписи, да и иконы с его изображением тоже появились в храмах.

В итоге все масонские символы на храмах стали просто олицетворением всевидящего ока Христа – противоречие быстренько устранили. С другой стороны, простолюдины и знать ничего не знали о масонстве в те времена, а люди из высших кругов и так понимали, откуда взялось всевидящее око над каждым третьим храмом, построенным в начале 19 века.

Рубрики:История
Интересно
Религия

Метки: интересное религия история масоны

Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

Маршрут: «Масонские знаки на домах и сооружениях в Петербурге»

Нередко можно услышать о том, что в Санкт-Петербурге на зданиях и сооружениях есть масонские символы и знаки. Многие абсолютно не знают, что они означают, да и понять полностью невозможно, но постараться можно, если интересует.

Масонство — это движение, которое возникло в 1717 году в виде тайного общества. Своё начало берёт из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века. Произошло движение, по одной из версий, от средневековых строительных гильдий каменщиков.

Но существуют теории о более древнем происхождении масонства. Его начало выводится от орденов тамплиеров, в других же версиях — от ордена розенкрейцеров. Масонство называют тайным обществом. Однако считается, что оно больше напоминает общество людей, обладающих знаниями, которые недоступны непосвящённым.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Масонские знаки и символы

Чаще всего в архитектурном оформлении зданий в Санкт-Петербурге встречается так называемая лучезарная или пламенеющая дельта — изображение «всевидящего ока» в треугольнике, от которого расходятся лучи.

Этот знак можно увидеть на фронтоне Строгановского дворца, на пьедестале Александровской колонны, на фронтоне Казанского собора, на церкви св. Иоанна Крестителя в Царском селе, на старых памятниках кладбища при Александро-Невской лавре.

Однако бытует мнение, что масоны сами этот знак заимствовали из христианской символики, где его называют «всевидящим оком Господним». Поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что наличие этого символа в архитектуре Северной столицы связано с масонскими традициями.

Встречаются и другие знаки на зданиях Санкт-Петербурга, к примеру, циркуль и треугольник. Этот символ считался гербом петербургских архитекторов. Но изображался он именно в масонской традиции. Его можно увидеть на особняке архитектора Шретера на набережной реки Мойки.

А двумя основными символическими инструментами масонства являются циркуль и наугольник. Некоторые ложи и ритуалы объясняют эти инструменты как урок поведения: например, масоны должны «выверить свои действия наугольником добродетели» и учиться «ограничивать свои желания и сдерживать свои страсти внутри должных границ по отношению ко всему человечеству».

Но ак как масонство не является догматическим, не существует единой общей интерпретации этих инструментов, или какого-либо масонского символа. Это вкратце о движении. Больше информации можно получить в публикации «Петербург.Центра» — «Масонский Петербург». А мы пройдём по маршруту и покажем вам здания и сооружения, где можно увидеть символы.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Маршрут: «Масонские знаки на домах в Петербурге»

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

1. Троицкий собор Александро-Невской лавры

До Александро-Невской лавры легче всего добраться от станции метро «Площадь Александра Невского-1», что указано в маршруте и на карте. В дальнейшим пользуйтесь схемой маршрута. Идти пешком сюда около 5-6 минут. Также впоследствии смотрите на карту, маршрут можно пройти пешком, или кое-где воспользоваться общественным транспортом.

Троицкий собор находится на территории Александро-Невской лавры по адресу: набережная реки Монастырки, дом № 1, а собор по литерой А. Место под строительство монастыря в Петербурге было выбрано не случайно.

Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Чёрной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал её князю Меншикову. А он рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли. Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года.

Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов XVIII столетия. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем днём основания Александро-Невской лавры.

Место для Троицкого собора было определено первоначальным проектом Доменико Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 28 июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Лишь 26 ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства. Торжественная закладка храма была произведена 10 сентября 1778 года архиепископом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на южной двухъярусной башне-колокольне установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершён в 1786 году. А 10 сентября 1790 года в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор.

На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы была перенесена в собор серебряная рака с мощами благоверного князя.

Символ всевидящего ока» в треугольнике, от которого расходятся лучи, расположен на фронтоне Троицкого собора Александро-Невской лавры. Как полагают историки, масонские символы встречаются и на исторических погребениях в Александро-Невской лавре. Магендавид, который, якобы, является одним из символов масонства, говорят, тут также можно увидеть.

Звезда Давида (Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды. В гексаграмме 2 одинаковых равносторонних треугольника — один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз. Они наложены друг на друга, образуя структуру из 6-ти одинаковых углов, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

2. Ротонда на Гороховой

На Гороховой улице находится знаменитая Ротонда — место, которое считается одним из самых мистических в Санкт-Петербурге. Найти Ротонду не так то легко, хоть адрес этого сооружения известен. Находится Ротонда в доме № 57 по Гороховой улице, с фасадом, выходящем на набережную Фонтанки, дом № 81.

Особняк, построенный в традиционном для конца XVIII века стиле классицизма, неоднократно реконструировался, но фасад с колоннами портика и лепниной сохранился д наших дней. Здание является памятником архитектуры эпохи классицизма. В середине XIX века дом принадлежал некоему А. Ф. Евментьеву и вошёл в историю как «дом Евментьева».

В 1856 году архитектор Георг Винтергальтер построил круглую лестницу — «ротонду» с верхним освещением в угловой части здания, где соединяются корпус по Фонтанке с корпусом по Гороховой улице. Таинственность и мистичность сооружения заключается внутри парадной, где 6 высоких колонн венчаются куполом.

Вход на лестницу ведёт со двора, где на 1-м этаже расположен вестибюль с 6-ю свободно стоящими колоннами. Вокруг этих 6-ти высоких колонн спиралью закручиваются 2 винтовые металлические лестницы.

На 2-м этаже спиралевидная лестничная площадка плавно огибает ротонду по стенам, а на 3-м этаже вертикали пилястр на стенах завершаются куполом. Одна из лестниц на уровне 3-го этажа заканчивается площадкой, украшенная пилястрами и огибающая ротонду по кругу, соединяя все 6 колонн, и выглядит как круговой балкон. А 2-я — левая лестница вообще никуда не ведёт. Она обрывается на уровне 2-го этажа, где никаких квартир нет.

По легенде, в XIX веке стены на Ротонды были расписаны масонскими знаками но в ходе одного из ремонтов рисунки исчезли. На полу в центре площадки между колоннами есть крышка люка, который тоже никуда не ведёт. Говорят, это ход, видимо, всё же существовавший в прошлом, который был залит бетоном.

В помещении Ротонды необычная акустика. С одной стороны, гулкая, давящая тишина, от которой по спине бегут мурашки; с другой — слышно буквально каждое, даже тихо сказанное слово. И звук приходит всегда со спины, как бы обегая Ротонду по кругу и вызывая ощущение шепчущего на ухо невидимки.

Снаружи особняка вся эта непонятная, хоть и не лишенная мистического очарования конструкция В настоящее время о мистических свойствах Ротонды ходят невероятные и часто противоречивые слухи. Она считается местом, откуда можно попасть в другой мир или оказаться в 4-м измерении. Кто-то уверен, что туда ведёт неприметная дверца на 1-м этаже, сейчас, правда, наглухо замурованная.

Другие утверждают, что вход в иной мир открывается на лестнице. Если идти по ней с закрытыми глазами, то до верха никогда не поднимешься — время словно останавливается. А с небольшой площадки левой лестницы можно увидеть тень 7-й колонны, несуществующей в нашем мире.

Здесь есть лестница, по которой, как считают некоторые, спускается владыка преисподней. Если его попросить исполнить желание, то оно сбудется. Для этого надо подняться ночью по лестнице до самого верха. Только люди, знающие особенности Ротонды, не советуют этого делать, так как можно просто не вернуться в наш мир.

На куполе Ротонды кто-то даже написал предостережение словами из «Божественной комедии» Данте:

Но местные уже нашли другой способ добиваться тут исполнения желаний, особенно если они связаны с сердечными делами. Достаточно написать желания на стене Ротонды. И буквально до недавнего времени её стены покрывали разнообразные надписи и рисунки. Сейчас этих надписей практически не осталось.

Интересный факт: в Советское время дом Евментьева (бывшего владельца) стал жилым домом, каковым он является до сих пор. Славу культового места Ротонда получила в 1970-е — 1980-е годы — время появления «неформальных» молодёжных движений.

Здесь собирались представители разных субкультур — рокеры, хиппи, панки. Согласно легендам, ротонду неоднократно посещали Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и Виктор Цой и благодаря акустике здесь неоднократно проводились самодеятельные концерты. В частности, эпизод с таким концертом использован в фильме «Танго на Дворцовой площади».

В Ротонде сделали ремонт, установили на двери кодовый замок. В 2014 году за вход в дом с ротондой стали в обязательном порядке взимать «добровольное пожертвование. И те, кому удаётся проникнуть в необычный подъезд, ощущают мистическую атмосферу сполна, и именно там готовы, поверить в её самые невероятные легенды.

Чтобы от монастыря сюда добраться идти пешком долго около 45 минут, можно вернуться в метро, на ту же нашу начальную станцию, и подъехать до одной из станций метро: «Садовая», «Спасская», «Сенная площадь». Оттуда до Ротонды несколько минут пешком.

Источник

Православная Жизнь

Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением. Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.

Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.

Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике

Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).

Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

«Всевидящее око Господне». Икона

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.

Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.

Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.

Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».

И так далее. Одни символы в нехристианской трактовке нейтральны, другие безобидны, а некоторые могут быть и откровенно кощунственными. Но это не повод их отождествлять.

Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?

Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».

Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.

Источник

Глава 5. «Твердыня храмины масонской», или Казанский собор как памятник двум гениям

Глава 5. «Твердыня храмины масонской», или Казанский собор как памятник двум гениям

Ты храмы Истине поставишь

И в храмах мудрость водворишь.

Ты мудрость уважать заставишь,

Понеже сам ее ты чтишь.

казанский собор масонский символ. Смотреть фото казанский собор масонский символ. Смотреть картинку казанский собор масонский символ. Картинка про казанский собор масонский символ. Фото казанский собор масонский символ

Казанский собор — один из символов Петербурга. Архитектор его — Андрей Никифорович Воронихин. Но мало кому известно, что именно графу А.С. Строганову, по существу, Северная столица обязана появлением на Невском проспекте этого величественного храма. Александр Сергеевич Строганов был выдающейся фигурой на российской политической арене при трех самодержцах: Екатерине, Павле, Александре. Патриот Отечества и европейски ориентированный интеллектуал, ценитель искусств, коллекционер и меценат, щедрый покровитель молодых талантов и хлебосольный вельможа — таким запомнился он современникам. Глубоко верующий человек, искренне приверженный масонским идеалам, Строганов искал возможность воплотить эти идеалы на практике.

Одним из краеугольных камней масонской доктрины является веротерпимость. В российских ложах православные, католики и протестанты вместе занимались «масонскими работами» по самосовершенствованию. Однако за пределами лож они ходили в разные церкви и не могли вместе возносить «вопль духа сокрушенна» и «сердца чистую мольбу». Мечтой братьев был храм, где они могли бы молиться все вместе, невзирая на конфессиональные различия. К концу XVIII века место на правой стороне Невского проспекта — главной городской улицы — уже давно рассматривалось как наиболее удобное для возведения большого городского собора. На противоположной стороне во множестве строились протестантские кирхи — голландская, финская, шведская, немецкая. Петербург выглядел как наименее русский город империи. Большой православный собор призван был стать архитектурной доминантой города и, в известном смысле, религиозным противовесом иноверческим церквям. Цари из дома Романовых традиционно чтили икону Казанской Божией Матери и собор решили назвать именно так.

Строительство задумывалось еще при Екатерине. На ее рассмотрение были представлены проекты Казанского собора, исполненные выдающимися архитекторами Николаем Львовым (построил в Петербурге Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта, дом Державина на Фонтанке, а также Приоратский дворец в Гатчине) и Джакомо Кваренги (построил в Петербурге здание Академии наук на Университетской набережной, Конногвардейский манеж, Александровский дворец в Царском Селе). Но эти замыслы не осуществились. В год смерти Екатерины Великой Александру Сергеевичу Строганову было уже шестьдесят. Впереди его еще ждало главное дело жизни — строительство Казанского собора.

При Павле I идея собора стала вновь актуальной. Император был чрезвычайно озабочен поддержанием престижа царской власти. Кроме того, его занимала идея объединения православия и католичества под эгидой Мальтийского ордена и под его началом как гроссмейстера ордена. Павел прекратил стройку Исаакиевского собора (ведь его активно строила мать!) и решил начать возведение собора на Невском проспекте. В этом переключении внимания императора сказалось воздействие Строганова. Его идеи предопределили и выбор зодчего, и архитектурный облик Казанского собора.

В 1799 году был объявлен конкурс проектов, в котором участвовали превосходные архитекторы. Назовем лишь нескольких из них. Француз Жан Тома де Томон, мировую известность которому принес великолепный ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами.

Этот ансамбль достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга — одного из красивейших городов Европы. Итальянец Пьетро Гонзаго — блестящий сценограф и декоратор. Он занимался оформлением маскарадов, балетов, торжественных церемоний для царской семьи: коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I, траурных похоронных процессий Екатерины II, Петра III, Павла I и Александра I, бракосочетания великой княжны Анны Павловны. Шотландец Чарльз Камерон, строитель Екатерининского дворца в Царском Селе и дворца Павла в Павловском. Но Андрей Воронихин не затерялся в этой блестящей плеяде. Разумеется, граф Строганов употребил все свое влияние на Павла для того, чтобы тот принял «правильное решение». Он представил императору и свой собственный проект, но главное, он предложил «своего» архитектора — Воронихина. Его проект граф главным образом и лоббировал.

Андрей Воронихин был любимцем и питомцем Строганова. По одним сведениям, Воронихин был крепостным графа, по другим — его внебрачным сыном от комипермяцкой крестьянки Марфы Чероевой. Версию об их родстве поддерживали вести о неслыханных милостях, которыми Строганов осыпал юношу. Он воспитывал его точно так же, как собственного сына Павла. Согласно плану отца, Павел Александрович должен был «деятельно обучаться» во время путешествия по Российской империи. В путешествиях его сопровождал ментор — наставник Жильбер Ромм. За несколько лет неразлучная пара, к которой позже присоединился Воронихин, проехала почти всю европейскую часть России: от Белого моря на севере до Черного на юге. Кроме того, Воронихин получил прекрасное специальное образование, он учился у ведущих архитекторов эпохи Василия Баженова и Матвея Казакова.

В лице Воронихина Строганов вырастил архитектора, полностью разделявшего его идеи. Проект Воронихина резко отличался от других несколькими принципиальными моментами. Во-первых, идея Строганова заключалась в том, чтобы архитектурно воспроизвести в столице Российской империи собор Св. Петра в Риме — самый грандиозный храм христианского мира, и Воронихин представил план собора в виде латинского креста. Во-вторых, проект Воронихина предусматривал главный вход в собор со стороны Строгановского дворца. Тем самым между Строгановским дворцом и собором устанавливалась архитектурно-пространственная связь, смысловое единство (оно стало бы очевидным, если бы была возведена присутствующая на генеральном плане вторая подковообразная колоннада собора). В-третьих, первоначальный план предполагал формирование вокруг собора четырех площадей, выражавших алхимическую идею единения четырех стихий в Творении. Многие предполагали, что Строганов намеревался сделать храм фамильной усыпальницей. Казанский собор должен был поражать воображение размерами. Высота собора с куполом должна была достигнуть 70 метров. К входу со стороны Невского проспекта вели великолепные проезды. Между проездами предполагалось поставить обелиск и огромные, высотой пять метров статуи коленопреклоненных архангелов Гавриила и Михаила. При входе со стороны Строгановского дворца должны были находиться гранитные статуи апостолов Петра и Павла высотой шесть с половиной метров. Великолепие и роскошь планировались и внутри.

Воронихинский проект предусматривал сооружение небывалого прежде в России культового здания. Казанский собор объединял в себе элементы православного и католического храма. В соборе предполагались скульптуры и выполненные в европейской манере картины, характерные для католических церквей. Наряду с этим мыслилось множество икон, написанных по византийскому православному образцу. Ряд элементов убранства собора поразительно напоминают интерьер масонской ложи. Иконостас собора выполнен не «в пять чинов», как требует православный канон. Иконостас всего в один ряд, его венчает арка (королевская арка масонов), а за ним установлен балдахин (это балдахин, под которым восседает в ложе Мастер Стула). Над аркой иконостаса — лучезарная дельта, один из излюбленных масонских символов.

Кстати, огромная дельта украшает фронтон собора. Знак этот здесь, конечно, не случаен. Зодчие нового храма испрашивали у Бога, Великого Геометра, Творца Вселенной, благословения своему начинанию. Две колонны, справа и слева от иконостаса, — отображение колонн Соломонова Храма под названием Йахин и Боаз. Это классический элемент масонской символики. Привлекает внимание и грандиозная композиция на своде алтарной апсиды «Тайная вечеря» (один из немногих элементов убранства собора, сохранившийся неповрежденным до наших дней). Ее создал художник-масон С.А. Бессонов. Мастер переосмыслил классический евангельский сюжет. Это выразилось в том, что он изобразил на заднем плане завесу и скрижали Завета с десятью заповедями. Одна из возможных трактовок такова: благодать Нового Завета вместе с мудростью Ветхого позволят истинно верующим проникнуть за завесу Бытия, познать тайны мироздания. Современники по праву называли собор «твердыней храмины масонской», он воплощал собой великую мечту о религиозном единении.

Проект сооружения был подписан императором Павлом 14 ноября 1800 года. Строганов, не обладая необходимыми денежными средствами для создания столь гигантского сооружения, сделал все для организации строительства. Стройка должна была завершиться быстро — предполагали освятить храм к 100-летию Петербурга, то есть в 1803 году. В январе 1801 года на начало строительства было ассигновано 200 тысяч рублей. В марте 1801-го Павел был убит, и если бы не выданные в январе деньги, стройка могла не осуществиться вообще. Александр I не был ею увлечен и в 1802 году предложил отложить проект на год. Александр Сергеевич использовал весь свой авторитет для того, чтобы убедить императора продолжить строительство и выделять 300–400 тысяч в год, что могло обеспечить завершение строительства за семь лет.

Строганов практически полностью посвятил возведению собора, который называл «моя церковь», последние десять лет своей жизни. Он возглавил специальную комиссию по сооружению собора, которая собиралась два-три раза в неделю и часто именно в Строгановском дворце. Строганов сумел сделать стройку Казанского собора главным делом в столице. Ради успеха дела по возведению храма граф становится Президентом Академии художеств. Под его началом оказались каменоломни, Петергофская и Екатеринбургская гранильные, а также бронзовая фабрики. Грандиозность поставленных задач требовала неординарных технологических решений. Воронихин и его команда находили их, что служило предметом гордости графа.

15 сентября 1811 года собор был торжественно освящен. Граф Строганов вручил императору Александру I ключи от храма. Через две недели его не стало. К сожалению, грандиозный план не удалось воплотить полностью. Вторая колоннада так и не была построена. Нереализованной осталась идея формирования четырех площадей. Усыпальницы Строгановых в соборе нет, более того, граф не успел даже разместить там табличку со своим именем как «зиждителя храма сего», как это принято во всем мире.

И тем не менее, оказавшись в величественном соборе, мы вспоминаем двух его гениальных творцов, двух великих каменщиков, Строганова и Воронихина, и можем повторить слова, высеченные на могильном камне их брата Кристофера Рена: «Прохожий, если ты ищешь памятник, оглянись вокруг!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Казанский собор в Петербурге

Казанский собор в Петербурге Казанский собор – выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века. Он занимает чрезвычайно важное место в городском ансамбле Петербурга. Появление в Петербурге первого храма во имя Казанской Богоматери относится к началу XVIII века,

Казанский собор

Казанский собор В 1710 году Петр I принял решение перевезти в Петербург икону Казанской Божьей Матери, которая впервые явилась, согласно старинному преданию, русским воинам при взятии Казани в 1552 году и с тех пор находилась в Москве. Эта чудотворная икона в России

Казанский собор

Казанский собор Ни с одним из главных соборов Петербурга не связано столько легенд и преданий. Причём с первого дня возникновения самого проекта собора.В чём только не обвиняли Андрея Никифоровича Воронихина, по проекту которого и начали строить в 1801 году Казанский

Глава X Генерал с масонской отметиной

Глава X Генерал с масонской отметиной С самого начала появления Распутина на петербургском небосклоне многие не сомневались, что «старец» — лишь эмблема, только титул неких закулисных сил, намеревавшихся погубить власть и Россию. Такая точка зрения быстро возобладала в

Казанский собор

Казанский собор Идея строительства Казанского собора связана со знаменитой чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, которая на протяжении столетий была покровительницей царствующего дома Романовых. Еще в 1733–1737 годах была построена каменная церковь Рождества

Глава 22 Монахи в масонской ложе

Глава 22 Монахи в масонской ложе Мы выяснили, что только две организации могут связывать свое происхождение с храмом Соломона: франкмасоны и Орден крестоносцев — тамплиеры. Множество фактов и свидетельств говорят, что это общее происхождение — не простое совпадение

Исаакиевский собор — выдающийся памятник Петру Великому

Исаакиевский собор — выдающийся памятник Петру Великому Наименование объекта. Здание Исаакиевского собора.Маршрут следования к объекту. По аллее Адмиралтейского сада подойти к южной границе сада.Остановка на маршруте. На площадке сада, расположенной напротив

Глава третья. Твердыня Московской Руси

Глава 11 Казанский собор

Глава 11 Казанский собор Несмотря на свое негативное отношение к быстрому строительству, в статусе наследника престола, именно великий князь Павел Петрович, став наконец императором, продемонстрировал классический пример подобной стройки при сооружении Михайловского

Казанский собор, 1811 год Жан-Франсуа Жоржель, Степан Жихарев, Павел Свиньин, «Санкт-Петербургские ведомости», «Русский инвалид»

Казанский собор, 1811 год Жан-Франсуа Жоржель, Степан Жихарев, Павел Свиньин, «Санкт-Петербургские ведомости», «Русский инвалид» В правление Александра I город обрел свой главный храм – собор Казанской Божией Матери, строительство которого началось еще при императоре

Казанский собор

Казанский собор Гениальным и необычным памятником русским победам в Отечественной войне 1812 г. стал Казанский собор в Петербурге. Именно в нем похоронен полководец М. И. Кутузов, благодаря тактике и стратегии ведения войны которого Наполеон был изгнан из России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *