казанский собор после войны

Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге — история, строительство и др.

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны

В Санкт-Петербурге немало замечательных прекрасных соборов и храмов, но Казанский собор, расположенный в самом сердце Северной столицы, отличается особенной историей, харизмой, архитектурой и красотой.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — памятник российского церковного зодчества особой значимости. С его возведением началась золотая эпоха российского храмового искусства. Над этим храмом трудились лучшие мастера того времени, а также многочисленный простой русский народ.

Казанский собор дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Возведённый за относительно короткий срок храм быстро стал одним из символов архитектуры города на Неве. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, Монферран и др.

Уникальные факты о строительстве Казанском соборе в Петербурге

На этом месте на Невском проспекте изначально была заложена первая каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Земцов. Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.

За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:

благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.

Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Возведение нового здания Казанского собора

Строительство современного здания собора велось в течение 10 лет. Храм был возведён на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Андрей Никифорович Воронихин раньше был крепостным Александра Сергеевича Строганова. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, которые принадлежали графу Строганову. Андрей с детства любил рисовать. Талант юноши привлёк внимание Строганова. Он дал Воронихину вольную и отправил его учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

С 1779 года Андрей Воронихин работал в Петербурге и проживал в Строгановском дворце. Архитектор А. Н. Воронихин разработал проект собора, где изначально планировалось возвести не одну, а две колоннады, что сделать не удалось. Почему автор отклонился от первоначального плана, до сих пор не выяснено.

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Казанский собор подарил наименования Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы, а также Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Императоры и архитекторы Казанского собора

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построили в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом, по проекту архитектора Михаила Земцова, в период правления императрицы Анны Иоанновны.

Современный Казанский собор начали возводить при императоре Павле I, а завершил строительство храма его сын — Александр I Павлович. Именно по указу Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.

Участниками конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но потом император изменил решение. Через год граф Александр Строганов предложил государю новый проект, созданный тогда ещё молодым, но очень талантливым архитектором Андреем Воронихиным.

Почему император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора тоже доподлинно неизвестно. Казанский собор был построен в стиле ампир и классицизма в 1811 году. Как желал того император Павел I, облик Казанского собора был спроектирован по подобию обора Святого Петра в Риме.

Казанский собор — памятник русской воинской славы

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года Казанский собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа.

По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за её пределами в собор начали поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе хранились 107 знамён и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау доставили гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова. Великий полководец был погребён в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 года.

Над могилой возвели бронзовую ограду, созданную по проекту А. Н. Воронихина. Также установили икону Смоленской Божией Матери и был укреплён герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой расположены 5 штандартов и 1 знамя, сохранившиеся до наших дней.

Позднее над могилой поместили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». Она описывает великое событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в Казанский собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. На стенах собора разместили 97 ключей, большинство из которых сейчас находятся в Москве, 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова.

Перед Казанским собором, к 25-летию победы над Наполеоном, в 1837 году, по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли. Памятники были отлиты мастером В. П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 году, после посещения мастерской Орловского.

В монументах заложена глубокая символика. Идея памятника Барклая де Толли переплетается с событиями 1-го этапа войны, когда русская армия под его руководством совершила вынужденное отступление. Фигура Кутузова символизирует 2-й этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов памятники великим русским полководцам были замаскированы. Бойцы, которые отправлялись на фронт, проходя мимо памятников, отдавали воинские почести великим русским полководцам. Возле монументов молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

Казанский собор в цифрах и фактах

Строительство Казанского собора велось исключительно силами российских мастеров, с применением только российских стройматериалов. Казанский собор называют музеем российского природного камня.

Материалы Казанского собора

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, похожим на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Туф с пористой структурой легко обрабатывался.

Его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.

Колонны Казанского собора

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Храм украшает колоннада, состоящая из 96 колонн, весом по 30 тонн каждая.

Однако, с Невского проспекта она не кажется массивной — впечатление лёгкости и воздушности ей придают каннелюры — вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.

При возведении Казанского собора не всё из задуманного удалось осуществить. До настоящего времени сохранились 2 пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но это так и не было сделано.

Новшества в строительстве, купол и высота

Во время строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге впервые в архитектуре при работе над куполами использовались металлические конструкции. Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 метра и состоит из 2-х рядов железных рёбер.

Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе — 71,5 метра. Высота храма ныне сравнима приблизительно с 25-этажным жилым домом.

Памятник архитектуры и изобразительного искусства

Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Также отмечают, что собор был построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи.

Казанский собор снаружи и внутри декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов трудились Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Фёдор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный, который создал архитектор Константин Тон.

Судьба Казанского собора при СССР и после

С приходом советской власти Казанский собор закрыли. Вместо креста на куполе храма установили позолоченный шар со шпилем. Церковная утварь была распределена между городскими музеями.

В 1932 году Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама и восточных верований. Экспонировались православные иконы XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, а также ритуальные предметы.

В стенах храма хранилось самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению. С 1991 года Казанский собор стал снова действующим храмом, правда, несколько лет он сосуществовал с экспозицией музея.

Мощи на чердаке храма

Почти 20 лет на чердаке Казанского собора в Санкт-Петербурге хранились мощи святых, перенесённых туда сотрудниками Музея истории религии и атеизма, — благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.

В 1991 году, когда храм стал снова действующим, ему вернули все святыни, лишь мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Новейшая история и богослужения в Казанском соборе

Сейчас Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения.

В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник и консультант по религиозным вопросам.

Источник

Возвращение Казанского собора

Беседа с историком Михаилом Шкаровским

Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества – судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. В этом году мы отмечаем его 200-летие. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, рассказывает доктор исторических наук, профессор Михаил Шкаровский.

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны

XX век – тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья.

– Кто стал настоятелем собора после мученической кончины отца Философа?

– После отца Философа настоятелем стал не менее выдающийся пастырь протоиерей Николай Чуков – будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В Петрограде он возглавил воссозданный после закрытия Петроградской духовной академии Богословский институт, а позднее Высшие богословские курсы, которые просуществовали до конца 1920-х годов. Отец Николай служил в соборе вплоть до известной кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1922 году. Она сильно ударила по Казанскому собору. Тогда большевики поставили задачу не просто изъять церковные ценности, но разгромить Церковь как централизованную организацию. В ходе этой кампании был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) – будущий священномученик – и его ближайшие сподвижники, в число коих попал и отец Николай Чуков. Он пытался, насколько это возможно, спасти от изъятия и уничтожения святыни Казанского собора. Удалось сберечь чудотворную Казанскую икону Божией Матери, а вот уникальный серебряный иконостас Казанского собора, изготовленный по проекту Константина Тона, изъяли и переплавили на первые советские полтинники. А ведь иконостас был сделан из того самого церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили. Верующие защищали это замечательное произведение церковного искусства, дошли до всероссийского старосты М.И. Калинина. Он приказал не трогать иконостас, но председатель Петроградского ЧК Бакаев, который командовал губернской комиссией по изъятию ценностей, не посчитался с этой телеграммой и отправил иконостас на переплавку. Уж больно крупной показалась ему добыча. Человек, о котором мы ведем рассказ, – протоиерей Николай Чуков – был активным участником этой истории, и его вместе с митрополитом Вениамином приговорили к смертной казни, но потом все-таки помиловали.

– Чем был собор для жителей Петрограда в те годы?

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны

– Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Летом 1922 года храм был захвачен обновленцами. Это случилось, пока настоятель отец Николай томился в застенках ЧК. На какое-то время храм вообще стал кафедральным собором Петроградской епархии обновленческой Церкви. Ну а окончательно он был закрыт в 1932 году. К этому времени подвалы храма были изъяты и переданы ГПУ, и там были устроены склады. Верующие в очередной раз начали апеллировать к властям, написали в ЦИК, но все же собор был закрыт.

– Что стало с Казанской иконой Божией Матери?

– Некоторое время она пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась, кстати, и в течение всей Великой Отечественной войны. Наконец в конце 1990-х годов реликвия вернулась в Казанский собор.

– Как использовался собор после закрытия?

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны
Выставка агитационных плакатов на колонаде Казанского собора. 13 октября 1941 г.

– Там разместился знаменитый Музей истории религии и атеизма. В этом качестве он действовал до начала Великой Отечественной войны. История собора в годы войны довольно интересна. Музей прекратил свое существование уже в июле 1941 года. Причина тому – изменившийся характер церковно-государственных отношений в Советском Союзе.

Довольно скоро советские власти поняли, что не могут вести успешные боевые действия, взывая только к гражданскому патриотизму, и были вынуждены обратиться к старым русским национальным патриотическим традициям, которые были тесно связаны с церковной темой. Не случайно тогда стали выпускать ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Кроме того, я думаю, тут не обошлось без влияния союзников – Великобритании и США, которые требовали от советского руководства уступок Церкви. Еще одна причина была в том, что на оккупированных немцами территориях стали стихийно открываться храмы и началось возрождение религиозной жизни. Тогда открылось около 9 тысяч церквей, и важно было этому что-то противопоставить. Конечно, нужно принять во внимание и то, что оставшееся духовенство с первого дня войны заняло патриотическую позицию: как известно, Церковь первая сказала людям правду о войне.

Все эти факторы привели к тому, что практически сразу прекратилась атеистическая пропаганда, был распущен Союз воинствующих безбожников, прекратилось издание книг и плакатов, оскорбляющих чувства верующих. Экспонаты Музея истории религии, которые находились в Казанском соборе, были эвакуированы, а величественный храм стал местом патриотического воспитания жителей Ленинграда и воинов советской армии.

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны
Возложение цветов на могилу М. И. Кутузова. 1943 г.

В конце августа – начале сентября 1941 года перед Казанским собором стали приносить клятву бойцы, которые уходили на фронт. В колоннаде Казанского собора была развернута выставка патриотических картин и плакатов. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли не обложили мешками с песком, как другие, защищая от артобстрелов, а оставили как есть, чтобы при взгляде на них люди вспоминали о великом прошлом своей Родины.

Потом собор открыли, и люди получили возможность приходить к могиле Кутузова; сюда привозили бойцов Ленинградского фронта. В подвалах храма в разное время размещались штаб одного из соединений, детский сад, бомбоубежище и много других учреждений.

– Как собор удалось сохранить от обстрелов?

– Церковные здания, которые являются удобной мишенью, очень активно маскировали. На купола надевали специальные чехлы, или же забивали их фанерой и красили серой краской, чтобы на фоне серого неба они не были заметны. Применялись также маскировочные сети. Но, конечно, снаряды в Казанский собор попадали, и у нас есть уникальная карта зданий, которые пострадали во время артобстрелов; она была составлена в конце войны, и из нее явствует, что в Казанский собор было несколько попаданий. Но поскольку здание большое и прочное, серьезных повреждений оно не получило, хотя были зафиксированы попадания в купол. После войны началась реставрация собора, она заняла не один год.

– Были ли какие-то службы в Казанском соборе во время войны?

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны
Ленинградские ополченцы уходят на фронт

– Нет. Всю войну в городе действовали всего десять храмов, в том числе Князь-Владимирский собор, где хранилась Казанская икона Божией Матери и куда даже в тяжелейшие годы войны приходили паломники. Но в Казанском соборе богослужений не было.

– Сейчас можно встретить много свидетельств о той роли, которую сыграли Казанская икона Божией Матери и митрополит Гор Ливанских Илия в судьбе города на Неве. Что здесь правда, а что – вымысел?

– Конечно, в этой истории много легендарного. Достоверно известно, что никто с Казанской иконой вокруг Ленинграда на самолете не облетал и крестным ходом с этой святыней никто весь город не обходил. Так что легенда о том, что немцев остановили как раз по линии, где пролетел самолет с иконой, не достоверны. Крестные ходы с чудотворным образом совершались – но в ограде Князь-Владимирского собора.

Истинное в этой истории то, что митрополит Илия действительно приезжал в 1947 году и в Ленинград – в сопровождении Косыгина, посетил Духовную академию, Музей блокады Ленинграда и Князь-Владимирский собор, где оставил запись в книге почетных гостей. А потом возложил к иконе позолоченную коронку и рассказал верующим о своем видении, в котором Богородица открыла ему, что город на Неве выстоит. До недавнего времени еще оставались живые свидетели этого выступления владыки.

– А как складывалась судьба собора после снятия блокады и окончания войны?

– В Казанский собор вернулся Музей истории религии и атеизма. Отмечу, что на тот момент в Советском Союзе подобных музеев практически уже не было; музей, разместившийся в соборе, остался едва ли не единственным на территории РСФСР. Именно в послевоенный период из закрывшегося в столице Центрального музея атеизма различные реликвии, изъятые у Церкви в 1920-е годы, привезли сюда. В частности, привезли мощи очень многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких.

– Вы упомянули про мощи святых, которые хранили в соборе. Можно ли говорить, что эта ссылка в запасники спасла их от уничтожения?

– Сама по себе ссылка в запасники еще ничего не гарантировала. Вот, например, какая история произошла с мощами Иоасафа Белгородского. Это нетленные мощи, и они очень хорошо сохранились, но в 1950-е годы директор музея приказал их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, по фамилии Соколов, решил спрятать их на чердаке Казанского собора. В конце 1980-х годов он был еще жив; его дочь тогда обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи. Приснопамятный митрополит Иоанн создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем угля на чердаке собора действительно нашли мощи святителя.

– А как были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского?

– Они находились в специальном ларце. Их не было в основной экспозиции, они хранились в запасниках, и когда в 1989 году на ларец обратили внимание, то не было известно, кому принадлежат эти мощи. Специальная комиссия провела освидетельствование этой реликвии. При ней были обнаружены документы и вещественные доказательства, которые подтверждали, что это мощи преподобного Серафима. Все эти работы велись в 1989 по 1991 год.

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны
Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г.

Второму рождению многих святынь помогали сотрудники музея, которые знали, чьи именно останки находятся в экспозиции и запасниках. Когда гонения на Церковь прошли, они помогли вновь обрести утраченные святыни. Надо сказать, что среди сотрудников музея были верующие люди, и 20 лет назад, когда в соборе появился настоятель, именно они стали инициаторами начала работы по передаче мощей.

– Как собор был передан Церкви? Чья это была инициатива?

– Первым, кто попытался вернуть Казанский собор, был митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – о нем я уже рассказывал. Но тогда, сразу после войны, эта попытка потерпела неудачу, несмотря на усилия Патриархии и Отдела внешних церковных сношений, который тогда возглавлял митрополит Николай (Ярушевич). Известно, что он приезжал в Ленинград и вел переговоры с тогдашним первым секретарем обкома партии Попковым. И Попков ему даже пообещал вернуть храм верующим, но в последний момент советское руководство решило, что это будет слишком большой уступкой Церкви. Так что Казанский собор для Церкви был потерян еще на 40 лет, до конца 1980-х годов. В те годы инициативу проявили верующие города на Неве и тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) – будущий патриарх Алексий II. Он активно поддержал эту идею, но реализовать смог только после того, как взошел на Патриарший престол. В самом начале 1990-х в собор назначили настоятеля, но какое-то время здесь еще продолжал работать музей. Экспозиция выехала только в середине 1990-х, когда для музея сумели найти помещение. Для исследователей собора большую ценность представляет архив Музея истории религии. В нем хранится очень много документов, которые были изъяты из действующих храмов и монастырей при их закрытии. Причем не только из петербургских, но и со всей России.

казанский собор после войны. Смотреть фото казанский собор после войны. Смотреть картинку казанский собор после войны. Картинка про казанский собор после войны. Фото казанский собор после войны

После войны музей долгое время возглавлял Владимир Бонч-Бруевич. Он был управделами Совнаркома еще при Ленине, но известность в научных кругах приобрел не этим, а своими трудами по истории сектантства и старообрядчества. На посту директора музея он продолжил свои изыскания. Личный архив Бонч-Бруевича и архивы других руководителей, которые занимались церковными делами в 1920-е годы, конечно же, представляют большую ценность.

Настоятели собора, которые делили его с музейщиками, менялись достаточно часто, пока не появился протоиерей Павел Красноцветов, который ранее был настоятелем Князь-Владимирского собора и много лет был связан с Казанской иконой. Ему удалось добиться и возвращения Казанской иконы: при нем собор получил статус кафедрального.

– Какие самые интересные находки и открытия сделали исследователи Казанского собора в последнее время?

– Буквально на прошлой неделе к нам пришло письмо из-за границы от одной из исследовательниц Казанского собора. Она написала, что удалось обнаружить рисунок, изображающий знаменитый серебряный иконостас собора, и авторский чертеж алтарной преграды. Она написала, что есть возможность приобрести этот уникальный документ на аукционе.

Конечно, сейчас у исследователей по-прежнему много работы в соборе. Несколько лет специалисты восстанавливали внутреннее убранство храма, общими усилиями Церкви и государства это практически удалось сделать. Например, воссоздан знаменитый серебряный иконостас. Такое огромное количество серебра современным храмоздателям найти было трудно, и тогда было принято решение восстановить алтарную преграду по другой методике – серебряным напылением. Внешне иконостас полностью соответствует своему историческому предшественнику, но, конечно, искусствоведческие нюансы остались.

– Как воспринимают Казанский собор сегодняшние жители Петербурга – как памятник или все же как храм?

– Расположенные неподалеку Исаакиевский собор и храм Спаса-на-крови воспринимаются и остаются в сознании массовой публики музеями, а Казанский собор – единственный действующий православный храм в этом районе уже 15 лет. За это время отношение к собору у людей изменилось. То, что он кафедральный, тоже привлекает к собору повышенное внимание – ведь там регулярно служит митрополит Владимир. Но при этом для верующих жителей этого района города Казанский собор все же остается их приходским храмом. Его воспринимают как живой приход, здесь много постоянных прихожан. На мой взгляд, это замечательно.

Сейчас в нижних, крестильных помещениях собора планируется создать культурно-просветительский центр с постоянной экспозицией и лекционными залами. Мы надеемся, что в будущем все больше и больше людей смогут познакомиться с историей собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *