казанский собор в данилове ярославской области
СОБОР КАЗАНСКИЙ
в Данилове
Даниловский Казанский монастырь на Горушке создан в 1894 — 1901 годах монахиней Михаилой ( Параскева Козлова) по благословению отца Иоанна Кронштадтского. 31 июля 1894 года архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан освятил деревянную домовую церковь и остальные монастырские постройки ( подробнее см. статью « Монастырь Казанский женский в Данилове»).
В 1897 году во время визита в Данилов отца Иоанна Кронштадтского монахиня Михаила испросила у него святое благословение на возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Иоанн благословил строительство и пообещал помочь с поиском архитектора.
Проект собора выполнил уже известный к тому времени архитектор Василий Антонович Косяков. Отец Иоанн был давно с ним знаком, освящал некоторые из построенных по его проектам храмов.
Василий Антонович Косяков
В основу проекта Даниловского Казанского собора был положен ранее разработанный Косяковым проект храма Успения Божией Матери для подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге. В этом проекте Косяков применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Это позволило освободить внутреннее пространство храма от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новым словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.
Успенская церковь строилась в 1895—1900 годах. Когда её строительство уже завершалось, Косякову поступил заказ на проект собора во имя Николая Чудотворца для города Либава ( ныне Лиепая, Латвия). Архитектор использовал ту же конструкцию, что и в Успенской церкви, добавив колокольню над главным входом, три входных крыльца и несколько переработав оформление фасадов. Этот же проект он предложил и для Даниловского Казанского монастыря, но без колокольни, поскольку в монастыре она уже была к тому времени почти построена. Вероятно, это очень удешевило стоимость проекта. Не исключено, что Косяков мог его сделать вообще бесплатно, в знак уважения к просьбе о. Иоанна. Есть легенда, что Иоанн Кронштадтский даже освятил закладку будущего собора.
Морской Никольский собор в Либаве —
почти близнец Даниловского Казанского собора
Однако после кончины Иоанна Кронштадтского в 1908 году поток пожертвований почти совершенно прекратился. Через год скончалась и игуменья Михаила.
Прибывшая на её место монахиня Иоанна застала дела монастыря в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств она приняла решение приостановить стройку, хотя на неё уже было израсходовано 75 тысяч рублей. Её усилия по поиску благотворителей были тщетны. В феврале 1912 года она писала обер-прокурору Синода : «Я употребляю все старание, отыскиваю благотворителей, но к величайшему моему огорчению, все мои труды напрасны, так как в настоящее время почти невозможно найти благотворителей, которые бы сочувственно относились к святым храмам, а особенно к монастырям…»
Игуменья Иоанна смогла несколько поправить дела Даниловского Казанского монастыря, но продолжить возведение собора ей не удалось. После письма Синод выделил несколько тысяч рублей, но их не хватило даже на то, чтобы просто покрыть собор. Современники оценивали строительные затраты в 155 тысяч рублей. Не найдя поддержки, игуменья Иоанна в 1912 году запросила отставки. Вскоре она скончалась.
Новая игуменья Мария ( Пирожкова) летом 1915 года решилась обратиться с призывом о помощи к общественности. В даниловской типографии Ломиковского были напечатаны подписные листы для сбора пожертвований. В них содержался следующий текст: «Воззвание к жертвователям. С благословения Св. Синода умоляем Вас, Христолюбивейшие благодетели, помогите нам достроить соборный храм, начатый в нашей обители с благословения О. Иоанна Кронштадтского с 1900 года во имя Казанской иконы Божьей Матери. За неимением средств храм по сие время не покрыт, каменная кладка портится от сырости, леса сгнили. Сама Царица Небесная примет Вашу лепту и воздаст Вам сторицею, а обитель будет вечно молиться за храмоздателей. Председательница Комитета Игуменья Мария». Так необходимые средства были собраны.
Основное здание трехпридельного храма представляет в плане квадрат, усложненный с западной стены чуть более низким, чем основной объем, притвором, а с восточной стены — трехчастной апсидой с огибающей ее по периметру обходной галереей, также более низкой, чем сами апсиды.
Храм имеет три идентичных входа — главный с запада и два боковых с севера и с юга, к каждому из которых ведет высокая лестница. У западного входа лестница прямая и широкая, у двух других — узкие двухмаршевые. Три арочных крыльца с гирьками стоят на резных колоннах, завершающихся крутыми треугольными фронтонами.
Собору присущи высокие, узкие, щелевидные окна. Окна первого этажа обрамляют рамочные наличники. В середине всех фасадов, кроме западного, — огромная килевидная закомара. На северном, западном и южном фасадах выполнены большие резные фронтоны, образованные двумя пилястрами, соединяющимися полукружием вверху. Пилястры украшены ширинками. По трем фасадам расположены карнизы с дентикулами.
Здание увенчивается мощным пятиглавием. ( Изначально все барабаны были световыми, но после восстановления куполов в конце XX в. окна четырех меньших глав были заложены. Сейчас только одна центральная глава — световая, открытая в пространство интерьера.) Основания боковых глав украшают пояса кокошников. ( Одна из боковых глав служит теперь колокольней.)
Храм поднят на высокий цоколь и имеет ажурную кладку из красного кирпича. Вместо облицовочной плитки собор был покрашен золотисто-песчаной краской, облезшей со временем и оставшейся только в некоторых местах. В целом все внешнее убранство собора очень симметрично и пропорционально.
Замышлялся храм как зимний, в подвале были две большие печи, в стенах проходят дымоходы. Но требовалось слишком много древесных ресурсов и угля, чтобы протопить весь собор, поэтому функционировал он только в качестве летнего храма.
Внутреннее убранство собора было и остается весьма скромным. Расписана была только алтарная часть, остальное храмовое пространство покрашено белой краской. По колоннам и карнизам раньше были лепные гипсовые украшения растительного орнамента.
В храме была выполнена высокая шестиступенчатая солея с двухъярусным киотным иконостасом, не сохранившимся до наших дней. Солея была отделана цветной плиткой. В окнах редко встречаются цветные стекла. На четырех мощных цепях от перекрещивающихся арок сводов, поддерживающих купол, было подвешено массивное медное паникадило, к настоящему моменту утраченное. Перекрестия арок сводов также были декорированы лепниной.
На крыше собора центральную световую главу обходит крытая галерея с выходами в пространство барабанов меньших боковых глав. На западной стене расположены хоры.
…В течение десяти лет после освящения в соборе регулярно совершались службы. Зимой 1927 года вооруженные люди пришли в женскую обитель и приказали сестрам освободить территорию монастыря. Все монастырское имущество было конфисковано.
После разгона монашествующих в главном корпусе монастыря разместили общежитие педагогического института, в здании трапезной был создан детский приют. В 1931 году в монастыре была организована сельскохозяйственная артель « Красная Горушка». В 1932 году взорвали монастырскую колокольню, которая находилась прямо напротив восточного фасада Казанского собора. Сейчас от нее остался лишь бугорок. В самом соборе были оборудованы колхозные склады, располагалась водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной части храма одно время располагался магазин-сельпо.
В 1960-х годах монастырские здания остались без присмотра и начали быстро разрушаться. В августе 1980 года во время пожара сгорели купола собора.
В таком состоянии в 1988 году соборный храм был передан Русской Православной церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви. Освящение Казанского храма состоялось 21 июля 1990 года.
В конце 1995 года Казанский собор получил статус памятника культуры федерального значения. Были заложены лакуны в стенах, частично восстановлены стекла и возведены новые купола.
В 2002 году было принято решение о возрождении женской монашеской обители. В следующие два года были установлены кресты на купола соборного храма.
По северной стене собора организован небольшой музей ценностей Даниловского монастыря, которые удалось сохранить после его закрытия. В основном это предметы обихода и личного пользования бывших настоятелей собора и сестер: одежда, посуда, швейная машинка
Внутри собора в юго-западном углу устроен маленький храм, в котором в настоящее время проходят службы. Храм отапливается, что позволяет проводить там службы весь год. Расписан он местным художником Владимиром Середой в 2005 году.
Из трёх соборов, построенных по похожим авторским проектам Василия Косякова, Казанский в Данилове находится в самом тяжёлом положении. На его возрождение нужны огромные средства, которых у Рыбинской епархии и Даниловского Казанского монастыря нет.
Никольский собор в Лиепае после многолетнего запустения возвращён верующим. Он находится в хорошем состоянии, в нём постоянно проводятся службы.
Успенская церковь в Санкт-Петербурге в советское время была доведена до аварийного состояния. В 1960-е годы в храме был устроен… каток с искусственным льдом, на котором проводили тренировки фигуристы. В 2000-е годы была проведена серьёзная реставрация, в ходе которой фасадам и интерьерам храма возвращено былое великолепие.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Загадка Даниловского Казанского женского монастыря на Горушке
Мы ехали по дороге из Ярославля в Вологду, когда за деревьями показался огромный кирпичный храм в неовизантийском стиле. Немного странным было видеть такую махину здесь, в ярославской глубинке. Гармоничных форм, величественный. Чувствовалась рука мастера. Кто его архитектор, почему он построен здесь?
Купола собора над лесом
Уже дома, разбирая и обрабатывая фотографии из нашей поездки, я узнала, что это — Собор Казанской иконы Божией Матери, который находится в поселке Горушка Даниловского района Ярославской области. Территорию вокруг него занимает Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке.
А теперь посмотрите на фотографии двух храмов:
Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке и Морской Никольский собор в Кронштадте
В них чувствуется что-то общее. И это не только общий стиль. Дело в том, что они построены по проекту одного и того же архитектора — Василия Антоновича Косякова (1862-1921). Но откуда здесь, на севере Ярославской области, оказался собор, созданный прославленным мастером, который строил лучшие храмы и здания в Петербурге, Кронштадте, в других странах?
Начало истории Казанского собора уходит в 1894 год, когда монахиня Михаила (1842-1909, в миру — Параскева Петровна Козлова, происходила из тверского купеческого рода) по благословению отца Иоанна Кронштадтского, с которым состояла в переписке, основала в глухой ярославской глубинке Даниловскую Казанскую женскую общину.
Главная загадка заключается в том, почему именно на Горушке, в то время — глухом краю, было выбрано место для строительства будущего монастыря. Возможно, сам Иоанн Кронштадтский, который немало путешествовал по стране и неоднократно бывал на Ярославской земле, указал его.
Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке и панорама поселка Горушка
Благодаря активности матушки Михаилы женская община быстро росла. Жертвователями были и местные жители, и именитые купцы и предприниматели не только из Ярославля, но и из Санкт-Петербурга. Вскоре был построен деревянный храм, кельи, хозяйственные постройки. Число сестер быстро росло, и к 1899 году их число превышало уже 80 человек. Впрочем, было немало и тех, кто уходил из общины.
В августе 1897 года женскую общину посетил Иоанн Кронштадтский, который благословил строительство большого трехпридельного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1900 году началось строительство собора по проекту В.А.Косякова. В 1901 году Казанская община была преобразована в Даниловский Казанский женский монастырь.
Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке
Строительство храма на первых порах продвигалось быстрыми темпами. Но после смерти отца Иоанна Кронштадтского и игуменьи Михаилы в 1909 году работы из-за недостатка финансирования были приостановлены. Несмотря на все старания новой настоятельницы, игуменьи Иоанны (1864-1912, в миру — Зинаида Федоровна Скабская, происходила из рода петербургских дворян), денег катастрофически не хватало. Недостроенный собор погибал.
Строительство было продолжено лишь в 1915 году, когда по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского был учрежден строительный комитет. Были напечатаны специальные подписные листы, по которым осуществлялся сбор пожертвований. Спустя несколько лет, уже при игуменье Марии, собор был наконец достроен.
Даниловский Казанский собор
16 сентября 1918 года новый храм был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Тихоном (Василий Иванович Беллавин), который еще в бытность свою архиепископом Ярославским и Ростовским (1907-1914) видел все трудности, связанные со строительством храма и дал слово, что когда собор будет достроен, лично освятит его. Это один из немногих храмов в нашей стране, который был освящен уже в советские годы.
Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке
Зимой 1928 года Казанский монастырь на Горушке был закрыт. В монастырских корпусах разместились общежитие педагогического института и детский приют. В 1931 году была организована сельхозартель «Красная Горушка», вокруг которой вырос поселок. Здание Казанского собора использовали в качестве колхозного хранилища, складов и даже небольшой электростанции. Одно время в алтарной части работал сельмаг. В 1960-е годы, когда были построены новые корпуса зернохранилища, опустевший собор начал постепенно разрушаться. В пожаре 1980 года погибли его купола.
С 1988 года в Казанском соборе начались восстановительные работы. В 1992 году он был возвращен Русской Православной Церкви, а в 2002 году здесь был возрожден Казанский женский монастырь на Горушке.
Внутреннее убранство Казанского собора, фото с сайта http://поисков.рф
Вот такая интересная связь между Морским Никольским собором в Кронштадте и Казанским собором в Горушке.
Адрес: Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке, Ярославская область, Даниловский район, п. Горушка, ул. Гагарина, 2а
Координаты: 58°10’47″N 40°8’49″E
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Интересная история собора. Самое необычное, конечно, то, что он был освящён уже при советской власти.
Да, немного у нас храмов, которые были освящены в годы советской власти. Сначала я вообще подумала, что Казанский собор чуть ли не единственный. Но нет — есть еще несколько.
Любопытная история. Видел собор с дороги, когда несколько раз проезжал по М8 на Вологду. Храм величественный, видна рука незаурядного зодчего, но о том, что это Василий Косяков, я не знал. Спасибо.
Петр, спасибо за комментарий. Я когда увидела этот храм с дороги, сразу поняла, что строил незаурядный архитектор — уж очень гармоничные формы. Сразу сфотографировала. Такая связь с Кронштадтом поразила.
Красивый храм, ничего не скажешь. Спасибо за интересную историю!
И впрямь любопытно! Особенно удивило освещение храма уже при советах. Да и десять лет существования после этого тоже немалый срок для того времени.
Многие храмы, особенно в глубинке, после революции продолжали существовать. Монастыри преобразовывались в трудовые артели, но сути это не меняло. А потом, конечно, начали закрывать.
Казанский женский монастырь поселок Горушка
Рыбинская епархия Ярославская митрополия Сайт создан по благословению епископа Вениамина Рыбинского и Даниловского
100 лет со дня освящения Казанского собора
В день освящения Казанского собора 16 сентября 1918г.
В 1918 году 16 сентября в Казанском монастыре г. Данилова, произошло памятное событие — освящение Казанского собора святейшим патриархом Тихоном.
Казанский собор, был построен по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского. Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921 г.г.). До самой кончины, дорогой Батюшка помогал своими средствами и лично следил за строительством собора.
После смерти отца Иоанна, в 1908 году, строительство резко остановилось.
Лишь только в 1915 году, трудами будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии возобновилось строительство собора.
. В 1918 году удалось его завершить, однако внутри оставалось еще много работы. Внутренне убранство было простым. Белые стены собора, украшенные по карнизам и колоннам лепным растительным орнаментом, небольшой двухъяросный иконостас, из-за которого выглядывади расписанные стены алтаря, узорная плитка, подчеркивающая высоту амвона – вся эта красота увенчивалась массивным медным паникадилом, подвешенным на мощных цепях.
В сентябре 1918 года, при большом стечении народа, Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Агафангелом освятил Казанский собор.
В 1928 году монастырь закрыли. Не миновала горькая чаша и собор. Он был разграблен и поруган. Сначала его использовали под колхозное хранилище и склады, позже соорудили водонапорную башню, также в нем работала небольшая электростанция, в алтарной части устроили магазин. В 60-е его использовали под зернохранилище. Заброшенный, никому не нужный, стоял он, оставшись совершенно без присмотра. С крыши его стало исчезать кровельное железо, из окон цветное стекло, не под силу оказалась лишь узорная плитка амвона, но не надолго, вскоре и она исчезла. Терновым венцом разрушения стал пожар, в августе 1980 года, благодаря стараниям подгулявшей компании, сгорели могучие купола собора. Упавший на землю медный крест, разрубила на куски, в поисках золота, набежавшая толпа людей, набросившись на него словно пчелы на мед.
В 1986 году началась перестройка. Умирающий Казанский собор стал «Жемчужиной города Данилова». В 1988 году он был передан Русской Православной Церкви.
Казанский Даниловский женский монастырь
Казанский женский монастырь основан в 1894 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Содержание
История [ править ]
Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 году монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского.
22 июля 1894 года указом Святого Правительствующего Синода по ходатайству монахини Михаилы и по представлению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена была Даниловская Казанская женская община с количеством сестер, какое будет в состоянии содержать. Вскоре после официального учреждения, а именно 13 августа 1894 года, состоялось освящение Казанской церкви и монастырских построек прибывшим накануне архиепископом Ионафаном. Деревянная домовая церковь во имя иконы Казанской Божьей матери была небольшая, однопридельная. По существу, это было маленькое женское царство, самодостаточное, молитвенно сосредоточенное, но не отгородившееся от мира, а наоборот, делающее к нему встречные шаги. С самого своего начала общиной была начата активная благотворительная и общественная духовная деятельность. Организовывались и поддерживались различные приюты, богадельни, для них заготавливались продукты.
C устройством в Нохрине (эта деревня сейчас не существует) в 1897 году собственного кирпичного завода настоятельница Михаила начала строительство двухъярусной колокольни со святыми вратами, освящение которой состоялось уже в 1900 году. Это была, наверное, самая красивая колокольня в Данилове, белокаменная, нарядная, с не менее красивым звоном. В один прекрасный день августа 1897 года с вологодского поезда сошел в толпу горожан знаменитый священник, отец Иоанн Ильич Сергиев, известный в народе как Кронштадтский. Беседуя перед службой с отцом Иоанном, настоятельница Михаила испросила у него святого благословения на постройку в общине большого трехпридельного храма во имя Казанской иконы Божьей матери.
Летом 1900 года технико-строительным комитетом при хозяйственном управлении Святейшего Синода был рассмотрен и одобрен к исполнению проект трехпридельного храма петербургского архитектора В. А. Косякова для женской Казанской общины в городе Данилове. Гражданский инженер В. А. Косяков (1868-1921) известен как автор известного Морского собора в Кронштадте, подворья Киево-Печерской лавры на Университетской набережной в Санкт-Петербурге и многих других сооружений в различных городах России. Его авторству приписывают и красивейший собор в селе Кукобой, по стилю очень похожий на Казанский.
С получением святого благословения своего покровителя отца Иоанна Кронштадтского и завещанных купчихой Ворохобиной 20 тысяч рублей, помыслом настоятельницы Михаилы началось невиданное для Данилова строительство трехпрестольного храма. По проекту оно оценивалось в 155 тысяч рублей. В первые годы, благодаря накопленным заранее материалам и средствам, стройка споро двигалась вперед, точнее вверх: в 1901 году был завершен фундамент из бутового камня и дальше, кирпич за кирпичом, вырастали из земли красные стены, стянутые щетинистой сеткой строительных лесов. Шли месяцы, собор медленно подрастал, но. слишком медленно, гораздо быстрее таяли силы и средства молодых сестер-послушниц, вынужденных работать и на монастырь, и на собор. 2 января 1909 года не стало великого праведника, дорогого батюшки, как звали его в народе, покровителя и благодетеля общины Иоанна Кронштадтского, а через несколько месяцев слегла и матушка Михаила. С батюшкой Иоанном исчезла могучая духовная сила, что питала тот неутомимый источник деятельной энергии, на котором взросла и держалась обитель. Лишенный поддержки, этот живительный источник, каковым и являлась настоятельница монастыря матушка Михаила. Отпевание и погребение игумении Михаилы совершил, будучи архиереем Ярославской епархии, святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всея Руси. Над могилой ее сооружено было надгробие с иконкой и неугасимой лампадой, что светила день и ночь над местом, ставшим монастырской святыней.
Прибывшая вскоре новая настоятельница, назначенная Синодом на место почившей Михаилы, монахиня Иоанна застала дела монастыря в крайне тяжелом положении, с недостроенным собором и пустым кошельком. Трезво оценив ситуацию, Иоанна принимает решение остановить стройку. Всю деятельность монастыря она направляет отныне на повышение благосостояния и на развитие самой общины. Обладая довольно твердым характером, Иоанна быстро привела в порядок хозяйственную деятельность общины, и она снова стала крепнуть и расти. И все бы хорошо, кабы не позеленевшие стены и не сгнившие леса Казанского собора. Доведенный лишь до главного карниза, непокрытый, открытый дождям и ветрам, он постепенно погибал. Доведенная до крайнего отчаяния, игуменья Иоанна в феврале 1912 года запросила отставки у обер-прокурора Святейшаго Синода, сенатора и члена Государственного Совета Владимира Карловича Саблера. Через два месяца после этого письма матушка Иоанна скоропостижно скончалась.
Строительство собора, спустя почти 7 лет простоя, было возобновлено лишь летом 1915 года, уже при Советской власти, когда неспокойно было в губернии, и Ярославль ещё дымился пепелищем после белогвардейского мятежа, 16 сентября 1918 года состоялось освящение новопостроенного храма. Строился он по проекту как зимний (в подвале собора расположены огромные печи, дымоходы проходят в стенах, четыре трубы расположены на вершинах полукруглых кровель), но, чтобы протопить его гигантский внутренний объем, требовалась уйма дров и потому он со времени открытия действовал лишь как летний храм. Внутреннее его убранство оставалось простым: белые стены с растительным лепным арнаментом в большей части, расписан лишь алтарь, небольшой иконостас. Единственным украшением храма было массивное медное паникадило (люстра), подвешенное на мощных цепях. В стране царила разруха, отношения между Советской властью и церковью ухудшились, и небогатому даниловскому монастырю становилось всё трудней.
Зимой 1927/28 года в монастырь пришли из города вооружённые люди в шинелях и кожанках, и без излишних церемоний приказали сёстрам очистить здание обители. Всё нажитое женскими руками с превеликим трудом, с потом и кровью, в один миг было отнято.
В 31-м году на базе монастыря была организована сельхозартель «Красная Горушка». Кульминацией разрушения стал пожар в августе 1980 года, когда сгорели его могучие купола. В 1988 году силами и чаяниями группы энтузиастов, краеведов Данилова, были проведены субботники по спасению жемчужины- этого чудом сохранившегося, но и немало пострадавшего, оскверненного, обезглавленного украшения города. Святыню решено было вернуть Православной Церкви и использовать по назначению. Открытый в 1992 г. приход просуществовал 11 лет. В 2002 году 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, тяжело больной архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский женский монастырь на Горушке.
17 июля 2003г., в день царственных мучеников, по благословению ахиепископа Кирилла, нового правящего архиерея, началось возрождение обители. 26 декабря по решению Святейшего Синода на Горушке вновь открылся Даниловский Казанский женский монастырь.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. В ней расположены швейная, вышивальная и иконописная мастерские. Сестры молятся и несут послушания: поют на клиросе, шьют, вышивают, пишут иконы, пекут просфоры и хлеб, работают на скотном дворе, посещают детский дом. В монастырском доме есть витрина со старинными вещами и фотографиями. Старые потертые партитуры, по которым когда то пели сестры. Сейчас эти ноты переписываются, певчие обители надеются, что в скором времени они порадуют богомольцев старинными Даниловскими напевами.