казанский собор в иркутске фото
Казанский кафедральный собор
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Казанский кафедральный собор в Иркутске
Гибель Казанского кафедрального собора
Значение Казанского кафедрального собора
Казанский кафедральный собор величественно возвышался на главной площади Иркутска очень короткое время, неполные 40 лет, но, несмотря на это, он прочно вошел в память горожан. Монументальные и торжественный собор был своего рода символом культурного расцвета и богатства Иркутска в конце XIX — начала XX века. Расположенный в центре города, храм не только доминировал над окружающей застройкой, но и объединял в целостный комплекс отдельные приходские храмы, чьи выразительные объемы придавали городу неповторимый живописный силуэт.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. Для сравнения: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге вмещает 8 тысяч человек, храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора всего лишь на 13 метров. Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор «был четвертым провинциальным по величине и красоте внутри и снаружи«.
История Казанского собора. Предпосылки
В середине XIX века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города. Его нельзя было назвать тесным, но при большом стечении народа многие не слышали пения хора, и ощущался недостаток воздуха при горении свеч. Поэтому не было ничего удивительного в том, что среди населения Иркутска стала постепенно зарождаться мысль о построении в городе нового кафедрального собора.
Почти полвека потребовалось на то, чтобы воплотить в жизнь замысел устройства в Иркутске кафедрального собора. В 1849 иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал крупное пожертвование в размере 250 тысяч рублей, которое и легло в основу капитала потраченного на сооружение кафедрального собора.
Первый проект кафедрального собора выполнил архитектор В.А. Кудельский. В соответствии с правилами строительного устава, предписывающего при проектировании храмов использование исторических стилей, архитектор составил проект в русском стиле с позакомарным покрытием с пятью главами и с шатровыми венчаниями. В 1867 проект собора был высочайше утвержден. Однако до начала строительства прошло еще несколько лет, посвященных организации работ и развертыванию производственной базы, наобходимой для успешного выполнения грандиозного замысла.
Наконец 17 апреля 1875, в день рождения правящего императора Александра II, кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином.
Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, пришедшие к отстранению Кудельского от работ. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер-капитан Митрофан Нилович Огонь-Догановский, который составил новый проект Казанского собора. Рассмотрение проекта в Святейшем Синоде затянулось на 6 лет. Фасад собора неоднократно корректировался, так как не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. Так, на одном из вариантов проекта Александр III собственной рукой досадливо записал: “Согласен, немного лучше, но вообще безвкусие порядочное, но нечего делать”.
Между тем, несмотря на отсутствие утвержденного проекта, строительные работы уже велись полным ходом. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство собора на шесть лет.
Изменения в проекте
После пожара руководить работами был приглашен инженер-архитектор барон Генрих Владимирович Розен, который приехал в Иркутск в 1879 или 1880, будучи уже известным архитектором. Розен представил свой проект восстановление храма и переделки предыдущего проекта согласно высочайше указанным замечаниям, вследствие чего здание получало более нарядный облик, соответствующий русскому стилю. В процессе строительства возникли сомнения в прочности пилонов и арок, пострадавших во время пожара. Специально назначенная комиссия провела исследования несущих конструкций и установила, что конструкции достаточно надежны, но Розен в целях предосторожности решил переделать проект венчающих частей с уменьшением высоты постройки почти на десять метров.
Изменения, внесенные им в свой первоначальный проект в нижней, уже возведенной части, касались декоративной пластики фасадов. Верхняя же часть получило совершенно иное архитектурное обличье. Изменены были не только формы куполов, но и стилистика сооружения. Окончательный проект Г.В. Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличается более пышным декоративным убранством стен. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованием времени. Проект был одобрен Санкт-Петербургским техническим комитетом с резолюцией, что фасад собора в последней его форме получил “более изящный в художественном отношении вид”.
Возведение Казанского кафедрального собора и его внутреннее устройство продолжались 19 лет и были закончены в 1894. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей 42 ½ копейки.
Освящение главного придела во имя иконы Казанской Божией Матери состоялось 25 января 1894. С конца января до конца августа 1894 архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, правый — Святителя и Чудотворца Николая, левый — св. Евфимия Новгородского и св. Евфимии, на правых хорах — св. Тихона Задонского и св. Митрофана Воронежского, на левых хорах — Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Вениамина Печерского и пещерный храм-усыпальница во имя Страшного Суда Господня.
Архитектура Казанского собора
Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы 1 и апсида 2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары 3 фланкируют аттиковое 4 основание центральной главы, тогда как прясла 5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу и выделения главенствующего значения центрального купола.
Колокольня Казанского собора
Строительство колокольни было начато одновременно со строительством храма, и по первоначальному замуслу она должна была стоять отдельно и быть выше храма. Однако позже ее решили соединить с собором низкой галереей и выполнить в виде низкой звонницы, что было более свойственно византийской архитектуре. При возобновлении работ после пожара архитектор Г.В. Розен предложил разобрать колокольню, уже выстроенную на шесть саженей в высоту, как несоответствующую симметричной композиции собора, но натолкнулся на сопротивление церковных властей. К этому времени уже был отлит новый колокол весом около 1200 пудов, который не умещался в боковых куполах собора. Можно предположить, что строительство колокольни осуществлялось без участия архитектора, поскольку ее объемная композиция выполнена как чистая трансляция форм боковых главок храма, что едва ли могло быть спроектировано таким профессионалом, ка Розен. Возведение колокольни с механическим копированием отдельных форм храма и отсутствием от общего пропорционального строя, а также строительство галереи привело к нарушению равновесия и цельности композиции всего сооружения.
Интерьер
Интерьер собора был разработан Г.В. Розеном в соответствии со стилистикой фасадов. Обширное внутреннее помещение делилось четырьмя гранеными пилотами, на которые опирался полусферический купол. Общая высота собора в интерьере была 45 метров. Это открытое на всю высоту пространство освещалось двумя рядами окон, но основной свет струился сверху из арачных окон двенадцатигранного барабана. Создавался эффект воздушности и парения купола. Цветные стекла, вставленные в в окна барабана, придавали интерьеру необычное динамичное и эмоциональное великолепие. Солнечный свет, преломляясь в цветных стеклах, постоянно двигался и менялся, создавая иллюзию нерукотворности внутреннего пространства и небесного образа.
Иконостас
Атака воинствующих безбожников
После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1920-е в ограде собора горожане устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная компания за ликвидацию собора.
В этот период Казанский кафедральный собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году собор закрыли. В январе 1932 отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей. Собор отнесли к разряду зданий, не представляющих исторической и художественной ценности, и поэтому решили снести.
Примитивный Дом Советов
27 октября 1936 в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре. За основу строительства были взяты чертежи архитектора К.И. Гурьева, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московское начальство, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся.
Восстановление Казанского собора
17 мая 2011 в Государственном историческом музее (Москва) в рамках Научно-практической конференции, посвященной 350-летию Иркутска, руководителем общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов» Мариной Кондрашовой был презентован проект «Дорога к храму», главным героем которого стал иркутский Казанский кафедральный собор, который и по сей день не вошел в список восстановленных.
Идея о воссоздании в Иркутске кафедрального собора была впервые озвучена в сентябре 2010 и сразу нашла отклик в умах и сердцах горожан, стала своеобразной объединяющей идеей. Как когда-то возрождение храма Христа Спасителя в Москве, это событие может стать главнейшим, дать совершенно новую ступень в истории развития города и всего региона.
Казанский кафедральный собор
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Казанский кафедральный собор в Иркутске
Гибель Казанского кафедрального собора
Значение Казанского кафедрального собора
Казанский кафедральный собор величественно возвышался на главной площади Иркутска очень короткое время, неполные 40 лет, но, несмотря на это, он прочно вошел в память горожан. Монументальные и торжественный собор был своего рода символом культурного расцвета и богатства Иркутска в конце XIX — начала XX века. Расположенный в центре города, храм не только доминировал над окружающей застройкой, но и объединял в целостный комплекс отдельные приходские храмы, чьи выразительные объемы придавали городу неповторимый живописный силуэт.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60 метров. Для сравнения: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге вмещает 8 тысяч человек, храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора всего лишь на 13 метров. Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор «был четвертым провинциальным по величине и красоте внутри и снаружи«.
История Казанского собора. Предпосылки
В середине XIX века старый Богоявленский собор перестал удовлетворять потребностям растущего города. Его нельзя было назвать тесным, но при большом стечении народа многие не слышали пения хора, и ощущался недостаток воздуха при горении свеч. Поэтому не было ничего удивительного в том, что среди населения Иркутска стала постепенно зарождаться мысль о построении в городе нового кафедрального собора.
Почти полвека потребовалось на то, чтобы воплотить в жизнь замысел устройства в Иркутске кафедрального собора. В 1849 иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал крупное пожертвование в размере 250 тысяч рублей, которое и легло в основу капитала потраченного на сооружение кафедрального собора.
Первый проект кафедрального собора выполнил архитектор В.А. Кудельский. В соответствии с правилами строительного устава, предписывающего при проектировании храмов использование исторических стилей, архитектор составил проект в русском стиле с позакомарным покрытием с пятью главами и с шатровыми венчаниями. В 1867 проект собора был высочайше утвержден. Однако до начала строительства прошло еще несколько лет, посвященных организации работ и развертыванию производственной базы, наобходимой для успешного выполнения грандиозного замысла.
Наконец 17 апреля 1875, в день рождения правящего императора Александра II, кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином.
Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, пришедшие к отстранению Кудельского от работ. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер-капитан Митрофан Нилович Огонь-Догановский, который составил новый проект Казанского собора. Рассмотрение проекта в Святейшем Синоде затянулось на 6 лет. Фасад собора неоднократно корректировался, так как не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. Так, на одном из вариантов проекта Александр III собственной рукой досадливо записал: “Согласен, немного лучше, но вообще безвкусие порядочное, но нечего делать”.
Между тем, несмотря на отсутствие утвержденного проекта, строительные работы уже велись полным ходом. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, когда страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство собора на шесть лет.
Изменения в проекте
После пожара руководить работами был приглашен инженер-архитектор барон Генрих Владимирович Розен, который приехал в Иркутск в 1879 или 1880, будучи уже известным архитектором. Розен представил свой проект восстановление храма и переделки предыдущего проекта согласно высочайше указанным замечаниям, вследствие чего здание получало более нарядный облик, соответствующий русскому стилю. В процессе строительства возникли сомнения в прочности пилонов и арок, пострадавших во время пожара. Специально назначенная комиссия провела исследования несущих конструкций и установила, что конструкции достаточно надежны, но Розен в целях предосторожности решил переделать проект венчающих частей с уменьшением высоты постройки почти на десять метров.
Изменения, внесенные им в свой первоначальный проект в нижней, уже возведенной части, касались декоративной пластики фасадов. Верхняя же часть получило совершенно иное архитектурное обличье. Изменены были не только формы куполов, но и стилистика сооружения. Окончательный проект Г.В. Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличается более пышным декоративным убранством стен. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованием времени. Проект был одобрен Санкт-Петербургским техническим комитетом с резолюцией, что фасад собора в последней его форме получил “более изящный в художественном отношении вид”.
Возведение Казанского кафедрального собора и его внутреннее устройство продолжались 19 лет и были закончены в 1894. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей 42 ½ копейки.
Освящение главного придела во имя иконы Казанской Божией Матери состоялось 25 января 1894. С конца января до конца августа 1894 архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, правый — Святителя и Чудотворца Николая, левый — св. Евфимия Новгородского и св. Евфимии, на правых хорах — св. Тихона Задонского и св. Митрофана Воронежского, на левых хорах — Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Вениамина Печерского и пещерный храм-усыпальница во имя Страшного Суда Господня.
Архитектура Казанского собора
Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы 1 и апсида 2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары 3 фланкируют аттиковое 4 основание центральной главы, тогда как прясла 5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу и выделения главенствующего значения центрального купола.
Колокольня Казанского собора
Строительство колокольни было начато одновременно со строительством храма, и по первоначальному замуслу она должна была стоять отдельно и быть выше храма. Однако позже ее решили соединить с собором низкой галереей и выполнить в виде низкой звонницы, что было более свойственно византийской архитектуре. При возобновлении работ после пожара архитектор Г.В. Розен предложил разобрать колокольню, уже выстроенную на шесть саженей в высоту, как несоответствующую симметричной композиции собора, но натолкнулся на сопротивление церковных властей. К этому времени уже был отлит новый колокол весом около 1200 пудов, который не умещался в боковых куполах собора. Можно предположить, что строительство колокольни осуществлялось без участия архитектора, поскольку ее объемная композиция выполнена как чистая трансляция форм боковых главок храма, что едва ли могло быть спроектировано таким профессионалом, ка Розен. Возведение колокольни с механическим копированием отдельных форм храма и отсутствием от общего пропорционального строя, а также строительство галереи привело к нарушению равновесия и цельности композиции всего сооружения.
Интерьер
Интерьер собора был разработан Г.В. Розеном в соответствии со стилистикой фасадов. Обширное внутреннее помещение делилось четырьмя гранеными пилотами, на которые опирался полусферический купол. Общая высота собора в интерьере была 45 метров. Это открытое на всю высоту пространство освещалось двумя рядами окон, но основной свет струился сверху из арачных окон двенадцатигранного барабана. Создавался эффект воздушности и парения купола. Цветные стекла, вставленные в в окна барабана, придавали интерьеру необычное динамичное и эмоциональное великолепие. Солнечный свет, преломляясь в цветных стеклах, постоянно двигался и менялся, создавая иллюзию нерукотворности внутреннего пространства и небесного образа.
Иконостас
Атака воинствующих безбожников
После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1920-е в ограде собора горожане устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная компания за ликвидацию собора.
В этот период Казанский кафедральный собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году собор закрыли. В январе 1932 отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей. Собор отнесли к разряду зданий, не представляющих исторической и художественной ценности, и поэтому решили снести.
Примитивный Дом Советов
27 октября 1936 в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре. За основу строительства были взяты чертежи архитектора К.И. Гурьева, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московское начальство, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся.
Восстановление Казанского собора
17 мая 2011 в Государственном историческом музее (Москва) в рамках Научно-практической конференции, посвященной 350-летию Иркутска, руководителем общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов» Мариной Кондрашовой был презентован проект «Дорога к храму», главным героем которого стал иркутский Казанский кафедральный собор, который и по сей день не вошел в список восстановленных.
Идея о воссоздании в Иркутске кафедрального собора была впервые озвучена в сентябре 2010 и сразу нашла отклик в умах и сердцах горожан, стала своеобразной объединяющей идеей. Как когда-то возрождение храма Христа Спасителя в Москве, это событие может стать главнейшим, дать совершенно новую ступень в истории развития города и всего региона.