казанский собор высота в метрах
Размеры Казанского собора
Критики еще при жизни Воронихина не раз упрекали его за эту особенность композиции здания. В их представлении понятие монументальности обязательно связывалось с ощущением тяжести, устойчивости, громадности размеров. А ведь размеры Казанского собора действительно внушительны. Длина главного корпуса собора с запада на восток составляет 72,5 метра; трансепт немногим короче — 56,7 метра. Вершина купола поднята на высоту 62 метров. Размах наружной колоннады превышает 100 метров, а высота каждой из 92 колонн, составляющих ее, почти 13 метров. Своды, перекрывающие проезды боковых портиков колоннады, переброшены от одной опоры до другой на расстояние 7,8 метра.
Как, однако, просто обошелся Воронихин со столь внушительными цифрами! Как будто ему не представляло никакого труда перекрывать эти пролеты, ставить ряды огромных колонн, возносить тяжелый купол на такую высоту. Подобная «простота» оказалась возможной в значительной мере благодаря удачным конструктивным решениям зодчего, казавшимся его современникам рискованными.
И Казанский собор, несмотря на свои размеры, получился зрительно легким, гармоничным, стройным. Архитектура здания «звучит», как многоголосая музыка, как гимн радости. Но этим отнюдь не исчерпывается содержание архитектурного образа собора.
Подойдите к зданию поближе, вступите под сень его колоннады. Тогда вы в полной мере почувствуете ту монументальность, которой, как казалось издали, недостает собору. Высокие колонны, сложенные из блоков пористого пудожского камня, несут громадную тяжесть перекрытий. Далеко в перспективу уходит коридор колоннады. Там, в сгущающемся полумраке, видны огромные двери, украшенные бронзовыми рельефами.
Храмы Петербурга. Казанский
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади.
Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре.
Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста.
Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.
Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.
Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).
Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.
Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.
Сенсация. Часть 2. Казанский.
— гранитные монолитные колонны верхней колоннады в количестве 24 штук имеют длину 11,05 метра с допустимой погрешностью в 1-2 см в сторону уменьшения. Вес колонн предположительно рассчитан в 39,6 тонны. Диаметр юбки колонн составляет 151 см, диаметр ствола колонны в нижнем сечении составляет 141 см. Официально до сего дня считалось что колонны длиной 14 метров при весе в 64-67 тонн.
Ладно, отвлекаться не будем, перейдем к основной теме.
После того, как я выяснил истинные размеры колонн Исакия, разумным делом было бы отправиться в Казанский собор. Что я и сделал. И мои ожидания меня не подвели. Все точно так же как и с Исаакиевским собором. Напомню что до сегодняшнего дня официально во всех справочниках высота гранитных колонн Казанского собора считалась как 10,7 метров. Вот скрин из официального сайта Казанского собора.
Собственно и все мои логические цепочки рассуждений все годы исходили исходя из официальных цифр. Включая и возможную принадлежность колонн из Выборгского залива. Понимаете, официальные историки изначально создали ложную историческую базу, ложный фактический материал, а мы как дети неразумные пытаемся свести концы с концами, которые никак не сходятся. И не сойдутся никогда. Однако теперь пришло понимание того, что веры официальным историкам нет никакой вообще. Всю историю нужно писать с нуля. Всю, абсолютно всю. Нужно заново поднимать всю макулатуру, проверять её подлинность, заново систематизировать и так далее.
В общем к нашим баранам. То есть к колоннам. На самом деле колонны Казанского собора имеют высоту 8,86 м.
Как и в случае Исаакиевского собора луч лазера бил в окантовку и я приспустил рулетку чуток вниз на предполагаемую толщину окантовки. Примерно на 8-10 см. Так что погрешность в 1-2 см вполне возможна.
Диаметр юбки колонн составляет 127,5 см. Свес составляет порядка 4 см, то есть диаметр ствола колонны в нижнем сечении составляет 120 см.
Как и в случае с Исаакиевским собором измерений в верхнем торце колонн я не проводил, крыльев у меня нет. На меня и так там смотрели как на антихриста пока я с лазером и рулеткой во время службы ползал. Даже охранник прибежал. Когда я в прошлый раз там с фонариком ползал, года три назад где-то, ко мне прибежал самолично главный реставратор собора господин Дмитрий Попов с которым мы весьма любезно пообщались около часа. Хороший мужик, но сказочник. Хотя кое-что полезного у него всё же удалось выведать. Очень ценной информацией оказалось то, что сваи под собором забиты под наклоном, крест-накрест, что увеличивает как несущую способность, так и добавляет пружинящих свойств. По его словам это сделано потому, что собор спроектирован как оборонительное сооружение. Ладно, опять отвлекся.
Давайте теперь посчитаем вес колонн. Приблизительный конечно, ведь верхнего диаметра мы не знаем. Давайте возьмем для расчета заужение радиуса колонн кверху на 10 см. Это примерно где-то так и есть. Тогда диаметр окантовки колонны получится 108 см, а диаметр ствола колонны в верхнем сечении будет 100 см. Считаем диаметр колонны в среднем сечении (120 см+ 100 см) : 2 = 110 см. Радиус получается 55 см. Считаем вес. 0,55 х 0,55 х 3.14 х 8,86 (длина колонны) х 2,7 (плотность гранита рапакиви) = 22,72 тонны.
В плане общей информации еще пара технических цифр. Высота базы колонны около 34 см.
Расстояние от пола до потолка (свода) 10,73 метров. Это та цифра, которую официальные историки нам втюхивали как длину гранитной колонны.
Здесь хорошо видно зал.
Теперь давайте вспомним размеры колонн из Выборгского залива. Их две.
Следующий абзац изменен с целью корректировки, ибо цифры крайне принципиальные. Правка от 11.11.2020 г.
Они длиной 9,18 и 9,16 м. Одна имеет диаметр в торцах 112 и 130 см, другая 123 и 127 см. Это размеры по меньшему диаметру, окружность не правильной формы. Максимальный диаметр до 132 см. Подробнее в статье здесь.
Далее исходный текст статьи.
Могут ли они подходить к колоннам Казанского собора? Вероятно могут. Одна то уж точно может, которая потолще. Вторая, которая на узком торце всего 112 см под вопросом. Дело в том что нам не известен диаметр окантовки колонны. Обратите внимание на фото.
Окантовка относительно ствола колонны выпирает достаточно сильно. Юбка внизу выступает меньше. Тут всё очень на тоненького, нужно замерять. Мне это сделать никто не позволит. У колонны из Выборгского залива очень эрозированная поверхность, плюс это полуфабрикат который возможно имеет не правильную геометрию по окружности. Это я к тому, что в чистом варианте колонна должна получиться с значительными сокращениями. Исходя из того что диаметр торца в черновом варианте 112 см, в чистом варианте он не может быть более 108 см. Это как раз та цифра, которая у нас получилась при приблизительных расчетах когда мы просто все размеры радиусов сократили на условные 10 см. Если по факту заужение колонны окажется в меньшей степени, а исходя из фото окантовки это скорее всего так и есть, то одна из колонн Выборгского залива автоматически выпадает из списка возможного отождествления с колоннами Казанского собора.
Есть рапа исключительных размеров, я нашел одну аж в 55 см.
Кстати. Вспомнил. Время от времени возникают разговоры о том, что колонны из некого геополимерного бетона имитирующего гранит. И как доказательство приводятся фото нескольких колонн вот с такими размазанными следами.
Так вот, еще раз объясняю. Нет, это не следы брака заливки бетона. Это нормальные следы нормального гранита. Спуститесь в метро в Петербурге и внимательно посмотрите на гранитный пол по которому вы ходите. Вы увидите нечто похожее. Вот вам пара примеров, сегодня по пути сфоткал.
Обратили внимание что гранит в метро очень схож с гранитом Казанского собора? Да, похож, но все же это другой гранит. Очень примечательно то, что плитка пола в метро из разных пород гранита. Вроде примерно похоже, но все эти плитки из разных карьеров. Таким образом я плавно подвожу к так называемому паспорту гранитов. Я очень хотел сравнить фактуру колонн из залива и из Казанского собора. Гранит схожий. Но все же однозначного ответа дать нельзя. Разное освещение, полировка, обработка мастиками в случае Казанского собора и так далее.
Вот более-менее четкое фото из залива.
Это фото примечательно тем, что мокрая поверхность хоть чуточку имитирует шлифовку и полировку. Рапу можно видеть и понимать её форму и размеры. Очень похоже на то что мы видели в Казанском соборе. Еще показательный пример. Это след вандализма одного популярного блогера. По срезу болгаркой так же можно понять примерную фактуру камня.
Однако «похоже» не означает «одно и тоже». Нужно более детальное исследование, желательно лабораторное. Чтобы вы поняли совсем наглядно, я вам покажу заплатку колонны Исаакиевского собора. Очень похоже, но это разный камень из разных карьеров.
Теперь выводы. Мои выводы на сегодняшний день. Еще недавно я полностью исключал причастность колонн Выборгского залива к Казанскому собору. Хотя бы потому что официальные размеры в 10,7 метров никак не вписывались. Сейчас ситуация изменилась. Как минимум одна колонна допускает возможность быть отождествленной с Казанским собором. Возможно и вторая по размерам подойдет, если окажется что окантовка колонны имеет диаметр менее 108 см. Фактура камня очень похожая, но тут нужны дополнительные исследования, как минимум одинаковые условия для зрительного сравнения. Тем не менее, моя самая первая версия, вернее самая первая попытка объяснения, до сих пор остается приоритетной. Как минимум для меня. Я склонен полагать что эти две колонны предназначались для другого.
Логическая цепочка. Везли их парой. При том что они обе усеченные по конусу, но степень усеченности разная. Зачем? Они изготавливались на станке, зачем перенастраивать станок, это тот еще гемор? Значит была причина. Нужны были заготовки именно такого размера. Исходя из факта примерно одной длины, но разной степени усеченности, напрашивается логичный вывод о том, что подразумевалась установка одной колонны поверх другой. Стела? Очень может быть. Например вот так.
Или терраса из двух уровней колонн, о чем я писал в статье в июне. Что-то типа такого как на картинке, условно конечно. В этом случае предполагалась как минимум ещё одна такая пара колонн.
Но это всё предположения.
Ладно, пора заканчивать. И я устал, и вы наверное устали. Всем спасибо.
Добавлено 23.10 20.
Измерил лазером окантовку колонн в Казанском соборе. Колонны выборгского залива не подходят к Казанскому собору. Подробности в следующей стаье, следите!
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Один из красивейших символов города, Казанский собор расположен на Невском проспекте. Длина его главного корпуса – 72,5 м. Самая высокая точка собора – вершина купола – находится на высоте 62 м. Всего колоннада собора насчитывает 92 колонны, каждая из которых имеет высоту 13 м. При этом размах между крайними колоннами – не менее 100 м. Боковые портики колоннады перекрыты сводами на 7.8 м.
История создания Казанского собора
История создания Казанского собора началась во времена Петра Великого. В 1710 году он привез в новый город икону Казанской Богоматери, считавшуюся покровительницей Дома Романовых и всего Российского государства. Император уже тогда намеревался построить для нее специальную церковь. Икону временно поместили в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, обветшавшей, и в 1727 году икону перевезли в Троицкий собор недалеко от Петропавловской крепости. В 1733-37 гг. на Невском проспекте был построен 1 православный храм – церковь Рождества Богородицы, и икона была перевезена в нее. Но эта постройка была ненадежной, постоянно ветшала и ремонтировалась.
Казанский собор был задуман по воле императора Павла I как центр православно-общественной жизни столицы и место размещения главной святыни Санкт-Петербурга. В 1799 году состоялся конкурс проектов. В нем участвовали Ч. Камерон, П. Гонзаго, Т. де Томон и А. Воронихин. Император потребовал, чтобы новый собор был построен по подобию собора Св. Петра в Риме. В итоге в ноябре 1800 года получил утверждение проект бывшего крепостного графа Строганова, ныне выпускника Академии Художеств и дворянина Андрея Никифоровича Воронихина. Весной 1801 года началось строительство. После убийства императора Павла I (12.03.1801) работы продолжались на страх и риск строителей и официально был возобновлены весной 1802 года по распоряжению Александра I.
Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.
При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.
Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.
Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.
В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.
25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.
С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.
Казанский собор в Санкт-Петербурге (видео)
В декабре 1999 года состоялась официальная передача Казанского собора Санкт-Петербургской епархии. Тогда же ему был присвоен статус кафедрального (по указу патриарха Алексия II).