каждый поступай по удостоверению своего ума библия
Новый Завет
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Послание к Римлянам, глава 14 Римлянам, гл 14
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.
Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, — грех.
Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.
Послание к Римлянам 14 глава
14:1 Немощного в вере принимайте. В основе отношения христианина к собрату по вере должны лежать радушие и благожелательность, отражающие любовь к нам Бога во Христе (ст. 3; 15,7).
о мнениях. В данном случае речь идет о пище, питье и различении дней. Павел не считает эти вопросы принципиальными, по его мнению, согласие в церковной общине — более важная задача, чем разрешение этих споров (ср. 12,5.10.16). Спорные моменты, о которых идет речь, относятся не к сущности благовестия, а к степени веры человека. Там, где под угрозой оказывалась суть благовестия, реакция Павла была совершенно иной (напр., Гал. 1,6.7; 3,1-5; Флп. 3,2.18.19).
14:2 ест овощи. Ср. Дан. 1,12.
14:3-4 не уничижай. не осуждай. «Сильный» склонен рассматривать запреты, соблюдаемые «слабым», как рабство закону; слабый испытывает соблазн осуждать «сильного» за поведение, которое, как кажется ему, игнорирует закон. Эти ошибочные реакции должны отступить в свете того, что Бог милостиво принимает и «слабого», и «сильного». Кроме того, собрат по вере служит не нам, а Богу и ответственен перед Ним, а не перед нами.
14:5 Иной отличает день от дня. Для иудейского года была характерна определенная схема священных дней: вероятно, это и подразумевает Павел. Если бы имелось в виду соблюдение субботы, логичнее было бы сказать: иной считает субботу более святым днем, чем остальные.
Всякий поступай по удостоверению своего ума. Или: «Каждый да будет полностью убежден в том, что считает верным», т.е. если сомневаешься — лучше воздержись. См. 4,21.
14:6-7 Призыв к сильным и к слабым соединиться в стремлении поклоняться одному Господу.
14:9-12 Христос — единый Господь всех (ст. 8) и Судия Своего народа. Очевидно, сколь неуместно верующим судить своих братьев. Мы должны только Господу дать отчет о своей жизни.
14:13 — 15,4 Совесть самого Павла стала свободной благодаря учению Христа (ст. 14; ср. Мк. 7,19), но он признает, что не все верующие достигли такой свободы. Предупредительность по отношению к таким братьям (поступок «по любви») подсказывает, что следует избегать поступков, которые могут смутить их. См. ст. 15,16.
14:15 Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. В контексте иудейской веры «гибель» заключалась в отлучении от общины завета (напр., Втор. 28,21.45. 48.51.61.63). Слова Павла укладываются в такое определение. Выражение «за кого Христос умер» здесь подразумевает слабого верой. Поощрять поведение, которое отвергается совестью слабых в вере, означало бы принуждать их поступать против совести. Но, вместе с тем, Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение всей церкви.
14:16-18 Павел призывает сильных в вере учесть два обстоятельства: 1) то, как они пользуются свободой, может привести церковь к разделениям и навлечь на нее нарекания; 2) Царство Божие (и, следовательно, наша свобода) определяются не пищей и питьем, но благодатными дарами свыше (5,1.2). Поскольку свобода не в пище и питье, ее невозможно потерять из-за воздержания от них.
14:18 одобрения от людей. См. ст. 16. Судья нам — только Бог (ст. 12), однако наши поступки сказываются на других людях и имеют существенное значение для братских отношений и дела благовестия.
14:19-21 Здесь четко определена ответственность верующего: заповедь не допустить чужой гибели дополнена призывом «к миру и ко взаимному назиданию». Для «сильных» это выражается братским общением со «слабыми» и привлечением их к свободе, принадлежащей им во Христе. Свобода в пище и питье — лишь вспомогательное средство для достижения этих целей; благополучие собрата должно возобладать над удовольствием от мяса и вина.
14:22-23 Павел снова призывает «сильных» наслаждаться своей свободой перед лицом Божиим (воздерживаясь от публичного проявления своего внутреннего понимания свободы).
14:25 ныне явлена. Павел имеет в виду новозаветные Писания, но ударение ставит на том факте, что только ныне (т.е. в свете пришествия Христова) уже возвещенное Ветхим Заветом распространилось на все народы.
комментарии Женевской Библии на послание к Римлянам, 14 глава
Глава XIV
Суждение о партиях, существовавших в римской Церкви (1–12). Практические советы большинству римских христиан (13–23). Славословие (24–26).
В римской христианской Церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого. Они же считали нужным освящать некоторые дни особым образом (постом). Другие же считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол научает первых не осуждать людей, держащихся свободных воззрений на указанные обстоятельства, а последним, т. е. людям, сильным духом, советует быть снисходительными по отношению к тем, кто находит нужным для христианина особые подвиги воздержания. Пусть сильные пожалеют слабых, помня, что те также искуплены Господом дорогою ценою и что все христиане составляют собою единое Царство Христово, которое каждый христианин обязан поддерживать, жертвуя своими личными желаниями и интересами.
Кто были эти слабые в вере, находившие необходимым для христиан известное воздержание? На этот вопрос трудно ответить что-нибудь определенное. Едва ли это были люди с иудейским мировоззрением, что предполагают некоторые толкователи (напр., Цан). Иудеям вовсе не было запрещено вкушение вина и мяса (только некоторые мясные кушанья были воспрещены законом Моисеевым) и притом Апостол едва ли так снисходительно отнесся к заблуждению иудействующих. Скорее можно видеть здесь отражение некоторых аскетических воззрений греческой и римской философии. Известно, что воздерживались от употребления мяса и были вегетарианцами орфики и пифагорейцы – последние не пили и вина, – стоики (Секстий, Сотион, М. Руф).
Как сильный, так и немощный в вере равно освящают свою трапезу молитвою (благодарит Бога) и этим свидетельствуют, что выбор пищи ими совершается по совести, пред Богом и для того, чтобы угодить Богу. Только каждый угождение это понимает по-своему, полагая, что так именно, а не иначе скорее можно угодить Богу.
Во всяком состоянии мы остаемся собственностью Господа (ср. ст. 4 и Флп 2:9–10 ), Который царит над живыми и умершими, как Сам оживший после смерти.
В этом месте Апостол является защитником свободы христианской совести, но только в вещах так называемых безразличных: за эти вещи мы не имеем права осуждать друг друга – осуждать может на страшном Своем суде только ваш общий Господь и Владыка. Но Апостол вовсе не дает этим право отдельным лицам безнаказанно разрушать сложившийся строй церковной жизни, основанный на вселенском апостольском предании. В других посланиях он прямо осуждает тех, кто портит порядок, установленный в Церкви Христовой ( 1Кор 3:17 ).
Давая теперь практические советы по поводу различий во мнениях, Апостол обращается к людям, сильным верою. Они не должны своим поведением соблазнять немощных к повторению тех поступков, какие они совершают. Нехорошо и вообще наводить ближнего своего на осуждение и подавать повод к разрушению мира в христианской общине, а тем более не стоит этого делать из-за пищи. Лучше отказаться от вкушения мяса и вина, если через это самоограничение можно сохранить взаимный мир. А главное, нужно пожалеть немощного, который может увлечься примером сильного, вкусить мяса и потом осудить себя, как страшного преступника.
Не другого нужно судить, а лучше судить самого себя, обсуждать свое поведение, – не подаешь ли ты своими поступками повода соблазняться кому-либо? т. е. совершать поступки, идущие вразрез с собственными нравственными воззрениями совершающего. – «Преткновение» и «соблазн» – выражения синонимические.
Из сказанного выше ясно, что не для чего поднимать споров о пище. Если о нем и нужно беседовать, то только о том, что может поддерживать мир в христианской Церкви и устроить из нее истинный дом Божий ( «назиданию» – правильнее: созиданию – οικοδομή ).
Здесь Апостол дает указание сильным в вере, как им поступать. Требуется от истинного христианина некоторое самопожертвование во благо немощного брата – отказ от мяса и вина.
Сила веры от этого самоограничения не убавится в человеке. И веру свою вовсе нет надобности выставлять на показ – довольно, если Бог ее видит! Возмещением или наградою для сильного в вере должно служить ему одно сознание того, что он действует вполне правильно, чего нет у человека немощного, вечно колеблющегося в решении вопроса, как ему поступить в том или другом случае.
Апостол видит два типа людей: одни – люди верующие глубоко и искренно во Христа. Все, что делают эти люди, исходит из сердца, которое в свою очередь получает побуждения от Христа. Значит, дела этих людей – святы. Другие – люди колеблющиеся, погруженные в сомнения. Все, что эти люди делают, идет, следовательно, не от веры и не от Христа, а от их земных, плотских рассуждений. Между тем плоть побуждает человека именно к греховным поступкам. Ясно, что здесь речь идет о вере во Христа, о настоящей сильной христианской вере, как твердой уверенности во Христе. Все, противоположное такой вере, естественно должно принадлежать не к области христианской святости, а к области греха.
В славословии Богу Апостол еще раз высказывает желание, чтобы римляне утвердились в христианской вере и жизни с помощью Божией (ср. Рим.1:11 ). Для этого он изобразил пред ними величие Евангелия, как откровения предвечного совета Божия о спасении людей. Достигнет ли его послание такой цели – это в руках Божиих, а за то, что уже сделано Им для человечества, Богу принадлежит слава.
Примечание. Куда относится это славословие – сказать трудно. Новейшие толкователи, на основании свидетельства многих древних кодексов, относят его к 16-й гл. ( Рим.16:25–27 по Афинскому изданию 1898 г.). Но некоторые считают возможным допустить, что оно принадлежит к 14-й главе. Так, Цан в своем комментарии и о послании к Рим. славит его там, где и наш текст его помещает. Он ссылается при этом на свидетельства антиохийской рецензии текста, на массу позднейших кодексов, на Златоуста, Феодорита, Экумения, Феофилакта, на позднейшие сирские переводы, готский перевод и др.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Римлянам 14 глава
14:1‑12 Многообразие Церкви показывает силу Христа в том, что Он приводит в удивительное единство разных людей. Сатана же действует через неискупленную плоть, чтобы произвести разделение и разорвать это единство. Угроза единству, о которой здесь говорит Павел, возникает тогда, когда зрелые (сильные) верующие — как иудеи, так и язычники — конфликтуют с незрелыми (слабыми) верующими. Сильные верующие из иудеев осознали свою свободу в Христе и поняли, что обрядные требования Моисеева завета больше не довлеют (преобладают) над ними. Зрелые верующие из язычников поняли, что идолы — не боги, и спокойно ели предлагаемое им мясо. Но в том и другом случае тревожилась совесть слабых братьев, и некоторые даже были введены в искушение поступать вопреки своей совести (что есть несомненное зло), склоняясь к законничеству под чувством вины, или даже грешить. Зная, что зрелые верующие из иудеев и язычников смогут понять эту проблему, Павел обращается прежде всего к ним.
14:1 Немощного в вере Характеристика верующего, который не способен освободиться от прежних религиозных подходов и обрядов (ритуалов). Слабый верующий из иудеев с трудом оставлял установления и запреты Ветхого Завета; он был весьма озабочен указаниями диетического свойства, соблюдением субботы и жертвоприношениями в храме. Слабый верующий из язычников еще находился в зависимости от идолослужения и его обрядов, ему казалось, что даже любое соприкосновение с тем, что отдаленно напоминает о его прошлом, включая употребление в пищу мяса, которое предназначалось в жертву языческому божеству, а затем продавалось на рынке, было связано с грехом. И тот, и другой не ощущали полной свободы совести и были слишком слабы, чтобы разрешить эту проблему. Ср. 1Кор. 8:1‑13. принимайте В греческом это слово выражает доброе отношение к человеку. споров о мнениях Лучше было бы перевести как «оценка чьих‑либо мнений (или заблуждений)». Зрелому верующему не следует осуждать искренние, но не совсем правильные мысли, которые руководят поведением слабого верующего.
14:2 иной уверен Это сильный верующий, чья зрелая вера позволяет ему проявлять свободу во Христе и есть мясо, которое продается язычниками на рынке по низкой цене, поскольку оно было сперва принесено в жертву языческому божеству (см. пояснение к 1Кор. 8:1‑13). овощи Слабые верующие из иудеев и язычников избегали употреблять в пищу мясо из‑за боязни, что оно могло быть ранее принесено в жертву идолам.
14:3 уничижай. осуждай «Уничижать» говорит о насмешливом отношении к чему‑то, не представляющему ценности и заслуживающему лишь пренебрежения. «Осуждать» является не менее сильным словом для выражения подобного отношения. Павел употребляет эти слова в равноценном значении: сильные насмехаются над слабыми как над законниками и себялюбцами; слабые осуждают сильных за безответственность и, возможно, считают их достойными наказания.
14:4 Перед своим Господом стоит он или падает Важно то, как Христос оценивает каждого верующего, и для Его суда не имеют значения религиозные традиции или личные предпочтения (ср. 8:33, 34; 1Кор. 4:3‑5).
14:5 отличает день Хотя это уже и требовалось Богом, слабые верующие из иудеев считали необходимым соблюдать субботу и другие религиозные праздники (ср. Гал. 4:9, 10; см. пояснения к Кол. 2:16, 17). С другой стороны, слабые из язычников хотели отстраниться от праздничных дней, напоминавших им о прежнем язычестве с его безнравственностью и идолослужением. судит о всяком дне равно Для зрелых верующих подобных проблем не существовало. Всякий поступай по удостоверению своего ума Каждый христианин должен подчиняться голосу своей совести в вопросах, которые специально не оговорены в Писании. Поскольку совесть является Богом данным механизмом предупреждения и соответствует высочайшим стандартам морального закона, заложенного в сознание (2:14, 15), то неразумно было бы не прислушиваться к ее голосу. По мере духовного взросления при обогащении ума вы не станете обращать особого внимания на вещи, которые не представляют для вас большой важности.
14:6 Сильный верующий ест все, что ему нравится, и благодарит Бога. Слабый брат соблюдает установленную диету и благодарит Господа за совершенную за него жертву. В обоих случаях верующие благодарят Господа, что по сути одно и то же. для Господа Как для слабого, так и для сильного верующего главным мотивом во всех его решениях по вопросам, затрагивающим совесть, является желание угодить Богу.
14:7 живет для себя. умирает для себя В центре жизненных устремлений христианина — не он сам; все, что мы делаем, должно угождать Богу Вседержителю (1Кор. 6:20; 10:31).
14:9 владычествовать и над мертвыми и над живыми Христос умер не только для того, чтобы освободить нас от греха, но чтобы сделать нас своими рабами (6:22), поставить Себя Повелителем над святыми, находящимися в Его присутствии, и над теми, кто еще на земле (ср. Флп. 2:11; 1Тим. 6:15; Отк. 17:14; 19:16).
14:10 осуждаешь. унижаешь См. пояснение к ст. 3. брата твоего Верующего, как и ты, во Христа. суд Христов Предпочтительнее перевести «суд Божий» (см. пояснение к 1Кор. 3:13‑15). Каждый верующий даст отчет за себя и Господь будет судить принятые им решения, включая и решения по вопросам совести. В конечном счете, имеет значение только такой приговор (см. пояснения к 1Кор. 4:1‑5; 2Кор. 5:9, 10).
14:11 написано Павел цитирует Ис. 45:23; 49:18 (ср. Флп. 2:10, 11).
14:13 судить См. пояснение к ст. 3. а лучше судите См. 14:3, 10, 13. В ст. 3, 10, 13 значение этого слова отрицательное: осуждать, клеймить. В ст. 13б значение положительное: тщательно обдумывать решение. Павел как бы играет этим словом, говоря о том, что вместо осуждения своих братьев лучше рассуждать о том, как им помочь. преткновению Это любые дела верующего (даже если они не запрещены Писанием), которые послужат причиной грехопадения другого человека (1Кор. 8:9).
14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе Эта истина не была порождена его собственным мышлением или другим учением, она явилась Божьим откровением (ср. Гал. 1:12). См. пояснение к 1 Кор. 7:12. нет ничего в себе самом нечистого См. пояснение к Деян. 10:15; ср. Мк. 7:15; 1Тим. 4:3‑5; Тит. 1:15). почитающему что‑либо нечистым, тому нечисто Если верующий убежден, что определенное поведение есть грех — даже если его убеждение ошибочно — он не должен его допускать. В противном случае, он пойдет против своей совести и будет ощущать вину (ср. 1Кор. 8:4‑7; см. пояснение к 2:15) и, возможно, попадет в еще большее законничество вместо того, чтобы двигаться к свободе (см. пояснение к ст. 5). нечистым В греческом это слово первоначально обозначало «обыкновенное», а впоследствии стало означать «загрязненное» или «злое» (см. пояснение к Деян. 10:14).
14:15 огорчается В греческом это слово означает причинение боли или удручение. Слабому верующему бывает неприятно смотреть на брата, делающего, на его взгляд, что‑то греховное. Но еще хуже, если сильный брат вынуждает слабого делать что‑то против совести последнего (ср. 1Кор. 8:8‑13). губи Речь идет о полном разрушении. В Новом Завете оно употребляется в значении вечного проклятия (Мф. 10:28; Лк. 13:3; Ин. 3:16; Рим. 2:12). Однако, в данном случае речь идет о серьезном ущербе, наносимом духовному росту кого‑либо (ср. Мф. 8:3, 6, 14). за кого Христос умер Т.е. любого христианин (ср. 1Кор. 8:11).
14:16 хулится Поносится. Когда неверующие видят сильного христианина, который неправильно употребляет свою свободу во Христе и причиняет зло более слабому брату, они делают вывод, что все христианство состоит из людей, лишенных любви, и сомневаются в авторитете Бога (ср. 2:24). ваше доброе Правильное употребление данной христианину свободы (ср. 1Кор. 10:23‑32).
14:17 Царствие Божие Сфера спасения, в пределах которой Бог управляет сердцами тех, кого Он спас (см. пояснения к Деян. 1:3; 1Кор. 6:9). пища и питие Т.е. нечто внешнее и несущественное. праведность Святая жизнь в послушании (ср. Еф. 6:14; Флп. 1:11). мир Покой в любви, производимой Духом, который должен характеризовать отношения верующих с Богом и друг с другом (Гал. 5:22). радость во Святом Духе Еще одна часть плода Духа, которая представляет собою постоянное чувство благодарности независимо от обстоятельств, которое вытекает из полного доверия Богу (Гал. 5:22; 1Фес. 1:6).
14:18 одобрения от людей Имеется в виду одобрение чего‑либо после тщательного исследования, нечто вроде работы ювелира, определяющего качество и ценность камня. Христиане постоянно находятся под скептическим микроскопом мира, оценивающим их жизнь и отношение друг к другу (ср. Ин. 13:35; Флп. 2:15).
14:20 дела Божия. Т.е. такого же, как и ты, христианина, искупленного усилиями Отца, Сына и Святого Духа, но никак не своими (ср. ст. 15; Еф. 2:10). Все чисто Свободы, которые Бог предоставил верующим, хороши сами по себе (ср. ст. 14, 16). ест на соблазн Тот, кто использует данную Богом свободу неосторожно и эгоистично, на соблазн своему более слабому брату.
14:21 претыкается См. пояснение к ст. 13. соблазняется, или изнемогает Это выражение отсутствует во многих рукописях.
14:22, 23 Самый сильный христианин может причинить себе ущерб в области христианской свободы, если он отрицает или преуменьшает дарованную ему Богом свободу (Гал. 5:1), а также если он злоупотребляет своей свободой, не задумываясь о том, как это может подействовать на других людей (ср. 1Кор. 10:23‑32).
14:22 имей ее сам в себе, пред Богом Есть лучший перевод: «имей убеждение как свое собственное, пред Богом». Павел призывает сильного верующего понимать свою свободу, пользоваться ею в радости и хранить ее между Богом и собою. в том, что избирает Сильный верующий сохраняет здоровую совесть, потому что он не дает слабому верующему повода для преткновения.
14:23 сомневающийся. осуждается Когда слабый брат поступает вопреки своей совести, он грешит. что не по вере Т.е. мысли и поступки, которые наша совесть осуждает.
14:24‑26 В других текстах эти стихи помещены в Рим. 16:25‑27 и являются прекрасными стихами прославления Бога за произведенный Им труд через Иисуса Христа и перечисления важнейших тем в послании к Римлянам (см. пояснение к 11:33‑36; ср. Мф. 6:13; Лк. 19:37, 38; Еф. 3:20, 21; Евр. 13:20, 21; Отк. 5:9, 10).
14:24 моему благовествованию См. пояснения к 1:1; 2:16; ср. Гал. 1:11; 2:2. проповеди Иисуса Христа Синонимично благовествованию; главное дело жизни Павла (см. пояснения к 10:14, 15, 17; ср. 1Кор. 1:23, 24; 2Кор. 4:5, 6). тайны См. пояснение к 11:25. Во времена Нового Завета значение этого слова отличалось от современного. Оно означало нечто скрытое до недавнего времени, но уже ставшее известным (1Кор. 4:1; Еф. 5:32; 6:19; Кол. 1:25, 26; 2Фес. 2:7, 8; 1Тим. 3:9, 16). Одна из важнейших тайн Нового Завета заключается в том, что Бог дарует спасение как евреям, так и язычникам (Еф. 3:3‑9).
14:25 через писания пророческие… возвещена Бог сказал Израилю, что Он не только призовет его к праведности, но и сделает его светом всем народам (см. пояснения к Ис. 42:6; 49:6; 1Пет. 1:10, 11; ср. Быт. 12:3; Исх. 19:6; Ис. 49:22; 53:11; 60:3‑5; Иер. 31:31, 33).
14:26 Богу… слава Благая весть открылась по воле Отца, и только Он достоин хвалы и поклонения.
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 14 глава