келарь монастыря кто это
Значение слова «келарь»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КЕ’ЛАРЬ, я, м. [греч. kellarios] (церк.). Монах, заведующий хозяйством монастыря.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ке́ларь
1. церк. истор. монах, заведовавший всеми монастырскими вотчинами и всеми недуховными делами по монастырскому ведомству ◆ Провозгласивши царем шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, собор назначил ехать к нему в челобитчиках: Феодориту, архиепископу рязанскому, троим архимандритам — чудовскому, новоспасскому и симоновскому, троицкому келарю Авраамию Палицыну, троим протопопам, боярам — Федору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя, и князю Владимиру Ивановичу Бахтеярову-Ростовскому, окольничему Федору Головину с стольниками, стряпчими, приказными людьми, жильцами и выборными людьми из городов. С. М. Соловьев, «История России с древнейших времен», 1859 г. (цитата из НКРЯ)
2. церк. монах, заведующий монастырским хозяйством ◆ Вчера поутру, когда я принёс к нему корзину с арбузами, дынями и кое-чем другим, то, вошед в большую приёмную комнату, немало подивился, увидя, что ректор, префект, келарь, игуменья, диаконша, несколько монахов и монахинь сидели в полукружии. В. Т. Нарежный, «Бурсак», 1822 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В келарне больше жила, помогая матушке-келарю кушанье на обитель стряпать и исправляя черные работы в кельях самой игуменьи Манефы. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: по-молодому — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
КЕЛАРЬ
[греч. κελλάριος, κελλάρης, κελλαρίτης; лат. cellarius, сellerarius], хозяйственно-административная должность в мон-ре. Первые упоминания о должности К. в церковной письменности относятся к сер. IV в., времени зарождения и стремительного распространения общежительного монашества в Римской империи. В обязанности К. изначально входило хранение и распределение среди братии монастырских запасов продовольствия ( Pallad. Hist. Laus. 13). К. заведовал келарней (κελλάριον), т. е. амбаром со съестными припасами (Apophthegmata Patrum. // PG. 65. Col. 148-149; Basil. Magn. Epitimia. 52 // PG. 31. Col. 1313; Cyr. Scyth. Vita Euthym. 17. S. 27). В истории монашеской традиции обязанности К. не были постоянными и либо расширялись вплоть до управления всей хозяйственной деятельностью монастыря, либо сужались до простой выдачи продуктов повару. В монашеский лексикон слово «келарь» перешло из светского обихода. В богатых рим. домах так называли рабов, отвечавших за ведение счетных книг и хранение продуктов ( Mau. 1899; Fehrenbach. 1910. Col. 2905). В христ. осмыслении прототипом служения К. были диаконы первохрист. общины, поставленные апостолами, чтобы «пещись о столах», т. е. руководить ежедневным раздаянием потребного каждому члену общины (Деян 6. 1-6; Theod. Stud. Iambi de var. arg. 12; Idem. Catech. magn. I 2).
В произведениях прп. Феодора Студита неоднократно встречаются увещания к К. и его помощникам наряду с увещаниями к др. должностным лицам монастырского служения: «Ты, келарь, уповай на Бога и возмогай в державе крепости Его (ср.: Еф 6. 10), проливай свою кровь, отдавай свою плоть, расточай себя в своих заботах, чтобы, стяжая себе братьев, ты стяжал также Самого Бога: ты ведь питаешь не людей, но, если угодно, апостолов Божиих» ( Theod. Stud. Catech. magn. I 13). Прп. Феодор подчеркивает, что любое монастырское послушание, даже если оно связано с выполнением рутинных хозяйственных дел, спасительно для монаха, если он воспринимает свое послушание как служение ближним и выполняет работу с полной самоотдачей. «Бодрствуй, келарь, потому что велика твоя награда, если ты хорошо и без всякой несправедливости служишь, все оцениваешь, даешь и получаешь от каждого приношение, отвечаешь и выслушиваешь, заботишься и хлопочешь, расходуешь и приобретаешь необходимое» (Ibid. III 4). Усердный монах видит свое послушание как проявление любви; «пребывайте и вы, чада мои, келари, в силе своей, идя навстречу и до смерти отдавая себя всей братии в ее будничных нуждах, питая братьев, как себя самих. » (Ibid. I 57). Любое дело в мон-ре, к-рое выполняется во славу Бога, «является не человеческим и не плотским делом, а святым и спасительным» (Ibid. II 123), «и за это наградой его будет жизнь вечная» (Ibid. III 17). Вместе с тем К. нельзя забывать о необходимых для всякого монаха добродетелях, поэтому он вместе с братиями посещает богослужения (Ibid. I 33).
Значительное число указаний относительно келарского служения содержится в визант. уставной монашеской лит-ре XI-XIV вв. В типиконе Льва, еп. Нафплиона, для монастыря Матери Божией в Арии (1143) сообщается, что К. вместе с казнохранителем и екклесиархом назначался игуменом с утверждения всей братии (Typikon of Leo. 2000. Р. 966). В соответствии с Правилом Нила, еп. Тамаса Кипрского, для мон-ря Махерас (1210) К. обязан не делать и самой малой вещи без сведения игумена мон-ря, а также не должен тратить ничего на своих родственников или друзей. Если он будет в этом замечен, то должен быть смещен и лишен св. причащения (Rules of Neilos. 2000. Р. 1151). Типикон Феодоры Палеологини (1294-1301) для жен. мон-ря в К-поле предписывает: «Келарь. должна отвечать за то, что сестры едят каждый день и что готовится на трапезу, как это готовится и распределяется по порциям, за количество и качество потребляемого вина, подробно наставляя служительниц относительно этих вопросов» (Typikon of Theodora Palaiologina. 2000. Р. 1272). В типиконе Иоакима, митр. Зихны, для мон-ря св. Иоанна Предтечи на горе Меникио (1332) сделан акцент на том, что К. должен нести свое служение со страхом Божиим и сознательностью, помня, что Господь в День Суда спросит о его служении (Typikon of Joachim. 2000. Р. 1597). В соответствии с Правилом Христодула для мон-ря Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1091) обязанности К. и распорядителя вина были разделены. К. назначался из числа наиболее благочестивых и испытанных братий, должен был быть разумен, понятлив и обходителен; имел в своем подчинении 2 помощников и повара (Rule, Testament and Codicil of Christodulos. Р. 590). Иерусалимский Типикон относит к обязанностям К. положение хлебов для благословения на литии, преломление их и раздаяние братии по чаше вина ( Петровский. 1908. С. 374).
По примеру греческих мон-рей должность К. была введена и в русских мон-рях. Послушание К. появилось уже в XI в. в Киево-Печерском мон-ре при прп. Феодосии Печерском, к-рый ввел в обители устав, составленный на основе студийского общежительного устава (Там же). В Печерском мон-ре К. заведовал братской трапезой, просфорней и всеми съестными припасами. У К. был помощник-ключник, который хранил ключи от погребов и складов ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 156-157). Прп. Феодосий призывал братию: «Посему будем довольны, братие, установленною… пищею, предлагаемою от келаря на трапезе, а в келье не станем держать ничего такого. Тогда только мы можем с полным усердием и всею мыслию возносить чистую молитву к Богу» (Там же. С. 185). В сер. XII в. свт. Кирилл Туровский в «Сказании о черноризцем чине», объясняя суть монашеского подвига, упоминает о К. Служение К. заключается в том, что он берет на себя попечение о хлебе насущном для всей братии и тем самым помогает им не заботиться о каждодневном пропитании, а полностью посвятить себя молитве. Монах, по словам свт. Кирилла, должен забыть обо всех житейских делах и попечениях. Подобно древним евреям, прошедшим по дну моря, монах должен миновать житейское море забот, чтобы, вступив в землю подвига, принимать «даровой хлеб» от К., как некогда израильский народ принимал манну из рук Божиих ( Кирилл Туровский, свт. Сказание о черноризцем чине // Творения. К., 1880. С. 92-93).
Свое значение К. крупных рус. мон-рей утратили вместе с изменениями в ведении монастырских хозяйств после церковных реформ имп. Петра I Алексеевича и в особенности после секуляризации церковных земель 1764 г. при имп. Екатерине II Алексеевне, когда мон-ри лишились финансовой независимости и влияния. В совр. практике рус. мон-рей К. отвечает за монастырские погреба и склады с продовольствием, кухню и приготовление пищи соответственно монастырскому уставу.
Что такое келарская служба? (часть 1)
Поплыл, побежал, игриво веселясь, колокольный серебристый трезвон, разнося по округе радостные звуки церковного торжества. Растворены массивные двери собора, рядом с которым тут и там стоят люди, ожидая выхода братии. Все сильнее нарастает звучание слаженного пения праздничного тропаря внутри собора. И вот появляется первый монах почтенного вида, победоносно несущий фонарь с разноцветными стеклышками и мерцающим внутри огоньком, который символизирует Божественный Свет и пламенную веру.
Это шествие, напоминающее Крестный ход, называется чином о Панагии, смысл которого — живо представить присутствие за трапезой Бога и Его Пресвятой Матери.
Перед идущими братьями предстают так называемые «трапезные палаты», которые находятся в северной части Внутреннего каре, обрамляющего собор. Декоративное оформление фасадов этой части каре сдержанное, но достаточно пластичное и выразительное. С востока его замыкает храм в честь Успения Божией Матери, являющийся подлинным украшением всего комплекса, к тому же недавно отреставрированный и внутри, и снаружи. «Этот храм имеет особое значение для нашей обители, ведь именно здесь 120 лет назад была явлена Валаамская икона Божией Матери и прославлена своими первыми чудотворениями», — рассказывал владыка Панкратий.
И вот вся братия постепенно заходит внутрь трапезных палат через маленькое крылечко, на небольших гранитных выступах которого неизменно, чаще по рыбным дням, восседает небольшой рыжий сфинкс – старожил келарской службы кошка Люська.
Создается впечатление, что валаамские братья решили в буквальном смысле исполнить евангельскую заповедь «входить тесными вратами» (Мф. 7:13), потому что проем довольно узкий и одновременно в него пройти попарно идущим людям не получается. Побуждение пропускать друг друга вперед, конечно, немного тормозит обеденную процессию. Но на подобные «трудности», по-моему, внимания особо никто не обращает, потому что впереди долгожданная трапеза, которая редко не оправдывает добрых предвкушений.
Вообще-то чуть правее есть и куда более красивый и широкий вход, но его используют редко, т.к. через него сразу попадаешь на вторую половину трапезной, где братьям приходится расходиться по разным сторонам, чтобы занять свои места. Здесь же все идут торжественным строем (не считая крылечка) через все помещение, что придает чину о Панагии дополнительное благообразие. Другой вход, назовем его парадным, используется обычно на Святках и на Светлой седмице, потому что все трапезы в эти праздничные дни проходят в дальнем — банкетном зале, и еще при посещении Валаама Патриархом и почетными гостями.
Заходя внутрь, братия начинают петь «Отче наш», после чего Игумен благословляет трапезу. Внутри братская трапезная представляет собой довольно просторное и очень длинное помещение, способное вместить до трехсот человек; на бо́льшее число людей просто не хватит столов. Помимо частых высоких окон, залы освящают декоративные люстры, похожие на паникадила. У самого входа и в середине трапезной к стенам прижались три огромных белых камина.
За игуменским столом стоит передвижной кивот с иконой Иверской Божией Матери, а дальний конец зала замыкает прекрасный иконостас, через который можно пройти в небольшой Успенский храм, где служатся братские Литургии. Все это создает молитвенную и благоговейную атмосферу, прививает особое отношение к «приему пищи» и напоминает о том, что трапеза является уставным продолжением богослужения. Ведь в монастыре все должно приближать человека к Богу, даже трапеза.
Все сидят за добротными деревянными столами на лавках, обитых для красоты и прочности железными скобами кузнечной работы. Во главе перед иконой восседает Игумен, рядом священнослужители, за ними братия и трудники.
Когда по уставу на трапезе есть разрешение «на вся» или полагается «утешение велие», накрытые столы моментально притягивают голодные взгляды. По праздникам повара и кондитеры готовят что-нибудь особенное и неизменно очень вкусное. Но и в будние дни, как скоромные, так и постные, монастырская еда имеет особый, часто неповторимый вкус.
Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и к самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в Киево-Печерском патерике: «Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу ели нечистоты, хвалящие – мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий».
Чьи же заботливые руки и умы стараются сделать праздничный обед приношением любви и послушания Богу и ближним? Это все те братья и трудники, несущие послушания под руководством монастырского келаря. Под его наблюдением находится не только приготовление пищи, но вся келарская служба, которая включает в себя некоторые другие монастырские хозяйства и трапезные. Келарь занимается закупкой продуктов, составлением меню для трапез, следит за чистотой и порядком во всей келарской, в том числе и за благообразием братской трапезной, за отпуском продуктов со складов, за приготовлением трапезы в соответствии с уставом и многое другое.
Такое послушание, обремененное серьезной материальной ответственностью, обычно доверялось монаху самых высоких нравственных качеств. Злоупотребление своим положением, не одинаковое отношение ко всей братии со стороны келаря могли буквально «взорвать» монастырский порядок. Поэтому все составители монастырских уставов и настоятели обителей уделяли особое внимание келарской должности.
О келарской службе мы решили поподробнее узнать у самого келаря – рясофорного послушника Игоря.
— Игорь, расскажи, пожалуйста, какие послушания существуют в келарской службе?
— В келарской службе довольно много послушаний, и все они тесно взаимосвязаны. Старший, а значит и ответственный за все, — келарь.
В келарской службе есть целый ряд ключевых послушаний, их несут мои непосредственные помощники: старший повар, кондитер, помощник келаря по документации и закупкам, старший трапезник, кладовщик, мастер ремонтных работ. Также в службе есть мойщики баков и посуды, овощечисты, прачечник. Все направления нашей службы тесно взаимосвязаны, поэтому свои послушания нам следует выполнять в единомыслии — командой, с чувством ответственности, взаимопонимания, в духе мира и любви, к чему, уверен, стремится каждый насельник нашего монастыря, независимо от того, какое бы послушание он ни исполнял. Это как Церковь – единое Тело Христово, где каждый член этого Тела важен. Об этом говорит и апостол Павел: «Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (Кор 12:26).
— Это достаточно тяжелое и самое ответственное послушание в нашей службе, поэтому повара, как костяк келарской службы, пользуются заслуженным почетом.
Почти все повара начинали у нас с нуля. А если человек ответственный, старательный и, пожалуй, хотя бы немного талантливый в приготовлении еды, из него со временем получается прекрасный повар. Сейчас у нас очень хороший состав поваров, среди которых есть старший повар, несущий частичную ответственность за все смены. В целях улучшения качества приготовления блюд, а также повышения квалификации конкретного повара, непосредственную работу провожу лично я. Скажу о своем опыте: ни при одном монастыре, как и в структурах светской кухни поваром быть мне не доводилось, но до монастырской жизни, как и любой другой самостоятельный человек, я имел опыт кухонного мастерства, что именно при помощи Божией благодати я сейчас и реализую. Т.е. все то, что сейчас можно видеть на столах, – это, отчасти, мой почерк, и, благо, повара мне в этом сильно помогают.
— Это, если можно так выразиться, мой секретарь, который помогает вести финансовую деятельность и отчетность, связанную с заказами продуктов и всего необходимого для келарской службы. По сути, он является важным связующим звеном между келарем и службой снабжения. Я формулирую задачу, нахожу решение, а решить ее, все-таки, прошу послушника Андрея. Слава Богу, в службе есть столь опытный в этом деле брат.
— Это вообще отдельная тема. Даже отец Силуан (предыдущий келарь) говорил, что помощником келаря является именно кладовщик. Помощь секретаря – это все-таки финансово-учетное направление, а в действительности келарь несет свое послушание, заручившись поддержкой именно поваров и, конечно же, кладовщика.
На сегодняшний день я являюсь одновременно и кладовщиком, поскольку всю деятельность, которую я вел, будучи кладовщиком, пока что не могу полностью переложить на плечи действующего кладовщика. Он пока только включается в процесс, и моя поддержка просто необходима. Кладовщик работает с продуктами, что требует большой ответственности. Представьте: из-за какой-то ошибки у поваров может не оказаться нужных продуктов; или из-за неправильного обращения с ними могут возникнуть значительные убытки для нашей службы.
Одна из задач кладовщика — отслеживать состояние, качество и наличие продуктов на складах. Для обеспечения келарской службы продуктами кладовщик находится во взаимодействии с агрономом монастыря и монастырскими садами, которые тоже под нашей «юрисдикцией»: агроном с полей поставляет нам корнеплоды, а сады — продукты, выращенные на грядках и в теплицах.
На сегодняшний день у нас есть основной кладовщик, который занимается непосредственно кухней, и второй кладовщик, который на отдаленных складах трудится над сохранностью годового запаса продуктов. Благодаря распределению обязанностей они немного быстрее осваивают своё дело, что положительно сказывается на качестве выполняемого послушания.
— Кондитерский цех также имеет прямое отношение к братской трапезе. Для нашей братии это послушание, конечно, очень ценное: выпечка, украшающая братский стол по будням и праздникам, является немалым утешением.
Ввиду нехватки людей на данный момент кондитеры переведены на другие послушания, но, надеюсь, скоро в монастырь прибудет достаточное количество трудников, благодаря которым мы сможем вернуть кондитеров обратно. До пандемии у нас было два кондитера, без которых сейчас келарская служба ощущает свою неполноценность.
Мойщики и овощечисты
— Более простые послушания в нашей службе – это посудомойка, мойка баков, прачка и чистка овощей. Эти послушания могут казаться незначительными, но они также являются важными звеньями в общей цепи, потому как без хорошо и вовремя вымытой посуды, а также без начищенных овощей согласно предстоящему меню у поваров и трапезников возникнут сложности в выполнении ими своих обязанностей.
Мастерская келарской службы
— Наша мастерская занимается ремонтными работами внутри самой службы и не только: мы помогаем и другим подразделениям монастыря. Мастерская следит за состоянием оборудования, которого в нашей службе довольно много, проводит фасадные работы, ремонт и реставрацию мебели и т.п.
Что такое келарская служба?
Сколько труда нужно положить, чтобы прокормить большой монастырь, какая ответственность лежит на келаре, какие работы выполняют братия, занятые в келарской службе, рассказывает рясофорный послушник Игорь – келарь Валамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря в интервью, опубликованном на сайте обители.
Игорь, расскажи, пожалуйста, какие послушания существуют в келарской службе?
В келарской службе есть целый ряд ключевых послушаний, их несут мои непосредственные помощники: старший повар, кондитер, помощник келаря по документации и закупкам, старший трапезник, кладовщик, мастер ремонтных работ. Также в службе есть мойщики баков и посуды, овощечисты, прачечник. Все направления нашей службы тесно взаимосвязаны, поэтому свои послушания нам следует выполнять в единомыслии – командой, с чувством ответственности, взаимопонимания, в духе мира и любви, к чему, уверен, стремится каждый насельник нашего монастыря, независимо от того, какое бы послушание он ни исполнял. Это как Церковь – единое Тело Христово, где каждый член этого Тела важен. Об этом говорит и апостол Павел: «Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (Кор. 12:26).
Старший трапезник
В его послушание входит большой круг обязанностей, ключевой из которых является контроль накрытия и сервировки столов должным образом. Также старший трапезник следит, чтобы мойщики и трапезники выполняли свои послушания, контролирует наличие в службе молочных продуктов, рассчитывает количество питающейся братии на предстоящую трапезу, предоставляя данную информацию поварам. Еще старший трапезник контролирует приготовление завтраков, чему обучает трапезников лично.
Повара
Это достаточно тяжелое и самое ответственное послушание в нашей службе, поэтому повара, как костяк келарской службы, пользуются заслуженным почетом.
Почти все повара начинали у нас с нуля. А если человек ответственный, старательный и, пожалуй, хотя бы немного талантливый в приготовлении еды, из него со временем получается прекрасный повар. Сейчас у нас очень хороший состав поваров, среди которых есть старший повар, несущий частичную ответственность за все смены. В целях улучшения качества приготовления блюд, а также повышения квалификации конкретного повара, непосредственную работу провожу лично я. Скажу о своем опыте: ни при одном монастыре, как и в структурах светской кухни, поваром быть мне не доводилось, но до монастырской жизни, как и любой другой самостоятельный человек, я имел опыт кухонного мастерства, что именно при помощи Божией благодати я сейчас и реализую. Т.е. все то, что сейчас можно видеть на столах, – это, отчасти, мой почерк, и, благо, повара мне в этом сильно помогают.
На данный момент у нас три смены поваров. У каждого повара по умолчанию есть один постоянный помощник. А если меню оказывается сложным, что в последнее время случается нередко, мы просим выделить нам на кухню разовых помощников.
Помощник келаря
Это, если можно так выразиться, мой секретарь, который помогает вести финансовую деятельность и отчетность, связанную с заказами продуктов и всего необходимого для келарской службы. По сути, он является важным связующим звеном между келарем и службой снабжения. Я формулирую задачу, нахожу решение, а решить ее, все-таки, прошу послушника Андрея. Слава Богу, в службе есть столь опытный в этом деле брат.
Кладовщик
Это вообще отдельная тема. Даже отец Силуан (предыдущий келарь) говорил, что помощником келаря является именно кладовщик. Помощь секретаря – это все-таки финансово-учетное направление, а в действительности келарь несет свое послушание, заручившись поддержкой именно поваров и, конечно же, кладовщика.
На сегодняшний день я являюсь одновременно и кладовщиком, поскольку всю деятельность, которую я вел, будучи кладовщиком, пока что не могу полностью переложить на плечи действующего кладовщика. Он пока только включается в процесс, и моя поддержка просто необходима. Кладовщик работает с продуктами, что требует большой ответственности. Представьте: из-за какой-то ошибки у поваров может не оказаться нужных продуктов; или из-за неправильного обращения с ними могут возникнуть значительные убытки для нашей службы.
Одна из задач кладовщика – отслеживать состояние, качество и наличие продуктов на складах. Для обеспечения келарской службы продуктами кладовщик находится во взаимодействии с агрономом монастыря и монастырскими садами, которые тоже под нашей «юрисдикцией»: агроном с полей поставляет нам корнеплоды, а сады – продукты, выращенные на грядках и в теплицах.
Одного кладовщика на всю келарскую службу, на самом деле, недостаточно. Одним из первых моих преобразований после заступления на должность келаря было разделение ответственности кладовщика на две позиции.
На сегодняшний день у нас есть основной кладовщик, который занимается непосредственно кухней, и второй кладовщик, который на отдаленных складах трудится над сохранностью годового запаса продуктов. Благодаря распределению обязанностей они немного быстрее осваивают своё дело, что положительно сказывается на качестве выполняемого послушания.
Кондитеры
Кондитерский цех также имеет прямое отношение к братской трапезе. Для нашей братии это послушание, конечно, очень ценное: выпечка, украшающая братский стол по будням и праздникам, является немалым утешением.
Ввиду нехватки людей, на данный момент кондитеры переведены на другие послушания, но, надеюсь, скоро в монастырь прибудет достаточное количество трудников, благодаря которым мы сможем вернуть кондитеров обратно. До пандемии у нас было два кондитера, без которых сейчас келарская служба ощущает свою неполноценность.
Мойщики и овощечисты
Более простые послушания в нашей службе – это посудомойка, мойка баков, прачка и чистка овощей. Эти послушания могут казаться незначительными, но они также являются важными звеньями в общей цепи, потому как без хорошо и вовремя вымытой посуды, а также без начищенных овощей согласно предстоящему меню у поваров и трапезников возникнут сложности в выполнении ими своих обязанностей.
Мастерская келарской службы
Наша мастерская занимается ремонтными работами внутри самой службы и не только: мы помогаем и другим подразделениям монастыря. Мастерская следит за состоянием оборудования, которого в нашей службе довольно много, проводит фасадные работы, ремонт и реставрацию мебели и т. п.
О здоровом питании, домашнем уюте и утешении от трапезы
Надо сказать, что наши послушания – это далеко не всегда размеренный, неторопливый труд, где можно спокойно помолиться, ни о чем особо не волнуясь, заняться богомыслием во время работы или весело побеседовать с братьями; напротив, это часто напряженнейшая, ответственная работа, где нужно за всем следить, ничего не забывать и во всем успевать.
В келарской службе все друг от друга зависят, и если кто-то из братьев не справляется, то могут возникнуть серьезные искушения, что, естественно, является моей головной болью. На данный момент у нас всё, слава Богу, хорошо: отрабатываем «кадры», прививаем новые полезные привычки, на которые я постоянно обращаю внимание всех, кто послушается в келарской службе.
А какие привычки являются сейчас новыми?
Если предыдущий келарь был очень мягким и лояльным человеком, то я по своей природе скорее перфекционист, педант даже. Моя педантичность начинается с того, как приготовлена еда, и заканчивается тем, как лежит вилка на столе.
А твой перфекционизм распространяется на то, чтобы пища была максимально полезной, на чем всегда делал акцент отец Силуан?
Не совсем. Конечно, нельзя сказать, что теперь еда на столах значительно утратила свою полезность. Если взять меню предыдущего келаря, который имеет медицинское образование и, руководствуясь богатым опытом, делал ставку на сбалансированное питание, могу сказать, что моё меню по степени полезности не так уж сильно и уступает меню отца Силуана. Я достаточно долго помогал ему в его послушании, чтобы привить себе понимание правильного питания.
Послушаюсь я в келарской службе уже почти четыре года, первые три из которых был кладовщиком всей службы. В рамках моей осведомлённости по послушанию в отсутствие келаря мне доверялось проводить работу с трапезниками и поварами, что послужило подготовкой к послушанию келаря. Это был хороший опыт, из которого я извлёк вывод: человеку не всегда хочется одной здоровой пищи, многие от трапезы все-таки иногда ожидают какого-то утешения.
Нередко я общаюсь с братией по поводу нашей кухни и анализирую их замечания и предложения. Это, конечно, совсем не означает, что я по их просьбе буду каждый день подавать на столы жареную картошку, и мне неважно, как в целом это отразится на их здоровье. Но все-таки я делаю большой акцент на том, чтобы трапеза была вкусной и в то же время разнообразной. Жизнь в монастыре научила меня некоторым общежительным и моральным принципам, поэтому я прикладываю немалые усилия для того, чтобы питающиеся в трапезной остались довольны.
С утешением все понятно. А что ты можешь сказать о правилах здорового питания?
Конечно, составляя рацион, я делаю ставку и на полезность. У нас суровый климат, и для поддержания организма в бодрости нужно питаться достаточно здоровой пищей. Но если говорить об отличии моей кухни от предыдущей, можно смело заявить, что я довожу пищу до полной готовности. Хорошо ли это или плохо, время покажет. Есть такая концепция, что пища считается здоровой, если её немного недоготовить, сократив тем самым время термической обработки. Я же считаю, что доведенная до полной готовности пища создает домашний уют, организацией которого я и занимаюсь.
Если бы хотелось добиться от трапезы максимальной полезности, мы могли бы кормить всех строго по рациону, учитывая все молекулярные свойства продуктов. Отец Силуан оставил мне много бумаг с указанием суточной потребности человека в микроэлементах. Если честно, эту потребность я не соблюдаю, потому что в этом случае пришлось бы кормить братию каждый день бобами, обогащёнными необходимым нам белком.
В дальнейшем, надеюсь, Господь все управит, обучив меня тому, как компенсировать все недостающие в рационе элементы. Сейчас же, на мой взгляд, братья довольны, даже благодарят за труды. Я делаю ставку не только на меню, но и на вроде бы незначительный такой момент, как уют. На праздник, например, накрыл скатертями столы, поставил живые растения в трапезную, закупил праздничную посуду. Так, по крупицам, все это собираешь и видишь, что братия немного по-другому себя чувствует, находясь в трапезной и за столом. Я надеюсь, что это не только мое субъективное, но и общее мнение.
Ты дополнительно отвечаешь еще и за трапезную для гостей и рабочих?
Да, это является моей прямой обязанностью. Помимо братии, келарская служба кормит рабочих, тех, кто приезжает в монастырь потрудиться во славу Божию, и просто гостей нашего монастыря. Кормим их мы в помещении Новой трапезной. Там работает целый штат сотрудников.
Новая трапезная как подразделение келарской службы достаточно самостоятельна. В штате есть заведующая производством, которая несёт ответственность за продуктивность трапезной и гарантирует исполнение распоряжений келаря.
Как и в братской трапезной, для питающихся в Новой я составляю меню, контролирую качество продуктов и обеспечиваю подразделение всеми необходимыми средствами.
Меню с изюминкой, диета и калории, и можно ли прожить на самообеспечении
Что в целом входит в круг обязанностей келаря?
Самая главная обязанность – чтобы не оказалось так, что братьям будет нечего есть, т. е. обеспечение продуктами. А для этого приходится делать многое, например, нужно ездить по садам и полям. Вроде, было бы достаточно просто позвонить по телефону, но это не работа. Я должен сам посмотреть, поставить задачи, корректировать, подталкивать. Отслеживаю рынки – наличие и качество продуктов. Если сам не могу пойти что-то посмотреть, то отправляю доверенных лиц из службы снабжения. Постоянно с ними работаю. Если есть необходимость, работаю с благотворителями. А всё остальное – вытекающее, его очень много, даже не перечислить. Конечно, наличие денежных средств – тоже обязанность келаря. Это не так: мне нужно – я написал бумажку, положил, и мне все дали. Мне изначально говорят, сколько у меня есть средств, и я растягиваю на всё, чтобы везде всего хватало. Веду бухгалтерский учёт.
По каким основным принципам ты составляешь меню для братии?
Первым делом я смотрю календарные дни предстоящей недели: постные, скоромные, праздничные. Все нужно учитывать. Если, например, выпадает какой-то большой праздник, то под него специально подготавливается праздничное меню (нештатное). Затем для него специально закупаются продукты – они не лежат на складах. Я планировал сделать несколько шаблонов, значительно отличающихся друг от друга, которые можно будет просто редактировать и вставлять в меню. Но пока каждый раз я составляю новое меню, потому что постоянно есть какие-то идеи, хочется внести какую-то изюминку. Естественно, ищу какие-то новые рецепты, как можно приготовить те же продукты иначе.
Приходится держать много информации в голове, знать, что есть на складе…
Это только вначале кажется сложно. Но сейчас у меня почти четыре года опыта. Сейчас я знаю весь ассортимент продуктов – меня ночью разбуди, я все перечислю, скажу, где они лежат и в каком количестве. Еще у меня есть программа, которую я с первых дней завел, когда начинал кладовщиком. Став келарем, я перевел ее себе, т. е. она у меня продублирована: кладовщик ее ведет, а я на компьютере все вижу. Если у меня возникает вопрос, то захожу, смотрю, и программа показывает наличие любого продукта на складе, срок годности и так далее. Всего все равно упомнить невозможно. Чем дальше, тем больше появляется информации, и некоторую информацию я намерено не держу в голове.
Еще составление меню – это, можно сказать, интригующий момент для меня. Бывают такие дни с необычными рецептами, когда даже поварам становится интересно готовить.
Повара не берут на себя инициативу составлять меню?
Сейчас нет. Раньше меню было лояльное, универсальное. Например, было написано: рыбный суп – и все. Это давало повару свободу. Он открывает холодильник, смотрит, из какой рыбы и как будет готовить. У меня сейчас есть конкретика. Я прописываю точно, из какой рыбы, как суп довести, что именно нужно сделать, что и в каком виде добавить. И, конечно, если есть более расширенная информация, я иду на кухню к повару и детально с ним все обсуждаю. Пока, на первых порах, мне самому это интересно, надеюсь, так оно и дальше будет.
А если повар посмотрит рецепт и скажет, что не сможет так приготовить?
Такого у нас не бывает. Келарские повара не просто опытные, но, я бы сказал, еще и энтузиасты. Когда я им приношу меню, им становится интересно, и они тут же начинают делать пробники, не дожидаясь дня своей смены. Я не хожу и не кричу, мол, сготовьте мне все так, как нужно, и не перепроверяю за ними по десять раз. Они сами с интересом всем этим занимаются. Может быть это отчасти связано с тем, что к старым рецептам повара уже привыкли.
Если уж на то пошло, не было у тебя идеи сделать, например, неделю итальянской кухни?
Конечно нет, у нас ведь не ресторан. Наоборот, есть некоторые посылы, чтобы все-таки вводить полностью русскую кухню. И даже не просто русскую, а приближенную к кухне Руси. В моем представлении монастырская кухня должна быть именно такой.
Чем проще, тем лучше?
Не то чтобы как можно проще, а без излишеств. Есть в меню некоторые излишества, которые я вкладываю только для того, чтобы внести какое-то разнообразие. На мой взгляд, более чем достаточно, если на столе есть первое, второе и салат. Сейчас, естественно, я придерживаюсь этих норм, но все равно иногда приходится создавать возможность выбора. Разнообразия у нас достаточно много, и повторяться не пришлось бы, если бы мы ограничивались минимальной потребностью.
Можно ли встретить сестер в келарской службе?
Нет, это братское послушание. Сестры послушаются только в теплицах и садах, которые связаны с келарской. Там есть такие послушания, где братья справляются с большим трудом, например, бережно ухаживать за растениями – кропотливая работа. Поэтому правильнее туда поставить сестер, а братья с куда большим удовольствием что-нибудь потаскают или перекопают.
А как насчет искушений? Какие проблемы возникают у поваров и вообще в келарской службе?
Без этого никто обойтись не может, это же монастырь. Постоянно есть какие-то искушения и на кухне, и на любом другом послушании. Нередко бывает, что у поваров или кондитеров что-то не выходит так, как этого они сами, да и я, ожидали. Все-таки одно дело, когда ты готовишь дома на несколько человек, и совсем другое – на сто пятьдесят. Чем больше объем посуды для приготовления пищи, тем больше риска, что что-то пойдет не так. От дозировки продуктов очень многое зависит. Даже если правильно высчитать процентное соотношение продуктов, то – как нужно подвести, когда вовремя снять… – все равно, бывает, чувствуешь, что не попал. Но нередко все-таки получается очень вкусно…
К тому же в келарской послушаются не роботы, а живые люди, – человеческий фактор; конечно, бывают самые разные искушения.
Многие братья трудятся на тяжелых послушаниях. Ты это как-то учитываешь? Увеличиваешь калорийность, чтобы у братии энергии было больше?
Я только увеличиваю порции, объемы, потому что у нас пища и так достаточно калорийная.
…В посты стараюсь все-таки сделать трапезу посытнее. Естественно, это все учитывается: в постный день будет более насыщенный обед. Но насыщенность его не в том, чтобы было больше блюд, а в их составляющих. От бобовых никуда не уйти – они достаточно питательны, хоть братии, похоже, уже порядком поднадоели. Где-то котлету овощную добавлю. Таких моментов, конечно, много.
А как обстоит дело с диетическим питанием? Это же, наверное, не просто – все продумать.
У нас на обед и ужин обычно есть не менее трех диетических столов в зависимости от потребности братии. Блюда там примерно такие же, но обычно приготовлены иначе: приправ поменьше, нет овощной обжарки и т. д. Я для этого вначале связывался с диетологами, но сейчас из-за вирусной ситуации этим занимаюсь сам. К тому же остался опыт, который был при отце Силуане, – с диетой проблем никогда у нас не было. Я просто внес некоторые дополнения в диетический стол: какие-то продукты бывают приготовлены так же, как и за общими столами, но их просто там больше.
По какому принципу в плане полезности закупаются продукты? Врачи говорят, что самые полезные продукты для человека – это те, которые растут в тех широтах, где человек постоянно проживает.
Меню я составляю, как уже говорил, и с учетом места нашего проживания. Есть продукты, которые мы закупаем, исходя исключительно из того, что здесь все-таки север. Это рыба, фрукты, овощи, зелень. Наши собственные поля и сады не всегда могут нас этим полностью обеспечить. Все недостатки мы восполняем продуктами с материка. В осенне-весенний период, когда начинаются простуды и организму требуется больше защиты и витаминов, на столе больше чеснока, лука, фруктов.
Можно сказать, что от твоего послушания зависит здоровье всей братии?
Думаю, это не совсем так. Естественно, принимаю все это во внимание. Я просто делаю то, что должен, а какие это даст плоды, уже, конечно, не от меня зависит. Вот, например, сейчас у нас постоянно чеснок, лук на столе есть. Еще некоторые специи добавил, чтобы у человека была возможность воспользоваться этим по необходимости. Кухня на большое число людей – это все-таки универсальный стол, нельзя просто под одну планку всех подвести. Стараюсь, чтобы у человека был какой-то выбор: кому-то хочется пополнить организм витаминами или восполнить нехватку белков, кому-то – себя подлечить.
А что вы делаете с едой, которая остается?
Раньше с этим было попроще, но полтора-два года назад у нас сократили свинарник, который помогал в утилизации продуктов. Кормили остатками животину, получали компост и поставляли его в сады.
Сейчас мы вынуждены ту небольшую часть пищи, которая остается, вывозить в специальные колодцы, где происходит ее перегнивание, и затем она в виде удобрений вывозится на поля. Совсем без остатков, когда работаешь с большими объемами продуктов, обойтись никак нельзя. Это в любой столовой или ресторане так: что-то просто не съедается и начинает портиться. Мы по-всякому пробовали, пытались реализовать абсолютно все, но что-то все равно остается со столов.
А если сократить количество столов? А те, кто опоздал, будут доедать то, что осталось после первой смены.
Я не уверен, что это выход. Остатки все равно будут. Это не значит, что если один обед съели подчистую, то остатков не будет. Всегда есть вчерашний обед, сегодняшний ужин. Мы продукты ставим по два, а то и по три раза на трапезу, но все равно есть небольшие остатки. К тому же после первой смены может остаться один только супчик, а все-таки наша задача – людей накормить. Например, на ужине всегда есть обеденный суп, какие-то остатки салатов… Но через 2-3 дня некоторые продукты портятся или есть их становиться небезопасно, да и кормить этим братьев уже самому не хочется.
А повара себе готовят что-то особенное?
Нет. Когда работаешь на кухне, вкусная еда уже не особо и радует – праздничный обед уже становится простым. Отработаешь тяжелую смену – и тебе главное пойти бы отдохнуть. Помню, когда я был кладовщиком, то мог без конца коврижки есть, а потом на эти коврижки и не смотришь… На кухне то же самое. Раньше всех попробовать обед, вкусно ли, – это интересно. Но даже наедаться не хочется.
А у тебя есть какая-нибудь договоренность со Cлужбой благочиния, что если приезжает, например, трудник – профессиональный повар, то он обязательно должен попасть к тебе на послушание? Или тебе это не так важно?
Договоренности нет, но негласно так и происходит. Хорошо, когда человек что-то уже умеет делать, я всегда рад, когда к нам приезжают потрудиться такие люди.
А может быть такое, что этот брат повар будет чрезмерно проявлять инициативу, ссылаясь на то, что у него есть большой опыт?
Бывает всякое. Любой из поваров иногда что-то делает по-своему, не по плану. Допустим, повар внес какую-то свою изюминку в блюдо, и если это мне понравилось: сочетание вкуса хорошее и т. п., – то я промолчу, а если нет, скажу, что так делать нельзя.
Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Также с древности сохранялась традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, гостей. Жива ли эта традиция сейчас на Валааме?
Мы, конечно, не полностью самодостаточны, но все-таки большею частью продуктов мы себя обеспечиваем: снимаем урожай с полей, садов, теплиц. Допустим, своего картофеля хватает на весь год, если правильно его хранить. С прошлого года у нас появилась капуста, и мы 40% необходимой на год капусты уже не закупали, а в этом году покупать понадобится еще меньше.
Если перечислить овощи по степени нашей ими самообеспеченности, то будет такой порядок: картошка, свекла, морковь и потом только капуста. Плюс у нас своя зелень, помидоры, огурцы, перец, кабачки. Также есть очень много яблок, немало ягод. Ну и, конечно, ферма и рыбное хозяйство. На мой взгляд, неплохо, но, думаю, можно лучше.
То есть можно сказать, что в плане продуктов в основном монастырь сам себя обеспечивает?
Нет, приходится много разных продуктов закупать. Допустим, морскую рыбу мы сейчас покупаем. Можем ли мы полностью перейти на свою форель и нужно ли это, не знаю.
А что, на твой взгляд, мешает монастырю полностью себя обеспечивать в плане еды? На Старом Валааме ведь было именно так?
Это сложный вопрос. Думаю, нам нужно самим больше об этом радеть. У нас много полей и много потенциальных возможностей. Может быть, еще нужно больше привлекать братию и трудников к полевым и садовым работам.
На Старом Валааме было несколько тысяч братий и трудников и почти все работоспособные, из крестьянских семей, с детства, приученные к труду. Это, конечно, облегчало все работы по самообеспечению, не так ли?
Не уверен. Думаю, чем больше братии, тем сложнее. В процентном соотношении это все прямо пропорционально: чем больше людей, тем больше надо трудиться и больше кормить.
По уставу или по братским пожеланиям, а также о рассудительности в руководстве
Как проходит трапеза на Валааме? Расскажи про распорядок, про какие-то особенности.
Наш устав знает только две трапезы – обед и ужин. Имеются соответствующие чины благословения этих трапез и благодарения после них. Во время трапезы читаются жития и поучения святых отцов. Трапеза длится недолго – минут 15-20, для опоздавших есть вторая смена. Для братии, несущей тяжелые физические послушания, или для имеющих слабое здоровье, у нас еще есть завтрак, впрочем, как и для всех желающих. Лет 20 с прихода на Валаам братии завтраков не было, но потом, видимо, решили сделать снисхождение, т. к. многие должны исходить с самого утра “на делание свое даже до вечера” (Пс. 103:22–23), и ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею.
Что касается воскресных и праздничных трапез, то я всегда учитываю, что братия пришла с Литургии. В основном все причастившиеся – на голодный желудок, без завтрака. Поэтому пища должна быть не тяжелой и, конечно, не будничной, особенной. Под это выбираю какие-то блюда, нарезку придумываю, подачу делаю другую, сервировку.
По уставу по праздникам положено ставить на столы вино. Когда-то так было и на Валааме. Сейчас обходится без этого. Ты не знаешь, почему так сложилось?
Когда я стал келарем, мой первый праздник был Рождество. Хотелось сделать этот день особенным. И вот наступает праздник: я закупаю скатерти, накрываю новый фарфор – и вижу, что чего-то очень не хватает. Иду к Игумену и говорю: «Владыка, благословите, есть помысел поставить братьям в честь праздника по 200 грамм сухого вина». Он не сразу отреагировал, несколько подумал и говорит: «Знаешь, да, можно было бы, но это для братьев будет таким звоночком… поэтому не надо». Я потом еще раз на всякий случай переспросил, но ответ был тот же. С тех пор вопрос закрыт.
А как ты относишься к братским пожеланиям? Зависит ли твой ответ от того, кто обратился с просьбой?
Естественно, я все это учитываю. Иногда бывает действительно конструктивное пожелание, рациональное. А если это просто какой-то каприз, то стараюсь не ссориться, но и исполнять такие просьбы не берусь. Но чаще всего мы порассуждаем с человеком, и я для себя уже делаю выводы, что надо на это обратить внимание. Некоторые разумные пожелания братии уже реализованы и себя оправдывают.
Что для одного нормально, для другого – пересолено, третьему чего-то не хватило или еще что-то…
Да, поэтому я пытаюсь найти золотую середину. Пока вроде бы получается, что на диете, что на общих столах – преобладают положительные отзывы. Бывает и недовольство, но это очень редко и по таким моментам, на которые обычно не стоит обращать внимание. Скорее всего, человек просто не выспался и сетует на еду.
А как с твоей точки зрения, разве монахи вообще могут жаловаться на еду?
Вряд ли я могу об этом правильно судить. Я сам четырехлетний послушник. Думаю, монах за всё должен благодарить. Наверное, все зависит еще от того, в чем заключается эта жалоба. Что можно, что нельзя – это у каждого на совести. Моё дело – стараться, чтобы этого не было.
Послушание у тебя, конечно, очень тяжелое…
Думаю, все-таки не очень. Просто надо учиться. Я по своей неопытности на каждом послушании набивал много шишек. Когда был комендантом в гостинице или кладовщиком, у меня случались неприятные ситуации с людьми, потому что я пришел абсолютно «зеленый», но потом все-таки чему-то научился. Сейчас, будучи келарем, кажется, что этот непрестанный поток дел невозможно нормализовать, но, думаю, нужно больше времени и опыта. Это еще, конечно, все сказывается и на духовной жизни: очень частое пропускание богослужений, опускание келейного правила, постоянный недосып, какие-то недопонимания с братией и т. д.
Говорят, что у валаамского схиигумена Иоанна (Алексеева) отличительным качеством было огромное снисхождение к людям. А у тебя есть такое качество?
Я стараюсь воспитывать его в себе. Это качество, можно сказать, стоит у меня в приоритете, потому что мой духовник мне часто об этом говорит. Пока что, пожалуй, этого качества у меня нет. Но есть искреннее желание служить братии. Ко всем остальным необходимым качествам руководителя я себя тоже серьезно понуждаю.
Во время кризиса братии пришлось «затянуть пояса потуже»?
Бюджет для келарской урезали в четыре раза. Но в тоже время сделать почти пустую трапезу я не могу. Поэтому приходится находить какие-то варианты и идти на риски для себя. Я понимаю, что если буду так действовать весь год, то средства закончатся значительно раньше, чем должны. Но надеюсь, что со временем наше положение улучшится.
То есть получается, что кроме того, чтобы быть хорошим организатором, тебе надо еще быть хорошим финансистом?
Да, так и есть. Еще до монастыря с цифрами был «на ты». На первом моем послушании в келарской, на складе, мне приходилось вести расчеты, причем не только касаемо продуктов, но и некоторых технических моментов. К примеру, на нескольких складах нашей службы удалось даже капитальную реконструкцию сделать по моим расчетам.
Ты связывался с другими монастырями по вопросам келарской?
У меня есть план ознакомиться с опытом некоторых монастырей. Мне приходилось бывать на собраниях, где обсуждалось подобное. Может быть, на это нужно потратить время, но пока что большой потребности в этом я все-таки не вижу. Если я найду в службе моменты, с которыми мы не справляемся, когда по конкретному вопросу нужен будет совет, который не могут дать здесь, на Валааме, тогда да, если будет на то благословение, я поеду в другой монастырь, где попытаюсь найти разрешение ситуации. Пока с такими вопросами я не сталкивался. На данный момент наша служба существует уже 30 лет, есть преемственность. У нас есть свой опыт, и мне нет нужды второй раз «изобретать велосипед».
Как кормят паломников, туристов и сестёр? В чём различие в питании с братской трапезной?
Я стараюсь делать минимум отличий. В братской трапезной еда, конечно, получше. Если говорить о праздниках, то и в Новой трапезной довольно-таки хорошее, интересное меню для волонтёров и гостей, очень похожее с нашим. Молочные продукты, овощи – это все по умолчанию у них тоже есть. А паломническая трапезная не находится в моем подчинении.
Чем отличается келарь монастыря от директора столовой?
Здесь дело не только в обязанностях. Моя задача – не только приготовить еду, но и вырастить продукты. То есть я отслеживаю процесс с самого зачатка до готовности – это моя забота. В миру главное – это качество исполнения работы, а не человеческие отношения. А здесь ты вынужден, несмотря на все свои обязанности, дело часто опускать на второй план. Но в то же время я не могу не накормить братию из-за того, что не хочу испортить отношения с человеком. Возникает некий диссонанс. Тут нужна какая-то рассудительность, которая мне ещё не дана. В миру руководитель столовой, может человека просто уволить – и закрыть вопрос, или лишить зарплаты за бой посуды. Здесь я должен искать подходы, работать с тем, кого Бог послал…