кельнский собор история создания
Кельнский Кафедральный Собор краткое описание: фото, история, архитектура, адрес
Кельн – один из самых старинных и роскошных городов Германии. На его территории сосредоточено огромное количество исторических и культурных достопримечательностей. Среди них – знаменитый Кельнский Кафедральный Собор. Римско-католическое сооружение, выполненное в стиле средневековой готики. Непревзойденный шедевр архитектурного искусства. На самой вершине Соборного холма возвышается изящное грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами, арками. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что здание выполнено в форме латинского креста. В стенах Собора хранятся ценные религиозные реликты. Уже несколько десятилетий Кельнский Собор входит в список объектов Всемирного наследия.
История создания
История Кельнского Собора уходит своими корнями в глубокое средневековье. По данным исторических справочников – в 1 тысячелетии на его месте располагался небольшой римский храм. В 4 веке рядом появились христианские церквушки. Многие из них со временем были уничтожены пожарами. В 13 столетии архиепископу Кельнскому из Милана были переданы святые мощи трех волхвов. Это событие послужило толчком для возведения большого красивого храма. Строительство началось в 1248 году и продлилось 632 года. За это продолжительное время было возведено 157 башен, создано бессчетное количество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие Собора состоялось только в 1880 году. Перед взором горожан и туристов предстало невероятное, завораживающее неоготическое сооружение, впечатляющее своим масштабом и великолепием. В течение II Мировой войны Собор практически не пострадал, было разбито всего лишь несколько южных витражей. После войны, здание реставрировалось и обновлялось. К 2007 году были восстановлены все витражи, и храм засиял еще ярче.
Панорама Кельнского собора
Легенда о Кельнском Соборе
Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.
Внутренне убранство Собора
Пройдя через огромные бронзовые ворота, посетители оказываются в волшебной средневековой стране. В главном соборном зале размещается несколько очаровательных галерей и небольших часовен.
Посреди зала возвышаются пышные резные колонны. По углам расставлены скульптуры библейских святых. На стенах красуются полотна из позолоченной мозаики.
Ларец трех волхвов
Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь – настоящее произведение средневекового искусства. Слева от алтаря расположена основная Кельнская реликвия – гробница волхвов. Рядом можно увидеть «ларь трех волхвов» — три деревянных саркофага, обшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Он поражает посетителей своей невероятно сложной отделкой – позолоченные колонны, причудливые узоры в форме сказочных растений. По бокам на своих шикарных тронах восседают пророки и короли, над ними – апостолы в белоснежных одеждах. На нижней части ларя перед взором посетителей предстает сцена рождения и распятия Христа, а также его чудесное воскрешение.
Миланская Мадонна
Еще одной уникальнейшей реликвией Кельнского Собора является «Миланская Мадонна». Как и ларь, она была привезена Кельнским архиепископом из Милана. Верующие утверждают, что эта скульптура обладает чудотворным действием, поэтому в средние века она особенно почиталась. В 1248 году, в результате большого пожара, она была уничтожена. А спустя 50 лет, изображение Святой Девы было восстановлено. Конечно, оно не было таким дорогим и прекрасным как первое, но им не меньше дорожили. Скульптуру не раз обновляли и дополняли. В настоящее время «Миланская Мадонна» представляет собой настоящий скульптурный шедевр. Скульптура возвышается на высоком резном пьедестале – грациозно и изящно, полная одухотворенности, женщина держит на своих руках дитя Господа. На Мадонне длинные шелковые одежды, окрашенные в разные цвета. Она с такой нежностью смотрит на свое чадо, что у многих наворачиваются слезы при виде такой всеобъемлющей материнской любви.
Крест Геро
Другие священные реликвии
Прямо от «палаты святынь», где собраны главные сокровища храма, отходит несколько коридоров и лестниц. Спустившись по одной из таких узких лестниц, посетители оказываются в подземных соборных помещениях. Здесь собрано невероятное количество религиозных реликвий. На специальных освещаемых витринах можно увидеть несколько церемониальных крестов, а также неотъемлемый символ архиепископской власти – священные жезл и меч. Рядом находятся несколько залов со старинными книгами, коллекцией серебряных и позолоченных кубков. Один из залов отведен под церковные одежды. Зрелище невероятное – богатые парчовые рясы, вышитые драгоценными камнями. В одном из подземных помещений туристы смогут полюбоваться оригинальными скульптурными композициями. Бродя по извилистым коридорам подвалов, посетители невольно оказываются в далеком средневековье. Во время экскурсии, в Соборе звучит органная музыка, завораживающая и обволакивающая со всех сторон.
На самой вершине Собора расположена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на городскую панораму. Для того чтобы подняться, туристам приходится преодолеть трудный путь в 500 ступеней. Вокруг храма разбит живописный природный парк с ухоженными газонами и клумбами. По всему периметру стоят скамейки, где можно отдохнуть от длительной экскурсии. Можно насладиться игрой уличных музыкантов и представлением многочисленных мимов. А можно заглянуть в одно из уютных кафе, перекусить и полакомиться отличным кофе или утолить жажду прохладительными напитками.
Кельнские захоронения
В стенах Кельнского Собора было захоронено немало архиепископов. Например, в часовне Святого Стефана хранятся мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зеленым и красным порфиром. В стенах Крестовой часовни было решено создать искусственную гробницу. В ее центре – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, который был причислен к лику святых. Скульптура выполнена из красного мрамора. Над гробом архиепископа склоняется ангел. В часовне Святого Иоанна был захоронен архиепископ Хохштаденский. На крышке саркофага изображена фигура архиепископа, облаченная в шелковые одежды. В 1330 году архиепископу Гейнсбергскому был создан саркофаг, представляющий собой настоящее произведение искусства. Сверху на надгробии можно увидеть фигуру архиепископа, вылепленную из известняка. Сверху она покрыта слоем лаковой краски. На стенах надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами, железными воротами и зубцами. Одним из самых богатых надгробий является саркофаг архиепископа Саарверденского. Он хранится в часовне Богоматери.
Собор Кельна сегодня
Сегодня в стенах Кельнского Собора проводятся церковные службы и мессы, а также некоторые религиозные праздники. В стенах храма устраиваются концерты органной музыки. Кроме того здание храма является открытым для посещения музеем. Здесь хранится уникальная коллекция гравюр, полотен и картин на библейскую тему, огромное количество скульптур, средневековых фресок и рукотворных драгоценностей. Восхищают и одухотворяют знаменитые Кельнские витражи с изображением германских королей и библейских сцен. Огромную ценность представляет творение Стефана Лохнера – «Поклонение апостолов».
Памятка для туристов
Часы работы:
Добраться до Кельнского Собора совсем не трудно. От центра города можно дойти пешком, подышать свежим воздухом и оценить многочисленные Кельнские достопримечательности. Можно воспользоваться троллейбусом или автобусом. Многие предпочитают метро. Из аэропорта можно добраться на поезде №13, автобусе или такси.
Кёльнский собор – вечно строящийся готический шедевр
Обновлено: 8 Июл, 2019
Самой интересной и значимой архитектурной достопримечательностью города Кёльна в Германии признан римско-католический кафедральный собор Святого Петра и Святой Девы Марии. Это официальное название религиозного сооружения, более распространённое – просто Кёльнский собор.
Интересный факт! Известная достопримечательность не принадлежит ни государству, ни Церкви. Официальным владельцем Кёльнского собора в Германии является… сам Кёльнский собор!
История храма вкратце
Самый грандиозный в Кёльне собор расположен на месте, которое ещё во времена римского правления являлось религиозным центром живших здесь христиан. На протяжении веков там было построено несколько поколений храмов, причём каждый последующий превосходил по своим масштабам предыдущие. В нижнем ярусе современного собора, где сейчас проводятся раскопки, можно увидеть то, что сохранилось от этих древних святынь.
Можно утверждать, что история Кёльнского собора в Германии началась в 1164-м году. Как раз в это время архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи трёх Святых Волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу.
В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.
Новый храм в Кёльне строился в два очень долгих этапа.
Герхард фон Риле – именно этот человек составил чертежи, по которым велись работы по возведению грандиозного сооружения. Символичный камень в фундамент Кёльнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была сооружена восточная сторона храма: алтарь, окружённые галереей хоры (их освятили в 1322 году).
В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: завершили лишь нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на башенной колокольне установили два колокола, вес каждого из них составлял 10,5 т.
Год, когда строительство приостановили, в разных источниках указан разный: 1473, 1520 и 1560. Несколько столетий собор в Кёльне оставался недостроенным, а на южной башне всё время так и стоял высокий подъёмный кран (56 м).
Интересный факт! В Эрмитаже находится полотно известного голландского художника Яна ван-дер-Гейдена «Улица в Кёльне». На нём изображены городские улицы начала XVIII века, там же виден и собор с незаконченной башней и возвышающимся над ней краном.
В ХIХ веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, к тому же возведённые хоры уже требовали обновления. В те годы готическая архитектура находилась на очередном пике популярности, поэтому святыню решено было закончить, придерживаясь выбранного ранее готического стиля. Этому поспособствовало и то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, составленные Герхардом фон Риле.
Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер пересмотрели старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительных работ. Начал его сам Фридрих Вильгельм IV, заложив в фундамент очередной «первый камень».
В 1880 году одно из длиннейших в истории Европы строительств завершилось и даже отмечалось в Германии как национальное событие. Если считать, сколько же строился Кёльнский собор, то получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не прекращали ремонтировать и доделывать: меняли стёкла, приступили к внутренней отделке, настилали полы. А в 1906 году обвалилась одна из башен над центральным фасадом, и пришлось ремонтировать повреждённую стену.
Интересный факт! В 1880 году Кёльнский собор (высота 157 м) являлся наивысшим сооружением не только в Германии, но и в мире. Он оставался рекордсменом до 1884 года, пока в Америке не появился Монумент Вашингтону (169 м). В 1887 году во Франции построили Эйфелеву башню (300 м), а в 1981 году в Кёльне появилась телебашня (266 м), и собор стал 4-м на планете сооружением по высоте.
Во Второй мировой Кёльн, как и многие другие города Германии, был очень сильно разрушен бомбёжками. Интересным является тот факт, что Кёльнский собор чудом сохранился и возвышался среди сплошных развалин, будто возникнув из иного мира.
Как говорят военные стратеги, высокие башни здания служили пилотам ориентирами, поэтому они не бомбили его. Но всё же 14 раз в собор попадали авиабомбы, хотя он и не получил серьёзных повреждений. Тем не менее, новые реставрационные работы были необходимы.
До 1948 года хоры в соборе Кёльна восстановили, после чего там постоянно стали проходить службы. Восстановление прочего интерьера продолжалось вплоть до 1956 года. Тогда же построили винтовую лестницу, ведущую к площадке на одной из башен, на высоту 98 м.
Из-за сильного загрязнения окружающей среды и непогоды всё время происходят многочисленные повреждения грандиозного собора в Кёльне, которые могут привести к его разрушению. Временная реставрационная контора по-прежнему находится у здания, постоянно занимаясь ремонтными работами. В общем, строительство собора в Кёльне (Германия) вряд ли будет закончено когда-либо вообще.
Это интересно! Есть очень старое сказание, в котором говорится, что проект Кёльнского собора составлял сам Сатана. В обмен за это Герхард фон Риле должен был отдать душу, но он сумел обмануть Сатану. Тогда разгневанный Сатана сказал, что когда строительство собора будет закончено, город Кёльн перестанет существовать. Может, ещё и поэтому стройку никто не спешит прекращать?
С 1996 года Кёльнский собор пребывает в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас этот храм является одной из самых значимых архитектурных достопримечательностей Германии. К тому же, как и планировала Церковь много веков назад, в нём хранятся важнейшие для христиан реликвии.
Особенности архитектуры
Кафедральный собор Святых Петра и Марии в Кёльне – выразительный образец позднего готического стиля в Германии. Если говорить более точно, то это стиль северофранцузской готики, причём в роли прототипа послужил Амьенский собор. Для Кёльнского собора характерно большое количество изысканного архитектурного декора, изобилие великолепных каменных кружевных узоров.
Громадное здание имеет форму латинского креста, длина которого 144,5 м, а ширина 86 м. Вместе с двумя величавыми башнями оно занимает площадь 7 000 м², и это мировой рекорд для культового сооружения. Высота южной башни 157,3 м, северная ниже на пару метров.
Интересный факт! Даже когда на территории всего города Кёльна полный штиль, около кафедрального храма дуют ветра. Воздушные потоки, встречая на пологой рейнской равнине такую неожиданную преграду как высоченные башни, резко устремляются вниз.
Ощущение масштабности пространства внутри сооружения формируется ещё и благодаря перепаду высот: центральный неф в 2 раза выше, чем боковые нефы. Высокие своды опираются на стройные колонны, поднимающиеся вверх на 44 метра. Арки сделаны заострёнными, что служит символом извечного стремления людей ввысь, к Богу.
По периметру просторного основного зала храма располагаются многочисленные часовни-капеллы. Одна из них стала местом погребения основателя этого самого монументального собора Германии – епископа Конрада фон Хохштадена.
Кёльнский собор часто называют «стеклянным» из-за того, что площадь поверхности его окон (10 000 м²) больше площади самого здания. И это не просто окна – это уникальные витражи, созданные в разные эпохи и отличающиеся по стилю. Наиболее древние витражи 1304-1321 годов – это «Библейские окна» на соответствующую тематику, в 1848 году было установлено 5 «Баварских витражей» в стиле новой готики, а в 2007 – масштабное окно постмодерниста Герхарда Рихтера из 11 500 расположенных в хаотическом порядке одинаковых по величине осколков цветного стекла.
Сокровища Кёльнского собора
В храме Кёльна очень много значимых произведений средневекового искусства, например, фрески на стенах, резные готические скамейки в хоре. Видное место занимает главный алтарь длиной 4,6 м, изготовленный из цельной мраморной плиты чёрного цвета. На его передней и боковых поверхностях сделаны ниши из белого мрамора, украшенные рельефной скульптурой на тему коронации Богородицы.
Но всё же самой главной достопримечательностью Кёльнского собора является рака с мощами трёх Святых Волхвов, установленная рядом с главным алтарём. Искусный мастер Николаус Вердунский создал деревянный корпус размером 2,2х1,1х1,53 м, и затем покрыл его со всех сторон пластинками из листового золота. Все стороны саркофага украшены чеканкой на тему жизненного пути Иисуса Христа. Для отделки раки мастер использовал 1000 жемчужин, камней и гемм, считающихся самыми драгоценными в то время. Передняя сторона раки сделана съёмной, её снимают ежегодно 6 января, чтобы все верующие могли поклониться мощам трёх Святых Волхвов – это 3 черепа в золотых коронах.
Ещё одна ценная реликвия – деревянная скульптура Миланской Мадонны. Это очень редкое изображение улыбающейся, а не скорбящей Девы Марии, было создано в 1290 году и признано самым красивым скульптурным шедевром времён зрелой готики.
Следующий уникальный артефакт – крест Геро, созданный в 965-976 годах для архиепископа Геро. Особенность двухметрового дубового креста с распятием в невероятной реалистичности изображения. Иисус Христос изображён в миг смерти. Его голова с закрытыми глазами склонена вперёд, на теле очень чётко просматриваются кости, мускулы и сухожилия.
Самые значимые артефакты, которым невозможно дать денежную оценку, помещены в сокровищнице. Сокровищница была открыта в 2000 году в подвальной части Кёльнского собора и на данный момент признана самой масштабной не только в Германии, но и в Европе.
Сокровищница занимает очень большое помещение, состоящее из нескольких этажей. Каждый этаж – это отдельная выставка с разными экспонатами, помещёнными в специально подсвечиваемых стеллажах.
Среди наиболее ценных артефактов, находящихся в первом зале, жезл и меч архиепископов Кёльна, готический крест для церемоний, каркас оригинальной раки для мощей Святых Волхвов, многочисленные рукописи. Уровнем ниже обустроен лапидарий и помещена богатая коллекция церковного одеяния из парчи. Проёмы под арками заставлены стеллажами с предметами, обнаруженными во франконских могилах при раскопках под фундаментом здания. В этом же зале есть оригинальные скульптуры, стоявшие у портала Святого Петра во времена Средних веков.
Интересный факт! Каждый год на содержание Кёльнского собора затрачивается 10 000 000 €.
Практическая информация
Адрес, по которому располагается Кёльнский собор: Германия, Кёльн, Domkloster 4, 50667.
Это совсем рядом с городским железнодорожным вокзалом Dom/Hauptbahnhof, прямо на площади перед ним.
Кёльнский собор открыт ежедневно в такое время:
Нужно учесть, что по воскресеньям и праздничным дням туристы допускаются в храм только с 13:00 до 16:30. К тому же во время важных религиозных событий вход для туристов может быть закрыт на некоторый промежуток времени. Соответствующую информацию можно найти на официальном сайте https://www.koelner-dom.de/home/.
Сокровищница собора принимает посетителей каждый день с 10:00 до 18:00.
Посещение южной башни со смотровой площадкой возможно в такое время:
Вход в самый грандиозный собор Германии совершенно бесплатный. Но чтобы побывать в сокровищнице и подняться на башню, нужно заплатить.
башня | сокровищница | башня + сокровищница | |
---|---|---|---|
для взрослых | 5 € | 6 € | 8 € |
для школьников, студентов и инвалидов | 2 € | 4 € | 4 € |
для семей (максимум 2-е взрослых с детьми) | 8 € | 12 € | 16 € |
Как уже говорилось выше, в собор можно заходить и осматривать его самостоятельно в комфортном для себя темпе. Но при желании можно взять одну из многочисленных экскурсий, которые проводят с понедельника по субботу на английском языке. Подробная информация о предлагаемых маршрутах и их стоимости есть на официальном сайте.
Интересный факт! Каждый год знаменитый собор Германии посещает почти 3 000 000 туристов – в пик сезона это около 40 000 человек в день!
Цены на странице указаны на июль 2019.
В заключение – полезные советы
Интересные факты о Кёльне и Кёльнском соборе в этом видео.
Автор: Ирина Ковалёва
Обновлено: 15 Май, 2019 Собор Святого Вита – знаковая достопримечательность Праги, гордость…
Обновлено: 8 Июн, 2019 Замок Эльц – один из самых красивых и…
Обновлено: 14 Мар, 2019 Зальцбургский собор – главный религиозный объект города, расположившийся…
Обновлено: 8 Июл, 2019 На реке Шпрее, которая протекает в Берлине, расположен…
Кёльнский собор (Германия) — это надо знать
Кёльнский собор (Германия) официально называется — Собор Святых Петра и Марии. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе.
Почему римско-католический собор в Кёльне, наряду с Шартрским и Нотр — Дам во Франции, считается величайшим выражением немецкой готической архитектуры?
Что делает его одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства во всей Западной Европе?
Зачем туда ежедневно приходят 20000-30000 посетителей?
Об этом и многом другом читайте ниже.
Кёльнский собор в Германии. Автор: Roland Unger, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?
В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.
Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.
Почему здание не самое высокое, хотя его строили именно таким?
Когда он был закончен в 1880 году, то здание высотой 157 м считалось самым высоким сооружением. Но в 1884 году, был закончен Монумент Вашингтону 169 метров в высоту. Через 3 года, в 1887 в Париже была возведена Эйфелева башня высотой 300 м. В 20 веке, в 1981 году, телевизионная башня Кёльна (266 м) отодвинула собор на 4 место в мире по высоте.
В 1890 г. завершили Ульмский собор в Мюнстере с башнями 162 м. И ожидается, что в 2026 году будет закончен храм Святого Семейства в Барселоне. И титул самой высокой церкви перейдёт к нему, т.к. его высота — 172 метра.
Вид Кёльнского собора сверху. Автор: Liane Metzler — https://unsplash.com/photos/cmWsPvwIvOk, CC0, Ссылка.
Что было на месте собора в Кёльне раньше?
Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век). Это был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.
А нужен ли был новый собор на самом деле?
Когда архиепископ Райнальд фон Дассель привез «мощи трех королей» (в Русской православной церкви это 3 Волхва, посетившие Иисуса сразу после рождения) в Кельн, был 1164 год. Мощи имели большое религиозное значение и привлекали верующих со всего христианского мира. Каждый немецкий монарх после коронации совершал паломничество, чтобы преподнести останкам подарки.
В результате церковные власти определили, что для реликвии необходим подходящий Дом. Отсюда и решение почти 90 лет спустя — построить новый собор в модном тогда готическом стиле по образу французского собора Амьена.
Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?
Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей: мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.
Открытка с репродукцией картины Яна ван дер Гейдена «Улица в Кельне».
В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.
В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.
Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.
Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?
Фото 19 века. Собор в Кёльне, Германия
11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.
Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.
Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.
Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.
Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.
К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.
Что отличает архитектуру собора в Кёльне от других немецких готических зданий?
Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Строительство началось в 1248 году по заказу Конрада фон Хохстадена (1200-61), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год.
Кёльнский собор. Западный фасад. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Архитектурный стиль лучистой готики пришёл из Франции и был быстро принят в ведущих торговых городах. Кельн, как и его современный Страсбург, стал одним из главных центров развития направления. В отличие от большинства аналогичных немецких зданий, в Кёльнском соборе трудно распознать какие-либо влияния германской традиции.
План собора выполнен в форме латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических сводов, когда-либо построенных. Примерно такой высоты был свод в соборе Бове, рухнувший в 1284 году.
Общий дизайн здания повторяет дизайн собора Амьена, но не без изменений. В настоящее время собор является самой высокой двухскатной церковью в мире и самой большой готической церковью в Северной Европе. Северная башня высотой 157,38 м на 7 см выше Южной. Собор имеет длину 144,6 м и ширину — 86,25 м.
Площадь поверхности окон превышает площадь собора — 10 000 квадратных метров, что примерно в три раза больше, чем у Шартра. Экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных летающих контрфорсов, каменной скульптуры, шпилей и высоких портиков. Восхищают изящные аркбутаны, пилястры, галереи, сквозные решетки и пластичные скульптуры.
Хоры имеют наибольшее отношение высоты к ширине любой средневековой церкви — 3,6 : 1. Для них характерны высокие аркады во французском стиле и узкая галерея трифорий, освещенная окнами.
Легенда о настоящем архитекторе Кёльнского собора
Существует легенда, по которой автором проекта Кёльнского кафедрального собора был сам дьявол. Он заключил сделку с архитектором в обмен на душу: когда пропоют первые петухи, дьявол передаёт чертежи и забирает то, что ему причитается. Но жена архитектора, узнав об этом, решила вмешаться и рано утром прокукарекала вместо петуха. Обманутый дьявол выполнил своё условие, но позже наложил проклятие, что как только закончится строительство собора, настанет конец света. Поэтому строительство никогда не заканчивается.
Кёльнский собор. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Что за сокровища хранит Кёльнский собор?
Главным сокровищем собора является алтарь, установленный в 1322 г. Выполнен из цельного куска черного мрамора длиной 4,6 метра. Его передняя и боковая поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефной скульптурой, иллюстрирующей популярный готический мотив коронации Богородицы.
Реликварий трёх волхвов. Справа видна часть алтаря. Автор: Arminia, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Наиболее значительным произведением искусства в Кельне является Рака трех волхвов (Трёх королей). Она находится рядом с главным алтарем в виде массивного золотого ларя. Предположительно, там находятся мощи мудрецов, посетивших Иисуса при рождении. Шедевр средневекового золотых дел мастера Николая Верденского был начат в 1182 году, завершен примерно в 1220 году, 38 лет спустя. Интересные факты об этой реликвии можно узнать на Дзен канале Архитектура: читайте Три короля: сознательный обман 13 века.
Алтарь в часовне Богоматери (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием «Поклонение волхвов» (ок. 1445), восхитивший в своё время Гёте. Выдающийся художник Кельнской школы Стефан Лохнер сделал его очень символичным оберегом для города, хранящим целительные секреты.
Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Современным по стилю является огромное витражное окно Кельнского художника-постмодерниста Герхарда Рихтера. Выполнено в 2007 году для замены мозаики 19-го века, разрушенной во время Второй мировой войны. Состоящая из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных наугад компьютером, она вызвала протест архиепископа собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933). По его мнению должно быть более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века.
Рядом с ризницей находится крест Геро (965-70) — большая деревянная резьба распятого Христа, первоначально позолоченная и расписанная. Созданное около 960 года для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), это изысканное произведение библейского искусства считается самым ранним известным крупномасштабным распятием к северу от Альп.
В причастной часовне находится деревянная Мадонна Майландер (1290 г.) — образец готической скульптуры с изображением Девы Марии и Младенца Иисуса. Это редкое изображение улыбающейся мадонны, а не скорбящей.
Как добраться до Кельнского собора
Если вы выбрали метро или поезд, сойдите на остановке «Dom/Hauptbahnhof». Кельнский собор возвышается над центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Вы не сможете пропустить его поскольку он стоит прямо по соседству. Точный адрес: Domkloster4, 50667 Köln. Официальный сайт Кёльнского собора https://www.koelner-dom.de.
Советы для посещения собора
Расположенный недалеко от реки Рейн, Кёльнский собор в Германии славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, ажурными узорами объединяющими ряды шпилей. Не удивительно, что Ф.М. Достоевский рыдал на ступенях собора от восхищения.
«В волнах прекрасного Рейна, как в зеркале, видит взор венец чудесный Кёльна — великий дивный собор!» Генрих Гейне
Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны 6 самых ярких примеров этого стиля в Европе.
Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Читайте больше интересного на Дзен Канале Архитектура.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях