кем был апостол павел до встречи с христом

Апостол Павел

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Источник

Основатели учений в реальности: апостол Павел

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении «Антихрист» Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

Основатели учений в реальности: загадка Лао Цзы

Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.

Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремились освободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.

Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как «безбрачный», означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.

Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.

Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!

Основатели учений в реальности: Августин

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Апостол Павел

Фото Все

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

Видео Все

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христом

КАК ПОГИБЛИ УЧЕНИКИ ИИСУСА

Апостол Павел — биография

Апостол Павел — первоверховный апостол, не входящий в число двенадцати и семидесяти апостолов.

Апостол Павел, жил во времена Иисуса Христа, есть предположения, что они могли находиться в одно и то же время в Иерусалиме. Но также известно, что он не был в ближнем кругу учеников и не входил в число семидесяти проповедников. Есть мнение, что ученики Иисуса изменили его учения. При этом как правило упоминается имя апостола Павла. Так как именно он был первым христианским богословом, и именно он основал большое количество общин. По мнению историков, он определил сегодняшний образ христианства. Он написал тексты, на которых основывается фундамент новозаветной богословской мысли. А сам Павел стал самым почитаемым христианским святым.

Детство

Родился Павел в столице Киликии городе Тарсе, сегодня это юго-восточная часть Турции. В Тарсе, эллинистическом городе главенствовали иудейские диаспоры. Его родители были фарисеи, (впрочем, как и он сам), отец являлся потомком колена Вениамина, вероятно поэтому ребёнку при рождении было дано имя Савл или Саул. Он был назван в честь первого царя Израиля, который в свою очередь происходил из этого же колена, что и его предки. Возможно, что его семья занималась пошивом палаток, или была как-то связана с производством ткани и изделий из кожи. Позднее в своих писаниях Павел упоминал, что обучен шитью палаток, и этим зарабатывал себе на жизнь.

Отец будущего апостола являлся гражданином Рима. Савл унаследовал от отца римское гражданство. В те времена это было редкость, особенно для тех людей, которые проживали в провинции. Можно сделать заключение, что его семья занимала достаточно высокое положение в обществе. Иметь такаю высокую привилегию могли только представители провинциальной верхушки, остальные жители были только подданными. Соответственно они подчинялись только римским законам и римскому суду. Римских граждан нельзя было подвергать телесному наказанию, или приговорить к позорной смертной казни, так же было под запретом заковывать их в оковы. Унаследованное гражданство впоследствии не один раз поможет Павлу во время его путешествий.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомАпостол Павел

Его точную дату рождения назвать конечно невозможно. Разные исследователи настаивают каждый на своих датах. Но Павла все равно можно назвать исключением. Колеблются даты незначительно, от 6 до 10 года первого века. Имя Павел имеет так же римские корни, на латинском языке оно обозначает «малый». Возможно своё второе имя он получил в детстве, как гражданин Рима. Но в юности ему не было необходимости пользоваться им. Но, когда он начнёт свои странствия по городам Римской империи, когда он станет апостолом, тогда из Савла он превратится в апостола Павла.

Первые уроки грамоте, Савл получил от отца. Именно он прививал сыну почитание фарисейской философии. Отец хотел видеть его ревностным исполнителем Моисеева Закона. Но чтобы разобраться в хитросплетениях и тонкостях, необходимо было хорошее образование. Именно за знаниями отправился юный Савл в Иерусалим. В этом городе он вырос и приобрёл свои убеждения. Его первым наставником стал Гамалиил, который являлся самым значимым и известным богословом в то время.

По Иерусалиму стали ходить слухи, что Иисус воскрес после казни. Город стали наполнять люди, которые называли себя Его учениками. Фарисеи требовали немедленных расправ с ними. Но мудрый учитель Гамалиил говорил: «Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Тем самым он хотел усмирить пыл самых ретивых своих учеников.

Участие в преследовании христиан

Но как позже станет понятно Савл не внял предостережению Гамалиила. В писании Святых апостолов говорится, Павел принял активное участие в гонениях ранней христианской церкви. Сам он также в своих посланиях упоминал, что принимал участие в гонении христиан, ещё до своего обращения.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомСавл гонит христиан

Савл как истинный фарисей ожидал Мессию, которая должна была возвысить евреев, и конечно он считал неверным, когда Спасителем назвали неизвестного учителя из Назарета. Савлу пришлось спорить с христианами, но он столкнулся со стойкими убеждениями своих апонентов. Но молодой человек обладающий живым умом, имея блестящее образование, был уверен в своей правоте. Савл считал, что, истребляя христиан он делает богоугодное дело.

Исследователи жизнеописания апостола Павла, склоняются к мысли, что он был членом синедриона, высшего религиозного собрания, выполнявшего роль суда. В Новом Завете сказано, что именно такая организация и вынесла приговор Иисусу Христу. Можно предположить, что в синедрионе и встретил Савл своих христианских соперников.

В «Деяниях Апостолов» сказано, что Савл имел право приговаривать к смерти и отправлять в тюрьму «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса».

Его имя упомянуто в случае с первомученником Стефаном, который был избит камнями. Савл не участвовал в самом избиении, так как в то время он был ещё несовершеннолетний, говорится о том, что он смотрел за одеждой палачей, которая лежала у его ног, тем самым, он как бы поощрял их действия.

Христианское служение

Имея письмо от первосвященника, он отправляется в Дамаск, там была еврейская община, в которой проповедовали ученики Иисуса. Именно с ними и должен был расправится Савл. Но по дороге произошли события, которые в корне поменяли не только убеждение и веру Савла, но и всю его дальнейшую жизнь.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомЯвление Христа Савлу

Когда они уже были недалеко от Дамаска, Савлу было божественное явление. Внезапно его осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал голос, который обращался к нему. Голос звал его, и спрашивал почему же он гонит его. Савл спросил кого он гонит, на что голос ответил «Меня Иисуса».

Люди, которые сопровождали его тоже слышали голос, но света они не видели. Савл ослеп. Его привезли в Дамаск, несколько дней он молился о прощении, каялся в своих грехах. А на третий день христианин Ананий окрестил Савла, и в тот момент слепота отступила.

Справедливо может возникнуть вопрос, почему же именно к Савлу явился Иисус? Возможно неспроста Господь выбрал именно его. Ответ может оказаться простым, что господь это сделал в назидание сомневающимся, он показал, что если такой непримиримый человек изменился, осознав волю Божью, то остальные тоже должны в него поверить.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомАпостол Павел

События, произошедшие под Дамаскам, дают людям понять, что Савл не был учеником Иисуса, потому, что этого не могло произойти с ярым гонителем Христиан. В его случае обращение было не что иное как промысел Божий, высшее откровение. «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».

Факт его обращения в христианство не мог не вызвать самую настоящую ярость у иудеев. Савл скрывается в Иерусалиме. Там он знакомится с апостолом Варнавой, и вместе с ним он отправляется в своё первое путешествие. Они вместе несли людям знания и учения Иисуса Христа. Не все верующие воспринимали нового апостола Павла. Есть мнение, что именно Варнава с апостолом Петром помогли новообращенному стать своим, среди тех, кого он совсем недавно истреблял. Апостол Павел 14 лет находился в поездках. По легендам он объездил всю Азию, добрался до самого Рима, и возможно побывал в Испании и Британии.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомАпостол Павел и апостол Варнава

Во время своих путешествий с апостолами Варнавой и Петром они обосновали много христианских общин. Они побывали в Иконии и Антиохии Писидийской, Афинах и Коринфе, Солуни и Верии и ещё во многих поселениях. Жители города Листра стали свидетелями настоящего чуда. Апостолы исцелили хромого человека. Их хотели признать богами, но апостолы избежали соблазна сравняться с Господом, они убедили народ, что они простые верующие христиане.

кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть фото кем был апостол павел до встречи с христом. Смотреть картинку кем был апостол павел до встречи с христом. Картинка про кем был апостол павел до встречи с христом. Фото кем был апостол павел до встречи с христомАпостол Павел с апостолом Петром

Там у Павла появляется первый ученик Тимофей, а в Троаде они знакомятся с евангелистом Лукой, который затем последует с ними. Они обошли со своими проповедями весь Балканский полуостров, а также посетили Кипр, и обратили в свою веру проконсула Сергия. При Сергии был иудей Вариисус, местный волшебник, так он был ярым противником гостей. И тогда Павел явил чудо — Вариисус ослеп. Проконсул был настолько поражён происходящим, что уверовал и принял крещение. Именно с этого момента Лука назвал в своих записях Савла — апостолом Павлом.

Павел во Втором Послании к коринфянам характеризовал свою деятельность, как деяние против иудеев. Его проповеди звучали намного убедительнее других, кому как не ему было знать заранее все возражения фарисеев. Ведь он свободно мог толковать Торы, которые изучал в юности, и которые знал в совершенстве. В своих проповедях Павел зачастую использовал сравнения, он понимал, что так проще объяснять безграмотным людям. Есть мнение, что у Павла было высокое самомнение, он был уверен, что он самый знающий человек, в вопросе христианства. «Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Апостол Павел учил, что человек состоит из тела, духа, и души. Что тело – это храм, в котором живет Святой Дух. А дух человека – это его нематериальная часть. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.

Обращаясь к своей пастве святой Павел призывал их оставлять ненужный багаж знаний, а жить по новым заветам, что не личная забота должна быть главной, а нужно искренне любить, и не быть мстительным.

Источник

Апостол Павел — враг Христа, ставший преданным другом

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?

Фарисей, сын фарисея

Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.

А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.

Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.

Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.

Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.

| Читайте также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно для этого рожденный в Тарсе мальчик был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).

А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:

Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).

Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.

По дороге в Дамаск

Молодой ревнитель отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге… Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).

Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?

Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем.

Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.

Даже до края земли

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).

Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).

Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.

Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.

Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.

Путешествие в оковах

Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.

Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.

Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!

А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!

Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.

«Пишу вам, братие…»

Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека. Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.

Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.

Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.

Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.

…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).

…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).

И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).

Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.

На заставке: рисунок Артема Безменова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *