кентавры миф или реальность
Кентавр — это диморфическое существо, представляющее собой гибрид человека и лошади. Наиболее ярко оно представлено в древнегреческой мифологии, которая дает большую часть сведений о полулюдях-полуконях. Именно из этих сказаний кентавр перешел на экраны фильмов и страницы художественных книг, превратившись в знаменитого персонажа современного фэнтези. Тем не менее изначально кентавр был придуман вовсе не греками.
Общее описание
Вам будет интересно: Модель Бора: описание теории, противоречия модели
Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).
Происхождение кентавра
Вам будет интересно: Пожарно-строевая подготовка: нормативы, выполнение и методические рекомендации
Когда впервые возник образ кентавра, достоверно не установлено. Однако известно, что в мифическую культуру Древней Греции это существо было привнесено жителями Крита. Последние же узнали о кентаврах от касситов, которые общались с микенами в торговых целях.
Древнейшие исторические свидетельства о полулюдях-полуконях восходят ко II тысячелетию до н. э. Предполагается, что образ кентавра сформировался в период между 1750 и 1250 годами до н. э. на территории Ближнего Востока.
Кентавры в древнегреческой мифологии
Как и другие существа древнегреческой мифологии, кентавры имеют свою историю появления. Их происхождение связывают с двумя легендами. Согласно первой кентавры — это смертные существа, рожденные от царя племени лапифов Иксиона и Нефелы (тучи, явившейся правителю в образе богини Геры). По другой версии их потомок был только предком кентавров. Он дал начало новому племени, ожеребятив магнессийских кобылиц.
Некоторые кентавры имели иное, уникальное происхождение. Так, знаменитый Хирон родился от союза титана Кроноса и океаниды Филиры, а Фол был сыном Селена (спутника Диониса) и неизвестной нимфы. Эти кентавры сильно выделялись из своего племени цивилизованностью и образованностью.
Согласно древнегреческим мифам, полулюди-полукони жили в горах Фессалии и входили в свиту Диониса. После битвы с лапифами кентавры были изгнаны из дома и распространились по всей Греции. Позже это буйное племя практически полностью уничтожил Геракл, а выжившая часть попала в плен пения сирен и погибла от голода.
Единственный бессмертный представитель племени — Хирон — был случайно ранен ядовитой стрелой. Жестоко страдая, он добровольно пожелал закончить свой жизненный путь и попросил богов о помощи. В итоге бессмертие Хирона было передано Прометею, а самого кентавра Зевс поместил на небо в виде созвездия.
Внешний вид
Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.
Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.
Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.
Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.
В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.
Характер и качества
С одной стороны, кентавр представлял собой существо, застрявшее между человеческим и животным мирами, а потому склонное к дикости, буйству, плотским страстям и насилию. Такой образ, вероятно, сложился на основе близкого знакомства греков с лошадиным нравом. Особо сильное впечатление на кентавров оказывал алкоголь, пробуждавший неистовство их природы. Показательным примером этого служит знаменитая битва людей-полуконей с лапифами.
Однако в греческой мифологии существовал и благородный образ кентавра. Это были образованные, наделенные мудростью создания. Такие кентавры были больше исключением из своего племени, нежели правилом. Самым знаменитым из них был Хирон, которому даже приписали иное происхождение и наделили бессмертием.
Двойственность природы кентавра вероятно уходит корнями еще в представления касситов. Последние иногда изображали это создание с двумя головами, одна из которых была человеческой, а другая — драконьей.
Кентавриды
Кентавридами называли кентавров-женщин. В мифологической литературе они упоминались очень редко и по большей части были второстепенными эпизодическими персонажами.
Откуда взялись кентавры и что собой представляли самые загадочные существа греческой мифологии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Кентавры в греческой мифологии
Однако на этот жест доброты Иксион ответил не самым разумным образом. У Зевса были подозрения, что царь желает его супругу, Геру, что переходило всяческие границы. Не став дожидаться, пока Иксион начнет действовать, Зевс решил поступить немного более хитро. Он создал облако (Нефелу), которое приняло образ его супруги, Геры. В итоге Зевс соблазнил Иксиона с помощью этого облака и заставил его возлечь с мнимой Герой, тем самым заманивая царя в ловушку.
Благодаря этому Зевс убедился в том, что смертный имеет дурные помыслы и желания, в результате чего решил придумать ему такое же жестокое наказание, которое ждало Прометея и Сизифа. Зевс привязан Иксиона к вечному колесу, покрытому огнём, что постоянно находилось в движении.
Однако от союза царя с облаком появилось дивное существо, прозванное Центавром. В результате Центавр, спарившись с магнезианскими лошадями, стал прародителем расы кентавров. Считается, что единственным кентавром, который не происходил от греха Иксиона, был Хирон – сын бога Кроноса.
Фессалийцы были известны своим умением отлично справляться с лошадьми и во всей Греции считались самыми умелыми наездниками. Многие ученые выдвигают предположение, что к появлению кентавров приложили руку непосредственно фессалийцы. Поскольку у жителей Фессалии была невероятно тесная связь с лошадьми, вероятно, отсюда также могли произрастать корни мифа о кентаврах. Вероятно также, что всадника на коне многие могли принимать за кентавра.
Самой известной историей, говорящей об этих существах, была Кентавромахия. Этот миф рассказывает о царе Пирифое, который пригласил кентавров на его свадьбу с Гипподамией. В итоге кентавры, вкусившие вино, потеряли над собой контроль, принялись нападать на гостей и решили украсть невесту. Завязалась битва с лапифами, в которой последние сумели победить только благодаря помощи Тесея.
На одном из метопов в Парфеноне была также запечатлена сцена из Кентавромахии. На фризах изображены сцены битвы между кентаврами и лапифами, и многие ученые задаются вопросом, почему афиняне решили изобразить её на своем легендарном Парфеноне. Среди популярных ответов на него – тот, где говорится о том, что кентавры были частью рассказа о Тесее, который принимал в Кентавромахии непосредственное участие, а также основал Афины. Также считается, что появление этих существ оправдывалось тем, что их борьба была символом непримиримой вражды афинян с персами. Греки считали их варварами, которые не умели контролировать свои порывы и желания. Они были склонны к излишествам и насилию, так же, как и кентавры. Кроме того, персы разграбили Афины в 480 году до нашей эры, так же, как и кентавры проявили неуважение на свадьбе Пирифоя и его невесты. Помимо Парфенона, Кентавромахия упоминается и в храме Зевса в Олимпии, храме Аполлона в Бассах, а также в храме Гефеста на Агоре.
2. Первые изображения кентавров
Как и у любых других цивилизаций, греческая обладала своей, специфичной мифологией, которая активно включала в себя элементы фантастики и мистики, что выходили за пределы понятий реального мира. С помощью этого греки пытались осмыслить и объяснить окружающий их мир природы, исследуя его и выходя далеко за его рамки.
Так, кентавры стали не единственными сложными существами, которые были исследованы в греческой мифологии. К ним присоединились сатиры и горгоны, сфинксы и другие существа, которые имели больше человеческого, нежели звериного. Однако задолго до появления греческого сообщества существовали первые изображения кентавров. По крайней мере существует одно из изображений кентавроподобного существа из Угарита, которое датируется бронзовым веком. Впрочем, многие ученые поддают сомнениям тот факт, что это были именно кентавры.
Ещё несколько изображений этих существ или, по крайней мере, кого-то, максимально похожего на них, было найдено в микенской и минойской цивилизации, которые процветали в бронзовом веке на территории Эгейского моря. Средневековый период в Греции, который следовал после бронзового, отметился внезапным исчезновением этих существ. Впрочем, они довольно скоро вернулись, уже в геометрическом периоде греческой истории. Считается, что примерно в это время и появились полулюди-полукони, которые стали фигурировать на многих изображениях, найденных современными археологами.
Объединяющим фактором греческого изображения кентавров было так называемое составное искусство. Экспериментальные изображения этих существ присутствовали в их культуре примерно до 6-го века нашей эры. Так, это позволило отыскать изображения кентавров, которые имели человеческие ноги, головы горгон, сфинксов с лошадиными ногами и многое другое.
3. Кентавры в восточном искусстве
Несмотря на то, что мифы о кентаврах в основном принадлежат к греческой мифологии, это вовсе не означает, что в других культурах не было упоминаний о данных существах.
Греция не была изолирована от остального мира. Её окружали могущественные королевства, чья история и мифология были не менее богаты. Египет, а также королевства Ближнего и Среднего Востока влияли на греков, в особенности на их архитектуру, религию и искусство.
К моменту, когда Гомер написал свои поэмы, Эгейское море уже было свидетелем войн, торговли и миграции в такой мере, что истории из стран Востока были доступны и грекам. Конечно же, греки не пассивно перенимали культуру других народностей, а весьма активно дополняли её своей. Они приняли образы и символы других культур, смешав их с собственными, в результате чего появились уникальные мифы, история и предметы искусства.
Сложные создания, такие как химеры или сфинкс, были «одолжены» у восточных культур, иногда с, а иногда и без изменений. Более того, восточные звери, такие как человек-лев или человек-бык имеют огромное визуальное сходство с кентаврами. К примеру, ассирийские цилиндрические печати, датируемые 13-м веком до нашей эры, изображали человека с крыльями, телом лошади и хвостом скорпиона. Такой своеобразный всадник был вооружен луком. Другое ранее изображение кентавров в восточном искусстве также касается ассирийской печати, датируемой тем же веком. Фигура существа также была вооружена луком, и этот образ стал каноничным для изображения Стрельца в последующих столетиях.
Кроме печатей, следы кентавра в восточном искусстве прослеживаются до Урмахлуллу, льва-кентавра родом из Месопотамии. Ещё одним интересным вариантом изображения такого рода существ были индийские духи мужского пола, прозванные гандхарвами, которые зачастую принимали форму существ с телом лошади и головой человека.
4. Истоки микенского и минойского искусства
Эти две цивилизации процветали на территории Эгейского моря в период греческого бронзового века и до 12-го века до нашей эры, примерно до времени, пока не началось греческое Средневековье. Аргументом в пользу того, что кентавры произошли из этих двух культур, являются две глиняные микенские фигурки, которые были найдены в Угарите. Поскольку Угарит представлял собой масштабный торговый центр в области Сирии, совсем не удивительно, что там обнаружили микенские предметы. На самом деле известно, что микенцы активно взаимодействовали с окружающими их народами с помощью торговли, войны или путешествий.
Ещё одним случаем изображения кентавроподобного существа считаются керамические фигурки, найденные на Крите и Кипре соответственно. Они датируются примерно 12 и 11 веком до нашей эры. Ученые полагают, что эти объекты больше похожи на сфинксов, нежели на кентавров, поскольку у них не было рук. Также было найдено сходство с бронзовыми статуэтками из святилищ на Крите. К примеру, бронзовая фигурка 12 века, найденная в Мелосе, предположительно реконструируется в образ всадника, что вполне может быть первым изображением кентавра в искусстве.
5. Кентавр из Лефканди
Этот кентавр считается первым изображением подобного существа в греческом искусстве, представленного в полной мере. Это означает, что кентавр из Лефканди – первый образ, представленный в виде туловища лошади с верхней человеческой частью, который был создан на территории Греции. Фигурка была обнаружена вблизи города Эвбея в районе с одноименным названием. Она датируется средними греческими веками до нашей эры. В целом, фигурку из Лефканди считают важным археологическим открытием, которое позволило узнать ценную информацию о Греции и её контактах с Египтом, Сирией, Кипром и другими государствами.
Эта фигурка стала, по сути, первым полным образцом кентавра. Её значение было настолько велико, что большинство справочников считают её началом непосредственно греческого искусства как такового. Стоит отметить, что в те времена, когда фигурка была изобретена, ещё не существовало как таковой греческой мифологии. Даже эпосы Гомера были написаны лишь два столетия после этого события. Это был тот самый период, когда мифы тесно сплетались друг с другом, взаимодействуя и постоянно меняясь. В результате ученые смело утверждают, что данная фигурка была стилистически полным и первым отражением кентавра в греческом искусстве.
Самое интересное в этой статуэтке – это её открытие. Она была обнаружена в двух разных гробницах, стоявших по соседству, и состояла из двух частей. В одной из гробниц обнаружили голову, а в другой – оставшуюся часть тела. Существует множество теорий, почему так могло произойти, но ученые до сих пор не могут дать на это ответ.
Сама фигурка представляет собой изделие из керамики и имеет высоту в тридцать шесть сантиметров. В период, когда скульптура монументального типа в Греции не была развита, такое достаточно высокое творение говорило о статусе и богатстве её владельца.
Ученые дискутируют также о том, являются ли передние конечности кентавра ногами человека или лошади из-за необычной формы колен. Считается, что оба варианта имеют равные возможности оказаться правдивыми, поскольку кентавров изображали как с передними ногами человека, так и с лошадиными.
6. Особый кентавр Хирон
Греческая мифология повествует о самом известном кентавре – Хироне. Гомер в своих трудах отмечал, что он был самым праведным из них, а в мифологии занимал место самого мудрого и разумного существа в Греции. Он представал как учитель многих выдающихся персонажей, таких как Ахилл, Геракл, Персей, Тесей и даже ряда богов. Хирон значился как сын Кроноса и его супруги Филиры. Вероятно, именно этот факт оправдывает то, что он так отличался от остальных своих собратьев, которые были низшими существами, ведомыми инстинктами и злобой.
Помимо того, что Хирон был бессмертен, он также был астрономом, пророком и даже известным медиком. Он обладал огромным багажом знаний, которыми всегда был рад поделиться. Среди наиболее известных его учеников – греческий бог медицины, Асклепий. Утверждалось, что всё, что Асклепий знал о медицине, он узнал непосредственно у Хирона.
Хирон разделил греческую мифологию на две ветви. Первая демонстрировала кентавров как существ, которые были ближе к диким зверям, нежели к людям. Вторая же показывала Хирона, который представлял собой их полную противоположность и был безмерно мудрым существом.
Стоит отметить, что в греческом искусстве Хирон зачастую изображался с человеческими передними ногами, что создавало резкий контраст с остальными кентаврами. Это, а также наличие шести пальцев у него делает его фигуру наиболее похожей на ту, что была найдена в Лефканди. В пользу этой теории говорит также и тот факт, что Хирон погиб, раненный в колено стрелой Геркулеса. Если присмотреться поближе, то на левом колене фигурки из Лефканди можно увидеть достаточно глубокий порез. Она могла появиться как с течением времени, так и могла быть создана преднамеренно, тем самым демонстрируя первое упоминание Хирона в искусстве.
7. Кентавры и Геракл
Геракл считается одним из наиболее известных героев, который прославился с помощью своих подвигов. Мифы утверждают, что за свою жизнь он также много раз встречался с кентаврами.
Так, во время своего путешествия по территории Лаконии, он сталкивается с кентавром по имени Фол. Он радушно пригласил Геракла в свою пещеру и откупорил бочонок вина, чтобы отметить знакомство. Однако, запах вина привлек и других кентавров, которые, как известно, не особо умели контролировать себя под воздействием алкоголя.
В результате, обезумевшие, они напали на пещеру, вынудив Геракла защищаться при помощи стрел. В итоге в этой битве погиб как сам Фол, так и Хирон, оказавшийся не в том месте, и не в то время.
Чуть позже, когда девушка была испугана возможностью потерять мужа из-за другой женщины, она обрядила своего суженого в эту тунику. Ничего не подозревая, Геракл носил её, ощущая, как она обжигает его кожу. Когда он решил избавиться от туники – она обнажила его кости, тем самым позволив телу героя сгореть заживо. Подобные мифологические истории стали находить широкое отображение в искусстве в том числе. Геркулес, побеждающий Несса, стал излюбленной темой для творцов из Италии, в особенности, из Флоренции, сделав фигуру кентавров популярной и далеко за пределами Греции бронзового и среднего века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Странная любовь или откуда появились кентавры
Отношение к половому влечению к животным в разные времена было неодинаковым. На протяжении веков оно существенно менялось в зависимости от религиозных взглядов, обычаев и нравственных устоев. Были времена, когда интимная связь с животными считалась чем-то обычным, не стоящим даже обсуждения.
Жители Таиланда до сих пор считают, что произошли в результате союза женщины и пса, также, как и айны, народ, живущий на японском острове Хокайдо. Как гласит старая легенда, на одном из самых красивых островов японского архипелага жила печальная молодая женщина. Однажды, возвращаясь с охоты, она встретила пса, который предложил ей стать её опекуном и возлюбленным. Женщина согласилась, и вот от неё и её четвероногого любовника и пошли, якобы, айны.
В Индии и сейчас можно увидеть свадьбы, где в роли жениха или невесты выступает животное (в основном собака).
Медвежьи невесты
Случалось такое, видимо, и у славянских народов:
«Медведь, говорит, медведь увел женщину и года два, видимо, с нею прожил. Просто увел в лес, и всё. Она вся износилась, обносилась. Уже привыкла, но все равно людей-то не забывала. Чувствовала, что люди где-то есть. Рыбаки-то увидели её. В лесу-то, по реке которые рыбачили. А год-то он (медведь) от нее не отходил. А на второй год свободно дал уходить в лес. И всё, говорит, носил ей ягоды. Где-то кормил, а потом стал это, мясо носить. Тухлятину-то которую он принесет, она не ест. А потом привыкла или как ли, тоже ведь понимает, хотя и не человек. Принесет, которое не пахнет, свежатину, да она и приготовит. И вот потом (озверела уже, правда), но все же стала жить-то. Мясом-то все же прожила. А когда она, говорит, уходила, он, говорят, видимо, вернулся. Да так страшно завыл на берегу. Он сам к ней привык. Да и у нее ребенок был, с собой забрала, нормальный он был, ребенок-то! «
Записано К. Шумовым в д. Усть-Уролка Чердынского р-на в 1986 г. от П.Д. Зарубина, 1904 г.р., и Н.И. Шаламова, 1911 г.р. Жур. «Живая старина», 2001, №3, с. 17.
Подобное можно найти и в сюжетах сказаний у эвенов (коренное население Камчатки):
Младшая дочь одного из двух братьев попадает в берлогу к медведю. Медведь кормит ее. Весной девушка возвращается к родителям, рожает двух детей — медвежонка и ребенка. Медведь растет вместе со своим братом, потом уходит. Его брат по имени Торгани ищет медведя, но находит только его следы. Сделав на дереве отметину выше царапины медведя, вызывает его на поединок. Медведь царапает человека, человек убивает медведя острым камнем. Медведь, умирая, рассказывает, как надо устраивать медвежий праздник — уркачак.
Девушка — младшая сестра охотника идет за оставленной братом добычей, теряется. Через два года человек встречает ее: она вышла замуж за медведя, у нее трое детей. Она отказывается вернуться: «У меня детей много», отдает брату на воспитание своего младшего сына.
Юкагир идет на охоту, проводит зиму у медведицы в берлоге, у медведицы рождается сын. Отец-охотник уводит его к людям, сын — человек-медведь уходит от них, встречает богатырей, потом находит жену для себя и жену для своего сводного брата-юкагира (сына охотника); уходит жить в тайгу.
Человек встречается с медведем, медведь убивает его, оживляет, указывает дорогу к медведям, человек женится на медведице, приводит ее к людям, медведица превращается в женщину. Старухе не нравится, что медведица ест жир кусками, медведица уходит. Человек идет ее искать, приходит к медведям, они устраивают ему состязания: ловить нерп и доставать со дна моря камни. Человек выигрывает состязания, возвращается к людям, убивает старуху, живут у людей с женой-медведицей.
Живут старушка с внуком, белая медведица просит у него одежду, тот женится на ней. Медведица может принимать облик девушки, рожает медвежонка, потом мальчика, медведица с сыновьями уходит к медведям, человек идет за ней, медведи испытывают его — он выигрывает состязания (те же два, что и в предыдущем тексте) на последнем состязании убивает медведя из лука.
Медведица уносит девушку — дочь Куткыняку и Мити, та выходит замуж за ее брата-медведя, сестра девушки Рэра хочет иметь такого же мужа, но боится медведя, ленится — ее братья убивают медведя: из медвежьей шкуры выскакивает юноша и убегает в лес, Рэра теряет мужа.
Римляне и греки
Была известна содомия и среди древних греков и римлян. Греческий учёный Талес, утверждает предание, советовал своему господину Периандру не доверять овец неженатым пастухам, если он хочет избежать рождения монстров.
В древнем Риме использование ослов в эротических целях было повсеместной практикой. Римский поэт-сатирик Ювенал писал, что «римские женщины нередко обнажали ягодицы перед ослами, завлекая их». В Египте такие связи являлись частью праздников плодородия.
В облике ужа Зевс овладел Олимпией, дочерью короля Македонии и зачал с нею будущего великого завоевателя Александра Македонского. Чтобы увести Европу, дочь финикийского царя, Зевс превратился в быка.
А когда Перун, бог гроз, влюбился в Ганимеду, царицу Трои, он превратился в орла, чтобы украсть свою желанную. Нептун, бог морей, в облике то варана, то дельфина, то птицы соблазнил бесчисленное количество молодых женщин, как и знаменитый Аполлон, который для тех же целей принял облик льва.
Многие древние мыслители, поэты, в том числе такие, как Аристотель, Лукреций, Вергилий, Геродот, верили, что новых животных можно получить, скрещивая между собой разные виды, точно также, как новые растения получают прививкой. Из рассказов древних учёных известно, что в Италии одна еврейка, якобы, в результате связи со слоном родила ребёнка с туловищем человека и головой слона.
Греховное занятие
Прошло много веков, прежде чем иудейско-христианское вероучение изменило отношение к содомии. Религия подчеркнула более высокое положение человека над животным миром. По этой причине содомию начали трактовать как деградацию, мерзость и грех более тяжкий, нежели мужеложество, грех, который можно искупить только через сожжение на костре.
Более того, считалось, что любое животное, которое способно привести мужчину или женщину к такому ужасному поступку, связано с сатаной. Мать в чём-то ненормального ребёнка рисковала быть обвинённой в содомии, а значит, и в связи с самим дьяволом через зверей. В средние века по приговору тысячи ни в чём не повинных женщины были заживо сожжены, обвинённые в содомии.
Список подобных наблюдений и свидетельств можно было бы продолжать до бесконечности, однако и приведённых примеров достаточно, чтобы прийти к выводу, что в эпоху Средневековья да и позднее содомия признавалась причиной человеческих уродств.
Да что Средневековье! Пережитки старых верований можно найти и в некоторых философских и медицинских произведениях XIX и даже XX веков. Например, можно упомянуть теолога Сетлера, известного и влиятельного мыслителя, который утверждал, что уроды могут быть результатом сексуального союза человека и зверя.
В конце позапрошлого века некоторые британские исследователи описывали случаи вступления в брак негритянок с гориллами. Их дети были способны не только выполнять домашнюю работу, но и говорить. Вот только увидеть этих людей-полугорилл учёным так и не удалось, поскольку те, почувствовав внимание к себе, будто бы, навсегда ушли в джунгли.