кейс стади технология обучения
Кейс стади технология обучения
Метод case-study (кейс-стади)
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод case-study относится к неигровым имитационным активным методам обучения и предназначен для приобретения опыта в следующих областях:
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Кейс содержит исчерпывающую информацию о том: что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем всё это нужно (т.е. цель задания), какие ресурсы (время, деньги, люди, полномочия и т.д.) можно использовать? Нет только ответа на вопрос: как достичь поставленной цели и получить необходимый результат? Это и предлагается решить участнику, который, словно математическую задачу, должен решить кейс.
Идеи метода case-study
Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач, применение этого метода способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; воздействует на профессионализацию обучающихся; формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Классификация кейсов
Требования к формату и структуре кейса
Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения
Кейс-стади (case-study) представляет собой методику обучения, которая была создана для того, чтобы студенты не только учились лучше понимать других людей, но и работать с большим объемом информации, изучать предложенные бизнес-ситуации, анализировать данные и принимать на основе этого решения.
Методика Case Study.
Общая характеристика метода case-study
В основе метода case-study лежит разбор разных ситуаций, которые сложились в бизнесе или в других сферах. Его ценность в том, что слушатели курса учатся действовать в команде. Они анализируют данные и общими силами вырабатывают управленческие решения.
Говоря о методе ситуационного обучения, которым является кейс-стади, нужно обратить внимание на его идеи. Метод хорошо подходит для разбора ситуаций, на которые нельзя дать однозначных ответов.
Это значит, что после анализа кейса слушатели могут рекомендовать несколько вариантов действий. Все они будут правильными, только отличающимися степенью истинности.
Задача преподавателя становится более сложной, если сравнивать разбор кейса с классической схемой получения знаний. Руководитель должен получить не 1 ответ, а несколько. Потом он должен оценить, можно ли применять предложенные студентами решения на практике.
Изменяется акцент обучения. Слушатели сами вырабатывают решения, а не получают готовые знания. В процессе обсуждения преподаватель и студенты тесно сотрудничают, они равноправны.
В результате использования метода слушатели не просто получают знания, но и на практике оттачивают профессиональные навыки.
Метод кейс-стади заключается в следующем: из жизни берется ситуация, участники обсуждения разрабатывают модель. Преподаватель поддерживает дискуссию, направляет обсуждение. Он задает вопросы и фиксирует ответы, которые дают студенты.
Общая характеристика метода Case Study.
Занимаясь анализом ситуации, участники не только приобретают знания. Они формируют систему ценностей, которая присуща специалистам, работающим в этой сфере.
Если традиционное обучение у многих ассоциируется с «сухостью», то case-study отличается наличием эмоций. Дело в том, что при хорошей организации процесса обсуждения между участниками возникает конкуренция.
Case-study позволяет применить теорию на практике. Работая в коллективе, студенты учатся выслушивать разные точки зрения, учитывать их. Также они учатся предлагать свои решения, приводя аргументы в защиту позиции.
Признаки метода кейс-стади
Обучение имеет свои признаки, от других методов оно также отличается технологическими особенностями.
Признаки метода case study.
Ситуационное обучение отличается следующими признаками:
Руководитель направляет слушателей, помогает выработать ответы на предложенную задачу.
Технологические особенности метода case-study
В основе кейс-стади лежат анализ ситуации и коллективное обучение.
Технологичесике особенности метода.
Важным моментом можно назвать обмен информацией между участниками группы. Перед началом работы ведущий выбирает процедуры, помогающие погрузить слушателей в ситуацию. Он следит за дискуссией, помогает студентам обмениваться открытиями.
Метод отличается тем, что он вобрал в себя все варианты развивающего подхода. Это индивидуальное развитие учащихся, а также инструменты группового тренинга. Работа в коллективе помогает развить личностные качества слушателей.
Case-study относится к проектной технологии, но есть отличия от стандартных вариантов. Если взять групповую модель обучения, то студенты занимаются деятельностью совместно. При этом они используют сторонние источники информации. В конце процесса обсуждения они озвучивают свои варианты решения. В case-study работа строится на основе кейса. Он одновременно является техническим заданием и источником, из которого можно брать данные для решения задачи.
Кейс-стади невозможно представить без технологии «достижения успеха». Метод используется для того, чтобы сделать студентов более активными. Высоко оцениваются их достижения, это стимулирует слушателей конкурировать за первое место. В основе метода лежит стремление к достижению успеха. Это используется для того, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию.
Если говорить об основной функции метода, то она заключается в обучении студентов решению сложных задач, которые аналитическими методами не решить.
Рекомендации по анализу кейсов.
Анализ кейсов помогает развить аналитические способности, а обсуждение в группе оттачивает коммуникативные навыки. Участники дискуссии сталкиваются с разными ситуациями, взятыми из бизнес-среды.
В case-study анализируются ситуации следующих видов:
В ходе обсуждения руководитель выстраивает работу по следующим направлениям:
Использование метода ситуационного обучения помогает обогатить опыт слушателей.
Типы и жанры кейсов, способы их представления
Кейсы классифицируют по разным признакам.
Классификация кейсов по жанрам.
Чаще всего их разделяют по степени сложности:
По содержанию кейсы могут быть практическими, научно-исследовательскими и обучающими.
Разработана еще 1 классификация кейсов, но уже с учетом поставленных задач:
По размеру кейсы могут быть большими, на несколько страниц, или содержать всего пару предложений.
Не существует какого-то одного способа подачи информации. Участники чаще всего получают кейсы в печатном виде или на электронном носителе, но задачи могут быть представлены на видео-, аудионосителях.
Получает распространение мультимедиа-представление информации, которое включает в себя текстовое сообщение и видеоизображение.
Существует классификация по наличию сюжета. По этому признаку все кейсы можно разделить на бессюжетные и сюжетные.
По размеру выделяют:
Кейсы разделяются на группы в зависимости от того, кто является субъектом. По этому признаку выделяют:
Если рассмотреть методическую часть, то по этому типу все задачи разделяют на следующие:
Бывают кейсы без приложений. Если приложение есть, то студентам нужно сделать расчеты на основе статистической информации.
Источники кейсов
Главных источников информации для кейсов несколько. Важна общественная жизнь, из нее организаторы учебы берут идеи для задач. Образование определяет цели, которые стоят перед преподавателем, а наука задает методологию. Но на практике часто преобладает какой-то один источник информации.
Источники формирования кейсов.
Перечисленные источники называют первичными, или базовыми, но есть и вторичные. К ним относятся литературные произведения, информация из СМИ. Полезно использовать местные материалы, которые освещают опыт компаний, присутствующих на национальном рынке.
В качестве вторичных источников информации служат статистические материалы, отчеты, монографии и научные статьи. Они придают обсуждению реалистичность.
Научная монография показывает предмет исследования со всех сторон, а научные отчеты отличаются новизной материала. На основе таких материалов преподаватели составят кейс.
Интернет-ресурсы считаются неисчерпаемым кладезем информации. Но при работе над программой преподавателям нужно тщательно проверять информацию на достоверность.
Студенты лучше ориентируются в местных реалиях, чем в иностранной среде, поэтому преподаватели чаще всего разрабатывают кейсы с учетом этого. Для закрепления результатов можно приглашать менеджеров компании, которые подробно расскажут слушателям о шагах, предпринятых для решения проблемы.
Структура кейса и принципы его построения
Грамотно составленный кейс написан доходчиво, интересно.
Процесс создания кейсов включает в себя следующие этапы:
Текст содержит описание проблемы, показывает положительные и отрицательные проблемы. Правильно составленное задание соответствует аудитории и содержит достаточное количество данных для анализа.
Требования к формату и структуре кейса
Правильно составленный кейс состоит из следующих частей:
Сюжетная и информационные части часто тесно переплетаются, но они могут быть даны отдельно. Тогда слушатели сначала знакомятся с сюжетом, а информационная часть им будет доступна в приложении.
Требования к содержанию кейса.
Виды анализа кейсов
Для решения бизнес-кейсов слушатели могут использовать следующие виды анализа:
В процессе анализа участники программы решают множество задач.
Задачи, решаемые в процессе реализации метода case-study
В процессе решения задачи участники изучают ситуацию, выделяют комплекс проблем и предлагают пути решения ситуации. Сначала определяется структура ситуации. Изучается то, как происходит взаимодействие с внутренней средой, например, в организации. Проводится исследование взаимодействия с внешней средой.
Задачи реализации метода case-study.
Устанавливаются причины, из-за которых произошли события, моделирование ситуации, работа над созданием системы оценок, которую можно использовать для оценки положения. Осуществляется выработка возможных вариантов развития событий. На завершающем этапе участники обсуждения дают рекомендации, с их помощью можно решить проблемы.
Метод сase-study как образовательная технология
Case-study используется в сфере образования для повышения профессионального уровня слушателей. На работу студентам отводится разное время, все зависит от уровня сложности задания. Чаще это 2-3 дня, за это время слушатели знакомятся с текстом задания самостоятельно.
В методе исследования case-study центральное место занимает дискуссия. В ходе совместной работы участники обсуждают проблему. Они предлагают решения, приводят аргументы в защиту своей точки зрения.
Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура
Лекционное занятие 4 «Кейс-стади метод в образовательном процессе»
Вопросы:
1. Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура
2. Организация работы учащихся с кейсом
3. Развивающий потенциал кейс-стади метода
Литература:
1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Интернет ресурс: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (дата обращения 15.03.2020)
2. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. и др. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций. – Тюмень, 2014
3. Большаков А.С. Кейс-технологии в образовательных процессах: учебное пособие / Большаков А. С., Пилявский В. П., Тахтаева Р. Ш. — Санкт-Петербург, 2016. — 158 с.
Кейс-стади (case-study) метод: сущность и структура
Кейс-стади (case-study) метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций; это последовательное, поэтапное моделирование решения по ситуации, которая отражает одну или комплекс проблем. Отличительная особенность метода кейс-стади – создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни.
По мнению ученых В.А. Козырева и И.Ф. Радионовой под методом кейсов понимается «изучение дисциплины/предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в определенной профессиональной деятельности».
Кейс (конкретная ситуация) – описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности, в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. Материалами для их создания являются реальные.
Базовые источники кейсов:
В соответствии с этими источниками можно выделить три типа кейсов:
1) практические кейсы;
3) научно-исследовательские кейсы.
Вторичные источники формирования кейсов:
1) художественная и публицистическая литература;
2) местный материал;
3) статистические материалы, социально-экономические и демографические характеристики и т.п.;
4) научные статьи, монографии, научные отчеты и т.п.;
5) ресурсы Интернета;
6) «видеоклипы» из учебных и художественных фильмов и др.
Как видно из таблицы, разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод.
Форма кейса:
1. Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т. п.
2. Кейс-изложение содержит рассказ о каких-либо ситуациях, явлениях, проблемах, путях их решения, основные выводы по теме.
3. Кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используется для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
4. Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить (обычно расчетное или иное) задание по теме.
Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста; обсуждение кейса построено на основе этих вопросов.
Как правило, кейс включает в себя:
• Вспомогательная информация, которая будет необходима для ориентирования в ситуации;
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
• Комментарий ситуации, представленный автором
• Вопросы или задания для работы с кейсом.
2. Организация работы с кейсом
Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Предлагаю вашему вниманию максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.
Этапы организации занятия:
1. Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст кейса может быть роздан учащимся/студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим учебным материалом.
2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
Типы кейсов (Гарвардская школа) | Создание проблемной ситуации | Подготовка кейса | Содержание кейса | Выбор создание итогового решения |
Обучающий кейс(Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме | Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся. |
Аналитическийкейс(Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса |
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация | Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) | Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости | Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. | Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией |
Исследовательский кейс (Case-study method). Study- исследование | Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) | Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют | Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс |
При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.
Стоит особо заметить, что в методических разработках Гарвардского университета рекомендуется начинать практиковать кейс-метод с обучающих кейсов, когда преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения (которые и составляют содержание кейса), задает вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, сам с собой дискутирует при оценке, разборе предложенных решений, сам выбирает и обосновывает итоговое решение. Обучающиеся могут высказать свои точки зрения и попытаться их обосновать. Такая деятельность преподавателя демонстрирует обучающимся технологию работы с разными идеями, точками зрения, с разными решениями и пути, способы выбора и обоснования итогового решения.
В конкретной реализации работа с обучающим кейсом может выглядеть так: учитель информатики задает практическую проблему, для решения которой необходимо уметь упорядочивать массивы информации (пример описан в части 1). Учитель рассказывает о трех самых известных способах упорядочивания информационных массивов и просит подумать о том, какой из способов наиболее подойдет для решения поставленной задачи. Учитель выслушивает мнения детей и начинает формировать итоговое решение, объясняя при этом разные критерии оценки эффективности предложенных вариантов, применяя эти критерии и подводя к нужному, наиболее эффективному способу упорядочивания.
После проведения 5-6 занятий в режиме обучающего кейса, можно перейти к работе в режиме аналитического кейса. В режиме данного подхода преподаватель по-прежнему сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения, ставит вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, но выбрать итоговый вариант решения и обосновать его должны обучающиеся. Для этого они могут работать с подготовленным кейсом, в котором уже есть несколько готовых вариантов и дополнительные информационные источники.
Технология работы с кейсом, как правило, содержит несколько раундов.
1 раунд – от ситуации к задаче. Осознание и формулировка поисковой задачи на основе интерпретации ситуации.
2 раунд – поиск альтернатив, поиск вариантов решения проблемы. Как правило, на данном этапе прибегают к мозговому штурму.
3 раунд – выбор приемлемых решений. Анализ положительных и отрицательных последствий предложенных вариантов решения. Определение области допустимых решений.
4 раунд – составление программы деятельности. Определяются конкретные реальные шаги с учетом первоначальных целей и интересов субъектов ситуации.
Обучение кейсовым методом (В.А. Козырев, И.Ф. Радионова)