кейс технология обучения в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кейс – технологии и их использование на уроках в начальной школе

Филатова О.Н.(МБОУ Новосибирского района Краснообская СОШ №1)

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

Хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Технология включает в себя следующие этапы:

На подготовительном этапе для каждой группы я подготовила свой кейс с заданием в соответствии с темой урока. Подготовила источники информации. На данном уроке источниками стала статья Интернет-ресурса «Как курение влияет на здоровье. В чем основная причина курения»-статья научно-популярного блога, учебник «Окружающий мир» 4класс, ч.1 под редакцией Н.Ф. Виноградовой. На других уроках это может быть статьи газет, детских журналов, научно-популярной литературы, цитаты из книг, высказывания великих людей, ученых и др. Этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения. Для решения данной проблемы необходимо получить определенные знания, которые созвучны теме урока. Отсюда появились учебные задачи урока: 1. Узнать какие органы входят в состав дыхательной системы?; 2. Узнать, как работает дыхательная система?; 3. Какие вредные привычки могут губительно повлиять на дыхательную систему человека и на весь организм вцелом?;4. Разработать правил бережного отношения к дыхательной системе.

Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. На данном уроке Интернет – ресурс был представлен в печатном виде в кейсе каждой группы.

1 группа, используя учебник «Окружающий мир» изучала органы дыхательной системы человека;

2 группа изучала вопрос «Как работает дыхательная система?;

3 группа изучает вопрос о влиянии вредных привычек, в нашем случае курения, на организм человека,

а 4 группа, изучив научно-популярную статью, составляет правила бережного отношения к дыхательной системе.

На заключительном этапе учащиеся представили результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала были предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями последствий курения. Тема вызвала необычайный интерес. В классе нет курящих ребят, а вот папы и даже некоторые мамы, являются курильщиками. Появилось масса вопросов о продолжительности жизни курильщика, о развитии заболеваний, связанных с курением, выдвинули предложения рассказать обязательно о черных легких курильщика родителям, потому что они якобы не знают, ведь в школе они уже не учатся. Одним словом, проблема, поставленная а уроке, стала актуальной, ее прочувствовали и попытались найти пути решения.

В конце урока были подведены итоги. Учитывалась грамотная речь, правильность и логичность изложения, количество правильных ответов на поставленные вопросы; интересные предложения, самостоятельность решения; умение работать в команде. На уроке все учащиеся получили оценки.

В качестве рефлексии даётся возможность учащимся присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.

Кейс-технология не является обязательным на каждый день, ее можно использовать на уроках изучения новой темы и уроках закрепления.

Кейс-технология развивает следующие навыки:

1. Аналитические: учит мыслить ясно и логично.

2. Практические: проблема, представленная в кейсе, всегда носит практический характер;

3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения разных решений, которые нельзя найти логическим путем;

4. Коммуникативные: учит вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003

3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.

4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

5. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.

6. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Использование кейс-технологии в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья « Использование кейс-технологии в начальной школе»

Учитель начальных классов МАОУ «Лянторская средняя

общеобразовательная школа №7»

Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода.

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей.

Кейс-технология – это технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателя новых качеств и умений.

Кейс – технология – современная образовательная технология. В основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры и метод проектов. И ситуативный характер.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ статьи или параграфа, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять полученные знания и применить их на практике.

Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Образовательная кейс-технология, где ученик получает определённый набор материалов и заданий имеет возможность спокойно над ними подумать, а потом сдать выполненную работу, очень эффективна. Ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребёнок способен работать в коллективе.

Кейс-метод, в отличии от многих других традиционных методов, позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса, развиваются аналитические, творческие коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

Работа над кейсом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события.

При подготовке к уроку учитель исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей.

УМК: Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений с электронным приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /А.А.Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу.

Обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Развивать потребность в использовании форм вежливых обращений друг к другу.

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Учащиеся сделают вывод о необходимости употребления вежливых обращений.

Научатся сочетать добрые слова с добрыми поступками.

Ситуация. Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется «вежливыми словами». В них «вложена» мудрость народа. До Х V І в. слово «вежливость» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

Когда вы станете взрослыми, овладеете разными профессиями. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми вежливыми. А этому тоже надо учиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Народ давно заметил: «Плохое слово и сладким мёдом не запьёшь».

Посмотрите диафильм по мотивам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» youtube . com > V і deo > Волшебное слово и ответьте на вопросы:

Как живётся человеку, который не знает волшебных слов?

Как действуют «волшебные слова» на людей?

Как нужно произносить добрые слова?

Какими добрыми словами вы будете постоянно пользоваться?

Вежливые слова нужны для того, чтобы человек мог общаться. Каждый для себя выбирает стиль общения с другими людьми, но каждый должен помнить, что сила «волшебных слов» зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.

Внеклассное занятие 3 класс

Цель. Активизировать учащихся на решение проблемы, всегда ли нужно говорить правду.

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Выработать у детей правильную тактику поведения в ситуации, когда тебя называют ябедой.

Приходилось ли вам бывать в ситуации Миши? Каким был ваш выход?

Как чувствует себя человек, которого называют ябедой?

Нужно ли было Мише указывать на виновника или стоило оговорить себя?

Какие качества личности Миши раскрываются в этой ситуации?

Можно ли Мишу назвать ябедой?

Комментарии. Правда, конечно всегда важна, но следует учитывать. Что в жизни могут возникнуть ситуации, когда правду не стоит говорить прямо, нужно быть гибким. Лучше не указывать на виновника, а дать ему возможность самому признаться. Такое признание достойно уважения и делает человека сильным.

Большая перемена наполняла комнату топотом, смехом, криком и суетой. Миша уже успел сбегать в столовую и теперь прогуливался по коридору в ожидании звонка. Другие ребята толкались тут же. Миша подошёл к стене, на которой висел новый стенд на военн6ую тематику. В рамке под стеклом были фотографии недавних учеников, которые сейчас служили в Армии. Здесь же были тексты о них. Было интересно читать о мальчишках, которые недавно учились в его школе. Он даже подумал, что и о нём вот так же напишут когда-то под его фотографией в военной форме. Чтобы легче было читать, Миша подошёл поближе к стенду.

Тут прибежал в коридор запыхавшийся и разгорячённый Серёжка из параллельного класса. Он принялся толкать и задирать стоявших ребят. Возбуждённый мальчишка подскочил к Мише и стал тащить его к толпе ребят. Миша вывернулся, тогда Серёжка с силой толкнул его. И тут раздался звон стекла. На полу лежал стенд и куча осколков. Все мгновенно замолчали. Звонок звенел в полной тишине. Дети разошлись по классам.

В классе стали выяснять, кто разбил стенд. Все видели, что Миша стоял у стенда, но как всё было, никто не хотел рассказывать. Владимир Павлович поднял Мишу:

— Ну, я жду объяснений, сказал он строго.

— меня толкнули,- тихо сказал Миша.

— Кто? – требовательно спросил Владимир Павлович.

— Мальчик из другого класса.

В соседнем классе уже начался урок. Владимир Павлович извинился и, поставив Мишу у доски, спросил:

Миша молчал, опустив голову. Внутри всё похолодело от взгляда ребят.

— Не задерживай урок, говори! – требовал учитель.

Миша весь внутренне сжался и посмотрел на Серёжку. В глазах Серёжки была злоба.

— Он?- перехватив взгляд Миши, спросил учитель.

На перемене Миша вышел в коридор, и сразу же его окружили ребята. Со всех сторон кричали:

— Ябеда! Ябеда! Предатель! Шестёрка!

У Миши снова всё внутри похолодело. Он зажмурил глаза, закрыл ладонями уши в надежде, что когда откроет их, всё мигом исчезнет.

Но ничего не исчезло. Мальчик бросился в класс, схватил портфель и опрометью выскочил на улицу. Там за школой он стал горько плакать.

— Почему, почему так? Как надо было?

Мама учила всегда говорить правду. Он верил ей, всегда старался следовать её советам. Почему же его все называли предателем и ябедой? Он не находил ответов на эти трудные вопросы.

Расстроенный, с покрасневшими глазами, Миша пошёл домой.

Промолчать, пусть скажет кто-нибудь другой.

Указать на виновника.

Не указывать на виновника, дать ему самому признаться.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС-МЕТОДА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дидактические средства реализации современных образовательных технологий в процессе преподавания учебных предметов.

Все уроки, как люди, похожи и разные,

Если к ним приглядеться с разных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. На данном этапе, в период преобладания информационной культуры, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Следовательно, учитывая новые подходы к понятию «образование», в школе должны вводиться новые формы организации образовательного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается урок. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебной деятельности младшего школьника. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Поэтому в современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Учитель начальных классов должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых является кейс-метод.

Кейс-технология возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США).

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, видеофайлы, презентации и пр.)

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Существуют разные виды кейсов.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео-кейс (может содержать фильм, аудио- и видео- материалы).

В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного ответа. В некоторых случаях ученикам надо не только найти решение проблемы, но и сформулировать задачу, так как она представлена не явно.

При создании кейса надо ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Источник

Применение кейс-технологии в начальных классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника

как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,

и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ .

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

сортировать ее для решения заданной задачи,

выявлять ключевые проблемы,

генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

получают коммуникативные навыки

развивают презентационные умения

формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

приобретают экспертные умения и навыки

учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;

Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.

И давайте делать только хорошую погоду!

Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *