киево печерский монастырь был основан
Киево-Печерская лавра
Из Википедии — свободной энциклопедии
Монастырь | |
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра | |
---|---|
укр. Свято-Успенська Києво-Печерська лавра | |
Свя́то-Успе́нская Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Києво-Печерська лавра ) — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы. Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами (откуда, собственно, и произошло название монастыря), где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия. С 1592 по 1688 год был ставропигией патриарха Константинопольского. За этот период Печерский монастырь был одним из важнейших духовных оплотов сопротивления унии, а также очагом формирования малороссийской идентичности. В 1688 году монастырь получил статус лавры [1] и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом. В Ближних и Дальних пещерах лавры покоятся мощи православных святых, в лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Столыпина). Киево-Печерская Успенская ЛавраОфициальная страница на Church.uaИсторияГлавные сведения ■ Обитель почитается колыбелью православного монашества на Руси, с кон. XI до сер. XIII вв. была главным среди древнерусских монастырей (впоследствии – среди монастырей Украины). ■ Ныне Лавра – одна из величайших святынь Христианства. В ее пещерах и храмах почивают мощи свыше 120 святых Киево-Печерских XI-XX вв. Вехи истории ■ История Лавры подробно изложена в многочисленных описаниях и исследованиях – как тех, которые стали общепризнанной классикой лаврской историографии, так и менее известных, но по-своему важных работах. При этом самой читаемой книгой о Лавре был и остается «Киево-Печерский Патерик» – сборник житий древних подвижников обители. Собранный в XIV-XV вв. из произведений домонгольского времени ( XI-XIII вв. ), «Патерик» был первым в древнерусской литературе произведением жанра «отечников» (заимствованного из Византии) и одной из самых популярных книг на Руси. Смена эпох в жизни страны приводила к неоднократным структурным переработкам и дополнениям сборника как в рукописных (XIV-XVI вв.), так и в печатных редакциях (XVII-XXI вв.). Полноценное ознакомление с историей Лавры невозможно без прочтения «Патерика» (не только в распространенной печатной версии на основе редакций XVIII-XIX вв., но и в изданиях переводов рукописной традиции XI-XVI вв.), некоторых классических описаний XIX-ХХ вв. (митрополит Евгений (Болховитинов), протоиерей Петр Лебединцев, протоиерей Феодор Титов) и ряда современных публикаций. ■ Приняв Святое Крещение, Русь постигала Христианство через опыт Византии, где к кон. Х в. сложились основные богослужебные уставы, принципы архитектурного построения храма, традиции иконописи, жанры церковной книжности. Неотъемлемой частью Церкви является монашество, устремленное к высшей мере уподобления Христу. На византийских землях монашество, после «закалки» в пустынях, пришло и в города; на Руси же, напротив, первые документально известные монастыри были городскими, – их содержали князья (первыми оценившие преимущества новой веры), а населяли, по всей вероятности, иноки из Византии, – и лишь в сер. XI в. возникла обитель, созданная не по инициативе князя, пустынная по месту расположения и первоначальному укладу жизни, населенная по преимуществу русичами – Киево-Печерская Лавра. Хранительница благочестияМитрополит Бориспольский и Броварской Антоний о прошлом и настоящем Киево-Печерской ЛаврыКиево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви. – Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра? – Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов. По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.
– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». – В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря. – Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности. Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы. – После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители? – История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри. Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся. – Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия? – В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью. В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.
В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.
– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей? – После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители. – Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре? – Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. – Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода? – За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского). Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро. На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу. – Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время? – Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.
И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне. – Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии? – Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века. Киево-Печерская ЛавраСвято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Древняя обитель Святой Руси. Этот монастырь был поставлен по повелению Пресвятой Богородицы, молитвенным подвигом великих подвижников — Антония и Феодосия Киево-Печерских и иных печерских преподобных отцов, о житии и славных подвигах которых нет нужды писать особо, так как об этом можно подробно прочесть в их житиях. Итак, май 2016 года. Где остановитьсяВ Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону. Здесь информация о гостиницах и телефоны для бронирования: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже сказал, до гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо. Где питатьсяНа территории Лавры есть несколько трапезных. Еда вкусная (маленькая заметка: я к пище не привередлив, поэтому за всех утверждать не стану). Если у вас пост, то можно спросить, что есть постного, вам подскажут. Стоимость одного приёма пищи, состоящего из 1‑го, 2‑го блюда, гарнира, салата, десерта и чая варьируется в пределах 80–90 гривен. Соответственно, если аппетит умерить, то можно уложиться и в 50. Маленькое неудобство: трапезные все закрываются в 19:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Так что, нужно выбирать, или есть до службы, что неудобно, или запасаться едой, чтобы поесть потом в номере. Про богослуженияВ гостинице в 5:30 утра вас разбудит звон в колокольчик, чтобы Вы не проспали к ранней Литургии. Но, разумеется, если Вы планируете поспать подольше, то никто вас не повлечёт “за шиворот” в храм. Ещё очень впечатлила ранняя Литургия в пещерах, то есть в подземной пещерной церкви. В Лавре вообще 6 пещерных Церквей. Наверно так и молились древние христиане, в катакомбах. Совершаются также молебны (нужно смотреть расписание). В церкви Живоносный источник совершаются молебны с одеванием шапки прп. Марка-гробокопателя, того самого, который воскрешал мёртвых. ПещерыПещеры — особое место в Лавре. Они представляют собой сеть подземных лабиринтов, в которых находятся мощи преподобных Киево-Печерских отцов и подземные церкви. Есть две таких цепочки лабиринтов — Ближние и Дальние пещеры. Ближние называют Антониевыми, а Дальние — Феодосиевыми. Вообще, прп. Антоний начал подвижничество там, где ныне находятся Дальние пещеры. Но потом, он поставил своим ученикам игумена, прп. Никона, и удалился в другое место (Ближние пещеры). После Никона игуменом был прп. Феодосий. Поэтому такие названия и закрепились за этими пещерами. Заблудиться в пещерах конечно нельзя: везде есть указатели и за посетителями присматривают блюстители пещер. Пещеры открыты для посещения с 9:00 до 16:00, но если служится Литургия в Пещерах, то открываются раньше. Мощей преподобных Антония и Феодосия в пещерах не ищите, их там нет. Основатели Лавры и наставники иноков, как при жизни убегали от людской славы, так и после своей телесной смерти продолжают делать то же самое. Мощи прп. Антония так и не были обретены, а об обретении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор-летописец, в “Повести временных лет”. Согласно ему, они были обретены в 1071 г., в их обретении и сам прп. Нестор принимал самое непосредственное участие. Но в ХIII веке, при нашествии на Киев Батыя, мощи были спрятаны, а потом место их положения было забыто. Ещё, в Лавре есть два колодца, Антониев и Феодосиев. Лаврское предание говорит, что их выкопали сами преподобные. Здесь можно набрать воды. Естественно, для этого не нужно спускать ведро на верёвке. На месте колодцев стоят часовенки, а вода из колодцев подаётся насосом, и набирается с помощью обычных кранов, выведенных на внешнюю сторону часовен. Пустые бутылки продаются здесь же. Немного фотоПро туристов, нацистов и русский языкГоворить о Лавре можно долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Паломников и просто туристов здесь довольно много. Я слышал периодически то украинскую, то русскую, то английскую, то немецкую речь. Кстати, на территории Лавры есть возможность заказать экскурсию, но сколько это стоит, не уточнял. Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольниковСвятая Лавра — не единственная святыня города Киева. В городе также находятся святые мощи самой святой великомученицы Варвары и священномученика Макария Киевского. Я очень почитаю св. вмц. Варвару и буквально незадолго своей поездки в Киев я узнал, что в Киеве находятся её св. мощи. Но проблема оказалась в том, что они (как и мощи сщмч. Макария) находятся во Владимирском Соборе, который с 90‑х годов ХХ века находится в руках раскольников. В тот день я ещё побывал в Софийском Соборе. У нас на Руси с древних времён было известно три “Софии”, сделанные по образцу Софии Константинопольской. Они расположены в Киеве, Полоцке и Новгороде. Но на сегодня, насколько мне известно, действующей является только Новгородская София.
|