киево печерский монастырь был основан

Киево-Печерская лавра

Из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра
укр. Свято-Успенська Києво-Печерська лавра

Свя́то-Успе́нская Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Києво-Печерська лавра ) — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы.

Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами (откуда, собственно, и произошло название монастыря), где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия. С 1592 по 1688 год был ставропигией патриарха Константинопольского. За этот период Печерский монастырь был одним из важнейших духовных оплотов сопротивления унии, а также очагом формирования малороссийской идентичности. В 1688 году монастырь получил статус лавры [1] и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах лавры покоятся мощи православных святых, в лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Столыпина).

Источник

Киево-Печерская Успенская Лавра

Официальная страница на Church.ua

киево печерский монастырь был основан. Смотреть фото киево печерский монастырь был основан. Смотреть картинку киево печерский монастырь был основан. Картинка про киево печерский монастырь был основан. Фото киево печерский монастырь был основан

История

Главные сведения

■ Обитель почитается колыбелью православного монашества на Руси, с кон. XI до сер. XIII вв. была главным среди древнерусских монастырей (впоследствии – среди монастырей Украины).

■ Ныне Лавра – одна из величайших святынь Христианства. В ее пещерах и храмах почивают мощи свыше 120 святых Киево-Печерских XI-XX вв.

Вехи истории

■ История Лавры подробно изложена в многочисленных описаниях и исследованиях – как тех, которые стали общепризнанной классикой лаврской историографии, так и менее известных, но по-своему важных работах. При этом самой читаемой книгой о Лавре был и остается «Киево-Печерский Патерик» – сборник житий древних подвижников обители. Собранный в XIV-XV вв. из произведений домонгольского времени ( XI-XIII вв. ), «Патерик» был первым в древнерусской литературе произведением жанра «отечников» (заимствованного из Византии) и одной из самых популярных книг на Руси. Смена эпох в жизни страны приводила к неоднократным структурным переработкам и дополнениям сборника как в рукописных (XIV-XVI вв.), так и в печатных редакциях (XVII-XXI вв.). Полноценное ознакомление с историей Лавры невозможно без прочтения «Патерика» (не только в распространенной печатной версии на основе редакций XVIII-XIX вв., но и в изданиях переводов рукописной традиции XI-XVI вв.), некоторых классических описаний XIX-ХХ вв. (митрополит Евгений (Болховитинов), протоиерей Петр Лебединцев, протоиерей Феодор Титов) и ряда современных публикаций.

■ Приняв Святое Крещение, Русь постигала Христианство через опыт Византии, где к кон. Х в. сложились основные богослужебные уставы, принципы архитектурного построения храма, традиции иконописи, жанры церковной книжности. Неотъемлемой частью Церкви является монашество, устремленное к высшей мере уподобления Христу. На византийских землях монашество, после «закалки» в пустынях, пришло и в города; на Руси же, напротив, первые документально известные монастыри были городскими, – их содержали князья (первыми оценившие преимущества новой веры), а населяли, по всей вероятности, иноки из Византии, – и лишь в сер. XI в. возникла обитель, созданная не по инициативе князя, пустынная по месту расположения и первоначальному укладу жизни, населенная по преимуществу русичами – Киево-Печерская Лавра.

Источник

Хранительница благочестия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о прошлом и настоящем Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

киево печерский монастырь был основан. Смотреть фото киево печерский монастырь был основан. Смотреть картинку киево печерский монастырь был основан. Картинка про киево печерский монастырь был основан. Фото киево печерский монастырь был основан

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

киево печерский монастырь был основан. Смотреть фото киево печерский монастырь был основан. Смотреть картинку киево печерский монастырь был основан. Картинка про киево печерский монастырь был основан. Фото киево печерский монастырь был основан

– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

Источник

Киево-Печерская Лавра

Свя­то-Успен­ская Кие­во-Печер­ская Лав­ра. Древ­няя оби­тель Свя­той Руси. Этот мона­стырь был постав­лен по пове­ле­нию Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­вен­ным подви­гом вели­ких подвиж­ни­ков — Анто­ния и Фео­до­сия Кие­во-Печер­ских и иных печер­ских пре­по­доб­ных отцов, о житии и слав­ных подви­гах кото­рых нет нуж­ды писать осо­бо, так как об этом мож­но подроб­но про­честь в их житиях.
Как мона­стырь, Лав­ра извест­на с 1051 года, но молит­вен­ный подвиг пре­по­доб­ных отцов на Киев­ских горах начал­ся намно­го рань­ше. Житие пре­по­доб­но­го Анто­ния повест­ву­ет, что он впер­вые при­шёл на Рус­скую зем­лю с Афо­на при бла­го­вер­ном кня­зе Вла­ди­ми­ре, а зна­чит до 1015 года.
Пре­по­доб­ные отцы копа­ли пеще­ры для молит­вен­но­го уеди­не­ния, но, как ска­зал Гос­подь: “не воз­жи­га­ют све­тиль­ни­ка, что­бы поста­вить его под спу­дом, но на свещ­ни­це, что­бы све­тил всем, кто в доме”.
Пре­по­доб­ные Анто­ний и Фео­до­сий не иска­ли сла­вы, но Гос­подь Сам про­сла­вил их. Так же как и дру­гих Кие­во-Печер­ских святых.
В пеще­рах Кие­во-Печер­ской Лав­ры почи­ва­ют мощи 122 свя­тых (73 в ближ­них пеще­рах и 49 в даль­них). Нигде в мире боль­ше не най­ти столь­ко свя­тых мощей, собран­ных вкупе.
Я рас­ска­жу о сво­ём палом­ни­че­стве в эту древ­нюю обитель.

Итак, май 2016 года.
Как добрать­ся до Кие­ва, думаю писать не сто­ит. Я пред­по­чёл желез­но­до­рож­ный транс­порт. От глав­но­го вок­за­ла (Киев-Пас­са­жир­ский) про­ще все­го доби­рать­ся до Лав­ры таким обра­зом: с вок­за­ла сра­зу на мет­ро, ехать до ст. Арсе­наль­ная. Затем на авто­бу­се 24 или трол­лей­бу­се 38, или марш­рут­ном так­си 470 и 520 до оста­нов­ки “ули­ца Цита­дель­ная” (перед ней будет оста­нов­ка “Кие­во-Печер­ская Лав­ра”, но выхо­дить на ней не нуж­но, если толь­ко Вы не соби­ра­е­тесь пря­мо с сум­ка­ми и чемо­да­на­ми начать посе­ще­ние собо­ров; поэто­му нуж­но дое­хать до сле­ду­ю­щей оста­нов­ки, отту­да бли­же до гостиниц).Стоимость про­ез­да в мет­ро 4 грив­ны, а авто­бу­се, трол­лей­бу­се и марш­рут­ном так­си 3 гривны.

Где остановиться

В Лав­ре на сего­дня (май 2016 г.) есть 3 гости­ни­цы. Бро­ни­ро­вать места сле­ду­ет зара­нее по теле­фо­ну. Здесь инфор­ма­ция о гости­ни­цах и теле­фо­ны для бро­ни­ро­ва­ния: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже ска­зал, до гости­ниц бли­же идти от оста­нов­ки ул. Цита­дель­ная. Отсю­да вид­ны вра­та, веду­щие в Ниж­нюю Лав­ру. Нуж­но зай­ти в них и спу­стить­ся вниз по брус­ча­то­му спус­ку до Церк­ви во имя ико­ны Божьей Мате­ри Всех скор­бя­щих Радо­сте. Прой­дя её, повер­нуть направо.
Гости­ни­цы рас­по­ло­же­ны в кор­пу­сах 54, 56 и 58. Я жил в той, кото­рая в кор­пу­се 54, пря­мо напро­тив выше­ука­зан­ной церк­ви. Там име­ют­ся номе­ра 2‑, 3‑, и 4‑местные. 1‑й этаж — муж­ской, 2‑й — жен­ский, 3‑й не пом­ню.:) Сто­и­мость за 1 сут­ки на 1 чело­ве­ка: в 3- и 4‑местном — 130 гри­вен, в 2‑местном — 150 гри­вен. В номе­ре толь­ко всё самое необ­хо­ди­мое: кро­ва­ти и при­кро­ват­ные тум­бы, вешал­ки, стол, чай­ник, чаш­ки. Чисто, уют­но. На эта­же име­ет­ся туа­лет (несколь­ко кабин, рас­по­ло­жен в кон­це кори­до­ра) и душе­вая (тоже несколь­ко кабин но в отдель­ном от туа­ле­та поме­ще­нии). С горя­чей водой про­блем нет.
Если нужен холо­диль­ник, то нуж­но обра­тить­ся к адми­ни­стра­то­ру, он даст ключ от поме­ще­ния, где есть холодильник.
В 56‑м кор­пу­се, насколь­ко я понял усло­вия поху­же немнож­ко. А в 58‑м есть номе­ра повы­шен­ной ком­форт­но­сти, если кому надо.
Бро­ни­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся не более чем на 3 суток. На боль­ший срок не бро­ни­ру­ют. С чем это свя­за­но — не понят­но. Но уже по засе­ле­нии, мож­но попро­сить, что­бы про­дли­ли срок.

Где питаться

На тер­ри­то­рии Лав­ры есть несколь­ко тра­пез­ных. Еда вкус­ная (малень­кая замет­ка: я к пище не при­ве­ред­лив, поэто­му за всех утвер­ждать не ста­ну). Если у вас пост, то мож­но спро­сить, что есть пост­но­го, вам подскажут.
Самое вкус­ное, что я там про­бо­вал, было пирож­ное “Мура­вей­ник”, совсем не пост­ное, но более вкус­но­го пирож­но­го, кажет­ся, я нигде не ел больше.

Сто­и­мость одно­го при­ё­ма пищи, состо­я­ще­го из 1‑го, 2‑го блю­да, гар­ни­ра, сала­та, десер­та и чая варьи­ру­ет­ся в пре­де­лах 80–90 гри­вен. Соот­вет­ствен­но, если аппе­тит уме­рить, то мож­но уло­жить­ся и в 50. Малень­кое неудоб­ство: тра­пез­ные все закры­ва­ют­ся в 19:00, то есть до окон­ча­ния вечер­не­го бого­слу­же­ния. Так что, нуж­но выби­рать, или есть до служ­бы, что неудоб­но, или запа­сать­ся едой, что­бы поесть потом в номере.

Про богослужения

В гости­ни­це в 5:30 утра вас раз­бу­дит звон в коло­коль­чик, что­бы Вы не про­спа­ли к ран­ней Литур­гии. Но, разу­ме­ет­ся, если Вы пла­ни­ру­е­те поспать подоль­ше, то никто вас не повле­чёт “за шиво­рот” в храм.
В Лав­ре совер­ша­ет­ся обыч­но от 2 до 7 (ни разу тако­го коли­че­ства не видел ни в одном мона­сты­ре!) литур­гий в раз­ных хра­мах (нача­ло от 5:30 до 9:00). Под вос­кре­се­нье слу­жит­ся даже 2 все­нощ­ных бде­ния в раз­ных собо­рах (тоже ни разу тако­го не видел). Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но и во вре­мя вечер­ней служ­бы и на Литур­гии. Но, толь­ко утром испо­ведь начи­на­ет­ся за 30 минут до чте­ния часов.
Меня очень впе­чат­ли­ло все­нощ­ное бде­ние под вос­кре­се­нье в Успен­ском собо­ре, самом боль­шом собо­ре Лав­ры. Пели 2 хора, анти­фон­но, пооче­ред­но, из-под само­го купо­ла. Очень тор­же­ствен­но и кра­си­во. После служ­бы все жела­ю­щие мог­ли помочь в убор­ке храма:).

Ещё очень впе­чат­ли­ла ран­няя Литур­гия в пеще­рах, то есть в под­зем­ной пещер­ной церк­ви. В Лав­ре вооб­ще 6 пещер­ных Церк­вей. Навер­но так и моли­лись древ­ние хри­сти­ане, в катакомбах.
А сколь­ко в Лав­ре назем­ных хра­мов — я сбил­ся со счёта.

Совер­ша­ют­ся так­же молеб­ны (нуж­но смот­реть рас­пи­са­ние). В церк­ви Живо­нос­ный источ­ник совер­ша­ют­ся молеб­ны с оде­ва­ни­ем шап­ки прп. Мар­ка-гро­бо­ко­па­те­ля, того само­го, кото­рый вос­кре­шал мёртвых.

Пещеры

Пеще­ры — осо­бое место в Лав­ре. Они пред­став­ля­ют собой сеть под­зем­ных лаби­рин­тов, в кото­рых нахо­дят­ся мощи пре­по­доб­ных Кие­во-Печер­ских отцов и под­зем­ные церк­ви. Есть две таких цепоч­ки лаби­рин­тов — Ближ­ние и Даль­ние пеще­ры. Ближ­ние назы­ва­ют Анто­ни­е­вы­ми, а Даль­ние — Фео­до­си­е­вы­ми. Вооб­ще, прп. Анто­ний начал подвиж­ни­че­ство там, где ныне нахо­дят­ся Даль­ние пеще­ры. Но потом, он поста­вил сво­им уче­ни­кам игу­ме­на, прп. Нико­на, и уда­лил­ся в дру­гое место (Ближ­ние пеще­ры). После Нико­на игу­ме­ном был прп. Фео­до­сий. Поэто­му такие назва­ния и закре­пи­лись за эти­ми пеще­ра­ми. Заблу­дить­ся в пеще­рах конеч­но нель­зя: вез­де есть ука­за­те­ли и за посе­ти­те­ля­ми при­смат­ри­ва­ют блю­сти­те­ли пещер. Пеще­ры откры­ты для посе­ще­ния с 9:00 до 16:00, но если слу­жит­ся Литур­гия в Пеще­рах, то откры­ва­ют­ся раньше.
Мед­лен­но про­хо­дя по пеще­рам и при­кла­ды­ва­ясь к Св. мощам, и молит­вен­но обра­ща­ясь к пре­по­доб­ным отцам, пони­ма­ешь и чув­ству­ешь душой, что они, в пря­мом это­го сло­ва, живее всех живых.

Мощей пре­по­доб­ных Анто­ния и Фео­до­сия в пеще­рах не ищи­те, их там нет. Осно­ва­те­ли Лав­ры и настав­ни­ки ино­ков, как при жиз­ни убе­га­ли от люд­ской сла­вы, так и после сво­ей телес­ной смер­ти про­дол­жа­ют делать то же самое. Мощи прп. Анто­ния так и не были обре­те­ны, а об обре­те­нии мощей прп. Фео­до­сия повест­ву­ет прп. Нестор-лето­пи­сец, в “Пове­сти вре­мен­ных лет”. Соглас­но ему, они были обре­те­ны в 1071 г., в их обре­те­нии и сам прп. Нестор при­ни­мал самое непо­сред­ствен­ное уча­стие. Но в ХIII веке, при наше­ствии на Киев Батыя, мощи были спря­та­ны, а потом место их поло­же­ния было забыто.
Тем не менее в Пеще­рах вы може­те посе­тить келии прп. Анто­ния и Фео­до­сия, в кото­рых уста­нов­ле­ны кено­та­фы (сим­во­ли­че­ские гро­бы, в кото­рых нет Св. мощей).

Ещё, в Лав­ре есть два колод­ца, Анто­ни­ев и Фео­до­си­ев. Лавр­ское пре­да­ние гово­рит, что их выко­па­ли сами пре­по­доб­ные. Здесь мож­но набрать воды. Есте­ствен­но, для это­го не нуж­но спус­кать вед­ро на верёв­ке. На месте колод­цев сто­ят часо­вен­ки, а вода из колод­цев пода­ёт­ся насо­сом, и наби­ра­ет­ся с помо­щью обыч­ных кра­нов, выве­ден­ных на внеш­нюю сто­ро­ну часо­вен. Пустые бутыл­ки про­да­ют­ся здесь же.

Немного фото

Про туристов, нацистов и русский язык

Гово­рить о Лав­ре мож­но дол­го. Но, как гово­рит­ся, луч­ше один раз уви­деть. Палом­ни­ков и про­сто тури­стов здесь доволь­но мно­го. Я слы­шал пери­о­ди­че­ски то укра­ин­скую, то рус­скую, то англий­скую, то немец­кую речь. Кста­ти, на тер­ри­то­рии Лав­ры есть воз­мож­ность зака­зать экс­кур­сию, но сколь­ко это сто­ит, не уточнял.
В Кие­ве, вопре­ки стра­шил­кам, кото­рые любят рас­ска­зы­вать СМИ, по-преж­не­му поло­ви­на насе­ле­ния гово­рит по-рус­ски, а дру­гая поло­ви­на, выслу­ша­ет вас по-рус­ски, а затем вполне дру­же­люб­но отве­тит по-укра­ин­ски (про­сто им так удоб­нее, а не пото­му что они над вами хотят поиздеваться:)).
Наци­о­на­ли­сти­че­ские митин­ги… Ну, киев­ляне, кажет­ся, к ним так при­вык­ли, что уже даже не обра­ща­ют вни­ма­ния. Я уж, не знаю, санк­ци­о­ни­ро­ван­ные они, или нет, не вни­кал. На Май­дане Неза­леж­но­сти посто­ян­но кто-нибудь да митин­гу­ет. Обыч­но несколь­ко десят­ков чело­век. Так что они уже про­сто ста­ли частью пей­за­жа. К тому же они ведут себя отно­си­тель­но спо­кой­но, по край­ней мере, если ты про­сто про­хо­дишь мимо.:) Ино­гда слу­ча­ют­ся митин­ги и за пре­де­ла­ми май­да­на. В день мое­го при­ез­да, как раз наци­сты устро­и­ли оче­ред­ное про­пла­чен­ное шоу (до это­го несколь­ко меся­цев всё было более-менее спо­кой­но:)) и я застал его неболь­шой фраг­мент по доро­ге в Лав­ру. В основ­ном, они ста­ра­лись про­из­ве­сти “шумовой“и “дымо­вой” эффект: били в бара­ба­ны, ора­ли во всё гор­ло свои нацист­ские лозун­ги, жгли дымо­вые шаш­ки. Но, по край­ней мере на людей не кида­лись, поли­цей­ское оцеп­ле­ние про­рвать не пыта­лись. Зева­кам было на что посмот­реть. Но мне смот­реть на тол­пу душев­но-боль­ных людей не хоте­лось, и я, помо­лив­шись в серд­це Гос­по­ду, свер­нул на боко­вые ули­цы. Здесь было всё тихо, игра­ли дети, люди шли по сво­им делам. Город жил сво­ей обыч­ной жизнью.
Осталь­ные дни про­шли, с Божьей помо­щью, без происшествий.
Раз­мыш­ле­ния о раз­де­лён­но­сти и раз­но­род­но­сти обще­ства в Кие­ве (и в Укра­ине в целом) выхо­дят за рам­ки этой темы. Так что на этом я и оста­нов­люсь, пожалуй.
А в общем Киев — кра­си­вый древ­ний город. А Лав­ра — это его свет­лый венец.

Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольников

Свя­тая Лав­ра — не един­ствен­ная свя­ты­ня горо­да Киева. В горо­де так­же нахо­дят­ся свя­тые мощи самой свя­той вели­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры и свя­щен­но­му­че­ни­ка Мака­рия Киев­ско­го. Я очень почи­таю св. вмц. Вар­ва­ру и бук­валь­но неза­дол­го сво­ей поезд­ки в Киев я узнал, что в Кие­ве нахо­дят­ся её св. мощи. Но про­бле­ма ока­за­лась в том, что они (как и мощи сщмч. Мака­рия) нахо­дят­ся во Вла­ди­мир­ском Собо­ре, кото­рый с 90‑х годов ХХ века нахо­дит­ся в руках раскольников.
Тем не менее, меня не поки­да­ло жела­ние помо­лить­ся у свя­тых мощей вмц. Вар­ва­ры и при­ло­жит­ся к ним. Ведь свя­ты­ня не осквер­ня­ет­ся от при­кос­но­ве­ния к ней раскольников.
Я знал, как вести себя, когда нуж­но при­ло­жить­ся к свя­тыне, захва­чен­ной рас­коль­ни­ка­ми, без­бож­ни­ка­ми или ере­ти­ка­ми, но, конеч­но, ещё раз про­кон­суль­ти­ро­вал­ся со свя­щен­ни­ком. Общие сове­ты были таки­ми: кре­стить­ся и кла­нять­ся вхо­дя в собор, не сле­ду­ет, т.к. в нём не совер­ша­ет­ся кано­ни­че­ская Литур­гия. Воз­ле мощей и древ­них икон и фре­сок мож­но молить­ся и кре­стить­ся, при­кла­ды­вать­ся к мощам, нуж­но как обыч­но мы это дела­ем. У рас­коль­ни­ков ниче­го не поку­пать, ни све­чей, ни икон, ниче­го им не жерт­во­вать. Если они будут совер­шать свои “служ­бы” — то их сле­ду­ет пол­но­стью игно­ри­ро­вать, не кре­стить­ся, не пре­кло­нять голо­ву, ну, одним сло­вом никак не участ­во­вать в их молитвах.
Я решил отпра­вить­ся ко св. Вар­ва­ре в вос­кре­се­нье, после того, как побы­вал на Боже­ствен­ной Литур­гии в одном из хра­мов Свя­той Лав­ры и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн.
Вла­ди­мир­ский Собор рас­по­ло­жен на буль­ва­ре Т. Шев­чен­ко, стан­ция мет­ро Уни­вер­си­тет. Соб­ствен­но, заблу­дить­ся там слож­но — выход из мет­ро там один и он ведёт на буль­вар Шев­чен­ко, а Вла­ди­мир­ский Собор отту­да уже виден, так как рас­по­ло­жен очень близ­ко. Выхо­жу из мет­ро и пово­ра­чи­ваю напра­во. И вот он — кра­са­вец-собор, захва­чен­ный рас­коль­ни­ка­ми. Пере­хо­жу доро­гу — и я перед собором.
Людей вокруг доволь­но мно­го. Замед­ляю ход, осмат­ри­ва­юсь поне­мно­гу. Народ совер­шен­но раз­ный и по воз­рас­ту и по полу. Под­ни­ма­юсь по сту­пень­кам. Как это непри­выч­но — вхо­дить в храм без крест­но­го зна­ме­ния. Иду мед­лен­но, но уве­рен­но. В прин­ци­пе, я не смот­рю теле­ви­зи­он­ных стра­ши­лок, и я пони­мал, что ско­рее все­го на меня про­сто никто не обра­тит вни­ма­ния, если я толь­ко сам не нач­ну кри­чать что-либо про­во­ка­ци­он­ное. Но с дру­гой сто­ро­ны, я пони­мал, что если вдруг, вопре­ки моим ожи­да­ни­ям, мне при­дёт­ся с кем-то заго­во­рить, то нуж­но быть пре­дель­но осто­рож­ным, в том смыс­ле, что даже на сло­вах я не дол­жен выра­жать ника­ко­го сочув­ствия расколу.
Я вла­дею укра­ин­ским язы­ком на про­стом раз­го­вор­ном уровне, но, одно дело укра­ин­ский язык, и совсем дру­гое — укра­ин­ский раскол.
Я поло­жил­ся на Гос­по­да, кото­рый ска­зал, что если нам при­дёт­ся сви­де­тель­ство­вать исти­ну, что­бы мы не бес­по­ко­и­лись что и как гово­рить, пото­му что Он Сам даст нам уста пре­муд­рость. К тому же я толь­ко пару часов как при­ча­стил­ся, Гос­подь со мной, всё хорошо.
Вхо­жу в храм. Рас­коль­ни­ки слу­жат “типа водо­свят­ный моле­бен с ака­фи­стом”. Вижу раку с моща­ми св. Вар­ва­ры (спра­ва от цен­траль­но­го нефа) и с моща­ми сщмч. Мака­рия (сле­ва). Иду к Св. Вар­ва­ре. Оче­редь совсем малень­кая, пару чело­век. Я помо­лил­ся св. Вар­ва­ре и достал из сум­ки её икон­ку, пред­ва­ри­тель­но куп­лен­ную в Лав­ре (т.к. поку­пать у рас­коль­ни­ков ниче­го нель­зя). При­ло­жил­ся к свя­тым мощам и при­ло­жил икон­ку. Ото­шёл. Затем схо­дил при­ло­жить­ся к мощам сщмч. Макария.
А затем даже ещё раз вер­нул­ся к св. Вар­ва­ре. Затем посто­ял немно­го у само­го выхо­да, пораз­мыш­лял. Кто они — эти все люди, кото­рые при­шли сюда?
Оче­вид­но, было какое-то коли­че­ство тех, кто захо­дит в храм, что­бы “поста­вить свеч­ку”. Они в любом хра­ме выде­ля­ют­ся. При­шёл, поста­вил свеч­ку и с чув­ством выпол­нен­но­го дол­га ушёл. Совер­шен­но оче­вид­но, что им всё рав­но в каком хра­ме ста­вить свеч­ки: в истин­ной Церк­ви или у рас­коль­ни­ков. Если зав­тра пред­ло­жат поста­вить свеч­ку перед идо­лом… сколь­ко из них заду­ма­ет­ся, что они делают?
“Бог в душе”… Вот к чему оно при­во­дит, это “Бог в душе”. Люди пре­да­ют Хри­сто­ву Цер­ковь и даже не задумываются.
Но есть и дру­гие. Те кто при­шёл сюда молить­ся, кто был после “испо­ве­ди”, и “при­ча­стия”. По ним вид­но, что они более или менее пони­ма­ют о чём служ­ба. Тем более служ­ба у них на понят­ном для них укра­ин­ском, а не на непо­нят­ном цер­ков­но-сла­вян­ском. Лад­но, молит­ва на наци­о­наль­ном язы­ке — это, в целом, не страш­но, ведь боль­шин­ство помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей слу­жат на наци­о­наль­ном язы­ке, кро­ме, пожа­луй, русской.
Но неуже­ли их не сму­ща­ет то, что в хра­ме слу­жат рас­коль­ни­ки, кото­рые разо­рва­ли хитон Хри­сто­вой Церк­ви ради наци­о­наль­ных инте­ре­сов, внес­ли в Тело Хри­сто­во нена­вист­ную рознь мира сего и тем самым отторг­ли себя от пол­но­ты Церк­ви? Неуже­ли всё рав­но, что этот рас­кол не при­зна­ла ни одна помест­ная Цер­ковь?
Выхо­дит, для них даже Таин­ства Церк­ви были про­сто риту­а­лом. Кому-то доста­точ­но про­сто­го риту­а­ла (поста­вить свеч­ку), а кому-то нужен риту­ал послож­нее. Но, полу­ча­ет­ся, что для них Цер­ковь — это все­го лишь риту­ал, ина­че они не пошли бы в раскол.
От таких мыс­лей ста­ло тяже­ло на душе и, помо­лив­шись Гос­по­ду о вра­зум­ле­нии рас­коль­ни­ков, я ушёл.

В тот день я ещё побы­вал в Софий­ском Собо­ре. У нас на Руси с древ­них вре­мён было извест­но три “Софии”, сде­лан­ные по образ­цу Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской. Они рас­по­ло­же­ны в Кие­ве, Полоц­ке и Нов­го­ро­де. Но на сего­дня, насколь­ко мне извест­но, дей­ству­ю­щей явля­ет­ся толь­ко Нов­го­род­ская София.
От Вла­ди­мир­ско­го Собо­ра до Софий­ско­го все­го кило­метр с лиш­ним и это рас­сто­я­ние я решил прой­ти пеш­ком. Имея под рукой кар­ту или нави­га­тор, сори­ен­ти­ро­вать­ся несложно.
Софий­ский Собор, как я уже ска­зал, недей­ству­ю­щий; офи­ци­аль­но явля­ет­ся “Наци­о­наль­ным запо­вед­ни­ком” и нахо­дит­ся в юрис­дик­ции Мини­стер­ства куль­ту­ры Укра­и­ны. За исклю­че­ни­ем одно­го хра­ма, рас­по­ло­жен­но­го рядом, на тер­ри­то­рии собо­ра, но храм тот — раскольничий.
Поэто­му я про­сто побро­дил по тер­ри­то­рии, посмот­рел на зда­ния, на древ­нюю клад­ку, кото­рую спе­ци­аль­но оста­ви­ли без шту­ка­тур­ки, что­бы была вид­на всем желающим,поднялся на коло­коль­ню. Вход на тер­ри­то­рию и коло­коль­ню — плат­ный, кас­сы рас­по­ло­же­ны здесь же, про­да­жу биле­тов осу­ществ­ля­ет Мини­стер­ство куль­ту­ры, по край­ней мере так напи­са­но на билетах.
В этом собо­ре неко­гда молил­ся бла­го­вер­ный князь Яро­слав Муд­рый, а теперь это собор-музей.
Внутрь собо­ра я не захо­дил. По прав­де ска­зать, собо­ры-музеи наве­ва­ют на меня скорб­ные чув­ства. Ведь душа любо­го хра­ма — это Боже­ствен­ная Литур­гия. А тело без души — это, увы, труп. Да, мне конеч­но доро­ги эти собо­ры и в таком виде, как память, но с дру­гой сто­ро­ны, есть что-то невы­но­си­мое в осо­зна­нии их “мёрт­во­сти”, будь то Софий­ский Собор в Кие­ве или Полоц­ке, или “мёрт­вые” собо­ры Мос­ков­ско­го Кремля.
Погу­ляв ещё немно­го по Кие­ву, я вер­нул­ся в Лав­ру и начал гото­вит­ся к отъ­ез­ду, кото­рый был наме­чен на сле­ду­ю­щий день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *