кимры преображенский собор история

КИМРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история
Кимрский Преображенский собор

Собор в честь Преображения Господня в городе Кимрах Тверской епархии

С приходом советской власти режим повел борьбу с Церковью, что поначалу выразилось в запрете на достройку каменной колокольни храма. Местные власти мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но так как это оказалось невозможным по соседству с храмом была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.

В 1927 году Кимрский горсовет направил в губисполком ходатайство о закрытии церкви. Ходатайство было одобрено и направлено в Москву для утверждения. Спустя год после начала дела, несмотря на протесты верующих, председатель ВЦИК М. И. Калинин утвердил ходатайство горсовета. 19 мая 1929 года было совершено последнее богослужение, храм был закрыт и превращен в клуб кустарей, а спустя несколько лет в зернохранилище.

После Великой Отечественной войны по просьбе верующих 22 мая 1947 года храм был вновь открыт для богослужений. В 1948 году по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен, впоследствии патриарх всея Руси. Однако жизнь в приходе едва теплилась, и только в 1973 году после назначения нового настоятеля храма священника Иоанна Басюка, жизнь прихода стала возобновляться. Благодаря трудам батюшки храм благоукрашался внутри и снаружи. В тот период храм приобрел статус собора, стал центром благочиния. В 1982 году в храме была возведена кирпичная пристройка, а в 1992 году здание было подключено к центрально­му отоплению.

На начало XXI века храм был примечателен своим хором.

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история
Проект Кимрского Преображенского храма

Архитектура

Пятиглавый трехпрестольный храм стилизован по древнерусские и рассчитан на тысячу молящихся. Композиционно состоит из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан пятью шатрами со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.

Источник

Спасо-Преображенский собор в Кимрах

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

Спасо-Преображенский собор в Кимрах Sergey Ashmarin

Спасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала 20 века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля.

В историю города собор вошел по двум причинам: во-первых, в доме, стоявшем на его территории, родился автор «Молодой гвардии» А. А. Фадеев, во-вторых, некогда здесь бил мощный подземный источник, вода которого славилась своими чудодейственными свойствами. Ну а сегодня сюда приезжают, чтобы оценить великолепие внешнего и внутреннего убранства храма и поклониться древней иконе Иверской Богоматери.

Немного истории

Собор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал, увы, недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, впрочем, возобновились сразу после Великой Отечественной войны.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор — настоящий пир для глаз: рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.

Практическая информация

Адрес: Тверская область, Кимрский район, г. Кимры, ул. Урицкого, 65. Веб-сайт.

Храм открыт с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 8:00 и 17:00. В праздники особый режим богослужений.

Источник

Кимры преображенский собор история

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор историяВ апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».

К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.

Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.

После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее). Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 г. суд приговорил к высшей мере: священника Феодора Колерова, Анания Бойкова и Михаила Болдакова.

Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В новоявленном » культурном очаге», разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур. Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта.

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах весной 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси. Первым настоятелем храма после его возвращения верующим стал протоиерей Стефан Кондратьев.

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

Затем эту должность занимали: протоиерей Сергей Бойков, протоиерей Владимир Троицкий, протоиерей Георгий Цинцевич, протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему для Православной Церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле.

В храме не прекращаются работы по его восстановлению в первоначальном виде и благоукрашению. Еще в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы.

Преображенский собор
Тверская обл., Кимры

Источник

Преображенский собор г.Кимры

Краткая история Преображенского собора г.Кимры

В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии.
Показать полностью. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».

В мае 1902 года обязанности по постройке храма принял на себя тверской губернский архитектор В. И. Назарин. Закладка нового храма состоялась 21 июля 1902 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Храм решено было поставить над ключом или родником, который по преданию, слыл целебным.

К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Тем не менее, завершить храм, как планировали, не удалось. В конце 1904 года Корчевское полицейское управление докладывало в Тверское губернское правление о том, что церковь вчерне готова, но главы не окончены и внутренняя отделка ещё не началась. И лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.

Выстроен храм был в древнерусских традициях.

Источник

«Мы судим не группу верующих – мы судим нашего врага»

О новомучениках и Преображенском храме г. Кимры

26 июля 1998 года в Преображенском соборе города Кимры состоялась канонизация кимрских новомучеников настоятеля собора протоиерея Феодора Колерова и мирян Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Все крупные города земли Тверской имеют своих небесных покровителей: Тверь – святого благоверного князя Михаила, священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Кашин – преподобную благоверную княгиню Анну, Калязин – святого преподобного Макария, а у Кимр долгое время не было прославленного небесного покровителя. До 1917 года Кимры считались крупным селом, центром российского обувного промысла. После 1917 года молодой город продолжал активно развиваться, и вскоре Кимры стали одним из крупных городов Тверской области. Вместе с городом возрастали в нем духовно и будущие святые земли Кимрской. Множество мучеников прославили Христа в годы страшных гонений на Русскую Церковь. Они стали достойными Христа, потеряв души свои, сберегли их, потому и святы. И наш город получил благословение Божие, и имеет теперь своих святых, молитвенно предстоящих за нас пред Престолом Божиим.

Священномученик Феодор Колеров

Несмотря на молодость, отец Феодор для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом

Родился Феодор Колеров в 1882 году в селе Большое Семеновское Калязинского уезда. Служил в местном Богоявленском храме псаломщиком, диаконом, затем священником. Удаленный сельский приход считался бедным, поэтому семья Колеровых постоянно испытывала нужду и членам семьи приходилось много трудится на своём земельном участке. В июне 1905 года Феодор Колеров окончил Тверскую духовную семинарию (ныне в этом здании располагается Суворовское военное училище) и был отправлен в Бежецкий уезд псаломщиком в храм преподобного Кирилла Белозерского. В начале 1906 года после женитьбы на Анне Думановой был рукоположен в сан священника и стал настоятелем храма. В апреле 1906 года отец Феодор был переведен в храм села Ключевое Бежецкого уезда, а в 1910 году назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Стопово. Указом Святейшего Синода в 1912 году в селе Кимры открывается новопостроенный Преображенский храм. Его настоятелем становится священник Феодор Колеров. Семья Колеровых переезжает в Кимры и селится в церковном доме, построенном напротив храма (сейчас на этом месте установлен памятный крест). Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом, и в трудных случаях люди шли к нему за советом. Даже когда отец Феодор проходил по улице, его часто останавливали, многие стремились поговорить с ним, получить поддержку и утешение. Отец Феодор не жалел времени, всегда подолгу беседовал с людьми, стараясь разрешить возникшие вопросы.

В годы Первой мировой войны отец Феодор организовал сбор средств на нужды армии, а в своем доме открыл мастерскую по пошиву военной одежды. В 1914 году отец Феодор был награжден скуфьей, а позднее, через 2 года, камилавкой и другими наградами, в том числе и саном протоиерея. В 1916 году по соседству с храмом на средства купца Бужина была построена церковно-приходская школа (здание сохранилось, в нем располагается магазин «Волжанка»).

Артисты пели на службах в храме и давали концерты для прихожан. Так отец Феодор помогал певцам пережить голодное время

Художественно одаренный человек, отец Феодор знал и любил духовные песнопения и русские народные песни, был знаком со многими талантливыми исполнителями (например, со знаменитой певицей Антониной Неждановой). В тяжелые послереволюционные годы, когда в Москве был голод, и многие известные артисты были лишены средств к существованию, он приглашал в Преображенский храм известных оперных исполнителей. Артисты пели на службах и давали концерты, имевшие не только просветительское, но и благотворительное значение. После концертов прихожане приносили исполнителям то, чем могли поделиться из продуктов. Так отец Феодор помогал певцам пережить голодное время.

Представители новой власти в городе сразу заметили незаурядного священника и его высокий авторитет среди горожан. Отца Феодора обвинили в том, что он организовал духовный концерт без официального разрешения и арестовали его. После непродолжительного ареста, по настоянию верующих, он был освобожден, но власти не прекращали преследовать его, отобрали всю мебель, имевшуюся в доме, и обязали выплатить крупную сумму денег, в противном случае угрожая новым арестом.

В начале 20-х годов в Русской Православной Церкви произошел раскол, возникло обновленческое движение, лояльное к советской власти. Многие священники временно перешли на их сторону, но большинство верующих остались верными Православной Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном. В 1922 году отец Феодор на короткое время перешел на позиции обновленцев, но вскоре разобрался в ситуации и искренне раскаялся в своем заблуждении.

Между тем гонения на священников усилились, по распоряжению властей у семьи Колеровых были отобраны 2 комнаты, а после и весь дом. В 1927 году отец Феодор с большим трудом собрал средства на постройку нового дома, но в 1928 году власти постановили закрыть храм. Верующие отправили в Москву делегацию с просьбой отменить решение местных властей, однако в 1929 году из Москвы было прислано постановление, подтверждающее закрытие храма. 19 мая 1929 года состоялось последнее прощальное богослужение. Отец Феодор сообщил верующим о предстоящем закрытии церкви. На следующий день прихожане не допустили представителей местных властей в храм, перекрыв двери живой стеной. Отец Феодор безуспешно призывал людей подчиниться решению властей. Прихожане установили дежурство около храма, иногда собиралась толпа до 300 человек. Так продолжалось несколько дней. Отец Феодор, староста Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков были арестованы. Началось следствие.

Новомученик Михаил Болдаков

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

Новомученик Анания Бойков

К сожалению, сведений о новомученике Анании сохранились мало, известно лишь, что Анания Бойков являлся церковным старостой Преображенской церкви города Кимры. Сохранилась и его фотография с надписью. Со слов старожилов удалось узнать, что Анания Бойков вместе с супругой проживали на улице Урицкого в доме 33. В мае 1929 года староста Преображенского храма также был арестован за сопротивление властям.

Протест верующих был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти

Протест верующих был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти. Арестованных отвезли сначала в Тверскую тюрьму, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Приехавшие в Москву родственники арестованных нашли адвокатов, согласившихся защищать на суде их близких. Правда, адвокаты сразу же предупредили, что началось гонение на Церковь, и вряд ли они на этом судебном процессе смогут что-либо сделать. Суд был назначен на 20-е октября. Глубокой ночью обвиняемых перевезли в Кимры по Волге на открытой барже.

Из газет: «Мы судим не группу верующих – мы судим нашего врага»

Утром 20-го октября в клубе «Молот», здание которого раньше являлось подворьем Ильинского женского монастыря, начался суд. Процесс был открытым, и в зал суда пропускали по билетам, но никто из родственников не был допущен на судебное заседание. По всей видимости, этот судебный процесс считался показательным, так как делу предавалось большое политическое значение. Ежедневно кимрская районная газета «Коллективная жизнь» подробно рассказывала о каждом дне суда, процесс освещала и московская пресса. «Мы судим не группу верующих, которые якобы были против передачи здания церкви для культурных надобностей и поэтому оказали сопротивление представителям власти, – мы судим нашего врага», – писала в те дни одна из газет. Несмотря на угрозы и враждебное отношение, обвиняемые держались мужественно и виновными себя не признали. 27 октября состоялось последнее заседание суда. На нем был зачитан приговор: «Священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков, члены церковного совета Дмитриев, Закурин и Михаил Болдаков приговорены к высшей мере социальной защиты – расстрелу, с конфискацией всего имущества». Позднее председателю церковного совета Дмитриеву и мирянину Закурину смертная казнь была отменена.

Приговоренные к расстрелу были вновь отправлены в Москву, попытки адвокатов сохранить им жизнь оказались безуспешны. Единственное, чего удалось добиться – родственникам отца Феодора были разрешены свидания.

кимры преображенский собор история. Смотреть фото кимры преображенский собор история. Смотреть картинку кимры преображенский собор история. Картинка про кимры преображенский собор история. Фото кимры преображенский собор история

В словах Евангелия и в молитвах святых отец Феодор находил то, что чувствовал в тот момент сам

20 ноября отцу Феодору было объявлено, что смертный приговор утвержден. Священник не мог в камере вести дневник, тюремщики бы всё равно его отобрали и уничтожили. Но в словах Евангелия и в молитвах святых он находил то, что чувствовал в тот момент сам и подчеркивал эти строки. Так появился своеобразный дневник чувств и переживаний священномученика, написанный святыми. В последние дни своей земной жизни на полях канонника, бывшего у него со собой в камере, отец Феодор записал: «20, 21, 22 ноября – плач 3 дня». «С 23 на 24 ноября, в 3 часа ночи – акафист Иисусу Сладчайшему».

А вот и подчеркнутые строки, которые были близки душе: «Душе моя, душе моя востани, что спиши? Конец приближается, воспряни убо…». «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром…». «Скажи ми Господи кончину мою, и число дней моих кое есть, Век мой скончевается и страшный Твой престол готовится: житие мое мимоходит, даждь славу Имене Твоему ради…».

Вся жизнь прошла перед ним, измеренная совершением заповедей. И от плача духовного, и от животворящего слова Господня рождалась в сердце отца Феодора великое благодарение.

Утром 29 ноября газеты сообщили о том, что Феодор Колеров, Анания Бойков и Михаил Болдаков расстреляны. Однако Господь подарил отцу Феодору еще один день жизни. 29 ноября состоялась последняя встреча с женой и младшим сыном Александром. Священник вышел к ним изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что он уже «не от мира сего его», знал, что Господь примет его страдания как жертву. Положив руку на голову сына, он мирно беседовал с Анной Михайловной. Когда свидание закончилось, он написал на обороте фотографии жены имена детей и подписал: «До свидания – общее». Ночью, когда надзиратели пришли вести его на расстрел, на первой странице канонника отец Феодор успел написать: «29 ноября, 11 часов ночи».

Так мученически пострадали в 1929 году первый настоятель Преображенского храма города Кимры протоиерей Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и православный мирянин Михаил Болдаков. Место погребения их было скрыто и до ныне пребывает в неизвестности. В последствии власти признали, что убитые священник и миряне были невиновны.

Спасо-Преображенский собор

Несмотря на то, что в Кимрах к началу XX века было уже несколько храмов, их все-таки было недостаточно, так как в выходные дни и праздники они были полны. Особенно Покровский собор, расположенный в центре села. И в Кимрах, где население издавна любило выражать любовь и преданность Российским монархам, была создана строительная комиссия по сооружению храма во имя Преображения Господня в ознаменование выздоровления от болезни Государя Императора Николая II Александровича. Проект новой церкви вместимостью 1000 человек был составлен архитектором Фёдором Рыбинским. 21 июля 1902 года в Кимры прибыл архиепископ Димитрий. После Литургии в Покровском соборе, при большом стечении прихожан, состоялся крестный ход по Ильинской улице. В конце улицы, над родником, слывущим, по преданиям, целебным, состоялась закладка нового храма. Освящение храма состоялось 11 июля 1911 года. Преображенский храм трехпрестольный (в честь Преображения Господня, святого пророка Илии и трех вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), имеет три апсиды и представляет собой образец распространенного в конце XIX века неорусского стиля. Храм увенчан пятью главами в виде шатров со световыми барабанами, каждая грань которых венчалась килевидными кокошниками. Линия карнизов также обрамлялась килевидными кокошниками. Первыми служителями храма стали протоиерей Феодор Колеров, диакон Н.Д. Завьялов и псаломщик В. Никольский. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц Кимр и нескольких окрестных деревень. Место для приходского кладбища было отведено за городом по левой стороне дороги.

После расстрелов закрытие других храмов в Кимрах было воспринято покорно. Кровавый урок был вполне усвоен людьми

При советской власти верующим запретили достраивать недостроенную колокольню, хотя, чтобы добиться разрешения на постройку, прихожане были согласны собрать дополнительные деньги для строительства родильного дома в Кимрах. Но власти не согласились на это. В 1927 году Кимрский горсовет направил в Тверь ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь на пожелания трудящихся. Тверской комитет одобрил ходатайство. 9 мая М.И. Калинин подписал документ о закрытии храма. 19 мая 1928 года в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая приехала комиссия, чтобы сделать опись имущества, но прихожане не пустили комиссию в храм. Собралось более 1000 человек, звонили колокола… Так люди протестовали против закрытия церкви. Вскоре милиция арестовала 20 человек, подозревавшихся в организации беспорядков. Среди них были священник Феодор Колеров, Михаил Болдаков и Ананий Бойков. 27 октября 1929 года суд приговорил их к высшей мере наказания – расстрелу. После этих показательных расстрелов закрытие других храмов в Кимрах было воспринято уже покорно и без протестов. Кровавый урок был вполне усвоен людьми.

После закрытия Преображенский храм был переоборудован под клуб кустарей. В нем устраиваются зрительный зал на 450 мест, читальня, комнаты для кружков. Кресты с храма были сняты, главки укорочены, на центральной главе была укреплена пятиконечная звезда. Но в новоявленном культурном очаге почему-то было невесело. Народ в клуб не ходил, и через несколько лет его закрыли. В освободившихся помещениях бывшего храма был устроен склад зерновых культур. Шли годы, здание ветшало, требовало ремонта.

Началась Великая Отечественная война. Все годы войны Русская Церковь делила тяготы военного времени со своим народом и внесла ощутимый вклад в победу над фашизмом. В1947 году храм был передан верующим. В 1948 году службу в нем совершил игумен Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Нелегко было налаживать жизнь прихода и восстанавливать храм. Первым настоятелем после долгих лет запустения стал Стефан Кондратьев, затем настоятелями были епископ Никифор (Никольский), протоиерей Сергий Бойков и некоторые другие. В 1973 году настоятелем Преображенского храма становится священник Иоанн Басюк. Благодаря его трудам и стараниям прихожан храм приобретает внутреннее и внешнее великолепие, получает статус собора и становится центром благочинного округа.

Сегодня Преображенский храм служит источником душевной радости и является архитектурной достопримечательностью города

Сейчас настоятелем храма является протоиерей Евгений Морковин. Его усилиями и усилиями всего причта было начато и завершено восстановление куполов, которые увенчаны миниатюрными луковичными главками – символом нашего молитвенного горения к Богу. Сегодня Преображенский храм радует глаза и сердца прихожан, служит источником душевной радости и является архитектурной достопримечательностью города. В нем замечательные стенные росписи, прекрасный иконостас. Здесь находятся две чудотворных иконы Иверской Божией Матери – покровительницы Кимр. Одна из них была прислана в дар Покровскому собору, взорванному в 1936 году, архимандритом Иосифом с братией с Афона 6 мая 1901 года, в день рождения царя Николая II. После разрушения Покровского собора, Иверская икона Божией Матери, достаточно претерпев, заняла достойное место в иконостасе Преображенского собора.

В 1997 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви вынесла решение о причислении к лику местночтимых святых протоиерея Федора Колерова и иже с ним убиенных Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Так кимряки обрели своих небесных покровителей.

По изначальному проекту храм должен был быть возведен со встроенной колокольней, но в связи с финансовыми трудностями тогда ее построить не удалось. На пожертвования прихожан составлен проект колокольни, но средств для постройки колокольни снова не хватает. Приход с благодарностью примет помощь от любого, кто желает внести свой вклад в дело воссоздания храма Божьего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *