кирилло белозерский монастырь иконы
Кирилло-Белозерский монастырь
Фотоальбом про самый большой, самый богатый и исторически значимый монастырь Русского Севера. Было несколько обстоятельств, которые сделали его самым-самым.
Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского Кириллом. И история этого монастыря практически с самого начала была связана с историей Русского государства. Во-первых, обитель стала важнейшим опорным пунктом для закрепления московских властей в Белозерье. Во-вторых, будучи самым большим церковным землевладельцем и находясь на важном торговом пути на север, к Белому морю, монастырь со временем стал крупным экономическим центром. Велико было и фортификационное значение обители для защиты от северных соседей. С самого начала своего возникновения монастырь выполнял также роль культурно-духовного центра русского Севера. Более подробно история обители изложена в нашем рассказе здесь.
С 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь является музеем. Его музейный статус позволил ему избежать масштабных разрушений (как это случилось с другими культовыми учреждениями в советское время). В первые послереволюционные годы набег на ценности обители, конечно, состоялся: была разграблена ризница, вывезена ценнейшая библиотека и самые значимые иконы. Но бОльшую часть этого монастырского комплекса — почти в нетронутом виде со времен Московской Руси — удалось сохранить.
Территория комплекса велика. На ней 11 церквей, несколько музеев, огромная крепостная стена. Имеет смысл воспользоваться услугами экскурсовода. В музее-заповеднике около 100 научных сотрудников. Не думаем, что все они проводят экскурсии, но те, кто ведут, — знающие и увлеченные. Это наш личный опыт.
Кирилло-Белозерский монастырь расположен в двух часах езды по отличной трассе от Вологды, примерно в часе езды от Белозерска и совсем близко (в 20 км) от Ферапонтова монастыря.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Кирилло-Белозёрский монастырь
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Успенский собор Кирилло-Белозёрского монастыря располагается в самом областном центре, на берегу озера Сиверское и представляет собой одну из жемчужин севера России. С 1924 г. является историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
История Кирилло-Белозёрского монастыря
Территория, на которой в 14 веке Прп. Кирилл возвел общину была особенной. В той местности проживало немалое количество людей, занимающихся торговлей, так как именно здесь пролегал один из наиболее выгодных торговых путей с северной части государства в Москву.
В то время, когда появился преподобный, местное население проявляло обеспокоенность, думая, что он станет скупать их земли и тем самым лишит имеющегося заработка. В действительности монах имел такие намеренья и возможности для покупки территорий. Во владения общины постепенно стали переходить довольно большие земельные участки, а также преподобный нанимает бригаду рабочих для строительства собора, который в последствии стал Храмом Успения.
Стоит отметить, что община возводилась по модели обители Симонова, в котором ему довелось провести не один год.
История о возведенной обители с двух пришедших монахов, а под конец жизни Святого в нем пребывала не менее 50 иноков. Положение монаха Кирилла было довольно великим и ему удалось переубедить местное население в бескорыстности и благости его намерений.
Постепенно преподобный становился более известным, и со временем в обитель стали съезжаться богомольцы с поднесением пожертвований, которые и преподнесли возможность для дальнейшего расширения владений общины.
Священное место уже за несколько веков приобрело статут крупнейшего феодала в регионе, объединяя под своей властью огромные земельные территории и свыше 20000 православных крестьян. А так как количество богомольцев и монахов лишь росло, то храму требовалась постоянное расширение.
Иконы священной обители
На сегодняшний день имеющиеся фото Кирилло-Белозёрского монастыря просто поражают своей мощью и строгой красотой, предоставляя к исследованию помимо различных храмовых построек, так же и довольно большое собрание живописи, представленной местными художниками, а также коллекции этнографических материалов и народных материй.
В самой общине постоянно организовывают разнообразные и что немаловажно интересные выставки, однако все же наибольшим достоянием все же считается иконы Кирилло-Белозёрского музея-заповедника, ведь здесь находится неплохое собрание иконописных образов, созданных еще во времена Древней Руси. Они являются единственным практически в полном объеме сохранившимся до нынешних времен живописным ансамблем (изначально в нем насчитывалось около 60 чудотворных изображений).
Иконы Кирилло-Белозёрского монастыря по своим художественным приемам довольно существенно отличаются, то бишь некоторые из них изображены в светлых тонах, а вот в других чудотворных изображениях наоборот больше приобретает сумеречный колорит, другие же написаны с использованием контрастных сопоставлений пятен ярких цветов, а некоторые выполнены более гармонично и сдержанно.
Вот неполный перечень представленных в иконостасе священных образов:
Как добраться до Успенской обители
Адрес где находится община: 161100, г. Кириллов (в Вологодской области, Российская Федерация).
Самое большое количество туристов приезжает в обитель как раз-таки в период курсирования круизов по реке. Сами же теплоходы причаливают возле пристани «Горицы», затем маршрутный автобус перевозит приезжих туристов в Кирилловскую и/или же Ферапонтову общину. Обычно, общая продолжительность стоянки парохода составляет в пределах 4-5 часов, за счет чего осмотр храма выходит беглым. Однако, если имеется желание более подробно изучить эту живописную местность, то лучше всего подобрать другой вариант.
Доехать до обители можно и на общественном транспорте: добраться до г. Вологды можно маршруткой, после чего от автовокзала направиться до Кириллова. Общее время пребывания в пути составляет чуть больше двух часов;
К тому же можно добраться до областного центра Череповец и затем уже продолжить движение на маршрутке.
Если Вас интересует как доехать на автомобиле, то сначала следует добраться до Вологды, а после ехать в направлении Архангельска и уже через 115 км повернуть налево и проехать до Кириллова еще 16 км.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Деисусный чин 1497 года
См. также праздничный и пророческий ряды этого иконостаса.
¦ 64. Георгий; Димитрий Солунский. Из деисусного чина
(стр. 131–135; илл. стр. 522–525)
Около 1497 г.
191 × 71,5 («Георгий»);
191 × 72,5 («Димитрий Солунский»).
Раскрытие. Икона «Георгий» раскрыта в ГРМ в 1939–1940 гг. Я. В. Сосиным. «Димитрий Солунский» раскрывается во ВНИИР с 1970-х годов О. А. Щербаковым и А. П. Яблоковым.
Доски. Каждая икона на липовой доске, из двух частей, с двумя встречными несквозными шпонками. Ковчег, паволока саржевого переплетения.
Сохранность. На иконе Георгия имеются реставрационные прописки (некоторые описи в лике, линии складок и высветлений на одеждах). На иконе Димитрия многочисленные следы гвоздей от снятого серебряного оклада, закрывавшего фон и поля, а также от накладного нимба. Потертости и утраты красочного слоя, тонированные при реставрации, особенно на
¦ шее, кистях рук, зеленой краске плаща, на киновари хитона в тенях. На нижнем поле выбоины грунта.
Описание.
Фигуры в рост, в трехчетвертных поворотах к центру чина (Димитрий был изображен в левой от зрителя части чина, Георгий — в правой), в позах предстояния. Облачены в хитоны и гиматии, которые украшены широкими окаймлениями с ассистом, «жемчугами» и «камнями». На Димитрии киноварный хитон и зеленый гиматий, застегнутый на груди и симметрично наброшенный на плечи. Георгий в сине-зеленом хитоне и киноварном гиматии, застегнутом на плече и накинутом так, что оставляет свободной его левую руку. На гиматиях обоих святых — орнамент в виде золотых кругов с четырехлепестковыми розетками. На плащах тавлии, украшенные золотым ассистом (у Димитрия плохо сохранился). Изнанки плащей серая и бледно-зеленая. На киноварных одеждах положены тонкие прозрачные высветления типа лессировок.
Лики исполнены по оливково-охряному санкирю светлой, розоватой охрой, с белильными «движками».
Нимб золотой. Фон и поля золотые. Позем зеленый в два тона, с орнаментом-«ковриком». На торцовых полях киноварная опушь.
Надписи на фоне киноварью:
Иконография.
в других же случаях Георгий слева:
3 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 171б, 178–179.
5 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 35–37.
7 Н. В. Розанова. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков. — М., 1970, табл. 32.
Датировка и атрибуция.
Время создания икон определяется датой постройки каменного Успенского собора — 1497 г. По стилистическим признакам иконы не могут быть отнесены к предыдущему зданию — деревянному собору 1447 г. (подробнее см.: Э. С. Смирнова [1964]).
Иконостас 1497 г. создан артелью мастеров, происходящих из разных художественных центров: как можно предположить, из Москвы, Ростова и Новгорода. Специальными исследованиями приемов письма отдельных мастеров кирилловского иконостаса занимаются
¦ О. В. Лелекова и М. М. Наумова. (Результаты их работы не всегда совпадают с наблюдениями над стилем икон. Может быть, в ряде случаев над одной и той же иконой работали разные мастера?)
В атрибуции «Георгия» и «Дмитрия» имеются колебания. Э. С. Смирнова [1964], рассматривая икону Георгия, сочла ее новгородской, но с сильными воздействиями московского искусства. О. В. Лелекова ([1973], [1977]) считает мастера, написавшего обе иконы, не принадлежащим к какой-либо определенной школе, а органически сочетающим традиции новгородской и московской живописи. В каталоге выставки в Париже [1967] «Георгий» отнесен к новгородской школе со знаком вопроса, а в каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974] — к новгородской школе, но уже без знака вопроса.
«Георгий» и «Димитрий» отнесены в настоящем издании к новгородской живописи на основании стилистических признаков (характер рисунка, колорита) и особенностей образа. Одна из аналогий в новгородском искусстве несколько более раннего времени — иконы из деисусного чина церкви в Гавриковом переулке, ГТГ (кат. № 32).
Наблюдающееся в «Георгии» и «Димитрии» усиление декоративного начала и роли линии зависит от стилистических явлений конца XV в.
О. В. Лелекова ([1973], [1977]) предполагает, что «Георгия» и «Димитрия» написал главный мастер кирилловского иконостаса, тот же, который создал икону «Даниил, Давид и Соломон», — средник пророческого ряда (кат. № 66). Не исключая такой возможности, следует отметить, что «Георгий» и «Димитрий» написаны несколько суше и графичнее.
В иконостасе 1497 г. имеется еще несколько произведений, которые напоминают образцы новгородской живописи, но иного типа, чем «Георгий» и «Димитрий». В деисусном чине это «Иоанн Златоуст» и «Василий Великий». Изучение комплекса икон делает наиболее вероятным вывод, что их исполнил мастер из Москвы или Ростова; манера исполнения этих икон близка к той, в которой исполнены «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», но более грубая.
О других новгородских иконах в иконостасе 1497 г. см. кат. №№ 65, 66.
Выставки.
Литература.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Праздничный чин 1497 года
См. также деисусный и пророческий ряды этого иконостаса.
¦ 65. Праздничный чин: Крещение; Воскрешение Лазаря; Преображение; Сошествие во ад; Сошествие Св. Духа; Успение
(стр. 131–135; илл. стр. 526–531)
Кирилло-Белозерский, музей, общий инв. 1958 («Крещение», «Преображение», «Сошествие во ад», «Сошествие Св. Духа», «Успение»);
ГРМ, инв. 2784 («Воскрешение Лазаря»).
Около 1497 г.
3 J. A. Lebedewa. Andrej Rubliow und seine Zeitgenossen. Dresden, 1962.
4 «Отчет Новгородского общества любителей древности за 1927 год». Новгород, 1928, с. 7.
Доски. Все иконы на липовых досках, из двух частей, с двумя встречными несквозными шпонками, ковчегом и паволокой. Над верхними шпонками набиты кожаные петли для крепления иконы в иконостасе. У «Преображения», «Сошествия Св. Духа» и «Успения» сохранились лишь их остатки. На оборотах досок имеются процарапанные полоски, обозначающие место иконы в иконостасном ряду.
Сохранность. На фоне, полях и нимбах — многочисленные отверстия от гвоздей, прикреплявших оклад. У «Воскрешения Лазаря» поля сильно опилены, отчего размер иконы резко отличается от остальных икон праздничного ряда. На «Крещении» имеются выбоины и утраты живописи и грунта до доски, особенно по нижнему краю. На «Воскрешении Лазаря» утрачены надписи на фоне. В целом на всех иконах сохранность живописи хорошая, имеются лишь незначительные потертости красочного слоя.
Описание.
На берегу справа — четыре по-разному склонившихся архангела с покровенными руками, в розовом (киноварь с белильными лессировками), лиловом и двое в зеленых гиматиях, причем у одного из последних архангелов гиматий откинут и виден синий хитон. В водах Иордана рыбы и исполненные гризайлью фигуры возлежащего старца и сидящего юноши со скипетром — персонификации божеств Иора и Дана. Одежды с многочисленными ломающимися складками, пробела в два-три тона. Белила в самых освещенных местах кажутся прозрачными, как если бы они были положены столь тонко, что сквозь них просвечивала бы нижележащая краска.
Скалы светло-оливковые, с голубыми и розовыми откосами, очертания уступов мелкие, косые (в форме параллелограмма), белила на лещадках неяркие.
Лики исполнены по оливковому санкирю светлой охрой с чуть розовым оттенком, с тонкими белильными «движками».
На фоне, по сторонам нимба Христа и на горке над Предтечей — надписи киноварью:
Красновато-коричневая крышка гробницы украшена узором в тон типа «коврика». Горки скалистые с лещадками и «пяточками». Белильные высветления на них стилизованы в виде вееров.
Киноварная надпись над нимбом Христа:
Лики написаны по оливковому санкирю желтоватой охрой, с графичными «движками», подрумянка оранжевого оттенка.
Одежды с яркими высветлениями и бликами в два-три тона, причем наиболее освещенные места показаны крупными мазками чистых белил. На лиловых одеждах высветления голубые. Горки с крупными уступами кубической формы, средняя — оливковая, боковые — красно-кирпичные, с серо-голубыми бликами.
На фоне надпись киноварью:
Давид и Соломон, как и Адам и Ева, стоят в саркофагах. Между саркофагами — черная пещера ада, в ней замки, гвозди, сверла, жуковины от дверей.
Лики написаны как в «Крещении». Одежды ярких тонов, у царей и Евы киноварные и темно-зеленые, у Адама ярко-желтый плащ и оливково-желтый хитон. У других праведников одежды зеленые двух оттенков и лиловые. Высветления и пробела на одеждах написаны мягко, как в «Крещении».
Горки с мелкими косыми уступами — серые, теплого оттенка, с голубовато-серыми лещадками.
Нимб Христа покрыт басмой, а все остальные нимбы — у Давида, Соломона и Предтечи — серые, с двойной белильной обводкой.
Надпись на фоне киноварью:
В верхней зоне две палаты, а вверху в центре — сегмент «неба» с нисходящими оттуда двенадцатью лучами. Внизу в полукруглом обрамлении — фигура старца — «Космоса» в царском венце, перекрещенном на груди золотом лороне, красных и зеленых одеждах. На красной ткани старец держит двенадцать белых свитков.
Все одежды написаны энергично, с резкими высветлениями и пробелами. На лиловых одеждах — высветления голубые.
Лики написаны как в «Преображении». Подрумянка имеет менее оранжевый оттенок, чем в «Преображении».
На фоне вверху остатки киноварной надписи.
По сторонам ложа изображены одиннадцать апостолов (слева четыре, во главе с Петром, справа семь, во главе с Павлом). На втором плане, за апостолами, с каждой стороны по одному святителю и по двое плачущих «дщерей иерусалимских» (слева хорошо видна одна, вторая же почти скрыта, виден лишь мафорий).
В верхней зоне, на втором плане, — две палаты (розовая и желтая) и соединяющая их серая изогнутая стена.
Одежды апостолов — зеленые, синие, желтые, розовые, лиловые. Хитоны все синие. Складки переданы энергичными высветлениями и яркими белильными бликами. На лиловых одеждах — голубые высветления. Лики исполнены как в «Преображении». Позем зеленый с орнаментом-«ковриком» в виде простых штрихов, розеток и имитации букв (т. е. не характерно-новгородского типа).
На фоне вверху следы киноварной надписи.
На всех иконах фон и поля золотые. На торцовых полях киноварная опушь.
Иконография.
Изводы всех праздников кирилловского Успенского собора 1497 г. — не новгородские, а, насколько можно установить, — московские. Это относится и к тем шести издаваемым иконам, которые можно приписать руке работавших в Кирилло-Белозерском монастыре новгородских мастеров. «Крещение», где Христос изображен фронтально, в препоясании, соответствует по иконографии всем трем праздникам в иконостасах рублевского круга —
Совсем иной извод см.
«Воскрешение Лазаря» соответствует особому московскому изводу, появляющемуся только у Рублева, причем во время работы над Благовещенским иконостасом: апостолы изображены вместе с Христом в центре композиции, иудеи же слева.
Такой извод встречаем
В Новгороде в XV в. был принят иной, традиционный извод:
В конце XV в. в новгородское искусство проникает новый, «рублевский» извод: см.
«Преображение» в XV в. как в Новгороде, так и в Москве изображалось одинаково, и кирилловская икона похожа
Особенно большое сходство обнаруживается с Софийской таблеткой: в Новгороде к концу столетия устоялся именно этот тип «Преображения».
9 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 27, 125, 146.
«Сошествие Св. Духа» изображалось в XV в. всюду примерно одинаково, поэтому кирилловская икона не дает оснований судить об истоках ее иконографической схемы, между тем как «Успение» вновь подтверждает московское происхождение кирилловских схем (изогнутая полукруглая стена на втором плане, как в троицкой иконе).
Датировка и атрибуция.
Относительно давно раскрытое «Воскрешение Лазаря» рассматривалось обычно как образец иконы XV в., близкой к новгородскому художественному кругу (ср., например, Ю. Н. Дмитриев [1940]). В. Н. Лазарев [1955], напротив, причислил икону к искусству московского круга, отметив ее своеобразие, и датировал серединой XV в. (т. е. отнес к переходному этапу от Рублева к Дионисию). Э. С. Смирнова [1964] отнесла «Воскрешение Лазаря» к более позднему времени — ко второй половине XV в., отметила его близость к новгородскому искусству.
О. В. Лелекова, много лет специально занимающаяся иконостасом Кирилло-Белозерского монастыря, организовала и возглавила расчистку икон праздничного
¦ ряда, выявила местонахождение вывезенных из монастыря и попавших в разные хранилища икон, а что касается «Воскрешения Лазаря», доказала, что икона происходит из того же иконостаса 1497 г. (явствует из размера средника, поскольку ее поля оказались опиленными, а также по стилистическим признакам; у «Воскрешения Лазаря», кроме того, те же особенности крепления доски, что и остальных праздничных икон иконостаса 1497 г.).
О. В. Лелекова ([1973], [1977]) выделила те шесть кирилловских праздников, в которых обнаруживаются признаки новгородского искусства. В последнее время О. В. Лелекова относит к новгородской живописи ряд других праздников, в частности «Благовещение» и «Распятие».
Близкие между собой праздничные иконы — «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Сошествие Св. Духа», «Успение», — видимо, работа одного и того же художника. Отличительные особенности этих икон: плотная, нагруженная композиция, подчеркнутые движения фигур, энергичный рельеф, крупные драпировки, обыгрывается декоративное значение голубых бликов на лиловых одеждах; лики пишутся желтоватой охрой, а подрумянка имеет более или менее оранжевый оттенок. «Крещение» и «Сошествие во ад» исполнены более мягко. «Воскрешение Лазаря» написано относительно нейтрально.
В московской живописи позднего XV в. встречаются произведения, стилистически близкие к тем кирилловским праздникам, которые мы издаем как новгородские (особенно к «Крещению» и к «Сошествию во ад»). Ср., напр., миниатюру «Евангелист Матфей» из Евангелия собрания Ф. А. Толстого, ГПБ, Q.I.14, второй половины — конца XV в. (илл. стр. 258). По наблюдению В. М. Загребина, на рукописи есть полустертая запись о принадлежности московскому Чудову монастырю; филиграни — как в рукописях 1459–1460 гг. По стилю эти миниатюры ближе к произведениям конца XV в.
О других новгородских иконах в иконостасе 1497 г. см. кат. №№ 64, 66.
Литература.
Строительство Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря завершилось в 1497 году. Вероятно, тогда же был возведен иконостас. Этот грандиозный живописный ансамбль включал несколько рядов изображений — местный, деисусный, праздничный и пророческий, стоявших на расписных деревянных брусьях-тяблах. Большинство икон (около 60) сохранилось. Праздничный ряд Успенского иконостаса — среди древних комплексов — один из самых полных. Он включал 24 праздника и одну икону с изображением Алимпия Столпника (не сохранилась). В настоящее время в Русском музее находятся четыре иконы праздников. (И. Шалина)
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Кири́лло-Белозе́рский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в 1397 году прп. Кириллом Белозерским.
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей.
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Патриарх Никон был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге из монастыря в Москву.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.
В 1998 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.
Современное состояние [ править ]
Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской, где сейчас установлен памятный крест и заложена часовня.
При монастыре работает воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресеньям в 12 часов в отдельном помещении.
Храмы [ править ]
Успенский собор [ править ]
Успенский собор является выдающимся памятником художественной культуры Древней Руси, вернее, целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.
Храм преподобного Кирилла Белозерского [ править ]
По летописным данным кирпичный храм над гробницей основателя монастыря впервые построен в 1585-1587 гг. Сопоставление сведений монастырских описей XVI-XVIII вв. c материалами, полученными при натурном обследовании Успенского собора, позволяет с известной полнотой представить древний облик несохранившейся постройки.
Часовня и крест преподобного Кирилла [ править ]
Часовня и крест преподобного Кирилла – место, откуда начал своё бытие Кирилло-Белозерский монастырь. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей.
Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой [ править ]
Церковь Ризоположения [ править ]
Церковь Ризоположения была перевезена из села Бородава в 1957 году на территорию Кирилло–Белозерского монастыря. Это самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества.
Церковь Преображения Господня с водяными вратами [ править ]
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 год) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины».
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского [ править ]
Церковь преподобного Иоанна Лествичника [ править ]
Церковь прп. Иоанна Лествичника над Святыми вратами сооружена в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора – сыновей Ивана Грозного царевичей. Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых прп. Иоанна Лествичника и вмч. Феодора Стратилата.
Церковь преподобного Евфимия Великого [ править ]
Больничная церковь преподобного Евфимия Великого была построена в 1653 году. Это одна из ранних больничных церквей, появляющихся в русских православных монастырях только с середины XVII века.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой [ править ]
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой была возведена в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной, возникшей у юго-западного угла Успенского собора. Одностолпная трапезная палата, перекрытая сводом с распалубками, с примыкающим с запада объемом келарской, являлась одной из крупнейших для своего времени.
Церковь Архангела Гавриила [ править ]
Церковь Архангела Гавриила была построена в 1531-1534 гг. по велению и на вклад великого князя Василия III, по случаю рождения у него наследника Ивана IV. По мнению исследователя памятника С.С. Подъяпольского, здание было построено артелью, возглавлявшейся, вероятно, ростовским мастером.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.
На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.
Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.
В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.
В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, по адресу: ул. Строителей, д. 56 а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь.
Проезд: Добраться до Кириллова можно либо через Вологду, либо через Череповец.
Для получения полной информации о рейсах из Вологды до Кириллова звоните на автовокзал Вологды по телефону +7(8172) 75-04-52, 75-92-13; о рейсах из Череповца до Кириллова на автовокзал Череповца по телефону +7(8202) 55-51-33, 67-26-24.
Паломнику [ править ]
Для паломников возможно размещение групп до 6 человек в странноприимном доме. Также можно заказать экскурсию по территории малого Иоанновского монастыря.
Литургия служится в субботы, воскресенья и праздничные дни. В среднем за неделю служится 3-4 Литургии. Вечером богослужение начинается всегда в 17 ч. 00 мин. Утром, если накануне было Всенощное бдение, Литургия начинается в 9 ч. 00 мин, в другие дни Литургия начинается в 8 ч. 00 мин.
Фото [ править ]
Церковь прп. Евфимия. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
Новый город. Стены и Белозерская башня. Фото 1960-х гг.
Храм преподобного Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой
Часовня и крест преподобного Кирилла
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Иоанна Лествичника
Церковь преподобного Евфимия Великого
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой