кириллово белозерский монастырь история
Кирилло-Белозерский монастырь – что посмотреть и как добраться
В Кириллове, на берегу Сиверского озера, возвышаются старинные крепостные стены Кирилло-Белозерского мужского монастыря. Это одна из крупнейших обителей Русского Севера. Монастырь вырос на месте пещеры, которую на рубеже XIV-XV веков выкопал монах Кирилл Белозерский. Со временем за стенами монастыря образовался посад, который к нашему времени вырос в город Кириллов.
На въезде в Кириллов встретилась первая «нормальная» Лукойловская заправка. До этого на всем пути от Галича (не считая Вологду) только маленькие ларечки с надписью АЗС и стоимостью бензина на 2-3 рубля выше привычной — ивановской. Лукойл там тоже дешевизной не отличается, но все же знакомое название. Залили 65 л 92-го бензина.
От заправки к воротам монастыря ведет прямая улица. Монастырские стены видны почти сразу. Так что искать дорогу к монастырю не придется. Улица названа именем Героя Советского Союза Евгения Преображенского. Она упирается прямо в Казанскую башню монастыря. Слева от нее можно оставить машину — там организована небольшая стоянка. Тут же торгуют сувенирами.
В 2014 году монастырь реставрировали: заменили медную обшивку куполов, замостили дорожки, кое-где подштукатурили. Вид монастыря слегка посвежел.
На въезде в Кириллов есть нормальная заправка Лукойл.
На фотографии вид на Хлебную башню с берега Сиверского озера. К берегу можно пройти по территории монастыря.
Вид монастырских стен сильно воодушевляет. Особенно после езды по промокшим насквозь чухломским лесам, где мы провели два дня до этого. В сторону города выходит высокая массивная стена с башней, которую венчает новый, блестящий медью купол.
Идем внутрь. Пройдя через ворота Казанской башни, попадаем на территорию Нового города. Монахи здесь не живут, поэтому место выглядит пустым.
Кирилло-Белозерский монастырь — это общее название всего кремля. На самом деле монастырей здесь два:
Первый расположен слева, если смотреть от Казанской башни, через которую мы вошли, второй – справа. К нему ведет мостовая. Вдоль нее тянется невысокая стена и березовая аллея. Таким образом, стены Кириллова монастыря объединяют собой две обители. Вместе они составляют Старый город.
Туристов здесь совсем мало. Кроме нас бродило всего несколько человек, монахов тоже не видно.
Кирилло-Белозерский монастырь на карте
Как пользоваться картой
Если кликнуть по значку в вверху слева, то появится легенда карты со списком всех меток на ней.
Кирилло-Белозерский музей
Успенский монастырь почти полностью превращен в музей. Монахи, в основном, живут в Ивановском монастыре. Территория Нового города вообще пустая. Ее постепенно обустраивают для нужд музея.
В Новом городе расположено основание Солодешной палаты и деревянная церковь с мельницей. Эти постройки (кроме палаты) привезены сюда из окрестных деревень. Мельница из села Горки, церковь из села Бородавы. Последняя построена в 1485 году и имеет престол Ризоположения. Сейчас она укрыта деревянным навесом — ее реставрируют. Рассмотреть церковь очень сложно, но если побегать вокруг навеса и посмотреть в щели между досок, то кое-что увидеть можно.
Солодешная палата стояла на территории бывшего здесь острога. Сейчас от нее остался только фундамент.
История Кирилло-Белозерского монастыря
Чтобы легче представлять обозреваемый исторический период, давайте вспомним, какие события происходили на рубеже XIII-XIV в.в. на Руси. Государство находилось на стадии феодальной раздробленности, а князья платили дань Золотой Орде. В 1380 году близ реки Дон, на Куликовом поле, объединенное русское войско разгромило армию Мамая.
Сиверское озеро, где стоит монастырь, тогда находилось на территории Владимиро-Суздальского княжества – на северном его рубеже. Севернее, за Белым озером, начиналась Новгородская земля.
Рядом с монастырем течет река Шексна – в те времена крупный торговый путь.
Монах Кирилл — основатель монастыря. В 1397 году он выкопал пещеру на берегу Сиверского озера. По легенде место ему указала Богородица. Но, вероятнее всего, он отправился укреплять позиции московского князя в северных землях Владимиро-Суздальского княжества.
В то время ярлык Золотой Орды на великое княжение почти постоянно принадлежал московским князьям, которые активно собирали вокруг себя русские земли. Московское княжество противопоставляло себя княжествам Тверскому и Новгородскому. Как раз с новгородскими землями и проходила граница за Белым озером.
Кирилл выкопал землянку на территории современного Ивановского монастыря. Сейчас на этом месте стоит часовня.
Спутником Кирилла был Ферапонт, который ушел от землянки Кирилла на 30 верст и выкопал свою. Как вы уже поняли, на том месте сейчас расположен Ферапонтов монастырь.
Монахи начали вести активную деятельность и скупать окрестные земли под нужды церкви. Вскоре появился первый деревянный храм (1398) на месте нынешнего Успенского собора (1497). С того времени и по сей день храм находится на постоянной реставрации.
Позже вокруг выросло несколько обителей: Ивановская, Горицкая, Нило-Сорская и Ферапонтов монастырь.
История Ивановского монастыря начинается в начале XVI века. В Успенский монастырь в 1528 году приезжает Василий III, великий князь Владимирский и Московский, чтобы молиться о рождении сына – наследника великокняжеского престола.
Через 2 года в селе Коломенское у Василия Ивановича рождается сын Иван IV. В благодарность за то, что Бог послал ему наследника, Василий III начинает строительство церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи вместе с церковью Архангела Гавриила. Их облик до наших дней не сохранился – они неоднократно достраивались.
Каменные стены Нового города появились вследствие польско-литовской интервенции. Их построили в 1680 году по подобию Троице-Сергиевой лавры. Они охватили площадь почти в два раза большую, чем площадь двух вошедших туда монастырей, – появилось сооружение, которое мы сейчас и называем Кирилло-Белозерским монастырем. К счастью, стены нового кремля ни разу по прямому назначению не использовались.
Вологодская башня
На территории монастыря выделяют еще одну историческую территорию — Острог. До наших дней он не сохранился. Увидеть можно лишь основание Солодешной палаты — одно из зданий острога, и место, где его стена примыкала к стене Ивановского монастыря. Острог защищал монастырь в Смутное время от польских интервентов. Стены острога включали две башни. На стыке Успенского и Ивановского монастырей стояла еще одна башня.
Как добраться
На автомобиле
Добраться до Кирилло-Белозерского монастыря несложно. Если ехать в монастырь с юга, то сначала направляемся в Вологду. Из Москвы нужно ехать по трассе М8 – выезд по Ярославскому шоссе.
Расстояние от Москвы до Вологды – 474 км. Объезжаем ее по Окружному шоссе и сворачиваем на север на трассу Р5 Вологда — Медвежьегорск. Через 112 км будет указатель налево — на Кириллов. Туда и сворачиваем. Через 15 км будем сам монастырь.
Из Санкт-Петербурга нужно ехать по трассе «Кола» до Старой Ладоги и там, после моста через Волхов, свернуть направо, в сторону Тихвина. Это будет трасса А114. Она приведет вас в Вологду через 655 км. Далее — как написано выше.
Общественным транспортом
Между Вологдой и Кирилловым есть регулярное автобусное сообщение. Автобусы ходят по нескольку раз в день. Железной дороги в Кириллове нет.
Расписание автобусов Вологда-Кириллов
Расписание автобусов от вологодского автовокзала: rasp.yandex.ru
Время в пути — около 3-х часов.
От Кириллова автобусом можно уехать в Вологду и Череповец.
Расписание работы Кирилло-Белозерского музея
Ссылки:
Где остановиться
Кроме того, что мы подобрали ниже, поищите жилье в этой форме. У них проще всего выбрать вариант подешевле.
Гостинницы Кириллова
Жильё у Кирилло-Белозерского монастыря можно найти на любой вкус: от простого дешёвого номера до коттеджа на большую компанию в деревенском стиле. В Кириллове есть около десятка гостиниц и гостевых домов, где можно переночевать. Вокруг города не сложно найти ночлег в одном из туристических комплексов.
Дешевые гостиницы в Кириллове
В Кириллове можно остановиться в номере от 500 рублей за человека. причем это будет отдельный номер, а не общая комната, как в хостелах. Двухместный номер обойдется в 1000 рублей.
Гостиниц, которые предлагают недорогое размещение, две:
Номера здесь простые, никакого дизайнерского интерьера, но переночевать одну — две ночи вполне можно. К тому же они расположены близко к монастырю.
Комфортабельные бревенчатые коттеджи и дома
За 3500 — 4000 тысячи рублей вы сможете позволить себе снять целый коттедж на двоих. Аналогичный коттедж на четверых будет стоить всего на тысячу дороже.
Зато вы получите персональный бревенчатый дом с очень красивым интерьером и собственной кухней.
Обратите внимание, что расположение на карте букинга неправильное — отель находится чуть в стороне от Кирилло-Белозерского монастыря. Посмотрите на нашу карту в начале статьи.
Похожий вариант размещения — Гостевой дом “Великий Двор”.
Здесь за похожую стоимость вы получите номер в гостевом доме. Интерьер также очень приятный — везде дерево, есть камин и общая кухня.
Гостевой дом расположен в глубине частного сектора.
Хороший вариант в пригороде
Гостиничный комплекс находится в 3,5 километрах от Кириллова.
Фото Кирилло-Белозерского монастыря
В окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря мы провели почти два дня. За это время мы успели посмотреть многое: Ферапонтов, Горицкий и, конечно, сам Кирилло-Белозерский монастырь. Успели подняться на гору Маура, что неподалеку. К сожалению, оказалось, что деревянная часовня на ее вершине сгорела.
Ночевали в палатке, в лесу, на противоположном берегу озера.
Из Кириллова мы направились в Белозерск, но о нем в другой раз.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.
2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.
3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.
5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).
6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).
Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).
7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.
8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.
9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).
10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?
11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.
12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:
13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».
По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.
14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.
15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.
16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).
17. Иконостас XVIII века:
18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.
19. С западной стороны — пристройка 18 века:
20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.
После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.
21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).
22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.
24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.
25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.
26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:
27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.
28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.
29. Домик келаря (XVII век):
30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):
31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:
32. А внутри этих врат есть советский артефакт:
33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.
34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:
35. Колокола побольше — церковные.
36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:
37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.
38. Белозерская башня:
39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:
40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.
41. А за озером — леса:
43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.
Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.
44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.
А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.
Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель
Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.
Из Москвы — в пещеру
Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.
Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.
«Золотой век русской святости»
По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.
В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.
По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.
Вернуть князя на трон
В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.
Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.
С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).
Расцвет монастыря
После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!
В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.
Обитель царей. Обитель опальных
Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.
Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.
Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…
Смута и после нее
В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.
Упадок
Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.
С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Возрождение
В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.