кившенко церковный собор 1654 года

«Новый Иерусалим» Никона против «Светлой Руси»

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А.Д. Кившенко, 1880 г.

Никон провозгласил глобальный проект:

Новый Иерусалим станет мировым центром православия, подобием Ватикана. Сам Никон станет «православным папой». Ему пришёлся по душе и старый тезис римского папы Григория VII:

Наступление на русские обычаи

«Ревнители благочестия» по-разному смотрели на реформу церкви. Ртищев и Никон привечали греческих и киевских учёных и монахов, считали необходимым перенимать их достижения в богословии, образовании. Исправить русское богослужение по их образцам. Другое крыло «ревнителей» относилось к грекам и украинцам настороженно, советовало оградить русскую церковь от их влияния.

Но в некоторых вопросах окружение царя Алексея Михайловича было единым. Считалось, что

и необходимо коренное исправление нравов.

Результатом стал указ, в котором в одну кучу свалили всё – гадания, ворожбу, азартные игры, народные развлечения и игрища, музыку, скоморохов и различные обычаи, существующие на Руси с незапамятных времён. Все это объявили «бесовщиной» и запретили.

В частности, предписывалось скоморохов и ворожей в дома не призывать, в гром в реках и озёрах не купаться, в азартные игры не играть (включая шахматы), медведей не водить и не плясать, на браках «бесовских песен» не петь и срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, личин не одевать и пр.

Домры, сурны, гудки, гусли и хари сыскать и сжечь и пр. За непослушание бить батогами, за повторное нарушение – ссылка.

Таким образом, правительство Романовых начало наступление на русские традиции, идущие с седых, языческих времен. Власть начала войну с народом.

По Москве и крупным городам прокатились облавы, хватали скоморохов. Найденные музыкальные инструменты и личины жгли.

Интересно, что эти действия в России совпадали с репрессиями, которые в Западной Европе против народных традиций проводили фанатики-протестанты, кальвинисты, пуритане. Впрочем, у власти не было ещё возможности подавить тысячелетние традиции.

Репрессии прокатились по верхам. Простой народ, особенно в глубинке, деревне, всё это не затронуло. А местные священники обычно проявляли здравомыслие и в народные обычаи не лезли либо участвовали. Священника избирал «мир» (община), и он не мог идти против народа. Тех же, кто шёл против «мира», просто выгоняли.

Грекофилы и грекофобы

Россия в это время была оплотом мирового православия. Её политическая жизнь была тесно переплетена с духовной. В Москву тянулось украинское (западнорусское), болгарское, сербское, греческое, сирийское и грузинское духовенство. Православным братьям помогали материально, деньгами, слали церковную литературу. Для этого в столице открыли вторую типографию «греческого языка». При ней создали центральную столичную библиотеку.

Среди иностранных священников и монахов было много образованных людей, богословов, учёных. Их таланты старались использовать. Из Киева пригласили учёных монахов Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского для риторического учения.

Друг и фаворит царя Ртищев основал на Киевской дороге особый Андреевский монастырь, в нём Епифаний и другие специалисты должны были проверять готовящиеся к печати духовные книги, открыть школу для изучения греческого языка, грамматике, риторике и философии.

В этот период часть высокопоставленных священнослужителей и чиновников увлеклась греческой образованностью. Попутно привыкли считать образцом для подражания и всё прочее, что шло от греков (с Запада). Стали доказывать, что церковные реформы необходимы и для державы. Если Русь хочет стать всемирным центром православия, то нужно сблизить свои обряды с обрядами других стран. Это были своего рода «грекофилы», западники.

У них были серьёзные противники – «почвенники». Они считали, что подлинная чистота христианства сохранилась только в Русском царстве. Поэтому и поднялась Москва («Третий Рим»), «Святая Русь». А первый Рим и второй, Константинополь, пали из-за повреждения, искажения веры. И сейчас греки и киевляне несут на Русь эту повреждённую веру. Возможно, что их надо перекрещивать. Традиционалисты были сильны духом, решительны и уверены в себе. Среди них и знаменитый Аввакум.

Вопрос «единогласия»

Первый серьёзный конфликт разгорелся вокруг «единогласия». Русские в то время постоянно ходили в храмы, на все службы. А они были долгими. Для экономии времени внедрили «многогласие». Священники и дьяконы вели по несколько служб сразу и читали быстро.

Греки и прочие иностранцы критиковали такое усовершенствование. Мол, служба превратилась в формальность. Царский духовник Вонифатьев согласился с ними. В подчиненных ему церквях установили единогласие. А к Литургии добавили проповедь, её читали в греческой церкви, а в России её ещё не было. «Боголюбцы» (они же «ревнители благочестия») стали требовать, чтобы единогласие ввели во всех храмах.

Это нововведение вызвало бурный протест традиционалистов. Они объявили, что Вонифатьев отошёл от русской традиции. Патриарх Иосиф собрал церковный собор. На нём (11 февраля 1649 года) решили восстановить прежний порядок богослужения.

Вонифатьев не смирился, воззвал к константинопольскому патриарху. Тот высказался за единогласие. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Собравшийся в Москве 9 февраля 1651 года собор утвердил в церквах единогласное пение вместо многогласного.

Так начался Великий раскол.
В этот же время было решено привести к единому образцу церковную литературу. Партия Неронова, Аввакума и Даниила Костромского настаивала, чтобы книги исправляли не по греческим, а по древнеславянским рукописям. Правда, с чисто технической точки зрения это было невозможно. Такой работой занимались сотни лет, а рукописи отличались друг от друга, обнаруживались новые разногласия.

Ртищев, Вонифатьев и Никон стояли за варианты, над которыми трудились киевские монахи. Царь принял их сторону. То есть снова пошли по пути, когда западное (греческое или киевское) считалось за эталон. А русское здравомыслие, когда народ сам брал всё лучшее, что ему подходило, отринули.

Греколюбы считали, что истинная «старина» находится не в России, а в Греции. Мол, прямая традиция идёт ещё от Византийской империи. Однако они ошибались. Ту же богослужебную литературу грекам завозили в XVI веке из Москвы, когда Иван Грозный устроил первую типографию.

Честолюбие Никона

В целом возможно всё бы и обошлось, путем разумного саботажа на местах, отсутствия дальнейшего давления сверху. Патриарх Иосиф вёл себя сдержанно, осторожно, не поддерживал ни консерваторов, ни радикальных реформаторов. Позволял процессам идти постепенно, без резких движений.

Но в 1652 году Иосиф умер. На его место прочили Вонифатьева, но тот отказался, сославшись на преклонный возраст. Назвал лучшим преемником Никона – в расцвете сил, волевого и энергичного. В кружке «ревнителей благочестия» его все поддержали – и греколюбы, и традиционалисты. Считали, что Никон займёт пост патриарха, и будет продвигать своих старых товарищей. Царь также обрадовался, что патриархом будет его «собинный друг».

Никон был человеком крайне честолюбивым. Он видел себя во главе державы, как ранее Филарет (отец царя Михаила Романова).

Сразу же после избрания Никон в открытую постарался занять нужное ему положение. Когда освященный собор уже нарёк его патриархом, он неожиданно отказался принять посох и прочие регалии. Его уламывали, умоляли. Наконец, стал упрашивать и царь, встал перед ним на колени. Тогда Никон потребовал, чтобы Алексей Михайлович слушался его

Мало того, предложил Никону принять титул «Великого государя», который в своё время носил Филарет. Его носил и сам царь.

Патриарх на время стал ценным помощником Алексея Михайловича. Зато всем остальным сразу пришлось туго. Конкуренции Никон не терпел. Он резко обозначил дистанцию между собой и вчерашними товарищами, их не пускали дальше прихожей патриарха. А за реформу взялся решительно и единолично.

В феврале 1653 года была разослана по московским церквям «Память», где он требовал провести обряды в соответствии с греческими, исправить книги, креститься тремя перстами, служить Литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус не через одно, а через два «и» и пр.

Прежние «боголюбцы» попытались восстать. Неронов подал царю доклад, где обвинял Никона в ереси и многочисленных грехах. Но Алексею Михайловичу «ревнители благочестия» уже надоели своими бесконечными склоками и нападками друг на друга. Да и «собинному другу» он полностью верил.

Челобитную Неронова передали патриарху на его рассмотрение. Никон сразу показал, что правитель он крутой и спорить с собой не позволит. Неронова сослали в Новоспасский монастырь, затем в Симонов и Спасо-Каменный (Вологодская епархия), приказали постричь в монахи.

В его защиту выступили Аввакум и Даниил Костромской. Аввакума арестовали и призвали принять «новые книги». Протопоп свои убеждения не предал, патриарх приказал лишить его сана (расстричь) и сослать в Сибирь. Даниила также лишили сана и сослали в Астрахань, где в земляной тюрьме и уморили.

Так начинался Раскол.

Правда, на первых порах он ещё не стал всенародной катастрофой. Бунт Неронова, Аввакума и Даниила не поддержали, о них мало кто и знал. «Память» восприняли спокойно. Мол, царю и патриарху виднее. В большинстве храмов служили по-прежнему. Кто проверять то будет? Зачем переучиваться и что-то менять? Да и не было «исправленных» книг в нужном количестве.

Да и, вообще, русским было не до этого. Других важных событий внутри России было полно. Надвигалась большая война с Речью Посполитой. Однако решительная политика Никона в итоге привела к катастрофе.

Политика «Великого государя»

После смерти царевича Дмитрия у государя рождались дочери, а наследника не было. Алексей Михайлович с супругой истово молились, делали богатые вклады в монастыри, ездили в паломничества по святым местам. Никон обычно сопровождал царя, вместе с ним молился, наставлял.

Главным грехом оказывалось недостаточное почтение к патриарху, дела, совершенные вопреки его мнению. «Собинный друг» прочно забирал государя под своё влияние.

В 1654 году наконец-то родился наследник. Алексей Михайлович был искренне благодарен «другу». Никон хорошо разбирался в политических и хозяйственных вопросах. Отправляясь на войну с Польшей, царь передал ему все гражданские дела. Он получил практически царские полномочия и всё больше входил во вкус власти.

Иностранцы отмечали, что Никон

Но шутил он далеко не со всеми. Высокомерный и крайне самоуверенный, он рубил с плеча и противников уничтожал. Пока шла война, патриарх развернул кампанию по «исправлению нравов». От каждого прихожанина требовали проводить в церкви не мене четырёх часов, запрещалось пьянство, азартные игры, блуд, бранные слова. Штат патриарха был значительно увеличен. Слуги патриарха разъезжали по городам, улицам и базарам. Доносили о непорядках, арестовывали нарушителей. Особенно доставалось духовенству. Неугодных настоятелей монастырей, священников и монахов лишали сана, ссылали, бросали в тюрьмы.

Никон начал силовыми медами продвигать церковную «реформу». Его соглядатаи доносили, что «Память» не исполняется, священники саботируют его решения, служат по-старому. Созвал в 1654 году Освященный собор. Знал, что многие иерархи в оппозиции к реформе. Поэтому хитрил, вопросы прямо не ставил. Не упоминал о перстосложении и других расхождениях в русской и греческой церквях. Сформулировал в общем виде – надо ли исправлять книги и обряды по старым славянским и греческим образцам. На такой вопрос собор ответил положительно: надо. Коломенский епископ Павел стал спорить о земных поклонах. Патриарх сразу его пресёк и с собора иерарх отправился в заточение. Никон всех приучал – он высшая власть, перечить ему нельзя.

Таким образом, Никон получил решение собора. Однако он стал реформировать церковь не по «старым славянским и греческим» образцам, а только по греческим.

Открыто выступить против Никона иерархи не посмели. Попытались действовать в обход. Составили послание константинопольскому патриарху Паисию, предложили ему стать арбитром. Тот ответил, церковь требует единогласия только в главном, что разница в обрядах не является преступлением против догматов и признаком ереси и раскола. Поэтому разные поместные церкви вполне могут отличаться порядками, например, временем совершения литургии или какими перстами креститься.

Никона это не устроило. Он нашёл нового арбитра. В 1655 году в Москву за «милостыней» приехал антиохийский патриарх Макарий. Он смекнул, что если поддержать Никона, то «милостыня» будет больше. Безоговорочно поддержал правоту московского патриарха во всем. Согласился принять участие в пышной церемонии, придуманной Никоном.

Он организовал своё вторичное постановление патриархом. Макарий возложил на него митру уже как бы от Вселенской церкви, а не только Русской. Также подсказал, что двумя перстами крестятся армяне. Придумали ярлык – «армяноподобная ересь». А если «ересь», то, о чём разговор? С еретиками разговор короткий.

Созвали ещё один собор и два патриарха (московский и антиохийский) разнесли «еретиков» в пух и прах. Собор утвердил новый Служебник на основе греческого служебника.

Никон приказал разбить и сжечь иконы, изображавшие двуперстие при совершении крестного знамения.

«Новый Иерусалим»

Никон стал крушить всё, что считал неправильным. Осудил иконы новгородского стиля, велел отбирать и уничтожать их. Патриарх собственноручно разбивал их, проклиная авторов и владельцев. Греческим образцам не соответствовали русские храмы древнего шатрового стиля, Никон запретил их строить. Заметил, что в Греции и на Востоке вообще не стоят деревянных церквей (очевидно, из-за нехватки дерева). Рассудил, что они пожароопасные и недолговечные, приказал сломать все деревянные храмы в столице, заменить их каменными.

При этом эта духовная диверсия против «Святой Руси» проводилась в тот момент, когда продолжалась тяжелая война с Речью Посполитой. Война за Западную Русь – Белую и Малую. Война требовала полной мобилизации и концентрации сил и ресурсов. Страна только что пережила серию бунтов, эпидемию, потеряла много людей, понесла огромные убытки. Но Никону на это было наплевать. Всё, что не вписывалось в его проекты, он отвергал.

Он не только приказал заменить деревянные храмы в Москве на каменные, но и увлёкся грандиозным проектом «Нового Иерусалима». Государственной казной распоряжался единолично и бесконтрольно. В Москве в короткие сроки возвели Патриаршие палаты, не уступавшие царским. В самой богатой и красивой палате, Крестовой, Никон завел обычай обедать, восседал на возвышении как государь, в окружении бояр и церковных иерархов. Развернулось строительство нескольких патриарших монастырей. Главным стал Новый Иерусалим в Подмосковье. Часть р. Истры переименовали в Иордан, один из холмов нарекли Голгофой. А главный собор монастыря воспроизводил храм Воскресения Христова в Иерусалиме.

Это было не просто подражание. Никон провозгласил глобальный проект:

Он считал, что поляков уже почти победили, в состав Русского государства присоединятся Малая и Белая Русь. Царские рати выйдут к границам Турецкой империи. Далее под русское влияние перейдут христианские и славянские народы Балкан, Кавказа и Сирии. Новый Иерусалим станет мировым центром православия, подобием Ватикана. Сам Никон станет «православным папой». Ему пришёлся по душе и старый тезис римского папы Григория VII:

Источник

uCrazy.ru

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Русская история в картинах. Часть 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 годы.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Андрей Рябушкин
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
1893

На картине изображена государева комната, в которой первый царь из династии Романовых советуется с боярами, принимая важные для государства решения. Михаил Фёдорович занял престол в годы потрясений, когда ему шёл семнадцатый год. Опираясь на родственников и “близкий круг” Романовых, он сохранил власть в условиях угрозы со стороны других претендентов.
За время правления царь присоединил к России земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки. Россия получила выход к Тихому океану. Ему удалось наладить отношения с соседними странами, в частности, был заключён “вечный мир” со Швецией, который просуществовал почти целый век. В 1614 году казнью Ивана Заруцкого и “царевича” Ивана – сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II, была прекращена новая “самозванческая интрига”, сама Мнишек умерла в заточении. Польский королевич отказался от притязаний на русский престол только в 1634 году, уже став королём, Владиславом IV.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой позволило в 1619 году вернуть из польского плена Филарета – отца государя, в тот же год возведённого в сан патриарха. Уже с 1620 года Филарет был соправителем России: именовался в документах “великим государем и святейшим патриархом”.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Иванов
Святейший патриарх
1908

Долгое время Русская православная церковь возглавлялась митрополитами, находящимися в подчинении константинопольского патриарха. Автокефальной церковь стала в 1448 году, а патриаршество в России установилось при Борисе Годунове в 1588 году. В январе 1589 года церковный собор избрал первым патриархом Московским и всея Руси митрополита Иова.
В 1605 году по настоянию Лжедмитрия I в сан патриарха был возведён Игнатий, первым из архиереев принявший Самозванца как “законного царя”. После смерти покровителя, всего через год, грека Игнатия отправят простым монахом в Чудов монастырь. Но в 1611 году он будет восстановлен в патриаршем сане польскими интервентами, а в 1612 году “любимец Ватикана” примет католичество в Литве. С 1606 года святейшим патриархом был Гермоген, “уморенный голодом” за то, что рассылал грамоты с призывами изгнать интервентов из Москвы. Позднее он отказался убеждать народное ополчение “хранить верность Владиславу”. Как и Иов, Гермоген был причислен к лику святых.
В 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, передав управление церкви синоду. Кроме Гермогена и Иова, самыми известными русскими патриархами XVII века были Филарет и Никон.
Патриарший сан в России был восстановлен в 1917 году.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Иванов
Боярская дума (XVI-XVII века)
1907

Боярская дума стала постоянно действующим при государе высшим советом ещё в конце XV века. В Думе была своя иерархия, правила её пополнения и продвижения “думцев” по карьерной лестнице. В неё входили думные чины – бояре и окольничие. В начале XVI века в Думе преобладали бояре, большинство из которых принадлежало к титулованной знати. Тогда же был введён чин думных дворян, а позже и думных дьяков.
В середине века, при Иване IV, состав Думы поначалу резко увеличился, однако годы опричнины сократили её состав почти вдвое. Усилились при этом позиции думных дворян из незнатных семей. К концу столетия численность Думы восстановилась, а всего за XVI век назначения в Думу получили представители более сотни фамилий. Половина всех назначений пришлась на членов семи наиболее влиятельных княжеских домов Рюриковичей.
К концу Смуты авторитет Боярской думы резко упал, но в 1620-е годы она снова стала влиятельной силой.
Заседания (обычно во главе с государем) проходили регулярно – как правило, от трёх до пяти раз в неделю. Со второй половины XVII века численность думцев стала расти за счёт нетитулованной знати. Многие представители “новых фамилий”, особенно фавориты, сделали карьеру от думного дворянина до боярина, что определило усиление позиций царя.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Иванов
Земский собор (XVII век)
1907

Высшие сословно-представительские учреждения, рассматривавшие общегосударственные вопросы, в XVI-XVII веках назывались “Земскими соборами”. Созывались они царём, а в его отсутствие – патриархом (до 1589 года – митрополитом) и Боярской думой. Появлению Земских соборов способствовало создание единого Русского государства, ослабление княжеской и боярской аристократии, усиление дворянства и “верхов” посада. Постоянными участниками соборов были думные чины и Освящённый собор. Привлекались к участию и представители государева двора, выборные представители от провинциального дворянства и влиятельные горожане.
На ряде соборов решался вопрос об избрании или утверждении на престоле царя. В начале XVII века Земские соборы созывались почти ежегодно, расширилось и сословное представительство. Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Романова, в чьё правление соборы созывались чаще всего. Наибольшее число участников, представлявших 42 города, было на земском соборе 1642 года. А в соборе 1648-1649 годов было представлено наибольшее количество городов – 116. На соборе было принято “Соборное уложение”, кодекс законов Русского государства.
В 1684 году состоялся последний Земский собор в истории России.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Александр Янов
Приказ в Москве

Приказами (от слова “приказ” – особое поручение) в России в XVI – начале XVIII века называли органы центрального управления. Служили в них дьяки – государственные служащие.
XVII век – новый этап в развитии приказной системы, вызванный необходимостью укрепить государство с изгнанием польско-литовских интервентов. Были восстановлены Каменный, Аптекарский приказы, Приказ книгопечатного дела, создавались новые. В первой половине века создавались временные приказы, решавшие неотложные задачи. Так, в военное время возникали Приказы сбора ратных и даточных (отданных на военную службу пожизненно) людей, денежного и хлебного сбора и другие.
В середине столетия правительство решило перестроить работу центральных учреждений, создав Приказ тайных дел и Счётный приказ. Они осуществляли контроль над всеми приказами и подчинялись только царю.
Но уже в 1680-х годах была проведена новая реформа, целью которой было объединить “одинаковые задачи управления” в одном ведомстве.
Такая система существовала до петровских времён.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Клавдий Лебедев
Освоение русскими новых земель

Ермак Тимофеевич положил начало присоединению Западной Сибири к России. Это случилось в конце XVI века, а “освоение и присоединение сибирских земель” длилось на протяжении всего XVII века. В 1601 году по указу Бориса Годунова отрядом служилых людей был основан город Мангазея, ставший опорным пунктом для продвижения на север Сибири – в бассейны рек Енисея и Лены. Всего в течение столетия было основано около 150 острогов (укреплённых поселений), 20 из которых стали административно-военными центрами, в их числе Томск, Енисейск, Илимск, Иркутск, Нерчинск, Якутск и другие.
Русские первопроходцы, картографы и мореходы занимают достойное место в истории мировых географических открытий. Во второй четверти XVII века ими пройдены моря Северного Ледовитого океана, составлены первые описания Байкала. В 1640-е годы русские исследователи выходили к берегам Тихого океана. В 1648 году Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой, в 1649-1651 годах Ерофей Хабаров дошёл до Амура, составив подробный “чертёж реке Амуру”.
К середине XVII века из Сибири вывозили до 150 тысяч соболиных шкурок в год. К концу века количество русских переселенцев за Уральским хребтом сравнялось с числом местного населения. И за столетие “бесхлебная Сибирь” превратилась в богатый край, обеспечивающий себя хлебом, солью и железом. Тогда же началось присоединение к России обширных земель Дальнего Востока.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Константин Маковский
Боярский свадебный пир в XVII веке
1883

Боярами в старину называли самых знатных и богатых русских людей. Они занимали высшие должности в государстве. Дочерей бояр называли “боярышнями”. Случалось, они выходили замуж за царей и становились царицами.
От смотрин до свадьбы путь был долгим: нужно все древние обряды соблюсти, ничего не напутать. Обряд был одинаков как для крестьянской девушки, так и для знатной боярышни. Разве что свадьбы у боярышень были богаче.
Молодых венчали в церкви. Слово “венчание” происходит от слова “венец”. В древности это были венки из цветов, потом их заменили коронами из металла. Когда-то молодожёны неделю после венчания носили короны и только на восьмой день возвращали их священнику. А потом начиналась долгая жизнь молодой жены в доме мужа. Непростым это было делом: всем надо угодить, любое дело нужно делать без ошибок.
На свадебный пир отправлялись после венчания. На картине мы видим сводчатые хоромы, в которых застолье подходит к своему завершению. Художник запечатлел момент, когда пирующим приносят традиционное, завершающее торжества, блюдо – жареного лебедя.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Вячеслав Шварц
Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
1868

Царь с царицей возвращаются в Москву после молебна в монастыре. Карета царя – нарядная, она блестит позолотой, и на ней изображен государственный герб. Чуть дальше – красная карета царицы. В конце царской процессии – охрана, а далее пешим ходом идут паломники из народа.
Русские цари и царицы ездили по самым удалённым от Москвы православным монастырям – помолиться и сделать богатое пожертвование во благо святой обители. Чаще всего ездили в Троице-Сергиеву обитель и Кирилло-Белозёрский монастырь. У каждого царя была своя забота, своя “просьба к Богу”. Василий III, не дождавшийся от первой жены наследника, ездил на молебны вместе со второй женой Еленой Глинской, чтобы Господь даровал ему наследника. Наконец сын у Василия родился – в историю он войдёт как Иван Грозный. Иван Грозный тоже будет ездить по монастырям, чтобы вымолить у Бога прощение – за множество совершенных по его приказу казней.
Совершение молебнов – с просьбой к Господу, Богородице и святым о ниспослании милости – стало традицией династии Романовых.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Андрей Рябушкин
Московская улица XVII века в праздничный день
1895

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Николай Сверчков
Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
1873

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Николай Некрасов
“Соборное уложение” 1649 года

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Алексей Кившенко
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины
1880

На картине изображена Переяславская рада – собрание представителей украинского народа во главе с гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 года в Переяславле.
На возвышении – гетман с боярином Василием Бутурлиным, представлявшим царя Алексея Михайловича. В 1648 году движение православных украинцев Левобережья против гнёта польского господства переросло в освободительную войну за воссоединение с Россией. В 1653 году Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Левобережную Украину в её состав. В том же году для переговоров о присоединении Украины к России в Переяслав отправилась русская делегация. Сначала собрались казацкие старшины, потом на обсуждение пригласили всех желающих.
К соотечественникам обратился Богдан Хмельницкий. Он говорил о том, как тяжело живётся украинцам под властью поляков, и спрашивал соотечественников, хотят ли украинцы пойти под власть русского царя. Собравшиеся ответили дружным согласием. Полковник Тетеря ещё долго ходил среди людей и спрашивал едва ли не каждого, нет ли несогласных.
Таких не нашлось.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Александр Литовченко
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского
1886

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Вячеслав Шварц
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
1867

Никита Минич Минин, будущий патриарх Никон, родился в 1605 году в нижегородской губернии в крестьянской семье. Стал священником. За время семейной жизни он трижды хоронил своих детей. Увидев в этом промысел Божий, он уговорил жену принять иноческий постриг, а сам отправился на Соловки, где принял монашество под именем Никона. В 1643 году он стал игуменом Кожеозёрского монастыря, а три года спустя приехал в Москву. Скоро был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря.
В 1649 году он стал митрополитом Новгородским. В 1652 году, согласно царской воле, Никона избрали патриархом Московским и всея Руси.
На церковном соборе 1654 года было постановлено: исправлять богослужебные книги по древнегреческим и славянским рукописям. Годом ранее новый патриарх начал проводить церковно-обрядовую реформу, чтобы объединить православные церкви России, Украины и Балкан под эгидой московского патриархата.
В 1658 году между патриархом и царём возник разлад, и Никон, оставив патриарший престол, переехал в Ново-иерусалимскую подмосковную резиденцию. Он ждал, что царь попросит его вернуться обратно. Долгих шесть лет жил Никон в монастыре – а потом сам вернулся. Однако царя это не обрадовало, и Никона отослали обратно. А вскоре его лишили сана и отправили в Феропонтов Белозёрский монастырь.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Милорадович
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
1885

Большой московский собор 1666-1667 годов, получивший название “чёрного”, подтвердил реформы, проведённые Никоном, но снял с него сан святейшего патриарха. Тогда же по решению собора началась череда казней и ссылок вдохновителей раскола.
В 1668 году мятеж против реформ и изменений в церкви подняли монахи Соловецкого монастыря. Поводом к восстанию послужило неприятие церковной реформы со стороны “чтимых старцев” знаменитого монастыря.
Среди восставших – около 500 человек – были не только послушники и монастырские работники, но и люди пришлые, искренне борющиеся “за старую веру”. В июне 1668 года на Соловецкие острова прибыл отряд стрельцов, но ворота монастырской крепости оставались запертыми. Благодаря помощи окрестных крестьян и ремесленников монастырь выдерживал осаду целых семь лет. В начале 1670-х годов к защитникам монастыря присоединились и участники восстания Степана Разина.
Осаждённые нередко предпринимали дерзкие вылазки. Беглые донские казаки руководили возведением укреплений. Число осаждавших приближалось к тысяче, руководил ими царский воевода Мещеринов, но защитники стойко держали оборону.
Лишь предательство монаха Феоктиста ускорило жестокое подавление мятежа в январе 1676 года.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Милорадович
Суд над патриархом Никоном
1906

Суд, проводившийся над патриархом Никоном, состоялся в рамках церковного собора 1666-1667 годов. Собор признал православными греческие богослужебные книги, собор 1654 года и правильность реформ, проведённых им. “Покаявшихся раскольников” простили, упорствующих – расстригли и предали анафеме, иных из них лишили языка.
В присутствии царя Алексея Михайловича и восточных патриархов Александрийского и Антиохийского, Паисия и Макария, начался суд над Никоном.
Собор признал его виновным “в возведении хулы” на царя и русскую церковь, в низвержении коломенского епископа Павла и в жестокости к подчинённым. Решением собора он был лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов Белозёрский монастырь. Ещё через 10 лет он был отправлен в ссылку в Кирилло-Белозёрский монастырь, где провёл 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своём завещании просил у Никона прощения. Новый царь Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по пути в обитель тот скончался. Через год в Москву были доставлены грамоты восточных патриархов, восстанавливающих его в сане патриарха всея Руси.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Вячеслав Шварц
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти
1865

На картине – сцена из времён правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Под руки его ведут двое бояр, слуги расстилают перед царём ковёр. Следом за ним на белом коне едет патриарх Никон с крестом и Библией в руках.
Процессия движется по Красной площади, от храма Василия Блаженного в Кремль – на Соборную площадь. Этот церковный праздник на Страстной неделе называется “Входом Господним в Иерусалим”, или “вербным воскресеньем”. Идти надо с пальмовыми ветвями, но пальмы в наших краях не растут, и их заменили цветущими ветками вербы.
Шествие, как и сам праздник, повторяет въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Само событие имеет ещё и духовный смысл для христианина, в соответствии с которым Иерусалим – душа человека, а Вход Господень в Иерусалим – вхождение Бога в его душу.
Вот почему патриарх Никон, как некогда Иисус Христос, едет на ослике, а “земной” царь сопровождает его пешим.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Сергей Милорадович
Путешествие Аввакума по Сибири
1898

Путешествие протопопа Аввакума по Сибири длилось почти 11 лет.
В 1647 году, находясь в Москве, он был связан с “Кружком ревнителей благочестия”, членом которого являлся и Никон. В 1652 году Аввакума назначили протопопом в Юрьевец-Повольский, где требованиями строгого благочестия и взысканий налога в патриаршую казну он восстановил против себя паству и духовенство, был избит толпой и бежал в Москву. Авввакум служил в Казанском соборе, но, выступив против реформ Никона, лишился места.
В августе его заключили в Андроников монастырь. От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя, и в сентябре он с семьёй был отправлен в Тобольск. Здесь он прожил два года. Служил протопопом, и снова своими проповедями он восстановил против себя паству и местные власти.
В 1656 году его отправили в Даурию с отрядом воеводы Пашкова, который подвергал его “биению кнутом” за то, что в проповедях он восхвалял старые обряды. Весной 1661 года его отправили в обратный путь через Сибирь, во время которого он продолжал обличать “Никонову ересь”. По приезду в Москву он не отступил от своих убеждений.
Через два года он был расстрижен и предан анафеме на церковном соборе. А вскоре его сослали в Пустозёрский острог. За 15 лет пребывания в земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, здесь написал и свои главные сочинения. “За великие на царский дом хулы” его предали страшной казни – Сожгли заживо.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Василий Суриков
Боярыня Морозова
1887

Боярыня Морозова с детства смиренно служила Богу. Ещё молодой она осталась вдовой. Была богата, но больше земных благ ценила блага духовные. Она стала ярой противницей реформ патриарха Никона. В частности, не приняла троеперстия: на картине Василия Сурикова она крестит толпу на старообрядческий манер – двуперстием.
Сторониица Авваеума, она переписывалась с “главным раскольником”, когда того пожизненно сослали в монастырь.
Ф.П. Морозова – Аввакуму:
А всё то сатана виноват: то сатана виноват: ищет, как бы душу тьмою поглотить. Да велико милосердие Божие и твоя молитва. И что меня Бог помиловал, что нет его у нас! Много того писать, что уму непостижимо козни его. Сатана лют, батюшка, а и горами качает, а нами ему не диво покачать; только велико милосердие Божие.
Аввакум- Ф.П. Морозовой: “Дочь ты мне духовная – не уйдёшь у меня ни на небо, ни на бездну. Чем плакать, что нас не слушала, делала по своему хотению – и привёл дьявол на совершенное падение. Да ещё надежда моя, упование моё, Пресвятая Богородица, заступила от дьявольского осквернения и не дала дьяволу осквернить душу мою бедную”.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Александр Литовченко
Боярыня Морозова

Феодосия Прокопиевна Морозова была влиятельной боярыней, невесткой Бориса Морозова, “дядьки” и главы правительства царя Алексея Михайловича. Став ярой сторонницей старообрядцев, она перестроила домашний уклад по монастырскому образцу, наполнив дом нищими и монахами, сделала его убежищем для гонимых “за старую веру”. У боярыни жил возвратившийся из ссылки в 1664 году протопоп Аввакум, а после вторичной ссылки она поддерживала с ним переписку и помогала его семье. Она истово верила в Бога и писала тому, кого считала “благочестивым и чадолюбивым”: “Молю, милостивый мой, со слезами и прошу твоего благословения и молитвы, батюшка христолюбивый мой”.
Неприятие церковной реформы знатной боярыней, приближённой ко двору, привлекло внимание общества, и это беспокоило царя и высшее духовенство. После угроз последовали и гонения.
В 1666 году Феодосия Морозова лишилась своих вотчин, правда, их скоро вернули – за неё вступилась царица. В конце 1671 года боярыню Морозову, тайно постриженную в монахини под именем Феодоры, вместе с сестрой, княгиней Урусовой, тоже раскольницей, арестовали. Упорство Морозовой не было сломлено ни уговорами архиереев, самого патриарха, ни пытками и конфискацией всех богатств. В 1673 году боярыню перевезли в Боровский монастырь, где позже, сидя в земляной тюрьме, она умерла от голода, не изменив своих убеждений.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Василий Перов
Никита Пустосвят. Спор о вере
1880-1881

Суздальский священник Никита Константинович Добрынин, получивший от противников прозвище “Пустосвят”, был тесно связан с “Кружком ревнителей благочестия” и, как многие члены этого кружка, выступил против нововведений патриарха Никона.
В 1665 году он написал “Челобитную царю Алексею Михайловичу на книгу “Скрижаль” и на новоисправленные церковные книги”, в которой доказывал незаконность исправлений и требовал созыва истинного собора и “праведного суда с никонияны”.
Его сочинение получило широкое распространение, и церковные власти поручили Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому составить письменное “опровержение”. Собор 1666-1667 годов осудил Пустосвята, лишив его сана.
Он покаялся и был оставлен на свободе. Но в 1682 году, воспользовавшись вместе с другими раскольниками вспыхнувшим в Москве восстанием (Хованщиной), он выдвинул требование о возвращении церкви к “старой вере”.
В Грановитой палате Кремля 5 июля состоялись “прения о вере”, в которых Никита Пустосвят выступал “главным оратором” от раскольников, а вечером громко провозглашал свою победу. На следующий день по приказу правившей тогда царевны Софьи он был схвачен и предан казни.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Василий Суриков
Степан Разин
1906

На картине мы видим казацкий струг, неспешно плывущий по раздольной Волге. Налегают на вёсла усталые гребцы, с кормы их подбадривают весёлые мелодии. За музыкантом сидит понурый перс, наверное, тоже тоскует по родине. А в центре картины, погружённый в раздумья, сидит донской атаман Степан Тимофеевич Разин.
Он родился в семье зажиточного казака, был крестником войскового атамана. Зная калмыцкий и татарский языки, проводил без толмача переговоры с калмыцкими предводителями. А когда сам стал атаманом Войска Донского, совершил походы против крымских татар и турок. Позже с отрядами казацкой голытьбы совершал походы на Яик и Волгу, а в 1668-1669 годах – поход в Персию по Каспийскому морю. Возвращение из похода, увековеченное в песне, и запечатлел художник.
Уже в следующем году Разин возглавит крестьянскую войну, вызванную сыском крестьян, бежавших от тяжких повинностей, и распространением крепостничества в южных районах России.
А ещё через год будет взят в плен, выдан властям казацким старшиной и казнён в Москве, возле Лобного места.

кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть фото кившенко церковный собор 1654 года. Смотреть картинку кившенко церковный собор 1654 года. Картинка про кившенко церковный собор 1654 года. Фото кившенко церковный собор 1654 года

Илья Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1880-1891

В 1675 году атаман Иван Сирко, взявший ранее Арслан и Очаков, вместе с запорожскими казаками писал ответ турецкому султану. Турецкий султан предложил казакам сдаться. Письмо гусиным пером писал бурсак – студент семинарии. Что именно написать, ему диктовал атаман.
На картине он курит трубку. Рядом с ним в красном кафтане – старый казак. Он похож на Тараса Бульбу, каким его описал в одноимённой повести Н.В. Гоголь.
Остальные казаки, сочиняя очередную шутку, смеются.
Запорожцы – профессиональные воины, чуть ли не всю свою жизнь они проводят в военных походах. Этих храбрых, с бесшабашной удалью людей никто не мог испугать. И ещё у них было хорошее чувство юмора. Кто бы ещё мог написать властелину государства, что он “чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Не покоришь ты сынов христианских, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться. А ты не достоин даже свиней христианских пасти”.
Обидные слова – султан отрубил бы казакам голову, но запорожцы всегда готовы дать отпор.
Художник работал над этой картиной тринадцать лет и изобразил на ней многих своих знакомых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930