кижи главный храм как называется
Кижи главный храм как называется
На острове Кижи, 2019. Преображенская церковь отреставрирована. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
Договоримся на берегу (острова), что же такое Кижский архитектурный ансамбль. Чтобы потом не путаться, потому что старинных деревянных зданий здесь много.
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО — это только две церкви и колокольня, окружённые единой оградой.
Двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня (1714 год постройки), церковь Покрова Пресвятой Богородицы с десятью главками (1694) и шатровая колокольня Кижского погоста (1862).
Каменная ограда — новодел, реконструкция середины двадцатого века.
Впервые «Спасский погост в Кижах» упоминается в писцовых книгах 1496-го года. Тогда на заонежских землях насчитывалось 115 деревень, из них двенадцать — на самом острове.
Было красиво: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображенья Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром. Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром. Да на колокольнице колокол весом 13 пудов» (1628).
Но это ещё не наши Кижи. В конце семнадцатого века на острове от удара молнии случился большой пожар, и храмы не уцелели. Сегодняшние церкви и колокольня возведены на том же самом месте.
Два века строительства
Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
Нынешний вид Кижский ансамбль приобрел не сразу, стройка продолжалась на протяжении двух столетий, с 1694 по 1874 год.
Сначала поставили клетскую церковь Покрова Богородицы, совсем простой деревянный храм с прямоугольным срубом. Позже достроили придел, ещё позже Покровку увенчал скромный шатер. Десять главок на шатре появились только после того, как рядом выросла церковь Преображенская — чтобы создать единый ансамбль.
Строительство церкви Преображения Господня, согласно Метрическому свидетельству, началось только в 1714 году.
Фрагмент «Метрики» со сведениями о Преображенской церкви. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
«Въ Алтаръ имеется деревянный крестъ, накоемъ надпись: Обложилъ [облыкися?] сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголъпного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня на память Преподобного отца нашего Висариона при державъ Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцъ и при Благоверномъ Государъ нашемъ Царевичъ Алексее Петровичъ АХДI и при Преосвященномъ митрополитъ Иовъ Великого Новограда и Великихъ Лукъ»
В 1862 году «всем приходом срыли древнюю колокольню» и поставили новую. Но пропорции ее оказались неудачными: не согласовались с образами двух стоявших рядом церквей. Только через двенадцать лет, после перестройки, колокольня обрела свой нынешний вид.
160 лет понадобилось зодчим, чтобы объединить все три здания в единый архитектурный ансамбль. На кижском примере прослеживаются все этапы развития деревянного зодчества России: от простейшей клети к шатровым и многоглавым типам церквей. Во всем своем совершенстве.
Первое графическое воспроизведение Кижского ансамбля в книге Н.Я. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому», 1792. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
В начале XIX века, в почти столетнем возрасте Преображенская церковь не избежала веяний нового времени: ее срубы обшили тесом (досками), а купола обили железом. Позже тесом обшили и Покровку, и колокольню.
Деревянные церкви ветшают быстро. Специалисты говорят, что ремонта они требуют каждые 30-50 лет. Церкви Преображения Господня к тому времени исполнилось сто, и состояние ее начало вызывать у современников тревогу.
В 1865 году решили провести ремонт всех 22 глав, перекрыть церковь новым тесом, перестлать полы и поднять осевшие стены на фундамент. Секретарь Строительного отделения Губернского правления составил план и смету. Объявили сбор пожертвований, учредили «комитет по исправлению Преображенской церкви».
В начале 1870-х Преображенка была «исправлена извне и снаружи»: стены покрыли пилеными досками, паперть — тоже, «в два новых тёса». Церковь покрасили масляной краской, внутри обшили и настлали новые полы.
Иконостас Преображенской церкви, снимок начала ХХ века. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
После ремонта решено было позолотить резной иконостас. Средства собирали по Пригласительному листу, выданному епархией.
На ремонт церкви и позолоту иконостаса жертвовали многие, не только жители Олонецкого края: деньги и процентные бумаги поступали из Ревеля и Петербурга. Натуральный продукт тоже принимался: печёный хлеб, рожь и овес, шерсть и холст, полотенца.
В 1900 году вся крыша, все главки и бочки были покрыты чёрным железом и покрашены масляной белильно-медяной краской.
Кижи, около 1900 года. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
ХХ век, наследие
В начале прошлого века на Север поехали художники и архитекторы — за первозданностью. И обнаружили, что старину сохраняют без рвения. Книжный иллюстратор, художник-мирискусник Иван Билибин в 1904 году призвал соотечественников беречь от «варварских ремонтов и вандальского уничтожения» древние деревянные церкви, сохранять их «как этнографические реликвии от прошлого времени».
В начале века Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
В поездке Иван Билибин не только пишет пейзажи, но и фотографирует. И позже выпускает целую серию открыток.
Художник Иван Билибин: «Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. Что за зодчий был, который строил такие церкви!».
Архитектор Михаил Красовский (1916): «Преображенский храм — шедевр, который смело можно назвать венцом народного творчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества».
Живописец (и в дальнейшем академик) Игорь Грабарь: «Чем больше всматриваешься в эту несравненную сказку куполов, тем яснее становится, что зодчий, создавший ее, — неподражаемый творец форм и мотивов. Группировка этих форм мотивов — мысль, осенившая зодчего в минуту поистине счастливую».
Перед грозой. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
В 1920 году советская власть ставит наиболее выдающиеся памятники искусства и старины под государственную охрану. Но вот ответ волостной администрации от 1 января 1919 года в Петрозаводский уездный отдел управления на запрос о наличии памятников старины: «Волостной Исполком доводит до сведения, что в пределах Кижской волости памятников старины не имеется».
И тем не менее в августе 1920 года Кижам было выдано Охранное свидетельство: две церкви и колокольня, «как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими-либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».
В 1937 году Преображенская церковь была закрыта, после более чем двухсотлетней истории лишилась прихожан, своего первоначального предназначения и духовного смысла. Последний ее священник, Алексей Степанович Петухов, вскоре был арестован и расстрелян. Церковные службы возобновились только в 1993 году.
ХХ век, охрана
Весь прошлый век главным кижским вопросом была реставрация Преображенской церкви.
Первую «советскую» реставрацию провели в 1949-1959 годах. Московский архитектор Александр Ополовников «раздел» Преображенку и Покровскую церковь до бревна, это называлось «снять наслоения конца XIX века».
Тогда же вокруг центрального комплекса из двух церквей и колокольни возвели ограду длиною в триста метров. Ограда — бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из каменных валунов. Построена в 59-м году по проекту Александра Ополовникова: такие стены традиционно строили вокруг погоста (кладбища) на Севере.
Во второй половине двадцатого века к спасению Преображенки привлекли лучшие научные и проектные силы страны. Чтобы церковь не упала, пока идет обсуждение, в начале 80-х её изнутри укрепили металлическим каркасом.
В 1987 году объявили открытый всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника. Ни одно из 15 предложений не решало проблему полностью.
Через год в Петрозаводске и на острове прошел Международный симпозиум ИКОМОС, обсуждали способы сохранения Кижского архитектурного ансамбля. Больше сотни специалистов по реставрации сошлись во мнении не подвергать Преображенскую церковь переборке.
2 декабря 1990 года Кижский архитектурный ансамбль включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кижский архитектурный ансамбль. Вид с самолета (юго-запад). 1970-1977, автор В. Семин. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»
XXI век, реставрация
И всё же перебирать Преображенку пришлось. С 1982-го года (когда церковь признали аварийной) её держал внутренний силовой металлокаркас. Он принял на себя 600-тонный вес здания и уберег памятник от разрушения.
В 2001 году приняли решение последовательно перебрать церковь (снизу вверх), используя технологию лифтинга. Преображенку разделили на 7 поясов (от 5 до 7 метров высотой), каждый из которых был отдельно вывешен на каркасе и мог перемещаться по вертикали с помощью системы домкратов.
В самом начале весь объем церкви был приподнят над землей, чтобы завести под храм надёжный фундамент.
— Первые бревна — нижние венцы Преображенской церкви — мы начали снимать в 2010-м, — вспоминает Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра. — Пока возводили подземную часть фундамента, в ангаре «на сухую», не реставрируя, собрали нижнюю часть сруба. Определились с геометрией — она за столетия изменилась, некоторые балки выпали, — пришли к историческому абрису фундамента. И только тогда началась реставрация нижнего пояса.
Андрея Львовича не смущает, что исторического материала после реставрации остается немного: любая деревянная церковь каждые полвека требует ремонта. Дерево — недолговечный материал, за триста лет (и в девятнадцатом веке, и в двадцатом) замены уже были, и много замен.
Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера
Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.
Как рубили храм
Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.
В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.
Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.
Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru
Восьмерик с прирубами
Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.
Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.
Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.
Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.
И никаких гвоздей!
Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.
Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.
Тройник
Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.
Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.
Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.
Сказки и не только
На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.
Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.
Оккупация и реставрация
К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.
Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.
Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».
Преображенская церковь на острове Кижи – деревянный храм без единого гвоздя
Преображенская церковь на острове Кижи
Церковь Преображения Господня – жемчужина Кижей, деревянное сооружение, впечатляющее великолепием и построенное только с помощью топора.
Остров Онежского озера
Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.
Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.
Свое название остров получил от карельского слова «кижат», что в переводе обозначает «игрища»: в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды. Онежские земли, освоенный 9000 лет назад, с XI-XV века заселяли новгородские бояре. В каждой из 12 деревень острова красовалась деревянная православная церковь.
Дивные сооружения из сосны, ели и осины прославили остров, так что он стал музеем деревянной архитектуры под открытым небом. Кижский архитектурный ансамбль состоит из Преображенской и Покровской церквей, а также колокольни с шатровым куполом. Все строения возведены по русской традиции «без единого гвоздя».
Вершина деревянного зодчества
Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.
Из истории церкви
Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.
Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.
Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.
На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет.
Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.
Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.
Архитектурные особенности
Архитектурный замысел церкви четкий и ясный. Форма церкви, нетипичная для религиозной постройки, – округлая. Храм – «летняя» постройка и зимой не работает.
В основе – крестообразный план: восьмигранный сруб «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами. Три «восьмерика», поставленные один на другой, постепенно уменьшаются кверху в пропорции 18:6:3 метра и вместе с прирубами создают живописную пятиярусную композицию.
Сруб церкви, сделанный из сосны «насухо», без прокладки мха между венцами, поставили без фундамента на каменную забирку. Алтарный прируб – в форме пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает трапезная с высоким парадным крыльцом и трехскатной крышей.
У церкви нет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. 22 разновеликие главки криволинейной формы типа «бочки» размещаются ярусами на кровлях прирубов и «восьмериков». Формы и размеры глав, покрытых осиновым лемехом, меняются по ярусам.
Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.
38-метровый купол смотрится так величественно, словно церковь тянется к небесам. Сложная конструкция выполнена топором, без гвоздей. Лемех на главках первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее – мелкими гвоздиками.
Вход – в форме двухсводного крыльца, сделанного из карельской березы и расположенного на деревянных консолях.
Преображенская церковь – пышное нарядное строение народной культуры России начала XVIII века. Имена создателей церкви неизвестны: жизнь её окружена легендами. Легенда гласит, что один из мастеров по имени Нестор, закончив работу, сказал, глядя на церковь: «Не было, нет и не будет такой!» и закинул свой топор в Онежское озеро.
Интерьер северного храма
Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.
Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.
В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.
Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.
По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».
Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.
В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.
Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.
«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.
Кижи – музей под открытым небом
Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.
В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.
Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.
Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.
В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.
В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.