кладбище даниловского монастыря в москве

Некрополь

Даниловский некрополь ведет свою историю от древнего братского монастырского кладбища. В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всё это традиционное монашеское служение.

Здесь были похоронены выдающиеся деятели русской культуры: художник В. Г. Перов, пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн, религиозные философы и публицисты А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин, поэт Н. М. Языков, видный историк и публицист Ю. И. Венелин. Погребение на монастырском кладбище славянофилов и великого русского писателя Н. В. Гоголя принесло монастырю общественную известность и закрепило за ним особое место в истории русской культуры.

К середине XIX в. из-за наполненности кладбища было решено расширить территорию монастыря. Западную часть стен XVII столетия разобрали до основания и возвели новую стену с двумя угловыми башнями и проездными воротами (заложенные ворота можно сейчас видеть со стороны Большого Старо-Даниловского переулка). В 1871 г. был выстроен Новый Братский корпус (ныне здесь расположен Отдел внешних церковный связей).

кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть фото кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку кладбище даниловского монастыря в москве. Картинка про кладбище даниловского монастыря в москве. Фото кладбище даниловского монастыря в москве

История формирования некрополя

Некрополь Данилова монастыря — одно из древнейших мест погребения на территории Москвы ведет свое начало от братского кладбища, где в 1303 г. был погребен основатель обители святой благоверный князь Даниил.

кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть фото кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку кладбище даниловского монастыря в москве. Картинка про кладбище даниловского монастыря в москве. Фото кладбище даниловского монастыря в москве

Архиепископ Никифор (Феотокис)

Архиепископ Никифор (Феотокис) родился 15 февраля 1731 г. на греческом острове Керкира (Корфу), славящегося пребыванием на нем нетленных и чудотворных мощей святителя Спиридона Тримифунтского. В Святом Крещении был назван Николаем.

кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть фото кладбище даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку кладбище даниловского монастыря в москве. Картинка про кладбище даниловского монастыря в москве. Фото кладбище даниловского монастыря в москве

Могила Николая Васильевича Гоголя

В настоящее время в Даниловом монастыре на месте первой могилы Николая Васильевича Гоголя установлен черный гранитный памятник в виде креста. Это дало прекрасную возможность восстановить старое место почитания памяти великого русского писателя.

Источник

История формирования некрополя

Некрополь Данилова монастыря — одно из древнейших мест погребения на территории Москвы ведет свое начало от братского кладбища, где в 1303 г. был погребен основатель обители святой благоверный князь Даниил, завещавший похоронить себя «конечного ради смирения» именно здесь. Три с половиной столетия мощи святого князя находились под спудом, вплоть до их обретения в 1652 г.

После перевода обители в Кремль на монастырском кладбище стали хоронить не только умерших иноков, но и жителей Даниловской слободы. О том, что в XVI-XVII вв. на территории монастыря проводились погребения, свидетельствуют отдельные надгробия (намогильные плиты древнего некрополя, сдвинутые со своих первоначальных мест, вторично использовались при строительстве фундамента храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов) и некоторые находки того времени (погребальные сосуды для елея).

В 1771 г. был издан царский указ о запрете хоронить умерших в городах. В соответствии с ним, почти за столетие на территории Данилова монастыря сформировался обширный некрополь, который со временем приобрел мирской характер. В 1836 г. кладбище было благоустроено: места погребения ограждены металлическими решетками, между линиями могил устроены дорожки, могильные памятники был обсажены деревьями, кустарниками и цветниками. Некрополь Данилова монастыря считался весьма престижным кладбищем в XVIII и особенно в XIX вв.

В 1876 г. территория некрополя увеличилась вдвое: с запада к монастырю была присоединена и огорожена новой стеной территория, равная по площади прежней. Теперь кладбище занимало место от восточной ограды до Соборной площади, окружало Троицкий собор, захватывало северо-западную часть старой территории и практически всю новую. На фотографиях того времени видно, что некрополь на новой территории прекрасно распланирован и весь утопает в зелени.

В течение веков на кладбище обители погребали не только настоятелей и иноков монастыря, но также и монашество и духовенство других московских монастырей обителей и приходов. В погребениях духовных лиц на монастырском кладбище участвовали братия Даниловой обители. Часто иноки во главе с настоятелем встречали похоронную процессию в Святых вратах с иконами и хоругвями и под колокольный звон провожали усопшего к месту захоронения, где служили заупокойную литию.

В Даниловом монастыре хоронили главным образом зажиточных мещан, дворян средней руки, купцов, но были и захоронения титулованных особ. Многие из погребенных в обители являлись вкладчиками монастыря. Здесь нашли свой последний приют князья Голицыны, семья фон Розенов, княгиня Екатерина Петровна Хованская (сестра декабриста В. П. Ивашева), княгиня Екатерина Степановна Барятинская, генерал-майор, губернский предводитель дворянства в 1812 г. Василий Дмитриевич Арсеньев, генерал от инфантерии, писатель Иван Александрович Вельяминов, действительный статский советник Григорий Михайлович Безобразов и многие другие представители знатных российских родов.

Причем «благотворителей и благоукрасителей» монастыря, внесших значительный вклад в обитель, часто хоронили на самых почетных местах, в том числе и под храмами. Так, в подклети храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находились усыпальницы купеческих родов Савиных и Ляпиных, интерьер которой был оформлен известным архитектором Ф. О. Шехтелем. В подклети Троицкого собора находилась усыпальница знаменитой в Москве семьи купцов-дворян Куманиных, которые вместе с почетными гражданами Москвы Шестовыми пожертвовали средства на строительство этого собора.

К середине — второй половине XIX в. на территории монастыря сформировался обширный некрополь, где были захоронены выдающиеся деятели науки, искусства и культуры России, среди которых, в первую очередь, надо назвать великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Здесь нашли свой последний покой декабрист, член Северного общества Дмитрий Иринархович Завалишин, академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов, художник Василий Григорьевич Перов — автор таких известных всем картин, как «Тройка», «Птицелов», «Охотники на привале», а также портретов А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Большинство его работ находятся в Третьяковской галерее, где существует отдельный «перовский» зал. У северо-восточного угла Троицкого собора был похоронен известный пианист и дирижер, один из основателей московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн.

Особенно любили древнюю московскую обитель славянофилы и люди, близкие им по духу. Их погребения образовали целый участок между юго-западным углом храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и северо-восточным фасадом Дома настоятеля. В южной части этого участка, рядом с крыльцом Дома настоятеля, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Недалеко от него могила друга Пушкина — поэта Николая Михайловича Языкова, вместе с которым погребен историк Дмитрий Александрович Во(а)луев. Рядом был установлен точно такой же памятник одному из основателей славянофильства — богослову, философу, писателю Алексею Степановичу Хомякову и его супруге Екатерине Михайловне.

Напротив угла Дома настоятеля в массивной чугунной ограде находились плита и высокий белый мраморный крест на могиле общественного деятеля, ученого-энциклопедиста, известного русского предпринимателя Федора Васильевича Чижова. Около Троицкого собора на могиле активного разработчика крестьянской реформы 1861 г. Владимира Александровича Черкасского и его супруги Екатерины Алексеевны был поставлен красивый памятник из серого гранита в форме древнего креста. По другую сторону дорожки был погребен философ, публицист, видный общественный деятель Юрий Федорович Самарин. Недалеко от входа в Троицкий собор покоился друг Хомякова и других славянофилов издатель и публицист Алексей Иванович Кошелев.

Рядом с могилой Н. М. Языкова возвышалась колонна белого мрамора, увенчанная урной с крестом, которую воздвигли в 1841 г. одесские болгары Юрию Ивановичу Венелину, ученому слависту, чьи труды пробудили в болгарской интеллигенции национальное самосознание и явились стимулом для работы над просвещением народа, исследованием языка, истории и творчества.

Октябрьская революция кардинально изменила судьбу Данилова монастыря. В 1930 г. старейший московский монастырь был закрыт, на его территории разместили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь Данилова монастыря подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место. На кладбище Новодевичьего монастыря были перезахоронены: Н. В. Гоголь, Д. А. Валуев, Н. Г. Рубинштейн, А. С. Хомяков и Е. С. Хомякова; на кладбище Донского монастыря — В. Г. Перов.

Монастырское кладбище в Даниловом монастыре в его изначальном виде не сохранилось. Для увековечения памяти всех похороненных в Даниловой обители был создан символический некрополь. Он расположен к востоку от Резиденции Святейшего Патриарха, у Нагорной башни, вдоль северного прясла монастырской ограды. Здесь были погребены останки из безымянных могил, вскрытых в процессе земляных работ при восстановлении монастыря В память обо всех, некогда похороненных в Даниловом монастыре, был поставлен крест и в мае 1988 г. освящена Поминальная часовня. На северной монастырской стене установлены мемориальные доски.

В монастыре идет работа по составлению полного Даниловского синодика. Подробнее о монастырском кладбище можно прочитать в монографии Л. А. Беляева «Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках: историко-археологические исследования (1983–2008)». Издательство «Даниловский благовестник»; Институт археологии РАН. М., 2012.

Источник

Некрополь Даниловское Кладбище Москва

Исторический клуб имени преподобного Аристоклия Афонского, Московского чудотворца.
http://danilov-klad.ru/
=======
Уважаемые читатели и потомки, просим Вас внести дополнения!
89262371485@mail.ru 89031588923 Пажитнов Евгений.
====
Некрополь Даниловского кладбища
1.Список захоронений по книге «Московский некрополь» (1907)
====
1.Абрикосов Василий Степанович, ск. 11.5.1848, на 57г
2.Абрикосов Иван Степанович, ск. 20.5.1848, на 58г
3.Абрикосов Степан Николаевич, Московский купец, ск. 10.8.1812, 76л
4.Александровский Алексей Николаевич, священник ум. 11 мая 1885, 60 лет
5.Александровский Иван Алексеевич, поручик, сын священника Алексея Николаевича Александровского, ум. в Гродне 3 декабря 1890.
6.Александровский Иоан Николаевич, протоирей Борисоглебской у Арбатских ворот церкви, ум. 2.10.1886, на 64 г жизни и 32 г. священства.
7.Александровский Николай Иванович, священник Максимовской церкви, ум. 23.7.1849
8.Александровский Николай Иванович, врач больницы св. Ольги, ум. 1.4.1900
9.Александров Александр Уирилович, дворянин, 18.6.1851 – 30.12.1904
10.Алексеева Вера Алексеевна, ум. 7 июня 1834 на 85 году жизни, с О.К.Козловым.
11.Алексеева Елизавета Григорьевна, жена надв. сов. Николая Васильевича Алексеева, ум. 6.8.1848, на 31 г.
12.Алексеев Александр Петрович, Правительствующего Сената обер-секретарь и кавалер, ум. 14.4.1828, на 55 г. Жена и пять малолетних детей.
13.Алексеев Семён Григорьевич, ум. 18.12.1829, 72 л., с Щепкиными.
14.Алексий, иеромонах Чудовского монастыря, ум. 1.5.1876, на 81 г. В монашестве и монастыре прожил 60 л. Рядом с К.Н.Голофтеевым.
15.Алферов Никита Степанович, Московский купец, ум. 12.9.1847, 61 г.
16.Андреева Акулина Ивановна, жена штас-капитана, 28.5.1825 – 23.10.1847.
17.Андреева Вера Николаевна, девица, ум. 19.5.1844, на 29 г.
18.Андреева Елена Фёдоровна, вдова ст. сов. Николая Петровича Андреева, ум. 27.11.1865 на 78 г.
19.Андреев Александр Николаевич, генерал-майор, 20.8.1815 – 5.11.1872.
20.Андреев Аркадий Николаевич, подполковник, ум. 7.4.1882.
20.Андреев Владимир Николаевич, 15.5.1827 – 23.8.1870
21.Андреев Иван Петрович, надв. сов., ум. 7.11.1861
Андреев Константин Николаевич, ум. 27.6.1889
22.Андреев Николай Петрович, ст. сов., ум. 5.11.1841, на 71 г., и внучка его Елена, 11 месяцев.
23.Ансеров Георгий Александрович, священник, ум. 24.4.1899, 61 г.
24.Анский Фёдор Иванович, 2.5.1824 – 28.11.1894.
25.Афремов Фёдор Александрович, корнет, 11.11.861 – 21.8.1896, 34 л.
26.Афанасьев Павел Алексеевич, надв. сов., ум. 30.5.1870, 68 л.
27.Бакланов Иван Филиппович, Московский купец, ум. 8.4.1861, 60л.
28.Бакланов Филипп Степанович, Московский 1 гильдии купец, ум. 24.9.1830, 58л
29.Балашевская Надежда Александровна, рожд. Розова, жена ст. сов., 21.11.1825 – 20.5.1888.
30.Барсова Фёкла Михайловна, рожд. Щепкина, ум. 15.1.1852.
31.Баршев Гавриил Степанович, кол. сов. М кавалер, ум. 18.6.1848, на 55л.
32.Басаргина Александра Дмитриевна, вдова штабс-капитана, без дат, с А.А.Киндяковой.
33.Баташев Николай Прокофьевич, полковник, ум. 9.11.1863.
34.Бахрушин Алексей Фёдорович, Московский 1 гильдии купец, ум. 15.6.1848, 56л, 3 м, 1д, в супружестве был 37 л. 10м.
35.Бахрушин Нил Ильич, Московский купец, 27.5.1828 – 27.5.1866. Жил 38л, в супружестве 3 года.
36.Бахтеяров Иоан Андреевич, протоирей, сакелларий Московского придворного Благовещенского собора, ум. 12.11.1857, на 66 г.
37.Безобразова Любовь Александровна, рожд. Княжна Хилкова, 17.8.1811 – 28.11.1859
38.Безобразов Сергей Дмитриевич, 22.8.1801 – 6.12.1879
39.Берг Мария Андриановна, жена дворянина, ум. 153.1900, 27л
40.Беринг Наталия Васильевна, жена ст.сов., ум. 9.12.1841, на 57л.
41.Беринг Николай Алексеевич, губ. секр., сын ст. сов., 10.11.1809 – 15.12.1837, с Н.В.Беринг
42.Бибиков Александр Васильевич, 28.3.1798 – 1.10.1830. «Один из первых жертв свирепствовавшей в Москве эпидемической холеры»
43.Бобринский Александр Николаевич, священник церкви Михаила Архангела в Овчиниках, ум. 21.3.1879, 57л. Служил при сем храме в сане диакона и священника 35л.
44.Богданов Алексей Иоанович, священник церкви Флора и Лавра, что на Зацепе, 3.1786 – 18.4.1860. Священствовал 33г.
45.Богданов Иулиан Васильевич, студент Московского Университета, 8.7.1827 – 8.12.1848
46.Болотина Елизавета Фёдоровна, ум. 3.7.1864, 64л 3м. Подле Вас.Вас. Болотина.
47. Болотин Василий Васильевич, кол. сов., потомственный дворянин, 30.7.1880, 62л.
48.Борисов Максим Иванович, Московский 2 гильдии купец, ум. 11.5.1823, 54л 9м.
49.Боткина Александра Васильевна, Московская купеческая жена, ум. 21.9.1831
50.Боткина Екатерина Ивановна, купеческая вдова, ум. 2.5.1829, 59л, 2м. В супружестве была 41г 7м.
51. Боткина Екатерина Игнатьевна, Московская 1 гильдии купеческая жена, ум. 29.3.1857
52. Боткин Дмитрий Кононович, Московский купец, ум. 23.11.1827, 67л 2м. В супружестве был 35л 7м.
53.Боткин Дмитрий Николаевич, пот. поч. Гражданин, 22.10.1826 – 5.10.1902
54.Боткин Николай Дмитриевич, пот. поч. гражданин, ум. 2.9.1860, 67л 5м.
55.Боткин Семён Дмитриевич, поч. гражданин, 3.2.1800 – 20.12.1847
56.

==
Артемьев … генерал участник Бородинского сражения.
===
Виноградов Иван Дмитриевич, доктор медицины, статский советник, ск. 7.10.1883 года, 88 лет.
Виноградов Ипполит Иванович
Виноградов Виктор Иванович
Долгов Николай Михайлович, 27.3.1840 – 11.8.1886
Долгов Сергей Николаевич, поч. Гражданин, 22.5.1831 – 2.1.1875

===
Кирильцов Пётр Иванович, Купеческий сын ск. 1837
===
Коновалова Параскева Ивановна, ск. 14.11.1914, на 46 году жизни.
Конеовалов Иустин Гурьевич, ск. 8.2.1928, вместе с П.И.Коноваловой.
===
Клингер Александр Фёдорович (7.5.1791 – 25.9.1812), лейб-гвардии Семёновского полка штабс –капитан, адъютант генерала-от-инфантерии Барклая де-Толли, кавалер орденов: св. Владимира 4 ст. и св.Анны 2 ст. Скончался от полученной при с.Бородино за Отечество раны. Памятник поставили родители своему единственному сыну и дитяти.
(Могила не найдена)

Яхонтов Михаил Александрович, священник Церкви Риз Положения, ск. 27.12.1861, 85 л.

ЦГА Ф.203 оп.782 д. 43 стр. 455-486
Храм сошествия святого духа на Даниловском кладбище
Умершие за 1909 год.
Отпеты в храме.
Погребены на Даниловском кладбище.
Обряды совершили:
Священник Александр Боголепов
Священник Николай Лебедев
Диакон Николай Цветков
Псаломщик Алексей Голубев

1.Умер 18.1. погр. 20.1. Возраст 68 лет. Муж.
В доме Волчкова. 1 уч. Якиманской части. Могилёвской губернии, Горецкого уезда, Романовской волости, деревни Андеколова, крестьянин Кузьма Прохоров.
Скоропостижно.

2.Ум. 20.1. погреб. 22.1. Возраст 4 месяца. Муж.
В доме Ланина. 1 уч. Пятницкой части.
Московской губернии Подольского уезда, Сухановской волости, д. Спирово, крестьянина Ивана Алексеева Синицына и жены его Татьяны Николаевой сын Николай Иванов Синицын. Умер от туберкулёзного воспаления мозговых оболочек.

3. Ум. 3.4 погреб. 5.4. Возраст 3,5 лет. Муж.
В доме Мозгова.
Калужской губернии, Медынского уезда, Глуховской волости, д. Старое Левино крестьянина Тимофея Никитина и жены его Анны Егоровой – сын Михаил.

5. ум. 30.4 погреб. 2.5. Возраст 73 года.
В доме Горюновой. 1 участок Пятницкой части
Московской губернии, Серпуховского уезда, Семёновской волости, села Семёновского крестьянская вдова Агафья Евфимиева Сухачёва.

6. Ум. 31.5. погреб. 2.6. Возраст 5 месяц.
В доме Федотова. 1 участок Якиманской части.
Тверской губ., Старического уезда, Емельяновской волости, деревни Кунилова крестьянина Андрея Петрова Баскакова и жены его Агриппины Никитиной – сын Николай.
От воспаления лёгких.

7. Ум. 7.6 погреб. 8.6. Возраст 2,5. Муж.
В доме Мозгова. 1 уч. Якиманской части.
Тверской губ., Кашинского у., Подберёзкой в., д. Крапивино крестьянский сын Михаил Васильев Торбин.
От скорлатины.

8. ум. 2.7. погреб. 4.7. 68л. Муж.
В доме Волчкова г.Москвы. 1 уч. Якиманской ч.
Ремесленник медного цеха Алексей Фокин.
От старческой болезни.

8. ум. 5.7. погр. 7.7., 8л.
В доме Швецова
Рязанской губ., Пронского уезда, Суйской в., д. Назино крестьянина Алексея Александрова Рвачёва и жены его Александры Михайловой – сын Михаил.
От воспаления лёгких.

9. ум.8.11. погр.10.11. 2,5 м. Жен.
Коллежского ассесора Николая Вугмана дочь Наталия.
От катара желудка.

1. 4.6.206 19-05
—-
Евгений, здравствуйте!

Видела Ваше обращение на Прозе.ру и решила написать, хотя мало чем могу помочь Вам в составлении списка захоронений на Даниловском.
Дело в том, что могила утрачена. Это только семейное предание, что мои прадед и прабабушка были там захоронены. Даже годы их смерти я точно назвать не смогу. Загадочная история!

Итак, по легенде, на Даниловском кладбище примерно в 1934 г. была погребена Александра Егоровна /Георгиевна/ Тараканова (урожд. Семёнова). Она родилась примерно в 1877-1882 г. в Москве. Была из клана мясников Семёновых, выходцев из Хатунской волости Серпуховского уезда. Они торговали мясом на Таганке и в Замоскворечье как минимум с 1830-х гг. Были в родстве с таганскими мясниками Скороспеловыми и с серпуховскими ватными фабрикантами Барляевыми (все также из крестьян Хатунской волости).

По легенде, на Даниловском кладбище покоится и муж Александры Егоровны – Тараканов Гаврила Степанович (1874-?), разорившийся ещё до Революции лавочник, сын московского торговца посудой Степана Михайловича Тараканова, отставного солдата (из крестьян Верейского уезда).

Мне странно, что никто из 6 детей (родителей, вроде, любивших и часто вспоминавших) не стал ухаживать за могилами. Теперь я могу объяснить это только тем, что, может быть, покойных тогда подзахоронили к родственникам, о которых потомки в советское время предпочитали не вспоминать (а они предпочитали).

Я пробовала походить там, но кладбище «густо населено», надгробие было ли какое, не знаю, да и давно дело было. Едва ли удастся найти.


Искренне Ваша,
Светлана Н. Лютова
.
Информация от Татьяны Львовны Датновой, контакт td168@yandex.ru
На Даниловском кладбище захоронены:

их дочь (моя бабушка) ЗУБКОВА Зинаида Васильевна (1904-1988)
и ее муж (мой дедушка) ЗУБКОВ Алексей Климентьевич (1901-1981)

их внучка (моя мама, девичья фамилия Зубкова) РЫБКИНА Елена Алексеевна (1925-2009)

а также рядом в соседней могиле (в одной ограде находятся две могилы):

Дополнительная информация по КРЮКОВУ Василию Евстафьевичу:

Источник

Билет на кладбище Даниловский монастырь

Старейший в Москве Даниловский монастырь основан был в 1282 году сыном Александра Невского московским князем Даниилом Александровичем. Князь повелел поставить в четырех верстах к югу от Кремля, на живописном возвышенном берегу Москвы-реки деревянную церковь во имя св. Даниила Столпника. Вокруг этой церкви монахи и стали обустраивать свои хижины. Так появился Даниловский монастырь.

Сын Даниила Александровича Иван Калита так горячо полюбил детище своего родителя — подгородную обитель, — что пожелал иметь первый в Москве монастырь не в четырех верстах от Кремля, а прямо у своего стола княжеского — в самом Кремле. Он в 1330 году переселил всех даниловских монахов, как написано в летописи, «внутрь града Москвы на свой царский дворец». И лишь через 230 лет уже Иоанн Грозный возродил Даниловский монастырь на первоначальном его месте.

С тех пор без малого четыре века монастырь все только прирастал и хорошел. Его архитектурный комплекс представляет собою собрание всех существовавших в это время стилей — от древнерусского до эклектики конца XIX века.

После революции Даниловский монастырь продержался дольше других московских монастырей, — он был закрыт последним в 1929 году. И в нем разместился лагерь для заключенных-детей. Но, как ни безжалостно использовала монастырь новая власть, к счастью, большинство его построек сохранилось. Самой тяжелой и, увы, безвозвратной утратой стала ликвидация уникального монастырского некрополя. Лишь немногие останки были перезахоронены где-то на других московских кладбищах. Большинство же могил так и пропали бесследно.

Возможно, кладбище Даниловского монастыря было одним из древнейших русских погостов. Во всяком случае, зародилось оно отнюдь не одновременно с монастырем. Первых умерших даниловских иноков XIII века хоронили на уже существующем сельском кладбище. И трудно даже предположить, когда именно оно было основано. Не исключено, что оно с дохристианским стажем: может быть, еще древние вятичи устраивали там свои могильники.

Самым известным из ранних захоронений на монастырском кладбище стала могила самого основателя монастыря, — в 1303 году, у деревянной Даниловской церкви, был погребен князь Даниил Александрович, принявший перед смертью в монастыре монашеский постриг. Много лет его могила в заброшенном, опустевшем монастыре находилась также в совершенном запустении. Считается, что почитание его могилы и последующая канонизация Даниила Александровича связана с чудесной случайностью. Одному молодому боярскому сыну из стражи Ивана III явился Даниил и попенял на великого князя: «Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит». Боярич немедленно передал это Ивану Васильевичу. Устыженный великий князь отыскал могилу своего славного предка, и с тех пор она стала очень почитаться москвичами. У надгробной плиты, по церковным свидетельствам, стали происходить всякие чудеса: исцеления и прочие. А затем благоверного князя причислили к лику святых, и его нетленные мощи были обретены. Это произошло 30 августа 1652 года. Мощи св. Даниила поместили в серебряную раку и установили в монастырском храме Семи Вселенских Соборов.

До тех пор пока город не подступился к Данилову монастырю, а преодолела эти четыре версты Москва где-то только к концу XVIII века, на монастырском кладбище хоронили преимущественно самих насельников. Сохранилось любопытное свидетельство древности некрополя Даниловского монастыря. Сейчас в монастыре находится один из старейших в Москве каменных храмов — собор Семи Вселенских Соборов, который начали строить в середине XVII века, и затем к нему пристраивали всякие приделы вплоть до XIX века. На некоторых камнях, вложенных в основание собора, выбиты какие-то надписи, теперь уже едва различимые. Лишь специалистам по силам их разобрать. Оказывается, камни эти не что иное, как древние надгробные плиты. По всей видимости, дефицит строительных материалов вынудил мастеров использовать белокаменные надгробия с монастырского же кладбища. Самые ранние даты на этих камнях относятся к XVI веку. Но, естественно, для наружного, лицевого ряда основания храма артельщики использовали наиболее сохранившиеся, то есть, относительно новые плиты. А вот каким веком они забутили основание внутри, теперь уже никогда не узнать. Очевидно, что туда были пущены более ранние и, само собою, менее сохранившиеся плиты и обломки надгробий.

В Даниловском монастыре было похоронено много дворян, заслуженных людей, титулованных особ: генерал-майор и кавалер Александр Васильевич Арсеньев (1755–1826), генерал от инфантерии Иван Александрович Вельяминов (1773–1837), действительный статский советник Григорий Михайлович Безобразов (1786–1854), князь Александр Дмитриевич Волконский (1812–1883) и другие Волконские, князь Владимир Константинович Гагарин (1821–1899) и еще несколько князей Гагариных.

С середины XIX века здесь стали появляться могилы известных писателей, историков, ученых, причем преимущественно сторонников русской национальной идеи — славянофилов. В 2000 году на монастырской ограде, у Поминальной часовни, была установлена мемориальная доска. На ней написано: Деятели истории, науки и культуры, захороненные в некрополе Данилова монастыря. Кошелев Александр Иванович (1806–1883), славянофил, общественный деятель, публицист. Самарин Юрий Федорович (1819–1876), общественный деятель, писатель, славянофил. Тихонравов Николай Саввич (1832–1893), историк русской литературы, академик. Чижов Федор Васильевич (1811–1877), общественный деятель, ученый-энциклопедист, писатель. От Российской государственной библиотеки. 2000 год.

У входа в настоятельский дом были похоронены Николай Васильевич Гоголь (1809–1852), поэт Николай Михайлович Языков (1803–1846), историк-славянофил Дмитрий Александрович Волуев (1820–1845) и один основателей славянофильства — богослов, философ, писатель, публицист, социолог, историк, врач, живописец, изобретатель Алексей Степанович Хомяков (1804–1860).

Николай Языков и Дмитрий Волуев были похоронены под одним надгробием. Через год после смерти Языкова его знакомая Е. И. Попова записала к себе в дневник: «День открытия памятника Николаю Михайловичу Языкову и день его ангела. Четвероугольный, гранитный, серого цвета камень, с обыкновенною, наподобие гроба, крышею или вершиною, составляет памятник. На лицевой стороне надпись: „Блажени чисти сердцем, ибо тии Бога узрят“; на боковых — имена Валуева и Языкова. Сошлись друзья, сошлись родные. …Лавровый венец венчает не главу поэта, а могильный крест».

Возле ограды, напротив северной стены Троицкого собора была могила поэта Михаила Александровича Дмитриева (1796–1866), автора «Московских элегий» и настоящего бесценного памятника своей эпохи — книги воспоминаний «Мелочи из запаса моей памяти», в которой рассказывается о жизни русской интеллигенции, о московской литературе и журналистике первой половины XIX века. Рядом находилась и могила его сына — первого русского профессора-текстильщика Федора Михайловича Дмитриева (1829–1894).

У северо-восточного угла Троицкого собора был похоронен известный пианист, основатель московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн (1835–1881).

В монастыре находилась также могила основоположника российской гинекологии Владимира Федоровича Снегирева (1847–1916). В 1889 году доктор Снегирев основал гинекологическую клинику на Девичьем поле, которой было присвоено имя ее создателя к столетию последнего. Возле клиники стоит памятник В. Ф. Снегиреву. На Плющихе, на доме, где он жил — мемориальная доска. Но, увы, могилы одного из крупнейших российских медиков не существует.

Но особенно много в монастыре было купеческих захоронений. Причем хоронили купцов в самых почетных местах, в том числе и под храмами. Такой существовал в России порядок — на лучшем месте хоронили тех, кто жертвовал от щедрот своих на строительство или на содержание храма. Например, в каком-нибудь сельском приходе даже настоятеля этого прихода обычно хоронили на общем погосте, но могила доброхотного жертвователя — дворянином ли он был, купцом, кулаком — не имеет значения, — всегда находилась в самой церковной ограде, вблизи храма. В 1833–1838 годы в Даниловском монастыре на средства купцов Ляпиных, Куманиных и Шестовых был выстроен величественный собор Живоначальной Троицы. Нет единого мнения об авторе этого красивейшего храма. Считается, что он мог быть построен и О. И. Бове, и Е. Д. Тюриным. Но в любом случае, это настоящий шедевр архитектуры. Под собором впоследствии появилось несколько захоронений, в том числе и купцов Куманиных и Шестовых. А в подклете древнего храма Семи Вселенских Соборов были родовые захоронения купцов Ляпиных и Савиных. Причем усыпальница Ляпиных была оформлена в 1910 году самим Федором Осиповичем Шехтелем, бывшим в то время председателем Московского архитектурного общества. К сожалению, ни работы Шехтеля, ни самих купеческих могил не сохранилось.

В 1876 году монастырское кладбище увеличилось вдвое: с запада к монастырю была присоединена и огорожена новой стеной такая же приблизительно по площади территория. Но хоронили там, как можно предположить, и прежде — еще до строительства стены. Историк Москвы А. Т. Саладин в своих «Очерках…» упоминает замечательный памятник на «новом кладбище» над могилой некой М. П. Хлоповой, умершей и похороненной в 1868 году, то есть до расширения монастыря. Но там уже хоронили людей совсем не знатных. Саладин по этому поводу заметил, что «на новом кладбище как будто даже с гордостью пишут на памятниках «крестьянин». Может быть, единственным значительным захоронением там была могила выдающегося художника Василия Григорьевича Перова (1833–1882) — «Некрасова русской живописи», как его называли, автора таких известных всем картин как «Тройка», «Утопленница», «Сельский крестный ход», «Рыболов», «Птицелов», «Охотники на привале», портретов Островского, Достоевского, Майкова, Писемского, Тургенева, Даля, своего соседа по кладбищу — Рубинштейна. Большинство его работ находятся в Третьяковской галерее, где существует отдельный перовский зал.

Но даже вместе с новой территорией кладбище Даниловского монастыря было очень невелико. И хоронили здесь лишь изредка, — в начале ХХ века, например, в среднем по одному покойному в неделю. Об этом свидетельствует документ, сохранившийся в монастырском архиве: «Итого, в 1901-м погребено на кладбище Московского Данилова монастыря мужеского пола — тридцать один (31), женска двадцать два (22), обоего пола пятьдесят три (53)».

После закрытия обители и передачи ее в ведение НКВД, архитектурный ансамбль стал приходить в упадок, и к 1980-м годам был доведен едва ли не до состояния руин. А монастырское кладбище ликвидировано вовсе. Несколько захоронений было перенесено на другие кладбища. Так в 1930-е годы на Новодевичьем перезахоронили Н. В. Гоголя.

Настоящий сюрприз ожидал могильщиков и всех присутствующих при эксгумации останков Гоголя. О смерти Гоголя, его упокоении и перезахоронении до сих пор ходят самые невероятные байки. Рассказывают, к примеру, будто бы Гоголь сам заблаговременно предупреждал, чтобы не торопились его хоронить, когда он упокоится: это-де еще не будет кончиною. И лишь когда появятся явные признаки отсутствия жизни в теле — соответствующие цвет и запах, — только тогда и можно будет предать его земле. Но даже и в этом случае, — так, якобы, наставлял Гоголь, — из гробницы должна быть непременно выведена отдушина с вьюшкой: ну как придет с Божьей помощью там в чувства покойный, взбодрится, тогда он отворит вьюшку и будет себе дышать свежим воздухом, пока помощь не подоспеет. Но нерадивые душеприказчики не вняли этим поучениям классика. И едва Гоголь закрыл глаза, его немедленно похоронили. Безо всяких предосторожностей, разумеется, на случай воскресения. Когда же, восемьдесят лет спустя, вскрыли его могилу, то обнаружили Николая Васильевича… лежащим на боку. Подтвердились, выходит, его опасения. Такое, вот, существует народное литературоведение.

Впрочем, истина не менее драматична. Когда откопали и вскрыли гроб Гоголя, то обнаружили, что у покойного… нет головы. Вот что рассказывал об этом присутствующий при эксгумации писатель Владимир Лидин: «Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, натолкнулись на кирпичный склеп необычайной прочности, но замурованного в нем отверстия не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении… и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась, и начинались уже сумерки, когда могила была наконец вскрыта… Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета. Под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4–5 сантиметров, это дает безусловное основание полагать, что Гоголь был невысокого роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку».

Отсутствие черепа сам же Лидин объясняет следующим образом. Он пишет, что слышал от кого-то, — от кого именно, впрочем, он не помнит, — что в 1909 году, когда проводились реставрационные работы на могиле Гоголя, основатель Театрального музея А. А. Бахрушин сумел выторговать у даниловских монахов череп покойного и затем любовался им у себя в музее. Но работники бахрушинского музея, во всяком случае, эту версию не подтверждают. Поэтому судьба черепа Гоголя так и остается неизвестной.

Кроме Гоголя, тогда же в 1930-е, на Новодевичье были перенесены Хомяков, Языков и Рубинштейн.

Останки Хомякова сохранились не хуже Гоголя. Да к тому же Алексей Степанович был с головой. О его эксгумации Лидин пишет так: «Огромный цинковый гроб частично обветшал и распаялся; внутри него был второй гроб, дубовый, его верхние доски прогнили. Вся фигура Хомякова сохранилась почти в том же виде, в каком он был похоронен 71 год назад. Верхняя часть черепа с густой шапкой волос была цела; сохранившийся казакин или славянофильская коричневая поддевка, завершавшаяся брюками, вправленными в высокие сапоги, заключала в себе весь остов скелета. Одеяние было такой прочности и такой сохранности, что останки подняли за плечи и ноги и целиком, ничего не нарушив, переложили в другой гроб. В изголовье Хомякова оказалась чашечка севрского фарфора с голубыми незабудками, видимо, оставшаяся после соборования. Рядом с прахом Хомякова находился прах его жены Екатерины Михайловны, родной сестры поэта Языкова, умершей за 8 лет до смерти Хомякова. В волосах, полностью сохранившихся в виде прически, был воткнут черепаховый гребень».

Н. М. Языков же сохранился не так хорошо, как Гоголь и Хомяков. Вот, что рассказывает Лидин: «От Языкова, похороненного под одним памятником с его другом и родственником Дмитрием Александровичем Волуевым, остались только разрозненные кости скелета и череп с очень здоровыми зубами. Скелет пришлось доставать по частям и археологу восстанавливать его в новом гробу — в анатомическом порядке». Нужно заметить, что Д. А. Волуева, заодно с родственником Языковым, почему-то перезахоронить никто не позаботился.

А в 1950-е на кладбище соседнего Донского монастыря перенесли прах еще двух даниловцев — Перова и профессора-текстильщика Дмитриева. Все остальные могилы погибли. Так и остались где-то здесь лежать кости декабристов Валериана Михайловича Голицына (1803–1859) и Дмитрия Иринарховича Завалишина (1804–1892); историка, славяноведа Юрия Ивановича Венелина (1802–1839); историка, москвоведа, тайного советника Петра Васильевича Хавского (1774–1876), автора «Указателя источников истории и географии Москвы с ее древним уездом» и других работ; профессора Московского университета, юриста и историка Федора Лукича Морошкина (1804–1857); профессора медицинского факультета Московского университета, физиолога Александра Ивановича Бабухина (1827/1835–1891), лекции которого слушал А. П. Чехов; славянофила Владимира Александровича Черкасского (1824–1876).

В 1983 году Даниловский монастырь был возвращен Московской патриархии. В течение пяти лет он реставрировался. И теперь вполне восстановлен. При проведении работ строители то и дело натыкались на захоронения. В те годы у северной стены «новой территории» стояли две двухсотлитровые кадки, и пока шло восстановление монастыря, в них постоянно складывали все новые и новые человеческие кости, так что кадки, в конце концов, наполнились доверху. Когда же работы были завершены, все найденные останки похоронили возле Поминальной часовни. Теперь там устроены две братские могилы с крестами над ними. Вдоль стены, под мемориальными досками славянофилам и Ю. И. Венелину, выставлены полтора-два десятка старинных надгробий. Это все, что осталось от старейшего в Москве кладбища.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.11. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем

2.11. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее.

Обратный билет

Обратный билет Наш поезд направлялся в Великий Устюг, а оттуда шел на Москву. Когда запасы еды стали сокращаться, я продал свое одеяло за шестьдесят рублей, чтобы купить хлеба. В тот момент хлеб стоил пятнадцать рублей. Хотя было очень холодно, я пытался согреться,

Билет на кладбище

Билет на кладбище Даниловский монастырьСтарейший в Москве Даниловский монастырь основан был в 1282 году сыном Александра Невского московским князем Даниилом Александровичем. Князь повелел поставить в четырех верстах к югу от Кремля, на живописном возвышенном берегу

Кладбище

Кладбище Кладбище находится в красивой роще в излучине реки Южный Эск. Высокие стены огораживают его с севера, востока и юга, а с запада оно прикрыто старым пасторским домом и окруженным стенами садом. Само кладбище и церковь находятся на плоском, низменном месте (хотя и

2.7а. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем

2.7а. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем По дороге к полю битвы, Дмитрий устраивает войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее. «Более 150

Билет в один конец…

Билет в один конец… Вечер пятницы — благостное время. Впереди два выходных дня, радостные планы на их проведение в кругу родных и близких, возможность заняться любимым делом… Как говорится, у каждого свои виды. Тем не менее более чем тридцатилетняя военная служба

Протестантское кладбище

Протестантское кладбище На краю Первого кладбища растянулось большое протестантское кладбище Афин. Его в начале XX века перевели сюда с первоначального места на углу парка Заппейон, напротив дороги на стадион. Для британских, немецких и американских посетителей там есть

Кладбище — это жизнь

Кладбище — это жизнь Желаем мы того или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, в музее, в библиотеке, в парке культуры, в ресторане, но он непременно и не один раз посетит кладбище. Причем, неверно думать,

Кладбище одной могилы Новоспасский монастырь

Кладбище одной могилы Новоспасский монастырь Многие московские монастыри благолепием своим не уступают Новоспасскому. Но, пожалуй, нет в столице другого монастыря, который был бы так же заметен среди городской застройки, так же доминировал бы на местности. Побывавший в

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы Лазаревское кладбище

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы Лазаревское кладбище В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие и, прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершие «дурною

Кладбище в награду Новодевичье кладбище

Кладбище в награду Новодевичье кладбище Кажется, нет во всем мире больше такого кладбища, кроме московского Новодевичьего, оказаться на котором многие нацеливаются задолго до смерти. Только у нас в стране успешная карьера составляется из таких вех — должность, звание,

Заграничный приход на Московском кладбище Головинское кладбище

Заграничный приход на Московском кладбище Головинское кладбище Головинское кладбище, хотя и расположено далеко уже не на окраине столицы, возраст имеет по московским меркам очень невеликий — оно было основано в 1951 году. Находится кладбище между Ленинградским шоссе и

Старое кладбище

Старое кладбище В истории евреев особое место занимает еврейское кладбище, которое является уникальным памятником культуры народа. Биробиджанское кладбище, именуемое в народе «Старым кладбищем» (такое название сложилось в семидесятые годы после его закрытия и

Билет № 28

Билет № 1 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX – начало XII вв.) 2. Экономическое и социально-политическое развитие России в начале ХХ в. 1. Начало российской истории уходит своими корнями в глубь общеславянской истории. Возникает вопрос: откуда же

Кладбище

Кладбище 26 апреля 2013 годаГазета «Октябрь», г. ТарусаБеседовала гл. редактор Галина ПлущевскаяТрадиционно в весенние предпасхальные дни людей интересует довольно деликатная тема, которую не так часто затрагивают газеты, – тема кладбищ. Сегодня мы беседуем об этом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *