классическая техника направленная на создание амнезии которая используется в традиционном гипнозе
Классическая техника направленная на создание амнезии которая используется в традиционном гипнозе
Иногда эту технику называют «Цыганский гипноз»: цыгане используют двойное, тройное, четверное и так далее наведение, при этом используется еще и тактильная стимуляция – хватают за руки, за плечи и пр.
Техника выполняется следующим образом. Два терапевта размещаются по сторонам от клиента. Оба терапевта работают одновременно.
Самый простой вариант заключается в том, что оба терапевта осуществляют каждый свою работу независимо друг от друга.
Другой вариант заключается в том, что терапевты распределяют функции: тот, кто говорит в правое ухо, фактически обращается к левому полушарию, и он может быть более логичным и последовательным. Тот, кто говорит в левое ухо, обращается к правому полушарию, и он может быть более образным и метафоричным.
Терапевты могут согласовываться по сюжету, но это требует определенной «сыгранности» в паре терапевтов. Они могут также распределить функции: один занимается, скажем, творческим развитием клиента, другой – его здоровьем.
При этом у клиента возникают любопытные впечатления: он может слушать то одного, то другого, он может пытаться слушать их одновременно. Иногда эти голоса для него странным образом синтезируются или дополняют друг друга, иногда он полностью от них отключается.
Метод эффективен, но в связи со своей «затратностью» (два терапевта на одного клиента) используется не часто.
7.4. Другие возможности создания замешательства
Помимо тех основных техник, которые мы рассмотрели, имеются и другие возможности для создания замешательства. Вообще эта тема дает большой простор для творчества. Например:
Перенос качеств с одного объекта на другой
Спинка шкафа, дверка стула, локти ног, колени рук, видеть ушами, слышать глазами и т. д.
Противоречивая инструкция
«Да и нет не говорите, черное и белое не берите. »
«Пойди туда не знаю куда, принеси мне то не знаю что. »
«Приди ко мне ни пешая, ни конная, ни голая, ни одетая, ни с подарком, ни без подарочка. »
Синестезии
Синестезия – это «смешение», «наложение» органов чувств. Так, некоторые музыканты видят звуки. Некоторые художники слышат, как звучит цвет. «Вы можете видеть этот запах. » «Можно слышать, как звучит этот цвет. ».
Глава 8. Амнезия
8.1. Роль и место амнезии в эриксоновском гипнозе
«Амнезия» означает «забывание». В эриксоновском гипнозе амнезия играет существенную роль.
Во многих направлениях психотерапии основным терапевтическим моментом считается осознание – осознание своих проблем и их причин. Однако это не всегда так, слишком часто человек осознает причины своей проблемы и в результате имеет две проблемы: исходную проблему, которая никуда не делась, и осознание причин, с которыми теперь тоже надо что-то делать.
В эриксоновском подходе апеллируют к бессознательному. Это оно является источником творческих, позитивных изменений.
Выше говорилось о том, что часто проблема – это результат тех ограничений, которые накладывает сознание. Поэтому желательно укрыть от осознания терапевтическую работу, или хотя бы ее основную часть, чтобы клиент не накладывал вновь ограничения сознания. Самый надежный способ сделать это – способствовать ее забыванию. Если человек будет помнить всю терапевтическую работу, он будет ее анализировать. «Зачем он мне это говорил? Чего он от меня хочет? Ах, вот это! Так ведь я же знаю, что я этого не могу!».
А когда он не помнит о терапевтической работе, внушения, метафоры терапевта порождают ассоциации, запускают внутренний поиск, внутреннюю работу. Она скрыта от осознания, она разворачивается в своем темпе; это похоже на то, как созревает плод. И когда плод созрел – когда происходит изменение – для человека оно происходит как бы «само по себе». Когда это изменение осознается, оказывается, что он уже сделал шаг или два в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным. Ну а дальше – как говорил Эриксон – изменение работает по механизму снежного кома.
Техники, направленные на создание амнезии, используются фактически в каждом сеансе. Дж. Хэйли отмечал, что Эриксон был мастером амнезии, он использовал ее как в гипнозе, так и в обычных социальных отношениях. Дж. Зейг писал о том, что предложение испытать амнезию содержалось практически во всех наведениях Эриксона.
Амнезия является одним из классических гипнотических феноменов, часто она возникает спонтанно. Даже когда амнезия не структурируется специально, клиент (а часто и терапевт, поскольку он находится в трансе терапевта) забывает существенную часть сеанса. Даже непосредственно после сеанса забывается какая-то его часть, а когда проходит некоторое время, забывается очень многое. Некоторые авторы считают, что спонтанная посттрансовая амнезия свидетельствует о доверии клиента к терапевту: он не считает нужным запоминать и анализировать каждое слово.
Однако на спонтанное возникновение амнезии особо рассчитывать не следует. Неизвестно, возникнет она или не возникнет, неизвестно, на что она будет направлена. Если клиент тревожен и недоверчив, он, напротив, постарается запомнить все, что говорил терапевт, чтобы поразмыслить об этом на досуге. Поэтому обычно используются техники, направленные на создание амнезии. Эриксон разработал целый ряд таких техник.
Не надо забывать, что ни одна техника не гарантирует возникновения амнезии. Они лишь способствуют ее возникновению, повышают шансы на то, что амнезия возникнет. Поэтому обычно используется несколько техник, потому что неизвестно, какая из них сработает. Создается двойной, тройной «запас прочности». Так что когда какая – то из использованных техник сработала, нельзя точно сказать, какая именно (и вполне возможно, что они сработали совместно).
8.2. Прямое внушение
Прямое внушение на амнезию – это классический метод, который используется в традиционном гипнозе.
«Вы забудете все, что я вам говорил».
«Вы не будете помнить ничего из того, что происходило в гипнозе».
Как всякое прямое внушение, прямое внушение на амнезию авторитарно и у многих людей может вызывать сопротивление, а следовательно, и прямо противоположный эффект. Кроме того, простота этого внушения – кажущаяся. На самом деле его выполнение требует осуществления достаточно сложной когнитивной деятельности: сначала определить, что именно нужно не помнить, а затем каким-то образом убрать это из памяти.
Эриксон установил очень интересный факт. Прямое внушение в гипнозе работает не очень хорошо, но зато оно хорошо работает без гипноза, в повседневных ситуациях, при условии, что оно дается однократно, небрежно и на пике эмоционального возбуждения.
8.3. Фигура-фон
В гештальт-психологии хорошо известен феномен, который называется «фигура-фон». Он заключается в том, что если сосредоточить внимание на какой-либо части поля восприятия, то есть сделать ее «фигурой», то все остальное уходит в «фон» и фактически перестает восприниматься. Это иллюстрируется знаменитыми зрительными иллюзиями «Две вазы или два профиля» (если вы видите вазы, вы не видите профилей, и наоборот) и «Старуха или молодая женщина» (если вы видите старуху, вы не видите молодую женщину, и наоборот). По аналогии с этим феноменом данную технику создания амнезии можно обозначить как «фигура-фон».
Техника заключается в том, что клиенту не предлагают забывать – наоборот, ему предлагают запомнить, но запомнить что-то одно. То есть из всего содержания сеанса внимание клиента фиксируется на чем-то одном, что-то одно (например, одна метафора) выводится в «фигуру»; при этом остальное уходит в «фон» и забывается. Конечно, выделяется не главное, не основное в терапевтической работе. Если речь идет о метафорах – выделяется не основная терапевтическая метафора (та, которую терапевт считает основной), а какая-то другая.
Выделить можно разными способами.
Прямо предложить что-то запомнить. «Вы можете запомнить эту китайскую историю, которую я вам рассказал». Клиент запомнит китайскую историю; при этом много шансов на то, что он забудет французскую, норвежскую и польскую.
Использование гипнотической амнезии
Многие гипнотерапевты, с которыми я разговаривал, — даже самые опытные и квалифицированные из них, — неохотно используют в работе такой гипнотический феномен, как амнезия. Некоторые специалисты сомневаются в эффективности и уместности данного метода, либо считают амнезию трюком, который используют только гипнотизёры-иллюзионисты, когда заставляют подопытного забыть собственное имя.
Также у меня сложилось впечатление, что некоторые гипнотерапевты не уверены в своём умении распознавать и использовать данный феномен, поэтому они даже не пытаются это делать.
Однако все они забыли об одном очень важном моменте: амнезия является неотъемлемой частью терапевтической трансформации
Избавление от мыслей о бывшем партнёре или от вредной привычки, переживание горя или скорби – все эти процессы подразумевают определённую степень амнезии. Например, когда человек пытается оправиться от отношений, закончившихся далеко не благополучно, поначалу он постоянно думает о своём бывшем партнёре, а затем постепенно начинает замечать, что в его мыслях появляется все больше пространства, которое он может заполнить раздумьями о чем-то ещё, и это помогает ему вернуться к жизни.
Если слово «амнезия» кажется вам слишком сильным в данном контексте, мы можем описать это явление так: «умение думать об определённых вещах не так часто», — именно этой цели мы и пытаемся достичь в ходе терапии.
Терапевтическая амнезия – это не магический гипнотический трюк, который промывает нам мозги. На самом деле это запуск того естественного процесса, который помогает нам оставить определённые события в прошлом, смириться с ними.
Для примера возьмём следующую ситуацию.
«Я просто не могу выкинуть мысли о своём бывшем партнёре из головы!»
Не так давно я работал с одной женщиной, Екатериной, которая после разрыва отношений со своим партнёром была вынуждена работать с ним в одном офисе. Она рассказала мне о том, что она постоянно думает о нем, днём и ночью, а на работе боится случайно с ним столкнуться. Несмотря на то, что с момента разрыва прошло уже шесть месяцев, её жизнь продолжала вращаться вокруг этого разрыва. В тот момент ей определённо недоставало умения относиться к своему бывшему возлюбленному немного спокойнее, а также ей нужно было задуматься о собственном будущем.
Для того чтобы достичь этих целей, прежде всего ей необходимо разорвать замкнутый цикл навязчивых мыслей, в ловушку которого она попала. На самом деле ей нужно было не забыть о нем, а забыть о том, что ей нужно думать о нем.
И вот как я помог Екатерине вернуться к жизни…
В ходе работы с Екатериной я использовал феномен гипнотический амнезии, и вот этапы того пути, который мы с ней прошли:
1. Создайте у клиента соответствующий настрой с помощью описания примеров естественной амнезии
Для примера я взял несколько разных ситуаций, при это я старался сделать описание в максимально гипнотичным и выразительным:
«Разве вам не интересно выяснить, сколько всего Вы забываете с годами? Например, в детстве Вы могли испытывать сильнейшую привязанность к определённой игрушке, Вы не могли думать ни о чем другом, но теперь Вы оставили эту привязанность в прошлом, Вы забыли о том, что вам нужно думать о ней. Или, может быть, с годами имена и лица тех детей, с которыми Вы ходили в одну группу в детском садике, полностью испарились из вашей памяти. На самом деле вид «человек разумный» отличается определённой рассеянностью.
Я могу куда-то положить свои ключи, а потом на протяжении десяти минут переворачивать дом вверх дном, пытаясь отыскать их, и при этом бормочу: «Но я же видел их минуту назад!». Такое случается потому, что наш мозг прекрасно умеет забывать».
2. Предложите клиенту представить себе, каково это – не думать о [X] так часто и так много
Вам не нужно напрямую говорить клиенту о том, что он полностью забудет об этом, или намекать на то, что это произойдёт прямо сейчас, — просто обсудите подобную гипотетическую возможность. Я сказал Екатерине:
«Возможно, пока что Вы не можете себе этого представить, но всё же просто подумайте о том, как замечательно было бы со временем освободиться от этих навязчивых мыслей! Как Вы думаете, каково это – оставить эти мысли в прошлом, избавиться от них и обрести способность думать о чем-то другом?».
3. Полностью смените тему разговора!
Если сразу же после установки на амнезию Вы кардинально смените тему разговора, Вы отвлечёте клиента от анализа полученного внушения и предотвратите возможное сопротивление. В начале сеанса, когда мы с Екатериной пытались узнать друг друга получше, мы говорили с ней о её планах поехать на горнолыжный курорт на новогодние каникулы, поэтому я резко прервал разговор о забывании и спросил её: «Так на какой горнолыжный курорт Вы собрались?». И мы возобновили светскую беседу о преимуществах Альп перед Карпатами…
На следующем сеансе довольная Екатерина объявила: «Я уже не так часто думаю о нем!». Она рассказала мне о том, что теперь, когда она встречается с бывшим возлюбленным в коридоре, ей удаётся практически сразу же выбросить его образ из головы и вновь заняться своими делами.
А теперь задумайтесь: кому из ваших клиентов совсем не повредила бы терапевтическая амнезия? Как именно Вы сможете использовать данные гипнотические техники при следующем визите этих клиентов?
Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева
Техника для работы с сопротивлением
Прежде всего, я попрошу вас выделить часть самого себя, которая не будет входить в транс и будет всё контролировать.
Так что другая часть может спокойно входить в транс, зная, что есть часть, которая не входит в транс.
Мы знаем, что у каждого человека есть сознание и бессознательное.
Так что у части, которая не входит в транс, есть сознательная часть и бессознательная часть.
У той части, которая входит в транс всё глубже и глубже, тоже есть сознательная часть и бессознательная части.
Так что мы имеем сознательную часть части, входящей в транс, бессознательную часть части, не входящей в транс, бессознательную часть части, входящей в транс, и сознательную часть части, не входящей в транс.
Известно, что бессознательному известно то, что происходит в сознании, но сознанию не известно то, что происходит в бессознательном.
Поэтому сознательная часть части, входящей в транс, может знать о том, что её бессознательная часть входит в транс, но она не знает о том, входит ли в транс бессознательная часть части, не входящей в транс, в то время как бессознательная часть части, не входящей в транс, знает о том, что сознательная часть части, входящей в транс, также, как и её бессознательная часть, входят в транс всё глубже и глубже.
В свою очередь, если бессознательная часть части, не входящей в транс, входит в транс, то её сознательная часть не может знать об этом, точно так же, как и сознательная часть части, входящей в транс, тогда как бессознательная часть части, входящей в транс, знает о том, что бессознательная часть части, не входившей в транс, входит в транс всё глубже и глубже.
Если же сознательная часть части, не входящей в транс, всё-таки войдёт в транс, то об этом будет известно бессознательной части части, не входившей в транс, которая входит в транс всё глубже и глубже, и бессознательной части части, входящей в транс, но не сознательной части части, входящей в транс, которая находится в глубоком трансе, как и сознательная часть части, не входящей в транс.
Поэтому можно позволить глазам закрыться.
И позволить любой из этих частей слушать или не слушать то, что я говорю, чувствуя себя свободно и комфортно, потому что есть часть сознательная и часть бессознательная и наоборот.
Так что можно просто позволить прийти приятным образам, ощущениям, воспоминаниям, звукам, может быть даже запахам, и погрузиться в них всё глубже и глубже. В то время как я рассказываю историю о. (терапевтическая метафора).
Эта техника создаёт сильное замешательство. «Двойное наведение» — это когда два терапевта работают одновременно.
Иногда эту технику называют «Цыганский гипноз»: цыгане используют двойное, тройное, четверное и так далее наведение, при этом используется ещё и тактильная стимуляция — хватают за руки, за плечи и пр.
Техника выполняется следующим образом. Два терапевта размещаются по сторонам от клиента. Оба терапевта работают одновременно.
Самый простой вариант заключается в том, что оба терапевта осуществляют каждый свою работу независимо друг от друга.
Другой вариант заключается в том, что терапевты распределяют функции: тот, кто говорит в правое ухо, фактически обращается к левому полушарию, и он может быть более логичным и последовательным. Тот, кто говорит в левое ухо, обращается к правому полушарию, и он может быть более образным и метафоричным.
Терапевты могут согласовываться по сюжету, но это требует определённой «сыгранности» в паре терапевтов. Они могут также распределить функции: один занимается, скажем, творческим развитием клиента, другой — его здоровьем.
При этом у клиента возникают любопытные впечатления: он может слушать то одного, то другого, он может пытаться слушать их одновременно. Иногда эти голоса для него странным образом синтезируются или дополняют друг друга, иногда он полностью от них отключается.
Метод эффективен, но в связи со своей «затратностью» (два терапевта на одного клиента) используется не часто.
Помимо тех основных техник, которые мы рассмотрели, имеются и другие возможности для создания замешательства. Вообще эта тема даёт большой простор для творчества.
Перенос качеств с одного объекта на другой
Спинка шкафа, дверка стула, локти ног, колени рук, видеть ушами, слышать глазами и т. д.
«Да и нет не говорите, чёрное и белое не берите. »
«Пойди туда, не знаю куда, принеси мне то не знаю что. »
«Приди ко мне ни пешая, ни конная, ни голая, ни одетая, ни с подарком, ни без подарочка. »
Синестезия — это «смешение», «наложение» органов чувств. Так, некоторые музыканты видят звуки. Некоторые художники слышат, как звучит цвет.
«Вы можете видеть этот запах. »
«Можно слышать, как звучит этот цвет. ».
«Амнезия» означает «забывание».
В эриксоновском гипнозе амнезия играет существенную роль.
Во многих направлениях психотерапии основным терапевтическим моментом считается осознание — осознание своих проблем и их причин.
Однако это не всегда так, слишком часто человек осознаёт причины своей проблемы и в результате имеет две проблемы:
— исходную проблему, которая никуда не делась, и
— осознание причин, с которыми теперь тоже надо что-то делать. (Как верно подмечено. Мне авторы определённо нравятся — H.B.)
В эриксоновском подходе апеллируют к бессознательному. Это оно является источником творческих, позитивных изменений.
Выше говорилось о том, что часто проблема — это результат тех ограничений, которые накладывает сознание. Поэтому желательно укрыть от осознания терапевтическую работу, или хотя бы её основную часть, чтобы клиент не накладывал вновь ограничения сознания. Самый надежный способ сделать это — способствовать её забыванию. Если человек будет помнить всю терапевтическую работу, он будет её анализировать. «Зачем он мне это говорил? Чего он от меня хочет? Ах, вот это! Так ведь я же знаю, что я этого не могу!».
А когда он не помнит о терапевтической работе, внушения, метафоры терапевта порождают ассоциации, запускают внутренний поиск, внутреннюю работу. Она скрыта от осознания, она разворачивается в своём темпе; это похоже на то, как созревает плод. И когда плод созрел — когда происходит изменение — для человека оно происходит как бы «само по себе». Когда это изменение осознаётся, оказывается, что он уже сделал шаг или два в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным. Ну, а дальше — как говорил Эриксон — изменение работает по механизму снежного кома.
Техники, направленные на создание амнезии, используются фактически в каждом сеансе. Дж. Хэйли отмечал, что Эриксон был мастером амнезии, он использовал её как в гипнозе, так и в обычных социальных отношениях. Дж. Зейг писал о том, что предложение испытать амнезию содержалось практически во всех наведениях Эриксона.
Амнезия является одним из классических гипнотических феноменов, часто она возникает спонтанно. Даже когда амнезия не структурируется специально, клиент (а часто и терапевт, поскольку он находится в трансе терапевта) забывает существенную часть сеанса. Даже непосредственно после сеанса забывается какая-то его часть, а когда проходит некоторое время, забывается очень многое. Некоторые авторы считают, что спонтанная посттрансовая амнезия свидетельствует о доверии клиента к терапевту: он не считает нужным запоминать и анализировать каждое слово.
Однако, на спонтанное возникновение амнезии особо рассчитывать не следует. Неизвестно, возникнет она или не возникнет, неизвестно, на что она будет направлена. Если клиент тревожен и недоверчив, он, напротив, постарается запомнить всё, что говорил терапевт, чтобы поразмыслить об этом на досуге. Поэтому обычно используются техники, направленные на создание амнезии. Эриксон разработал целый ряд таких техник.
Не надо забывать, что ни одна техника не гарантирует возникновения амнезии. Они лишь способствуют её возникновению, повышают шансы на то, что амнезия возникнет. Поэтому обычно используется несколько техник, потому что неизвестно, какая из них сработает. Создаётся двойной, тройной «запас прочности». Так что когда какая-то из использованных техник сработала, нельзя точно сказать, какая именно (и вполне возможно, что они сработали совместно).
Прямое внушение на амнезию — это классический метод, который используется в традиционном гипнозе.
«Вы забудете всё, что я вам говорил».
«Вы не будете помнить ничего из того, что происходило в гипнозе».
Как всякое прямое внушение, прямое внушение на амнезию авторитарно и у многих людей может вызывать сопротивление, а следовательно, и прямо противоположный эффект. Кроме того, простота этого внушения — кажущаяся. На самом деле его выполнение требует осуществления достаточно сложной когнитивной деятельности: сначала определить, что именно нужно не помнить, а затем каким-то образом убрать это из памяти.
Эриксон установил очень интересный факт. Прямое внушение в гипнозе работает не очень хорошо, но зато оно хорошо работает без гипноза, в повседневных ситуациях, при условии, что оно даётся однократно, небрежно и на пике эмоционального возбуждения.
В гештальт-психологии хорошо известен феномен, который называется «фигура-фон». Он заключается в том, что если сосредоточить внимание на какой-либо части поля восприятия, то есть сделать её «фигурой», то всё остальное уходит в «фон» и фактически перестаёт восприниматься. Это иллюстрируется знаменитыми зрительными иллюзиями «Две вазы или два профиля» (если вы видите вазы, вы не видите профилей, и наоборот) и «Старуха или молодая женщина» (если вы видите старуху, вы не видите молодую женщину, и наоборот). По аналогии с этим феноменом данную технику создания амнезии можно обозначить как «фигура-фон».
Техника заключается в том, что клиенту не предлагают забывать — наоборот, ему предлагают запомнить, но запомнить что-то одно. То есть, из всего содержания сеанса внимание клиента фиксируется на чём-то одном, что-то одно (например, одна метафора) выводится в «фигуру»; при этом остальное уходит в «фон» и забывается.
Конечно, выделяется не главное, не основное в терапевтической работе. Если речь идёт о метафорах — выделяется не основная терапевтическая метафора (та, которую терапевт считает основной), а какая-то другая.
Выделить можно разными способами.
1. Прямо предложить что-то запомнить. «Вы можете запомнить эту китайскую историю, которую я вам рассказал». Клиент запомнит китайскую историю; при этом много шансов на то, что он забудет французскую, норвежскую и польскую.
2. Создать так называемую мнемическую установку, то есть установку на запоминание. «Сейчас я расскажу вам историю, которую попрошу пересказать мне после сеанса». Для того, чтобы пересказать конкретную историю, клиент будет вынужден запоминать её, а следовательно, забывать все остальные.
3. Предложить найти в истории какой-то особый смысл. «В той истории, которую я сейчас расскажу, содержатся очень важные для вас смыслы».
4. Дать прямое внушение на забывание для того, чтобы спровоцировать сопротивление и привлечь внимание к конкретной истории: «Эту историю забудьте от первого до последнего слова». Получается интересный вариант — косвенное использование прямого внушения.
5. Включить в историю подробное описание или яркие эмоциональные моменты.
6. Удивить. Например, рассказать очень известную историю («Красная шапочка», «Золушка» и т. д.) с необычным поворотом сюжета.
7. Использовать феномен Зейгарник. Феномен Зейгарник заключается в том, что незавершённое действие запоминается лучше завершённого. Этот феномен можно использовать для создания амнезии. Если одну из метафор оставить незавершённой, много шансов на то, что клиент запомнит именно эту метафору и забудет остальные.
О забывании вообще ничего не говорится, говорится о том, как трудно запоминать.
Например: «Запоминать трудно. когда нужно было запомнить стихотворение. или правило. это требовало много усилий. а когда пытаешься вспомнить, выясняется, что ты забыл. и опять надо затрачивать усилия. слишком много усилий. и нет никакой необходимости затрачивать усилия. когда можно просто расслабиться и позволить происходить тому, что происходит. само по себе. легко. комфортно. приятно. » (Мало ли что ещё человек начнёт забывать после такого размытого внушения. Всё-таки не зря с гипнозом осторожничают — H.B.)
Для создания амнезии используются косвенные внушения. Не все, не в полном объёме, но некоторые из них, наиболее подходящие для этой цели.
А. Контекстуальное внушение
«. Иван-царевич многое позабыл из того, что ему пришлось пережить. но он не забыл, для чего он пришёл сюда. он не забыл, что ему нужно освободить Марью-царевну. »
«И я не знаю, что из всего этого вы доверите сознательной памяти, а что предоставите бессознательному. »
Банальности на тему забывания. Например:
«Человек многое забывает. люди забывают имена. номера телефонов. назначенные встречи. даты. »
«Обычно человек некоторое время помнит свой сон, а потом его забывает. »
Рассказ о ком-то, кто что-то забывает.
«Когда исследователи опросили бывших пациентов Милтона Эриксона, выяснилось, что после сеанса они забывали почти всё, что он им говорил. »
Д. Составное (контингентное) внушение
«С каждой минутой, с каждым часом, с каждым днём это всё больше будет уходить в бессознательное. »
«По мере того, как проходит время, сознательный разум всё больше и больше освобождается от того, что можно доверить бессознательному. »
Терапевтическая работа — внушения, метафоры — порождают у клиента определённые ассоциации. Переключение внимания как бы «рассекает» эти ассоциативные цепочки, и они уходят в бессознательное — забываются.
Переключение внимания осуществляется в двух формах:
— в конце сеанса — как отвлечение, и
— по ходу сеанса — как собственно переключение.
«А вы в отпуск в этом году куда собираетесь?»
«Вы на горных лыжах катаетесь?»
Обычная реакция клиента — недоумённый вопрос: «Что?».
«Ничего, это не важно».
Переключение используется по ходу сеанса, его можно делать неоднократно. Прошла одна сюжетная линия — переключение, другая сюжетная линия — переключение, и т. д. При такой работе целые куски имеют тенденцию «выпадать» из памяти.
С целью переключения часто используется переключение каналов телевизора. Например (клиент уже находится в трансе):
«Вы сидите перед телевизором и переключаете каналы. На одном канале идут новости, на другом — спортивная передача, на третьем — ток-шоу, и вы переключаете каналы, и на одном из каналов показывают фильм. Он вызывает у вас интерес. Это фильм о геологах. о людях, которые ищут то, что скрыто в глубине. (даётся терапевтическая метафора). И вы переключаете каналы. на одном канале — ток-шоу. на другом — новости. на третьем — спортивная передача. и может быть, это ваш любимый вид спорта. и может быть, здесь будет что-то запоминающееся. (использование техники «фигура-фон»).
Простой, лёгкий, приятный и эффективный способ вызвать амнезию. Рассказывается терапевтическая метафора и после неё даётся образ, направленный иа стирание, смывание, исчезновение и т. д. Это можно сделать один раз — перед завершением сеанса, а можно сделать несколько раз по ходу сеанса — после терапевтической метафоры или внушения.
«И, может быть, это похоже на то, что было когда-то в школе. когда кончался урок, и ты выбегал на перемену. и забывал всё, о чём говорила учительница. это всё становилось неважным. у тебя были свои дела, свои интересы. а учительница брала влажную губку. или тряпку. и стирала с доски всё, что на ней было написано. буквы. слова. фразы. »
«И это похоже на то, как ребёнок. мальчик (или девочка — в зависимости от пола клиента). рисует на песке. буквы. слова. знаки. фигуры. и набегает волна. и уходит. и стирает всё. и остаётся просто чистый гладкий песок. на котором снова можно будет написать что-нибудь. »
Можно использовать любой аналог стирания: стирание рисунка или записи ластиком, стирание аудиозаписи, стирание видеозаписи, стирание на компьютере. Стирание на компьютере — хорошая аналогия, потому что то, что стирается, не исчезает навсегда и при необходимости может быть восстановлено — своеобразный аналог бессознательного.
Базовая диссоциация «сознание — бессознательное» может быть использована для создания амнезии.
«Сознательный разум забывает, в то время как бессознательное запоминает. »
«Бессознательное запоминает, в то время как сознательный разум забывает. »
В последнем примере сознание и бессознательное заняты разными видами деятельности, но ни тот ни другой не имеют отношения к запоминанию.
Замешательство, как и переключение, можно использовать непосредственно перед завершением сеанса, а можно и несколько раз в течение сеанса, «разрывая» таким образом сюжетные линии.
«И я напоминаю вам, чтобы вы не забыли о том, что нет никакой необходимости помнить то, что следует забыть. ».
«Вы можете забыть это вспомнить сознательно или вспомнить забыть бессознательно, или вы можете бессознательно забыть о том, что сознательно вы не забыли бессознательно запомнить то, что забыто сознательно или наоборот. »
«Я не знаю, то ли вы забудете что-то важное и запомните что-то несущественное или, наоборот, запомните что-то неважное и забудете что-то существенное».
Это ещё и двойная связка.
Это одна из наиболее оригинальных техник, разработанных Эриксоном для создания амнезии.
В психологии памяти есть так называемый «Закон края»: лучше запоминаются первый и последний члены ряда. Когда первый и последний члены ряда полностью идентичны, они имеют тенденцию смыкаться в одно событие, а всё, что находилось между ними, «выпадает» из памяти. На этом и построена техника «Структурированная амнезия».
Якорение 1 | Якорение 2 |
Сеанс |
Первое и второе якорения как бы «слипаются» в одно событие, а весь сеанс целиком «выпадает».
Якорением может быть любое слово, фраза, жест. Например, терапевт смотрит на часы перед началом сеанса, а в тот момент, когда клиент открывает глаза и реориентируется, — вновь смотрит на часы. Этого вполне достаточно.
Этот жест можно сопроводить словами. Можно посмотреть на часы перед началом сеанса и сказать: «Со временем у нас всё в порядке». В момент реориентации можно ещё раз взглянуть на часы и вновь повторить эту фразу.
Отвлечение обычно выполняется после второго якорения, тем самым усиливая его эффект.
Это, пожалуй, самая эффективная из техник создания амнезии. Она построена на том же принципе, что и структурированная амнезия, и представляет собой её дальнейшее развитие. В некоторых источниках эта техника обозначается как «Тройная спираль Милтона Эриксона». Встроенная метафора выполняется следующим образом.
Клиент находится в трансе.
1. Терапевт начинает сопровождение — и прерывает его, не завершая.
2. Начинает метафору изменения — и прерывает её, не завершая.
3. Полностью даётся терапевтическая метафора.
4. Завершается метафора изменения.
5. Завершается сопровождение.
Схематически это выглядит следующим образом:
1. Сопровождение | 5. Сопровождение |
2. Метафора изменения | 4. Метафора изменения |
3. Терапевтическая метафора |
Это похоже на технику структурированной амнезии, но если там
— первый и последний элементы были идентичными, то здесь
— второй является продолжением и завершением первого, причём это делается дважды: завершается сопровождение и завершается метафора изменения. Тем самым сопровождение «смыкается» в одно целостное событие, а то, что было внутри «разрыва», имеет тенденцию выпадать; то же самое происходит и с метафорой изменения.
В результате клиент практически наверняка запомнит сопровождение. Есть шансы на то, что он забудет метафору изменения, и, наконец, много шансов на то, что он забудет основную терапевтическую метафору. Таким образом, основная терапевтическая метафора «запрятывается» «на донышке» встроенной метафоры от запоминания, а тем самым — от осознания и анализа. А основная терапевтическая метафора — это то послание, которое терапевт адресует клиенту.
Выполняется сопровождение. Клиент гуляет где-нибудь на природе. Начинается метафора изменения:
«И когда находишься на природе, какое-нибудь дерево может привлечь твоё внимание. это дерево не всегда было таким большим, как сейчас. когда-то оно было просто маленьким семечком, которое попало в землю и проросло. и у него появился корешок, который устремился вниз. и росток, который устремился вверх. » и т. д. — скажем, до того момента, когда дерево выросло.
Вводится терапевтическая метафора:
«И это напоминает историю о том, как ученик пришёл к учителю, чтобы спросить у него совета. » Полностью рассказывается терапевтическая метафора.
Затем завершается метафора изменения:
«Летом дерево покрыто свежей зеленой листвой. а потом приходит осень. изменяются цвета, оттенки. » и т. д.
И завершается сопровождение: «И можно продолжать. продвигаться. в своём темпе. и можно видеть то, что тебя окружает. слышать звуки этого места. » и т. д.
Можно выстроить множественную встроенную метафору — своеобразную «матрёшку», где на донышке «запрятана» основная терапевтическая метафора. Количество «ступенек» в такой множественной встроенной метафоре зависит исключительно от творческого воображения и объёма памяти и внимания терапевта.
Сеанс с использованием множественной встроенной метафоры, в котором все обрамляющие метафоры являются метафорами изменения
Клиент формулирует проблему или ставит цель.
«Я забыл, как вас зовут?» (Первое якорение и контекстуальное внушение на амнезию).
«Вы знаете, что сейчас вам ничего не нужно делать. Можно просто устроиться удобно. услышать окружающие звуки. осознать положение своего тела. почувствовать на себе одежду. ощутить своё дыхание. может быть, позволить глазам закрыться. (Рука выводится в каталепсию) и по мере того, как рука опускается. медленно. сама по себе. позволить этому трансу углубляться. и когда рука опустится. это будет хороший транс. того уровня, который необходим сейчас для той внутренней работы, которая должна быть проделана сейчас. »
«И можно подумать о том. что в разные времена, в разных странах, у разных народов. существовали различные способы, которые помогают разрешать проблемы. и достигать своих целей. и один из таких способов. который издавна практикуется на Востоке. заключается в том, чтобы обратится к более старшему и мудрому. к учителю.
И когда кончается лес, начинаются горные луга. и твой путь лежит среди всего этого многоцветья. разнообразия форм и красок. под высоким небом. с которого доносится птичья трель. и можно продвигаться. в своём собственном темпе. поднимаясь при этом всё выше и выше.
Я когда заканчиваются луга. там, на границе лугов и скал. живёт учитель. и ты обращаешься к нему со своей просьбой. и он выслушивает тебя. и говорит, что сможет тебе помочь. он говорит, что для того, чтобы помочь тебе, он обучит тебя особой технике медитации.
И он ведёт тебя в тихое укрытое место среди скал. и расстилает на земле коврик, сплетённый из стеблей тростника. и предлагает сесть на него в эту особую позу для медитации. и когда ты садишься в эту особую позу, ты видишь, что стебли тростника, из которых сплетён коврик, образуют определённый узор.
И учитель предлагает тебе закрыть глаза. и расслабиться. и он предлагает тебе начать дышать особым образом. всей поверхностью тела. каждой клеточкой своего тела. с каждым, вдохом вдыхая чистую, свежую энергию. которая устремляется к тебе из всего Космоса. со всей Вселенной. и с каждым выдохом выдыхая всё лишнее. всё ненужное. всё то, что мешает. вдох (на вдохе клиента). и выдох (на выдохе клиента). вдох и выдох. вдох и выдох. всей поверхностью тела.
Каждой клеточкой. и могут происходить интересные изменения. может возникать ощущение тепла. могут изменяться границы тела. тело может растворяться и ты можешь чувствовать себя одним целым со всей Вселенной. со всем космосом. и это может полностью захватить твоё внимание. и ты не слушаешь, что говорит учитель. »
Основная терапевтическая метафора:
«И он рассказывает историю о том, как господь создал мир. и создал человека. и решил скрыть от человека самую главную тайну — тайну того, как устроен мир и сам человек. и он обратился к своим помощникам за советом — где спрятать самую главную тайну?
И один помощник сказал:
— Давайте мы спрячем её на вершине самой высокой горы.
— Нет, — сказал Господь, — человек любопытен и настойчив, он поднимется на вершину самой высокой горы и откроет тайну.
— Тогда, — сказал другой помощник, — давайте спрячем её в глубине самого глубокого моря.
— Нет, — сказал Господь, — человек любопытен и настойчив, он опустится в глубину самого глубокого моря и откроет тайну. Мы спрячем её там, где ему никогда не придёт в голову искать её — мы спрячем её внутри него самого.
Метафора изменения (изменился способ дыхания):
«И учитель предлагает тебе изменить способ твоего дыхания. Ты по-прежнему вдыхаешь всем телом, каждой клеточкой, вдыхая чистую, свежую энергию, которая устремляется к тебе из всего Космоса, со всей Вселенной. а на выдохе ты как бы закрываешь поры и выдыхаешь внутрь тела. и энергия накапливается. с каждым вдохом и выдохом (в соответствии с ритмом дыхания клиента). с каждым вдохом и выдохом. накапливается всё больше и больше энергии. которая позволит. разрешать проблемы. преодолевать трудности. достигать цели.
Вдох — вдыхаешь энергию. выдох — оставляешь её внутри тела. вдох. и выдох. вдох. и выдох.
И учитель говорит тебе, что ты сможешь использовать. это особое дыхание. когда это будет необходимо. когда тебе надо будет зарядиться энергией.
И когда энергии накопилось достаточно, медитация завершается».
Метафора изменения (изменился узор на коврике):
«И сидя на коврике, сплетённом из тростника, в тихом, укрытом месте среди скал, ты открываешь глаза. и видишь, что узор на коврике изменился.
И ты благодаришь учителя и пройдешься с ним. и отправляешься в обратный путь. »
Метафора изменения (изменились цвета, звуки и т. д.):
«И твой путь лежит среди горных лугов. среди этого многоцветья. разнообразия форм и красок. под высокий небом. с которого доносится птичья трель. и ты продвигаешься в своём собственном темпе. и можно заметить. что цвета стали ярче. и небо выше и чище. и птичья трель доносится звонче. и дышать стало легче. »
Метафора изменения (идти стало легче):
Выведение из транса:
«И когда ты выходишь из леса. полностью спустившись с горы. ты с каждым шагом всё больше и больше возвращаешься. к своим повседневным делам. и когда ты будешь полностью готов к тому, чтобы вернуться. чувствуя себя хорошо. можно будет сделать глубокий вдох. чуть-чуть потянуться. и открыть глаза. »
Клиент открывает глаза.
«Я забыл, как вас зовут?» (Второе якорение и контекстуальное внушение на амнезию). (Меня бы насторожил такой склеротичный терапевт. Кроме того, забывать имена дважды на протяжении часа довольно невежливо. И сколько раз можно это повторить с одним клиентом? — H.B.)
«А кто вы по профессии?» (Отвлечение).