классификация активных методов обучения таблица

Активные и интерактивные методы обучения

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Источник

Таблица «Активные методы обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активные методы обучения.

Этап образовательного мероприятия

Самостоятельная работа обучающихся

Равно количеству учеников на уроке

Цели и задачи использования метода

Представление результатов работы малых групп

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе

Предварительная подготовка (если требуется)

Подробная технология проведения

Малые группы представляют результаты своей работы в виде «выставки плаката». Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей. Плакаты вывешиваются на стенах. Участники обходят выставку, им предоставляется достаточное время для ознакомления с содержанием плакатов обсуждения его с другими участниками.

Если содержание плаката отличается сложностью или схематичностью, один из членов малой группа находится возле плаката и дает необходимые пояснения.

При этом методе не требуется выслушивать долгие сообщения. Каждый участник может самостоятельно решить, какие плакаты осмотреть бегло, а каким в соответствии с тематикой уделить больше внимания. Возможно, не все участники воспримут всю предъявленную информацию ( однако при общем устном обсуждении этот риск ничуть не меньше – слушатели ведь не редко отвлекаются посторонними вещами)

«Письмо самому себе»

Этап образовательного мероприятия

Все ученики в классе

Цели и задачи использования метода

Систематизировать и «пропустить через себя» произошедшее на уроке

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Листы бумаги, ручки, конверты

Предварительная подготовка (если требуется)

Подробная технология проведения

В конце урока ( или внеклассного мероприятия) учитель предлагает ученикам написать письмо самому себе, в котором они должны написать чему научились на уроке, что из усвоенного и как бы они хотели реализовать на практике. Каждое письмо кладется в конверт и отдается учителю.

Вариант: учитель предлагает написать обучающимся, продолжение предложений:

«Лицензия на приобретение знаний»

Этап образовательного мероприятия

Цели и задачи использования метода

Выполняя это упражнение, каждый ученик может сформулировать для себя, чему он хотел бы научиться и что побуждает их к этому

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Предварительная подготовка (если требуется)

Подробная технология проведения

Учитель предлагает подумать над следующими вопросами:

Какого результата я хочу достичь на этом уроке?

Что нужно сделать, для того, чтобы достичь намеченных результатов?

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Курс повышения квалификации

Охрана труда

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Номер материала: ДБ-1715897

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

классификация активных методов обучения таблица. Смотреть фото классификация активных методов обучения таблица. Смотреть картинку классификация активных методов обучения таблица. Картинка про классификация активных методов обучения таблица. Фото классификация активных методов обучения таблица

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Статья «Классификация активных методов обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классификация активных методов обучения.

Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока ( Ю.Н. Емельянов) :

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям ( С.В. Петрушин) : по характеру учебно-познавательной деятельности, по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач, по численности участвующих.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на:

имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы. Выделяются три основных типа методов активного обучения ( Воронова А.А. ).

— Метод анализа конкретных ситуаций.Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: это может быть иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

— Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъектно-субъектный характер общения участников.

Игровое моделирование или имитационные игры подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.

Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

— Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования,

— Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

Источник

Классификация активных методов обучения таблица

Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО и по-разному компания содержание соответствующих групп методов.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Приведенную классификацию иллюстрирует рисунок 1.

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями, включая назначение, позиции участников и ведущего, пространственно-временные параметры проведения, требования к компетентности ведущего и т.п. Об этом подробно будет сказано при разборе отдельных видов АМО. Пока же, завершая общую характеристику методов активного социально-психологического обучения (МАСПО), приведем таблицу, в которой отражены общие классификационные характеристики этих методов.

Источник

Активные методы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Активный метод – это форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой учащиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками образовательного процесса.

Понятие активных методов обучения и принципы их организации

Активные методы обучения – это методы обучения, при которых деятельность учащихся носит творческий, продуктивный и поисковый характер.

Использование активных методов обучения способствует тому, что меняется роль учащихся, из послушных механически «запоминающих устройств» они превращаются в активных участников учебного процесса. Данная роль положительно сказывается не только на усвоении знаний, но и оказывает влияние на формирование активной личности, обладающей рядом актуальных навыков и качеств успешного человека.

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

Признаки активных методов обучения

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов, имеющих свои отличительные особенности и черты.

Классификация активных методов обучения

Классификация активных методов обучения предусматривает их деление на две основные группы, в зависимости от количества участников: индивидуальные и групповые.

Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых:

Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определенный метод, а их взаимосвязанный комплекс методов.

Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *