классификация методов обучения географии

16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.

Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей образования.

Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемах, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательных процессов учителя.

Критерии выбора методов обучения:

Соответствие методов целям урока;

Соответствие методов содержанию изучаемого материала;

С-е м-в формам организации познавательной деятельности учащихся;

С-е м-в реальным учебным возможностям учеников;

С-е м-в принципам дидактики;

При выборе метода учитель должен учитывать свои возможности и применения.

Дидактические особенности метода:

— метод не сама деятельность, а способ осуществления;

— метод должен обязательно соответствовать цели урока;

— метод не может быть неправильным;

— каждый метод имеет свое предметное содержание;

— метод всегда принадлежит действующему лицу.

Классификация в зависимости от выполнения функции в учебном процессе (Бобанский):

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

А) учебные дискуссии

Б) дидактические игры

В) методы поощрения и порицания

Г) методы предъявления учебных требований

2) Методы организации и осуществления учебных действий:

А) по источнику знаний

— вербальные (беседа, рассказ, объяснение, доказательство, чтение, лекция)

— наглядные (иллюстраций, демонстраций, наблюдение)

Б) по характеру познавательной деятельности

3) Методы контроля результатов познавательной деятельности учащихся:

А) устный и письменный контроль

Б) программированный контроль

17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.

По источнику знаний (Перовский, Голант, Лоркипанидзе):

— словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатными источниками);

— наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации, наблюдение);

— практические методы (упражнения, практическая работа, лабораторная работа, решение задач).

Наглядные методы: Методы иллюстрации — обеспечивает показ материала и наглядных пособий. Методы демонстрации — показ действия реальных приборов или их моделей, процессов и др.

Практические методы: Упражнение — систематическая отработка умения или навыка путем многократного повторения умственных действий или практических операций. Виды: устные, письменные, воспроизводящие, тренировочные, алгоритмические, игровые, компьютерные и т. д. Практическая работа — метод формирования комплексных умений и навыков учебной, трудовой или производственной деятельности. Лабораторная работа — включение учащихся в процесс добывания знаний уже полученных навыков.

Источник

Классификация и хар-ка методов обучения географии

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта дея­тельность проявляется в использовании источников позна­ния, логических приемов, видов познавательной самодеятель­ности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.

Таким образом, характерными признаками понятия «метод обучения» являются: цель, которая определяет систему дейст­вий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а также объект, на который эта система действий направлена.

Классификации методов обучения.В дидактике различают три большие группы методов: методы стимулирования учебной деятельности школьников, методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля за эффективностью этой деятельности. Методы организации учебно-познавательной деятельности классифицируют по разным основаниям: по характеру познавательной деятельнос­ти школьников, по источникам знаний, по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные методы), по степени самостоятельности учащихся.

В методике обучения географии существуют две классифика­ции методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. Многолетний опыт обучения географии в школе подтверж­дает эффективность классификации методов по источникам знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения, различающиеся по источникам знаний. Словесные методы. Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источ­ником географической информации), это и работа с текстомучебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма:беседа с классом, а также работа школь­никовс вопросами и заданиями учебника. Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целе­вых установок, актуализации опорных знаний, при обобщении и систематизации учебного материала. Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с поста­новкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Наглядные методы обучения географии.Вэтой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняет краеведческий материал и модели. Среди названных методов разли­чают методы использования учебных картин, иллюстративных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей. Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у школьников наглядно-образного мышления, остро­ты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они предшествуют словесным. Например, фор­мулировка понятия «озеро» дается только после рассмотрения учебных картин с изображением разных озер, после просмотра диафильма или кинофильма об озерах.

Практические методы обучения. Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т.д.). Суть практических методов обучения состоит в том, что учи­тель ставит учебную задачу и организует деятельность учащих­ся по усвоению способов действий с географическими объек­тами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать текто­ническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа, со строением земной коры. В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве (а также в непроизвод­ственной сфере), методы работы с картами, схемами, профиля­ми, статистическими показателями.

Источник

Методы обучения, используемые на уроках географии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы обучения, используемые на уроках географии

1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:

2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) частично-поисковый метод обучения географии;

3) исследовательский метод обучения географии

4. Методы самостоятельной работы

(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)

1. Словесные методы обучения географии

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

2. Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.

2. Частично-поисковый метод обучения географии

Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.

3. Исследовательский метод обучения географии

Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.

Источник

Методы обучения, используемые на уроках географии

классификация методов обучения географии. Смотреть фото классификация методов обучения географии. Смотреть картинку классификация методов обучения географии. Картинка про классификация методов обучения географии. Фото классификация методов обучения географии

классификация методов обучения географии. Смотреть фото классификация методов обучения географии. Смотреть картинку классификация методов обучения географии. Картинка про классификация методов обучения географии. Фото классификация методов обучения географии

1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:

2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) частично-поисковый метод обучения географии;

3) исследовательский метод обучения географии

4. Методы самостоятельной работы

(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)

1. Словесные методы обучения географии

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

2. Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:

2. Частично-поисковый метод обучения географии

Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.

3. Исследовательский метод обучения географии

Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.

Источник

Реферат «Методы обучения географии: традиционные и инновационные »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии ИКТ »

«Методы обучения географии: традиционные и инновационные »

Беззубкова Елена Александровна

Понятие метод обучения

Сравнение традиционного и инновационного подходов к построению процесса обучения

Типы инновационных подходов

Классификация методов обучения

Адаптивная модель обучения

Инновационные педагогические технологии:

моделирование географических процессов и явлений;

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Общество, в котором мы живем, меняет приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. В настоящие время от учителя географии требуется не столько «наполнения» знаний учащихся разнообразной информацией, сколько умением самостоятельно получать нужную географическую информацию, уметь ее анализировать. Современная школа ставит перед собой задачу по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Уметь быстро адоптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;

— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникшую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;

— уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;

— грамотно работать с данной информацией;

В таких условиях учитель должен владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Актуальность данного исследования, необходимость систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать способы применения традиционных и инновационных технологий в процессе обучения географии.

Цель: данной работы является изучение современных методов обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.

Определить основные черты и типы инновационных подходов к обучению;

Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;

Изучить варианты применения различных методов обучения на уроках географии;

Изучить продуктивность применения инновационных методов.

Понятие метод обучения

Понятие- метод обучения предполагает в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий учителя при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Обучение состоит из методов и форм обучения, отраженных в тематическом плане, педагогической техники средства и приемы, с помощью которых учитель будет реализовать дидактические методы и формы.

Характер учебной деятельности:

Репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности (традиционный урок);

Продуктивная поисковая деятельность, направленная на создание нового продукта ( прежде всего интеллектуального, познавательного ). Характер и последовательность этапов обучения, взаимодействие учитель ученик (соотношение и характер ролей учителя и учащегося, типичные способы реагирования учителя на действия учащегося), характеристика ожидаемых результатов обучения.

Такими методами являются:

адоптивный метод обучения.

Инновационные педагогические технологии:

В основании, которых лежит принцип активного познания.

В современной школе необходимо внедрение инновационных методов образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных метода обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, географию относят к их числу. Инновационные методы обучения будут стимулировать познавательную деятельность учащихся на уроках, в том числе и на уроке географии.

Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения.

Понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к изменениям, которые носят существенный характер, изменений в образе деятельности, стиля мышления.

В качестве инновационных методов рассматриваем модели, которые характер обучения в отношении сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия учителя и ученика, их позиции в ходе обучения.

Типы инновационных подходов.

В систематике педагогических нововведения подразделяются на типы и подтипы:

По отношению к структурным элементам образовательных систем нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

По отношению к личностному становлению субъектов образования:

В области развития определенных способностей учеников и педагогов в сфере развития их знаний и умений, навыков способов деятельности компетентностей и др.

По области педагогического применения учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

По типам взаимодействия учеников педагогического процесса в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

По масштабности распространения в деятельности одного педагога, методического объединения, в школе, в регионе, на федеральном уровне и т.д.

Классификация методов обучения:

по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);

по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстрированный репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский)

Бинарный подход к методам обучения

В многогранном динамичном процессе воспитания педагог сталкивается со сложными задачами, условия и варианты решения которых, далеко не однозначны. Осознание педагогом бинарного подхода как фиксации парности системы приёмов метода воспитания, позволит оптимизировать деятельность воспитанников и будет способствовать целенаправленному полноценному становлению личности. При определении понятия «метод» теоретики часто опираются на такие его толкования, как путь, прослеживание, способ достижения цели, совокупность приемов или операций теоретического и практического освоения действительности, человеческой деятельности. [12, с.633–634]. Вследствие многообразия парадигмальных ориентаций в педагогической науке существуют различные подходы к определению сущности метода воспитания.

Таким образом, бинарный подход выражается в определении парности приёмов системы методов воспитания, включает систему стимульных приёмов (педагога) и систему приёмов мобилизации (воспитанника). Взаимопереходность стимульных приёмов и приёмов мобилизации обеспечивает взаимодействие субъектов воспитания, диалогичность воспитательного процесса. Осознание педагогом бинарности системы методов воспитания позволяет реализовывать их целенаправленно в организации деятельности воспитанников, оптимизировать условия воспитательного процесса и побуждать стремления личности к самовоспитанию.

Использование инновационных личностно-ориентированных моделей обучения на уроках географии.

Проектная деятельность на уроках географии имеет широкую возможность применения.

-мини проекты это вид деятельности используется очень часто например в пятом классе мы можем создать макет строения земли где наглядно увидим все слои (ядро, мантию, земную кору), в девятом классе при изучении структуры хозяйства ученики создают проекты по отраслям например различные предприятия, проекты освоения новых месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются на период изучения темы, к концу темы учащиеся предоставляют проект любого промышленного комплекса, и обосновать свои знания, которые они получили в процессе изучения данной темы.

Проект может быть долгосрочный, например в 7 классе учащиеся выстраивают в течение года модель гипотетического материка. Рисуют для него карты, придумывают новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования, выдвигают гипотезы возникновения. На первом этапе определяют местоположение материка на карте. Определяют географическое положение, т.е. координаты, определяют крайние точки. Определяют, какими океанами, омывается, с какими материками находится по соседству. Определяют иго место, положение относительно экватора и нулевого меридиана. Таким образом, материк получает « прописку» на карте мира.

При изучении темы «Рельеф» ученики могут создать карту физическую материка, где покажут основные формы рельефа. При изучении темы « Климат» дети могут нарисовать климатическую карту, где покажут климатические пояса материка и природные зоны.

Изучая тему «Население» учащиеся заселяют свой материк.

Адоптивная модель дает возможность учителю перевести свою деятельность от информирования к консультированию. Эта работа позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества, учит самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. Умению добывать знания, обобщать и делать вывод.

Вариант урока : входной контроль(тест, географический диктант, блиц- опрос и т.д.);

Объяснение нового материала с использованием видеоматериалов, схем, проблемных ситуаций;

Самостоятельная работа учащихся в парах или группах по технологическим картам с адаптивными заданиями;

Индивидуальная работа с учащимися.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему используются различные приемы:

мозговой штурм и др.

Данная система соединяет элементы технологий других авторов:

Составление конспектов по методике В.Ф. Шаталова;

Методы С.Н. Лысенковой по опережению, обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;

Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко, обеспечивающий устную, самостоятельную работу «взаимоконтроль» и «взаимообучение».

«Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку.

Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя, и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.
Например, данный метод мы можем использовать в восьмом классе при изучении темы «Рельеф» где дети выдвигают гипотезы, а группа экспертов выносит суждение о ценности данных гипотез.

Одним из методов данного направления, является метод инцидента, суть которого заключается в нахождении информации для принятия решения обучающимися самостоятельно.

Например, при изучении темы «Почва» в 6 классе, перед обучающимися ставятся задачи: объяснить, что такое почва, к живой или не живой природе она относится, почему она формируется, и из чего состоит. Класс делится на группы, одна из групп получает краткое сообщение о почве, как объекте живой природы, и перечень проблемных вопросов. Вторая группа аналогично о почве, как объекте неживой природы, третья и четвёртая соответственно о факторах почвообразования и составе, строении и типах почв.

Для принятия решения и ответа на поставленную задачу, информации данной учителем, явно недостаточно и обучающиеся используют интернет ресурсы, электронные приложения к учебнику географии, карты атласа для поиска интересующей их информации и её анализа.

В данной работе мы рассматривали методы и возможности их применения на уроках географии, познакомились с понятиями инновационных методов обучения географии.

Целью современного образования является воспитание творческой личности умеющий широко мыслить, быть мобильным.

В современном обществе происходит смена парадигмы

«образование = обучение» парадигмой «образование = становление».

Развитие концепции непрерывного образования, постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с учениками – индивидуализация обучения, которая проявляется в существовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов.

ФинаровД.П. Методика обучения географии в школе. М.,2007

Якиманская И.С.Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.,1996г.

Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов –СПб.:Питер2000,304с.- (серия учебников нового века)

Горбенюк О.С. ГорбинюкТ.Б. Теория обучения ; учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС,2003.С.384

Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.

Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: учебное пособие. Томск, 2007

Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5, №6 Вестник С.-Петербургского университета. 2005- выпуск 2.

Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *