классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Источник

Классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть картинку классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Картинка про классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»

и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru

классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть картинку классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Картинка про классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.

Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1) Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные методы:

2) Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Эти методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Их можно разделит на две группы:

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования.

3) Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К ним относятся:

Метод упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

4) Индуктивные и дедуктивные методы (логические аспекты).

5) Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частного к общему, от общего к частному):

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5) Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по углублению и расширению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,— это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий».

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

3) Создание ситуаций успеха в учении.

5) Поощрение и порицание ученика.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

1) Устный контроль (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) осуществляется путем опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляется определенный балл, который показывает осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.

2) Письменный контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

3) Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

4) Машинный (программированный) контроль осуществляется при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

6) Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Источник

Бабанский Юрий Константинович — советский педагог — Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

Для многих учителей и тех, кто когда-либо изучал педагогику, личность Бабанского Ю.К. знакома.

Он — учитель советской эпохи, автор многих работ и идей по педагогике. Его методология до сих пор преподается в педагогических вузах.

Будущий учитель родился 7 января 1927 года в Ростовской области. После окончания средней школы он поступил в педагогический институт в Ростове и выбрал факультет математики и физики. Окончил институт в 49-м году. Затем читал дополнительные лекции по педагогике и методике преподавания физики.

С 1958 года и в течение 11 лет был заместителем ректора института. В 48 лет он был назначен ректором Института педагогических дисциплин при АПН СССР. Он был удостоен звания вице-президента Академии. Он имел докторскую степень и был профессором.

Бабанский умер в возрасте 60 лет, оставив значительный след на пути развития педагогической науки.

Бабанский был основателем теории, которая установила оптимизацию процесса обучения. В основе этой теории лежит обучение, которое является научно обоснованным выбором и рассматривается как правильное развитие и решение задач, касающихся воспитания и образования ребенка. Юрий Константинович был уверен, что эта теория может быть использована для решения многих образовательных проблем. Его теория оптимизации была частью общей теории оптимизации педагогических исследований.

Он был автором и сторонником некоторых основных принципов, которые определяют эффективные нормы и предлагают способы предотвращения таких явлений, как школьное второгодничество и неуспеваемость. Он считал, что для получения результатов необходимо изучить все причины, по которым дети не успевают в школе.

За свою карьеру Юрий Бабанский написал множество учебников, на его счету более 300 научных работ. Конечно, были и такие, которые были переведены на другие языки. Он был научным руководителем многих докторов и кандидатов наук.

Создавая свою теорию, профессор призвал учителей, как и общую систему образования, придерживаться права выбора, свободы выбора во всем. Он считал, что у каждого школьного учителя должно быть личное мнение, собственная позиция. Работая с детьми, учителям необходимо анализировать свою собственную деятельность. Педагогическая деятельность — творческий процесс, но он обязательно должен быть основан на профессионализме. Бабанский был одним из первых, кто открыто заявил о свободе педагогического творчества учителей. Только родители детей могут вмешаться в этот процесс, а затем помочь советом и консультацией, а не устаревшая система образования, включая чиновников.

Наиболее значительными работами великого педагога являются:

классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть картинку классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Картинка про классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского

Основоположники диалектического материализма рассматривают процесс труда как человеческую деятельность, в которой выделяются элементы опосредования, регулирования и контроля. Соответственно, по мнению Я.К. Бабанского — автора классификации, разработанной на основе целостного подхода к процессу обучения, — деятельность в учебном процессе должна осуществляться с помощью таких способов (методов), которые объединяют в единстве организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование активности личности, прежде всего, различными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль за ходом деятельности.

Основные группы методов обучения

Используя целостный подход, необходимо выделить три группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из трех групп методов отражает взаимодействие преподавателей и студентов. Организационные влияния учителя сочетаются здесь с реализацией и самоорганизацией учащихся Стимулирующие влияния учителя ведут к развитию у учащихся учебной мотивации, т.е. внутренней стимуляции обучения. Контролирующее влияние учителей сочетается с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов, в свою очередь, может быть разделена на подгруппы и отдельные методы, содержащиеся в них.

Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности включают передачу, восприятие, понимание, запоминание учебной информации и практическое применение приобретенных знаний и навыков, к первой группе методов обучения следует отнести:

Методы вербальной передачи и слухового восприятия информации (вербальные методы: рассказ, лекция, беседа и т.д.);

Методы визуальной передачи и зрительного восприятия учебной информации (визуальные методы: иллюстрация, демонстрация и т.д.);

Методы передачи учебной информации через практическую, трудовую деятельность и ее тактильное, кинестетическое восприятие (практические методы: упражнения, лабораторные эксперименты, трудовые действия и т.д.).

Выделение словесных, наглядных и практических методов обосновано не только внешне с точки зрения источников информации, но и внутренне — характеристиками форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию понимания учебной информации и ее логическое усвоение. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, понимание и применение знаний может осуществляться как под непосредственным руководством преподавателя, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Поэтому можно выделить методы самостоятельной работы, учитывая, что другие методы обучения осуществляются под руководством преподавателя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому можно говорить об обязательном использовании методов в определенных сочетаниях с преобладанием одного из их видов в данной ситуации.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, входящих в первую группу, которая предусматривает организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в процессе обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

К вербальным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и так далее. В процессе их применения учитель использует слова для представления и объяснения учебного материала, а учащиеся активно воспринимают и усваивают его посредством слушания, запоминания и понимания.

Рассказывание историй. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, которое не прерывается вопросами к учащимся. Рассказы могут быть нескольких типов — предисловие, резюме, заключение.

Инструктивная лекция. Как один из вербальных методов обучения, лекция представляет собой устное изложение учебного материала, более объемное, чем рассказ, с большей сложностью логических структур, образов, доказательств и обобщений. Лекция обычно занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает только его часть.

Разговор. Разговорный метод предполагает беседу между учителем и учащимися, организованную с помощью тщательно продуманной системы вопросов, которая постепенно подводит учащихся к усвоению системы фактов, новой концепции или закономерности.

Визуальные методы обучения делятся на две большие группы: Методы иллюстрации и демонстрации.

При использовании метода иллюстрации учащимся демонстрируются наглядные пособия: плакаты, карты, зарисовки на доске, картины, портреты ученых и т.д.

Метод демонстрации обычно связан с показом приборов, экспериментов, технического оборудования, различных видов препаратов. Метод демонстрации также включает в себя демонстрацию видео.

Практические методы включают письменные задания, лабораторные опыты (фронтальные лабораторные работы и фронтальные опыты и наблюдения (не весь урок, а небольшую его часть), учебные практикумы, выполнение рабочих заданий в практикумах, обучение на учебных машинах, с тренажерами и тьюторами. Практические методы используются в тесном сочетании с вербальными и визуальными методами обучения. Устные объяснения и демонстрация иллюстраций обычно сопровождают процесс выполнения упражнений и дополняют анализ результатов.

Индуктивный метод. Индуктивное обучение особенно полезно, когда предмет является преимущественно фактическим или предполагает формирование понятий, смысл которых может стать понятным только в результате индуктивных рассуждений и обобщений. Недостатком индуктивных методов обучения является то, что они требуют больше времени на изучение нового материала, чем дедуктивные методы. Они в меньшей степени способствуют развитию абстрактного мышления, поскольку опираются на конкретные факты, эксперименты и другие данные.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению предмета, активнее развивает абстрактное мышление. Его применение особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Репродуктивные методы. Репродуктивное мышление подразумевает активное восприятие и запоминание информации, представленной учителем или другим источником обучения. Методы воспроизведения особенно эффективны, когда содержание учебного материала носит преимущественно информационный характер, представляет собой описание способов практических действий, является очень сложным или принципиально новым для того, чтобы учащиеся вели самостоятельный поиск знаний.

В проблемном обучении используются методы проблемно-поискового обучения. При использовании проблемно-поисковых методов на уроке учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (задает вопросы, предлагает проблему, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность результатов, представляет готовое проблемное задание. Опираясь на предыдущий опыт и знания, учащиеся делают предположения о вариантах решения проблемной ситуации, обобщают ранее полученные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя выделяются на основе оценки степени самостоятельности студентов в осуществлении педагогической деятельности, а также степени контроля этой деятельности со стороны преподавателя.

Методы стимулирования учебной деятельности школьников

Интерес во всех его видах и на всех стадиях развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности,

2) наличие когнитивной стороны этой эмоции,

3) наличие прямого мотива от самой деятельности.

Одним из приемов, входящих в метод эмоциональной стимуляции обучения, можно назвать прием создания ситуаций развлечения в классе — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Занимательные аналогии выступают как метод, относящийся к методам формирования интереса к обучению.

Эмоциональные переживания возникают при использовании метода удивления.

Артистизм, яркость, эмоциональность речи учителя имеет большое значение для создания эмоциональных ситуаций во время обучения. Без всего этого, конечно, речь учителя остается полезной информативно, но она не реализует реальную функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ценным методом стимулирования интереса к обучению можно назвать метод познавательных игр, который основан на создании игровых ситуаций в процессе обучения. Игра давно используется как средство стимулирования интереса к обучению.

Учебные беседы. Известно, что в споре рождается истина. Спор — дискуссия — вызывает интерес к предмету. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и во время изучения обычных учебных вопросов на каждом уроке. Например, студентов специально просят высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь вопрос типа «Кто думает по-другому?» стал традиционным. И когда такой метод вызывает спор, студенты бессознательно делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного вывода от преподавателя. Таким образом, учебный спор действует как метод пробуждения интереса к обучению.

Все чаще в школьной практике, и особенно в классе, можно увидеть организованные учебные дискуссии с неигровым персонажем. Например, это могут быть учебные дебаты, в ходе которых старшеклассники (а такие методы доступны только им) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, анализируют с разных сторон то или иное художественное произведение, обсуждают различные точки зрения на новые физические и химические открытия.

Одним из наиболее эффективных методов пробуждения интереса к обучению является создание ситуаций успеха в учебном процессе. Известно, что без чувства достижения нельзя рассчитывать на успех в преодолении академических трудностей. Поэтому опытные преподаватели подбирают задания для учеников таким образом, чтобы те из них, кто нуждается в стимуляции, получили доступное для них задание на соответствующем этапе, а затем перешли к более сложным упражнениям. Создание благоприятной морально-психологической атмосферы во время выполнения определенных учебных заданий играет важную роль в создании ситуации успеха. Благоприятный микроклимат во время тренировок снижает чувство неуверенности и тревоги. На смену страху приходит уверенность.

Методы развития чувства долга и ответственности

В основе процесса обучения лежит не только мотив познавательного интереса, но и ряд других мотивов, среди которых особенно важны мотивы долга и ответственности учащихся в обучении. Эти мотивы позволяют учащимся преодолевать неизбежные трудности в обучении, испытывать удовольствие, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в обучении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе целой группы методов и приемов:

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы орального контроля. Контроль полости рта осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель задает ученику несколько вопросов, отвечая на которые, ученик показывает, насколько он понял предмет. При фронтальном опросе учитель выбирает серию логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом, прося конкретных учеников ответить кратко.

Письменные методы контроля. В процессе обучения эти методы включают письменные тесты, сочинения, диктанты, экзамены и т.д.

Лабораторные методы контроля. В число лабораторных контрольных работ входит проверка навыков использования учебных пособий и приборов, экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые реально могут быть выполнены в ходе контрольной работы.

Компьютерные методы управления. Методы компьютерного контроля качества усвоения знаний, которые обеспечивают высокую скорость тестирования и достаточно высокую степень объективности контроля, но не могут учесть психологические особенности ученика, постепенно входят в педагогическую практику. Также невозможно проверить логику и умение читать на языке, чтобы вовремя помочь студенту в случае затруднений.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся способностей к самоконтролю уровня усвоения учебного материала, умения находить ошибки, неточности, определять пути устранения выявленных пробелов.

Предложенная классификация методов обучения является относительно целостной, так как учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). Она рассматривает такие аспекты когнитивной деятельности, как восприятие, понимание и практическое применение. Она рассматривает все основные функции и стороны методов, обозначенных этим периодом педагогической науки, не отвергая ни одного из них. Однако он не просто объединяет механически известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, что требует выбора их оптимального сочетания. Наконец, предложенный подход к классификации методов не исключает возможности дополнения ее новыми частными методами, возникающими в процессе совершенствования учебного процесса в современной школе.

Каждый метод можно представить как состоящий из набора методологических приемов. Поэтому, характеризуя далее различные методы, отметим содержащиеся в них методологические приемы. Хотя следует отметить, что проблема более полного выявления и анализа методов обучения является одной из самых актуальных в общем вопросе дидактических исследований.

классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Смотреть картинку классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Картинка про классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации. Фото классификация методов обучения ю к бабанского что положено в основу классификации

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *