классификация наук по отношению к практике
Конспект на тему: » Классификация наук»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Критерии классификации наук
Классификация — это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает. Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.
Классификация наук по предмету исследования
По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.
Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). В своей книге «Мировые загадки» (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. «Загадки Э. Геккеля» можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.
Естествознание — это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.
Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.
Гуманитарные науки — это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки — это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой «второй природы», мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902—1984), — это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724—1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических наука
Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию. Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.
Теоретические и эмпирические науки
По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.
Слово «теория» заимствовано из древнегреческого языка и означает «мыслимое рассмотрение вещей». Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.
Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово «эмпирический» произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента. Слово «эксперимент» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент «задает вопросы» природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях. Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента. В настоящее время термин «эмпирические и теоретические» науки заменен более адекватными терминами «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования». Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.
Фундаментальные и прикладные науки
С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки. Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые — на наш образ жизни.
Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки «чисто научными исследованиями», подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Некоторые ученые XIX в. утверждали, что «физика — это соль, а все остальное — ноль». Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические — опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках. Например, в области права к фундаментальным исследованиям относится теория государства и права, в которой разрабатываются основные понятия права.
Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи. Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.
Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым А. М. Ампером (1775—1836). Немецкий химик Ф. Кекуле (1829—1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения — механическом
Понятие «наука». Функции науки. Классификация наук.
Содержание:
↑ Понятие «наука»
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
Основная продукция: понятия, законы, теории.
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
↑ Классификации наук
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
↑ Модели развития научного знания
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.
Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*». |
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
↑ Функции науки
Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:
Классификация наук
Все интеллектуальные дисциплины делятся на науки и ненауки. Водораздел между ними идет по вопросу о признании и непризнании научной методологии. Интеллектуальные дисциплины, признающие научный метод познания, называются науками. Интеллектуальные дисциплины, отрицающие научную методологию или использующие неадекватные методы познания, называются, соответственно, лже-науками и псевдо-науками.
Основные типы наук
Математика и философия относятся к мета-наукам.
1. Естественные науки
Естественные науки изучают окружающую природу, которая может существовать без человека, а также и такую природу, которая может существовать и без разумной деятельности человека.
Например, композитные материалы изучают естественные науки, хотя композитные материалы искусственно создают люди. В естественной природе такие материалы могут никогда не встречаться. Но если все люди исчезнут, то композитные материалы могут остаться существовать без наличия людей. Поэтому композитные материалы изучают естественные науки.
Или, например, такая естественная наука, как анатомия изучает устройство человеческого тела, так как тело человека появилось до того, как человечество стало разумным и тело человека останется таким же, если человек потеряет разум.
Фундаментальные естественные науки
Кроме этих двух видов фундаментальных естественных наук, иногда выделяют в отдельный вид науки, которые специализируются не на изучении планеты Земля, а на изучении конкретных космических объектов. Например, селенография специализируется на изучении Луны, а петрография изучает метеориты.
Общие фундаментальные естественные науки
Общие фундаментальные естественные науки, это самые общие науки о природе. К этим наукам относятся такие науки, как физика, химия, астрономия, биология и подобные им.
Разумеется, к общим фундаментальным наукам относятся и все разделы этих наук, и все пересечения и стыковки этих наук. Например, ботаника, зоология, астрофизика, биофизика, космология, космогония, биохимия, анатомия, квантовая физика, термодинамика, механика и т.п.
Фундаментальные естественные науки о Земле
Фундаментальные естественные науки о Земле это те же самые общие фундаментальные естественные науки, которые специализируются на изучении планеты Земля. Это такие науки, как география, геология, океанография, океанология, вулканология, климатология, метеорология и т.п.
Прикладные естественные науки
Прикладные естественные науки, это такие естественные науки, которые имеют непосредственное применение человеком на практике. Открытия и выводы фундаментальных естественных наук могут на практике нигде не применяться. Например, наши знания о черных дырах нигде на практике нами не применяются. Порой проходят десятилетия или даже столетия прежде чем фундаментальные знания найдут какое-то практическое применение. А прикладные естественные науки заняты решением непосредственных практических задач.
В основном, это разные технические науки. Но не только. К прикладным естественным наукам относятся и такие науки, как медицина и гигиена.
2. Социальные (общественные) науки
Социальные науки, это науки о человеческом обществе.
Человеческое общество не может существовать без разумной деятельности человека. Если человек перестанет быть разумным, то человеческое общество, в отличие от человеческого тела, сразу же деградирует. Поэтому науки, изучающие общество, не относятся к естественным наукам.
Примерами общественных наук являются такие науки, как экономика, история, социология, правоведение, юриспруденция, политология, политэкономика, экономическая география и т.п.
3. Гуманитарные науки
Гуманитарные науки, это науки о внутреннем мире человека и его духовной культуре.
Примерами гуманитарных наук являются такие науки, как этика, эстетика, культурология, искусствоведение, литературоведение, история искусства и т.п.
Другие науки
Существует еще масса других наук на стыке этих трех типов наук.
Например, такая наука, как экология находится на стыке социальных и естественных наук. А наука психология находится на стыке социальных и гуманитарных наук.
Мета-науки
Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.
Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.
Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы исследования.
И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.
Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.
Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.
Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.
Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки, чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.
С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они раньше всех других наук отделились от философии.
Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.
Ненауки
Лженауки
Лженаука полностью отрицает метод научного познания. Лженаука использует придуманные правила, которые ничем не обоснованы. Поэтому лженауки процветают там, где сложно сразу увидеть несостоятельность этих придуманных правил. Если несостоятельность правил лженауки лежит на поверхности, то такая лженаука умирает.
Например, алхимия, это мертвая лженаука, так как её практическая несостоятельность сразу бросается в глаза. А вот астрология, это относительно процветающая лженаука, так как простым людям её несостоятельность явно не бросается в глаза.
Разделение на науку и лженауку произошло тогда, когда в той или иной интеллектуальной дисциплине появлялась научная методология. Если человек, который занимался этой дисциплиной, признавал научную методологию и следовал ей, то он начинал заниматься наукой. А если отрицал научную методологию, то он занимался лженаукой.
Классический пример, это как в конце Средних Веков астрономия разделилась на собственно астрономию и астрологию. Еще Кеплер был одновременно и астрономом и королевским астрологом. И это было типично для того времени и для предшествующих времен. Астрономы тех времен чертили звездные карты, измеряли положения планет на небе и одновременно составляли гороскопы. Это было едино и неразрывно связано. Многие астрологи внесли значительный вклад в астрономию.
Но сейчас, после появления научного метода познания в области изучения движения планет, ситуация совсем иная. Практически не встречаются такие астрономы, которые увлекаются астрологией. И среди астрологов уже не найти людей, которые способны сделать какое-нибудь астрономическое открытие. У большинства астрологов нет даже любительского домашнего телескопа.
Аналогично, когда-то и алхимики, пытаясь превратить другие химические элементы в золото или синтезировать эликсир жизни, сделали массу открытий в области химии. Но современные химики уже не занимаются синтезом эликсира вечной жизни и не пытаются превратить ртуть и свинец в золото.
К лженаукам относится огромное количество всяких магических и оккультных наук, эзотерика, а также гадания и ясновидения. До сих пор среди некоторых людей распространен спиритизм, хотя мода на спиритизм, в общем-то, в XX веке окончательно прошла. Кроме того, лженаукой сейчас считается и нумерология, основателем которой был знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор.
Псевдонауки
В современном мире псевдонауки получили огромное распространение среди публики. Это связано с тем, что псевдонауки маскируются под настоящие науки. Людям порой трудно разобраться, чем настоящая наука отличается от псевдонауки.
Основное отличие псевдонауки от настоящей науки и от лженауки состоит в том, что псевдонаука не отрицает научную методологию, но в своей практике применяет такую научную методологию, которая неадекватна предмету исследования. То есть псевдонаука использует неправильный метод научного исследования.
Типичным примером псевдонауки является соционика (и типирование Майерс-Бриггс, которое распространено в англоязычных странах, но по существу является разновидностью соционики). Соционика возникла на базе вполне научной теории швейцарского психолога Карла Юнга. Но соционика использует дедуктивный метод познания. И если для математики и философии, это нормальный адекватный методы познания, то для того, чем занимается соционика (отношения людей и обмен информацией между ними), это совершенно неадекватные методы познания.
Людям, далеким от научной психологии, во всем этом трудно очень разобраться. Ведь сторонники соционики ссылаются на научный авторитет Карла Юнга и представляют соционику, как продолжение этой научной теории. Плюс к этому, сторонники соционики замалчивают все исследования, которые не подтверждают соционику и все факты, которые не укладываются в их теорию и не сообщают статистику этих фактов.
Вместе с тем нельзя не признать, что соционика, это очень стройное логическое учение. По своей логической красоте она не уступает геометрии Евклида. За это соционику любят математики. Именно математик Григорий Рейнин вывел полноту соционических признаков. При этом он не проводил никаких исследований с реальными людьми и их реальными отношениями. То есть без всяких реальных тестирований реальных людей, без анализа статистических данных этих исследований, просто, сидя в кабинете, в соционике можно сделать открытия.
Еще один очень распространенный пример псевдонаучной теории, это теория торсионных полей. Торсионные поля можно ввести чисто математически, как поля, которые приводят к искривлению пространства в виде кручения. Как известно, масса тела приводит к искривлению окружающего пространства. В этом искривлении пространства от массы есть все виды искривления пространства, кроме кручения. Сторонники теории торсионных полей считают это большим недостатком Общей Теории Относительности (ОТО) Эйнштейна и предлагают обобщить ОТО введением в рассмотрение искривления пространства и в виде кручения.
Но физика, это наука, в первую очередь, экспериментальная, а уже потом только теоретическая. А эксперименты не подтверждают существование торсионных полей. Если эксперименты не подтверждают теорию, то тем хуже для теории. По какой-то причине природе в нашей Вселенной не понадобились такие искривления пространства, хотя обобщение ОТО получилось и достаточно красивым с математической точки зрения.
Псевдонаучность теории торсионных полей заключается в отрицании научной методологии в физике, где экспериментальное подтверждение теории ставится во главу угла. Но обычным людям, далеким от науки, во всем этом разобраться не просто. Модное словосочетание «торсионные поля» начали применять где попало и эзотерики и создатели сомнительных лечебных устройств и создатели прочих коммерческих товаров, действие которых, якобы, основано на использовании торсионных полей.
В качестве других примеров псевдонаук можно привести такие псевдонауки, как уфология, волновая генетика, графология, дианетика, френология, физиогномика и другие подобные им. Все эти дисциплины, в отличие от лженаук, претендуют на своё научное обоснование и в том или ином виде применяют научные методы исследования.