классно урочная система обучения была впервые введена
Классно урочная система обучения была впервые введена
|
Создателем современной классно-урочной системы обучения считается Ян Амос Коменский, а время её создания – приблизительно середина XVII века. Однако путь педагогической мысли к такой организации учебного процесса начался задолго до этого.
Вполне узнаваемые признаки классно-урочной системы в Европе обнаруживаются уже в XIV веке в опыте Джона Сила, который руководил начальной школой в Цволле (Голландия, 1374 г.). Дж. Сил ввел деление учащихся на классы и единый порядок перевода в следующий класс. Им было организовано обучение на родном языке, что в XIV в. уже само по себе было новшеством, так как обучение в то время обычно велось по-латыни.
Ещё больше признаков современной классно-урочной системы мы находим в педагогическом опыте Иоганнеса (Иоганна) Штурма (1507-1589). В 1538-1567 гг. Штурм возглавлял протестантскую гимназию в Страсбурге (Франция), а в 1567-1581 гг. – академию, в которую была преобразована эта гимназия. В ней обучалось около 600 гимназистов. Штурм разделил их на классы по годам обучения (сначала 7 лет, потом срок обучения был увеличен до восьми лет). Если в классе оказывалось много учеников, то класс делился ещё на группы по 10 человек во главе со старшим учеником (прообраз белл-ланкастерской системы, которая появилась в конце XVIII – начале XIX вв.).
Штурм чётко разграничил учебные предметы, и на одном уроке изучался один конкретный предмет. Он впервые детально разработал и применил единый учебный план. Фактически систему обучения Штурма уже можно назвать классно-урочной, поскольку в ней присутствуют все основные признаки такого обучения. Однако обучение велось на латинском языке, и только на основе «классических» произведений. Поэтому дети поступали к нему учиться лишь после определённой подготовки, которая обычно занимала два года.
Интересно, что создатели массового обучения принадлежали к неортодоксальным направлениям христианской религии.
Дж. Сил являлся членом христианского «Союза братьев совместной жизни». (Это объединение было прогрессивным. Например, только в Голландии «братья совместной жизни» основали около шестидесяти типографий, обеспечивавших книгами всех учеников.)
И. Штурм руководил протестантской школой и академией, весьма нетипичной для католической Франции.
Я.А. Коменский был епископом Чешскобратской церкви (религиозно-политического объединения «моравские братья»), которая выступала против власти Рима. Известно, что в школах, которые действовали в общинах «моравских братьев» («братских школах»), ещё до Коменского существовали элементы организованного систематического обучения. Поэтому идея оптимальной организации всего учебного процесса по единому плану была для него вполне естественной и очевидной.
Классно-урочная система обучения
Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.
Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ — спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» — отряды.
Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс — один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д.
Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков. [2]
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т. д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.
Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.
Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам. [3]
Классно-урочная система обучения
Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским.
Основные признаки классно-урочной системы обучения:
* все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
* содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
* учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
* для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
* по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
* изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.Термин «классно-урочная система» впервые ввел российский ученый Милослав Александрович Балабан. Впервые книга была опубликована в 1992 году в газете «Первое сентября». В ней автор проанализировал историю возникновения классно-урочной системы и предложил противопоставить ей систему «школа-парк», в которой одновозрастные классы, обязательные уроки и программы заменяются парк-студиями, открытыми для детей разных возрастов.
Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков.Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.
Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский..
В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.
Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.
Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.
Классно-урочная система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.
В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система.
Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.
Статья «История развития классно-урочной системы».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Преподаватель истории и обществознания
ЧПОУ МК «Авиценна» г.Ставрополь
История развития классно-урочной системы.
Классно-урочная система обучения — это основная в современном образовании и широко распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие группы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (например — учебного года), причём, все учащиеся работают над изучением одного и того же материала. Главной формой обучения при этом является урок.
Урок – это форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Характеризуется она определенным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени.
В конце XVI— начале XVIII вв. в связи с активным развитием экономики, появлением и развитием фабрик, возникла необходимость перехода от индивидуального обучения детей к массовым его формам. Тогда начала развиваться школьная система. В то время она была в зачаточном состоянии, но скрывала в себе возможность дальнейшего развития. Эта система давала возможность одному учителю одновременно обучать большое количество учащихся одинакового возраста и уровня подготовки.
В XVII в. классно-урочная система получила признание, а в XIX в. стала основной в организации школьного обучения во многих странах.
На рубеже XVIII —XIX вв. в Англии возникла потребность в квалифицированных рабочих и специалистах. Возросло внимание к развитию массового образования. Препятствием же стала нехватка преподавателей. Тогда появляется система взаимного обучения. Способные ученики обучались утром сами, а во второй половине дня учили по инструкции преподавателя других детей. Так одномоментно училось до 300 человек. Но и уровень обучения был низким. Начался поиск новых путей решения проблемы.
В начале ХХ века в США стала применяться система индивидуализированного обучения – лабораторная система обучения. Занятия шли индивидуально по заданиям учителя в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Новый материал вообще не объяснялся. Учитель был только организатором учебной работы и помощником. Результат – низкий уровень обучения. Система не закрепилась.
Следующей новинкой в начале ХХ века стал американский «метод проектов». Учебная работа сводилась к практической работе. Ученики не получали глубоких, научных, не было и воспитательного результата.
Университеты сформировали лекционно-семинарскую систему получения знаний. Она основана на опыте учебно-познавательной деятельности.
В российских школах классно-урочная система стала внедряться в сферу образования в последней четверти XVIII в. В этом же веке она была признана главной.
В конце XIX – начале XX вв. в классно-урочной системе обнаружились серьезные недостатки. В их числе классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Объединять учеников по способностям не так-то и просто: гуманные соображения делают затруднительным отбор детей. Не существуют критерии определения уровня развития способностей учеников. Практически неизбежно нарушается однородность состава класса.
В 1920 е годы в СССР некоторые педагоги старательно переносили форму лабораторных работ на советскую почву. Здесь в 20-е годы ХХ века подобная система носила название бригадно-лабораторного метода. В ней наблюдалось соединение коллективной работы с бригадной (5-6 учеников). Как правило, активно работала ограниченная группа, а оценку получали все. Урок разрушался. Поэтому в 1932 году применение лабораторно-бригадной, как не оправдавшей себя, системы резко сократилось.
Учитель сам отстранялся на длительное время от непосредственного руководства постоянной группой учащихся. Работа здесь выполнялась учащимися коллективно по бригадам.
Не имея правильного и систематически осуществляемого руководства со стороны учителей, большинство учащихся не овладевало нужными знаниями. Было решено, что «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок».
За годы развития школы в СССР накопился большой опыт в использовании классно-урочной системы. Она способствовала и до сих пор способствует реализации целей и задач в образовании и воспитании. Урок по сравнению с другими формами работы дает возможность обеспечивать качество знаний, уровень успеваемости и дисциплины учащихся. Идет интеллектуальное развитие, формируются мировоззрение и характер ученика. Урок имеет целостность, полноту и завершенность. В то же время урок лишь составной элемент связанного целого – процесса изучения предмета с общей целью, задачами и содержанием.
Уроки должны включать в себя также работу по повторению пройденного и по проверке знаний учащихся. Весь ход работы на уроках должен соответствовать принципам обучения, которые являются для учителя неуклонным руководством к действию. На уроках должны применяться разнообразные методы обучения, к выбору которых учитель обращается не случайно, а в соответствии с содержанием работы и дидактическими целями, с учётом возрастных особенностей учащихся и других условий.
Так, ученики младших классов не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном в силу возрастных особенностей. Материал изучается легкий, простотой. Учитель быстро меняет виды деятельности, урок состоит из всех известных этапов: проверка знаний, объяснение нового материала, повторение, закрепление (комбинированный урок).
Ученики средних классов (V—VII классы) дольше могут сосредотачиваться, поэтому объяснение учителя может быть долгим. Можно провести самостоятельную работу, закрепить новую тему, проверить знания, провести эвристическую или повторительную беседу.
Старшеклассники (VIII—X классы) чаще работают над каким-то одним видом деятельности: изложением нового материала (например в форме школьной лекции учителя), повторением пройденного (например в форме докладов учащихся), самостоятельным работам, требующим применения полученных знаний (например сочинениям, лабораторным работам и т.д.). Их нужно учить вниманию на занятиях и прививать способность не отвлекаясь, плодотворно заниматься все время урока, будь то изучение нового материала, практическая самостоятельная работа или обсуждение выступлений товарищей.
Классно-урочная система весьма успешно применялась до сих пор и в советской, и в российской школе. Она настолько хороша и полезна, сочетаема с другими системами, что ее очень трудно заменить в общеобразовательной школе.
С середины 60-х гг. прошлого века в учебном процессе появляется производственная практика учащихся, в том числе и на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях; экскурсии, в том числе производственные; занятия в кружках, практикумы, семинары и пр.
Сегодня методисты, преподаватели ведут постоянные поиски путей совершенствования урока истории. Видят они достижение этого результата через разнообразие структуры урока. Учет особенности педагогического процесса именно в этом классе в сочетании с учетом общих закономерностей обучения дает замечательный результат.
Учитель проводит всеобъемлющий анализ программы обучения в целом и каждого курса в отдельности, осваивает содержание предлагаемых учебников.
Методика, соответствующая содержанию темы, позволяет усложнять занятия от урока к уроку и делать обучение развивающим. Поурочный план – это педагогическая модель урока. В нем отражается коммуникация учителя и учеников: вопросы и возможные ответы на проблемные задания, обсуждение заданий и общего вывода по окончании урока.