классный руководитель и дистанционное обучение
Дистанционное обучение для классного руководителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Мишкино МР Мишкинский район Республики Башкортостан
Разработал: Ибагишева Вероника Альбертовна
Учитель технологии и предпринимательства
МБОУ СОШ №2 с.Мишкино
Кв.категория : 1 (Первая)
Школьное образование — это не только обучение, но и воспитание детей, за которое отвечают не только учителя-предметники, но и, прежде всего, классные руководители. Всеобщий переход школ на дистанционный формат не оставил без работы: теперь выполнение своих функций очно и онлайн.
Методические рекомендации – это индивидуально-разработанная структурированная информация, определяющая порядок выполнения, логику, элементы, разделы проведения занятий и мероприятий, изучения тем.
Для полноценной разработки методических рекомендаций (далее МР) необходимо ответить на следующие вопросы:
— Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?
— Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?
— Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?
— Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?
— Как правильно организовать работу классного руководителя?
Еще в начале прошлого года мало, кто задумывался над этими вопросами.
Возникшая ситуация, связанная с необходимостью проведения в школах занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, требует очень серьезного внимания к организации этого процесса в образовательных организациях, т.к. не существует отработанных и научно обоснованных алгоритмов проведения занятий в течение целого учебного дня в системе онлайн взаимодействия педагога и учащегося, исключающих неблагоприятное влияние на здоровье школьника.
В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу» шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основах опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, на методических рекомендациях и уставах образовательных учреждений, на самостоятельном опыте и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.
Ибагишева Вероника Альбертовна, учитель технологии и предпринимательства МБОУ СОШ № 2 с.Мишкино, 1кв.категории, тел.89273133120
Все мы знаем, что школьное образование — это не только обучение, но и воспитание детей, за которое отвечают не только учителя-предметники, но и, прежде всего, классные руководители.
Поэтому у меня, классного руководителя, при переходе на дистанционное обучение сразу возник вопрос, как организовать работу моего класса, как сохранить то, чем мы жили, как укрепить отношения учителей, учеников и других участников образовательного процесса.
Актуальность: МР являются опорой для учителя при организации воспитательной и учебной деятельности. Имея дополнительные, конкретные пути проведения занятий, любому специалисту, независимо от направленности в образовательной сфере, будет легко, быстро и продуктивно вести свою деятельность.
Цель: создать общедоступные и многофункциональные МР для образовательной деятельности классных руководителей, педагогов-предметников.
Классный руководитель-навигатор в области современных платформ для самообразования и дистанционного обучения, психолог детского коллектива, чуткий наставник, организующий учебный процесс и досуг ребят.
Ожидаемые результаты: полноценное овладение опытом организации учебной деятельности в дистанционном формате, может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, например, технология; способствует повышению мотивации обучающихся; помогает увеличению педагогической базы знаний для правильного решения возникших вопросов.
Новизна: Методическое сопровождение учителей- предметников имеет обширную и объемную библиотеку, что не в полной мере можно сказать о ведении деятельности классного руководителя. В настоящий момент, классный руководитель имеет чек-листы, которые содержат не рекомендательный характер, а скорее обязательный, это перечень утвержденных, закоренелых правил и действий, которые должны привести к точному результату. Но мир не стоит на месте, он совершенствуется и диктует новые правила, выдвигает новые требования, под которые должен подстраиваться весь образовательный процесс, со всеми своими комплектующими.
Воспитательная работа классного руководителя в общеобразовательной организации осуществляется в дистанционном режиме на основании «Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», где он выполняет следующие функции:
1) организует ежедневный мониторинг обучающихся дистанционно и
заболевших (тех, кто не может приступить к обучению даже в
дистанционном формате) в определённое время;
2) проводит мониторинг готовности к обучению в дистанционном
формате обучающихся: наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с
выходом в Интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес Skype
(либо другого ресурса для видео взаимодействия);
3) собирает актуальные данные родителей (телефон, электронная
почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей);
4) осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с
учителями-предметниками, чтобы владеть текущей ситуацией;
5) организует регулярное видеообщение (при наличии технической
возможности) с учащимися класса; продумывает тематику этого общения для
мотивации учеников, поддержки и формирования учебной
самостоятельности; по возможности образовательной организации
подключает к процессу психолога;
6) информирует родителей (законных представителей) о возможности
организации продуктивного досуга детей с использованием цифровых
просветительских ресурсов виртуальных музеев, выставок и кинотеатров.
Переходя на заочные образовательные формы, важно сохранить преемственность и единство воспитательного процесса. Поэтому классным руководителям следует ориентироваться на имеющийся план воспитательной работы, корректируя формы и технологии работы, изменяя (углубляя, сокращая) его содержание.
При организации воспитательной работы классного руководителя использованием дистанционных образовательных технологий приведу список онлайн сервисов, обеспечивающих видеосвязь, контакт в реальном времени:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация «Особенности работы классного руководителя в условиях дистанционного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Особенности работы классного руководителя в условиях дистанционного обучения»
Катанаева Л.Я., классный руководитель 1 «А» класса МАОУ Андреевской СОШ
Описание слайда:
Воспитательная работа без использования цифровых ресурсов
Особенности организации воспитательной работы с использованием цифровых ресурсов
Описание слайда:
Воспитательная работа без использования цифровых ресурсов
Описание слайда:
Microsoft Teams — это сервис для связи: видеоконференции, чаты, совместный доступ к документам, он работает в пакете сервисов Office 365. https://teams.microsoft.com/start
Google Hangouts Meet — также бесплатно предлагает премиум-функции сервиса для видеосвязи. Теперь можно без оплаты: делать видеоконференции до 250 участников, устраивать стримы с количеством 13 зрителей до 100 000 человек, записывать встречи и сохранять записи на «Google Диск». https://www.businessinsider.com/google-hangouts-videoconferencing-free-coronavirus-zoom-2020-3
Zoom — эта платформа для конференций дает бесплатно организовывать встречи до 100 участников. https://zoom.us/
Cisco Webex — еще одна платформа для корпоративной видеосвязи. На время пандемии здесь расширен бесплатный тариф — в конференции могут участвовать до 100 человек, и она не ограничена по времени. https://www.webex.com/
Классные часы онлайн
Онлайн – сервисы, обеспечивающие видеосвязь:
Описание слайда:
Организация совместного досуга.
Просмотр и обсуждение фильмов
Сервисы для совместного просмотра фильмов и видео онлайн:
Будни классного руководителя на удаленке
Дистанционное обучение – формат не новый, но в таком объёме использовался впервые. Для учителей это стало дополнительным испытанием. Особенно для классных руководителей: подготовиться к конференциям, выслать задания, проверить домашку, ответить родителям. В таких условиях педагогов не подвела выдержка, не покинул позитив. Своим опытом делится учитель китайского языка и классный руководитель школы №1354 «Вектор» Светлана Березина.
Учителя, узнав, что уроки будут проходить в дистанционном формате, готовились, обучались и отлаживали новую систему работы. «Никто не знает, что нас ждет, – подумала Светлана. – Но я же мама своих троих и еще 32 ребят, которые будут сидеть дома неопределенный срок. Нужно их мотивировать, общаться, подбадривать, веселить. И спорт нужен. И про учёбу нельзя забывать».
Постепенно педагог начала вводить ребят в новый режим: давала ссылки на интересные задания, викторины, квесты по разным предметам, обещала бонусы: кубки, современную канцелярию. Устраивала конференции. Пока не учебные: чтобы привыкли к новому виду работы, общались в онлайн, занимались физкультурой. Запустили спортивный challenge «Планка». Все дети каждый день стояли в планке и присылали фото, а по пятницам в онлайн-режиме планка была у всех, даже у педагога, все становились единой командой. Учитель предлагала и другие креативные задания: собрать из подручных вещей название класса. Творческий тренинг на командообразование в условиях самоизоляции полезен.
Подошло время онлайн-уроков. Утро у классного руководителя начиналось с проверки чатов, почты, ответов на вопросы родителей и доброго приветствия детям. «Завтрак с семьёй, – рассказывает Светлана свой дневной распорядок. – Обсуждаем расписание, планы, расходимся по комнатам: у каждого свои уроки. На перемене за 20 мин делаю миллион дел: отвечаю на вопросы по урокам и расписанию, готовлю обед, отправляю фото домашней работы своих детей – и снова к школьной работе». Много времени уходило на сообщения в чатах WhatsApp, ЭЖД, почте: задания, ссылки на конференции, переписка с родителями. Понемногу всё вошло в новое русло. Даже праздники научились справлять онлайн: День Победы, дни рождения детей – всё через окно конференций. И всё бы хорошо, только работа внезапно заняла всё время, с 8 утра почти до полуночи. Светлана рифмовала рутинные дела и получились стихи, которые полностью отражают работу классного руководителя на дистанте:
Закончились славные дни без уроков,
Информации в голову тыща потоков:
Ссылка на Zoom, ЭЖД и YouTube
Миллион сообщений и варить нужно суп.
Порой всё так сложно,
Порой просто весело,
Мой 6 «З» не давал поскучать!
Даже стала дни рифмовать!
«Светлана Сергеевна, как в ЭЖД войти?
А в конференцию как мне зайти?
Эти вопросы звучали всегда,
По сути, не проблема, а ерунда!
Как домашки прикрепить?
На конференции можно пить?
А зачем классный час и онлайн рисование?
Зачем вам опрос про образование?
Камеру обязательно включать?
А то не заправил еще я кровать…
Почему микрофон, говорите, не включен?
Да уроками просто уже я замучен!
Историк дал тест, а «руссалка» диктант,
Хотят математики открыть наш талант.
Биологи, химики очень нами гордятся,
Мы же на Сеченова хотим равняться!»
Все сообщения, письма и чаты,
Нет и секунды, ни капли пощады.
Ответить ребенку, объяснить родителю
Выполняю функции классруководителя!
В сутках теперь будто сотня часов!
Не забыть провести еще пару кружков…
Проверить: задания все прикрепились?
На конференцию все дети явились?
Домашки ребята все выполняют?
Расписание свое дистантное знают?
Встретимся в Zoom, просто так потрепаться?
Так хочется с вами просто обняться.
После встречи онлайн на душе так спокойно,
Классного руководства всё же достойна.
К концу день подходит, осталось немного
Всего ничего и к кровати дорога….
Всего-то проверить заданья ребят,
Правда, кто когда хочет его сохранят,
МЭШ пролистать, в ЭЖД прикрепить,
Доделать проект, его защитить.
Коллеге помочь, почитать интернет,
Семью не забыть и пожарить котлет.
На учёбу «сходить», всё обсудить,
Наконец-то, кофе утренний допить.
Жизнь учителя сейчас непроста,
Но всегда найдется красота!
Даем пример ежедневно в эфире,
Как не сойти с ума в квартире!
Дарю вам улыбку и свой позитив!
Вы знаете, я люблю креатив!
Летом в Москве почти все остаетесь,
Поэтому в Zoom ко мне снова вернетесь!
Очень скучаю, дети, по вам,
Будто вся жизнь на пополам!
Но мы с вами выжили! Мы всё смогли!
И будем стремиться только расти!
Хочется надеяться, что будущий учебный год пройдёт в оффлайн, а последняя четверть 2019/20-го останется новым опытом и ярким воспоминанием для детей, учителей и родителей.
Статья «Плюсы и минусы работы классного руководителя в дистанционном режиме обучения.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Плюсы и минусы работы классного руководителя в дистанционном режиме обучения.
В связи с эпидемией коронавируса школы работали на дистанционном обучении. Для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, сервисы Zoom и Discord, учебники в цифровом формате, электронный журнал.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Но не все так гладко, как хотелось бы. Родители (в основном те, у кого дети младшего школьного возраста) были недовольны тем, что им теперь приходилось постоянно выполнять задания вместе с ребенком, внимательно следя, чтобы он не просто сидел в планшете (компьюторе), а действительно занимался, слушал. Ребенок в этом возрасте полностью не осознает всю ответственность. Ту часть заданий, которую задают для самостоятельного изучения (закрепления), работающие родители проходили с ребенком вечерами. Плюс к этому добавлялись домашние задания. Для ребенка вся нагрузка распределялась на вечернее время. Отсюда и возникает негативное отношение в адрес школы и учителя. Основными проблемами для большинства становятся плохая дисциплина (ведь дома больше соблазнов на что-то отвлечься), очень затруднительна проверка домашних заданий (кое-как сфотографированных) и технические неполадки.
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
Подводя итог всему сказанному в дистанционном образовании грандиозный минус — это отсутствие полноценного общения с учителями, то есть живого урока. Дистанционное обучение – это просто лучше, чем ничего в подобных обстоятельствах. Это никакне заменит школу.
Классное руководство в дистанционном режиме.
2019-2020 учебный год подходит к завершению и надо признать, что 4 четверть для школьников и нас, учителей, стала очень необычной.
С 6 апреля все школы осуществляют образовательную деятельность в дистанционной форме. Все мы знаем, что школьное образование — это не только обучение, но и воспитание детей, за которое отвечают не только учителя-предметники, но и, прежде всего, классные руководители.
Поэтому у меня, классного руководителя 6 класса, при переходе на дистанционное обучение сразу возник вопрос, как организовать работу моего класса, как сохранить то, чем мы жили, как укрепить отношения учителей, учеников и других участников образовательного процесса.
При работе с классом и родителями во время дистанционного обучения мною на первое место поставлены несколько ключевых задач:
1. Ознакомить родителей с разработанным и утвержденным локальным актом (приказом) об организации дистанционного обучения в школе;
2. Проинформировать о новом расписании занятий;
3. Провести мониторинг технического обеспечения в семьях (наличие компьютера, интернета);
4. Мониторинг посещаемости уроков, выполнения домашнего задания по предметам;
5. При необходимости выступить координатором между учителем-предметником, детьми и родителями;
6. Реализовать выполнение воспитательных мероприятий, предусмотренных планом работы классного руководителя;
7. Рассказать родителям о способах контроля обучения и мотивации детей;
Наша школа осуществляет дистанционное обучение с помощью электронного журнала «Сетевой город». Поэтому мониторинг посещаемости уроков и выполнения домашних заданий осуществляется мною при помощи электронного журнала. Так же электронный журнал предоставляет возможность родителям не только контролировать успеваемость и посещаемость ребенка, но и общаться с другими пользователями, например, учителями. Для входа в дневник необходимо иметь уникальный логин и пароль, который был выдан родителям и ученикам в начале учебного года. Для учеников «Сетевой город» позволяет не только просматривать свои оценки, но и обращаться к большому количеству справочных и тренировочных материалов.
Еще в прошлом учебном году мы вместе с родителями создали группу в Viber для того, чтобы всем родителям была доступна оперативная информация о родительских собраниях, изменениях в расписании, школьных мероприятиях, домашних заданиях. Я считаю, что регулярное общение классного руководителя не только с учениками, но и с их родителями позволяет решить целый ряд педагогических и психологических задач. Многим родителям в период самоизоляции сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они заинтересованы в том, чтобы классный руководитель постоянно выходил на связь. Поэтому все вопросы по работе в дистанционном формате мы обсуждаем в этой группе.
Воспитательная работа с классом ведется в режиме онлайн на платформе Zoom. Еженедельно я провожу со своими учениками онлайн-встречи — те же классные часы, в том числе тематические. На них мы обсуждаем события за прошедшую неделю, режим дня во время самоизоляции, учебный процесс во время карантина, меры профилактики инфекционных заболеваний и другие темы. Например, несколько классных часов были посвящены 75-летию Великой Победы. Совместно с ребятами мы просмотрели презентацию «Дети войны» и затем устроили ее обсуждение. Накануне Дня космонавтики я провела викторину «Человек и космос». На одной из видео-встреч мы с ребятами решили вести фото-видео отчет «6Г – на карантине!» Каждые несколько дней детям выдается задание на различные темы, они присылают мне в личное сообщение фото-видео отчеты, по которым будет создан видеоролик. И я абсолютно уверена в том, что такие встречи помогают детям почувствовать, что они не находятся на самоизоляции в одиночестве.
Важно, что эти встречи являются открытыми: в них участвуют не только дети, но и родители.
Нам, классным руководителям, именно сейчас, как никогда, необходимо поддерживать связь с каждым учеником, чтобы они осознали, что они нам нужны, что мы их не забыли, что их всегда ждет поддержка с нашей стороны. А поддерживая детей, мы тем самым поддерживаем и их родителей.
Самое главное – нам необходимо сохранить добрые отношения с классом, с родителями детей, мы должны пройти через все препятствия только вместе, не вызвав ожесточения друг против друга по выходу в школу.