ключ разумения икона божьей матери в чем помогает
Икона Пресвятой Богородицы «Ключ Разумения»
Существует огромный список чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Некоторые из них особенно чтятся в небольших деревушках, городах, и даже государствах, то есть локально. Зачастую, об истории происхождения таких икон знают только выходцы из этих местностей. Одной из таких икон можно назвать образ Богородицы «Ключ Разумения».
История происхождения иконы
Неким прообразом для данной иконы послужила икона Богородицы XVI века «Прибавление ума». Образ Богоматери с Младенцем для этой иконы, в свою очередь, был взят из католической статуи Марии, которая находилась в городе Лорето, Италия.
На иконе Дева Мария изображается в полный рост. Чуть ниже находится ключ, который ангелы благоговейно поддерживают. Этот ключ может символизировать истинную суть человеческого бытия. Ведь именно через рождение и приход в мир Иисуса Христа человечеству удалось познать истинного Бога, истинное спасение. И все это благодаря смирению и согласию Девы Марии.
Важным элементом, который отличает эту икону от образа «Прибавление ума», является арка. Эта арка — своеобразная грань между Небесным Царством и земным миром. Благодаря любви Бога к своему созданию и происходит эта передача истины (ключа) в мир земной. Икона написана по канонам Православной Церкви.
Самую древнюю икону подобного типа можно найти в кладбищенском храме городка Балахна, который находится в Нижегородской области. Празднование в честь иконы происходит ежегодно 15 апреля.
Важно знать! Православные христиане иногда отождествляют иконы «Ключ Разумения» и «Прибавление ума». На самом деле — это две разные иконы, хоть и подобны по назначению. Основным элементом отличия в иконе «Ключ Разумения» является арка.
В чем помогает
Как и любая другая икона, образ «Ключ Разумения» известен своими чудотворными свойствами. Перед этой иконой молятся ученики и их родители, когда у ребенка возникают трудности в учебе. А дети с проблемами умственного развития получают помощь при усердной молитве их родителей.
Еще о молитве об учащихся:
Как молиться
Молиться можно келейно (дома) и в храме, громко или про себя. Главное — делать это от души и с пониманием сказанного. Существует специальная молитва перед иконой «Ключ Разумения»:
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
Икона Ключ разумения
Икона Ключ разумения относится к числу местночтимых икон, она достаточно редкая и не очень распространенная, но довольно почитаемая. Иногда ее отождествляют с иконой Божией Матери «Прибавление ума«, но это разные образы, хотя и близкие по смысловому содержанию.
Чудотворных икон Божией Матери великое множество, число их знает только Сама Царица Небесная, являющая нам то один чудный образ, то другой. По нашей нужде, в годину бед и лишений. Некоторые из них особенно почитаются в отдельных городах, селах или даже странах, пока не разлетится повсеместно весть о чудесах.
К таким образам относится икона Ключ разумения, которая прославилась в городке Балахны Нижегородской области. Находилась икона Ключ разумения в кладбищенской церкви. После того, как совершилось несколько исцелений и чудотворений от образа Божией Матери, стали распространяться списки иконы.
Мо мнению некоторых исследователей, прообразом для написания иконы Божией Матери «Прибавление ума» (Подательница ума) послужила римо-католическая святыня, Лоретская скульптура Девы Марии с Младенцем, вырезанная из кедрового дерева (с XIII по XIV век) и находящаяся в Доме Богоматери в Лоретто.
В свою очередь прототипом иконы Ключ разумения специалисты считают икону «Прибавление ума», многие элементы обеих икон перекликаются с Лоретской скульптурой и Домом Богоматери, в котором Она жила в Назарете (Палестина) и который был перенесен в XIII веке в Лоретто.
На иконе Ключ разумения далматик отсутствует, но присутствует ключ, которого нет на иконе «Прибавление ума», а элементы арки есть и там, и там, но на иконе «Прибавление ума» арка едва заметна на заднем плане.
Иконография: Икона Ключ разумения имеет характерные символические особенности, вследствие чего ее нельзя отнести ни к одному известному типу иконографии, но написана она в соответствии с православными канонами. В иконографии заметно некоторое созвучие и отдельные элементы иконы Божией Матери «Прибавление ума».
Пресвятая Богородица изображена в полный рост, в нижней части иконы нарисован ключ, на который как бы упирается стопами Божия Матерь, стоящая на облаке. Ангелы с обеих сторон благоговейно поддерживают ключ. Ключ символизирует истинную суть человеческого бытия.
Смысл существования человека в обретении Бога. Только через Него можно обрести разумение и достичь Царствия Божиего. Ведь именно через приход в мир Иисуса Христа человечеству удалось познать истинного Бога, истинное спасение. Благодаря смирению и подчинению воле Божией Девы Марии.
Важным элементом, отличающим икону Ключ разумения, является четко обозначенная арка, которая является внешней деталью сходства с Домом Богородицы и которая как бы отделяет мир земной от Царства Небесного. Благодаря любви Бога к Своему созданию и происходит передача истины (ключа) в мир земной.
Молитвенная традиция: Икона Ключ разумения помогает в познании Бога, в учении и самосовершенствовании. Перед ней совершают молебны перед началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей наблюдается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения наук.
Перед этой иконой возносят молитвы к Пресвятой Богородице ученики и их родители, когда у ребенка возникают трудности в учебе. А дети с проблемами умственного развития получают помощь при усердной молитве их родителей. Молиться можно келейно (дома) или в храме, главное от души, с благоговением и пониманием.
Празднование: 15 апреля
Молитва
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
«Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый»
Загадочная иконография «Ключ разумения», или «Ключ разума», относится к изображениям, сложившимся под влиянием искусства оформления старопечатной книги. Известно всего несколько икон на этот сюжет, наиболее ранняя из которых хранится в собрании Государственного Исторического музея.
Икона «Ключ разума». Середина XIX века (до 1856 года). Москва (?). ГИМ
Судя по надписи на оборотной стороне, образ был создан около 1856 года и подарен Екатерине Никитичне Муравьевой (1824–1870), дочери известного декабриста, автора проекта Конституции, инициатора создания Северного общества. Последовав за осужденным мужем в Сибирь, А. Г. Муравьева вынуждена была оставить малолетних детей на попечении свекрови. Двое из них вскоре умерли, а старшая Екатерина «не вынесла тяжелого горя… почти монашеского затворничества с ослепшей, убитой горем бабкой, тоски и постоянного ожидания свидания с любимой матерью и сошла с ума». В воспоминаниях А. И. Бибиковой, внучки ее младшей сестры (родившейся в Читинском остроге Софии Муравьевой), упоминается «сумасшедшая сестра бабушки, окруженная массой мамок, сиделок, разных вдовиц и приживалок… Возили ее по Москве в огромной четырехместной карете, запряженной в унос, с форейтором. В то время уже так ездили только она, старая графиня Бобринская, да возили икону Иверской Божией Матери. Случалось часто, что, завидев странный возок Екатерины Никитишны, прохожие снимали шапки и крестились». Очевидно, заказ иконы с подобным наименованием был связан с психическим недугом Е. Н. Муравьевой. В Исторический музей памятник был передан в дар супругой публициста-славянофила Д. Ф. Самарина Варварой Петровной, урожденной Ермоловой, в апреле 1901 года, и при поступлении образ был назван «масонским».
Титульный лист книги «Ключ разумения» иеромонаха Иоанникия (Галятовского). Киев: Киево-Печерская лавра, 1659. ГИМ
Символико-аллегорическое изображение восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений «Ключ разумения, священником, законным [монахам] и свецким належачый» иеромонаха Иоанникия (Галятовского), изданной в Киево-Печерской лавре в 1659 году. В дальнейшем это первое восточнославянское сочинение по гомилетике дорабатывалось и неоднократно переиздавалось, было популярно не только в западнорусских землях, но и в России. Автор труда — известный духовный писатель и проповедник своего времени, ректор Киево-Могилянской коллегии и игумен Киево-Братского монастыря, впоследствии архимандрит Елецкого монастыря в Чернигове. Его перу принадлежит также сборник «Небо новое…», в котором описываются чудеса от икон Пресвятой Богородицы. В предисловии к «Ключу разумения» он объяснил такое название книги как способ читателю «отомкнуть» двери «до казаня» (проповеди), а затем, священникам и другим людям, и «двери до Неба». Этот образ ключа положен в основу изображения на титульном листе, гравированного Евстратием, а также выполненных с книжной иллюстрации икон.
Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки, в проеме которой изображен крупный, обращенный вверх бородкой ключ. На его стержне помещен евангельский текст:
«Горе вам законником, яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, и входящим возбранисте» (Лк. 11, 52).
Внутри головки ключа, имеющей форму сердца, указаны название книги и ее выходные данные. По сторонам от стержня находятся атрибуты служения пророка Моисея: две трубы с сопроводительной надписью:
«Рече Г[оспод]ь к Моисею: сотвори себе две трубы сребряны» (Чис. 10, 1–2), и Скрижали Завета с текстом: «Рече Г[оспод]ь к Моисею, г[лаго]ля: Истеши себе две досце каменны» (Исх. 34, 1).
В контексте сочинения архимандрита Иоанникия, трубному гласу должен уподобиться голос проповедника, обращающего свою паству к истине.
Вверху в центральном картуше изображено Коронование Богоматери, причем комментарий из Песни песней Соломона необычен: «Гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана, гряди, будеши венчанна» (ср. Песн 4. 8). В левом картуше — сеятель из евангельской притчи (Мф. 13, 3), обращенной к слушающим Слово Божие. В правом картуше — всадник с луком, который истолкован как один из всадников Апокалипсиса, появившийся после снятия первой печати (Откр. 6, 2): это есть «сонм апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец…» (архиепископ Андрей Кесарийский). На колоннах у опор арки помещены библейские надписи, напоминающие о сооружении царем Соломоном иерусалимского храма (3 Цар. 7, 21). На базах колонн написаны цитаты из истории Самсона, например загадка, которую он предложил гостям на брачном пире (Суд. 14, 8–9; 15, 19). Включение иллюстраций к этим сложным текстам в нижние картуши, вероятно, указывает читателям на трудности постижения Библии. Таким образом, уникальная программа гравюры представляет собой не только компиляцию аллегорических образов и текстов Священного Писания, но и своего рода конклюзию-размышление на тему проповеди христианства.
В отличие от сохранившихся единичных небольших образков второй половины XIX — начала XX века, созданных в иконописных селах Владимирской губернии, икона из собрания Исторического музея повторяет гравированный протограф только в самых общих чертах. Здесь отсутствуют пояснительные тексты, от сложной архитектонической формы остались только два высоких постамента с золотыми фигурами сеятеля и всадника. В верхней части изображения, над большим золотым ключом, значительное место занимает изображение Коронования Богоматери в облаках и в самом верху (авторская деталь?) праздник Обрезания Господня в отдельном клейме. Причина появления этого сюжета в символической композиции не совсем понятна. Вряд ли оно объяснялось только личной просьбой заказчиков и каким-то событием в жизни Е. Н. Муравьевой, случившимся в этот день. Скорее, речь идет о богословской трактовке обряда, сопровождавшегося наречением имени, который свидетельствовал о принятии Христом религиозного закона. Смысл этого праздника раскрывается в двух проповедях, включенных в книгу «Ключ разумения».
Возможно, мастер ориентировался не на самую раннюю гравюру в издании 1659 года, а на ее позднейшие упрощенные реплики, в том числе с праздником Обрезания. Отсутствие библейских текстов затрудняет прочтение оригинальной концепции образа, вызывая ассоциации — как при поступлении иконы в музей — с эмблематикой масонства. Ведь представителем этого сообщества был декабрист Никита Михайлович Муравьев и многие его соратники. Да и дом на Малой Дмитровке, в котором доживали свой век София и Екатерина Муравьевы, предназначался его строителем И. А. Фонвизиным «для каких-то масонских обрядов или собраний», почему и казался «не совсем обыкновенным». Характер иконного образа вполне соответствует сохранившимся описаниям атмосферы этого своеобразного дома-музея, в котором благоговейное сохранение памяти декабристов соединялось с традициями православного благочестия.
Судя по художественному исполнению муравьевской иконы, она появилась в 1856 году или незадолго до этого времени. Окружающая композицию рокайльная рамка с тональной разработкой напоминает оклады в стилистике «второе барокко». Вместе с тем, в образе сохраняются черты позднего классицизма, заметна ориентация на традиционное иконописание, присущая, например, палехским и тверским мастерам. Многие из них работали в Москве и Санкт-Петербурге, привнося в столичную эстетическую среду интерес к мотивам древности, к обилию золота и разнообразным техникам его использования.
Икона «Ключ разума». Конец XIX века. Иконописные села Владимирской губернии. Собрание В. М. Федотова
Кроме того, существовала другая иконография с наименованием «Ключ разума», где в полный рост изображалась Пресвятая Богородица, а ключ располагался возле ее ног. В начале XX века почитаемый образ такого извода, перед которым служили молебны для помощи в обучении, находился в Балахне Нижегородской губернии в кладбищенской Троицкой церкви. Появление Богородичного образа с таким смысловым акцентом не удивительно, ведь в Великом Акафисте Богоматерь прославляется как «ключу Царствия Христова». На иконах «Прибавление ума», восходящих к чудотворной скульптуре Пресвятой Девы из Лорето в Италии, также иногда писали: «Ключ разума».
Автор — Яна Зеленина
Бибикова А. И. Из семейной хроники // Исторический вестник. Пг., 1916. Т. 146. Ноябрь. С. 404–426.
Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. М., 1895. Т. 1. Стб. 288.
Синкевич Н. А., Пидгайко В. Г., Левченко-Комисаренко Т. Л., Лопухина Е. В. Иоанникий [Галятовский] // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 78–100.
Ш[евченко] Э. В., З[еленина] Я. Э. «Ключ разумения» («Ключ разума») // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 60–62.