ключарь храма христа спасителя
Протоиерей Михаил Иоаннович Рязанцев
Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
В 1971 году стал иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена, ставшего в том же году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Вынужденно прервал иподиаконское служение в связи с армейской службой 1973-1975 гг. По возвращении из армии вновь стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена.
В 1975 году поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии в 1978 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1982 году со степенью кандидата богословия.
15 марта 1981 года Святейшим Патриархом Пименом рукоположен в сан диакона.
7 апреля 1982 года Святейшим Патриархом Пименом рукоположен в сан священника с возложением набедренника и камилавки. Назначен штатным священником в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря, где проходил служение при митрополите Крутицком и Коломенским Ювеналии.
На Пасху 1985 года возведен в сан протоиерея.
В 1988 году к празднику Пасхи и 1000-летию крещения Руси награжден крестом с украшениями.
В 1992 году назначен настоятелем Успенского храма Новодевичьего монастыря.
5 октября 1994 года был назначен первым Ключарём ещё невоссозданного Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя с оставлением в должности настоятеля Успенского храма Новодевичьего монастыря.
В марте 1996 года освобожден от послушания в Новодевичьем монастыре.
31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры.
1 апреля 2007, за усердное служение Церкви Божией и в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.
Участник Поместного собора 2009 года как член комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви.
22 декабря 2010 года был определен председателем Церковного суда Московской городской епархии.
5 апреля 2015, за усердное служение Церкви Божией и в связи с 60-летием со дня рождения удостоен права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
Женат. Имеет двоих детей.
Имеет церковные и государственные награды:
Ключарь храма христа спасителя
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Настоятель Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
Протоиерей Михаил Рязанцев
Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
Протоиерей Георгий Мартынов
Протоиерей Андрей Марущак
Иерей Иоанн Нефёдов
Иерей Сергий Куксов
Иерей Димитрий Кельманов
Иерей Артемий Кокош
Протодиакон Константин Барган
Протодиакон Николай Филатов
Протодиакон Дионисий Пряхин
Диакон Иоанн Клинцов
Михаил Иванович Рязанцев (протоиерей)
Содержание
[править] Биография
Родился в 1955 году в семье московского протоиерея и был крещён с именем в честь благоверного князя Михаила-Ростислава Киевского.
С детства впитал в себя, по его словам, «стиль и манеру служения Богу» как своего отца, так и других маститых московских священников.
В 1971 году стал иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена, ставшего в том же году Патриархом Московским и всея Руси. Как отмечал протоиерей Михаил, «службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером».
Прервал иподиаконское служение в связи с армейской службой. По возвращении из армии вновь иподиакон патриарха Пимена. Поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии в 1978 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1982 году со степенью кандидата богословия.
15 марта 1981 году патриархом Пименом рукоположён в сан диакона. 7 апреля 1982 года — в сан священника с возложением набедренника и камилавки. Назначен штатным священником в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря, где проходил служение при митрополите Крутицком Ювеналии.
На Пасху 1985 года возведён в сан протоиерея.
В 1988 года к празднику Пасхи и 1000-летию крещения Руси награждён крестом с украшениями.
8 октября 1994 года был назначен первым ключарём ещё не воссозданного храма Христа Спасителя. В то время готовилась площадка для постройки главного храма России.
31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры.
В 2007 году в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.
Участник Поместного собора 2009 года как член комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви.
Обычный приход необычного храма
Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь храма Христа Спасителя
Приблизительное время чтения: 4 мин.
«Незачем тратить такие огромные деньги на строительство нового храма, когда у нас, например, тюрем не хватает», — было время, когда можно было услышать вот такие возражения против восстановления храма Христа Спасителя. Патриарх Алексий II однажды остроумно заметил, что, если будут больше строить храмы, может быть, со временем отпадет необходимость строить тюрьмы.
А еще многие опасались, что храм будет стоять полупустой. Дескать, и в небольших московских церквях молящихся мало, а в таком огромном храме и вовсе будет безлюдно. Однако время все расставило по своим местам: сегодня поток людей в наш храм такой, что на крупные церковные праздники мы даже вынуждены печатать пригласительные билеты. И совершенно не потому, что — как утверждается в расхожем мифе — в Храм Христа Спасителя пускают только высокопоставленных персон, а для простых верующих он закрыт. Те, кто приходят сюда каждую неделю на Литургию, знают, что это не так. Просто поток верующих на праздничные патриаршие службы стал настолько велик, что для собственной безопасности людей приходится ограничивать вход. Храм, рассчитанный на несколько тысяч человек, на Пасху и Рождество не может вместить всех желающих, и людям надо дать возможность молиться, а не бороться с давкой. Поэтому мы печатаем пригласительные — и раздаем нашим прихожанам. Часть билетов поступает на московские приходы, если их настоятели об этом просят, также приглашения расходятся по различным церковным структурам и социальным учреждениям. Мы приглашаем детей из детских домов или детей-инвалидов. Они очень радуются и с удовольствием приезжают на службу, исповедуются и причащаются. Но такие особые меры, как печать пригласительных билетов, мы принимаем только дважды в году! В остальном наш храм — это обычный православный приход. У нас совершаются все церковные Таинства: венчание, крещение, исповедь и причастие. Как и в любом храме, у нас отпевают усопших, подчеркну — всех, чьи близкие этого пожелают.
Есть у нас, естественно, и своя община. Ее ядро — около 200 человек. Многие ходят в храм еще с того времени, когда он только строился. Как любой приход, мы ведем и социальную деятельность. Начинали с переписки с заключенными, посылали в колонии одежду и туалетные принадлежности, Новый Завет и простую для восприятия просветительскую литературу, передавали утварь, богослужебные книги, священнические облачения для открывавшихся там церквей. Постепенно наше служение расширилось. Мы наладили связь с одним из военно-морских госпиталей и с госпиталем им. Н. Бурденко. Опекаем несколько детских домов. В Детскую республиканскую больницу мы привозим лекарства, которые родителям больных детей пришлось бы иначе покупать за свой счет, потому что они не входят в список утвержденных Минздравом препаратов.
Поскольку храм Христа Спасителя — памятник воинам-освободителям, у нас традиционные тесные связи и с Вооруженными силами. Курсанты военно-дирижерского факультета при Московской консерватории во время присяги проходят торжественным маршем перед храмом, а на молебне поет военный хор, с которым специально перед этим занимается наш регент.
Еще у нас проходят практику московские священники, и это для нас очень большая честь. Ведь в Москве всего четыре храма, где священнослужители принимают «боевое крещение»: Богоявленский кафедральный собор, храм Большого Вознесения у Никитских ворот, церковь Мартина Исповедника, и наш храм.
Храм Христа Спасителя — место особое. Ведь практически каждый в нашей стране о нем что-то слышал. К нему приковано внимание не только Москвы и всей России, но и всех Поместных Православных Церквей. Все прекрасно понимают, какое он имеет значение для Русской Православной Церкви. На всех, кто служит здесь, это накладывает особую ответственность и постоянно держит в тонусе.
И когда люди решают пойти и своими глазами посмотреть на храм, который они видели по телевизору, мы стараемся абсолютно всех приходящих встретить достойно, чтобы никто не ушел разочарованным. У нас, например, каждый день дежурит священнослужитель, который должен отвечать на вопросы посетителей.
Ключарем Храма Христа Спасителя я стал в 1994 году. У меня к тому времени уже был опыт сослужения архиереям: я в юности одиннадцать лет был иподиаконом у патриарха Пимена, потом был священником в Новодевичьем монастыре, где регулярно служит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. И я с самого начала стремился воплотить в наши богослужения все лучшие примеры, которые раньше были у меня пред глазами. Мои прямые обязанности — подготовка храма и обеспечение Патриарших богослужений.
Мы стараемся сделать наши службы красивыми и запоминающимися. Например, у нас поет большой замечательный хор. Одно его звучание уже само по себе сильно воздействует на человеческую душу. Я много раз наблюдал такую картину: человек, оказавшись у нас в храме впервые, удивляется его масштабу и красоте, а потом подходит и спрашивает: «Как же такую красоту можно было разрушить?»
Ключари
Певницкий Дмитрий Федорович родился в 1828 г. во Владимирской губернии в семье священника. Образование получил во Владимирской семинарии и в Киевской Духовной Академии. Преподавательскую деятельность начал учителем Владимирской семинарии, потом стал помощником инспектора и затем профессором. В священники Дмитрий Федорович был рукоположен в 1861 г. Служил в г. Вязники Владимирской губернии; но преподавательскую деятельность не прекращал. В 1872 г. был назначен ректором Воронежской духовной семинарии, в 1881-1883 гг.-ректор Тамбовской духовной семинарии. В Воронеже и Тамбове отец Дмитрий редактировал «Епархиальные ведомости». В 1883 г. Дмитрий Федорович по прошению был зачислен в штат Храма Христа Спасителя и стал его первым ключарем*. Д.Ф. Певницкий был отмечен такими наградами: набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест, ордена Св. Анны и Св. Владимира и медали.
Рано овдовев, Дмитрий Федорович один растил четверых детей.
Дмитрий Михайлович был награжден: набедренником, скуфьею, камилавкой, наперсным крестом, золотой медалью в честь освящения Храма Христа Спасителя и другими памятными медалями.
С женой Ольгой Васильевной Дмитрий Михайлович вырастил семерых детей.
Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий. Икона 90-х годов 20 века.
Тропарь священномученику протопресвитеру Александру, Глас 6:
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкви Российской и яко пастырь добрый душу свою за Него положил еси, молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.
Труди и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси, моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрети нам милость в день судный.
С 1898 по 1907 год Александр Александрович совершал пастырское служение под руководством святителя Тихона. Его трудами были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других городах Северной Америки, «Американский Православный Вестник», выходивший на английском и русском языках.
В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец Александр подвергся первым кратковременным арестам по обвинению в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, потому что преподавал Закон Божий детям. В 1922 г. последовал новый арест, а 27 ноября 1922 г в Москве начался процесс над 105 священнослужителями и мирянами, которые обвинялись в том, что они будто бы «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». Среди подсудимых по этому процессу были настоятель Храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь Храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник Храма Илия Громогласов, смотритель этого же Храма Лев Евгеньевич Анохин.
Значительная часть обвинительного заключения касалась деятельности клириков и прихожан Храма Христа Спасителя, где говорилось: «Главными организаторами и руководителями этой преступной деятельности явились в этом районе Председатель совета общин священник Хотовицкий, настоятель Храма священник Арсеньев, священник Зотиков, священник Громогласов, бывший присяжный поверенный Каютов, бывший товарищ министра Щепкин, торговец Головкин и инженер Анохин. С появлением декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей они начали свою подготовительную деятельность под руководством священника Хотовицкого, который неоднократно и тайно собирал у себя на квартире означенных выше лиц и совместно с ними вырабатывал меры, которые предполагалось предпринять в целях осуществления преступного намерения».
Во время процесса, продолжавшегося две недели, отец Александр держался ровно, спокойно, старался помочь другим обвиняемым и виновным себя не признал. Обвинитель А.Я. Вышинский, начинавший тогда свою карьеру, требовал смертной казни 13 обвиняемых, среди которых были протоиереи Хотовицкий и Арсеньев. По приговору отец Александр получил 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.
Осенью 1937 года Александр Александрович был вновь арестован. Точная дата мученической кончины отца Александра и место его погребения неизвестны.
Первым ключарем воссозданного Храма, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, стал протоиерей Михаил Рязанцев.
______________________________________________________
Источники:
1. «Православие на западе России в своих ближайших представителях или ПАТЕРИК Волыно-Почаевский протоиерея А. Хойнацкого». Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА. Житомир. 1997.