князь владимирский храм талицы
Князь-Владимирский храм с. Талицы
Расписание богослужений:
Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Начало Божественной Литургии в 9 часов утра.
Как добраться
От станции Софрино на 34 автобусе и 29 маршрутном такси до села Талицы.
Общая информация
По благословению Его Высокопреосвященства, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, 8 сентября 2000 года в с.Талицы Пушкинского района была официально зарегистрирована православная община. 31 августа указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на должность настоятеля прихода был назначен священник Евгений Кириченко.
С 2001 по 2003 год православная община прихода собиралась на богослужения в отведенном местной администрацией помещении, расположенном в здании сельского клуба.
С целью постройки храма благотворителями нашего прихода был передан в дар нашего прихода земельный участок под строительство храма.
2 ноября 2003 года, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинный церквей Пушкинского округа протоирей Иоанн Монаршек при сослужении священников Пушкинского благочиния совершил чин на основании нового храма и заложил краеугольный камень.
Весной 2004 года было построено временное помещение для совершения богослужений.
27 апреля 2004 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был благословлен антиминс для совершения Божественной Литургии. Со дня благословения антиминса богослужения и Святые Таинства стали совершаться в нашем храме во всей своей полноте.
Осенью 2007 настоятелем храма был назначен священник Петр Сопига.
Весной 2008 года началось строительство храма. В настоящее время строительство храма окончено, ведутся отделочные работы.
Князь владимирский храм талицы
В православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой. Бывают случаи, когда хранители раки не могут ее открыть – тогда, как говорят керкирские священники, святого в раке просто нет, он ходит по острову. Подтверждением этого чуда является также и то, что одежду, в которую облачен угодник Божий, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто святой не покоится в раке, а ходит. Бархатные тапочки (их также называют башмачками или сапожками), одетые на ноги святого, также изнашиваются, и их дважды в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святителя) заменяют на новые. Изношенные же тапочки разрезают на части и затем раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время переобувания чувствуется ответное движение
Угоднику Божию молятся при материальных затруднениях, голоде, об обретении жилья, о даровании урожая, об исцелении и облегчении тяжелых болезней, об исправлении заблудших и о духовном совершенстве. Святитель Спиридон считается заступником вдов и сирот, помощником путешествующих, а также небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда.
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».
Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, — по слову Апостола, — преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, — пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. — И царь Руссов согласился на это, и просил свойства’ с ним».
В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.
Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом.
Талицы. Чтобы почувствовать связь времен…
Талицы… местечко в 35 километрах от Москвы по старой Ярославской дороге. Талицы входят в конгломерацию сакральной топографии Куликовской битвы. По преданию именно здесь в 1380 году останавливался на отдых великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, совершая паломничество в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением на битву. Место, овеянное легендой, сохранилось. Здесь была сооружена часовня в память об историческом отдыхе князя. Впоследствии это место относилось к разным монастырям, а в начале XIX века было отписано Стефано-Махрищской обители, насельники которой помимо несения всех послушаний стали копать пещеры, тем самым смиряя свою плоть, ища уединения и тихой молитвы.
В те времена многочисленные паломники шли на богомолье в лавру именно этой дорогой. Так и повелось, вслед за благоверным князем Димтрием Донским, останавливаться на отдых в Талицах. Местные крестьяне использовали народный поток, устраивая в Талицах постоялые дворы и чайные.
Теперь не те времена. Богомольцы и паломники чаще направляются в лавру по новому Ярославскому шоссе или на электричках. В Талицы заглядывают редко. Место тихое, уединенное. Только два года назад, когда были масштабные работы по устройству федеральной трассы М8, из-за того, что приходилось объезжать мучительные пробки, поток путников в Талицах был значительным.
В середине 90-х годов прошлого века здесь вновь было устроено подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. В 2007 году начались археологические и реставрационные работы по восстановлению пещер, протяженность которых составляла более ста метров. Были обнаружены четыре очень тесные кельи, и одна достаточно просторная, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был устроен храм в честь небесного покровителя благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского – великомученика Димитрия Солунского. Ранее пещерного храма не было.
Позже на подворье в Талицах пережили масштабную стройку. И на средства благотворителей был возведен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Посвящение не случайно, так как Куликовская битва произошла именно в день этого праздника. Храм получился величественный. Многие паломники даже спрашивают о дате его постройки и удивляются, когда узнают о том, что церковь в стилистике XVII века построена в наше время.
На подворье тихо, все идет своим чередом. Падает снег.
С годами устроился быт сестер, которых в монастыре сейчас девять. Еще здесь подвизаются трудницы, помогают паломницы. Как и раньше, в Талицах рады всякому богомольцу, паломнику. Здесь, как и в стародавние времена, есть возможность отдохнуть и подкрепить силы, попробовав монастырского чая, вкуснейших пирогов и приготовленную по собственному рецепту коврижку.
Инокиня Анастасия (Ханова) знакомит нас с подворьем. Сначала нас ведут в пещеры. Когда-то это удивительное место привлекало большое число богомольцев. Впрочем и сейчас оно никого не оставляет равнодушным.
– Мы, монахи XXI века, восхищаемся подвигом наших предшественников. Первые монахи несли подвиг, который нам не по силам, – рассказывает инокиня Анастасия. – Они копали эти пещеры вручную. Изначально это был подвиг ради умерщвления плоти. Позже появилась возможность уединения и молитвы. Сейчас мы проводим здесь богослужения, читаем псалтирь. А монахи здесь жили. Господь всегда один и Тот же. Но стремление людей к Нему бывает разным. Современный человек не вверяет себя в руки Божии, настолько, насколько это делали наши предшественники, которые стали святыми.
При входе в пещеры монахи ископали колодец. Его вода очень прозрачна. И если заглянуть в колодец, то можно увидеть свое отражение как в зеркале. Инокиня Анастасия, подвизается на подворье 8 лет. Она рассказывает нам, как один паломник утопил в колодце свой телефон. Сейчас потерять этот гаджет, кажется, легче, чем лишиться головы. Сестры, видя отчаяние человека, оставшегося без телефона, решили откачивать воду. Снарядили его высокими резиновыми сапогами и отправили на поиски. В песке нашелся сначала один телефон, потом обнаружились второй и третий. Но все они оказались чужими. И только четвертый гаджет паломник идентифицировал как свой. Он и был быстро просушен и починен.
– Здесь в пещерах очень хорошо молиться, – рассказывает инокиня Анастасия. – Мобильная связь отсутствует.
В моих глазах матушка видит удивление. Для исполнения послушаний самой инокине Анастасии телефон необходим. Она – старший помощник на подворье. Звонки раздаются довольно часто, нужно решать много вопросов. Они связаны со строительством, вопросами жизнеобеспечения подворья, туристами и со многим другими проблемами. Матушка использует телефон только для вопросов, связанных со своим послушанием.
– Дежурство или чтение псалтири в пещере – это такое послушание, которое всем по душе, ведь здесь особая атмосфера. Это как некое погружение в прошлое, когда границы пространства и времени раздвигаются. Но, представьте, сейчас в пещеры проведены освещение и отопление, а ведь раньше у монахов ничего этого не было. Они подвизались в совершенно других условия, которые закаляли людей, помогали им «стяжать дух мирен». Потолки были очень низкими, в помещениях было сыро и холодно. Это действительно был подвиг лишения себя какого бы то ни было комфорта. Здесь очень маленькие кельи, где могут поместиться только стасидии. Но и сейчас из пещеры не хочется уходить. Здесь особенно чувствуется связующая нить времен. Хотя мы, конечно, очень сильно отличаемся от тех монахов, которые были полны решимости устроить это место молитвы.
Матушка Анастасия показывает нам старую кирпичную кладку. Там, где это было возможно, реставраторы постарались сохранить ее. Кладка значительно отличается от современной.
Когда-то инокиня Анастасия, которая родом из Сибири, решила предпринять паломничество и отправилась по монастырям. В ее блокноте был целый список святых мест, предназначенных для посещения. Но на Страстной седмице она попала в Стефано-Махрищский монастырь. Матушка Елисавета, настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря сказала: «Куда ты поедешь в такое время. Надо быть здесь и молиться, встретить Пасху». Так и произошло. Потом наступила Светлая седмица. И намеченный список был сокращен до одного монастыря. Вернулась в свой родной край с подарком от матушки в виде иконы преподобного Стефана Махрищского и акафиста святому, который после этого паломничества стал близким.
В следующий раз инокиня Анастасия приехала в монастырь в июле, на день памяти преподобного Стефана. И эта дата совпала с днем Крещения самой инокини. Все было промыслительно. И так Господь привел ее в обитель преподобного Стефана, святого, так любившего тишину. В монастыре она пробыла восемь месяцев, где познакомилась с сестрой, которая восхищенно рассказала ей о Талицах и об удивительных пещерах. Прошло еще какое-то время прежде, чем инокиню Анастасию привезли в Талицы. Она вспоминает:
– Было такое впечатление, что она меня вымолила из Махры. Когда я сюда приехала, еще шла большая стройка храма Рождества Богородицы. Вечером было всенощное бдение под праздник святителя Николая. И я не увидела обычной суеты, которая присутствует в большом монастыре. Как-то здесь все было очень просто. Сначала у меня было чувство, что меня отделили от чего-то очень для меня важного. Первые два дня на подворье меня не ставили на послушания. Я была предоставлена сама себе, мне дали небольшой отдых, чтобы я могла осмотреться и влиться в жизнь подворья. Ну, а потом все стало происходить очень быстро. В связи с тем, что нас здесь мало, пришлось многому научиться. Если в Махре у меня были определенные послушания – территория, кухня, то здесь пришлось заниматься всем – трапезной, трудиться поваром, печь пирожки, церковничать, читать, водить экскурсии и т.д.
– А есть ли любимое послушание? – спрашиваем.
– Я люблю делать свечи. Мы сами производим восковые свечи.
Другое послушание инокини Анастасии – экскурсии. Кто приезжает в Талицы, может набрать номер телефона, который указан на табличке у пещер, и мать Анастасия с радостью расскажет паломникам о любимом подворье, проведет и в пещерный храм.
– Все зависит от группы. Если люди хотя бы немного воцерковлены, то с ними гораздо проще. До них легче донести информацию, и, конечно же, с ними приятнее общаться. Но не было ни разу, чтобы приехавших в монастырь людей ничего не интересовало. Обычно всем паломникам, как я уже говорила, очень нравится бывать в пещерах. Раньше я никогда не водила экскурсии. Но Господь дает силы за то, что я люблю это место. Считаю его, подворье, своим домом.
В пещерном храме службы не так часты. Пространство его маленькое. В Димитриевском храме сестры молятся ночью. По благословению игумении Елисаветы, настоятельницы Стефано-Махрищского монастыря, Божественная Литургия на подворье совершаются 4 раза в неделю. Иногда случается, что и прихожан нет. Но сестры молятся неукоснительно.
– Вы спрашиваете, откуда брать средства для существования, если нет прихожан, – отвечает на мой вопрос инокиня Анастасия. – Но ведь Господь видит, что мы молимся, совершаем богослужения, приносим дар Богу, и не оставляет нас. Ведь мы здесь не ради того, чтобы получать, а ради того, чтобы отдавать. Даже в первую волну пандемии, когда храмы закрылись, мы не остались без средств. Находились люди, которые приносили продукты, материально помогали. Когда нет прихожан, бывает грустно только оттого, что в этот день никто не причащается. У сестер благословение причащаться раз в неделю.
Мы всё осмотрели на подворье. Талицы оставляют теплоту в сердце, сюда хочется вернуться. Напоследок матушка Анастасия привела нас в одну из трапезных. На подворье действует пекарня. Есть и свои козы. Как и положено – огороды, хозяйство. А еще на территории подворья есть две скульптуры известного скульптора Вячеслава Клыкова. Его мастерская располагалась недалеко отсюда в восстановленной ныне усадьбе купцов Аигиных.
Сейчас почти для всех людей жизнь перешла в он-лайн формат. Именно так мы проводим теперь совещания, встречи, так же и общаемся. Когда будет выход из этого формата, пока неизвестно. И все же, чтобы что-то почувствовать, прикоснуться сердцем, проникнуться атмосферой, необходимо живое общение, личная встреча. Талицы от Москвы недалеко. Здесь тихо. Зимой пейзаж подворья так же красив, как и созданный монахами прошлого и настоящего удивительный мир, в котором время имеет свойство останавливаться и дает возможность отрешиться от повседневной суеты. А весной, когда тает снег, здесь можно увидеть, как речка вдвое увеличивается в объеме, наполняясь талыми водами. Но весны ждать не обязательно. В любое время года на подворье в Талицах можно почувствовать, что есть некая константа времени, жизни, молитвы…
О подворье
История
В 30-ти километрах от Москвы, на Старо-Ярославском шоссе, в селе Талицах Пушкинского района Московской области с 1816 г. находится подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Первые упоминания о селе Талицах связаны с именем св. князя Димитрия Ивановича Донского. Перед Куликовским сражением в 1380 г. великий князь направился из Москвы в Троицкий монастырь к прп. Сергию за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах.
В 1423 г. сын князя Пётр Димитриевич подарил эти земли Троице-Сергиеву монастырю. Потом Талицы числились во владении Костромского Богоявленского монастыря, затем – Лукиановой пустыни Владимирской губернии. В 1765 г. здесь построили первую деревянную часовню. В1816 г. Талицы оказались в ведении Стефано-Махрищского монастыря. Здесь основывается Подворье обители, состоявшее из деревянной часовни и дома с двором, где проживали монахи, исполнявшие послушание при часовне.
В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни трудами монахов Антония и Симеона были вырыты пещеры общей протяженностью более 100 метров, а при входе в них — колодец.
Талицкие пещеры становятся местом паломничества. Прежде старая Ярославская дорога была единственной ведущей в Лавру. Гостеприимные Талицы принимали многочисленных странников, в любое время идущих по Троицкой дороге поклониться преподобному Сергию. Местные крестьяне также держали постоялые дворы, специально готовя угощение усталым путникам.
В 1865–1867 гг., по благословению Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), в Талицах была воздвигнута каменная часовня. Сам святитель Филарет совершил освящение часовни, в подклете которой находились могилы четырёх талицких старцев: Иоакима (1843), Филиппа (1807), Антония (1827), Симеона (1852).
В 1923 г. Стефано-Махрищский монастырь был закрыт, и в Талицах в 30-е гг. иноческая жизнь остановилась.
В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье.
Современность
В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II полуразрушенная часовня была передана в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для восстановления. 24 ноября 2002 года архиепископ Евлогий (Смирнов) освятил возрожденный храм-часовню в честь новомучеников и исповедников Российских.
В 2007 году под руководством архитектора С.В. Демидова начались сложнейшие работы по восстановлению разрушенных пещер и строительству пещерного храма в честь Димитрия Солунского.
Реставрационные работы в пещерах велись открытым способом, сохранившаяся древняя кладка пещерных улиц укреплялась, утраченные фрагменты восстанавливались заново. Был очищен святой колодец, находившийся внутри пещер, найдены четыре небольшие кельи, в которых монахи уединялись для молитвы, отрыта большая келья, служившая для совместной молитвы. На её месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II ныне сооружён маленький пещерный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского.
8 июня 2009 г. Талицкое Подворье посетил Святейший Патриарх Кирилл, который осмотрел пещеры и благословил освятить пещерный храм.
Освящение храма св. вмч. Димитрия Солунского было совершено 21 января 2010 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. В настоящее время пещеры открыты для посещения, в пещерном храме совершаются богослужения.
21 сентября 2009 г. на подворье по благословению Святейшего Патриарха Кирилла началось строительство большого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с нижним приделом во имя святой блаженной Ксении Петербургской и приделом в честь прмц. великой княгини Елисаветы. Освящение главного придела было совершено 16 августа 2015 года. Храм не случайно посвящен празднику Рождества Божией Матери – деревянная часовня, впервые появившаяся на Подворье в XVIII столетии, была освящена в честь этого события.
Сегодня на Подворье проживают более десяти сестер, которые несут различные послушания. Совершаются богослужения, действует подсобное хозяйство. Как и прежде, гостеприимные Талицы ждут всех, кто хочет помолиться в этом немноголюдном, но очень уютном уголке Русской земли. Мы всегда рады видеть вас в стенах нашей обители и разделить с вами радость богослужений.