князь владимирский собор иконы
Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Интерьеры и экспозиции
Полезная информация для туристов и паломников
Князь-Владимирский собор на карте
Князь-Владимирский собор с высоты птичьего полёта
Строительство Князь-Владимирского собора
Предшественницей Князь-Владимирского собора была мазанковая Успенская церковь, имевшая три придела. Церковь начали строить в 1713 году.
Первыми были достроены и освящены приделы — Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы.
Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил и Петропавловский собор и Исаакиевский собор.
Храм получил свое посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля: Петербург таким образом обозначал свое «преемничество» по отношению к древней столице.
Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления.
Храмы-предшественники
В 1713-1719 годах на ее месте построили новый мазанковый собор. Его освящал митрополит Рязанский и Муромский Стефан в присутствии императора Петра I. Когда своенравная Нева разливалась, вода затапливала все окрестные кварталы. Страдала и новая церковь, поэтому местные жители называли ее Успения-на-Мокруше или храм Николы Мокрого.
В 1740 году при императрице Анне Иоанновне на памятном месте решили построить большой каменный собор. В честь своего отца Ивана Алексеевича царица повелела посвятить храм Иоанну Златоусту. Первоначальный проект создали архитекторы Михаил Григорьевич Земцов и Пьетро Антонио Трезини. Мастера успели заложить фундамент и поднять каменные стены. Но, когда на престол взошла Елизавета Петровна, стройку заморозили.
Вид Князь-Владимирского собора с реки Малая Нева
История собора
Императрица Екатерина II поручила заняться собором талантливому зодчему Антонио Ринальди. Государыня хотела, чтобы новый храм был подобен Успенскому собору в Московском Кремле. Она повелела создать в устье Невы пятиглавый собор и возвести подле него высокую трехъярусную колокольню. Архитектор учел все пожелания Екатерины II. Когда проект был готов, строительство возобновили с новой силой.
В 1783 году собор достроили, а спустя 6 лет его освятили в честь Святого Владимира. Равноапостольный князь остался в истории, как креститель и преобразователь Руси, поэтому его имя почитали все верующие. В 1806 году при храме открыли Духовное училище, где стали готовить священников для местной епархии.
В 70-е годы XIX века в соборе появилось благотворительное общество, а в начале прошлого века – приют для детей и церковно-приходская школа. Сироты и дети бедных горожан могли получить начальное образование и освоить полезные ремесла. В будущем получали работу и имели кусок хлеба. В годы Первой мировой войны при соборе был открыт лазарет на 16 коек, в котором лечили раненых солдат и офицеров.
Вид Князь-Владимирского собора со стороны проспекта Добролюбова
После революционных событий 1917 года отношение к Церкви в стране поменялось. До середины 1920-х годов в соборе хозяйничали «обновленцы», которые активно сотрудничали с новой властью. Потом на два года богослужения прекратили, а с 1928 года службы стали проводить вновь.
К 1934 году храм остался единственным на Петроградской стороне. В годы Большого террора власти расстреляли настоятеля собора епископа Череповецкого Тихона, протоиерея Михаила Долотова и протодиакона Иоанна Гонестова.
Вид на колокольню Князь-Владимирского собора
Перед войной собор получил статус кафедрального храма, поэтому здесь находилась резиденция митрополита. С сентября 1940 года до июля 2001 года здесь хранили одну из почитаемых верующими святынь – список знаменитой иконы Казанской Божией Матери. Теперь этот образ находится в Казанском соборе города.
В тяжелые дни Ленинградской блокады верующие всегда могли прийти в храм для молитвы и присутствовать на богослужениях. Двери собора не закрывались ни на один день. В 1946 году удалось восстановить колокола, поэтому храм вновь обрел голос.
Настоятели
Вид на собор с северо-запада
Аэрофотосъёмка собора и проспекта Добролюбова
Колокольня в Рождество 2016 года
Вечерний вид храма с набережной Макарова
Крест, венчающий центральный купол собора
Четыре таких креста венчают боковые купола собора
Крест, венчающий колокольню собора
Ангелы над входом в собор
Что посмотреть
Изящный, устремлённый ввысь силуэт храма — первое, что обращает на себя внимание. В его облике интересно мастерское сочетание черт позднего барокко и классицизма: пропорции античных храмов искусно дополнены круглыми окнами, арками и пилястрами, а также сдержанной белокаменной лепниной.
Храм был спроектирован по принципу корабля, кормчим в котором выступает Христос. И в этом немедленно убедится каждый, переступивший порог собора: разделение на три прохода-нефа, круглый центральный и четыре высоких дополнительных купола, а также классическое морское сочетание цветов — насыщенно синего и белого. В убранстве храма нет фресок — лишь надпись из Библии у основания барабана главного купола. Всё внимание сосредоточено на богатстве иконостаса и собрания отдельных икон.
В числе наиболее почитаемых икон — древняя Казанская икона Божией Матери, икона Богоматери «Скоропослушница», привезённая с Афона, список Спаса Нерукотворного с иконы из Домика Петра I, чудотворный образ святителя Николая и храмовый образ святого равноапостольного князя Владимира — ему посвящён главный придел собора.
Ещё одна особенно почитаемая святыня храма — икона-мощевик с частицами мощей 49 святых.
В храме ежедневно проводятся богослужения, поёт профессиональный и любительский хор.
Практическая информация
Вход в храм бесплатный, но приветствуются пожертвования по желанию. Вход в храм открыт в любое время дня с раннего утра и до позднего вечера. Ежедневно в 10 часов утра проводится литургия, а в 18:00 – вечернее богослужение. Также в преддверии праздников проводится Всенощное бдение, которое проходит в вечернее время. В дни праздников проводятся 2 литургии в утреннее время – в 7 и 10 часов.
Также при посещении храма можно послушать пение профессионального и любительского хора.
Следует отметить, что при соборе действует воскресная школа, открыта библиотека и кинолекторий. Кроме того, в храме ведется работа с преподавателями факультатива православной культуры. При Князь-Владимирском храме действуют дружины витязей и даже существует футбольная команда «Княжичи».
Архитектура Князь-Владимирского собора
Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».
Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе. Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными. Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.
Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице. Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко. Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа». Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль. «Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.
Саша Митрахович 18:42
Орден
В 1845 году произошло важное событие. Собор получил статус капитульного или главного храма императорского ордена Святого Владимира. Почетную награду учредили при Екатерине II и вручали за гражданские отличия и особые военные заслуги. Орден имел 4 степени. Его обладатели получали ежегодную пенсию от 100 до 600 рублей, а кавалеры ордена 4 степени — потомственное дворянство.
Награду вручали военным в чине от подполковника и российским чиновникам среднего ранга. Среди известных кавалеров ордена Святого Владимира – генерал-фельдмаршал Александр Голицын, адмирал Дмитрий Сенявин, командующий Черноморским флотом Федор Ушаков, полководцы Александр Суворов и Михаил Барклай-де-Толли.
По ходатайству кавалеров ордена ежегодно 22 сентября в храме отмечали особый орденский праздник. В этот день проводили торжественную архиерейскую службу и молебен с песнопениями в честь князя Владимира.
Сегодня над входом в собор можно увидеть двух позолоченных ангелов, а между ними – большой макет императорского ордена Святого Владимира. В середине круглого плафона написан гордый девиз: «Польза, честь и слава».
Ангелы и орден Святого Владимира над входом в собор
Князь-Владимирский собор внутри
В XX веке Князь-Владимирский собор на некоторое время попал «под обновленцев», а потом, в 1926—1927 годах, стоял закрытым. Но то был лишь краткий период безвременья, вскоре храм вновь распахнул двери для православных. Соответственно, удалось избежать тотального дикого расхищения, сохранить уникальные интерьеры.
Окончательная отделка храма относится к 1780-м годам и принадлежит блистательному И. Е. Старову, достраивавшему здание после пожара. Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту этого зодчего. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие стенописи; только в парусах под барабаном главного купола — традиционные изображения евангелистов, предположительно принадлежащие кисти Карла Брюллова. Стены изнутри покрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера; этими пилястрами зрительно усилены могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа.
Благодаря такому решению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи! На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас — настоящее украшение храма, замечательное произведение художественной резьбы. Иконостас моложе самого храма (1823 год), а по стилистике — это чистый ампир. Его авторы, согласно господствовавшим в XVIII — конце XIX века вкусам, демонстративно дистанцировались от русской традиции XVII столетия — так называемого «высокого иконостаса» — и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», характерной более для Западной Европы: с двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Иконостасы приделов отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол.
Интересно, что, помимо традиционных икон, интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева, а на стенах — копии «Преображения» Рафаэля и «Оплакивания Христа» Паоло Веронезе.
Саша Митрахович 18:47
Архитектурные особенности
Петербургский храм имеет форму равноконечного креста и со стороны напоминает большой плывущий корабль. Собор рассчитан на 3000 верующих. В его внешнем облике заметны влияния разных стилей – от позднего барокко до классицизма.
Желто-белый основной объем увенчан красивым пятиглавием. Над каждой главкой поднимаются ажурные позолоченные кресты, рисунок для которых создал сам Антонио Ринальди. Стены собора разделяют строгие пилястры дорического ордена.
Всех восхищает колокольня, которая поднимается над зеленым сквером на 57 м. Она служит заметным ориентиром для кораблей и небольших судов, держащих курс из залива в Малую Неву. На колокольне размещено 7 больших колоколов. Самый крупный весом 5 тонн был отлит в 1779 году.
Вид Князь-Владимирского собора со стороны переулка Талалихина
Окружающие здания Петроградского района заметно ниже храмовой колокольни. Соперничать с ней может только высокий шпиль Петропавловского собора, который находится в 1,2 км с востока, на территории Петропавловской крепости.
Князь-Владимирский собор расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте
Интерьеры и экспозиции
Внутри уютная базилика разделена на три нефа и окрашена в голубой и белый тона. Ее отделка сдержана и проста. В соборе можно увидеть изображения четырех Евангелистов. Искусствоведы предполагают, что их автором является знаменитый живописец Карл Брюллов.
Несколько цитат из Библии размещены рядом с главным куполом. Других росписей в соборе нет. Великолепный храмовой иконостас в стиле ампир считают настоящим шедевром деревянной резьбы.
Особый интерес вызывают экспозиции в 6 м длиной из фигур в натуральную величину. Они сделаны снаружи, рядом со входом в собор. Здесь представлены Пасхальная тема, Рождественский вертеп, экспозиция «Просветители» и фигуры, которые посвящены князю Владимиру.
Князь-Владимирский собор расписание богослужений
Богослужения в Князь-Владимирском соборе совершаются каждый день. В будни в 9:45 начинается исповедь, затем, в 10:00, — литургия, в 18:00 — вечерняя служба. Что касается праздников и воскресений, то накануне этих дней служат всенощную — в 18:00; в 7:00 начинается ранняя Божественная литургия, а в 10:00 — поздняя.
Полезная информация для туристов и паломников
Последнюю реставрацию собора провели в 2015 году, к 1000-летию со дня рождения князя Владимира. Строители обновили фасады, купола, крышу и кресты. После капитальной реконструкции церковь выглядит великолепно. Особенно эффектно смотрится собор по вечерам, когда здание подсвечивают яркие прожектора.
Общий вид на Князь-Владимирский собор, вдалеке виден спортивный комплекс «Петровский»
Один из любимых петербуржцами православных храмов открыт каждый день с 6:45 до 20:00. Вход свободный.
Собор имеет три предела. Главный освящен в честь Святого Владимира, северный посвящен Николаю Чудотворцу, а южный – Успению Пресвятой Богородицы. Богослужения проводят дважды в день – в 10:00 и 18:00 по будням, в 7:00, 10:00 и 18:00 по воскресеньям и в праздничные дни. В Великий пост службы идут в 9:00 и 18:00.
При соборе открыты воскресная школа, библиотека православной литературы и паломнический центр. Дети и взрослые занимаются в хоре. Для посетителей работает чайная лавка, в которой всегда есть в продаже горячий чай, булочки и кофе.
Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора
Контакты
Всероссийский помянник в Князь-Владимирком соборе
В Князь-Владимирском соборе есть удивительная вещь — Всероссийский помянник. По своей сути это электронный синодик. В дореволюционной России синодики хранились почти в каждой семье и представляли собой своего рода родословную, в которой значились все члены семьи с датами рождения и смерти иногда вплоть до десятого колена!
Настоятель собора отец Владимир Сорокин решил возродить традицию синодиков, только в масштабе всей страны. Труд огромный. Буквально по крупицам собиралась информация о погибших за Отечество, блокадниках, солдатах и офицерах, жертвах репрессий, моряках-подводниках, ликвидаторах катастрофы на Чернобыльской АЭС, бойцах, погибших в Афганистане, Героях Советского Союза и России — в помянник за семь неполных лет его существования вошли миллионы фамилий… Чтобы получить все эти сведения, отец Владимир связывается с разнообразными организациями — от обществ поисковиков до Министерства обороны и общества «Мемориал», ведет переписку с региональными архивами и составителями местных Книг памяти.
Когда информации накопилось изрядно, один из прихожан разработал компьютерную программу, в которую внесли все эти данные. Придумали, как оформить электронный синодик внешне, чтобы он, по возможности, не раздражал наиболее консервативных прихожан, осуждавших настоятеля за то, что тот «затащил в Божий дом странную машину».
Пополнить Всероссийский помянник может любой желающий — достаточно сообщить в храм сведения о своих погибших близких. Если информация скудна, можно обратиться к специалистам — они всегда помогут в обращении с помянником, направят в архивы дополнительные запросы.
Создание Всероссийского помянника оказалось делом столь важным, что отец Владимир Сорокин за свои труды удостоился медали «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества», которую вручают по инициативе Министерства обороны.
Князь владимирский собор иконы
Адрес: ул. Блохина, 26
Телефон: 8 (812) 233-54-04
Часы работы: 10:00-17:00
Князь-Владимирский собор – один из интереснейших памятников церковного зодчества второй половины XVIII века.
Князь-Владимирский собор находится в юго-западной части Петроградского (до 1914 года – Санкт-Петербургского) острова, на углу ул.Блохина и пр.Добролюбова.
Строительство Князь-Владимирского собора началось в 1740 году рядом с весьма обветшавшей мазанковой Успенской церковью. Подобно Петропавловскому собору, новую церковь проектировали как однокупольную, но через пять лет решили достроить «о пяти главах по древнему российскому обычаю». Над первым проектом Князь-Владимирского собора работали архитекторы М. Г. Земцов и П.Трезини. Проект достройки Князь-Владимирского собора создал А.Ринальди в 1766 году. Предполагается, что в дальнейшем архитектор И.Е.Старов внес некоторые изменения в проект собора.
1 октября 1789 года осветили главный престол Князь-Владимирского собора во имя Святого Равноапостольского Князя Владимира, при котором было совершено крещение Руси. В 1867 году повторно освятили боковые приделы Успения Богоматери и Николая Чудотворца.
Князь-Владимирский собор является одним из лучших петербургских храмов второй половины XVIII века. Внешний облик Князь-Владимирского собора с того времени мало изменился. Князь-Владимирский собор сочетает в себе архитектурные элементы, свойственные и стилю барокко, и стилю классицизма. Князь-Владимирский собор имеет пять куполов со стройной 57-ми метровой колокольней.
На внутренних сводах Князь-Владимирского собора располагаются изображения четырех евангелистов (предположительно работа К.П.Брюллова). Лучшим украшением соборного интерьера является иконостас, созданный по проекту И.Е.Старова. В Князь-Владимирском соборе хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесенная сюда в 1932 году из Казанского собора. Эта икона – старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа – была с войсками в Отечественную войну 1812 года. Справа от иконы Казанской Божией Матери располагался храмовый образ Святого Князя Владимира. В настоящее время икона возвращена в Казанский собор, а ее место занимает старинная (намоленная) икона Казанской Божией Матери, справа от которой расположен храмовый образ Святого Князя Владимира. Большой интерес представляет огромная композиция «Святая Евхаристия» (освящение хлеба и вина) – копия росписи В.М.Васнецова в киевском Владимирском соборе, а также запрестольный образ – витраж Спасителя, выполненный в 1910 году. На западной стене храма помещены копии с картин Рафаэля «Преображение» и Паоло Веронезе «Оплакивание Христа».
В 1845 году Князь-Владимирский собор получил наименование собора Кавалеров Ордена Святого Владимира.
О Князь-Владимирском соборе
Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства. А 6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм 29 января 2005 года). В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме. Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона.
После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей. В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель). Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века.
Cвязанные с этой статьёй разделы:
Протоиерей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о «Сикстинской мадонне» Рафаэля:»Здесь красота лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но. безблагодатность. Молиться перед этим изображением? Это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой. Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля. Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное,демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев»
Существуют основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконы, т.е. внешние отличия иконы от картины, которой по сути и является католическая икона.
Основных отличий пять:
4.Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.
5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
Первая русская святыня
Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».
В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.
В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г. по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.
Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».
И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.
Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.
Собор Владимирской иконы Божией Матери
6 июля 2003 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, по совершении крестного хода с храмовой иконой от Покровского храма г. Лиски к месту строительства, освятил крест и закладной камень в основание собора.
Верхний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери, находится в незавершённой стадии строительства. Расписан центральный купол. Изготавливается иконостас мастерами из Ивано-Франковска. Пишутся иконы для иконостаса. Завершается подготовка к покрытию полов в алтарной части храма. Необходимо наполнить храм богослужебной утварью и иконами.
Раньше на Святой Руси храмы строили всем миром… и дворяне и князья, и купцы и крестьяне, каждый старался вложить свою лепту в святое дело так как понимали, что все люди смертные и у каждого настанет свой последний день, который подведет черту над всей жизнью человека, а храм будет стоять веками и на каждой службе будут поминать «. блаженных создателей святаго храма сего. ».
В соборе и на нашем сайте вы можете заказать молебен или панихиду, а также обедни о здравии и упокоении ваших близких. Вашей лептой закончится строительство храма, который станет не только духовным центром города и местом молитвы для горожан, но и освятит духовным светом, любовью и теплотой всех, кто будет так или иначе соприкасаться с ним.
Собор нуждается в вашей материальной и молитвенной помощи.