кодирование по уэлшу расшифровка
Кодирование профиля
Помимо графического изображения профиля в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях профили удобно описывать в закодированном виде, что требует знания правил кодирования. Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем – остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки:
-шкалы, расположенные в профиле выше 100 Т – знаком ” ** “,
Тот же принцип обозначений для шкал достоверности. К примеру, закодированный таким образом профиль 2*34″ 187’0 – 6/5:9 FК/1 – означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 T, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я – наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я; 0-я шкала – выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я – выше 40 Т, 9-я – выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К выше 50 Т, а I – ниже 50 Т, но выше 40 Т.
Намного лаконичнее и проще способ кодирования по Хатэуэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46-54Т не записываются вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом “‘”, за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо шкал, находящихся в зоне 46 – 54 ставится прочерк, затем после знака “/” записываются шкалы, расположенные ниже 46; показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно, соответственно L:F:К через двоеточие, при этом ставится знак “X” перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен. Описанный выше профиль при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом:
Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкого и быстрого разбиения материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил – адаптированный тест ммрi1
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Приведенная далее интерпретация показателей отдельных шкал и их сочетаний представляет убедительную иллюстрацию основных положений теории ведущих тенденций.
Базовый профиль СМИЛ
Типы профилей СМИЛ
Примеры недостоверных профилей
Обследование в районном военкомате.
Результат недостоверен. Необходимо повторить тестирование.
Стремление декларировать множество проблем, связанных с плохим общим здоровьем или с нервно-психической неустойчивостью.
Несерьезное отношение к тестированию. Почти все ответы «Верно».
Обследование в амбулаторном отделении Центра пограничных состояний.
Обследование проводилось в спортивной команде и вызвало у обследуемого выраженный протест, так как он не хотел тратить на это свое свободное время.
Несерьезное отношение к тестированию. Чередование ответов «Верно» и «Неверно» было случайным. Данные не подлежат интерпретации
Испытуемый стремился показать себя в лучшем свете или продемонстрировать отсутствие проблем и не был откровенен.
Общая характеристика профиля: утопленный, гипернормальный профиль.
Отрицание наличия сколько-нибудь выраженных индивидуальных особенностей; стремление дать максимально нормативные ответы. Интерпретация данных лишена смысла, рекомендации по выбору профессии невозможны.
Профиль №1 Профиль №2
Силин А.И. Уварова А.А.
Профиль №3 Профиль №4
Сурков И.А. Петров И.С.
— шкалы, расположенные в профиле ниже 110, но выше 100 Т знаком « ** »,
СМИЛ – модифицированный тест ММРI
Базовый профиль СМИЛ
Типы профилей СМИЛ
Профиль называется “линейным”, если все показатели его находятся в пределах между 45 и 55 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармоничных. “Утопленный” профиль отличается от линейного тем, что показатели большинства шкал находятся ниже 45 Т, а ряд других – не выше 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К при низкой F. “Пограничный” профиль своими наиболее высокими точками достигает 70 – 75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.
“Пикообразным” профиль называется тогда, когда наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или три расположены значительно выше других (на 15 – 20 Т и более). В зависимости от количества таких контрастирующих “пиков” профиль называется одно-, двух- или трехфазным. Если подъем значительно выражен по одной-двум отстоящим друг от друга шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как “широко разбросанный” (к примеру, 1-я и 8-я). Если пики профиля превышают 80Т, то это “высоко расположенный” профиль. Если большинство (не менее 7-ми) шкал профиля значительно повышены и нет шкал, показатели которых находятся ниже 55 Т (за исключением, в крайнем случае, одной), то такой профиль называется “плавающим”. Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 65 и 90 Т, каждая из шкал – 1, 2, 3, 7 и 8-я – выше 70, остальные – 56Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. “Выпуклый” профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. “Углубленный” профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части. Профиль с множеством пиков, сопровождающихся сопутствующими нерезкими понижениями (7-10 Т) соседствующих, контрастирующих шкал называется “зубчатой пилой”. Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. “Невротическим” или профилем с негативным наклоном называется профиль с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах (шкалы невротической триады); ему может сопутствовать второй пик по 7-й и 8-й шкалам. Позитивный наклон проявляется подъемом 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и недостаточно обоснованно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады (их более правомерно называть шкалами поведенческой тетрады). Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 21 (два-один) и 78 (семь-восемь).
Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенденции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высоко расположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, почти на все утверждения отвечает “неверно”, то профиль получается пологий,(сглаженный) по 4-й, 6-й и 8-й шкалам, но завышенный по 1-й и 3-й шкалам. И наоборот, если на большинство утверждений отвечено “верно», то получается профиль с высокими пиками по F, 6-й и 8-й шкалам.
Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала “L” включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале “L” (70 Т и выше), т.е. более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, “показать себя в лучшем свете”, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку – способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 – 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L – до 60 Т- отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.
Низкие показатели по шкале L (0 – 2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер. Профиль недостоверен, если L – 70 Т и выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.
Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены (55 – 60 Т) при естественной защитной реакции человека на попытку вторжения в мир его сокровенных переживаний, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение (выше 65 Т) указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К (66 Т и выше) нередко сопровождается повышенным показателем по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый не захотел рассказать о себе откровенно и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление. В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы (как это уже описано подробнее выше) добавляется к сырым баллам некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 – к 1-й шкале, 0,4 – к 4-й, 0,2 – к 9-й и по 1,0 К (вся величина К в целом) – к 7-й и 8-й шкалам.
Примеры недостоверных профилей
Профиль №1. Силин А.И. Пол – мужской. Возраст – 32 года. Образование – среднее специальное.
Обследование в районном военкомате.
Результат недостоверен. Необходимо повторить тестирование.
Стремление декларировать множество проблем, связанных с плохим общим здоровьем или с нервно-психической неустойчивостью.
Несерьезное отношение к тестированию. Почти все ответы «Верно».
Профиль №2. Уварова А. А. Пол – женский. Возраст – 32. Образование – незаконченное высшее.
Обследование в амбулаторном отделении Центра пограничных состояний.
Результаты недостоверны. Стремление все отрицать, не задумываясь над содержанием утверждений. Несерьезное отношение к тестированию. Почти все ответы – “Неверно”.
Профиль №3. Сурков И.А. Пол – мужской. Возраст – 21. Образование – среднее.
Обследование проводилось в спортивной команде и вызвало у обследуемого выраженный протест, так как он не хотел тратить на это свое свободное время.
Несерьезное отношение к тестированию. Чередование ответов «Верно» и «Неверно» было случайным. Данные не подлежат интерпретации
Профиль №4 Петров И.С. Пол – мужской. Возраст – 35 лет. Образование – высшее. Обследование проводилось в рамках кадрового отбора.
Испытуемый стремился показать себя в лучшем свете или продемонстрировать отсутствие проблем и не был откровенен.
Общая характеристика профиля: утопленный, гипернормальный профиль.
Отрицание наличия сколько-нибудь выраженных индивидуальных особенностей; стремление дать максимально нормативные ответы. Интерпретация данных лишена смысла, рекомендации по выбору профессии невозможны.
Профиль №1 Силин А.И. | Профиль №2 Уварова А.А. |
Профиль №3 Сурков И.А. | Профиль №4 Петров И.С. |
Рис 9. Примеры недостоверных профилей.
Помимо графического изображения профиля в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях профили удобно описывать в закодированном виде, что требует знания правил кодирования. Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем – остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки:
– отделить номера шкал, находящихся на уровне 120 Т и выше знаком «!! »,
– шкалы, расположенные в профиле ниже 110, но выше 100 Т знаком «**»,
– шкалы, расположенные ниже 100, но выше 90 Т – « * »,
– шкалы, расположенные ниже 90, но выше 80 Т – « ” »,
– шкалы, расположенные ниже 80, но выше 70 Т – « ‘ »,
– шкалы, расположенные ниже 70, но выше 60 Т – « – »,
– шкалы, расположенные ниже 60, но выше 50 Т – « / »,
– шкалы, расположенные ниже 50, но выше 40 Т – « : »,
– шкалы, расположенные ниже 40, но выше 30 Т – знаком « # ».
Тот же принцип обозначений для шкал достоверности. К примеру, закодированный таким образом профиль 2 * 3 4 ” 1 8 7 ‘ 0 – 6 / 5 : 9 F К / L означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 Т, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я – наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я; 0-я шкала – выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я – выше 40 Т, 9-я – выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К выше 50 Т, а L – ниже 50 Т, но выше 40 Т.
Намного лаконичнее и проще способ кодирования по Хатэуэю. Шкалы, находящиеся в зоне 45-55Т не записываются вовсе, вместо них ставится прочерк « – »; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом « ` », за ними приводятся шкалы, находящиеся в зоне 55-69 Т и выше; затем после знака « / » записываются шкалы, расположенные ниже 45 Т; показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно, соответственно L:F:К через двоеточие, при этом ставится знак «Х» перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен.
Таким образом, описанный выше профиль, закодированный по Уэлшу в виде 2* 34 “187′-6/5:9 F К / L при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом: 234187′ 0 – / 59 Х5:17:13
Кодирование удобно для краткого описания профиля, а также для более четкого и быстрого разбиения материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.
Интерпретация по отдельным базисным шкалам
СМИЛ и их сочетаниям.
Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т.е. “слева направо”. Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом может поставить в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стеничный стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо (не менее, чем на 6 Т) ниже, однако в абсолютных величинах она значительно повышена по отношению к средне-нормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй, другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается недорасшифрованным, интерпретация – неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека. Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных. С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация “сверху вниз”, рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из “высоты” показателей. Для данной интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка акцентуированных черт характера и степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в “коридоре нормы”, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для понимания компенсаторных механизмов и скрытых резервов личности.
Особенно строгим индикатором четкости интерпретирующей схемы является компьютерная интерпретация, высвечивающая огрехи, заложенные в том или ином выборе правил и количественных критериев оценки профиля. В связи с этим работа по созданию алгоритма интерпретирующей компьютерной программы (sobchik.newmail.ru) послужила катализатором для разработки нового подхода к интерпретационной схеме, которая охватывает разные стороны свойств и проблем личности и позволяет реализовать целостный подход к пониманию личности при расшифровке профиля СМИЛ.
Далее коснемся тех содержательных и количественных характеристик отдельных шкал и их сложных взаимоотношений с другими шкалами профиля. Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации – в зависимости от высоты профиля, но и в том, и в другом случае речь идет о ведущих индивидуально-личностных тенденциях.
Шкалы в целом делятся на четыре группы:
Шкалы «сильного» регистра, выявляющие стеничные свойства личности; это – 4-я, 6-я и 9-я шкалы.
Шкалы «смешанного» типа реагирования – 1-я и 3-я шкалы.
Особняком стоят 5-я и 8-я шкалы, из которых повышенная у мужчин и пониженная у женщин 5-я смягчает стеничные характеристики, а повышенная 8-я и у тех, и у других усиливает индивидуалистичность.
Подробнее об этом – позже, при обсуждении целостной интерпретации профиля.
Далее рассмотрим значения базисных шкал в их последовательности, обращая особое внимание на имплицитно содержащиеся в них судьбореализующие тенденции
1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержневому признаку обозначена как шкала “сверхконтроля”. Будучи ведущим пиком (60 – 69 Т) в профиле, в котором остальные шкалы находятся на уровне 45-55 Т, она выявляет мотивационную направленность на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа – подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственности реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, указания; инертность в принятии решений, сверхответственность, сочетающаяся с тенденцией к избеганию серьезной ответственности из страха не справиться.
Стиль мышления – инертный, догматический с опорой на существующие расхожие точки зрения, правила и инструкции. Данный когнитивный стиль лишен свободы, независимости и раскованности. Основой познания окружающего мира для лиц данного типа являются готовые общепринятые штампы.
В межличностных отношениях – высокая требовательность как к себе, так и к другим в плане соответствия моральным критериям социума.
Скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотрительность. Эмоциональная сфера отличается противоречивым столкновением сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с психосоматической предиспозицией, т.е. со склонностью к трансформации эмоциональной напряженности в болезненные реакции всего организма или отдельных органов (желудочно-кишечного тракта, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой деятельности).
Гиперсоциальность установок выглядит как “фасад”, пытающийся скрыть брюзгливость, раздраженность, назидательность интонаций индивида, который сам себе не дает воли в осуществлении желаний, относя их к человеческим слабостям, при этом осуждая других, позволяющих себе реализовать собственные желания вопреки дозволенным нормативным правилам.
Характерологическим прототипом данного варианта личности в литературе является чеховский Беликов (“Человек в футляре”), отличавшийся с одной стороны, конформностью и исполнительностью, с другой – ханжеством и “занудством”. Его любимое выражение – “Как бы чего не вышло” – дает образное представление о сущности этого человека. Он испытывает особое удовольствие, провозглашая общеизвестные истины: «Волга впадает в Каспийское море», «Остров – это часть суши, окруженная со всех сторон водой». Он догматически привержен устоявшимся принципам и не доверяет превратностям погоды: одевает темные очки и галоши, берет с собой «на всякий случай» зонтик и головной убор, прикрывающий уши, предусмотрев варианты как солнечной, так и дождливой или ветреной погоды. Беликов не смог вынести испытания жизнью и умер от огорчения, когда влюбился в женщину, способную легко нарушить тот стиль поведения, который считался общепринятым в полном предрассудков маленьком городке.
Для индивида с профилем СМИЛ, в котором 1-я шкала выше 65 Т, значимо преобладает над другими и определяет акцентуацию характера по типу сензитивно-тревожной (мнительной) личности, судьба которой в ее главных аспектах базируется на выборе профессии, позволяющей реализовать догматический склад мышления, приверженность к инструкциям и твердым правилам, одиночество как дань повышенной требовательности к окружающим, высоконравственный (или псевдонравственный) образ жизни с выраженной тенденцией к подавлению насущных потребностей. Представляя собой смешанный тип реагирования, 1-я шкала выявляет предиспозицию к психосоматическому варианту дезадаптации.
Повышенные данные по 1-й шкале свидетельствуют о склонности индивида к профессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы такие качества как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам. Это – конторский тип служащего, добросовестного чиновника, это также служба безопасности, охрана труда, кадровая служба в армии. Такие особенности встречаются и среди служителей культа, у миссионеров-помощников (в отличие от миссионеров-лидеров или фанатов), а также как одна из черт в структуре личности педагога, сформировавшейся под влиянием социального заказа в течение многих предшествовавших десятилетий в нашей стране.
При избыточной эмоциональной напряженности ( показатель шкалы выше 75 Т) затрудненная адаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонениях от нормы как в плане межличностных отношений, где лиц этого круга раздражает безответственность и недостаточная на их взгляд нравственность поступков окружающих, так и в сфере самочувствия, где чрезмерное внимание к функциям собственного организма может перерасти в ипохондричность. Иллюстрацией тому, что именно определенные базисные индивидуально-личностные особенности лежат в основе формирования ипохондрических проявлений является следующий пример: все, кто соприкасался с образом жизни спортсменов, знают, что и тренеры и врачи заставляют их внимательно относиться к своему самочувствию, весу, сну, режиму питания. Тем не менее, профили спортсменов как правило отличаются низкой 1-й шкалой, так как их внимание к собственному здоровью связано с установками тренеров и врачей, и не является природным качеством.
В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале (выше 70 Т) выявляют ипохондрическую симптоматику. Сочетание 1-й и 2-й шкал свойственно стареющим мужчинам и настораживает в плане предиспозиции к гастроэнтерологическим заболеваниям. В частности, такой профиль говорит о возможности развития язвы желудка. При этом проявляется не только ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, становится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона.
1-я шкала в структуре невротической триады 213′ выявляет механизм защиты по типу “бегства в болезнь”, при этом болезнь (явная или мнимая) является ширмой, маскирующей стремление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих как единственный социально приемлемый способ оправдания своей пассивности.
В профилях больных терапевтических клиник и амбулаторий высокие показатели 1-й шкалы выявляют признаки госпитализма (стремление к длительным повторным стационированиям) и ипохондрическое развитие личности. Психотерапевтическая податливость личностей данного типа в силу инертности их установок чрезвычайно мала: они постоянно ищут помощи, но редко остаются довольными, продолжая свои поиски чудесного целителя. Переходя от одного врача к другому, они тщательно сохраняют старые рецепты и схемы лечения, носят с собой подробный список всех своих недомоганий, изучают доступную медицинскую литературу. В норме профиль с кодом 12 (читается один-два) чаще встречается у пожилых мужчин, а профиль типа 13 (один-три) является довольно распространенным среди женщин после 50 лет.
При интерпретации профиля следует иметь ввиду, что психологические свойства 3-й шкалы в значительной степени заслоняют и поглощают характеристики 1-й, если шкалы находятся на одном уровне; тем более это проявляется, если 3-я шкала выше 1-й. Поэтому, вместо эмоциональной сдержанности и подчеркнутой скромности в поведении при рисунке профиля 12′-/, интерпретация профиля 13 `-/ будет свидетельствовать о наличии таких свойств как эмоциональная лабильность и демонстративность.
При показателях 1-й шкалы, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это – лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, их окружали вниманием, что способствовало закреплению механизма защиты от проблем “уходом в болезнь”. Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в устойчивый неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность.