кодирование в коммуникационном процессе означает
КОД В КОММУНИКАЦИИ
Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения.
Важнейшим условием эффективной коммуникации является достижение максимального совпадения принятого сообщения с посланным, то есть исключения явлений типа «испорченный телефон».
Важным условием для того, чтобы избежать подобных проблем, является выбор соответствующих вашим целям средств коммуникации, которых обычно выделяется три:
Здесь необходимо помнить, что все социальные системы можно разделить на:
• жесткие и закрытые;
• промежуточные варианты между первыми двумя.
Подобные системы ведут жесткую пропаганду своих достоинств, отбивая все попытки раскрыть их недостатки. Они создают вокруг себя соответствующую социальную среду из своих сторонников и обманутых групп общественности. В советском обществе, особенно в 1930-х годах, это была среда культа системы и вождя, враждебная как капиталистическим странам, так и внутренней оппозиции.
В российском обществе 1990-х годов возникла криминальная среда, негативно влиявшая на экономику, политику и культуру всего населения. Борьба с конкурентами в политике и бизнесе приобрела формы войн вплоть до физического уничтожения. Свобода информации резко сужалась, особенно в период выборов. ПР-деятельность, реклама, маркетинг велись преимущественно в одностороннем информационно- пропагандистском плане.
В то же время наличие элементов мягкой демократической среды способствует появлению интерактивных, симметричных моделей коммуникации. Для их развития необходимо опираться на другой тип (мягкий и открытый) социальной системы среды.
Что же касается художественного отображения полного контроля за информацией в тоталитарном, жестко организованном обществе, то лучше всего оно было описано английским писателем Джорджем Оруэллом в его знаменитом романе-дистопии (антиутопии) «1984», который всем будущим специалистам в области коммуникации нужно прочитать обязательно.
Еще одним произведением художественного жанра, затрагивающим интересную проблему роли коммуникаций в жизни общества, является роман Александра Мирера «У меня девять жизней. «. Роман принадлежит к жанру НФ, однако по глубине затрагиваемых в нем проблем это едва ли не лучшее произведение по этой теме в нашей стране! Дело в том, что А.Мирер одним из первых затронул тему крушения цивилизации в результате разрушения ее управляющих информационных сетей и, разве не ЧП чуть ли не «вселенского» масштаба случилось именно у нас в России, когда в результате пожара на Останкинской телебашне люди лишились столь привычных для них и любимых телесериалов? Естественно, что настоящий специалист должен быть знаком и с литературно- художественной точкой зрения на подобные явления, так как бывало уже не один раз, что самые невероятные предвидения писателей-фантастов оправдывались уже при жизни тех, кто до этого не верил им даже на полслова!
Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом(с помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема или фотография), физический предмет (например, подарок как знак признательности).
Кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации.
Цели кодирования – доведение замысла (идеи) отправителя до получателя. Обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Для этого используются системы кодов – символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.
В коммуникативистике под кодированием часто понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата. Например, политическая программа партии может быть представлена в виде брошюр, в виде листовок, распространяемых в период избирательной кампании в публичных местах, в виде передовиц в партийной прессе, коротких рекламных роликов на радио и телевидении, пресс-конференций и т.д. Для каждого из перечисленных случаев характерна особая форма представления информации, использования языка и других коммуникативных средств доведения сообщения до адресата. И всякий раз конкретный кодировщик (профессиональный политик, ученый-политолог, пресс-секретарь, редактор, спичрайтер и т.д.) будет перерабатывать исходную идею, внося в нее что-то свое, субъективное, способствующее, по его замыслу, более эффективной коммуникации.
Декодирование – в техническом смысле – это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: процесс придания определенного смысла полученным сигналам; процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения. Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку. Учет индивидуальных особенностей восприятия – ключ к эффективной коммуникации, а каждому человеку в большей или меньшей степени свойственны предвзятость, субъективность оценок, поэтому невозможно найти двух людей, абсолютно одинаково воспринявших сообщение.
В современной коммуникативистике широкую известность получила модель кодирования/декодирования С. Холла. Холл подчеркивает, что любое медиа-сообщение проходит на своем пути от источника до получателя (интерпретатора) ряд трансформационных стадий. Теория Холла базируется на фундаментальных принципах семиотики и структурализма, предполагающих, что любое смысловое «сообщение» конструируется из знаков, которые могут иметь явные (денотативные) и подразумеваемые (коннотативные) смыслы в зависимости от выбора, который делает «кодировщик». Главное положение семиотики заключается в том, что разнообразие смыслов очень сильно зависит от природы языка и от значений, заключенных в комбинациях знаков и символов в рамках культуры, которой принадлежат и отправитель (кодировщик), и получатель (декодировщик). Семиотика подчеркивает семантическую силу закодированного текста и рассматривает смысл, который прочно внедрен в текст. Холл, принимая основные положения этого подхода, вносит в него некоторые дополнения. Во-первых, коммуникаторы часто предпочитают кодировать сообщения с идеологическими целями. Для этого манипулируют языком и медиа (сообщениям придается «предпочтительный» смысл или, как теперь говорят, «спин»). Во-вторых, получатели не обязаны принимать или декодировать сообщения такими, какими они отправлены, но могут сопротивляться, и сопротивляются идеологическому влиянию, применяя альтернативные оценки в соответствии со своим опытом и взглядами на вещи.
Кодирование в коммуникационном процессе означает
Кодирование в процессе коммуникации
Тема 2. Роль информации и коммуникаций в процессе принятия управленческих решений. Информация и ее роль в принятия управленческих решений. Информация и ее виды. Релевантная и нерелевантная информация. Системы сбора, отбора, и обработки информации. Методы обработки информации. Агрегирование, дезагрегирование, усреднение показателей. Графические методы Статистико-математические методы. Экономико-математические методы. Ранжирование параметров. Кодирование информации. Качество информации. Информационные системы. Носители информации. Современные информационные системы. Коммуникации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Коммуникации и коммуникационные процессы в управлении. Виды коммуникаций печать, радио, телевидение деловые контакты с партнерами и подчиненными. Деловой этикет. Вербальные и невербальные коммуникации. Сила слова. Формальные и неформальные коммуникации. Барьеры, возникающие в процессе коммуникаций. Обратная связь. [c.5]
При подготовке конкретных маркетинговых коммуникаций коммуникатору необходимо уметь разбираться в девяти составляющих любого коммуникационного процесса, которыми являются отправитель, получатель, кодирование, расшифровка, обращение, средства распространения информации, ответная реакция, обратная связь и помехи. Первейшая задача коммуникатора заключается в выявлении целевой аудитории и ее характеристик. Затем ему предстоит определить желаемую ответную реакцию, будь то осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность или совершение покупки. После этого необходимо разработать обращение с эффективным содержанием, эффективной структурой и эффективной формой. Далее нужно выбрать средства распространения информации для проведения как личной, так и неличной коммуникации. Обращение должно быть доведено до получателя лицом, заслуживающим доверия, а именно кем-то, кому присущи профессионализм, добросовестность и привлекательность. И наконец, коммуникатор должен постоянно следить за ростом осведомленности рынка, ростом числа опробовавших товар и численностью тех, кто остался доволен товаром в процессе опробования. [c.506]
Кодирование-в коммуникации процесс представления мысли в символической форме. [c.507]
Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники, в свою очередь, поддерживают коммуникации со своими покупателями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде обмена мнениями друг с другом и с другими контактными аудиториями. Комплекс маркетинговых коммуникаций (или Комплекс стимулирования) состоит из четырех видов средств воздействия рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды и личной продажи. Структура процесса коммуникации включает восемь составляющих. Два первых элемента — основные участники коммуникации, т.е. отправитель и получатель. Два следующих — основные орудия коммуникации, т.е. обращение и средства распространения информации. Четыре элемента являются основными функциональными составляющими кодирование (представление мысли в символической форме), расшифровка (процесс, в ходе которого полу- [c.176]
В модели выделены ключевые факторы эффективных коммуникаций. Отправители должны определить целевую аудиторию для своих обращений и желаемый отклик на них. В процессе кодирования сообщения необходимо заранее представить себе его возможное восприятие и декодирование целевой аудиторией. Для этого отправители должны использовать эффективные медиа (средства рекламы), охватывающие целевую аудиторию, и предложить каналы обратной связи для проверки ее отклика. [c.559]
Кодирование — элемент рекламной коммуникации процесс представления идеи обращения в символической форме. [c.569]
Коммуникационный процесс определяется девятью составляющими отправитель, получатель, кодирование, расшифровка, обращение, средства распространения информации, ответная реакция, обратная связь и помехи. Первейшая задача коммуникатора заключается в выявлении целевой аудитории и ее характеристик. Затем определяется желаемая ответная реакция (осведомленность, убежденность, совершенные покупки). После этого необходимо разработать обращение с эффективным содержанием. Далее нужно выбрать средства для проведения как личной, так и не личной коммуникации. Обращение доводится до получателя лицом, заслуживающим доверия, и наконец, коммуникатор должен постоянно следить за ростом осведомленности рынка и ростом числа опробовавших товар. [c.24]
Руководство, генерирующее идею, не может не принимать во внимание, кому она адресована, как будет воспринята, будет ли понята. Уже в обосновании идеи выражено отношение отправителя к получателю. В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники (руководители, исполнители) со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации. Этот этап включает в себя следующие шаги тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формирования значения или смысла того,- почему и что он хочет передать другому участнику. [c.308]
Когда приемник видит или слышит сообщение, он декодирует его. Это процесс, с помощью которого приемник интерпретирует символы, переданные источником. Задача состоит в том, чтобы декодирование, выполненное приемником, соответствовало процессу кодирования в источнике. Следовательно, приемник интерпретирует сообщение именно так, как предполагается источником. Возможно, что цель рекламы Marlboro состоит в том, чтобы ассоциировать данную торговую марку с образом мужественного ковбоя. Если именно таким образом будет декодировано это сообщение, то цель данной коммуникации достигнута. Однако, некурящий человек может интерпретировать эту рекламу совершенно по-другому, отвергая указанную ассоциацию и заменяя ее на риск для здоровья. Сообщения, акцент в которых делается не на изображение, а на текст, также можно декодировать по- [c.323]
Кодирование в коммуникационном процессе означает
Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий (см. Приложение 1). Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.
Этап отправления включает в себя следующие шаги.
Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.
В результате проведенных исследований формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.
Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация. Так, например, профессионалы обычно имеют трудности коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы, понятные только людям их круга. Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значения не имеют.
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телевизор, компьютер и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды. В качестве каналов используется сама среда и различные технические устройства и приспособления. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средств или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.
Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся.
Тот, кого достигло и, кому было адресовано послание, называется получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени раскодирования этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение.
Примерами наличия шума может быть следующее: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.
Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю. Так, очень часто на какую-то фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя, как и для другого лица, обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенная (снижение производительности, текучка, прогулы, конфликты и т.п.). И то, и другое могут свидетельствовать как об успехе коммуникации, так и о неудачах. Таким образом, выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
Далее рассмотрим понятия коммуникационная сеть и коммуникационный стиль.
Тест для самоконтроля по дисциплине «Основы теории коммуникации»
философии и социальных наук
Тест для самоконтроля по дисциплине
«Основы теории коммуникации»
1. Коммуникации соответствует определение:
1) это процесс взаимодействия и способы сообщения, позволяющие создавать, передавать и принимать информацию;
2) это процесс управления и удовлетворения потребностей целевой аудитории посредством создания сообщений;
3) это социальная, интеллектуальная и вербальная деятельность, направленная на создание сообщений;
4) это средства доведения информации до целевой аудитории;
5) это общие добровольные действия аудитории, группы участников (в неявно задаваемом организаторами направлении).
2. Контекст коммуникативного процесса соответствует:
1) системе построения коммуникативного процесса с учетом известных или близких для получателя компонентов сообщения;
2) системе построения коммуникативного процесса с учетом социально-экономических характеристик получателя сообщения: статуса, доходов, уровня образования и т. д.;
3) системе построения коммуникативного процесса с учетом психологических характеристик получателя сообщения;
4) системе построения коммуникативного процесса с учетом использования в сообщении узнаваемых образов, мотивов, историй, созданных уже ранее в конкретном произведении;
5) системе построения коммуникативного процесса с учетом использования в сообщении архетипических символов, образов, знаков.
3. Автором концепции «вещественной коммуникации», основу которой составляют исследование социального дискурса как языка красок, субстанций, объемов и пространства, является:
4. Характерные признаки какого этапа истории коммуникации перечислены ниже:
2) социальная дифференциация общества по принципу грамотность / неграмотность;
3) книгопечатание и полиграфическая революция;
4) урбанизация общества;
5) формирование национальных библиотек.
5. Какую модель коммуникативного PR-взаимодействия образуют приведенные характеристики:
1) основной функцией коммуникативной модели в организации является пропаганда: самой организации, ее продукции или услуг;
2) целью является привлечение одностороннего внимания, коммуникации ориентированы в основном на те группы общественности, которые определяют существование и эффективность организации;
3) информационная модель является сбалансированной, т. е. направлена на попытки организации изменить общественность. Организация рассматривается как источник, а общественность как потребитель информации;
4) поскольку принцип «обратной связи» не учитывается, то исследования общественного мнения не имеют принципиального значения;
5) примерами подобной модели могут быть продвижение продукта, спонсирование театральных постановок, рекламирование коммерческой организации, банка…
6. Коммуникантом является:
2) получатель сообщения в коммуникационном процессе;
3) специалист, профессионально занимающийся подготовкой текстов речей и выступлений;
4) специалист, который руководит и следит за ходом дискуссии по заранее подготовленному плану;
5) специалист, в задачу которого входит продуцирование творческих идей, общее руководство творческим или информационно-аналитическим отделом.
7. Невербальными коммуникациями называют:
1) коммуникации посредством визуального текста;
2) коммуникации посредством устного слова;
3) коммуникации посредством жеста и слова;
4) коммуникации посредством письменной речи;
5) коммуникации посредством визуального и пластического текста.
8. Межличностной коммуникацией называют:
1) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам;
2) коммуникацию в определенной сфере жизнедеятельности человека, осуществляющуюся как между отдельными людьми, так и между группой и отдельным человеком, группой и группой;
3) коммуникацию, в которой принимает участие двое людей;
4) коммуникацию, осуществляемую между людьми с помощью различных средств, в том числе и масс-медиа;
5) коммуникацию, осуществляемую личностью с самой собой («размышления вслух или «про себя», «внутренний монолог»).
9. Какой исторический этап развития коммуникации в социуме характеризуется следующими чертами:
1) все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов;
2) для передачи смысловых сообщений используется четыре исходных
канала;
3) никаких коммуникационных служб нет;
4) синкретичность (слитность) вербальных, музыкальных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях;
5) обожествление слова.
10. Какую модель коммуникативного PR-взаимодействия образуют приведенные ниже характеристики:
1) функции этой модели PR соотносятся с предоставлением общественности наиболее полной и точной информации об организации;
2) это односторонние коммуникации, и пиарщики играют роль «собственных корреспондентов». Но при этом, они стремятся учитывать интересы обеих сторон, поэтому общественное мнение имеет важное значение;
3) информационная модель является сбалансированной, т. е. стремится осуществить коррекции взаимоотношений между организацией и ее общественностью. Но при этом организация продолжает рассматриваться как источник, а общественность как потребитель информации;
4) исследования общественного мнения носят незначительный характер, и соотносятся, в основном, с анализом процессов аудиторного восприятия (т. е. исследуются технологические вопросы, например, процессы восприятия информации);
5) используется государственными учреждениями, общественно-политическими организациями, ассоциациями и некоммерческими структурами.
11. Гипертексту соответствует определение:
1) линейный способ создания сообщения, использующий знаки письменного сообщения;
2) нелинейный способ создания сообщения, использующий различные виды коммуникации (слово, картинку, звук и др.);
3) последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой;
4) гиперриторический способ построения сообщения, главная задача которого описание другого текста;
5) способ создания сообщения, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
12. Коммуникатором является:
1) специалист, придумывающий PR-стратегию или PR-сообщение, включая все ее текстуальные составляющие: сценарий, слоган, подписи к плакатам, заголовки, знаки-образы;
2) человек, который может повлиять на отношение группы к определенным проблемам;
4) отправитель сообщения в коммуникационном процессе;
5) специалист, профессионально занимающийся подготовкой текстов речей и выступлений.
13. Социокультурный подход к мифологической модели коммуникации как основе единства общества, «составной части человеческой цивилизации… матрице социального порядка и своду примеров нравственного поведения» характерен для:
14. В коммуникативном процессе убеждению соответствует стадия:
1) восприятие изменения, т. е. готовности подчиниться т. з. отправителя
сообщения;
2) обеспечение надлежащей интерпретации;
3) обеспечение запоминания сообщения для его использования;
4) стимулирование активного обучения и получения практических
навыков;
5) обеспечение приема соответствующего сообщения.
15. Какую модель коммуникативного PR-взаимодействия образуют приведенные ниже характеристики:
1) основная функция модели состоит в том, чтобы защищать интересы организации. Поэтому именно научное убеждение (факты, доказательства, объяснения и т. д.) является основой коммуникативной деятельности;
2) это двусторонние коммуникации, отличающиеся несбалансированным характером. Информационное взаимодействие направлено на то, чтобы заставить общественность согласиться с мнением организации;
3) информационная модель использует принцип «обратной связи», но только для манипуляционных целей, отвечающим потребностям организации;
4) исследования носят оценочный характер. Их главные задачи состоят в том, чтобы определить отношение общественности к организации, и укрепить позитивное отношение в ее пользу;
5) примерами использования подобной модели могут быть коммерческие фирмы.
16. Аудиторией коммуникации является:
1) группа людей, которые получают информационные обращения и имеют возможность реагировать на них;
2) любое относительно большое число людей, собравшихся в одном месте и находящихся в прямом взаимодействии друг с другом;
3) специально организованная группа людей, единение которых определяется и закрепляется коллективными действиями;
4) группа людей, которые получают информационные обращения;
5) любое относительно большое число людей, собравшихся в одном месте и получающих направленные информационные сообщения.
17. Представителем семиотики, предложившим ввести в классическую семиотическую модель коммуникации понятие «лексикодов», является:
18. Прагматика языка означает:
1) наука, изучающая соотношение между знаком и его смыслом;
2) наука, изучающая соотношение знаков друг с другом;
3) наука, изучающая соотношение знаков и их пользователей в конкретной коммуникативной ситуации;
4) наука, изучающая смысл коммуникативного сообщения, с точки зрения процессов управления;
5) наука, изучающая многозначность сообщения в конкретной коммуникативной ситуации.
19. Какую коммуникативную культуру определяют перечисленные особенности:
1) замена линейного текста нелинейным гипертекстом;
2) информационное общество;
3) проблема соотношения естественного и искусственного интеллектов (человек – компьютер);
4) социальная информация как ключевой экономический ресурс;
5) либерально-демократическая политическая ориентация общества.
20. Какую модель коммуникативного PR-взаимодействия образуют приведенные ниже характеристики:
1) функция двусторонней симметричной модели заключается в установлении взаимопонимания между организацией и общественностью;
2) имеет двусторонний сбалансированный характер, корректируя взаимоотношения между организацией и влияющей на нее общественностью;
3) информационная модель стремится установить такие отношения, которые были бы приемлемыми для обеих сторон. Поэтому появляется новый принцип информационного взаимодействия: обе стороны воспринимаются как группы, достигшие взаимного соглашения;
4) оценочная природа исследований соотносится с серьезным анализом общественного мнения, результаты которого в значительной степени корректируют деятельность организации;
5) примерами реализации подобной модели PR могут быть бизнес-агентства, деятельность которых определяется государством.
21. Массовой коммуникацией можно называть:
1) взаимодействие с организованно большим количеством людей, имеющим сходный коммуникативных уровень;
2) взаимодействие с большим количеством людей, имеющих различный коммуникативный опыт и уровень;
3) взаимодействие с организованно большим количеством людей, имеющим сходный коммуникативных уровень, и с использованием технических средств;
4) коммуникацию в определенной сфере жизнедеятельности человека, осуществляющуюся как между отдельными людьми, так и между специально организованной группой и отдельным человеком, группой и группой;
5) коммуникацию, направленную на внутреннюю или внешнюю среду организации.
22. Кодирование в коммуникационном процессе означает:
1) определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью любых символов и кодов;
2) определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью визуальных символов или кодов;
3) определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью вербальных символов или кодов;
4) определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью аудиальных символов или кодов;
5) определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью пластических символов или кодов.
23. Вербальными коммуникациями называют:
1) коммуникации посредством визуального текста и пластики;
2) коммуникации посредством устного слова;
3) коммуникации посредством жеста и слова;
4) коммуникации посредством письменной речи;
5) коммуникации посредством письменной речи, визуального и пластического текста.
24. Качественными характеристика источника сообщения являются:
1) статус, надежность, квалификация отправителя;
2) тема сообщения, канал, сила воздействия коммуниканта;
3) статус, тема сообщения, квалификация отправителя;
4) тема сообщения, время обнародования сообщения, статус отправителя;
5) статус, тема сообщения и сила воздействия отправителя.
25. Инструктированию в коммуникативном процессе соответствует стадия:
1) обеспечение надлежащей интерпретации;
2) обеспечение приема соответствующего сообщения;
3) обеспечение запоминания сообщения для его использования;
4) стимулирование активного обучения и получения практических навыков;
5) восприятие изменения, т. е. готовности подчиниться т. з. отправителя сообщения.
26. Ученые, исследующие массовую коммуникацию, авторы концепции «социальной семиотики»:
1) Ю. Лотман, Т. Тодоров;
27. Коммуникации какого уровня характеризуются приведенными ниже характеристиками:
1) массовость аудитории;
2) гетерогенность аудитории;
3) использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации;
4) быстрое распространение сообщений;
5) относительно небольшая потребительская стоимость информации.
28. Знак, план выражения который похож на план содержания, в теории коммуникации называют:
29. Какие элементы процесса коммуникации являются ключевыми для коммуникатора:
1) процессы принятия решений аудитории, эмоциональный подъем, политические предпосылки;
2) возможности аудитории в области информационных операций и процессов принятия решений;
3) эмоциональный подъем, доминирование-подчинение, канал сообщения;
4) целевая аудитория, канал, контекст;
5) биографические данные, эмоциональный подъем аудитории, процессы принятия решений.
30. Коммуникация – это двусторонний процесс обмена сообщениями, с целью информирования, инструктирования и убеждения (Катлип, Сентер, Брум). Какая стадия не входит в процесс информирования:
1) привлечение внимания к данной коммуникации;
2) обеспечение приема соответствующего сообщения;
3) обеспечение надлежащей интерпретации;
4) обеспечение запоминания сообщения для его использования;
5) стимулирование активного обучения и получения практических навыков.
Ключ к тесту для самоконтроля по дисциплине