когда был основан дивеевский монастырь
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
История монастыря
Монашескую общину у села Дивеево основала в 1758 году инокиня Александра, в прошлом — богатая помещица Агафья Мельгунова. В эти места Александра пришла из Киево-Фроловского монастыря, где в начале 1750-х годов приняла постриг.
Первое время инокиня с послушницами молилась в деревянной часовне, а в 1773 году на пожертвования местных помещиков начали возводить первый каменный собор — Казанский. Здание построили в стиле русского барокко. Два придела были холодные, а третий отапливался, здесь службы проходили зимой. Вокруг храма возвели монашеские кельи для послушниц.
Общину стали называть Казанской — по названию собора. Она жила по уставу мужского монастыря в Сарове, в 10 км к югу от Дивеева, а настоятель Саровской пустыни старец Серафим Саровский был духовным наставником и попечителем казанских послушниц.
В 1827 году недалеко от Казанской общины Серафим Саровский основал еще одну — Мельничную, а спустя 15 лет Святейший Синод объединил две общины в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году она стала монастырем.
Храмы Серафимо-Дивеевского монастыря
За историю Серафимо-Дивеевского монастыря на его территории построили 10 храмов. После Казанского — к концу XIX века — здесь возвели Троицкий собор. Проект здания в византийском стиле разработал архитектор Александр Резанов, а его стены изнутри расписали сами монахини. Строительство растянулось на долгие годы, первые службы прошли в Троицком соборе спустя почти 30 лет.
В 1907 году на территории монастыря начали строить новый собор — Преображенский. Его проект подготовил московский архитектор Анатолий Антонов. Стены отлили из железобетона, из этого же материала выполнили колонны, которые поддерживают свод. Собор построили к 1916 году. Монахини сами писали иконы для храма, потому освящение отложили на год — к тому моменту оформление собора должны были закончить. Однако храм так и не открыли — произошла революция 1917 года. До конца столетия здесь не прошло ни одной службы.
С приходом советской власти монастырь закрыли. Здания начали использовать под хозяйственные нужды, послушниц, которых к тому времени было уже около 1000 человек, выселили, а некоторых — арестовали и расстреляли. Но одной из монахинь удалось сохранить главную святыню монастыря — икону Божией Матери «Умиление». Святыню вернули в эти места в 1991 году, когда Священный Синод возродил монастырь. А в 2012 году в монастыре заложили новый храм — Благовещенский.
Колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря
Колокольня с часами — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота — 70 метров. Вместе с куполом и крестом она всего на метр ниже Спасской башни Московского кремля.
Построили колокольню в 1901 году. В оформлении использовали разные стили, но доминирует в проекте классицистический с его строгим декором и симметрией. Когда сняли строительные леса, стало видно, что здание стоит не строго вертикально. Однако перестраивать его не стали, решив, что эта погрешность, наоборот, поможет колокольне устоять на неровном береговом грунте.
До революции на колокольне располагались куранты, которые каждые четверть часа вызванивали молитвенную мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас». После революции куранты и колокола уничтожили, а на здании разместили телевизионный ретранслятор.
В конце 1990-х годов колокольню полностью отреставрировали, отлили новые колокола — самый большой из них весит пять тонн. А в 2003 году на колокольне закрепили новые часы с курантами.
Святыни и святые источники
В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре хранят мощи преподобного Серафима Саровского, его вещи и книги, а также мощи настоятельниц обители — Александры, Марфы и Елены.
На территории монастыря бьют шесть ключей, вода в них считается целебной. Один из источников вытекает из-под Казанского собора, у алтаря которого находилась могила основательницы монастыря преподобной Александры Дивеевской. Сюда часто приходят набрать воды паломники и туристы.
История Серафимо-Дивеевской обители
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.
Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.
Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.
В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.
В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.
В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.
Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).
Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.
В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.
Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.
В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.
Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии
Становление общины
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
Храмы, архитектура
Храмы и часовни
Святая Канавка в Дивеевском монастыре |
Святая канавка
Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.
Святая канавка в советское время |
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.
С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской |
Музеи
Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.
В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.
Архангельский скит Дивеевского монастыря |
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Начальницы, игумении
Святые и святыни
Важнейшие святыни
Источники
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии
Становление общины
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
Храмы, архитектура
Храмы и часовни
Святая Канавка в Дивеевском монастыре |
Святая канавка
Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.
Святая канавка в советское время |
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.
С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской |
Музеи
Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.
В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.
Архангельский скит Дивеевского монастыря |
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Начальницы, игумении
Святые и святыни
Важнейшие святыни
Источники
Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.
Содержание:
Краткая история и описание
История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.
Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза
Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.
Собор Спаса Преображения
Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.
Собор Троицы Живоначальной
Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.
Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.
В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.
Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.
Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения
Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.