когда была пасха 19 апреля
Пасха 2020: традиции и история главного православного праздника
19 апреля 2020 года верующие в воскресенье отметят главный христианский праздник — Пасху, или Воскресение Христово.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи – Песаха.
В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.
Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день воскрес.
Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом – от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа – и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).
С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Христова Воскресения.
Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом.
Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным.
В конце утрени, после окончания Пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после утрени служится Пасхальная литургия, где читается начало Евангелия от Иоанна. Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.
На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.
Перед окончанием литургии освящается артос – хлеб с изображением Креста или воскресения Христова. Он символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа.
После праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Символами Пасхи, по традиции, являются кулич, крашеные яйца и творожная пасха.
Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича также выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.
Яйца на Пасху красят, потому что считается, что Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это – не более, чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный – это также цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» – образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима – города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».
На Светлой неделе христиане ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, в храмах звонят колокола в знак Воскресения Христова. В эти дни, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему в любое время дня.
Пасха 2020: традиции и история главного православного праздника
19 апреля 2020 года верующие в воскресенье отмечают главный христианский праздник — Пасху, или Воскресение Христово.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи – Песаха.
В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.
Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день воскрес.
Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом – от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа – и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).
С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Христова Воскресения.
Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом.
Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным.
В конце утрени, после окончания Пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после утрени служится Пасхальная литургия, где читается начало Евангелия от Иоанна. Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.
На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.
Перед окончанием литургии освящается артос – хлеб с изображением Креста или воскресения Христова. Он символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа.
После праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Символами Пасхи, по традиции, являются кулич, крашеные яйца и творожная пасха.
Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича также выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.
Яйца на Пасху красят, потому что считается, что Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это – не более, чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный – это также цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» – образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима – города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».
На Светлой неделе христиане ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, в храмах звонят колокола в знак Воскресения Христова. В эти дни, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему в любое время дня.
Пасха в 1948 году
Праздники привязанные к дате Пасхи в 1948 году
Как вычислить дату Пасхи? рассмотрим, на примере 1948 года
Правило Пасхи имеет следующую формулировку:
Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.
В настоящее время используются два различных способа вычисления дня пасхи. Начиная с 1583 года, католическая церковь использует григорианский метод расчета пасхи, принимающую для него день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю, в то время как большинство православных церквей придерживаются александрийского метода с 21 марта по юлианскому календарю. Подробнее вы можете почитать в статьях ниже по ссылкам.
Мы покажим пример расчёта даты, на основе алгоритма предложенного Карлом Фридрихом Гаусом предложенным им в XVIII веке.
Общая формула имеет вид:
Формула | Православная пасха | Католическая пасха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A = ГОД mod 19 | A = 1948 mod 19; A = 10. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B = ГОД mod 4 | B = 1948 mod 4; B = 0. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C = ГОД mod 7 | C = 1948 mod 7; C = 2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формула | Православная пасха | Католическая пасха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A = ГОД mod 19 | A = 1489 mod 19; A = 7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B = ГОД mod 4 | B = 1489 mod 4; B = 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C = ГОД mod 7 | C = 1489 mod 7; C = 5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год | Пасха | Вознесение Господне | День Святой Троицы |
2018 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2019 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
2020 | 19 апреля | 28 мая | 7 июня |
2021 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2022 | 24 апреля | 2 июня | 12 июня |
2023 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2024 | 5 мая | 13 июня | 23 июня |
2025 | 20 апреля | 29 мая | 8 июня |
2026 | 12 апреля | 21 мая | 31 мая |
2027 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2028 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2029 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2030 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в‑третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7‑е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14‑й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлианскому календарю это воскресенье датировалось 18‑м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому православные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан
- когда была написана библия ветхий завет
- когда была пасха 2021г