Как вычислить дату Пасхи? рассмотрим, на примере 1918 года
Правило Пасхи имеет следующую формулировку:
Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.
В настоящее время используются два различных способа вычисления дня пасхи. Начиная с 1583 года, католическая церковь использует григорианский метод расчета пасхи, принимающую для него день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю, в то время как большинство православных церквей придерживаются александрийского метода с 21 марта по юлианскому календарю. Подробнее вы можете почитать в статьях ниже по ссылкам.
Мы покажим пример расчёта даты, на основе алгоритма предложенного Карлом Фридрихом Гаусом предложенным им в XVIII веке.
Общая формула имеет вид:
Формула
Православная пасха
Католическая пасха
A = ГОД mod 19
A = 1918 mod 19; A = 18.
B = ГОД mod 4
B = 1918 mod 4; B = 2.
C = ГОД mod 7
C = 1918 mod 7; C = 0.
Для православной пасхи: M = 15, N = 6.
Формулы для расчёта Католической пасхи предусматривают два исключения:
Эти условия были введены Гауссом в 1811 году. В нашем примере нет данных исключений.
Православная пасха вычеслена по юлианскому календарю, по новому стилю в 1918 году, она будет соответствовать: 5 мая.
См. также
По расчёту дат пасхи вы можете почитать статьи в Википедии:
Библия Онлайн
И слово Господне распространялось по всей стране. (Деяния св. aпостолов)
в Александрийской, Антиохийской, Албанской, Болгарской, Кипрской, Константинопольской (кроме Афона), Румынской, Элладской Поместных Православных Церквах, а также в зависимости от приходского уклада в Американской, Польской, Чехословацкой Церквах и Западноевропейских приходах Русской Церкви.
Двунадесятые и великие праздники 1918 года
Многодневные посты 1918 года
Дни поминовения усопших
10.02Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.
День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.
Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).
В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.
В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.
Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.
К Петроградской пастве святитель обратился с вдохновенным пасхальным приветствием, призывая ее войти «в радость Господа своего»:
Давящей тьмы ночи как будто не бывало. Все исчезло в одном бесконечно радостном возглашении: Христос Воскресе! /. /
Все земное, разделяющее людей, должно быть забыто.
Всякая злоба, вражда, зависть, все страсти самолюбия должны умереть в сей нареченный и святой день. /. / Всякая печаль должна исчезнуть, как капля, в океане христианской радости. /. /
К этому дню святитель Вениамин выпустил отдельное послание, названное им «Пасхальная архипастырская беседа». Оно было прочитано протодиаконом с помоста, установленного для молебна на Александро-Невской площади. В своем послании, обращенном прежде всего к ушедшим из православной семьи «на страну далече», архипастырь отталкивается от пасхального чуда, внесенного в летопись Киево-Печерской лавры под 1463 годом. «Некто из братии», войдя в Ближние пещеры покадить тела усопших святых, громко воззвал: «Святые отцы и братие, сегодня у нас великий день: Христос Воскрес!»
«И под темными сводами монастырских пещер со всех концов раздалось в ответ: «Воистину Христос Воскрес!»
Мертвые услышали пасхальное приветствие. Усопшие святые ответили на него».
Соединиться в исповедании истины воскресения Христова митрополит Петроградский убедительно зовет всех, до кого донесется тот же клич 455 лет спустя:
«В переживаемые дни родина наша, некогда Русь Святая, православная, превратилась в пещеру погребальную. И наполнена эта пещера телами людей, которые ходят, действуют, много говорят, но которые духовно мертвы для Бога, для веры, для церкви, для блага родины, для любви и сострадания к ближним и для голоса совести своей.
И хочется, весьма хочется встать среди этих живых мертвецов и /. / громко, голосом, подобно трубе ангельской, воскликнуть:
«Отцы, братие и сестры! Сегодня у нас великий день: Христос Воскрес!» Бывшие дорогие братья наши, дети общей нашей семьи православной, знайте, что трудно «прать против рожна», невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру. Борьба с Богом, как давным-давно сказано, только обнаруживает безумие восстающих на Бога. Так было, так будет, так и есть теперь. /. /
Поэтому громко и радостно будем восклицать мы: Христос Воскрес! чтобы этот привет разносился по всему лицу земли родной и будил бы духовно умерших людей.
В четверг около храмов Божиих для участия в крестном ходе собирались дети христианские. Они огласили улицы нашего города, наши «пещеры погребальные», своим детским возглашением: «Христос Воскрес!» /. /
Для той же цели, чтобы привет пасхальный проник во все углы наших пещерных переходов – в неделю Антипасхи – Фомино воскресенье идет все-петроградский крестный ход из всех церквей в Лавру, а оттуда к Исаакиевскому и Казанскому соборам.
Пусть мощное – «Христос Воскрес!» – потрясет весь град!
Да совершится и с нашими братьями в неделю Фомина уверенья и их уверение в той истине, что спасение родины только в вере православной. И да сорвется с их уст радостное исповедание Фомы: «Господь мой и Бог мой!» /. /
Сольемся все в одну семью братскую, христианскую. Простим друг другу «вся воскресением», обнимем друг друга и снова радостно воскликнем: «Христос Воскрес!»
И только у Христа воскресшего, и только в вере Христовой будем искать воскресение и всего народа нашего для жизни братской, любовной и мирной. »
Крестные ходы Фомина воскресенья начали расходиться по своим храмам от Исаакиевского собора лишь в пятом часу вечера. В тот же вечер митрополит Вениамин отбыл в Москву. Его сопровождали настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и член приходского совета Н.К. Либин. Петроградская депутация направлялась в столицу, чтобы доставить оттуда частицу мощей священномученика Патриарха Ермогена. Эта святыня предназначалась для придельного храма в честь страдальца за землю Русскую, который решено было соорудить в подвальном помещении собора. Кроме того, митрополит намеревался согласовать с Первосвятителем сроки и программу патриаршего визита в град Святого Петра.
Несомненно, требовалось большое мужество и глубокая вера в помощь Божию, чтобы возглавить двадцативерстный крестный ход в подобных условиях. Но священномученик Вениамин в основу своей деятельности всегда и всюду ставил цель приносить духовную пользу вверенным его попечению. Доставить религиозное утешение, которое коснулось бы сердец многих-многих сотен простых «безответных людей» – участников процессии – было для святителя превыше всего.
Своим восприятием событий церковной жизни Петрограда за истекший год митрополит поделился с духовенством и паствой епархии в обширном послании. В нем он также преподал тем и другим глубокие архипастырские наставления.
«Всю свою деятельность я направлял и направляю к тому, чтобы поддержать и укрепить веру, воодушевить малодушных и утешить унывающих.
Везде и всюду, в Петрограде и вне его, в городах: Кронштадте, Ораниенбауме, Петергофе, Царском Селе и деревнях и селах Думского уезда я утешался общей верой нашей в Господа Иисуса Христа, молился с народом и учил его вере и любви Христовой.
/. / Вера православная под свои знамена св. креста и хоругви стала собирать все больше и больше верующих людей, независимо от их общественного положения и политических взглядов.
Духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра. /. /
Детский пасхальный крестный ход и беспримерный по количеству участников и воодушевлению крестный ход в Фомино воскресенье воочию всех своих и чужих свидетельствует об уровне религиозной жизни петроградской паствы.
/. / Религиозное настроение паствы захватывало и душу архипастыря. Он жил, вдохновляясь этой верой народной, которая окружала его любовию, охраняла и ограждала от всех нападений и оскорблений вражиих и вдохновляла на подвиги.
/. / Дорогие пастыри церкви Петроградской, воспроизведите в своем сознании все пережитое нами в церковной жизни за минувший год моего архипастырства и еще раз напомните себе, что, исполняя свои пастырские священнические обязанности, вы совершаете дело величайшей важности, которое народ ценит и ставит соответственно ей весьма, весьма высоко.
/. / Словом и непременно своим примером проповедуйте и разъясняйте учение Христово, что все мы братья, должны любить друг друга, служить друг другу до самопожертвования, прощать друг друга, помогать и давать друг другу, а не требовать, тем более не отбирать друг у друга.
Всякая политика, как реакционная, так и модная прогрессивная, должна быть чужда вас.
Пастырь не с аристократией, плутократией или демократией, не с буржуями или пролетариями, но со всеми и для всех верующих.
На нем нет и не должно быть никакой политической вывески и под такой он не может выступать.
Царство мое, как сказал Христос, не от мира сего и никакой политический строй не может с ним совпадать.
Возлюбленные братья и сестры, все вы боговрученные мне чада паствы Петроградской.
Стойте в вере, мужайтесь и укрепляйтесь.
/. / Крепче, плотнее объединяйтесь вокруг ваших приходских храмов, чтобы охранить святыни и достояние их, уберечь душу живу русского народа, веру православную и сохранить в сердцах наших любовь Христову, от оскудения и недостатка которой мы так теперь страдаем.
Да будет в каждом приходе малая церковь Христова, духовная семья, где не по имени только, а на самом деле есть отец и дети духовные.
Каждый член семьи приходской, большой и малый, мужчина и женщина, дитя и взрослый, принимай посильное и возможное, но деятельное и живое участие в жизни приходской, служа общему делу приходскому и живя его интересами.
Все вы, возлюбленные пастыри и пасомые, составляя одну семью духовную, одно стадо Христово, поместную церковь петроградскую, содействующую благодати Св. Духа, преуспевайте в вере, любви и всяком благочестии, блюдя единение духа в союзе мира.
Последние пасхальные недели 1918 года церковный Петроград жил ожиданием встречи Святейшего Патриарха Тихона. Первосвятительский визит приурочили ко дню св. Исаакия Далматского (30 мая/12 июня) – престольному празднику кафедрального собора города на Неве. По распоряжению митрополита Вениамина заблаговременно была образована особая Комиссия под председательством епископа Лужского Артемия. Разработанный Комиссией церемониал визита Патриарха в Петроград был отпечатан и разослан по церквам. Для охраны Патриарха и наблюдения за порядком организовали почетную дружину из прихожан храмов города под руководством М.М. Колтовского, сына адмирала Черноморского флота.
Высокий гость прибыл в Петроград 11 июня (29 мая). Первая встреча Его Святейшеству была устроена в Любани, где поезд делал получасовую остановку. В этот город, входивший тогда в Новгородскую епархию, еще накануне выехали епископ Артемий, протоиерей Философ Орнатский и профессор В.Н. Бенешевич. На границе Петроградской епархии, в Тосно, к станции прибыл грандиозный крестный ход, который возглавили благочинный протоиерей Николай Смирнов и местный настоятель протоиерей Петр Щеглов. Дальше поезд шел без остановки, но на всех станциях Патриарха встречали крестные ходы. Святейший из окна вагона благословлял народ.
Хотя в Петроград поезд опоздал почти на два часа, народ терпеливо ожидал его прибытия. Наконец из уст в уста передается радостная весть: «Приехал!» Митрополит Вениамин с огромным букетом роз входит в вагон к Патриарху. (Как известно, «московские комиссары хотели предоставить для Патриарха лишь одно купе в вагоне, но железнодорожные рабочие настояли, чтобы ему был дан особый вагон» 748 ). Через несколько минут Святейший в исторической мантии Патриарха Иоакима вышел на перрон. Могучее, радостное, победное «Христос воскресе» оглашает своды вокзала. В главном зале Патриарх помолился у иконы Божией Матери и Святителя Николая. На Знаменской площади он благословляет народ, собравшийся у подъезда вокзала. Подают экипажи. В первый садятся протодиаконы с Патриаршим крестом, во второй – Патриарх Тихон и митрополит Вениамин.
На площади перед Александро-Невской лаврой целое море обнаженных голов. У Святых ворот установлен помост, где Патриарха встретило духовенство в полном облачении во главе со всеми четырьмя викариями Петроградской епархии – епископами Геннадием, Анастасием, Артемием и Мелхиседеком. С приветственным словом к Патриарху обратился митрополит Вениамин:
Петроградский православный церковный народу собравшись у врат обители своего небесного Покровителя, радостно приветствует ваше пришествие в наш, некогда столичный, град.
Встречаем мы Вас, Святейший Владыка, на том самом месте, на котором в годину великих потрясений и испытаний православные петроградцы, старые и малые, привыкли собираться для молитвы, для возгревания и укрепления духа ревностного стояния за веру нашу христианскую.
Обширные храмы Лавры и площади ее оказались не в состоянии вмещать множество православных людей, приходящих с крестными ходами и готовых идти на подвиги исповедничества и мученичества за веру святую и церковь православную.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, под покровом которой Вы, Выше Святейшество, получили академическое образование, в стенах которой в дни Вашего Святительства часто молились и имели местопребывание, молитвенно благословляет нынешнее Ваше вступление в нее и просит принять сию св. икону Благоверного Князя Александра Невского.
Угодник Божий и великий заступник за землю Русскую да будет всегдашним помощником в совершении Вами великого подвига Архипастырства Всероссийского во славу церкви Православной и во благо и спасение нашей Родины многострадальной.
Благословен грядый во имя Господне Великий Отец и Архипастырь наш Святейший Патриарх Тихон!» 749
Затем Патриарха приветствовали от духовенства настоятель Исаакиевского собора протоиерей Николай Смирягин и от мирян Петрограда А.А.Любищев. В лаврском соборе Патриарх приложился к св. престолу и к мощам св. Александра Невского. После краткого молебствия протодиакон Иоанн Косогорский провозгласил многолетие Святейшему Патриарху Тихону. Первосвятитель, стоя лицом к народу, произнес многолетие «Высокопреосвященному Митрополиту Вениамину со всею его богохранимою паствою», после чего обратился со своим первым словом к жителям Петрограда.
По выходе из собора Патриарха пением «Сей нареченный и святой день» приветствовали монахини петроградских монастырей, а до самых дверей митрополичьего дома стояли дети, встретившие его пением «Христос воскресе!». В покоях митрополита состоялось представление Патриарху депутаций от всех епархиальных учреждений.
В 6 часов вечера в Исидоровском епархиальном женском училище состоялся прием Патриарха Братством приходских советов. Первым приветствовал Патриарха митрополит Вениамин:
Уже три дня Вы пребываете в нашем Петрограде. Совершая богослужение в соборных храмах, Вы могли наблюдать великое множество богомольцев, переполнявших эти храмы. Истинно я свидетельствовал, приветствуя Ваше Святейшество у врат Александро-Невской Лавры, что в Петрограде такое еще множество верующих людей, которое в дни наших богомолений не вмещается в обширных храмах лавры и на дворах ее, и эти богомоления приходится совершать уже на площади вне стен Лавры.
Святейший Владыка! Петроградский церковный народ, пастыри и пасомые со своим архипастырем в переживаемые тяжелые дни привыкли собираться не в храмах только, но и по домам, чтобы укреплять и развивать взаимное общение, воодушевлять и поддерживать друг друга.
Мы в этом отношении подражаем св. апостолам и первым христианам, которые по книге Деяний Св. Апостол не только ходили в храм иерусалимский на молитву, но собирались и по домам и пребывали в общении друг с другом. Одним из таких домов, в которых мы собираемся для взаимного нашего общения, является и настоящий дом.
В нем год тому назад собрались в равном количестве духовные и миряне и общим обсуждением наметили кандидата в архипастыри. Здесь происходил чрезвычайный епархиальный съезд и прошел так мирно, церковно-христиански, что является каким-то исключением среди съездов весны 1917 года.
Когда начались сильные нападения на церковь и стали издаваться декреты, касающиеся церкви, сюда стали стекаться члены приходских советов. Еженедельно происходят собрания, на которых церковные люди и пастыри делятся своими переживаниями, к сожалению, по большей части печальными, утешаются, укрепляются и утверждаются в добром и мужественном каждым из них исполнении и своего христианского долга. Когда стали запрещением преподавания закона Божия в школах детей отлучать от Христа, здесь открылся детский союз, и дети во множестве стали переполнять залы и коридоры этого дома.
Святейший Владыка! В храме Вас приветствовали дети, здесь собрались взрослые.
Благослови и помолись за всех нас, чтобы наше общение и духовное единение росло и крепло, чтобы быстрее воцерковлялись православные люди и начинали жить интересами церковными все, пастыри и пасомые, взрослые и малые, каждый в меру свою, но непременно, обязательно принимая живое, деятельное участие в церковной жизни. Начавшееся объединение православного петроградского церковного народа спасло петроградскую церковь от многих бед. Расширяясь и укрепляясь, оно да ограждает ее от всяких нападений вражиих и на будущее время.
Дорогой Святейший Владыка и Отец наш, благослови всех нас, архипастырей, пастырей и пасомых, чтобы все мы составляли единое живое тело – Церковь Христову, пребывая в любви взаимной, храня единение духа в союзе мира, исполняя каждый свой христианский долг по совести, всегда готовы были мужественно исповедывать свою веру во Христа и радостно страдать за Него и церковь православную!» 752
15 (2) июня Патриарх Тихон на особом пароходе в сопровождении митрополита Вениамина отбыл в Кронштадт. Патриарх молился в Андреевском и Владимирском соборах, совершил панихиду на квартире о. Иоанна Кронштадтского. Побывал он также в Морском Богоявленском соборе и в Троицком храме Общества трезвости. В Петрограде, по пути с пароходной пристани, Патриарх посетил Благовещенское подворье на Васильевском острове, а вечером в Троицком подворье возглавил наречение архимандрита Симона (Шлеева) во единоверческого епископа Охтенского.
В воскресенье 16 (3) июня св. Патриарх Тихон в сослужении митрополита Вениамина и викарных епископов совершил литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. За литургией состоялась архиерейская хиротония архимандрита Симона «по старопечатным книгам», то есть в полном соответствии с дониконовской богослужебной практикой, которой так дорожили единоверцы. Эта историческая хиротония явилась первой, совершенной Первосвятителем со дня его избрания на патриарший престол. После литургии Патриарх, благословляя народ, проследовал в покои митрополита, а затем с митрополитом Вениамином и викариями направился в лаврскую трапезную принять приветствие от Александро-Невского братства. Затем Патриарх и митрополит Вениамин посетили Никольское кладбище, где была отслужена панихида на могиле митрополита Антония. В шестом часу вечера Патриарх прибыл в Духовную академию, курс которой он окончил ровно 30 лет назад. Оттуда Святейший поехал в Скорбященскую церковь, чтобы почтить память ее настоятеля, протоиерея Петра Скипетрова, претерпевшего мученическую кончину, и благословить его вдову Антонину Николаевну Скипетрову.
Вернувшись из Москвы 21 (8) июня, митрополит Вениамин подытожил дни пребывания Патриарха Тихона в Петрограде в своем послании «К Петроградской пастве»:
«Святейший Патриарх Тихон, выражая в Москве свою радость и удовольствие по поводу оказанного ему приема в Петрограде, поручил мне передать петроградской пастве его благословение и благодарность за ту любовь и сердечное радушие, с которым она встречала его.
С своей стороны и я не могу не поделиться с моею паствою своими чувствами по поводу этого приема.
Внимая моему сердечному желанию и призыву, действительно пространно расширилось любовию сердце твое, дорогая паства!
Дни пребывания Святейшего Патриарха были днями великого праздника. Везде и всюду, где ни появлялся наш дорогой гость, Великий Отец, его с благоговением и радостью во множестве окружали православные.
Каждый, по мере сил и возможности, старался выразить свою любовь и внимание. Дети не отставали от взрослых.
Поэтому: председателям и членам комиссий по приему, духовенству, певцам и участникам богослужений, чинам почетной охраны и блюстителям порядка, служащим и охране Николаевской жел[езной] дороги и всем, всем принимавшим то или другое личное или материальное участие во встрече, приеме и проводах в Петрограде, Кронштадте и по пути следования Святейшего Патриарха, выражаю мою сердечную архипастырскую благодарность и радуюсь общей нашей радостью, что дорогой Гость и великий Отец наш, Святейший Патриарх, остался доволен посещением Петрограда и оказанным ему в нем приемом.
Пожелание священномученика митрополита Вениамина в условиях большевистского режима оказалось неосуществимым. Через два с половиной месяца после патриаршего визита в Петроград власти развязали по всей стране «красный террор», который на десятилетия стал главным инструментом их внутренней политики. Светлая христианская радость, подобная той, что была пережита в июньские дни 1918 года, пришла в город на Неве только через 70 лет, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. Торжества 1988 года, апогеем которых стало всецерковное прославление в лике святых Блаженной Ксении Петербургской, проходили здесь с 14 по 16 июня, т.е. в самую годовщину посещения города Патриархом Тихоном. Для верующих, наконец, «рыдания время преста». Юбилей 1000-летия Крещения Руси стал закатом системы государственного атеизма. Уже осенью 1989 года Собор архиереев Русской Православной Церкви причислил к лику святых исповедника веры Христовой Святейшего Патриарха Тихона, а перед Пасхой 1992 года на церковном небосводе воссияли священномученик митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним пострадавшие.
Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской Духовной Консистории // Петроградский церковно-епархиальный вестник [ПЦЕВ]. 1918. № 8. С.4.
Вениамин, Митрополит Петроградский. Пасхальное приветствие // ПЦЕВ. 1918. №9. С. 1.
Церковная жизнь в Петрограде // Церковные ведомости [ЦВ]. 1918 № 17–18 (Прибавления). С.583.
Крестные ходы // Наш век. 1918. № 92 (10 мая). С.4.
Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской пастве // Опубл.: Склярова М. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888 – 1932. СПб., 1994. С. 238 – 242.
Рождественский А., протоиерей. Святейший Тихон Патриарх Московский и всея России. (Воспоминания) // Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М., 2000. С.25.
Речь митрополита // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 2.
В Исаакиевском соборе // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 2–3.
В Казанском Соборе // ЦВ. 1918. № 23–24 (Прибавления). С.703.
В Братстве Приходских Советов // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 3.
Святейший Патриарх в зале Общества религиозно-нравственного просвещения (1/14 июня) // ЦВ. 1918 № 23–24 (Прибавления). С.698.
Участник. Святейший Патриарх Тихон в г. Любани // Новгородские епархиальные ведомости. 1918. № 11. С.4.
Вениамин, Митрополит Петроградский, † К Петроградской пастве // ПЦЕВ. 1918. №17. С. 1.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»