когда бывает исповедь в храме

Как и когда исповедаться

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Исповедь совершается в храме утром, перед началом Божественной литургии, также исповедь совершается и накануне вечером. На исповедь приходят те, кто соответствующим образом подготовился и желает причаститься Святых Христовых Таин; впрочем, можно исповедоваться не причащаясь, совершающий исповедь священник вначале читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Нужно помнить, что в Таинстве Покаяния — таково полное церковное название исповеди — мы каемся в своих грехах Самому невидимо присутствующему при совершении этого Таинства Богу; священник же является свидетелем нашего покаяния, который помогает нам должным образом вспомнить наши грехи и властью, данной ему Богом, разрешает нас от их тяжести.

Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у АНАЛОЯ — высокого наклонного столика, на котором находятся крест и Евангелие. Если вы пришли исповедоваться впервые, лучше сразу скажите батюшке об этом — он подскажет вам, на какие молитвы следует обратить внимание при исповеди и в чем нужно раскаяться.

По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее ЕПИТРАХИЛЬЮ (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву. После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое крест и Евангелие и взять благословение у священника (сложив руки перед собой ладонями вверх, поклониться ему и, после того как священник перекрестит вас, поцеловать ему руку).

Все православные христиане старше 7 лет должны приступать к Таинству Покаяния пред каждым причащением. Дети до 7 лет причащаются без исповеди.

Готовясь к исповеди, мы должны вспомнить все, чем грешим против Бога и против ближнего. Приготовление это продолжается несколько дней — «говение» — и касается как телесной, так и духовной жизни. В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Читается канон «Покаянный», Богородице, Ангелу-Хранителю, а перед Причастием — «Последование ко Святому Причащению».

На исповеди Христианин, искренне и сердечно раскаиваясь в своих грехах, излагает устно их пред священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом (об этом нам напоминает Евангелие и крест, лежащие на аналое), снова становится невинным и освященным, как после крещения.

Прощение, в действительности, есть примирение человека с Богом, восстановление естественной связи, соединяя тварь со своим Творцом, которая нарушается при совершении греха.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Эту листовку можно прочитать и распечатать

Источник

Как проходит исповедь в православном храме

Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Когда можно исповедоваться в храме?

Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.

Как проходит таинство Исповеди?

Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.

О чем говорить на исповеди?

На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.

Можно ли использовать книжки со списком грехов?

Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».

Зачем на исповеди священник?

Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.

Источник

Когда совершается исповедь в православных храмах

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Таинство исповеди является одним из семи православных церковных таинств. Иначе можно назвать исповедь покаянием, ведь, приступая к этому священнодействию, человек раскаивается в своих прегрешениях и получает прощение в соделанном от Бога.

Чаще всего верующие люди приступают к таинству исповеди перед причастием, однако стоит понимать, что это два различных таинства. Практика исповеди непосредственно перед причащением указывает на то, что прежде чем человеку соединиться с Богом, первому необходимо очистить свою душу от греха. Именно для этого и существует таинство исповеди. Но не стоит думать, что к исповеди можно приступать только перед причастием. Святые отцы говорят о том, что чем чаще человек исповедуется, тем это лучше сказывается на его жизни, в том числе и духовной. Поэтому некоторые верующие приступают к сему таинству каждую неделю.

Таинство исповеди обычно совершается в православных храмах вечером после богослужения. Если это крупный собор, в котором службы проходят ежедневно, то и таинство исповеди может осуществляться каждый день вечером.

Кроме того, таинство исповеди совершается в некоторых храмах и утром до литургии (приблизительно с 8-ми часов утра). Существует практика совершения таинства исповеди непосредственно перед причастием (в конце литургии: в районе 10-11 часов). Однако практика совершения покаяния в конце литургии многими архиереями не благословляется, равно как и обычай совершения таинства во время божественной службы. Это обусловлено тем, что на божественной литургии человек должен весь свой ум и мысли обратить к Богу и не отвлекаться на что-то другое.

В особые дни, например перед Великим четвергом, в храмах совершается исповедь накануне в среду перед вечерней службой. Это обусловлено большим числом желающих причаститься в Страстной четверг.

Стоит отметить, что таинство исповеди может совершиться в храме и в любой другой день и время. Для этого необходимо предварительно иметь беседу со священником.

Источник

Исповедь

«Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он,
будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и
очи­стит нас от всякой неправды
» ( 1Ин.1:9 ).

И́споведь (Таин­ство пока­я­ния) – Таин­ство Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. При­ни­мает испо­ведь свя­щен­ник или архи­ерей.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Почему нужно испо­ве­до­ваться в при­сут­ствии свя­щен­ника, а не просто попро­сить про­ще­ния у Бога?

Подоб­ную же ана­ло­гию можно про­ве­сти, если смот­реть на грех как на болезнь. Тогда Цер­ковь – это боль­ница, а испо­ведь – лече­ние болезни. Причем саму испо­ведь в этом при­мере можно рас­смат­ри­вать как опе­ра­цию по уда­ле­нию опу­холи (греха), а после­ду­ю­щее за ней при­ча­стие Святых Даров – Тела и Крови Хри­сто­вых в Таин­стве Евха­ри­стии – как после­опе­ра­ци­он­ную тера­пию по зажив­ле­нию и вос­ста­нов­ле­нию орга­низма (души).

Как легко нам бывает про­стить каю­ще­гося, как необ­хо­димо нам самим каяться перед теми, кого мы оби­дели. Но не тем ли нужнее наше пока­я­ние перед Богом – Отцом Небес­ным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним чело­ве­ком.

Как же про­ис­хо­дит Таин­ство Пока­я­ния, как к нему гото­виться и как при­сту­пать?

Чино­по­сле­до­ва­ние испо­веди: начало обыч­ное, иерей­ские молитвы и обра­ще­ние к каю­щимся «Се чадо, Хри­стос неви­димо стоит, при­емля испо­ве­да­ние твое…», соб­ственно испо­ведь. По окон­ча­нии испо­веди свя­щен­ник воз­ла­гает край епи­тра­хили на голову каю­ще­муся и читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. Каю­щийся целует Еван­ге­лие и крест, лежа­щие на аналое.

Испо­ведь при­нято совер­шать после вечер­него бого­слу­же­ния или утром, непо­сред­ственно перед литур­гией, поскольку миряне к при­ча­ще­нию по тра­ди­ции допус­ка­ются после испо­веди.

Под­го­товка к испо­веди не носит внешне фор­маль­ного харак­тера. В отли­чие от дру­гого вели­кого Таин­ства Церкви – Свя­того При­ча­стия, испо­ведь может совер­шаться всегда и везде (при нали­чии закон­ного тай­но­со­вер­ши­теля – пра­во­слав­ного свя­щен­ника). При под­го­товке к испо­веди цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила, а нужны только вера и пока­я­ние. То есть испо­ве­ду­ю­щийся чело­век должен быть кре­ще­ным членом Пра­во­слав­ной Церкви, созна­тельно веру­ю­щим (при­зна­ю­щим все основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния и при­зна­ю­щим себя чадом Пра­во­слав­ной Церкви) и рас­ка­и­ва­ю­щимся в своих грехах.

Грехи нужно пони­мать и в широ­ком смысле – как свой­ствен­ные падшей чело­ве­че­ской при­роде стра­сти, и в более кон­крет­ном – как фак­ти­че­ские случаи пре­ступ­ле­ния запо­ве­дей Божиих. Сла­вян­ское слово «пока­я­ние», озна­чает не столько «изви­не­ние», сколько «изме­не­ние» – реши­мость не допус­кать в буду­щем совер­ше­ния тех же грехов. Таким обра­зом, пока­я­ние есть состо­я­ние бес­ком­про­мисс­ного само­осуж­де­ния за свои про­шлые грехи и стрем­ле­ние впредь упорно бороться со стра­стями.

Итак, при­го­то­виться к испо­веди – это значит пока­ян­ным взгля­дом оки­нуть свою жизнь, про­ана­ли­зи­ро­вать свои дела и мысли с точки зрения запо­ве­дей Божиих (при необ­хо­ди­мо­сти и запи­сать для памяти), помо­литься Гос­поду о про­ще­нии грехов и даро­ва­нии истин­ного пока­я­ния. Как пра­вило, за период после послед­ней испо­веди. Но можно испо­ве­дать и про­шлые грехи – или ранее по забыв­чи­во­сти или лож­ному стыду не испо­ве­дан­ные, или испо­ве­дан­ные без долж­ного рас­ка­я­ния, меха­ни­че­ски. При этом нужно знать, что искренне испо­ве­дан­ные грехи всегда и необ­ра­тимо про­ща­ются Гос­по­дом (грязь омы­ва­ется, болезнь исце­ля­ется, про­кля­тие сни­ма­ется), в этой непре­лож­но­сти – смысл Таин­ства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он оста­ется в памяти для сми­ре­ния и охра­не­ния от буду­щих паде­ний; он может еще долго бес­по­ко­ить душу, как может бес­по­ко­ить чело­века зажив­шая рана, – уже не смер­тель­ная, но еще ощу­ти­мая. В этом случае испо­ве­до­вать повторно грех можно (для уми­ре­ния души), но не обя­за­тельно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий испо­ве­даться.

Хотя, как уже гово­ри­лось, испо­ве­до­ваться можно в любой обста­новке, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме – перед бого­слу­же­нием или в спе­ци­ально назна­чен­ное свя­щен­ни­ком время (в особых слу­чаях, напри­мер, для испо­веди боль­ного на дому, нужно инди­ви­ду­ально дого­во­риться со свя­щен­но­слу­жи­те­лем).

Обыч­ное время совер­ше­ния испо­веди – перед Боже­ствен­ной литур­гией. Обычно испо­ве­дуют и на вечер­нем бого­слу­же­нии, иногда уста­нав­ли­вают особое время. Узнать о вре­мени испо­веди жела­тельно зара­нее.

Как пра­вило, свя­щен­ник испо­ве­дует перед ана­лоем (Аналой – столик для цер­ков­ных книг или икон с наклон­ной верх­ней поверх­но­стью). При­шед­шие на испо­ведь ста­но­вятся друг за другом перед ана­лоем, где испо­ве­дует свя­щен­ник, но на неко­то­ром рас­сто­я­нии от аналоя, чтобы не мешать чужой испо­веди; стоят тихо, слушая цер­ков­ные молитвы, сокру­ша­ясь в сердце о своих грехах. Когда наста­нет их оче­редь – под­хо­дят к испо­веди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по жела­нию; но в вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ния отме­ня­ются). Иногда свя­щен­ник покры­вает главу каю­ще­гося епи­тра­хи­лью (Епи­тра­хиль – деталь обла­че­ния свя­щен­ника – вер­ти­каль­ная полоса ткани на груди), молится, спра­ши­вает, как зовут испо­вед­ника и что он желает испо­ве­дать пред Богом. Здесь каю­щийся должен испо­ве­дать, с одной сто­роны, общее осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти, особо назы­вая наи­бо­лее свой­ствен­ные ему стра­сти и немощи (напри­мер: мало­ве­рие, среб­ро­лю­бие, гнев­ли­вость и т. п.), а с другой сто­роны, назвать те кон­крет­ные грехи, кото­рые он за собой видит, и осо­бенно те, кото­рые как камень лежат на его сове­сти, напри­мер: аборты, оскорб­ле­ния роди­те­лей или близ­ких, воров­ство, блуд, при­вычка к мату и бого­хуль­ству, несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божиих и цер­ков­ных уста­нов­ле­ний, и т. п., и т. п. Разо­браться в своих грехах вам помо­жет раздел «Общая испо­ведь».

Свя­щен­ник, выслу­шав испо­ведь, как сви­де­тель и хода­тай пред Богом, задает (если счи­тает нужным) вопросы и гово­рит настав­ле­ние, молится о про­ще­нии грехов каю­ще­гося греш­ника и, когда видит искрен­нее рас­ка­я­ние и стрем­ле­ние к исправ­ле­нию, читает «раз­ре­ши­тель­ную» молитву.

Само Таин­ство про­ще­ния грехов совер­ша­ется не в момент чтения «раз­ре­ши­тель­ной» молитвы, а всей сово­куп­но­стью чино­по­сле­до­ва­ния испо­веди, однако «раз­ре­ши­тель­ная» молитва явля­ется как бы печа­тью, удо­сто­ве­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства.

Итак – испо­ведь совер­шена, при искрен­нем рас­ка­я­нии грех Богом прощен.

Про­ще­ный греш­ник, пере­кре­стясь, целует крест, Еван­ге­лие и берет у батюшки бла­го­сло­ве­ние.

Взять бла­го­сло­ве­ние – это попро­сить свя­щен­ника его иерей­ской вла­стью нис­по­слать укреп­ля­ю­щую и освя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­того Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сло­жить руки ладо­нями вверх (правую на левую), скло­нить голову и ска­зать: «Бла­го­слови, отче». Свя­щен­ник кре­стит чело­века знаком свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и кладет свою ладонь на сло­жен­ные ладони бла­го­слов­ля­е­мого. Сле­дует при­ло­житься устами к руке свя­щен­ника – не как к руке чело­ве­че­ской, но как к образу бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ницы Пода­теля всех благ Гос­пода.

Если он гото­вился к при­ча­стию, то спра­ши­вает: «Бла­го­сло­вите при­ча­ститься?» – и при поло­жи­тель­ном ответе идет гото­виться к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн.

Все ли грехи про­ща­ются в Таин­стве Пока­я­ния, или только назван­ные?

В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.

Про­чтём раз­ре­ши­тель­ную молитву свя­щен­ника после испо­веди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согре­ше­ния твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:
…если чело­век не ута­и­вает грехи созна­тельно, если испо­ведь при­но­сится им искренне, чисто­сер­дечно, с наме­ре­нием испра­виться, ему про­ща­ются все грехи: и те, кото­рые он назвал, и те, о кото­рых забыл, и те, кото­рые он сам в себе не заме­чает. Одна­жды на лекции в Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии я выска­зал эту мысль – о том, что грехи на испо­веди или все про­ща­ются, или все не про­ща­ются, а тре­тьего (то есть какого-то частич­ного, непол­ного про­ще­ния) не дано. Один семи­на­рист очень резко воз­ра­зил мне, сказав, что он «под­ни­мет тво­ре­ния всех Святых Отцов», чтобы дока­зать обрат­ное, а именно, что про­ща­ются только назван­ные на испо­веди грехи. Он пол­года рабо­тал в биб­лио­теке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: про­ща­ются все грехи».
Но, как уже было ска­зано, усло­вием пол­ного про­ще­ния явля­ется чисто­сер­деч­ность и искрен­ность испо­веди, реши­мость испра­виться и начать новую жизнь. Если чело­век на испо­веди ута­и­вает грехи, или если вся его испо­ведь сво­дится к пустой фор­маль­но­сти, или если он гово­рит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таин­ство про­фа­ни­ру­ется. Иначе говоря, Таин­ство в таком случае вовсе не про­ис­хо­дит, потому что не про­ис­хо­дит в чело­веке та пере­мена ума, кото­рая должна сопут­ство­вать испо­веди. (Источ­ник).

Как часто нужно испо­ве­до­ваться?

Мини­мально — перед каждым При­ча­стием (по цер­ков­ным кано­нам верные при­ча­ща­ются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 сед­мицы), мак­си­маль­ное число испо­ве­дей не уста­нов­лено и остав­лено на усмот­ре­ние самого хри­сти­а­нина.

При этом сле­дует пом­нить, что пока­я­ние — это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Поэтому Таин­ство и назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния грехов”. Пока­я­ние в грехе состоит из трёх этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния (см. послед­нюю молитву в Вечер­нем молит­вен­ном пра­виле); испо­ве­дать его и полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов в Таин­стве Испо­веди.

Как уви­деть свои грехи?

Так как грехи — это нару­ше­ние Запо­ве­дей Божьих, то необ­хо­димо изу­чать Запо­веди и Еван­ге­лие. И сле­дует про­сить Бога о виде­нии своих грехов.
Когда чело­век не видит в себе ничего дур­ного, это нико­гда не сви­де­тель­ствует об отсут­ствии грехов. Это обычно след­ствие гор­до­сти и духов­ной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необ­хо­димо начать с испо­ве­да­ния этой духов­ной сле­поты, далее свя­щен­ник помо­жет вспом­нить и другие пороки.

Может ли свя­щен­ник не при­нять испо­ведь?

Апо­столь­ские Пра­вила (52‑е пра­вило) «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, обра­ща­ю­ще­гося от греха не примет, да будет извер­жен из свя­щен­ного чина. Ибо [он] опе­ча­ли­вает Христа, ска­зав­шего: радость бывает на небе­сах об одном каю­щемся греш­нике ( Лк.15:7 )».

Отка­зать в испо­веди можно, если её, по сути, нет. Если чело­век не рас­ка­и­ва­ется, не счи­тает себя вино­ва­тым в своих грехах, не желает при­ми­ряться с ближ­ними. Также не могут полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов некре­щё­ные и отлу­чён­ные от цер­ков­ного обще­ния.

Можно ли испо­ве­до­ваться по теле­фону или пись­менно?

В Пра­во­сла­вии нет тра­ди­ции испо­ве­до­вать грехи по теле­фону или через интер­нет, тем более, что это нару­шает тайну испо­веди.

Сле­дует также иметь в виду, что боль­ные могут при­гла­сить свя­щен­ника домой или в лечеб­ницу.

Те, же, кто уехал в даль­ние страны, не могут себя этим оправ­ды­вать, ведь отпа­де­ние от Святых Таинств Церкви — это их выбор и про­фа­ни­ро­вать Таин­ство ради этого неуместно.

Какие права есть у свя­щен­ника по нало­же­нию епи­ти­мии на каю­ще­гося?

Канон 102 Трулль­ского Собора тре­бует, чтобы епи­ти­мья назна­ча­лась на тот срок, в тече­ние кото­рого духов­ник мог бы сле­дить за этим духов­ным чадом. Если же хри­сти­а­нин полу­чил епи­ти­мью выше сил и не может её нести, то ему сле­дует обра­титься к архи­ерею за раз­ре­ше­нием от епи­ти­мии.

Мнение о том, что любой свя­щен­ник может раз­ре­шить от епи­ти­мии, нало­жен­ной другим свя­щен­ни­ком, про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному праву. Такая власть есть только у архи­ерея. Раз­ре­шить запре­щен­ного не может никто другой, кроме запре­тив­шего, исклю­чая случаи смерти запре­тив­шего, а также смер­тель­ной болезни каю­ще­гося.

Над окон­чив­шим епи­ти­мию чита­ется «Молитва над раз­ре­ша­е­мым от запре­ще­ния», кото­рой он осво­бож­да­ется от неё и вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью.

После Испо­веди часто ли вы Бога бла­го­да­рили за то, что Он про­стил вам грехи? …А ведь это такой дар! Чело­веку Гос­подь дал про­ще­ние грехов просто так, зада­ром, а мы гово­рим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – непра­вильно. За всё надо бла­го­да­рить.
свя­щен­ник Даниил Сысоев

Гово­рят чело­веку: «Пойди на испо­ведь», а он отве­чает: «А чего идти, я всё равно буду гре­шить. Какой смысл…?
Это уже не норма, это – духов­ная ано­ма­лия, когда чело­век сидит в грехе и не хочет его остав­лять. Это очень пагуб­ное состо­я­ние души чело­века, вывих в его взгля­дах на жизнь.
Не исклю­чено, что греш­ник таким обра­зом оправ­ды­вает свою при­вя­зан­ность к греху. Жизнь во грехе устра­и­вает такого чело­века, поэтому с интел­лек­ту­аль­ной точки зрения он оправ­ды­вает свои гре­хов­ные поступки.
Именно поэтому наш ум Святые Отцы назы­вали лже­имен­ным разу­мом. Т.е. он при­зван видеть истину, при­зван к ней стре­миться, но настолько опутан в духов­ном смысле стра­стями, что идёт на поводу у порока, греха, кото­рый живёт в духе. И оправ­ды­вает свои грехи даже бого­слов­скими рас­суж­де­ни­ями.
архи­епи­скоп Полоц­кий и Глу­бок­ский Фео­до­сий

Источник

Исповедь — как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки

Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.

Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.

А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.

Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?

Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.

В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.

Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.

В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.

Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.

Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).

Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:

Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.

Как правильно подготовиться к исповеди?

Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.

Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.

Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.

Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.

Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.

А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).

Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.

Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.

Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.

На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.

Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.

Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.

Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.

Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».

Как правильно называть свои грехи на исповеди

На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».

А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.

Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.

Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).

В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.

Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).

Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.

Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать

В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).

В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.

Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.

Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.

В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.

В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.

Список основных грехов для мужчин и для женщин

Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.

Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:

Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).

Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)

Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.

Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.

Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.

Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.

Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.

Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.

Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.

Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.

Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).

Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.

Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.

Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке

Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.

Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).

Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.

Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.

Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.

когда бывает исповедь в храме. Смотреть фото когда бывает исповедь в храме. Смотреть картинку когда бывает исповедь в храме. Картинка про когда бывает исповедь в храме. Фото когда бывает исповедь в храме

Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.

Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.

Пример написания грехов на листочке

Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».

Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».

Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».

Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.

Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».

Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».

А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.

Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.

Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *