когда гоним тоской неутолимой войдешь во храм и станешь там в тиши
Поэзия Аполлона Майкова
В преддверии дня рождения Аполлона Николаевича Майкова (4 июня 1821 года), который умер в 1897 году, — русского поэта, члена-корреспондента Петербургской АН (1853), стоит вспомнить, что он считался одним из главных поэтов послепушкинского периода. Стихи стал сочинять с 15-ти лет.
В 1878 году он написал:
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Ему принадлежат потрясающие строчки, в которых он определил счастье:
В чем счастье.
В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.
Сначала Майков мечтал о карьере живописца, но позже посвятил себя литературе.
Поэзия Майкова отличается созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
Однако ей не хватает красок и поэтому в своем стихотворении «Двойной портрет» Евгений Евтушенко дат ему такую характеристику:
Майков был совсем не Аполлон.
Борода его аляповато
отдавала коляске поклон,
словно дворницкая лопата.
Но цинизм вглубь души не проник,
и сознанье раздвоенной драмы,
словно цензорский тайный дневник,
выдавало на власть эпиграммы.
Был он даже Белинским пригрет,
хоть стихи были столькие плохи.
В целом что ж? Получался портрет
и себя самого, и эпохи.
Тот поэт – кто, скрываясь, любя,
написал и свой век, и себя.
Без такого двойного портрета
вообще не бывает поэта.
В 1857 году он пишет о своих духовных поисках:
Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, —
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.
В 1888 году в стихотворении о легкомысленном Валтасаре по мотивам книги пророка Даниила он восклицает:
Что твердишь: «О горе! горе!
В суете погрязший век!
Без руля, на бурном море,
Сам с собою в вечном споре,
Чем гордишься, человек?
В буйстве мнящий быти Богом,
Сам же сын Его чудес —
Иль не зришь, в киченьи многом,
Над своим уж ты порогом
Слов: мани — факел — фарес. »
Свою творческую лабораторию он рисует так:
Вдохновенье — дуновенье
Духа Божья. Пронеслось —
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.
Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольет и отчеканит
В медном образе — мечту!
Это было сказано в 1889 году, а в 1891-м, одержимый идеями перфекционизма, он признаётся:
Жизнь — достиганье совершенства,
И нам победа над собой
Едва ль не высшее блаженство
В борьбе с ветхозаветной тьмой.
Аполлон Майков
Стихотворения, романсы и песни
______________________________
А. Майков
Альпийские ледники
Какою жизнью веет новой
Мне с этой снежной вышины,
Из этой чистой, бирюзовой
И света полной глубины!
Там, знаю, ужас обитает,
И нет людского там следа,-
Но сердце точно отвечает
На чей-то зов: «Туда! Туда!»
О царство вечной юности
И вечной красоты!
В твореньях светлых гениев
Нам чувствуешься ты!
Сияющие мраморы,
Лизипп и Пракситель.
С бессмертными мадоннами
Счастливый Рафаэль.
А. Майков
Перечитывая Пушкина
А. Майков
Художнику
Оно недолго светит с вышины
И в смысл вещей и духа в глубины,
И твоего блаженства миг недолог!
А. Майков
Импровизация
Но замиравшие опять яснеют звуки.
И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки.
Растет он, всё растет и льется уж рекой.
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далёко трелится. Но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье,
И каждый шаг его грохочет надо мной.
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе. Увы! надежды нет.
Он ноет. И среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельной.
Пустая комната. убогая постель.
Рыдающая мать лежит, полуживая,
И бледною рукой качает колыбель,
И «баюшки-баю» поет, изнемогая.
А вкруг гроза и ночь. Вдали под этот вой
То колокол во тьме гудит и призывает,
То, бурей вырванный, из мрака залетает
Вакхический напев и танец удалой.
Несется оргия, кружася в вальсе диком,
И вот страдалица ему отозвалась
Внезапно бешеным и судорожным криком
И в пляску кинулась, безумно веселясь.
Порой сквозь буйный вальс звучит чуть слышным эхом,
Как вопль утопшего, потерянный в волнах,
И «баюшки-баю», и песнь о лучших днях,
Но тонет эта песнь под кликами и смехом
В раскате ярких гамм, где каждая струна
Как веселящийся хохочет сатана,-
И только колокол в пустыне бесконечной
Гудит над падшею глаголом кары вечной.
Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей,
Пусть сеет мелкий дождь или порою град
В окошки звякает, рябит и пенит лужи,
Пусть сосны черные, качаяся, шумят,
И даже без борьбы, покорно, незаметно,
Сдает угрюмый день, больной и бесприветный,
Природу грустную ночной холодной мгле,-
Я одиночества не знаю на земле.
Забившись на диван, сижу; воспоминанья
Встают передо мной; слагаются из них
В волшебном очерке чудесные созданья,
И люди движутся, и глубже каждый миг
Я вижу души их, достоинства их мерю,
И так уж наконец в присутствие их верю,
Что даже кажется, их видит черный кот,
Который, поместясь на стол, под образами,
Подымет морду вдруг и желтыми глазами
По темной комнате, мурлыча, поведет.
Стою пред образом Мадонны:
Его писал Монах святой,
Старинный мастер, не ученый;
Видна в нем робость, стиль сухой;
Но робость кисти лишь сугубит
Величье девы: так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,
Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым
Сама пречистая в сиянье
Являлась, видима лишь им.
Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он,-
И, призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь.
Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминанье сохранял,-
О трепещущая птичка,
Песнь, рожденная в слезах!
Что, неловко, знать, у этих
Умных критиков в руках?
Ты бы им про солнце пела,
А они тебя корят,
Отчего под их органчик
Не выводишь ты рулад!
О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчанье
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.
Еще я полн, о друг мой милый,
Твоим явленьем, полн тобой.
Как будто ангел легкокрылый
Слетал беседовать со мной,-
И, проводив его в преддверье
Святых небес, я без него
Сбираю выпавшие перья
Из крыльев радужных его.
А. Майков
Под дождем
Дитя мое, уж нет благословенных дней,
Поры душистых лип, сирени и лилей;
Не свищут соловьи, и иволги не слышно.
Уж полно! не плести тебе гирлянды пышной
И незабудками головки не венчать;
По утренней росе уж зорек не встречать
И поздно вечером уже не любоваться,
Как легкие пары над озером клубятся
И звезды смотрятся сквозь них в его стекле.
Не вереск, не цветы пестреют по скале,
А мох в расселинах пушится ранним снегом.
А ты, мой друг, всё та ж: резва, мила. Люблю,
Как, разгоревшися и утомившись бегом,
Ты, вея холодом, врываешься в мою
Глухую хижину, стряхаешь кудри снежны,
Хохочешь и меня целуешь звонко, нежно!
А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росой
Вдруг на сонную-то брызну.
То-то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!
А. Майков
Сон в летнюю ночь
Долго ночью вчера я заснуть не могла,
Я вставала, окно отворяла.
Ночь немая меня и томила и жгла,
Ароматом цветов опьяняла.
Разодвинулись стены светлицы моей,
Колоннады за ними открылись;
В пирамидах из роз вереницы огней
В алебастровых вазах светились.
Чудный гость подходил всё к постели моей;
Говорил он мне с кроткой улыбкой:
«Отчего предо мною в подушки скорей
Ты нырнула испуганной рыбкой!
Под дыханьем его обессилела я.
На груди разомкнулися руки.
И звучало в ушах: «Ты моя! Ты моя!»-
Точно арфы далекие звуки.
Протекали часы. Я открыла глаза.
Мой покой уж был облит зарею.
Я одна. вся дрожу. распустилась коса.
Я не знаю, что было со мною.
Точно голубь светлою весною,
Ты веселья нежного полна,
В первый раз, быть может, всей душою
Долго сжатой страсти предана.
И меж тем как, музыкою счастья
Упоен, хочу я в тишине
Этот миг, как луч среди ненастья,
Охватить душой своей вполне,
Ну так что ж? Пусть снова идут грозы!
Солнце вновь вослед проглянет им,
И тогда страдания и слезы
Мы опять душой благословим.
Новая, светлая звездочка
В сумрак души моей глянула!
Это она, моя девочка!
В глазках ее уже светится
Нечто бессмертное, вечное,
Нечто, сквозь мир сей вещественный
Дальше и глубже глядящее.
Не может быть! не может быть!
Она жива. сейчас проснется.
Смотрите: хочет говорить,
Откроет глазки, улыбнется,
Меня увидит, обоймет
И, вдруг поняв, что плач мой значит,
Ласкаясь, нежно мне шепнет:
«Какой смешной! о чем он плачет. «
Но нет. лежит. тиха, нема,
Недвижна.
Истомленная горем, все выплакав слезы,
На руках у меня, как младенец, ты спишь;
На лице твоем кротком последняя дума
С неотертой последней слезинкой дрожит.
Ты заснула, безмолвно меня укоряя,
Что бесчувствен к слезам я казался твоим.
Не затем ли сквозь сон ты теперь улыбнулась,
Точно слышишь, что, грустно смотря на тебя,
Тихо нянча тебя на руках, как младенца,
Я страдаю, как ты, и заплакать готов?
Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись,
С любовью ты смотришь, как, очи потупив, я думаю думу,
А ты угадать ее хочешь. Невольно, проникнут тобою,
Я очи к тебе обращу и с твоими встречаюсь очами;
И мы улыбнемся безмолвно, как будто бы в сладком молчанье
Мы мыслью сошлися и много сказали улыбкой и взором.
Зачем, шутя неосторожно,
В мою ты вкрадывалась душу?
Я знал, что, мир карая ложный,
Я сон души твоей нарушу.
Нет, не одна у нас дорога!
То, чем я горд, тебя пугает,
И не уверуешь ты в бога,
Который грудь мне наполняет.
А. Майков
*** (Мотив Коппе)
А. Майков
Мертвая зыбь
Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит,
Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть
И в беспорядке бегут, обгоняя друг друга,
Хвастаясь друг перед другом трофеями битвы:
Клочьями синего неба,
Золотом и серебром отступающих туч,
Алой зари лоскутами.
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастье ином.
А. Майков
Летний дождь
«Золото, золото падает с неба!»-
Дети кричат и бегут за дождем.
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.
Встают с серебряным карнизом
Чрез всё полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.
Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.
Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились.
Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор.
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
От грустных дум очнувшись, очи
Я подымаю от земли:
В лазури темной к полуночи
Летят станицей журавли.
Здесь этих вод и лесу вволю,
На нивах сочное зерно.
Чего ж еще? ведь им на долю
Любить и мыслить не дано.
Отчего ж так сердце ноет,
И стремится, и болеет,
Неиспытанного просит
И о прожитом жалеет?
А вокруг меня, как прежде,
Пестрота и блеск в долинах!
Лес опять тенист и зелен,
И шумит в его вершинах.
Им осиянный, разом ты,
Уже измерив бездну зол,
Рванешься в горни высоты,
Как солнца жаждавший орел!
Когда, гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души,-
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.
Словно светом просквозила
Наверху пред ним стена,
Кисть руки по ней ходила
И огнем на ней чертила
Странной формы письмена.
И при каждом начертанье
Блеск их ярче и сильней,
И, как в солнечном сиянье,
Тусклым кажется мерцанье
Пирных тысячи огней.
Поборов оцепененье,
Вопрошает царь волхвов,
Но волхвов бессильно рвенье,
Не дается им значенье
На стене горящих слов.
Над царями воцарился,
Страх и трепет был земли,-
Но собою ты надмился,
Сам себе ты поклонился,
И твой час пришел. Внемли:
Эти вещие три слова. »
Нет, о Муза, нет! постой!
Что ты снова их и снова
Так жестоко, так сурово
Выдвигаешь предо мной!
Что твердишь: «О горе! горе!
В суете погрязший век!
Без руля, на бурном море,
Сам с собою в вечном споре,
Чем гордишься, человек?
А. Майков
Из Аполлодора Гностика
***
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе бог.
А. Майков
Из греческой антологии
Тихо взором к ней поникнул
Он с надоблачных высот
И, любуясь ей, воскликнул:
«Кто хулить тебя дерзнет?»
Слово Зевса подхватила,
В куче рояся, свинья
И, подняв слепое рыло,
Прохрипела: «Я, я, я!»