когда идет служба в храме

Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Литургия — главное Церковное богослужение. Во сколько начинается литургия и сколько она длится по времени? Почему и когда литургия проходит вечером или ночью?

Ниже — главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.

Литургия проходит в каждом храме

Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.

Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.

В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.

В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.

Литургия служится утром

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В Великий пост Литургии служатся не каждый день

Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.

А иногда Литургии служатся ночью

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сколько длится литургия в храме?

Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.

Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.

Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.

В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia.ru

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.

Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.

Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Церковная служба

Потребность в Господе возникает у человека в свое время, поэтому рано или поздно каждый переступает порог храма. Церковные богослужения проходят регулярно и всякий желающий может посетить храм и послушать пение и проповедь священника.

Именно для прихожан совершаются Божественные литургии, ведь это один из способ слышать Слово Господне и покаяться в собственных грехах.

Что такое богослужение?

Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.

Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.

Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:

Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения. Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней.

Во время собрания христиане совершают сразу несколько действий: поклоняются Господу, исповедуют свои грехи, назидаются через Слово Божие, молятся за родных и близких, причащаются и укрепляются в вере и в теле церкви.

Важно! Для христианина необходимо регулярно посещать храм!

История и развитие служения

Начало процесса религиозных собраний было положено в Израиле, когда евреи поклонялись Иегове вначале в скинии, а после в Иерусалимском храме. В ходе их поклонения обязательно приносились кровные жертвы — священники резали животных за грехи человека.

С приходом на землю Иисуса Христа и после Его смерти на кресте потребность в совершении кровных жертв отпало — Христос стал агнцем, закланным за людей. И поклонение приобрело другой формат — верующие собирались вместе, причащались, пели псалмы и слушали проповедь апостола или лидера общины.

Апостолы и их ученики положили начало порядку проведения литургии, именно они указали необходимость регулярного совершения вечери любви — хлебопреломления.

В течение существования Церкви и нескольких расколов между ее Западным и Восточным крылом процесс богослужения несколько изменился, однако не утратил своей сути — поклонение Богу и единение как церковь. Порядок проведения собраний, а также порядок чтения молитв и акафистов, устанавливали святые отцы на церковных Соборах.

Особенности проведения и виды служб

В сутки в храмах совершается 9 богослужений, формируя собой суточный круг. Они совершаются:

Началом этого круга считается вечер, поскольку такой порядок заимствован у евреев, у которых начало новых суток приходится на 6 часов вечера, а не на полночь как в Европе. Поэтому первой службой считается вечерня, в процессе которой Церковь вспоминает историю человечества от Сотворения мира до Рождения Христа.

Краткий вид собраний выглядит следующим образом:

Главным собранием является Божественная Литургия с причастием, которая совершается в предобеденное время между 12 и 3 часами дня, отчего иногда она зовется обедней.

На заметку! Частота проведения зависит от конкретного храма. Так в малонаселенных пунктах она может совершаться раз в неделю, а в мегаполисах — каждый день. По этим же причинам может быть изменен порядок и других служб, так полунощница и повечерие может проводится раз в год накануне Великого Поста и Пасхи.

Церковные уставы богослужениями также считают:

По нуждам и требованиям прихожан в храме могут осуществляться специальные мероприятия, к которым относят Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание. Их также называют требами, т.е. по требованию и совершаются они по определенному своему отдельному порядку, который объясняет священник непосредственно во время подготовки.

Божественная литургия

Поскольку самым важным таинством церкви является причастие или хлебопреломление, то и служба, на которой это таинство совершается считают самым важным в Церкви — это Божественная литургия.

Оно совершается чаще всего каждое воскресенье, но все же зависит от решения поместной епархии, которая учитывает нужду прихожан и необходимость таинства. Например, в монастырях Литургия проходит каждый день, поскольку смысл монашеской жизни — это посвящение Богу, а вот в маленьких деревнях литургия может совершаться раз в неделю и во время больших церковных праздников.

Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. В крупных мегаполисах часто проводят две Литургии из-за большого числа прихожан, так в Москве в Свято-Троицкой Лавре она проходит в 7 и в 9 часов утра в воскресенье, тогда так в субботу и по будням такое служение одно в 7 утра.

Во время Пасхи и Рождества Христова литургии совершаются ночью и среди недели — в среду и пятницу. При этом по ночам литургия идет сразу после Всенощного Бдения.

Литургия состоит из 3 частей:

После священник благословляет прихожан и завершает службу. Время проведения ее зависит от скорости чтения молитв и других факторов, но в среднем служба идет до двух часов.

Полиелейная служба

Помимо основных больших христианских праздников (Рождество, Пасха и пр.) существует ряд «средних», которые обозначаются в православных календарях красным цветом. Обычно это дни мучеников или дни памяти каких-то важных христианских событий. В эти дни служения проходят в особенном порядке и вместо Всенощного бдения проходит полиелейная служба.

В этой службе Вечерня и Утреня совершаются по отдельности четко по церковному уставу: вечером накануне праздника и утром. Служится 9-ый час, а после него священник начинает Вечерню со слов «Благословен наш Бог». Главным отличием является отсутствие каждения и закрытые царские врата. Во время службы не поются стихиры и лития, а также не благословляется хлеб.

Также и праздничная Утреня начинается с чтения царских псалмов — 19 и 20, и тропарей, а не как обычно с Шестопсалмия, которое читается гораздо позже в праздничный день. После служба продолжается в обычном порядке.

Как вести себя во время службы

Во время богослужения прихожанин должен вести себя достойно и помнить, что это святое место и тут посреди людей стоит сам Иисус Христос. Поэтому стоит заранее подготовить свое сердце к чтению Евангелия и псалмов, приготовится внимать слово священника и заранее исповедаться перед причастием.

Во время богослужения стоит внимательно слушать слова служителей, петь псалмы и молитвы, для этого стоит заранее приобрести соответствующие книги. Конечно, в первый раз человек будет чувствовать смущение, но достаточно аккуратно стать в конце зала и смотреть за тем, что и как делают люди, чтобы в другой раз уже полностью погрузиться и участвовать в служении.

Церковь — это своего рода больница для грешников, никто не приходит туда здоровым и святым, но каждый ищет совета и помощи. Не надо боятся или смущаться идти в храм, всегда можно попросить помощи и совета у священников или прихожан, главное приходить и искать Божьей мудрости.

Источник

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Суточный круг богослужения

когда идет служба в храме. Смотреть фото когда идет служба в храме. Смотреть картинку когда идет служба в храме. Картинка про когда идет служба в храме. Фото когда идет служба в храме

Цер­ков­ное бого­слу­же­ние цик­лично, и литур­ги­сты гово­рят о трех кругах бого­слу­же­ния: суточ­ном, сед­мич­ном и годо­вом. В насто­я­щем очерке Алек­сея Сер­ге­е­вича Каш­кина, пре­по­да­ва­теля СПДС, речь пойдет о суточ­ном круге бого­слу­же­ния.

Суточ­ный круг бого­слу­же­ния состав­ляют службы, совер­ша­е­мые в тече­ние суток, причем сутки по цер­ков­ному счис­ле­нию начи­на­ются с вечера, так что каждый вечер в бого­слу­жеб­ном смысле отно­сится уже к зав­траш­нему дню. Это счис­ле­ние пере­шло в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь из Вет­хого Завета. Евреи счи­тали нача­лом суток время сол­неч­ного заката (при­мерно 18.00), и поэтому сут­ками счи­тался период между сол­неч­ным зака­том насто­я­щего дня и сле­ду­ю­щего дня.

В своем совре­мен­ном виде суточ­ный круг бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался к XI в. Он вклю­чает в себя восемь отдель­ных служб: вечерню, пове­че­рие, полу­нощ­ницу, утреню, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час и 9‑й час. Каждая из ука­зан­ных служб «при­вя­зана» к опре­де­лен­ному вре­мени суток, о чем подроб­нее будет ска­зано далее. Как видно, в этот пере­чень не вклю­чено самое глав­ное бого­слу­же­ние Церкви – литур­гия, причем сде­лано это наме­ренно, так как, несмотря на почти еже­днев­ное совер­ше­ние литур­гии, есть серьез­ные осно­ва­ния против ее отне­се­ния к суточ­ному кругу бого­слу­же­ния. Во-первых, литур­гия никак не может счи­таться рядо­вым бого­слу­же­нием, но явля­ется таин­ством, более того, «таин­ством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литур­гия не совер­ша­ется (среда и пят­ница сырной сед­мицы, поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й седмиц Святой Четы­ре­де­сят­ницы, поне­дель­ник и втор­ник 5‑й сед­мицы, Вели­кая Пят­ница). В то же время осталь­ные службы, в част­но­сти, вечерня, утреня и часы, совер­ша­ются во все дни без исклю­че­ния. В‑третьих, Евха­ри­стия в Уставе не свя­зы­ва­ется с опре­де­лен­ным вре­ме­нем суток, литур­гия может совер­шаться в раз­лич­ное время. Чаще она совер­ша­ется утром (хотя и здесь воз­можны вари­а­ции: в вос­крес­ные дни и в вели­кие празд­ники она по Типи­кону должна начи­наться «в начале 3‑го часа» (≈ 9.00), в суб­боту – «в начале 4‑го часа» (около 10.00), во все осталь­ные дни сед­мицы – «в начале 5‑го часа» (≈ 11.00)), но в неко­то­рые дни цер­ков­ного поста она пола­га­ется после вечерни, то есть во 2‑й поло­вине дня.

Устав для совер­ше­ния каждой службы назна­чает опре­де­лен­ное время, причем раз­лич­ные виды одной и той же службы могут совер­шаться в разное время.

Вечерня почти всегда совер­ша­ется вече­ром (кроме тех слу­чаев, когда она соеди­ня­ется с литур­гией). Однако все три вида вечерни (малая, все­днев­ная и вели­кая) должны, согласно Уставу, совер­шаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде сол­неч­ного захож­де­ния» (Типи­кон, глава 1‑я); вели­кая вечерня на бдении начи­на­ется «по еже зайти солнцу мало» (Типи­кон, глава 2‑я); тогда как все­днев­ная вечерня – «пред вече­ром мало» (Типи­кон, глава 9‑я). Как видно, Типи­кон ука­зы­вает только при­бли­зи­тель­ное время для начала бого­слу­же­ний; кон­крет­ный же час опре­де­ля­ется в соот­вет­ствии с местом и вре­ме­нем года (скорее всего, это обсто­я­тель­ство свя­зано с тем, что в сред­ние века люди вообще не имели обычая ука­зы­вать кон­крет­ное время, так что даже минут­ная стрелка на часах долгое время отсут­ство­вала).

Пове­че­рие совер­ша­ется «по вечери», то есть после вечер­ней тра­пезы, после ужина, кото­рый бывает по окон­ча­нии вечерни. В мона­стыр­ском укладе пове­че­рие еще играет роль бого­слу­же­ния на сон гря­ду­щий; в конце пове­че­рия совер­ша­ется еже­днев­ный чин про­ще­ния: сна­чала свя­щен­ник просит про­ще­ния у братии, затем мона­ше­ству­ю­щие просят друг у друга про­ще­ния за минув­ший день, после чего рас­хо­дятся по кельям. Пове­че­рие бывает двух типов: малое и вели­кое. Малое пола­га­ется чаще всего, тогда как вели­кое пове­че­рие (более тор­же­ствен­ная и про­дол­жи­тель­ная служба) совер­ша­ется редко, всего 34 раза в году (сед­мич­ные дни Вели­кого поста, нака­нуне Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также на сырной сед­мице во втор­ник и чет­верг).

Полу­нощ­ница совер­ша­ется рано утром, сразу после ноч­ного сна. По своему идей­ному зна­че­нию она может рас­смат­ри­ваться как общая утрен­няя молитва, а ее основу состав­ляет чтение 17‑й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе кото­рой есть упо­ми­на­ние запо­ве­дей Гос­под­них, так что еже­днев­ное чтение данной кафисмы служит напо­ми­на­нием необ­хо­ди­мо­сти выстра­и­вать свою жизнь в соот­вет­ствии с зако­ном Божиим. В насто­я­щее время полу­нощ­ница совер­ша­ется только в мона­сты­рях (хотя есть и исклю­че­ния, напри­мер, в Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии недавно появи­лась прак­тика слу­жить полу­нощ­ницу на 1‑й сед­мице Вели­кого поста).

Утреня, если она не входит в состав все­нощ­ного бдения, совер­ша­ется рано утром, почти сразу же после полу­нощ­ницы (после неболь­шого пере­рыва). Инте­ресно, что гре­че­ское назва­ние утрени «орфрос» свя­зы­вают с гла­го­лом «орфризо», кото­рый озна­чает «с трудом раз­ли­чать» и ука­зы­вает, что утреня должна начи­наться еще затемно, но с таким рас­че­том, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что воз­глас перед сла­во­сло­вием «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» уже должен про­из­но­ситься после рас­света. В Неделю Пасхи утреня начи­на­ется ровно в пол­ночь, а два дня в году – чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (день чтения Вели­кого канона) и в Вели­кую Пят­ницу – слу­же­ние утрени назна­ча­ется в вечер­нее время самим Уста­вом.

Службы часов назна­чены Уста­вом на 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й часы дня по восточ­ному счис­ле­нию. В пере­воде на совре­мен­ную систему отсчета вре­мени полу­чится сле­ду­ю­щее:

Почему именно в такое время? Нужно вспом­нить, что рим­ские сутки дели­лись на две равные части: день и ночь. Каждая из поло­ви­нок, в свою оче­редь, дели­лась на трех­ча­сия. 1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й – это первые часы каждой из чет­вер­тей дня; первый час соот­вет­ствует шести утра. О том, что именно эти часы было при­нято освя­щать молит­вой, нам сооб­щает Книга Деяний апо­столь­ских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девя­тый ( Деян. 3:1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помо­литься ( Деян. 10:9 ). Часы также напо­ми­нают о собы­тиях Свя­щен­ной Исто­рии, про­ис­хо­див­ших именно в эти вре­мен­ные отрезки. На службе пер­вого часа вспо­ми­на­ется путь Иисуса Христа от пер­во­свя­щен­ника Каиафы в пре­то­рию к про­ку­ра­тору Понтию Пилату и лже­сви­де­тель­ства на Него; на тре­тьем часе – суд Пилата и истя­за­ния Гос­пода, а также соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов. Шестой час – шествие Спа­си­теля на Гол­гофу, Его рас­пя­тие, тьма по всей земле; нако­нец, час девя­тый – вос­по­ми­на­ние Крест­ной смерти Спа­си­теля.

В древ­но­сти, осо­бенно в мона­сты­рях, каждая служба суточ­ного круга совер­ша­лась отдельно от других. Но впо­след­ствии Цер­ковь, снис­ходя к житей­ским нуждам хри­стиан, к их немощи, назна­чила отправ­лять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сфор­ми­ро­ва­лись 3 группы служб: утрен­няя, днев­ная и вечер­няя.

Утрен­нюю группу служб соста­вили, таким обра­зом, полу­нощ­ница, утреня, 1‑й час; днев­ную – 3‑й час, 6‑й час и литур­гия; вечер­нюю – 9‑й час, вечерня и пове­черие. Такова иде­аль­ная кар­тина бого­слу­же­ния в соот­вет­ствии с Типи­ко­ном. Осо­бен­ное вни­ма­ние сле­дует обра­тить на поло­же­ние 9‑го часа в этой схеме: явля­ясь нача­лом вечер­него бого­слу­же­ния, кото­рое имеет отно­ше­ние к гря­ду­щему дню, 9‑й час сам завер­шает службу ухо­дя­щего дня, так как на нем чита­ются тро­парь и кондак ухо­дя­щего дня. Это сим­во­ли­зи­рует непре­рыв­ность бого­слу­же­ния в Пра­во­слав­ной Церкви.

Такое раз­де­ле­ние суточ­ного круга на три группы служб имеет своим осно­ва­нием слова Псал­мо­певца: «Вечер и заутра и полу­дне повем, и воз­вещу, и услы­шит глас мой» ( Пс. 54:18 ), а также слова цер­ков­ной молитвы: «Вечер, и заутра, и полу­дне, хвалим, бла­го­сло­вим, бла­го­да­рим и молимся Тебе, Вла­дыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике все службы суточ­ного круга делятся на две части: вечер­нюю и днев­ную (утрен­нюю). В вечер­нее бого­слу­же­ние входят: 9‑й час, вечерня, утреня и 1‑й час. Утрен­нее бого­слу­же­ние вклю­чает в себя 3‑й, 6‑й часы и Боже­ствен­ную литур­гию. Как видно из перечня (а также из самой прак­тики), на при­хо­дах редко совер­ша­ются такие службы, как пове­че­рие и полу­нощ­ница. При этом вели­кому пове­че­рию, можно ска­зать, «повезло» в боль­шей сте­пени; оно совер­ша­ется в Наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также в сед­мич­ные дни Вели­кого поста. Малое же пове­че­рие совер­ша­ется крайне редко (напри­мер, в храме Сара­тов­ской духов­ной семи­на­рии оно совер­ша­ется 5–6 раз в году: в пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­стова, нака­нуне Вели­кого Поне­дель­ника и Вели­кого Чет­верга, а также вече­ром на Пяти­де­сят­ницу). Полу­нощ­ница в клас­си­че­ском виде не совер­ша­ется вовсе (служба, име­ну­е­мая «пас­халь­ной полу­нощ­ни­цей», на самом деле явля­ется бого­слу­же­нием совсем дру­гого типа – это вышед­шая из упо­треб­ле­ния кон­стан­ти­но­поль­ская служба «пан­ни­хис»).

Начало вечер­него бого­слу­же­ния колеб­лется от 15.00 до 18.00 (в зави­си­мо­сти от вре­мени года и воз­мож­но­стей при­хо­жан), а утрен­нее бого­слу­же­ние начи­на­ется в 8.00–10.00. Ранние литур­гии, совер­ша­ю­щи­еся в боль­ших собор­ных храмах, могут начи­наться в 7.00. Такова совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная прак­тика в тече­ние боль­шей части года (кроме пери­ода Вели­кого поста).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *