когда идти в храм в сочельник
Навече ́ рие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Историческое содержание
Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря – называется Навече́рием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
Как правильно провести Рождественский сочельник?
Протоиерей Дионисий Свечников
6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.
Какое богослужение совершается в Рождественский сочельник?
Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.
Как поститься в сочельник?
Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду. Вкушать пищу можно после окончания вечерни. Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.
Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи?
Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.
Можно ли гадать в Рождественский сочельник?
Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава. Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество. На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали. Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Также и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки. Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.
Почему рождественская Литургия служится ночью?
Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью. Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия. В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.
На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?
Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника. Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении. Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.
Сколько длится евхаристический пост (пост перед Причастием), если причащаться ночью?
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов. Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться. Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.
История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки
Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.
Как проходит богослужение в храме на Рождество
Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.
В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!
Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.
Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:
Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.
Всенощное бдение
Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.
Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:
Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.
Утреня
Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).
Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Первый час
Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.
Литургия свт. Василия Великого
Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.
«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».
Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Вечерня
Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:
Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.
Историческая справка и православное значение
Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.
Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.
Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления. Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь. Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.
Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.
О сочельнике
Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.
В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.
Как нужно готовиться
Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.
Рождественская служба
Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.
Как зайти в церковь
В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.
Длительность
Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.
Значение Вифлеемской Звезды
Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.
Тексты
Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.
Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.
Служба Рождества 2022
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В Евангелии ничего не говорится о том, чтобы Господь праздновал свой день рождения. Богословы уверены, что Рождество не отмечали и апостолы. И вообще в первые века нашей христианской эры такого праздника не было. Но сегодня мы не можем представить себе годовой круг богослужений без Рождества Христова. Для православных это второй после Пасхи праздник, наиболее полно открывающий тайну нашего спасения.
И уже много лет в России 7 января – снова выходной день. И каждый христианин стремится не только отметить праздник с близкими, но и посвятить этот день Богу и Его делам, в первую очередь – посещению церкви. Во многих храмах совершаются две литургии — ночью и утром, что особенно актуально в последние месяцы.
В проекте «Готовимся» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности Рождественского богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями.
7 января 2022 года, Рождество Христово
Чтобы участвовать в Рождественском богослужении, нужно понять, во сколько начинаются богослужение в храме, куда вы собираетесь. И рассчитать свои силы! Если важно все максимально правильно — по уставу — встретить Рождество Христово, то прийти в храм нужно не только 7-го января, но и накануне утром — 6 января. Этот день называется Навечерие Рождества Христова или Сочельник, богослужения которого особенно торжественные.
В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню — они могут совершаться в течение 2х дней, с перерывом: вечером 6-го и утром 7-го января. А могут начинаться поздно вечером 6го и переходить в Божественную литургию вскоре после полуночи.
Для многих ночное богослужение ассоциируется с крестным ходом. Но на праздник Рождества Христова крестный ход не совершается.
После литургии в сам день Рождества Христова можно разговеться — долгий пост завершился и начинаются святки — радостный период до Богоявления.
Как ощутить радость длинной всенощной службы? Необходимо осознавать, что произошло в этот день: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» и до сих пор «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Понять и почувствовать, что Церковь празднует событие такого огромного масштаба, которого не было до этого и не будет после.
Подробнее о Рождестве Спасителя читайте в наших материалах:
Тропарь Рождества Христова
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Особенности православного рождественского богослужения
На самом деле Церковь уже празднует подготовку к Рождеству со 2 января по новому стилю — первого дня Предпразднества Рождества. В тропаре спели «Готовься, Вифлеем!» и начали поститься чуть строже.
Утром в Сочельник, 6 января, совершаются Царские Часы. В этом торжественном богослужении мы можем участвовать лишь трижды в год: накануне Рождества и Богоявления, а также и в Страстную пятницу. В центре храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читают Псалтирь и Священное Писание. В наше время только в России эти Часы называется Царскими: в Византии на них всегда присутствовали императоры, а затем уже русские цари старались молиться в храме в эти дни.
Затем начинается Вечерня — обычно в полумраке, при свете лампад и свечей, напоминающих о звездах ночного неба над Вифлеемом. А после нее — литургия Василия Великого. Сочельник — последний день сорокодневного Рождественского поста.
Во многих храмах литургия повторяется утром – для тех, кто не смог посетить храм ночью, и семей с маленькими детьми.
Долгий период подготовки — как телесной, посредством поста, так и духовной, благодаря участию в богослужениях, — подошел к концу. Во всех православных храмах звучат ликующие слова «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».
Бывает, что праздничное богослужение совершается только ночью (начинается поздно вечером) или же только утром 7-го января. Поэтому так важно заранее уточнить в храме расписание богослужений, и узнать, когда будет совершается исповедь — часто для этого выделяют особое время. Если вы готовитесь причащаться, важно помнить про евхаристический пост. Но стоит помнить, что нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть. В обычный день, когда человек готовится к Причастию за утренней литургией, он не ест после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то лучше согласовать вопрос о времени поста с духовником.
Молитва во время богослужения — серьезный труд. И важны силы, чтобы находиться во внимании. К ночной молитве в храме можно подготовиться обычными житейскими способами: выспаться накануне и по возможности перед службой, выпить кофе — с учетом евхаристического поста, конечно. Если во время ночной службы клонит в сон, можно выйти на улицу и сделать несколько кругов вокруг храма. И если там нет усилителей и не слышно богослужении, помолиться про себя Иисусовой молитвой.
Интересно, что в 2014 году появилась новая традиция: «в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш».
Традиции праздника
Вокруг Рождества существует множество традиций: ярмарки, вертепные представления, колядование, концерты рождественской музыки. Сейчас, к сожалению, многим приходам пришлось отказаться от организации ставших традиционными праздничных мероприятий. Но у христиан остается возможность организовать встречу праздника в доброй домашней обстановке.
Рождество Христово напоминает нам, что традиция вручать подарки началась со времен волхвов. А Спаситель учит нас и тому, как их принимать. Главное — делать это с любовью, причем с обеих сторон. Потому что если любишь, то знаешь сердцем, что нужно человеку, что он или она хотели бы получить в подарок. Богомладенец и Богородица не отвергли дары волхвов — приняли золото, ладан и смирну. Так необходимое христианам смирение проявляется в том, чтобы принимать то, что тебе приготовили с любовью. Вспомним об этом, принимая поздравления в эти дни. И постараемся поблагодарить.
О христианских традициях Рождества в России и других странах читайте в нашем материале.
К сожалению, до сих пор в период светских выходных после нового года и до Рождества Христова многие обращаются к сомнительным «рождественским» традициям (гадания, обряды, гуляния, местные обычаи), бесконечно далеким от смысла и значения великого праздника пришествия в мир Спасителя. Чтобы не ошибиться, нужно сверить суть этих действий со смыслом праздника Рождества, проникнуть в него через Евангелие. Если мы осознаем масштаб праздника, что произошло в этот день, тоне только колядования, хороводы, наряжания и гадания, но даже кулинарные хлопоты покажутся нам мелочью, не стоящей драгоценного времени и сил. Мы будем поглощены созерцанием Творца вселенной, Богомладенца, лежащего в бедных яслях в холодном хлеву. Удивимся этой близости ангельского мира к пещере и всему тому, что происходило в далекой Иудее, когда небо преклонилось Земле. Тогда мы действительно отпразднуем — умом и сердцем. И на этом фоне станет легче отделить смысловую шелуху, то есть не повторять пустое, а зачастую и опасное, с духовной точки зрения.
Важно помнить, что Причастие Святых Христовых Таин – это главная радость каждого нашего праздника. И с этим событием нельзя ставить в одни ряд елку, уборку, прием гостей, даже дела милосердия. Об этом нужно обязательно помнить и накануне праздника в первую очередь приложить усилия к подготовке к соединению с Богом в Причастии.
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 4, стих 4 — 7
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1 — 12
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 «и ты, Вифлеем, земля Иудина,
ничем не меньше воеводств Иудиных,
ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.»
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Обратим ваше внимание на то, что во время литургии, которую служат ночью, читают другой отрывок из Евангелия от Матфея: глава 1, стихи 18 — 25
Сегодня мы смотрим на вертеп скорее как на атрибут праздника, традиционное украшение, а большинство городских жителей так его и представляет: милые животные окружают маленькую кроватку, огоньки, звездочка горит, благоухают еловые ветки. Но реальность места для домашнего скота иная. Она не мила, не романтична и не уютна: стойкий запах, часто влажность и холод, почти всегда темно. Задумываясь над этим, проникая в смысл собранных для нас в богослужебных текстов, мы видим в этом хлеву прообраз страданий Спасителя. Чтобы праздник не прошел в суете, важно сконцентрироваться на его духовной реальности. И тогда мы заметим главное — то, что будет дальше с Богом — пусть страданий и смерти, которой Он избрал для нашего спасения.
Постараемся вслушиваться в слова песнопений, звучащие в храме, и просить Бога, чтобы Он наполнил душу их смыслом. В рождественские дни особенно важно вынырнуть из гущи мирских и житейских событий. Потому что они относятся только к здешней жизни. Именно ей принадлежат болезни, скорби, кризисы, войны государств и ссоры близких. Но душа не живет этим — ей нужна иная пища, иной свет. Земные страдания временны, хотя нам их и не миновать. Они рано или поздно уходят из жизни, а душе важно подготовится к главной встрече с Тем, Кто ждет нас в Святых Тайнах, — с нашим Спасителем.
Редакция «Фомы» поздравляет вас с Рождеством Христовым!