когда лучше ехать в псково печерский монастырь
Псково-печерский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Псково-Печерский монастырь, который не помнит ни одного дня своего закрытия, зато отлично помнит поступки Ивана Грозного, Стефана Батория и Карла XII и славится легендой, что на его место практически указал сам Бог. Наполовину пещерный мужской монастырь с XIII в. прочно удерживает положение обители тянущихся к спокойствию душ, куда другие души, измученные жизнью, приходили за наставлением.
Где находится Псково-Печерский монастырь
Как лучше добираться
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Москвы:
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Пскова:
Посещение. Режим работы
Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее. Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели. Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.
Расписание богослужений
Понедельник и пятница
Где можно остановиться
Расстояние от Пскова до Псково-Печерского монастыря равняется 53 км, потому для размещения и город, и сам монастырь предлагают множество вариантов для ночлега.
История Псково-Печерского монастыря
Архитектурные достопримечательности
Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.
Святыни
Псково Печерский монастырь на видео
Если вы принадлежите к числу любителей древностей или атмосферы умиротворения, возможно, не раз бывали в подобных местах.
Гид: Псково-Печерский монастырь
Лето – время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы – в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.
Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва–Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.
По четным дням ходит еще один поезд «Москва–Псков» – 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле – 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину – особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.
Такси до Печор обойдется в 1000 рублей – может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета – 120–150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100–150 – так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.
Внимание – важная подробность: автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте – в противном случае потеряете намного больше времени.
Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти здесь.
Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.
Ну, а таксистов вы и так не пропустите – они встречают все поезда на привокзальной площади.
Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря – рукой подать.
Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.
Прямые перевозки по маршруту Петербург–Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60.
Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова – например, компании «Стрижи», чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.
Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» – правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54.
Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь – с пересадкой.
«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург–Псков, – сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте”, – отменены, вместо них назначены поезда СПб–Строганово и Строганово–Псков; Псков–Луга и Луга–Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург–Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».
Теперь несколько слов о том, где разместиться. Не так давно Псково-Печерский монастырь открыл свой «Дом паломника», расположенный в двух километрах от обители по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82. О приезде договаривайтесь заранее: или по телефону 8-(81148)-2-32-27, или по мейлу dompalppm@mail.ru, или по скайпу dompalppm.
Разумеется, это не единственное место, где можно остановиться.
Новенький отель «Печоры-Парк» находится всего в полукилометре от монастыря. Двухместный номер обойдется в 1800 рублей за первые сутки, за вторые возьмут уже 1500. Внимание – важно: при заезде с воскресения по четверг всем пенсионерам предоставляется 20% скидка. Более подробная информация – на сайте отеля http://pechorypark.ru/. Там же можно и забронировать номер.
Кроме этого отеля и городской гостиницы «Планета» http://www.hotelpechory.ru/ (она все-таки представляется нам не самым удачным местом для проживания паломников), в городе есть некоторое количество милых маленьких частных гостиниц, телефоны которых вы найдете на странице монастыря «ВКонтакте».
Одна из них – «Ваш берег», просит за место 500 рублей в сутки и предлагает в прокат велосипеды и бесплатный WiFi на тот неправильный случай, если даже в паломничестве вы не можете оторваться от дел.
С тем, где поесть, в городе тоже проблем не будет – и прямо напротив монастыря, и в 100 метрах от него есть недорогие кафе. Одно – «Старая башня» – даже обзавелось своим сайтом.
Кроме того, не стоит забывать, что маленькие гостиницы, как правило, оборудованы микроволновками, электрочайниками и минимальным набором посуды – а если так, то и без кафе можно обойтись.
Отдельная информация для тех, кто хотел бы потрудиться в обители во славу Божию. Это могут сделать и мужчины, и женщины, которых определяют на послушания в женской трапезной, на кухне, на складе солений и т.д.
Чтобы попасть в число трудников, следует обратиться к сторожу Братского корпуса и спросить гостинника монаха Максима, предварительно получив благословение у священника на своем приходе.
Есть еще один вопрос, которым задаются паломники, прибывающие в обитель: как попасть в Святые пещеры? В Ближние, где покоятся мощи Псково-Печерских преподобных, можно попасть всегда. А вот в Дальние – только с группой. Ну, а один-два человека всегда могут подождать, пока у входа в Пещеры начнет собираться большая группа, после чего попросить благословения у сопровождающего монаха присоединиться. Вообще нужно не стесняться спрашивать и просить – смелость, как известно, города берет.
Осталось рассказать про расписание богослужений. Каждый день в обители совершаются две Божественные литургии. Начало вечерних богослужений в летнее время – в 18:00, утренних – в 6, 7 и 10 часов утра – это зависит от дня недели и службы.
Расписание уточняйте на сайте монастыря. Оно также вывешивается при входе в обитель.
Почему надо всё бросить и поехать в Печоры?
В Псково-Печерском монастыре до 20 октября открыта выставка, посвященная 60-летию со дня начала игуменства Великого наместника обители – архимандрита Алипия (Воронова). Здесь можно приобщиться его всепобеждающего духа.
Отец Алипий общается с паломниками
«Советский архимандрит», художник и воин
Выставку можно назвать биографически проработанной частью масштабного проекта «Россия – моя история».
Это пассионарий-архимандрит подлинной, верной самой себе – всей своей истории – России. Хотя отец Алипий и называл себя «советским архимандритом» и мог запросто изъясняться с напыженными деятелями советского Колосса, прозорливо изъясняя им, что и как на самом деле есть и будет. «Упаси нас, Господи, от деятелей, пошли нам делателей!» – как гласит позднесоветская пословица.
Фото стенда «Художник, воин, монах»
Сам отец Алипий был «советским» еще и от того, что в полной мере приобщился и страданиям, и величайшим в те богоборческие десятилетия подвигам народа: исповедническому, трудовому и на фронтах Великой Отечественной войны – ратному.
Так что потом просившейся в монастырь молодежи отвечал:
– Вот мы с отцом Нафанаилом (Поспеловым. – Ред.) полностью выполнили свой долг перед Родиной: учились, трудились, воевали на фронте – и лишь потом пришли подвизаться в монастырь. Так и вы поработайте прежде в миру, наберитесь жизненного опыта, а потом приходите к нам. Тогда, проходя монашеский путь жизни, вы тоже сможете «искушаемым помощи».
Прежде обожения надо очеловечиться.
Фото стенда «Учеба и работа»
Сам Иван Воронов и там, на фронте, в месиве и ужасе сражений мог увидеть и запечатлеть нечто возвышающее душу, напоминающее человеку о том, что он – человек.
– Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: в одной руке – винтовка, в другой – этюдник, – вспоминал он.
«Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: в одной руке – винтовка, в другой – этюдник»
Потом, уже будучи наместником в Печорах, в одной из проповедей как-то сказал:
– Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы.
Рядовой Иван Воронов получил 76 боевых наград и поощрений, в том числе медали «За отвагу», «За Победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орден Красной Звезды, – некоторые из них представлены в экспозиции.
– Осенью 1945 года, вернувшись с фронта, я привез около 1000 разных рисунков, эскизов и этюдов, – вспоминал он.
В том же победном году в Москве в Колонном зале Дома Союзов открылась персональная выставка фронтовых работ Ивана Воронова. Уже с 1943 года его рисунки экспонировались в музеях СССР – их поиск и сбор еще продолжается.
«На войне, – говорят, – нет атеистов». Точно так же отмечают: «На войне гибнут тела, а в мирное время – души».
– Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь, – уже спустя годы, отвечая на пресловутую «почемучку»: как такой красивый мужчина и оказался в монастыре?! – архимандрит Алипий вспоминал:
– Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Кому он когда-нибудь да придет…
К Богу можно прийти – даже вдумчиво погрузившись в материалы этой выставки. И, разумеется, побродив по самому Псково-Печерскому монастырю.
Битва за обитель
Митрополит Псковский и Порховский Тихон провел для гостей, специально собравшихся со всей России почтить память Великого наместника, премьерную экскурсию.
Начало экспозиции. Митрополит Псковский и Порховский Тихон проводит для гостей вернисажа первую экскурсию
В рамках созданной экспозиции впервые представлен досконально реконструированный по данным многих архивов и хорошо иллюстрированный жизненный путь архимандрита Алипия. Вокруг этой оси с неизвестными ранее фактами и впервые опубликованными фотоматериалами – анфилада житийных залов.
Отец Алипий шутил: «Моя икона будет из 25 клейм – по количеству судебных процессов, которые я выиграл у советской власти»
Как шутил сам отец Алипий:
– Если будут писать мою житийную икону, то она должна состоять из 25 клейм – по количеству судебных процессов, которые я выиграл у советской власти.
Фото стенда «Битва за обитель»
«Битва за обитель» – один из кульминационных стендов экспозиции. Там же для справки приводятся данные: в 1914 году (когда на память равноапостольного князя Владимира 15/28 июля родился будущий отец Алипий) в Российской империи было более 65,5 тысяч насельников монастырей; в 1938 году – все монастыри на территории России закрыты. Псково-Печерскую обитель от закрытия спасли промыслительный вывод в межвоенный период (с 1920 по 1945 годы) в состав независимой тогда от СССР Эстонии, а также дальнейшие бои архимандрита Алипия за отстаивание монастыря.
– Побеждает тот, кто переходит в наступление, – любил повторять он. – Обороняться мало, надо переходить в наступление.
Про распоряжение келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор: головы рубить будем!» – когда на пороге нарисовались было изъятели ключей от пещер, помнят по книге «Несвятые святые» нынешнего наместника монастыря владыки Тихона многие. Но на выставке представлены и ранее неизвестные широкой публике шутки, слова, размышления Великого архимандрита.
Хроника его доблестных с юмором и мудростью побед мастерски сконденсирована и отражена в экспозиции. Это живой проект, где некоторые пробелы еще восполняются. Хотя все их всё равно не восполнишь, разве что признав со всей очевидностью действующий Промысл Божий!
Вот стоишь у стенда «Возрождение обители», листаешь тачскрин с подробным описанием хода реставрации и, сколько бы ни дополняли сведения даже многознающие гости вернисажа, понять, как это стало возможно, всё равно невозможно.
Фото стенда «Возрождение обители»
Это при том, что отец Алипий спешил закончить работы к 500-летию обители, которое отмечалось в 1972 году, – а этому же предшествовали годы оголтелой хрущевской травли, как и последующей тормозной для всего церковного инерции… И тем ошеломительнее эта сила действия верующего и доверяющего Богу человека и молитвенного щита крепко стоящей за ним братии.
Ошеломительна сила верующего и доверяющего Богу человека и молитвенного щита крепко стоящей за ним братии
– Действуй, тебе ничего не будет! – благословил тогда еще весьма молодого отца Алипия ныне прославленный в лике святых духовник обители иеросхимонах Симеон (Желнин).
Как невозможно понять и факт возвращения в обитель Ризницы монастыря, вывезенной в годы войны в Германию. Пять лет молитвы и упорного труда – и 600 произведений церковного искусства середины XVI – начала XX столетия вернулись в Россию. Так что даже в советских средствах массовой информации одна за другой запестрели восторженные о Церкви статьи…
У владыки Тихона в руках ключи от Ризницы, возвращенной в монастырь отцом Алипием
А как отцу Алипию удалось сохранить от вывоза за границу и передать в отечественные музеи около 200 полотен русских и зарубежных художников XVIII–XX веков? И.К. Айвазовский, М.П. Верещагин, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Б.М. Кустодиев, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов… Часть художественной коллекции представлена на выставке «Великий наместник» в оригиналах – это картины Г.И. Семирадского «Христос и грешница», И.И. Шишкина «Дуб на опушке», Е.Е. Лансере «Большая звонница Печорского монастыря»…
Фото стенда «Художник и меценат»
Единство лучших русских людей
После смерти отца Алипия, местные жители вспоминают, из обители просто грузовиками вывозили его архивы, множество видео-, аудиозаписей… Данная выставка – попытка по крупицам собрать то, что уцелело. Что-то предоставляли гостившие у Великого наместника в разное время знаменитости, их сродники.
Фото стенда «Гости обители»
Печоры со времен отца Алипия – центр притяжения научной и творческой интеллигенции страны, эмигрантов.
Печоры со времен отца Алипия – центр притяжения научной и творческой интеллигенции
Сюда приезжал историк Лев Гумилев, который, разумеется, не мог не отметить пассионарности Великого наместника: «Мы сейчас все сидим по окопам, война у нас позиционная, а нужно переходить в наступление, атеизм давно прогнил: они и в свое неверие-то давно не верят, тут все давно прогнило, только инерцией и держится», – командовал он; завсегдатаем был здесь реставратор Савелий Ямщиков, открывший вместе с отцом Алипием в Успенском пещерном храме удивительные фрески XVI века письма, возможно, преподобномученика Корнилия; проходили духовно-творческую стажировку множество художников: Николай Кормашов, Михаил Шемякин, Юрий Люкшин, Александр Исачев и др.; бывали и космонавты, например Павел Беляев (о космических шутках отца Алипия многие наслышаны, если нет – можно ознакомиться в материалах экспозиции); много приезжало писателей, среди них, например, Александр Исаевич Солженицын. Гостям обители посвящен отдельный стенд, приводятся замечательные воспоминания о встречах с «учителем Небесной красоты Божией».
Тут же можно прочитать фрагмент рукописи А.И. Солженицына из сохранившейся части архива отца Алипия – молитва и принцип жизни, которому следовал и сам Великий наместник:
Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, –
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадежность – сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их еще отразил, –
Ты дашь мне.
А сколько не успею –
значит, Ты определил это другим.
Это очень вдохновляющая выставка.
Как вспоминали гости Великого наместника:
– Уходили мы от отца Алипия с перевернутым внутрь души сознанием…
Точно так же выходишь и после этой выставки. Мало прочитать об этом – надо пережить в этом тонко срежиссированном экспозиционном пространстве.
Стенд «Путь в вечность»
Книги об архимандрите Алипие (Воронове) можно купить здесь:
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.
Псково-Печерский монастырь
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1
тел. факс +7 (81148) 2-24-28
Паломнический центр
181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а
Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.
Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.
Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).
Проживание, питание – на пожертвование.
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
Читайте также: