когда можно читать псалтырь после пасхи дома
Когда можно читать псалтырь после пасхи дома
Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири
Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.
В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.
Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…
Господи помилуй (12 раз)
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)
На Славах:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь
Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)
Господи помилуй (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)
и ныне и присно и во веки веков. Аминь
После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Молитвы о здравии и упокоении на Славах
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)
В воскресенье – Пс. 23
В понедельник – Пс. 47
Псалмы, употребляемые на богослужениях и чтомые дома
Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.
Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.
Вечерня: Предначинательный: 103. «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).
Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.
Перед причащением: 22, 33, 115.
Литургия: 102, 145.
Погребение: 118.
Молебны: о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.
Можно ли читать Псалтырь после Пасхи и на Светлой седмице
Псалтирь – книгу Ветхого Завета, читают во время богослужений суточного круга, в кельях монастырей и дома. В ней 20 частей (кафизм), поделенных на три части − Славы. Кафизмы не читают на Светлой седмице, можно читать псалтырь после Пасхи. Он помогает в борьбе с искушениями, бесами.
Как читают Псалтирь в церкви и дома
В церкви Псалтирь читают в особом, сложном порядке. Определяет его богослужебный устав. В нем расписаны периоды, когда на Утренне читают по две, когда по три кафизмы. В дни Великого Поста установлен особый порядок, псалмы читают на Утрене, Вечерне и первый, третий, шестой, девятый час.
В дни Страстной недели, начиная с Великого Четверга, псалтирь в храмах не читают. В эти дни запрещено чтение кафизм келейно. Для всех других дней существуют точные рекомендации для церковных служителей, для мирян на каждый день седмицы определены свои правила чтения псалмов, они проще.
Утреню начинают с прочтения шести псалмов, пятидесятый нужно знать наизусть, его произносят чаще других. Кто здоров, читает стоя, кто болен, – сидя. Слова произносят вполголоса, соблюдая правильные ударения, вникая в содержание.
В 2020 году не читается Псалтирь из 365 дней дома и в церкви с 16 апреля до Фомина воскресенья (Красной горки) – 26 апреля.
За исключением указанных 10 дней Псалтирь читают дома с молитвами об упокоении усопших и о здравии близких. Согласно Уставу, разработанному Церковью, порядок чтения особого значения не имеет. Келейно кафизмы и псалмы можно читать по своему усмотрению.
Рекомендуют начинать с одной кафизмы и читать Псалтырь по порядку на протяжении 20 дней. Порядок помогает определить священник. К нему обращаются за благословением на чтение Псалтыри.
Уберечься от грехов
От бесовских нападений
От клеветы, обвинений
5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
Благодарить за победу
90, 3, 12, 21, 68, 76, 26, 82, 142, 101
В скорби, если случилось несчастье
90, 3, 37, 139, 49, 2, 58, 53
Просьба милости у Бога
Просьба мирной кончины
После Пасхи дома читают Псалтирь по правилам. Женщина должна покрыть голову платком, надеть юбку. Мужчина не покрывает голову. Стоящую перед иконой свечу зажигают, трижды крестятся. После этого приступают к чтению.
Имена родственников, знакомых, друзей, усопших и живых перечисляют после каждой Славы. Перед этим обязательно крестятся. Закончив читать последний псалом, благодарят Господа, закрывают Псалтырь. Нельзя упоминать имен воинствующих атеистов, самоубийц, эзотериков, магов, некрещеных.
Читайте также↓↓↓
Можно ли читать за упокой в Светлую седмицу
На протяжении всей светлой седмицы гласно усопших не поминают. Верующие подают записку на Проскомидию. Это часть литургии, которую совершают каждый день пасхальной недели. Таинство символизирует рождество Христа. Во время него приготовляют вино и хлеб, употребляют пять церковных просфор и просфор, поданных верующими:
Все вынутые частицы укладывают в особом порядке на блюдо – дискос. Оно символизирует ясли – место рождения Христа. Таким невидимым образом поминают усопших в дни пасхальной седмицы.
В храме могут принять заказную записку об упокоении. В этом случае, помимо изъятия частицы из просфоры, диакон читает имя поминающегося гласно на ектений, потом священник повторяет его перед престолом.
На светлой пасхальной неделе и в Пасху не рекомендуют посещать кладбище. Родительский день в 2020 году приходится на 28 апреля – через восемь дней после Пасхи, первый вторник после Фомина воскресенья, первый день после Страстной недели и Светлой седмицы, когда можно поминать усопших.
Переходящий церковный праздник назван Радуницей. Люди посещают могилы близких, приглашают священников, чтобы они отслужили литию. Верующие возносят молитвы обо всех православных. Многие миряне не понимают, что помянуть означает помолиться, а не выпить.
В родительский день в память об усопших готовят кутью, пекут блины. Простой едой угощают друзей семьи, родных, хороших знакомых. Угощая, просят помолиться о родственниках, покинувших этот мир. На Радуницу верующие к началу службы идут в церковь, подают записку с именами усопших для поминовения.
Читайте также↓↓↓
Когда начинают читать Псалтырь после Пасхи
Не все верующие могут посещать храм, поэтому есть правила для домашней молитвы. В них включены псалмы. Миряне должны их читать утром и в конце дня. Псалмы приносят духовную пользу, придают силы, вселяют в сердца православных надежду.
Небеса максимально открыты для молитвы ночью с 12 до 3 часов. Активность бесов велика в этот период, поэтому читать Псалтырь могут монахи, схимонахи и миряне, получившие благословение священника. Послушники не могут участвовать в действе.
После Светлой седмицы читать Псалтирь можно вечером на Фомино Воскресение. В 2020 году это 26 апреля – восьмой день после Воскресения Христова. По преданиям именно в этот день Иисус повторно предстал перед апостолами, чтобы убедить сомневающегося Фому в своем воскрешении.
Апостол не присутствовал при первом явлении Христа, поэтому не уверовал в него, пока не вложил свои пальцы в раны Иисуса. Фомино воскресение завершает Светлую седмицу. Праздник носит название Антипасха.
В храмах проводят торжественные богослужения, закрывают Царские врата сразу после Литургии. Вечером начинают читать псалмы. Важная церковная дата связана с языческим праздником Красная горка. До распространения христианства он означал приход весны.
Веселые гуляния, молодежные игры, хороводы народ посвящал языческому божеству Яриле. Вели подготовку к празднику. Пекли караваи, пироги, яичницу. Все блюда были круглые, символизировали солнце, бесконечный жизненный круг, возрождение. На Фомину неделю в церквях крестят детей, проводят таинство венчания.
Пасха воплощает торжество жизни, поэтому девять дней от Светлого Воскресения не совершают действия, каким-то образом говорящие о смерти. Нельзя поминать, прибирать могилки, читать заупокойные молитвы, служить панихиды. Это можно делать с Фомина воскресенья.
Поминовение усопших в Пасхальные дни
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…» (источник).
Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых». Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших.
Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилы Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви. Если же человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Чтение Псалтири по усопшим — лишь благочестивый обычай, а не уставное последование, поэтому практики её чтения на Светлой седмице могут быть разными. Приведём авторитетные мнения.
«Весел ли кто, пусть поёт псалмы» ( Иак.5:13 ).
«Следует ли читать Псалтирь при гробе усопшего в дни Пасхальной седмицы? Устав Церковный совсем отменяет в эту седмицу чтение псалмов… заменяя все опущенное пасхальными песнопениями. В монастырях, где «неусыпное» чтение Псалтири, оно совсем прекращается в пасхальную седмицу. В соответствии с этим может быть на Пасхе у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия даже и у гроба мирянина, что в некоторых местах (на юге России) совершается иногда и не в пасхальное время (см.: Толковый Типикон. 1, 140)».
Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С.140, примеч. 33.
«В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено, но так как Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и так как «Апостольские постановления», указывая, как должно христианам проводить по кончине братий 3‑й, 9‑й, 40‑й и годичный дни, говорят о 3‑м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать некоторые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и «Славы».
Настольная книга священнослужителя
Когда можно читать псалтырь после Пасхи
Многих истинных христиан интересует, когда можно читать псалтырь после Пасхи. Нужно ли это делать на страстной неделе и в светлую седмицу.
Псалтыри и его значение
Книга Псалтири относится к молитвословной поэзии и включает в себя 150 псалмов. Псалмы описывают разные события Ветхого Завета, а его авторами были царь Давид, Авраам, Моисей, Мелхиседек и другие.
Псалтыри можно читать как на службе, так и в домашних условиях. Также они читаются на заупокойной службе, литургиях, разных богослужениях.
Светлое Христово Воскресение в 2020 будет 19 апреля, а Фомина неделя 26 апреля.
Как говорит Григорий Нисский, псалмы – это «направляющая рука» для человека, который пребывает в растерянности, дающая покой больному. Мужчины и женщины постигают в них мудрость, а для детей чтение псалмов – забава и радость.
Афанасий Великий утверждает, что чтение псалмов приводит к покаянию, благодарности к Богу, избавит от скорби и искушения, подскажет ответ на любой жизненный вопрос.
Постоянное чтение псалмов делает человека духовно ближе к Богу, он может справиться с любыми неприятностями, которые возникают в его жизни.
Дни, когда не читают Псалтырь
В православном календаре есть такие дни, когда не читают псалтырь. В храмах и дома, начиная с Чистого Четверга и до Фоминой недели не следует читать псалтири. Этот период длится 10 дней.
В домашних условиях следует делить кафизм на три Славы.
Кафизма – особый раздел в Псалтыри при котором можно сидеть. Существуют 20 кафизм.
Пред чтением кафизмы надо прочитать «Отче наш…», после «Господи помилуй» 12 раз, а потом делать коленопреклонение с молитвой.
Надо также воздать Славу Триединому Богу и сказать «Аминь».
В церковнославянском языке неделя (7 дней) – седмица, а воскресение – неделя.
Если у человека не получается посещать храм утром и вечером, он может читать определенные псалмы, которые будут соответствовать тем, которые поют в церкви. Перед началом чтения псалтири надо попросить у священника благословение.
В домашних (келейных условиях) человек должен зажечь свечу (если он дома, а не в дороге), читать псалмы вслух или тише, но не «про себя», правильно расставлять ударения в словах (ошибки расстановки ударений – грех). Не стоит бояться незнания или непонимания написанного в Псалтыре, это хорошо понимают демоны, поэтому они отступают. По мере роста духовного человек все больше будет понимать слова из псалмов.
Страстная седмица
Страстная седмица – это шесть дней недели до Пасхи. Начиная с понедельника и заканчивая субботой. Самый неблагоприятный день для всех работ – Страстная Пятница. В этот день снимали Иисуса с креста и погребли его тело.
Когда идет Великий Пост в монастырях прочитывают Псалтырь дважды, и один раз в церквях – утром и вечером.
Утренняя служба в храме начинается в субботу и включает в себя пение псалма 17, а вечерняя служба – 1. В воскресение только утром поются псалмы 2, 3. В понедельник утром читают псалтири 4, 5, 6, 7, 8, а вечером 18. Во вторник на утренней службе зачитывают псалмы 9, 10, 11, днем 12, 13, а вечером 18. Последний день, среда – утром зачитываются 14 – 16 псалмы, днем 19, 20, на вечерней службе 18.
Седмица после Пасхи
В период Светлой седмицы не нужно зачитывать молитву Ефрема Сирина.
В этот период в храмах совершается радостное и благочестивое богослужение. И православный христианин задается вопросом, когда начинают читать Псалтырь после Пасхи? Можно начинать читать псалмы в Фомину Неделю.
Название первой после Пасхи недели носит имя апостола Фомы, которого в народе прозвали «неверующий». История гласит, что апостолы после смерти Иисуса преследовались властями, поэтому из дома не выходили. Христос явился к ним в новой ипостаси, как Воскресший. Все ученики поверили этому. Но среди них не было Фомы.
В дни Светлой Седмицы не читаются кафизмы.
Когда же сподвижники христовой веры нашли его и рассказали о чудесном воскрешении Иисуса, он не поверил и хотел доказательств (дотронуться своей рукой до ран на теле Христа). В первое воскресение после Пасхи, Сын Божий явился к апостолам, и когда Фома дотронулся до его ран, когда он услышал те слова, которые сам же произнес, он уверовал в Силу Христову.
Апостол Фома – собирательный образ человека, которому нужна не только слепая вера, но и факты.
Фомино воскресение также называют Антипасхой. Не стоит бояться этого слова. Приставка «анти» означает не «против», а «вместо». Суть этого дня повторить всем, что Христос Воскресе! Эта истинная идея праздновалась семь дней. После праздничной службы Царские врата закрываются, а священники начинают читать псалмы, кафизму и полиелей.
Поэтому информация о том, можно ли читать Псалтырь в Светлую Седмицу, правильная и однозначная. Церковь разрешает это делать.
Если в доме покойник
Смерть не выбирает дат, поэтому если кто-то из близких или родных умер в Светлую Седмицу можно почитать Псалтирь, псалом 17 «Об упокоении», только стоит прибавлять пасхальные песнопения после прочтения каждой кафизмы.
Святитель Афанасий предлагает небольшую, но емкую по сути молитву за усопшего, в которой родственники просят простить грехи умершего, взять его в Царство Небесное, а живым дать понимание и сил, чтобы не держать душу человека на земле.
Священник Дионисий (Толстов) говорит, что умерший в Светлую Седмицу человек, будет жить на Небесах в радости и веселье. В такие дни не принято грустить. Важно понимать, что Господь не зря забрал человека к Себе в такие светлые дни. Ведь это великая милость Божья.
Книга «Апостольские постановления» гласит, что третий день после смерти близкого, человек живой должен посвятить молитве и пению псалмов ради Иисуса Христа, который воскрес из мертвых.
Священники также обращают внимание на то, что панихиды не служатся в Великий Четверг и Великую Пятницу, в день Пасхи, а также от Пасхи до Радоницы. Возможна только частная молитва, но не литургия.
Надеемся, что нашим читателям полезно было узнать о том, когда можно читать Псалтирь до и после Пасхи. А также найти ответы на интересующие вопросы православного характера.
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
О чтении Псалтири на всякую потребность
Псалтирь так ценен, что даже дневной если читает человек, то быстро отмолит себя и родных. А если поднимет ночной, он в десять раз сильнее, вымолит не только своих и себя, а до седьмого колена вытащит. Схиархимандрит Иоанникий
Тогда ближе будет к смирению и праведности человек. А если умаляется и пренебрегается христианство, если исчезает не только святость и праведность, но даже элементарная порядочность, то потому именно, что пренебрегли люди словами Живущего во веки. И сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4: 6).
Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём.
Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь — читайте. На работу пошли с утра — читайте. В метро сели — читайте. Всегда надо читать. Я сам — честно говорю — каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь — и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться, настолько Псалтирь глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь — безпримерное молитвенное правило.
Читай любой псалом, рассуждай, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё безценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое — всё в ней. С Богом!
Хотя «Псалтирь» и именуют Давидовой, в действительности он написал лишь большую часть этой книги, но не всю. Перу царя и пророка сегодня приписывают 78 псалмов из 150-ти. К созданию почти половины псалмов приложили руку другие авторы, в числе которых привратники Иерусалимского храма – «сыны Кореевы», начальник певцов Давида Асаф, певцы Еман и Идифун, а также царь Соломон, что отражено в надписании соответствующих псалмов.
Большая часть псалмов надписана именами их авторов, но некоторые песни Псалтири подписаны, как «ла-манацеах» или по-русски «начальнику хора». Исследователи Библии предполагают, что такие псалмы были предназначены для разучивания и исполнения хором левитов при Иерусалимском храме. Еврейские комментаторы, подчёркивая важность Псалтири, дополнительно причисляют к её авторам Адама, Мелхиседека и Авраама.
Одно из песнопений Псалтири, а именно 89-й псалом, оставил нам даже пророк Моисей. Кроме того, часть текстов осталась ненадписанной. В своём нынешнем виде Псалтирь сложилась ко временам Ездры и Неемии, то есть примерно к V веку до Рождества Христова. Неканонический 151-й псалом присутствует в греческом и славянском изданиях Псалтири, но никогда не употребляется за богослужением.
Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа. Прямое упоминание Псалтири содержится даже в исламском Коране. Название «Псалтирь» происходит от названия похожего на арфу греческого музыкального инструмента «псалерия» и свидетельствует о том, что в древности большинство псалмов пелось под аккомпанемент музыкальных инструментов. Католики и сегодня исполняют псалмы под музыку органа. В еврейском языке эта книга именуется «Тегилим» — «хваления».
По древней монашеской традиции вся Псалтирь полностью прочитывается иноком каждую неделю. Для этого она разделена на 20 кафизм (разделов). Каждая кафизма поделена на три «славы» и включает от шести до девяти псалмов. Отдельные стихи, псалмы или даже целые кафизмы присутствуют во всех без исключения богослужениях суточного круга, в том числе и в Божественной литургии.
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.
Богатое назидательное, нравственное и богословское наполнение псалмов делает их столь же полезными для чтения в домашней молитве, сколь и в храме. По сути, «Псалтирь» является одной огромной молитвой Богу и содержит прославления, восхваления и прошения ко Всевышнему в любом из эмоциональных состояний человека. Это своего рода «духовный камертон», который позволяет нам настроиться на дальнейшую молитву.
В домашней или келейной молитве на каждой «славе» каждой кафизмы принято читать особые молитвы и поминать живых и усопших близких. В некоторых монастырях и храмах чтецы, сменяя друг друга, читают Псалтирь непрерывно. Такое чтение с поминовением живых и усопших называется Неусыпаемой Псалтирью. Также Псалтирь принято читать при исходе души из тела, что служит молитвой и назиданием для самого умирающего и для его родных. Читают псалтирь и над гробом усопшего сразу после смерти все время вплоть до отпевания.
В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.
Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.
Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.
Афанасий Великий так объяснил феноменальную любовь верующих к Псалтири: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах».
Советы начинающим
1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.
2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.
4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.
В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы.
Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.
Молитвы перед чтением кафизмы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.
Трисвятое по Отче наш.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».
На «Славах»
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
Господи, помилуй (3 раза).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее — поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).
На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее — следующие псалмы.
После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз — по пальцам или четкам.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
После чтения кафизмы — «Достойно есть» и заключительные молитвы.
О чтении Псалтири
Схиархимандрит Иоанникий: «Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие — здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы — за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь — отмолите себя и тех, кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь. Читайте 17-ю кафизму — отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.»
Рассказ сельского священника: «Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.
Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.» (М.,1998): «Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие. Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: «Вот давно бы так!».
Старица схимонахиня Антония: «Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас». Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших — это великая помощь!»
Старец Иероним (Санаксарский) советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам). На жалобы батюшка отвечал: — Читай Псалтирь! — Батюшка, в семье большие ссоры. — Читай Псалтирь. — Батюшка, на работе неприятности. — Читай Псалтирь. Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается.
КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ
Прп.Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп.Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость — слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
О чтении Псалтири в разных случаях
Прп.Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.
Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.
(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)
(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)
Псалтирь. Одна из самых любимых и самых замечательных Библейских книг. В ней – спектр эмоций и бесконечная любовь к Всевышнему. В ней – вся жизнь! Я знаю многих, кто регулярно перечитывает псалмы. И постоянно делится находками и размышлениями о прочитанном. Люблю эту книгу и я. Со мной она часто дождливыми днями. Когда настроение падает, и серость за окном очень трудно воспринимать с каким-то оптимизмом, Псалтирь помогает справиться с хандрой. Я не всегда ее читаю. Если не получается уединиться с книгой, то я ее слушаю. И очень часто с завершающими словами 150-го псалма «Все дышащее да славит Господа!» если не на небе, то в душе всегда появляется радуга. Да и на небе порой тоже. И все – печаль уходит, душевное равновесие восстанавливается, жизнь вновь играет самыми яркими красками!
Итак, само название Псалтирь получила от древнего музыкального инструмента псалтерия. Он относится к семейству арф. Греки называли его кифарой, а у славян был очень похожий инструмент – гусли. Причем, греки относились к этому музыкальному инструменту несколько несерьезно, а вот славяне уважали и почитали его, и даже считали, что десять струн его – это десять заповедей Божиих.
Что касается самой Псалтири, то это самая объемная книга Библии. Псалмы из этой книги читают во время Богослужений в церквях, а также в синагогах. Авторов этой замечательнейшей книги несколько, и они хорошо известны тем, кто регулярно читает Священное Писание. Ровно половина псалмов – 75 – принадлежат перу царя Давида. А остальные – Асафу, придворному псалмопевцу Давида, на его счету двенадцать псалмов, храмовых привратникам – сынам Кореевым, Моисею и другим… И не удивительно, что всех этих людей разделяют не просто поколения. Их разделяют века! Но ведь и Псалтирь писалась практически 900 лет. И первая ее часть увидела свет сразу за Пятикнижием Моисеевым, с чего, собственно, и начинается Священное Писание.
Интересен и тот факт, что самая короткая библейская глава – это псалом 116-й, а его сосед, 118-й псалом – являет собой самую длинную библейскую главу. А «золотая середина» – как раз между ними: 117-й псалом. Именно он делит Библию пополам, именно он, псалом, расположившийся между самым коротким и самым длинным библейскими повествованиями. И несет в себе самую важную христианскую мысль о том, что лучше уповать на Господа, чем надеяться на человека.
Четвероевангелие и Псалтирь многократно пересекаются в повествованиях. Если в Псалтири можно, читая, обнаружить ряд пророчеств о Христе, то в Четвероевангелии мы не раз сталкиваемся с описанием событий из жизни царя Давида. Вот сколько удивительных открытий таит в себе эта удивительная книга! Но и это еще не все.
В позапрошлом, да и самом начале прошлого века Псалтирь заменял ребятишкам букварь. Именно по Псалтири они учились грамоте, и выучившись, считались книжными людьми. А перевели на славянский язык с греческого книгу Псалтирь всем известные равноапостольные святые, солунские братья Кирилл и Мефодий. И произошло это в IX веке.
Кроме того, стоит добавить, что псалмы – это не просто тексты. Они были написаны для пения. Это песни, будь то благодарственные, хвалебные или в которых содержится какая-либо просьба. Но все равно, это– песни. И совсем неудивительно то, что многие композиторы пытались переложить их на свою музыку. Дмитрий Бортнянский и Игорь Стравинский – одни из них. Поэтов также вдохновляла Псалтирь. И они рифмовали псалмы, причем очень красиво. И уже их стихотворения стали побуждать читающих все же раскрыть книгу Давидову и прочесть псалмы в оригинале. Гавриил Державин, Михаил Ломоносов, Иван Крылов, Александр Сумароков, Апполон Майков…. Этот список можно продолжать. Все они обратились в своем творчестве к Псалтири.
Что же касается структуры самой книги, то она разделена на 20 частей, называемых кафизмами. В свою очередь, каждая кафизма разделена еще на три части, именуемые славами. После первой и второй славы мы читаем молитву о здравии, с добавлением имен близких нам людей, а после третьей молимся о тех, кто отошел ко Господу. Во многих церквях, в том числе и в той, прихожанкой которой я являюсь, Великим Постом читается Псалтирь. Мы ежедневно читаем по кафизме, за весь пост получается прочесть Псалтирь дважды. И молимся о здравии всех читающих и их сродников, а также о душах отошедших ко Господу. Это невероятно роднит прихожан и помогает легче перенести все тяготы и искушения Великого Поста.
Что касается монастырского устава, то во многих монастырях Псалтирь читают круглосуточно. Оттого ее еще часто зовут «Неусыпаемой». А на Богослужениях Псалтирь прочитывается в течение недели целиком, а во время Великого Поста – дважды. Ну, и конечно же – Шестопсалмие – неотъемлемая часть любого всенощного бдения. В этот момент службы в храме гасят светильники, чтобы мы лучше сосредоточились на молитве. Это напоминает нам также и о мраке, в котором Вифлеемские пастыри шли ко Христу, и о грядущем Страшном Суде. Так что, без Псалтири не обходится ни утреннее, ни вечернее Богослужения.
Еще одна интересная деталь, о которой хочу упомянуть. Читающие Псалтирь наверняка обратили внимание, что перед началом каждого псалма есть одна строка. Например, может быть написано «Начальнику хора» или «На струнных орудиях». Ну, или другие вводные. Что же они значат? «При появлении зари», например, написанное перед текстом 21-го псалма, говорит о том, что данный псалом распевается на мотив традиционной утренней песни. Многие псалмы начинаются с фразы: «Начальнику хора». Например, 4-й, 5-й и 6-й псалмы. Да и другие тоже. Эта фраза означает, что данные псалмы взяты из сборника, принадлежавшего руководителю храмовых музыкантов. Псалмы со 119-го по 133-й объединяет одно начало: «Песнь восхождения». В давние времена именно эти псалмы пели паломники, входящие в Храм. Фраза «При обновлении Дома» связана с праздником Обновления Храма. Именно поэтому слово «Дом» написано с заглавной буквы. Дом Божий. И, наконец, упоминание какого-то музыкального инструмента – это указание хору относительно исполнения.
Что касается инструментов, которые использовались при аккомпанементе псалмопевцу, то они все указаны в самих псалмах. Например, при исполнении 4-го псалма нужны «струнные орудия», такие как кинора, псалтерия или кифара. Кимвалы, о которых говорят другие псалмы, – это ударные. Нечто похожее на литавры. А тимпаны – это бубны.
Почему же люди так полюбили Псалтирь? Наверняка, за искренность и простоту изложения, художественность формы выражения мыслей, общность ее содержания и безусловную любовь к Господу. Авторы псалмов излагали только то, что сами прочувствовали, пропустили через себя и пережили, и при этом повествовали все вышеупомянутое так, чтобы это было понятно простому человеку. И все в ней находили и утешение, и надежду.
Да и мы сами, куда мы без псалмов? Например, тех, которые мы читаем повседневно. «Господь просвещение мое…» – 26-й псалом, который читают от защиты от врагов видимых и невидимых, от всякой скорби. Лично я его читаю ежедневно и другим советую. Далее – известный всем 50-й псалом, читаемый ежедневно за утренним правилом. И, наконец, самая сильная молитва каждого православного христианина – 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего». Да и с момента кончины человека, первые сорок дней по нему читается Псалтирь. Это связано с тем, что душа усопшего в первые сорок дней проходит испытания на мытарствах, то есть препятствиях, соответствующих разным грехам. Поэтому молитва в этот период особенно важна. И опять-таки, в этом нам помогает Псалтирь.
Читайте псалмы! В них столько благодати, в них столько веры, в них столько настоящих, неподдельных чувств и эмоций! Как сказал Василий Великий: «Псалтирь за весь мир Бога молит». Душеполезного вам чтения!