когда начали использовать песок в психологической практике

История развития песочной терапии (часть 1)

когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть фото когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть картинку когда начали использовать песок в психологической практике. Картинка про когда начали использовать песок в психологической практике. Фото когда начали использовать песок в психологической практике Пышина Александра Алексеевна
История развития песочной терапии (часть 1)

Использование песка человеком для лечения имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Началом песочной терапии можно считать рисунки на песке индейского племени Навахо. Индейцы использовали эти изображения в церемониях излечения, для предсказаний.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель мандал – это помогает достигнуть духовной гармонии. Они утверждают, что песок обладает сильными медитативными свойствами.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Здесь считается, что песок имеет свойства очищающие энергетику.

История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».

Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии. Кальфф также указала на возможность использования песочной терапии в работе с взрослыми и детьми и обратила внимание на то, что песочные композиции взрослых отражают те же стадии психического развития, что и детские работы. Книга Доры Кальфф «Песочная терапия» явилась первой опубликованной работой по юнгианской песочной терапии.

Изначально, как игровая среда для детей, песочная терапия быстро становится методом, который можно применять в работе с взрослыми, семьями, в группах личностного роста, и др. Песочная терапия может использоваться как средство сопровождения психологического здоровья больного, находящегося в стационаре; в частной практике; в школах и детских садах; в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др. Хотя песочной терапией обычно занимаются пси-хотерапевты и психологи, ее модификации могут быть очень эффективными в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников, получивших соответствующую подготовку.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент же решает задачи самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Фрагмент занятия по грамоте «Путешествие в Букляндию» с использованием песочной терапии Логопед: Доброе утро! Ребята, мне только что позвонили по телефону и сообщили, что сегодня в песочном королевстве БУКЛЯНДИИ нас должна была.

Конспект логопедического занятия с элементами песочной терапии. Автоматизация звука [с] в словах Цель: автоматизация звука С в словах. Задачи: Коррекционно – образовательная: закреплять навык автоматизации звука [с] в словах, упражнять.

когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть фото когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть картинку когда начали использовать песок в психологической практике. Картинка про когда начали использовать песок в психологической практике. Фото когда начали использовать песок в психологической практикеКонспект ОД с применением методов песочной терапии «В гостях у песочной Феи» Конспект ОД с применением методов песочнои терапии в работе со старшими дошкольниками на развитие коммуникативных навыков «В гостях.

Конспект занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков» Цель: приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рисования песком.

Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер – класс. Подготовила и провела педагог-психолог.

ООД с использованием песочной терапии «Золотая рыбка» ООД с использованием Песочной терапии «Золотая рыбка» Цели: Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей с помощью песочной.

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для.

когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть фото когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть картинку когда начали использовать песок в психологической практике. Картинка про когда начали использовать песок в психологической практике. Фото когда начали использовать песок в психологической практикеРазвивающее занятие с элементами песочной терапии «В весеннем лесу» i]Цель занятия[/i]: Создание условий для развития представлений о весне у детей 5 лет. Задачи: • Расширить представления о времени года.

Источник

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ — ЧТО ЗА МЕТОД И КАК ОН РАБОТАЕТ

когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть фото когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть картинку когда начали использовать песок в психологической практике. Картинка про когда начали использовать песок в психологической практике. Фото когда начали использовать песок в психологической практикеПесочная терапия — что за метод и как он работает

Многие люди интересуются именно этим способом работы с психологическими проблемами. Часто можно услышать вопрос: «Это у вас для детей?» Да, Сэндплей используется в работе с детьми, однако он абсолютно также успешно применяется для помощи взрослым клиентам психологов. За исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов (например, при проблемах с кожей) песочная терапия подходит всем, и нет разграничения, в каких вопросах она помогает, а в каких нет.

Сегодня метод песочной терапии, или Сэндплей (от англ. sandplay — игра в песке), становится все более популярным. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослы, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе, эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается с другими методами и используется различными школами и направлениями практической и теоретической психологии.

Сэндплей возник в рамках юнгианского аналитического подхода, и ключевой его момент — контакт с содержаниями бессознательной части нашей души. Этот контакт устанавливается через богатые смыслами символические образы — те, что появляются в песочных композициях, а также сновидениях, воображении и творчестве. Свободно, не задумываясь, творчески создав композицию из песка и фигурок, можно своими глазами увидеть как бы слепок своего душевного внутреннего состояния. Это важно для того, чтобы заметить нюансы, ранее незаметные, глубже проанализировать все причины и связи и, таким образом, создать условия для нормального протекания психической жизни. Важен сознательный анализ, а еще важнее — сам факт такого контакта со своим внутренним миром, ведь при правильном обращении он способен быть для нас источником роста и развития, опорой и ресурсом поддержки в трудных состояниях.

Происхождение метода песочной терапии

В мемуарах Карла Густава Юнга мы читаем о том, как в очень трудный период, когда жизнь практически рушилась после дружеского и профессионального разрыва с Фрейдом, он вдруг почувствовал, что нуждается в каком-то простом занятии, чтобы успокоиться, побыть с собой и привести мысли в порядок:

«Когда мне удавалось перевести чувства в образы, то есть найти в них какие-то скрытые картины, я достигал покоя и равновесия. Если бы я не сумел объяснить себе собственные чувства, они захлестнули бы меня и в конечном счете разрушили бы мою нервную систему. Возможно, на какое-то время мне и удалось бы отвлечься, но это лишь усугубило бы мой неизбежный невроз. По своему опыту я знал, как полезно, с терапевтической точки зрения, объяснять эмоции, находить скрытые за ними образы и картины».

Неслучайно идея игры с песком и камнями пришла к Юнгу как детское воспоминание. Именно ощущение себя ребенком оказывается целительным для взрослого человека, который отчаялся решить свои проблемы привычными способами. Проживание так называемого архетипа Ребенка открывает перед ним гораздо большие возможности. Поэтому, конечно, первыми пациентами, которые охотно взялись за игру, стали дети, — именно с ними работали первые песочные терапевты, и первая из них — Дора Калфф. Она была юнгианским аналитиком и объединила юнгианский подход к бессознательному с интересным методом работы с детьми, который в 1920-е годы придумала английский врач Маргарет Ловенфельд. Сначала это называлось «техникой мира» и заключалось в том, что клиенту предоставляют два подноса с песком и водой и набор миниатюрных фигурок. В соединении игры и юнгианской теории и возник метод песочной терапии.

Детям еще трудно описать, что с ними происходит, им проще выразить все свои переживания в игре. При помощи наблюдений и комментариев психолога маленькие пациенты могли выражать свои страхи, боль потерь, внутренние конфликты и различные трудные и еще непонятные им чувства. Именно по этому принципу Сэндплей оказался полезен и взрослым. Ведь мы точно также порой затрудняемся назвать то, что с нами творится, а даже если находим слова, они ничего не меняют, а лишь дают упрощенные ярлыки нашим сложным переживаниям. А в процессе выбора фигурок, создания композиции и ее обсуждения человек выносит вовне, делает видимым и осязаемым тонкий мир чувств — и оказывается, что о самых невыразимых вещах можно говорить, с ними можно иметь дело, и они становятся более понятными, выносимыми, что-то сдвигается, и появляется новая перспектива. Мы словно сами в себе обнаруживаем целительную силу, которая способна нам помочь, ответить на наш запрос и облегчить нашу боль.

В начале ноября 2014 года в Москву с лекцией приезжал действующий президент Международного общества Сэндплей-терапии (ISST) доктор Александр Эстерхайзен. Приведем несколько его высказываний об этом методе:

«Сегодня многие используют в психологической работе песочницы и фигурки и называют это песочной терапией. Наше Международное общество песочной терапии (ISST) отличается тем, что мы используем метод, основанный на работе Доры Калфф и Карла Юнга, то есть мы работаем с бессознательным. … Если практиковать Сэндплей и для того, чтобы его практиковать, мы должны научиться понимать язык бессознательного и то, как оно проявляет себя в песочных композициях».

«Этот вид терапии отличается от терапии разговорной. Разговоры подразумевают работу той части мозга, которая отвечает за рациональное мышление и использование слов. Работа же с песком, игра и образы – это другая часть нас. Мы всегда представляем собой нечто большее, чем мы осознанно считаем. Это похоже на многие жизненные ситуации, в которых мы иногда оказываемся. Некоторые вещи очень трудно выразить в словах. Сэндплей помогает нам почувствовать другую сторону себя и выразить, осознать и проработать и наши сильные стороны, и трудности в совершенно ином ракурсе. Полезно сделать серию песочных композиций, чтобы основные мотивы стали очевидными».

«Я впервые столкнулся с песочной терапией в конце 1970-х годов, когда был студентом-медиком в Кейп-Тауне. К тому времени у меня уже был интерес к Юнгу и работе со сновидениями. Сесил Берни (который работал с Дорой Калфф и был вместе с ней одним из основателей Международного общества песочных терапевтов – ISST) приехал к нам из США и провел воркшоп, в котором представил Сэндплей-путешествие одного молодого человека. Это меня очень вдохновило и подвигло на собственное путешествие, в котором я мог использовать мощное средство для исследования моего внутреннего мира – и его соотношение с моим внешним миром… Впоследствии я получил квалификацию песочного терапевта и стал обучающим членом ISST. Мне привелось сопровождать много людей в своей стране и по всему миру в их собственном личном путешествии за открытиями в более полном узнавании себя, за исцелением и ростом».

«Сэндплей — это сопровождение человека в его «путешествии за открытиями», в узнавании себя и своего внутреннего и внешнего мира, — то, что делает песочный терапевт и что делает для людей песочная терапия. Мы будем рады, если заинтересовали вас этим методом, и вы захотите прикоснуться к этой вдохновляющей возможности открытий».

Как выглядит работа методом Сэндплей?

Для классической юнгианской песочной терапии в кабинете психолога присутствуют песочницы — деревянные или пластиковые лотки с песком. Лотки обычно прямоугольной формы, их размер (50 х 70 х 10) примерно соответствует размерам поля зрения человека — чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду в соответствии с фантазией клиента. Если разгрести песок, голубое дно играет роль озера, моря или реки. В игре может использоваться и реальная вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить из него любые формы. Кроме того, для создания песочной картины используются миниатюры — небольшие фигурки, коллекция которых как правило состоит из нескольких сотен единиц и включает в себя по максимуму все, что есть в нашем мире — реальном и воображаемом. Это люди разных эпох, культур и возрастов, животные — реальные и воображаемые, сказочные и мифические существа (ведьмы, драконы и т.п.), предметы человеческой культуры (дома, мебель, транспорт, посуда и т.д.) и природные материалы и объекты (камни, шишки, ракушки, ветки). Фигурки сделаны из разных материалов (дерево, металл, пластик, стекло), в разных стилях, имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы наших душевных образов. Они служат материалом, посредниками, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.

когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть фото когда начали использовать песок в психологической практике. Смотреть картинку когда начали использовать песок в психологической практике. Картинка про когда начали использовать песок в психологической практике. Фото когда начали использовать песок в психологической практике

Бывает и так, что нет определенной идеи — о чем именно говорить с психологом на очередной встрече. Это моменты утомления, печали, скуки или некоего внутреннего сопротивления, — тогда песочница помогает и успокоиться, и заменить слова, и выразить все эти неприятные ощущения без принуждения, притворства и наклеивания ярлыков. Конечно, бесценна помощь Сэндплея для того, чтобы иметь дело с травматическим опытом — таким, который воспринимается как очень разрушительный, болезненный, невыносимый, такой, что о нем нельзя запросто поговорить. Песочница дает возможность прикасаться к таким переживаниям невербально, без слов, — не вторгаясь, не раня, а лишь обозначая связь с этим опытом, создавая возможность включить его в целостный контекст своей жизни самым бережным, утешающим и уважительным образом. Это как раз тот случай, когда важен не какой-то там определенный результат, а сам факт прикосновения к этим чувствам, возможность просто побыть с ними и таким образом вернуть жизнь в запустелые, давно позабытые пространства.

В юнгианском подходе не дается никакой инструкции, что и как делать в песочнице. Вы сами выбираете момент, когда вам хочется «пойти в песочницу», потрогать песок, подобрать фигурки, сделать композицию, что-то прокомментировать или поговорить о чем-то ином, что родилось в процессе игры с песком. Не обязательно делать песочную картину на каждой встрече с психологом, пусть это происходит тогда, когда вы сами этого захотите, почувствуете потребность или надежду на некое открытие или поддержку в такой форме.

В не-юнгианских подходах практикуется использование разных упражнений, игр, фокусировка на отдельном изолированном вопросе (теме, проблеме, отношениях с одним конкретным человеком и т.д.), инструкции («выберите фигурку, похожую на вашего мужа»). Также можно встретить варианты работы с песочницей в группе, с супружеской парой или семьей в целом. В версии, близкой к арт-терапии акцент делается на творческом самовыражении клиента без глубокого осмысления конкретных картин. В детской терапии возможны игры и упражнения для пары «ребенок и родитель». Иногда песочная картина используется как подсобный материал в игровой терапии, в сочинении сказок и историй с участием игрушек и песка. Выбор того, как именно, в каком подходе использовать песочную терапию, делает для себя психолог (от этого зависит обучение, которое он проходит), и клиент может выбирать специалиста в соответствии со своими пожеланиями.

Песочная терапия vs анализ сновидений

Оба метода в классическом варианте имеют единый фундамент — юнгианский метод анализа, то есть внимание к символизму образов, сообщающих о бессознательных процессах, а также представление о целенаправленности (а не причинной обусловленности) психической деятельности. И там, и там мы присматриваемся к образам и пытаемся понять, что именно они нам сообщают. Значение имеют не столько общие значения образов (иначе можно было бы обойтись сонником), сколько их сочетание с личным, индивидуальным их смыслом для автора (сновидца или создателя песочной композиции).
В отличие от довольно похожей работы со сновидениями, опыт песочной терапии — это опыт, который вы разделяете с вашим психологом непосредственно. Вы не пересказываете сновидение, которое увидели ранее, а как бы создаете его прямо на сессии с психологом, и он также может видеть этот процесс и результат своими глазами, разделить с вами ваше переживание — а значит и получает возможность более эффективно помочь вам в понимании того, что творится в вашей душе.
Впрочем, интересно сочетание методов — анализа сновидений и песочной терапии. Например, некоторые сложные (содержательно или эмоционально) сновидения можно попробовать пересказать языком Сэндплея, сделать что-то вроде экранизации или постановки сновидения на сцене песочницы, где роли персонажей и объектов сна выполнят фигурки из коллекции. Так образы, всплывшие из бессознательного в сновидении, получают возможность сделать еще один шаг к сознанию и быть еще лучше понятыми, дать ответы на актуальные вопросы повестки дня.

В любом случае песочные композиции, как и сновидения, важно рассматривать в серии (последовательности) и в контексте других содержаний терапии/анализа (текущие события, воспоминания, мысли о будущем, происходящее в отношениях с близкими людьми, соматические состояния и расстройства и т.д.). Так что сновидения и песочные картины прекрасно дополняют друг друга, помогая видеть разные грани одних предметов, и таким образом выступают своеобразными опорами, материалом, субстратом, в котором реализуется движение психического процесса к разрешению трудностей и к очередным целям развития.

Символическое понимание песочных композиций

Метод Сэндплей основан на методе аналитической психологии Карла Густава Юнга и опыте работы Доры Калфф, впервые соединившей песочную игру с юнгианскими идеями. Поэтому все, что можно прочитать о юнгианском анализе, полностью относится к методу песочной терапии. Вкратце ключевые составляющие юнгианского фундамента:
— признание того, что у человека есть не только осознаваемая, но и неосознаваемая область психики;
— бессознательная область психики имеет уровни — индивидуальный и коллективный;
— индивидуальное бессознательное — это то, что есть в индивидуальном опыте человека, но по разным причинам недоступно его сознанию (сюда относится и все, что Фрейд считал подцензурными, вытесненными недопустимыми желаниями, но не только),
— коллективное бессознательное (или объективная психика) — уровень, общий для всех людей, что-то вроде всечеловеческой общекультурной матрицы, которая (и в этом отличие от фрейдистского подхода) не просто является скопищем отброшенных содержаний, а сама порождает различные переживания, образы, смыслы (их самые общие единицы называют архетипами), оно выражается не в индивидуальных, а в коллективных образах — тех, что мы встречаем в мифах, сказках, фильмах, социальных фигурах.
— состояния/содержания из бессознательного не в прямом виде доходят до сознания, а в виде образов — таких форм, которые сознание умеет понимать и перерабатывать; с этими образами мы и имеем дело в сновидениях и песочных картинах, а также в соматических симптомах и т.д..
— в отличие от фрейдовского подхода («где было Оно, будет Я») сознание не должно и не может заменить или захватить бессознательное, скорее между ними в процессе анализа устанавливается живая образная и энергетическая связь, бессознательное подпитывает наше сознание, помогая понимать себя и получать энергию для деятельности,
— психика действует по принципу не «стимул — реакция» и не «причина — следствие» (это формулы, удобные для сознания), а по принципу «цель — и энергия, текущая в направлении к ней» (телеологический, целевой, финалистский подход, противоположный каузальному, причинному), и психическая энергия составляет этот живой поток нашей душевной жизни.

Конкретнее о Сэндплей в настоящее время литературы на русском языке мало, в переводе находятся несколько книг. Советуем прочитать такие статьи:

* Песочная терапия (статья в Википедии)
* Песочная терапия. Когда Ребенок спасет Взрослого. Обращение к архетипу Ребенка. Виктория Андреева
* Аналитическая игра в песок (сэндплэй) — дверь в королевство детства. Анна Скавитина

Также можно рекомендовать следующие публикации, часть которых относится к не-юнгианским подходам:

Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ „РОН“», В. Секачев, 2001. — 329 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.

Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.

Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

Имеет смысл ориентироваться на список литературы, рекомендуемый ISST (Международным обществом Сэндплей-терапии) для обучающихся песочных терапевтов (русский перевод Регламента работы со списком литературы в конце):

Основная:
К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. В особенности глава 5: встреча с бессознательным.
К.Г. Юнг. Человек и его символы.
Энтони Стивенс. Короткое введение в работы Юнга. Anthony Stevens: A very Short introduction to Jung.
Верена Каст. Динамика символов. Verena Kast: The Dynamics of Symbols.
Верена Каст. Основы юнгианской психологии. Verena Kast: Fundamentals of Jungian Psychotherapy.

Дополнительная:
Эстер Хардинг. Я и не-Я. Esther Harding: the I and the not – I.
Иоланда Якоби. Комплекс, символ и архетип. I. Jacobi: Complex, Symbol and Archetype.
Эмма Юнг. Анимус и Анима. Emma Jung: Animus and Anima.
Эдвард Уитмонт. Символическое приключение. Edward Whitmont: The Symbolic Quest.

Для углубленного изучения: (ключевые работы К.Г. Юнга для метода Сэндплей-терапии)
— Воспоминания, сновидения, размышления. Memories, Dreams and Reflections.
— Человек и его символы. Man and his Symbols.
— Трансцендентная функция. Собрание сочинений, т. 8, параграфы 131 – 193. The transcendent function. Collected works (CW) 8, paragraph 131 to 193.
— Процесс индивидуации. Собрание сочинений, т. 9(i). The Individuation Process CW 9(i).
— О психической энергии. Собрание сочинений, т. 8, пар. 1 – 130. On Psychic Energy CW 8 paragraph 1-130.
— Обзор теории комплексов. Собрание сочинений, т.8, пар. 194 – 219. A Review of the Complex Theory CW 8 paragraph 194 – 219.
— Тавистокские лекции. Собрание сочинений, т.18, пар. 1 – 415. The Tavistock lectures CW 18 paragraph 1 – 415.
— Психология и алхимия. Собрание сочинений, т.12, особенно с. 274: медитация и воображение. Psychology and Alchemy CW12 esp page 274: meditation and imagination.
— Отношения между эго и бессознательным. Собрание сочинений, т.7, пар. 202 – 373. The relation between the ego and the unconscious CW 7, paragraph 202 – 373.
— Психология переноса. Собрание сочинений, т.16. The Psychology of Transference CW 16.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *