когда нас спасет бог
Кто спасет – Бог или диавол?
Беседа о трех искушениях Христа в человеческой жизни. Часть 2
Важно, что я буду делать с тем, что дал мне Бог, потому что так устанавливается диалог, связь с Ним. И я становлюсь богообразным, богочеловеком и не умру вовеки. Святые живут вовек и являются людям. Они – истинные чада Божии, истинные люди. Поэтому евангелист продолжает:
«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4: 5–7).
Он показал Ему не только царства, существовавшие на тот момент, но и будущие, и говорит:
– Хочешь мирового и диахроничного [1] царства? Чтобы Ты стал вечным и всемирным диктатором?
Диавол сегодня, конечно же, «электронный», ему очень нравятся чипы, компьютеры и т.п., и он со всем этим работает. Другого способа добиться своего у него нет. И мы сами будем работать на эту цель с помощью, по совету и под руководством диавола. Мы к этому идем.
Сегодня мы все «исповедуемся» (на весь мир). У меня нет хотя бы Фейсбука, ну а те, кто рассказывает о себе в интернете, у кого есть Фейсбук и т.п., они сообщают друг другу всё. Войдите ненадолго в YouTube. В следующий раз, когда войдете в него, он покажет вам всё, что вы смотрели в прошлый раз, потому что он узнаёт вас, он прекрасно знает, кто вы такой. И смотрит на нас через камеру, не так ли? Ой, как же здорово, как это круто!
Но эта прозрачность готовит нам нечто очень мрачное и жуткое. И если мы не чувствуем этого в атмосфере, то это потому, что спим, мы «хорошо проводим время». «А почему бы нам не провести хорошо время?»
«…И я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4: 6–7).
– Как только поклонишься мне, всё это станет Твоим! Я помогу Тебе на тысячи лет быть абсолютным тираном над этим жалким и трусливым созданием – человеком. Он и хочет-то в основном одного: поесть да пару-тройку удовольствий, вот и всё, чего он хочет. А Ты как думал, что такое человек?
У диавола ничтожное понятие о человеке, крайне ничтожное понятие. А у Бога понятие о человеке чрезвычайно великое. У диавола ничтожное понятие потому, что он ненавидит человека, завидует ему, видит, что Бог покровительствует ему, и жутко завидует.
И вы видите, что Христос не ставит под сомнение слова диавола, не говорит ему: «Ну да! Так Я тебе и поверил», – Он словно говорит: «Я знаю, что всё твое. Но тебе не поклонюсь, потому что “написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи” (Лк. 4: 8)».
– Одному Богу Я поклонюсь, а не тебе. Власти Бога, представляющей собой диаконию и любовь, а не твоей власти, основанной на превращении другого в жертву. Божией власти, которая является самопожертвованием. Его царство и Его власть – это другое. И это другое Меня интересует.
Диавол тут терпит поражение, но, невзирая на всё, продолжает свое дело.
«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11).
Это самое тонкое и самое тяжелое из всех искушений. Искушения идут по нарастающей. Диавол думает, что Христос – это обычный человек, и обыгрывает немощь человеческой природы:
– Ты не можешь быть полностью уверенным, что Ты Сын Божий! Но я помогу Тебе узнать это! Прыгни вниз! И если Ты Сын Божий, то «на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Он пошлет Тебе ангелов, коли уж Ты такой избранный.
Какое страшное, какое тяжелое искушение! Знаете, как тяжело это искушение? Оно связано и с понятием магии. Что такое магия? Ты употребляешь имя Божие и добиваешься того, чего хочешь.
Это верх искушений:
– Если хочешь убедиться, что Ты – Избранник Божий, попробуй, проверь это!
Диавол, конечно же, хочет сказать, что «если ангел Тебя не поймает, когда прыгнешь, я поймаю Тебя!» – он этого здесь не говорит, но подразумевает. Не говорит Ему: «Прыгни, чтобы разбиться!» – а говорит:
– Не я ли привел Тебя сюда? Я поймаю Тебя! Не бойся! А ну-ка давай посмотрим, поймает ли Тебя Бог? Или Ты упадешь в мои объятия, и окажется, что я и есть тот, кто Тебя знает и любит. И я знаю, чего Ты хочешь, – я, я!
Понимаете, какое это страшное искушение?
– Ты не разобьешься, я Тебя поймаю. Ты упадешь в мои объятия, и потом я Тебе покажу всё. Я знаю!
Диавол постоянно говорит Ему это «я знаю». Это ад.
– Я знаю, каков человек, знаю, чего он хочет. Прыгай давай! Тебе не стыдно бояться?
Христос отвечает выражением, которого мы не ожидаем. Он не говорит ему: «Я знаю, что Я Сын Божий, и не нуждаюсь в том, чтобы ты показывал Мне это». Мы ведь этого ждали, по крайней мере я. Чтобы Он сказал: «Ну что, дружок, а здесь ты обознался». Так Он естественным образом открыл бы, Кто Он, но Он не хочет этого открывать. Почему? Если бы Он открыл, Кто Он, то диавол никогда больше не подошел бы к Нему. И не распял бы Его, а держался бы от Него подальше. Но Христос и здесь ставит ему подножку и говорит:
«Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12).
И тем самым дает и нам совет: не искушай Бога. Одно дело – чтобы Бог тебя спас, когда ты в опасности, и другое – ввести Его в искушение. Как говорят некоторые: «Я сделаю одно, другое, третье, а потом покаюсь!» Вот искушение, в которое ты вводишь Бога. «Бог есть любовь, не так ли? А я слабый человек. Поэтому сделаю всё это, а в конце покаюсь! И внесу пожертвование на какой-нибудь храм!»
Думаешь так: «Сделаю то, другое, третье – а потом покаюсь». Это искушение, в которое ты вводишь Бога!
Ни пожертвование ты не успеешь внести, ни покаяться: Бог в искушение не входит. Одно дело, когда человек падает, причем подвизаясь. Есть падения, которые Бог вменяет в святость, потому что им предшествовала борьба. И другое дело – сказать: «Смотри, я причиню другим боль, а в конце Он меня спасет!» Спасет, но только не Бог, а другой тебя «спасет», и это «спасение» будет страшным.
У диавола нет доброты, всех, кто на него работает, он потом уничтожает. Знайте это. У всех, кто занимался такими делами, магией, конец был очень плохим. У всех, кто работает с заповедями диавола. У него ведь тоже есть свои заповеди, только противоположные Христовым. Возьмите Нагорную проповедь, переверните ее – это и будут заповеди диавола.
Это великие искушения человечества. Сюда, в это падение, входит многое:
– Оставайся пьяницей, в конце ты спасешься! Соверши прелюбодеяние раз 10–12 – мы же современные люди! Бог тебя спасет. Укради, потому что сегодня все делают так, и Бог спасет тебя от тюрьмы. Клевещи, разрушай, соверши свое удовольствие, и Бог тебя спасет!
Но, конечно же, никто не спасается, знайте это: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7), над Богом невозможно насмеяться. Его любовь необъятна, но Он не позволяет, чтобы эту любовь унижали. Потому что любовь бывает унижена, когда мы над ней смеемся. Бог может принять человеческую немощь, затруднение, падение. Он проявляет снисхождение, когда человек чего-то не понимает, но никогда не принимает наглости: «Я буду совершать грехи, а Ты за мной будешь всё исправлять».
«И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4: 13).
До времени. Диавол потерпел свое первое крупное поражение. Он больше не сможет искушать Его внутренне, только внешне: он настроит людей против Него. Как это и произошло. Сначала диавол старается искусить нас. А когда не добивается своего, настраивает против нас людей. Но это уже более легкие искушения. Тяжелые искушения – это три первых, когда человек внутренне прогибается и реально включается в игру, более или менее пагубную для него. А это уже вторая фаза искушения.
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк. 4: 14–15).
Это первый, «счастливый» период Христа – Его прославляют все. Почему? Потому что Святой Дух свидетельствует о Нем и диавол с Ним не воюет. Диавол в этот момент собирает «резервы», чтобы начать новую войну, но сейчас Христос победил, и Святой Дух прославляет Его – уже с первого момента.
Все идут ко Христу – нечто такое, чего человечество буквально никогда не видело. Потому что, как мы сказали, Он говорит как власть имущий, а не как учители и книжники. Он Сам – Истина и говорит как Истина, это говорит Сама Истина. Так что Он пользуется огромной славой, но это продлится недолго из-за второго вмешательства диавола, который настроит людей против Него.
Хочу подчеркнуть, что эти искушения касаются каждого человека. У каждого бывает искушение едой – не потребность в еде, а искушение едой. Потребность – это естественно, а искушение – нет. Мы таким образом испытываемся. Когда у нас есть пропитание, нам этого достаточно. А если появляется излишек – это уже проблема. Знайте это. Потому что есть люди, которые незаслуженно страдают из-за нехватки еды. Деньги, которые у тебя есть в избытке, ты их кому-то должен. То, что я говорю, сурово. Но это правда. Ну ладно, не все их должен, но какую-то часть.
Как-то один человек сказал мне:
– Мы хотели бы сделать что-нибудь духовное для молодежи.
Хочешь сделать что-нибудь духовное? Подай милостыню!
Я абсолютно уверен, что милостыня дает великое дерзновение пред Богом. Бог хранит милостивого и его близких как зеницу ока. Скажем, у тебя есть 50 тысяч евро, и ты говоришь: «Я держу их для своего ребенка». Это естественное состояние, так поступают и лисы, и куницы, и медведицы, но Бог от тебя ждет другого. Чего же Он ждет? Чтобы ты увидел детеныша ближнего, как он бьется, трудится, прилагая неимоверные усилия, и сказал ему:
– Иди сюда! Вот тебе небольшая помощь сейчас, когда ты женишься! Возьми! Из моих 50 тысяч я отдаю тебе 15–20!
И тогда посмотришь, что сделает Бог с твоим ребенком. Мы видим это каждый день, потому что Бог жив. Особенно в такие тяжелые времена, как наше.
Но только человек держит всё для себя, а потом заболевает и отдает 10 тысяч на врачей. А если бы отдал эти 10 тысяч раньше, то не заболел бы. Это так же просто, как я сейчас говорю. Бог о нем позаботился бы.
Это говорили все великие духовники, которых мы знали.
Как-то один врач пришел к отцу Епифанию (Феодоропулосу) и признался, что крадет лекарства. Старец сказал ему:
– Знай, что, если будешь продолжать делать это, отдашь их на лечение собственных детей. Так что остерегись!
Но он его не послушал, и действительно так и вышло.
Сегодня люди страдают оттого, что сами поддаются искушениям. Мне рассказали об одной супружеской паре из Салоник. Поехали они в Швейцарию на Рождество Христово. У них водятся деньги, и они за 5 дней потратили 20 тысяч евро. А как можно потратить 20 тысяч за 5 дней? Если только швырять их направо и налево, приговаривая: «Возьми! Возьми!»
И вот вернулись они домой и отправились к моему знакомому врачу-психиатру, оба на пределе от бесконечных ссор и вот-вот готовые развестись. И сейчас у них идет бракоразводный процесс. А если бы поехали в Швейцарию и вместо того, чтобы тратить 20, потратили бы 10 тысяч, а оставшиеся 10 раздали бы своим сотрудникам, которые работают за 400 евро в месяц, то Бог послал бы им сугубую благодать, укрепил бы их брак, жизнь. Понимаете?
Не сравнивай себя с другими. У тебя перед глазами есть Бог, и этого достаточно
Вы видите здесь искушение властью, потому что власть по существу – это боль и огромная ответственность. Не правда ли? Власть – это несение долга, а не только «я загребаю себе и наслаждаюсь».
Сегодня люди по горло увязли в искушении властью. Помню случай, и таких много. У дочери одной женщины появились нормальные отношения, она влюбилась в молодого мужчину на 10 лет старше себя. Ей 20, ему 30. Но мать воспротивилась тому, чтобы этот брак состоялся, потому что, видите ли, зять оказался слишком взрослым. Я тоже был некоторым образом замешан в это. И сказал родителям:
– Он же молод! Для Бога эта разница очень хороша.
Но они сделали всё, чтобы разлучить их. А результат? Сейчас этой женщине 40, и она живет с 20-летним парнем (как же иногда устраивает Бог!), у которого большие проблемы со здоровьем. Продолжать дальше эти отношения невозможно, но они, несмотря на всё, живут вместе.
Беда в том, что ты своей волей вводишь Бога в искушение. Поэтому мы и говорим о послушании. Послушание – это великое дело, оно избавляет от многого. Иногда мы сразу этого не видим, только со временем. И тогда поражаемся благодати, имеющейся у послушания.
Своей волей ты вводишь Бога в искушение. Поэтому мы и говорим о послушании
Для этого надо просто пойти к духовнику и спросить: «А что мне делать по такому-то вопросу?» – не потому, что духовник непременно обладает прозорливостью, а потому, что то, что ты сделаешь, будет богоугодным, угодным Христу, Который оказывал послушание всю жизнь. Бог просвещает духовника, он говорит тебе несколько слов, ты их исполняешь и спустя годы сможешь сказать: «Ах, как же я избавился от той беды!» Это так. Потому что ты делаешь вот этот жест (берешь благословение). В противном случае ты искушаешь Бога и говоришь: «Я сам всё знаю! А Ты мне помоги!» Но как же ты одновременно и знаешь, и хочешь помощи?
Мне надо ограничивать свои нарциссические и себялюбивые желания. Всякое желание себялюбиво по своей сути. А в послушании я доверяюсь другому человеку – духовнику. Не потому, чтобы другой был во что бы то ни стало святым, это очень тонкий момент, это совсем необязательно, а потому, что это – мое движение.
В «Добротолюбии» в одном месте говорится, что кто исповедуется, тот получает ответ в Святом Духе по своей вере, а не по тому, что непременно знал духовник. И все, кто контактирует с такими людьми, знают, что это правда. Важно не вводить Бога в искушение – это нам не на пользу. Если не было на пользу Христу, то неужели будет на пользу нам?
Все ли люди будут спасены Богом согласно Библии?
Правда, что все люди будут спасены Богом, если нет, то кто? Как христиане должны реагировать, когда люди говорят, что Иисус Христос умер за наши прошлые, настоящие и будущие грехи, и поэтому в любом случае будут спасены все люди. Такие выводы полностью упускают покаяние и кажется, что спасение даруется без особых усилий. Если можно, короткий ответ.
Разве апостол Павел говорит, что Бог спасет все человечество, и особенно тех, кто верит?
Верно слово, и оно достойно быть принятым всеми: мы тяжко трудимся и боремся, ибо надеемся на Бога живого, Спасителя всех людей, и прежде всего тех, кто верует. (1-е Тимофею 4:9,10)
Или он пытается показать Тимофею, что он спасет только действительно верующих (истинных учителей Слова Божьего)? Или что Бог хочет спасти всех людей, но он спасет только тех, кто живет в соответствии с Его словом — Библией?
Правда ли что все люди будут спасены Богом?
Я приведу несколько отрывков из сотен потенциально полезных, чтобы опровергнуть теорию «широкой дороги» спасения (вера в то, что все люди на земле будут спасены):
Старайтесь жить в мире со всеми, старайтесь жить без греха, ибо без святости никто не увидит Господа. (К Евреям 12:14)
И став совершенным, Он превратился в источник вечного спасения для всех, кто Ему послушен. (К Евреям 5:9)
Иисус ответил: «Постарайтесь войти сквозь узкую дверь ведущую на небеса, ибо многие, говорю вам, захотят войти, но не смогут. (От Луки 13:24)
Итак, еще раз подведем итоги:
Иисус часто описывается в Священном Писании как Спаситель мира (например, в Евангелии от Иоанна). Но это означает возможность, а не действительность.
Они сказали той женщине: «Сначала мы уверовали в Иисуса от того, что ты нам рассказала. Теперь же мы верим в Него, потому что сами услышали, и верим, что Этот Человек в самом деле Спаситель мира». (От Иоанна 4:42)
Иисус Христос является спасителем только тех людей, кто готов. Не в природе Бога заставлять других действовать по Своей воле. Когда мы встречаемся с какими-то людьми, мы думаем по-библейски, если мы можем представить, что в один прекрасный день они станут христианами и будут спасены.
1 Тимофею 2:4 также отвечает на Ваш вопрос. Но мы не думаем по-библейски, если считаем, как универсалисты, что все уже спасены или все будет хорошо, в конце концов. Это хороший призыв, но ему не хватает поддержки Писанием.
Это хорошо и угодно Богу, Спасителю нашему, Кто хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. (1-е Тимофею 2:3,4)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей
Приблизительное время чтения: 7 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос: «Как справиться со страхом смерти» (читать письмо).
Мы попросили ответить на это письмо протоиерея Игоря Фомина и постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.
На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Прочитал это письмо, и мне самому стало страшно — страшно за его автора. Видно, что у него есть вера в Бога, он признает Его, но не делает главного — не доверяет Ему. Поэтому начинает со страха, а уходит в неверие. Отсюда и неправильные выводы — он во многом ошибается. И эти ошибки надо разобрать.
Ошибка первая: видеть цель в «устройстве» своей вечной жизни, а не обретении Бога
Это одно из распространенных явлений, когда человек мечтает о своей будущей чудесной жизни в Эдемском саду, а не о дружбе с Богом. Он зацикливается на себе, на страхе за свою будущую жизнь: «попасть в рай» для него — синоним «не попасть в ад». Знаете, у иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие слова: «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай». Вот и я не готов идти в рай, если там не будет Бога.
По-настоящему же стоит бояться потерять с Богом дружбу, лишиться богообщения. Это положительный, «божественный» страх. А страх лишиться комфорта или, наоборот, не обрести его в будущем — греховный. Это страх животный, телесный: быть наказанным, осмеянным, униженным.
Чтобы понять, греховный у тебя страх или «божественный», надо определить его природу. Человек трехсоставен: в нем есть дух, душа и тело. Получается некая пирамида. Все чувства, в том числе и страх, рождаются в средней части человеческого естества — в душе. А вот от того, куда эти чувства будут направлены — в духовную плоскость или в телесную, — будет зависеть и характер страха.
Ошибка вторая: уделять своей греховности чрезмерно большое внимание
Автор неправ и в оценке самого себя. Судить нас может только Господь, а говорить: «Я мерзавец» — значит закрываться от Бога. Многим кажется, что зацикленность на своей греховности — это признак трезвого христианского мышления. Но это совсем не так. Определяя себя как плохого человека, вы накладываете на себя ярлык, с которым смиряетесь. Но Бог не может действовать там, где человек уже решил для себя окончательно, что он плохой.
Скажу больше: за постоянным самоуничижением скрывается самовлюбленность. Да, самолюбие — это не только когда вы не можете оторваться от зеркала — так выглядит первая крайность. Вторая крайность — когда вы тоже не можете оторваться от зеркала, но смотрите и плачете: «Какой я плохой! Я настоящий дурак!» Повторю, нелюбовь к себе — это тоже самолюбие. Везде, где есть «я», — это всегда самолюбие.
Но здесь тоже стоит разобраться с природой слов и поступков, вызванных чувством любви или страха. Если человек любит себя, его действия направлены на телесные удовольствия: как повкуснее поесть, поспать, получше одеться. А если человек духовен, он стремится, чтобы его ближний получше поел, поспал и оделся. В этом отличие любви жертвенной от самовлюбленной.
Так и страх. Если вы идете по улице, видите, как здоровенные балбесы обижают мальчонку и, не думая о том, что вас самого могут покалечить, бросаетесь ему помогать — это страх за другого, страх жертвенный. А страх за себя — это страх самовлюбленный.
Ошибка третья: считать добрые дела билетом в рай
Вы не правы, если думаете, что наша участь зависит от количества добрых дел. Как только вы акцентируете на этом внимание, «добрые» дела становятся предметом бухгалтерского учета. А это уже рыночные отношения: я Тебе добреньких дел набросаю, а Ты мне Царствие Небесное потом дашь.
Мы же свое внимание должны сосредоточить не на добром деле как таковом, а на своем ближнем, ради которого мы можем что-то сделать. Кто-то может даже удивиться, спросить: «Разве я сделал что-то хорошее именно для самого Бога?» Но служение Богу именно в этом — в служении ближнему.
А то есть ведь и те, кто всю жизнь искал Бога и не увидел Его в своем друге. Господь скажет таким: отойдите от Меня, проклятые — Я жаждал, но вы не напоили Меня, когда не сделали это своему ближнему.
Ошибка четвертая: разделять Бога и Церковь
Автор письма самонадеянно считает, что Церковь ему не поможет, а священник не в силах отпустить грехи. Уверенность в том, что Бог прощает, а Церковь нет — от неграмотности, от незнания Священного Писания. Поймите: Сам Бог оставил Церковь в помощь вам! Церковь дает нам укрепление в таинствах и дает путеводителя в лице духовенства.
Все священники через цепочку рукоположений ведут свое преемство от самих апостолов и имеют власть совершать таинство — быть свидетелем отпущения грехов. На это есть прямое указание в Евангелии: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23).
В разрешительной молитве священник действует от лица Бога (что не значит «вместо Него»). И человеку уже здесь, на земле, прощаются грехи, в которых он искренне кается — он получает духовное освобождение от них. А остаются уже не грехи, а их последствия — в том числе и угрызения совести, и «духовные» шрамы.
Но мне трудно представить себе ситуацию, когда человек грешит, чтобы потом каяться. Такое возможно только от неверия, от нелюбви к Богу. Люди, которые думают, что согрешат, а потом покаются, зачастую заканчивают жизни, не успевая этого сделать, скоропостижно. А ведь именно покаяние — одно из условий вхождения в Царствие Небесное.
Ошибка пятая: не верить в то, что Бог тебя простит
Что же нам тогда остаётся? Выполнять Его заповеди, а своей естественной обязанностью сделать стремление быть богоподобными — творить добро. Не рассуждать, сколько добрых дел надо сделать, чтобы попасть в рай, а просто идти и делать по максимуму. А все остальное сделает Господь: ведь Он, видя старание и раскаяние человека, прощает грехи.
Ошибка шестая: бояться ошибаться
Недоверие к Богу вкупе с пониманием ограниченности своих сил рождает боязливость. В результате вы и сами справиться ни с чем не можете, и Богу не даете помочь — это закрывает все пути решения ваших проблем, приводит к изнеможению и унынию.
У верующего человека нет этой боязливости, которая приводит в тупик, но есть другой страх — страх совершить ошибку и остаться без Бога. Но нам не запрещено ошибаться. Вспомните апостола Павла: будучи Савлом, он гнал христиан и верил, что этим служит Богу. Господь, видя его искренность, развернул его на сто восемьдесят градусов — и из гонителя Христа Павел стал одним из самых великих Его проповедников.
Так и нам нужно уповать и верить, что Господь всегда с нами и никогда нас не оставит: направит на нужный путь, если мы ошибемся.
Вместо заключения: рецепт победы над страхом
У апостола Иоанна Богослова есть такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4:18). Нам надо руководствоваться этим принципом — побеждать страх любовью.
Читайте также ответ психолога Александра Ткаченко Божьи дети на грани нервного срыва
Уверенность в спасении: Как мне узнать, что я спасён?
Даже будучи христианами, теми, кто поверил в Господа Иисуса и принял Его как своего Спасителя, временами мы можем задаваться вопросом: «Как мне узнать, что я спасён?» Иногда мы чувствуем уверенность в нашем спасении, иногда у нас нет такой уверенности.
Когда мы так колеблемся между уверенностью и сомнениями, нам трудно развиваться в нашей христианской жизни. У нас не должно быть сомнений, и для полной уверенности в спасении Бог даёт нам три верных способа, которые мы обсуждаем в этой статье.
1. Так говорит Библия
Первый способ, посредством которого мы узнаём, что мы спасены, заключается в том, что так говорит Библия. Мы должны осознавать, что Библия не является обычной книгой, это говорение Самого живого Бога. И Бог не лжёт, поэтому мы можем всецело доверять Его слову и полагаться на него.
В Первом послании Иоанна 3:15 сказано:
Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего.
Этот стих показывает, что Бог не хочет, чтобы у нас была неуверенность в отношении нашего спасения. У нас есть нечто записанное — Слово Божье, – посредством которого мы можем знать, что мы действительно спасены. Посредством Своего записанного Слова Бог хочет заверить нас в нашем спасении.
В Восстановительном Переводе Нового Завета в примечании 1 к этому стиху говорится об уверенности в спасении, которую мы получаем:
Записанные слова Писаний являются для верующих, которые верят в имя Сына Божьего, заверением в том, что они имеют вечную жизнь. То, что мы уверовали и тем самым получили вечную жизнь, — это факт; слова Святых Писаний представляют собой заверение этого факта — они являются документом, удостоверяющим наше вечное спасение. Благодаря им мы приобретаем уверенность и имеем залог того, что если мы верим в имя Сына Божьего, то имеем вечную жизнь.
У нас есть залог нашего спасения! Наш залог, «правоустанавливающий документ» нашего вечного спасения — это Слово Божье.
Евангелие от Иоанна 3:16 — это ещё один стих, который заверяет нас в нашем спасении:
Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, а имел вечную жизнь.
Этот стих говорит, что когда мы верим в Иисуса Христа, мы спасены, у нас есть вечная жизнь и мы не погибнем. Мы были спасены, когда мы поверили в Него и приняли Его как нашего Спасителя. Это Божье неизменное и надёжное Слово.
Полагаться на факты в Божьем Слове, противостоящие нашим собственным чувствам и выводам, — это надёжный способ, с помощью которого мы можем быть убеждены в том, что мы действительно спасены.
2. Святой Дух свидетельствует с нашим духом
Ещё один способ удостовериться в том, что мы спасены, — знать об этом через Духа. Бог дал нам два чудесных дара: Библию, которая является чем-то вне нас, и Его Духа, который внутри нас. Они свидетельствуют о том, что когда мы верим в Иисуса, мы спасены навечно.
Когда мы родились свыше через веру в Иисуса, Дух вошёл в наш дух, чтобы жить в нас вечно. Послание к римлянам 8:16 ясно говорит об этих двух духах:
Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи.
Святой Дух глубоко внутри нас, в нашем духе, свидетельствует о том, что мы истинно спасены. Даже если мы сомневаемся в этом и говорим: «Я не думаю, что я дитя Божье», Дух внутри нас свидетельствует о том, что мы являемся детьми Божьими.
Одна из причин, по которой мы не уверены в нашем спасении, возможно, заключается в том, что мы не знаем, как переживать это свидетельство Святого Духа с нашим духом. Вместо этого мы пытаемся полагаться на наши неустойчивые чувства или на наш сомневающийся разум, чтобы убедить себя в том, что мы спасены. Но ключом к переживанию этого свидетельства Святого Духа является осознание того, что оно находится в нашем духе, который глубже наших эмоций или нашего разума.
Теперь давайте прочитаем Первое послание к коринфянам 12:3: «Никто не может сказать: «Иисус — Господь! » — кроме как в Святом Духе». Примечание 3 к этому стиху объясняет, насколько важно говорить «Иисус — Господь»:
Отсюда видно, что, когда мы с надлежащим духом говорим: «Иисус — Господь!» — мы находимся в Святом Духе. Следовательно, чтобы участвовать в Святом Духе, наслаждаться Им и переживать Его, нужно призывать Господа Иисуса.
Всякий раз, когда мы сомневаемся в нашем спасении, мы можем сказать вслух: «Иисус — Господь!» Провозглашая это, мы находимся в Святом Духе, а не в нашем сомневающемся разуме или изменчивых чувствах, и Дух в нашем духе свидетельствует и заверяет нас в том, что мы, безусловно, дети Божьи.
3. Любовь к нашим братьям в Господе
В дополнение к Слову Божьему и Духу в нас мы можем знать, что мы спасены, потому что у нас есть истинная любовь к нашим собратьям-христианам, даже к тем, кто сильно отличается от нас.
Эта любовь не является чем-то, что было у нас до того, как мы были спасены, и это не то, к чему мы прилагаем усилия после того, как мы были спасены. Это самопроизвольный результат того, что мы получаем Божью жизнь, когда мы возрождаемся.
В 1 Ин. 3:14 апостол Иоанн говорит:
Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев.
Примечание 1 объясняет взаимосвязь жизни и любви в этом стихе:
Эта любовь в нас к нашим братьям в Господе является ещё одним доказательством того, что мы действительно спасены.
Уверенность в спасении — твёрдое основание нашей христианской жизни
Как только мы принимаем Христа как нашего Спасителя, у нас появляются чудесные источники уверенности в нашем спасении: в записанном слове — Библии, в Духе, свидетельствующем с нашим духом, и в любви к нашим братьям в Господе. Благодарение Богу, что мы можем с уверенностью знать, что мы спасены навечно и что мы поистине Божьи дети! С этой уверенностью, как нашим твёрдым основанием, мы можем жить радостной христианской жизнью, продолжать переживать Христа и расти в Нём.
Перевод с английского статьи сайта “Библии для Америки”. Используется с разрешения.
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».