когда нужно причаститься после крещения
Как и когда проходит обряд причастия после крещения ребенка, обязательно ли
Многие родители задаются вопросом: действительно ли необходимо совершать обряд причастия после крещения ребенка. Православное учение утверждает, что в процессе совершения таинства Крещения человек обретает членство церкви Христовой. Чтобы с достоинством нести полученное христианское звание нужно участвовать в церковных Литургиях и осуществлении таинств, к которым относится Причастие.
Общая информация о таинстве причастия
Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни. Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом. Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.
После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.
При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.
Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.
Как готовятся к причащению взрослые
Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения. Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни. Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.
В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:
Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.
При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.
Исповедь
Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.
Молитва
Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.
Говение взрослого после крестин
Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.
Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:
Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.
Как проводится обряд в церкви
Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.
При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:
В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.
Подготовка ребенка к причастию
Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.
Груднички
Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих. Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию. В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.
Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки. Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться. Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.
С 3-летнего возраста
В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда. Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания. Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.
Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.
Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:
Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.
После 7 лет
Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.
Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.
Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться
В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.
Первое Причастие
Первое Причастие ребенка или взрослого после Крещения
По принятым правилам Причастие младенцев и новокрещеных взрослых после крещения проводится на второй день. Ведь Крещение совершается обычно после Литургии, поэтому придется прийти в храм еще раз – в ближайший день или ближайшее воскреснике, если в вашем храме службы нечасты. Откладывать Причастие на более поздний срок не рекомендуется – ведь Причастие является соединением с Самим Богом, это праздник, который нельзя пропустить.
Для ребенка и вашей семьи можно устроить двойной праздник – Крещения и Причастия.
Смысл Причащения в церкви
Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого – благодарение) – главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника – каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.
Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии – Таинстве Причастия – заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.
Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно – апостол Иоанн Богослов.
Самая сильная молитва – это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.
Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога, становясь с Ним едиными.
Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии – подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн – Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.
Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их – соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.
Кому нужно исповедоваться
Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди – ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок – большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.
Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.
Если крестился взрослый человек, он должен соблюсти правила подготовки к Причастию, но исповедоваться после Крещения не нужно, хотя и можно. Крещение смывает все грехи – оно само по себе как Исповедь. Если что-то тяготит вашу совесть, если есть какие-то вопросы, исповедуйтесь.
Говение взрослого
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:
Процесс проведения Таинства Причастия
После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Детей и родителей с младенцами пропустят – они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.
Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам – правую на левую – и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).
До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.
В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.
Подготовка ребенка к Причастию
Детей обычно приносят к самому Причастию – в будни оно начинается примерно через 50 минут или через час после начала Литургии, в праздничные – позже, но тогда больше и людей, возможно, не стоит причинять неудобства и себе, и ребенку, стараясь причастить его в таком многолюдстве.
Грудных младенцев рекомендуется покормить не позже, чем за пару часов до начала Таинства. Дети примерно от 3-5 лет должны не употреблять пищу в течение утра перед причастием. Но нужно смотреть на состояние ребенка. Лучше покушать лили попить, это не будет страшным грехом.
В храме недопустимы громкие разговоры, крики, шум, бег – хотя ребенок и так должен понимать, что он в общественном есте, тем более, что он в Доме Божием – в храме.
Во время Причастия на ребенке и на взрослом, который приносит на руках причащающегося младенца, должен быть надет нательный крест.
Стоит креститься самом, если вы носите ребенка в храм причащаться. Вы должны понимать, что и вам нужно просветиться светом веры, чтобы ясно видеть возможности воспитания малыша. Приходите к помощи Божией, чтобы Сам Господь вас вразумлял.
Старайтесь причащаться вместе с младенцем. Посоветуйтесь со священником – он уточнит, какова ваша мера подготовки и поста перед Причастием, во время говения.
Что делать, если ребенок не хочет причащаться
Дети повзрослее могут боятся причащаться, отказываться идти в храм. Родители должны помочь ребенку понять, что это не наказание, это праздник единения с Самим Богом. Можно посмотреть пособия по Православию, мультфильмы, картинки, порепетировать. В храме покажите ребенку на других спокойных детей, привлеките внимания к добрым и светлым ликам угодников на иконах (можно найти образ Богородицы с Младенцем – Он всегда спокоен и лучезарен, или святых юных мученицы Веры, Надежды, Любови).
Похвалите малыша после Причастия, подарите ему что-то, сделайте ребенку праздник. Лучше, если вы будете участвовать в приходской жизни, общаться со священниками – ребенок будет меньше их бояться.
Отведите ребенка в воскресную школу, в кружки при храме. Здесь образовательный уровень не ниже, а доброе воспитание, которое дают при церкви, трудно переоценить.
Причащение после крещения ребенка
Крещение, Причастие, дети
Перед молодыми родителями часто возникает множество вопросов, связанных с Крещением ребенка. Для одних Крещение – это соблюдение народной традиции и избавление от сглаза. А для других Крещение – одно из Таинств, приближающих человека к Богу. Что такое Таинство Крещения? Как Причастие связано с Крещением? Зачем нужно Причащение после крещения ребенка? Поговорим о смысле Причащения детей.
Что такое Крещение?
Русская Православная Церковь дает следующее определение Таинству Крещения:
«Крещение – это священное действие (таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения. В Крещении человек получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. После Крещения человек становится членом Церкви Христовой. Он берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием. Человек получает возможность участвовать в остальных церковных таинствах, через которые подается благодать, то есть помощь Божия для следования по пути спасения».
Помимо Крещения, к основным Таинствам Церкви также относятся: Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Крещение – дверь в Церковь
Через Таинство Крещения человек становится членом Церкви Христовой. Это первое Таинство, с которого начинается духовная жизнь христианина. В беседе с Никодимом Иисус Христос открывает важность Крещения:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3–6).
Протоиерей Серафим Слободской в книге «Закон Божий» указывает на то, что Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос, крестившись у Иоанна Крестителя в реке Иордан. Своим ученикам Он заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), тем самым призвал апостолов крестить людей, уверовавших в Него.
Как Причастие связано с Крещением?
Евхари́стия, Причащение (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность») — центральное Таинство христианства. В нем человек принимает под видом хлеба и вина Тело и Кровь Иисуса Христа. Тем самым верующие не только символически, но и фактически соединяются с Богом.
Христос обращается к нам:
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:53–56).
Православный христианин не может называться таковым, если не участвует в полноте церковной жизни. Следующим шагом после Крещения является регулярное участие в богослужениях. И как венец духовной жизни – Приобщение Святым Христовым Тайнам.
Преподобный Амфилохий (Макрис) говорил приходящим к нему:
«Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой — мир, третий — дух верности и четвертый — неизреченное сострадание ко всему».
Причащение детей: в чем смысл?
Причащение ребенка – это неотъемлемая часть духовного пути, важная составляющая в нравственном воспитании его как христианина. На страницах Евангелия мы читаем, что Господь не запрещает детям быть рядом с Собой. Более того, Он призывает взрослых приобщать детей к познанию Бога:
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Таким образом, приступая к Таинству Причащения, ребенок становится наследником Царства Небесного.
Святитель Киприан Карфагенский призывает приступать к Чаше для спасения души:
«Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное».
Причащение после крещения ребенка
В настоящее время первое Причастие ребенка после Крещения происходит по окончанию Таинства Крещения или в ближайшие дни. Однако родителям и крестным следует причащать ребенка Святых Христовых Тайн как можно чаще (раз в неделю или раз в месяц). Причащение после Крещения ребенка не должно быть первым и последним. Причащаться следует как минимум раз в неделю по воскресеньям. Очень хорошо, когда вся семья приступает к Святой Чаше, становясь единым целым в Боге. Святитель Феофан Затворник говорит: «Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо».
Подготовка взрослых и детей к Причащению
Детям до семи лет особой подготовки к Таинству Причастия не требуется. Однако родителям и крестным следует рассказывать о том, что происходит в храме, о смысле Причащения. Тем самым необходимо знакомить его с православным вероучением. Младенцы могут приступать к Чаше после еды, тогда как взрослые причащаются натощак.
Общая подготовка взрослых состоит из личного покаяния (исповеди), поста, чтения специальных молитв (Последования ко Святому Причащению), участия в богослужениях (Всенощное бдение и Литургия). Однако надо помнить, что выбор и объем подготовительных действий для каждого человека свой. Правильнее всего его определять с духовником (священником, который знает вас, у которого вы исповедуетесь).
Некоторые молитвы перед Святым Причащением
Молитва святого Иоанна Дамаскина
Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, еди́не име́яй власть челове́ком оставля́ти грехи́, я́ко благ и Человеколю́бец пре́зри моя́ вся в ве́дении и не в ве́дении прегреше́ния, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися Боже́ственных, и пресла́вных, и пречи́стых, и животворя́щих Твои́х Та́ин, не в тя́жесть, ни в му́ку, ни в приложе́ние грехо́в, но во очище́ние, и освяще́ние, и обруче́ние бу́дущаго Живота и ца́рствия, в сте́ну и по́мощь, и в возраже́ние сопроти́вных, во истребле́ние мно́гих мои́х согреше́ний. Ты бо еси́ Бог ми́лости, и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м, и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святого Иоанна Златоустого
Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, прише́дый в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз. Еще́ ве́рую, я́ко сие́ е́сть са́мое пречи́стое Те́ло Твое́, и сия́ е́сть са́мая честна́я Кровь Твоя́. Молю́ся у́бо Тебе́: поми́луй мя, и прости́ ми прегреше́ния моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением, и сподо́би мя неосужде́нно причасти́тися пречи́стых Твои́х Та́инств, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ами́нь.
Святые Отцы о Причащении
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную.
Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественные тело и кровь.
Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».
Святитель Кирилл Александрийский:
«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».
Надо ли причащать ребенка после крещения. Причастие после крещения: смысл таинства Первое причастие после крещения
=> Говорят, что можно впервые причаститься сразу после Таинства крещения?
— Существует такая практика, когда после Таинства крещения новокрещеный удостаивается причаститься святых Христовых Таин. Отслужив Божественную литургию, священник оставляет Святые Дары и после Таинства крещения всех причащает Святыми Дарами. Богословски это обоснованно, потому что при Таинстве крещения человек очищается от своих грехов, становится духовным новорожденным. Мы знаем, что младенец — это ангелок, он безгрешен. Поэтому человек, только что родившийся духовно, как духовный младенец, может принять в себя Тело и Кровь Христовы. Даже если это взрослый человек. При Таинстве крещения одна из последних молитв, которая звучит при пострижении власов, возносится обо всех крещаемых, как о младенцах, независимо от возраста тех, кого мы крестим — в очах Божиих это младенцы, только что духовно родившиеся.
=> Когда можно причаститься, если человек принял крещение?
— Желательно в ближайшее время, как правило, в течение недели. Без исповеди или с исповедью — это на усмотрение священника. Если священник знает этого человека, он поинтересуется, может, человек уже успел совершить какой-то грех после Таинства крещения. А если не причастились в течение недели, если прошло больше времени — тогда, конечно, нужно идти на исповедь.
=> Как причащают младенцев?
— До трехлетнего возраста малышей причащают без исповеди. Более того, к ним не применимо правило, что к причастию нужно подходить строго натощак. Младенцев нужно кормить как положено, по их расписанию. Есть такая особенность — младенцев причащают только Кровью Христовой. А уж когда зубки прорежутся, можно причащать и Телом. До 7-летнего возраста детям дозволяется приходить к церковному Таинству без исповеди. Но надо приучать детей, чтобы они приходили натощак, учились читать молитвы. Не должно быть насилия со стороны родителей, только убеждение, разъяснение. А после 7-летнего возраста надо учить ребенка исповедоваться.
=> Чтобы причаститься, нужно сначала прийти на вечернюю службу, отстоять ее, потом на утреннюю, к литургии. Разве ребенку столько выстоять?
— Это в идеале. Главное, чтобы ребенок пришел в храм сам, с желанием — пусть для начала на то время, какое вытерпит. Часто бывает, что придут мамы с малышами, дети и устанут, и есть захотят, они плачут, нервничают. В результате страдают все — и сам кроха, и его близкие, и остальные прихожане. Поэтому если вы хотите причастить только малыша, приходите с ним незадолго до причастия. А если сами хотите исповедоваться и причаститься, лучше приходите в храм без детей, оставьте их на попечении бабушек-дедушек или других членов семьи. Детей постарше надо постепенно приучать приходить вовремя и стоять всю службу. Подчеркну — постепенно и без насилия со стороны родителей.
Советы идущему в церковь
Прежде всего желательно прочесть утренние молитвы, привести в порядок свои мысли, душу и тело. Примириться с близкими, прогнать плохие мысли, настроиться духовно. Нужно заблаговременно позаботиться и об одежде. Женщинам недопустимо приходить в церковь в брюках или мини-юбках, с непокрытой головой или яркой косметикой. Нужно помнить о том, что храм — это дом Божий, и относиться к нему с большим почтением.
Посещение храма для верующего человека — это праздник. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение всех добрых начинаний христианина.
Если вы готовитесь к исповеди и причастию, то в храм нужно приходить натощак. В остальных случаях — на ваше усмотрение.
Благочестивые христиане посещают храм в субботние и воскресные дни, а также в праздники. В церковь ходят также для участия в таинствах, чтобы подать записки о здравии и упокоении близких, поставить свечки и просто помолиться, когда позволяют время и возможности.
Есть особая молитва для идущих в церковь: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Перед входом в храм нужно трижды перекреститься. Мужчина при этом обязательно снимает головной убор, а женщина должна быть с покрытой головой. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение, можно мысленно прочесть надпись над входом: «Благословен грядый во имя Господне» («Благословен тот, кто идет во имя Господне»).
Следует также мысленно произнести молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному».
Если идет служба, старайтесь никому не мешать. Присмотритесь, как ведут себя прихожане, и осеняйте себя крестным знамением, когда все крестятся. Осенение себя крестным знамением и поклоны совершаются в определенные моменты Богослужения.
Если вы хотите приложиться к иконе, надо, не торопясь, благоговейно, со страхом Божиим и с верою перекреститься два раза, поцеловать икону и, перекрестившись еще раз, отойти. Прикладываться нужно не к самим ликам, а к одежде изображенных святых.
Возрастная категория материалов: 18+
Общая информация о таинстве причастия
Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни. Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом. Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.
После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.
При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.
Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.
Первое причастие после крещения
Первое причастие после крещения — целое событие не только для ребенка, но и для его духовных родителей. Во время таинства его душа впервые откроется небесным силам. Что необходимо знать родителям о сроках проведения причастия? Оно проходит после того, как ребенок был окрещен. Если младенец еще слишком мал, многие родители предпочитают пренебречь таинством причастия или откладывают его на более поздний срок. Православная церковь не одобряет такое поведение.
По установленным духовенством правилам причастие младенцев после крещения проводится на второй день. Откладывать его на более поздний срок крайне не рекомендуется.
Как готовятся к причащению взрослые
Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения. Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни. Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.
В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:
Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.
При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.
Исповедь
Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.
Молитва
Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.
установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое, но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия?
Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни.
Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.
К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться.
Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. До?лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи.
Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до?лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально со священником.
Дети, больные и престарелые, кто не может говеть по строгим правилам, могут причащаться.
Дети до семи лет не говеют и не исповедуются и желательно их причащать как можно чаще. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины тоже освобождаются от строгого поста.
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники.
Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.
Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме
, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди, при чем правая рука должна быть на левой; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.
Говение взрослого после крестин
Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.
Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:
Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.
Причастие взрослых
Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.
Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:
Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.
Как проводится обряд в церкви
Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.
При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:
В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.
Процесс проведения таинства
Как проводится после Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.
В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.
Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении. После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек. Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.
После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.
Подготовка ребенка к причастию
Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.
Груднички
Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих. Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию. В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.
Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки. Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться. Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.
С 3-летнего возраста
В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда. Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания. Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.
Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.
Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:
Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.
После 7 лет
Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.
Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.
Кому нужно исповедоваться
Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.
Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.
Если крестился взрослый человек, он должен соблюсти правила подготовки к Причастию, но исповедоваться после Крещения не нужно, хотя и можно. Крещение смывает все грехи — оно само по себе как Исповедь. Если что-то тяготит вашу совесть, если есть какие-то вопросы, исповедуйтесь.
Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться
В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.
Что нужно для крещения грудничка
Что взять с собой на крещение грудничка
Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:
Как одеть грудничка на крещение
При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам.
Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.
Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.
Чем является крещение? Можно ли причащать некрещеных детей?
Крещение – это самый первый, основной и главный обряд в жизни христианина. Только после его прохождения становятся доступны для участия другие таинства и в первую очередь, конечно же, Евхаристия. Соответственно, ответ на вопрос о том, можно ли причащать младенца без крещения, будет отрицательным. Разумеется, взрослые люди, не прошедшие через данный обряд, к причастию не допускаются. Это правило весьма категорично и никаких исключений из него не бывает.
Вопросы о том, можно причащать некрещеных младенцев, часто возникают у людей, мало знающих о христианских традициях, но старающихся посещать храмы. Аргументируются они обычно тезисом о том, что дети безгрешны, соответственно, их вполне можно допускать до церковных таинств. Однако это не так. Для человека, не прошедшего через обряд крещения, вне зависимости от его возраста, в причастии нет ни малейшего смысла. Иными словами, для малыша, над которым не совершался обряд крещения, Евхаристия станет всего лишь проглоченной ложкой вина.
Смысл обряда не только в том, что человек причисляет себя к христианам, но и в его духовном перерождении. Во время этого таинства водой смываются все совершенные ранее грехи. Человек словно умирает для своего прежнего существования и возрождается от Святого Духа для новой, праведной жизни.
В связи с этим у современных родителей, как правило, не воспитывавшихся в христианских традициях, нередко возникает вопрос о целесообразности крещения новорожденных. В православной традиции не существует никаких возрастных ограничений для совершения этого обряда. В крещение же младенцев вкладывается особый смысл – это знак того, что родители станут растить и воспитывать малыша в христианской традиции.
Какое вино используется при совершении таинства?
Зачастую в вопросах родителей о том, чем причащают младенцев в церкви, присутствует интерес к сорту вина. Это действительно важно, поскольку данный напиток, даже будучи разбавленным, способен вызвать аллергическую реакцию у новорожденного.
Как правило, в большинстве российских церквей для совершения таинства причастия используются крепленые десертные вина из красных сортов винограда, например, «Кагор». Однако использование именно таких вин вовсе не является незыблемым правилом.
В каждой местности существуют собственные традиции того, какое вино будет символизировать во время священнодействия кровь Господню. Например, в греческих церквях нередко причащают прихожан белыми винами или же их смесью с красными, а в Грузии традиционно используется «Зедаше».
Соответственно, тем родителям, которым по каким-либо личным причинам важно знать, чем причащают младенцев в церкви, следует побеседовать со священником, служащем в том храме, где планируется приобщиться с малышом к таинству. Не нужно стесняться задавать вопросы священнослужителям, особенно в том случае, если они продиктованы не праздным любопытством, а опасениями или сомнениями.